Наши партнеры

https://dragonmoney101.online
Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 107)


ГИМАТИИ, гиматион (греч. ???????),- один из основных видов др.-греч. одежды. Представлял собой плащ в виде длинного четыр„хугольного куска ткани, левый верхний конец к-рого спускался через левое плечо на грудь, а правый пропускался под правой рукой и закидывался через левое плечо (иногда покрывалось также и правое плечо). Г. актера-трагика отличался от бытовой одежды главным образом яркостью и пестротой расцветки и походил, по древним свидетельствам, на пышное культовое одеяние гиеро-фанта (жреческая должность на элевсинских религиозных празднествах). В комедиях Г. актера приближался к бытовой одежде. С. А.

"ГИМНАЗИСТЫ" - пьеса в 4 д.. 9 к. К. А. Тренева (из жизни гимназии в одном из губернских городов в нач. 1905). Пост. 22 апр. 1936 в Госцентюзе, Москва (реж. Коле-саев, худ. Варпех; Черничкин - Сем„нов, Оля Черничкина- Щекина, Воронина - Круглова, Павел Воронин - Козлов, Адамов - Рудин, Хрящев - Хмыров, Сарданапаленко - Гав-рилов). В 30-е гг. пьесу пост. многие ТЮЗы страны: Куйбышевский, Сталинский (Зал Сибирь) - 1936; Донецкий (Воро-шиловград). Сталинградский - 1937; Архангельский, Тульский - 1938; Тамбовский - 1939 и др.

В 1950 "Г." пост. ЛенТЮЗ (реж. Каганов, худ. Берман;

Директор гимназии - Адрианов, Адамов - Тейх, Павел Воронин - Филиппов, Воронина - Савицкая, Карас„ва - Авксеньева, Сарданапаленко - Шифман, Оля Черничкина- Оборина, Братин - Гаврилов). В 1953 "Г." пост. в МТЮЗе (реж. Цетнерович, худ. Талалай; Директор гимназии - В. Яковлев, Адамов - Колесников, Хрящев - Магула, Черничкин - Деревицкий, Виктор Югов - Рождественский, Югов-отец - Дагмаров)

В 50-е гг "Г." ставили: Саратовский ТЮЗ им. Лединского комсомола, 1952; Тбилисский русский, 1953; Горьковский, Хабаровский, 1953; Ивановский, Клайпедский, Тульский (вторично), 1954; Казанский, Куйбышевский (вторично), Иркутский, Владивостокский, Кировский, Астраханский, 1955; т-р для детей и юношества Казахской ССР (Алма-Ата), Львовский ТЮЗ им. Горького, 1956; Новосибирский, Одесский, Вологодский ТЮЗы, 1957. и мн. др.

И э д а н и я.- Первое изд. "Г."-Т ? е н „ в К., Гимназисты, М., 1936; из последующих изданий: Трен„в К. А., Пьесы, М., 1946.

ГИМНАСТИКА (греч. ??????????) (в ц и ? к е) - цирковой жанр. Г. включает демонстрацию упражнений на гимнастич. снарядах, турнике, рамке, трапеции, кольцах, ренских кол„сах и т п. Г. разделяется на партерную (артисты работают на снарядах, укрепл„нных на арене) и воздушную (артисты работают на снарядах, укрепл„нных на большой высоте). Гимнастич. снаряды бывают неподвижными и подвижными (качающимися и движущимися по окружности), В совр. цирке широкое распространение получили номера, в к-рых принимают участие два гимнаста - один из партн„ров, зацепившись ногами за рамку, повисает вниз головой и держит другого, к-рый в это время проделывает гимнастич. упражнения. В 60-х гг. 19 в. был изобрет„н особый вид воздушной гимнастики - воздушный пол„та.

В цирках нек-рых стран Европы и Америки в демонстрации иск-ва Г. делается упор на эффекты, связанные с опасностью для исполнителя. В советском цирке специальные меры предосторожности устраняют риск и сосредоточивают внимание актеров и публики на мастерстве исполнения. Советские Г. показывают в своих упражнениях силу, ловкость, смелость, образцовое уменье владеть своим телом. Среди сов. гимнастов: Е. И. Мо-рус, В. М. Лисин, Е. Л. Синьковская, А. Н. и М. К. Ширай, П. С. Чернега, С. А. Разумов, А. Баранен-ко и др.; среди гимнастов мирового цирка мекс. артисты Кадо-на - первые исполнители тройного сальто в воздушном пол„те.

ГИН‚ЙКА, Аль-фонсас Иозович (р. 5.1. 1915)- советский артист цирка; эквилибрист. Засл. арт. Литовской ССР (1954). Работу в цирке начал в 1938. Один из организаторов и первый худ. рук. литовского циркового коллектива.

ГЙНЕК (Hynek), Франтишек (1837- 1905) - чешский артист онеры (бас) и режиссер. В 1862 окончил Органную школу в Карлино и в этом же году впервые выступил на оперной сцене в Штутгарте. В 1863-66 работал во Временном т-ре в Праге. С 1866 - солист Нац. т-ра. Партии: Кецал ("Проданная невеста"), Янек ("В колодце" Блодека), Лепо-релло ("Дон Жуан"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Николаи), Марсель ("Гугеноты"), Гремин ("Евгений Онегин") и др. Одновременно работал режиссером Нац. т-ра; особым успехом пользовались его пост. опер Вагнера. Л. Т.

ГИНЗБУРГ, Александр Осипович (р. 16.VI.1916) - советский режиссер. Нар. арт. Узб. ССР (1959). В 1939 окончил режиссерский ф-т ГИТИСа. Работал в Тбилисском рус. ТЮЗе. С 1946 - гл. реж. Ташкентского узб. ТЮЗа, затем - Т-ра Советской Армии Туркм. воен. округа. Пост. в этих т-рах спектакли - "Сказка о правде" Алигер, "Молодая гвардия" (собств. инсц. романа Фадеева). В 1951-58, с 1960-гл. режиссер узб. Т-ра драмы им. Хамзы (Ташкент). Творчество Г. имело большое значение для развития этого т-ра. Здесь он пост. спектакли: "За тех, кто в море" Лаврен„ва (1947), "Мещане" (1951), "Ревизор" (1952);

"Ш„лковое сюзане" Каххара (совместно с Т. Ходжае-вым, 1952), "Рассказ о Турции" (1953), "Легенда о любви" Назыма Хикмета (1953), "Разбойники" (1955), "Юлий Цезарь" (1958). Спектакль "Дочь Ганга" (собств. инсц. романа Р. Тагора "Крушение", 1956) был показан в Москве как один из лучших спектаклей

1956 года. Спектакль "Алжир, родина моя!" (собств. инсц. романа Диба "Большой дом") награжд„н дипломом первой степени на всесоюзном фестивале т-ров в

1957 и показан в Москве. В 1958-60 Г.- гл. режиссер Ташкентского рус. т-ра им. М. Горького, где пост. спектакли: "Тайфун" Цао Юя (1957), "История пустой души" (по роману М. Горького "Жизнь Клима Сам-гина", 1958). Был автором и постановщиком пьесы "Дракон и солнце" (1958), обличающей атомную войну; пост. пьесу совр. индийского драматурга Прагд-жи Доса "Испорченный реб„нок" (1959), "Иркутскую историю" Арбузова (1960). Тонкие и глубокие по замыслу спектакли Г. отмечены яркой выразительностью, многогранным раскрытием актерских индивидуальностей. Г. свойственно стремление отражать в сценич. иск-ве значительные проблемы, создавать спектакли, исполненные гуманизма и чувства современности. С 1951 вед„т педагогич. работу в Ташкентском театр. ин-те. А. Р.

ГИНЗБУРГ, Сем„н Львович [р. 10 (23).V. 1901]- русский советский музыковед и педагог. Окончил Ин-т истории иск-в (ф-т музыки) и ун-т (историко-фи-лологич. ф-т) в Ленинграде. С 1935 - проф. Ленингр. консерватории.

С о ч.: Франц Шрекер и его опера "Дальний звон". Л., 1926; "Служанка-госпожа". Опера-буфф Перголези, Л., 1933;

"Сорочинская ярмарка". Опера М. П. Мусоргского, М., 1935;

Грузинская классическая опера, "Театр", 1937, ј 7; Музыкальный театр грузинского народа, "Жизнь искусства", 1939, ј 9; Русский музыкальный театр. Л.-М., 1941, и др.

ГИННЕСС (Guinness), Алек (р. 2.IV.1914) - английский актер, режиссер. Дебютировал в Лондоне в 1934 на сцене "Нью т-ра" в роли Осрика ("Гамлет"), В сезон 1936-37 был приглаш„н в т-р "Олд Вик" (Лондон), в к-ром сыграл роль сэра Эндрю ("Двенадцатая ночь"). Это успешное выступление утвердило положение Г. в этом т-ре, где позднее он сыграл роли Гамлета; Шута ("Король Лир"), Ричарда II;

Дофина ("Святая Иоанна" Шоу), Хлестакова. Среди др. ролей: Федотик ("Три сестры", "Куинс т-р"), Митя ("Братья Карамазовы" по Достоевскому, инсц. Г., "Лирик т-р") и др. Осуществил ряд пост., среди к-рых "Двенадцатая ночь" (1948, "Нью т-р", "Олд Вик"), "Гамлет" (1951, "Нью т-р"). Снимался в кино.

Лит.: Т у n a n К , Alee Guinness, 2 ed., [L.], 1955 ф, К.

ГИНЬОЛЬ (Guignol) - 1) Персонаж французского театра кукол. Принадлежит к виду т. н. "ручных", иди "верховых", кукол Г. Маску Г. создал в конце 18 в. директор Лионского т-ра кукол Л. Мурге (1745-1844), явившийся и автором первых пьес с участием Г. Этот персонаж представлял собой тип жизнерадостного, остроумного и циничного лионского кустаря, говорил на местном диалекте (canut), как и его постоянный партн„р Нъяфрон. Был гл. героем комедий, водевилей и фарсов, входивших в репертуар т-ра Мурге. Спектакли с участием Г., насыщенные элементами политич. и бытовой сатиры, вызывали многочисл. подражания, к-рые, однако, привели к превращению пьес с образом Г. в буржуазно-мещанский водевиль и фарс. Образ Г. стал традиционным и таким же популярным во Франции, как Петрушка в России, Гансвурст и Кашперль в Германии, Каш-парек в Чехии, Панч в Англии.

Лит.: Maindron Ch., Marionettes et guignols, P., 1900; V i s a ? T., Le Gruignol lyonnais, P., 1910; D e s ? e ?? a y F." Laurent Mourget et Guignol, Lyon, 1912; [? ? ? f г i о I.], Theatre lyonnais du Guignol, ?. 1-2, Lyon, 1865-1869, ?. ?, Lyon, 1910 (сб. репертуара); Les parodies de Guignol, ?. 1-2, Lyon, 1912; D ? с r e t E., Theatre de Guignol, ?. 1-2, P., 1914;

Nouveau recueil de pieces de Guignol, Lyon, 1925. Ц. Б.

2) Наименование пьес, спектаклей и отдельных сценич. при„мов, основой к-рых является изображение различных преступлений, злодейств, скабр„зных сценок, избиений и пыток и т. п. Происходит от названия парижского т-ра "Гран Гиньоль", возникшего в 1899 на базе "Театра-Салона" (на ул. Шапталь). В репертуар этого т-ра входили пьесы О. Метенье, М. Моррея, затем К. Шуази, возглавлявших в разное время т-р. Эти драматурги выступали и как режиссеры, способствуя своей деятельностью утверждению Г. среди бурж. зрителей, искавших сильных ощущений. Популярным драматургом, работавшим для этого т-ра, был А. де Лор т "ирвдц ужаса"), написавший пьесы (один и в сотрудничестве с др. авторами) "У телефона", "Лаборатория галлюцинаций", "Медленная смерть", "Последняя пытка" и др. В т-ре "Гран Гиньоль" ставились детективные пьесы, инсценировки бульварных романов, во многом близкие мелодрамам 1-й пол. 19 в. Ряд пьес был написан по произведениям Э. По ("Система доктора Гудрона и профессора Плюм" и др.). В 1925 здесь была пост. пьеса "Кабинет доктора Калигари", входившая в 20-е гг. в репертуар т-ров экспрессионистского направления. Среди деятелей т-ра "Гран Гиньоль" получили известность во Франции А. Бом, Р. Берсон, Ж. Сартен (автор пьесы "Коготь", выдержавшей св. 1000 представлений), Северин-Марс, К. Орваль и др. Попытки подражания т-ру "Гран Гиньоль" в др. парижских т-рах - "Т-р двух масок", "Т-р смеха и ужаса" - не имели успеха. В наст. время (1960) т-р "Гран Гиньоль" (работающий в квартале Пигаль) возглавляет Р. Машар. В репертуаре этого т-ра пошлые развлекательные фарсы, "жестокие" мелодрамы и т. п., аморальные и антигуманистич. по направленности. В 20-е гг. под влиянием "Гран Гиньоля" подобные т-ры возникли в Италии и Германии. В России спектакль типа Г. (переводная пьеса "Клуб самоубийц") был поставлен в 1908 В. Р. Гардиным и показан на строительной выставке в Петербурге.

Лит.: Antona-Traversi С., Histoire du Grand-Guignol, Р., 1933; Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, [М.], 1960, о, 15-20.

ГИПОКРЙТ (?????????, букв.- тот, кто отвечает) - одно из наименований актера в Др. Греции. По мнению исследователей древнегреч. драмы, первоначальная функция единственного актера древнейшей хоровой трагедии-кантаты состояла в том, чтобы "отвечать" своими монологами на вопросы, содержащиеся в песне хора. В качестве примера обычно приводится дифирамб Бакхилида (относится к более позднему времени), где хор зада„т вопросы, а актер на них отвечает. Существует и другое объяснение термина "Г.", основывающееся на том, что это слово употребляется в др.-греч. языке также в значении "толкователь" Отсюда ряд уч„ных делает вывод, что в задачу актера на ранней стадии развития трагедии входило толкование мифа, составлявшего е„ содержание. В Я.

ГИПОРХЕМА (????????) - в Древней Греции род хоровой песни, сопровождаемой пляской и мимич. игрой. Обычно носила радостный, оживл„нный характер. Зарождение Г. как лит. жанра связывается с именем Фадеса (ок. 7 в. до н. э.), к-рый использовал песни своей родины - Крита. Вначале Г. развивалась как самостоятельный лирич. жанр; с возникновением трагедии Г., наряду с другими видами торжественной лирики, вошла как составная часть в представления трагедий. С. А.

ГИПОСКЕНИЙ (?????????? - помещение под ске-ной) - в древнегреческом театре эллинистического периода пространство под полом проскения. От ор-хестры находившейся впереди и ниже проскения, Г. отделяла стена, украшенная колоннами и статуями. Из Г. по особой лестнице поднимались на проскений актеры, изображавшие духов умерших или богов. С. М.

ГИППИУС, Зинаида Николаевна (1869-1945) - русская поэтесса. Представительница символизма, декадентства, активный противник реализма. Лит. деятельность начала в 1888. Как драматург впервые выступила в 1907 ("Маков цвет", совм. с Мережковским и Философовым). В своих пьесах из жизни интеллигенции, написанных на семейно-бытовую тематику, Г. проповедовала идеи непротивления злу насилием. Популярностью пользовалась пьеса Г. "Зел„ное кольцо" (1915, Александрийский т-р, 1916, 2-я Студия МХТ и др.). Автор критич. статей (псевд. Антон Крайний), в т. ч. и о театре ("А. П. Чехов", "О театре" и др.). В 1920 эмигрировала за границу. E. X.

ГИПРОТЕАТР - научно-исследовательская организация в области театр. архитектуры; Гос. институт по проектированию театрально-зрелищных предприятий (Москва). Существует с 1934 (в разное время наз. Архитектурно-проектные м а с-терские,Теапроект,Теакинопроект, Теапроектстроймонтаж) первоначально в системе Наркомпроса, с 1936 - в системе Комитета по делам искусств при СНК СССР, с 1953- в системе Министерства культуры СССР. В задачи Г. входят проектирование новых театр.-зрелищных зданий (преим. по экономичным типовым проектам), а также сценические, электромеханические, санитарно-технические и пр" реконструкции уже существующих помещений. Одна из капитальных работ Г. последнего времени - реконструкция сцены и механики Кремл„вского т-ра (б. клуба им. Я. М. Свердлова). Т. проводит проектные работы и оказывает консультационно-технич. помощь и зарубежным организациям (в Румынии, Корее, Бирме и др.). С 1958 Г. выпускает иллюстрированный "Информационный бюллетень". А. III н.

ГИРО (Guiraud), Эрнест (23.VI.1837 - 6.V.1892) - французский композитор и педагог. Сын и ученик композитора Ж. Б. Гиро. Член Института Франции (с 1891). Композиции обучался в Париж, консерватории у Мармонтеля, Барберо и Галеви. Окончив консерваторию в 1859, начал активную композиторскую деятельность, гл. обр. как автор комич. опер, ставившихся в парижских т-рах: "Сильвия" (1864, "Опера комик"), "Узник" (1869, "Т-р лирик"), "Кобольд" (1870, "Опера комик"), "Мадам Тюрлюпен" (1872, т-р "Атеней") и др. Наибольший успех имела комич. опера "Пикколино" (1876, т-р "Опера комик"), отличающаяся мелодич. свежестью, занимательностью сюжета и остроумием. Последующие оперы "Любовноеприключение" (1882, т-р "Опера комик") и "Фредегон-да" (закончена К. Сен-Сансом и П. Дюка, 1895, т-р "Гранд-Опера") успеха не имели. Опера "Огонь" сохранилась в отрывках ("Персидские танцы"). Эк-лектич. характер опер Г. определил их недолговечность. Г. написал также балет "Гретна Грин" (1873) и ряд соч. в др. жанрах. Г. закончил инструментовку оперы "Сказки Гофмана" Оффенбаха и написал речитативы к опере "Кармен". С 1876 Г.- профессор композиции Парижской консерватории, среди его учеников - К. Дебюсси, П. Дюка и др. Автор "Трактата об инструментовке" (Париж, 1895). Римская премия (1859).

Лит.: I m b е г t H., Ernest Guiraud, в кн.: Medallions contemporains. P.. 1903, c. 285-94. ff. Ш.

ГЙРШБЕЙН, Перец Львович (26.XI. 1881-1949)-еврейский поэт, драматург и режиссер. Первые пьесы Г.- "Мириам", "Интеллигент", написанные в 1904-Ов, содержат реалистич. элементы. Позднее Г. становится эпигоном мистико-символистских направлений (пьесы "Одинокие миры", "Обручение"). Г. написал серию стилизованных нар. драм и комедий: "Пустая корчма", трилогия "Зел„ные поля" и др. Пьесы Г. ставились на мн. евр. сценах, в переводах шли в Англии, Германии. В России шла пьеса Г. "По ту сторону реки" (1908, Одесский рус. т-р, пост. Марджанова). Г. был организатором и режиссером евр. драм. труппы в Одессе (1908-10). С этой труппой Г. объездил почти все города, познакомив зрителей "черт еврейской оседлости" с лучшими произв. И. Л. Переца, Шолом-Алейхема, Ш. Аша, Д. Пинского; в т-ре ставились также произв. самого Г. С 1914 жил в Америке, где написал несколько пьес.

Соч.: Собрание драматических произведений, т. 1-5, Нью-Йорк, 1916 (на евр. языке); Одинокие миры. Сб. драматических произведений, пер. с евр., т. 1, СПБ, 1908; Обручение, в кн.: Литературно-худож. альманах Изд-ва "Шиповник", кн. 11, СПБ, 1909. А. Шн.

ГИСАНЭ - в армянской мифологии умирающий и воскресающий бог животворящей природы, ипостась Диониса. Другое наименование - Ара Прекрасный. Служители в храме Г. назывались гусаны. Это наименование перешло в эллинистич. Армении на актеров, т. к. театральное искусство было связано с культом предков. Обряд погребения Г. с участием гусанов был перенес„н в церемонии похорон представителей зиати. Дзайнарку-гусаны (оплакивающие) изображали подвиги усопшего "пением, показом и танцем под звуки пандпра" (Мовсес Хоренаци, 5 в.). До 18 в. армянские актеры сохраняли культовый атрибут Г.- головной убор, изображавший хвост кометы. Г. Г

ГИСТРИОН (от лат. histrio) - 1) актер в Др. Риме. Г. составляли труппу, к-рая возглавлялась актером, вышедшим из их среды. Первоначально Г. играли без маски, к-рая была введена лишь в 1 в. до н. э. под влиянием греческого театра. Женские роли исполнялись мужчинами. Г. вербовались обычно из низов общества, иногда из рабов, не имели никаких гражданских прав и могли быть подвергнуты телесному наказанию. Только некоторые Г., достигшие широкой известности, пользовались поч„том. С, А.

2) Народный бродячий актер эпохи раннего средневековья (9-13 вв.). Истоки иск-ва Г.- в сельских обрядовых играх. Постепенно Г. становились выразителями интересов городских народных масс. Г. был одновременно рассказчиком, музыкантом, танцором, певцом, гимнастом, дрессировщиком животных и т. д. Иск-во Г. развивалось в нескольких направлениях: цирковые выступления, творчество сказителей и исполнителей, поэтов и песнотворцев (трубадуры и труверы; первые средневековые драматурги Ж. Бодель и Адам.де ла Аль-были тру веры).

Г. объединялись в особые "братства", из к-рых впоследствии образовывались кружки актеров-любителей. В разных странах Г. получали различное наименование: во Франции жонгл„ры, в .Италии мимы, в Германии шпильманы, в Испании хугляры, в Польше франки, в России скоморохи. Разновидностью Г. были ваганты. Г. подвергались гонениям со стороны светских и духовных властей. К концу 13 в. слились с городской театр. самодеятельностью, получившей широкое развитие.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С С. Мокульского, т. l, M., 1956; Дживеле-г о в А. К., Народные основы французского театра (жонгл„ры), в кн.: Ежегодник института истории искусств. Театр. М., 1955; Reich H., Der Mimus, Bd l, Tl 1-2, В., 1903;

F a ra l Е., Les Jongleurs en France au moyen age, P , 1910. pp. Б.

ГЙТГАРЦ, Илья Александрович [р. 18 (30).III. 1893] - белорусский советский дириж„р. Засл. деят. иск-в БССР (1955). В 1910-16 учился в Петерб. консерватории. Был одним из организаторов и дириж„ров Белорус. оперной студии (1930-36). В 1947-51 Г.- дириж„р Белорус. т-ра оперы и балета (Минск). Вед„т педагогическую работу (доцент оперного класса) в Минской консерватории. Г. дирижировал операми "Кастусь Калиновский" Лукаса (1947), "Князь Игорь" (1934), "Пиковая дама" (1936), балетом "Князь-озеро" Золотар„ва (1955) и др. Работал в оперных т-рах Куйбышева, Ташкента, Фрунзе и др. городов. Б р. С.

ГИТИС (Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского) - старейшее и самое крупное в Советском Союзе высшее театральное учебное заведение.

Основание ГИТИСа относится к 22 сентября 1878, когда П. А. Шостаковским была открыта муз.-драм. школа, через пять лет переданная им Моск. филар-монич. обществу, директором к-рого он являлся. Переименованная в Муз.-драм. училище, школа в 1886 была приравнена (по уставу в учебных правах) к консерваториям. Среди педагогов уч-ща - крупные деятели музыкального и драм. иск-ва, в т. ч. артисты Малого театра О. А. Правдив и А. И. Южин. В 1891-1901 в уч-ще преподавал В. И. Немирович-Данченко, многие ученики к-рого по филармонии (И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) в 1898 вошли в основной состав Моск. Художеств. т-ра. Из Муз.-драм. уч-ща вышли Л. В. Собинов, Е. К. Лешковская, И. Н. Певцов, Е. Н. Гоголева, В. Э. Мейерхольд, А. С. Пирогов, Вас. Калинников и др.

После Октябрьской революции уч-ще было в 1918 переименовано в Муз.-драм. ин-т, в 1919 - в Гос. ин-т музыкальной драмы, к-рый в 1922 реорганизован в Гос. ин-т театр. иск-ва. В это время ин-т объединял 9 отдельных т. н. "производственных мастерских", каждой из к-рых руководил свой мастер. Творческие позиции мастеров были различны и во многом диаметрально противоположны: от традиционного реализма А. П. Петровского до левых исканий В. Э. Мейерхольда. Искусственно объедин„нные мастерские быстро стали отходить от ин-та.

В результате разлада в учебном процессе, неч„ткости учебных планов и программ ГИТИС в 1925/26 учебном году был перевед„н на положение Центрального техникума театрального искусства (ЦЕТЕТИС) повышенного типа с тем же 4-летним сроком обучения. В состав техникума входили отделения: драматическое, музыкально-драматическое (оперное) и клубно-режиссерское.. Среди преподавателей - старейший педагог А. П. Петровский, воспитанник МХАТа Б. М. Сушкевич, режиссеры Л. В. Бара-тов, В. Л. Нардов, дириж„.р А. Б. Хессин.

В 1930 внутри техникума был открыт режиссерско-педагогич. ф-т, организованы директорский и театроведческий ф-ты. В 1931 на основе выделившегося из техникума Государственного института театрального искусства, Центрального техникума театрального искусства и Театрального рабфака, вышедшего из Объедин„нного рабфака искусств, создан Учебно-театральный комбинат ("Теавуз"). В январе 1934 ему присвоено имя А. В. Луначарского. К осени 1934 в институте открыт актерский факультет.

В июле 1935 Театральный комбинат был реорганизован в Гос. ин-т театрального искусства им. А. В.Луначарского с тремя факультетами: режиссерским, актерским и директорским. Театроведческий факультет был закрыт (восстановлен вновь в 1937). Директорский факультет прекратил существование к 1939.

Во 2-й пол. 30-х гг. происходит процесс дальнейшего становления ГПТИСа как всесоюзного высшего учебного заведения. На педагогическую работу в институт приходит большая группа мастеров МХАТа во главе с Л. М. Леонидовым, M. M. Тархановым и В. Г. Сахновским. В ин-те, наряду с имевшими место кафедрами режиссуры, истории театра, литературы, социально-экономических наук, создаются новые кафедры: мастерства актера (1937), сценической речи, музыкальных дисциплин, иностранных языков (1939). Научно обобщая опыт театральной педагогики, кафедры института становятся базой учебно-методической и научно-исследовательской работы профес-сорско-преподавательского состава; учреждается научная аспирантура; ГИТИС относится к разряду высших учебных заведений, имеющих право присуждать уч„ные звания и степени.

В эти годы в ГИТИСе получает бурное развитие замечательная традиция, явившаяся следствием мудрой национальной политики Советского государства: с 1929 здесь появляется национальное отделение, готовящее актеров, певцов и режиссеров для национальных театров страны. В 1931 ин-т пер-еш„л на систему воспитания самостоятельных национальных студий.

Подготовленные институтом национальные театральные коллективы заложили основу проф. театров во многих союзных и автономных республиках СССР. К 1960 ГИТИС выпустил 28 национальных студий, составивших новые театральные организмы или пополнивших уже существующие театры в республиках Средней Азии, Северного Кавказа, Прибалтики, Поволжья и других районах СССР. Имея теперь одновременно в сво„м составе 5 национальных студий, институт ежегодно выпускает и принимает по одной студии. В 1946 в ГИТИСе впервые в истории создаются отделения по подготовке режиссеров-балетмейстеров и оперных режиссеров, в 1951 открывается отделение актеров музыкальной комедии, в 1958 - отделение педагогов хореографии. В институте начинают обучаться студенты и аспиранты из зарубежных стран.

В этот период увеличение учебных специальностей, углубление и расширение учебных планов и разрабатываемых научных проблем потребовали создания в институте новых кафедр: философии, истории зарубежного театра, истории изобразительного искусства, хореографии, музыкального театра, вокала, истории театра народов СССР, сценического движения.

В настоящее время ин-т имеет три факультета: актерский с национальными студиями при н„м, режиссерский и театроведческий, а также самостоят. отделения: балетмейстерское, актеров муз. комедии, педагогов хореографии и режиссеров муз. театра.

В ГИТИСе обучаются 500 студентов - представителей свыше 40 национальностей Советского Союза, стран народной демократии и других зарубежных стран: русские, украинцы, белорусы, казахи, таджики, чуваши, адыгейцы, туркмены, эстонцы, литовцы, латыши, китайцы, вьетнамцы, монголы, чехи, болгары, албанцы, немцы, индонезийцы, французы и т. д. На заочном отделении института обучаются ок. 500 творческих и руководящих рботников т-ров и учреждений культуры. В заочной и очной аспирантуре ГИТИСа производится подготовка педагогических и научных кадров по специальностям: марксистско-ленинская эстетика, режиссура, история русского и советского т-ра, т-ра народов СССР, зарубежного т-ра, т-ра стран народной демократии, мастерство актера, хореография, сценическая речь. За последние годы в ГИТИСе проводится работа по расширению производственной практики студентов в театрах и клубах, систематически даются спектакли в Учебном т-ре ин-та (создан в 1958). В 1960 при ГИТИСе открыты Высшие режиссерские курсы, творческими лабораториями к-рых руководят А. Д. Попов, Н. П. Охлопков, Р. Н. Симонов, Л. В. Баратов и др.

К преподаванию в ин-те привлечены и многие годы в н„м работают крупные мастера столичных театров у являющиеся учениками и последователями великих реформаторов сценического искусства К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а также видные уч„ные - теоретики и историки театра. Среди них: по режиссуре драматического театра-А. Д. Попов, Ю. А. Завадский, Н. В. Петров, М. О. Кнебель; по режиссуре музыкального театра-Л. В. Баратов, Б. А. Покровский, И. М. Туманов; по хореографии-- Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский, А. В. Шатин, Н. И. Тарасов; по актерскому мастерству-В. А. Орлов, И. М. Раевский, О. И. Пыжова, Б. В. Бибиков, В. В. Готовцев, Г. Г. Конский и др.; по истории театров русского и советского, народов СССР, зарубежного-Б. Н. Асеев, Б. В. Алперс, П. А. Марков, Ю. А. Дмитриев, Б. И. Ростоцкий, В. А. Филиппов, Г. И. Гоян, Г. Н. Бояджиевидр. Много лет в ГИТИСе преподавали известные режиссеры Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, А. М. Лобанов, И. Н. Берсенев, крупные уч„ные-А. К. Дживелегов, С- С. Мокуль-ский, С. С. Игнатов, историки театра М. Д. Прыгунов, Ю. В. Соболев, педагог сценич.речи Е. Ф. Саричева.

На 16 кафедрах в числе 150 преподавателей института работает 25 профессоров и докторов наук, 47 доцентов и кандидатов наук, 7 народных артисюв СССР, 13 народных артистов союзных республик, 35 заслуженных деятелей искусств и заслуженных артистов республик. Характерно, что одну треть профессор-ско-преподавательского состава института составляют выпускники его факультетов и аспирантуры, многие из них - профессора и доктора наук, народные и заслуженные артисты.

Кафедрами ГИТИСа проводится научно-методическая и "научно-исследовательская работа, создаются учебные программы, учебники и учебные пособия, уч„ные записки института и другие научные труды.

При ин-те имеется библиотека (100 тыс- томов) с читальным залом при ней. М. Гор., С. Т,

ГИТРЙ (Guitry) - 1) Л ю с ь е н (13.XII.1860 - 1.VI. 1925) - французский актер и драматург. Род. в Париже. Учился в консерватории. В 1878 начал сценич. деятельность в т-ре "Жимназ" (роль Армана - "Дама с камелиями" Дюма-сына). В течение ряда л'ет выступал в петерб. Михайловском т-ре, с 1891 - в парижских т-рах "Одеон", "Порт-Сен-Мартен" и др. В 1898-1900 был партн„ром Г. Режам; участвовал вместе с ней в спектакле "Орл„нок" Ростана, исполняя роль Фламбо (т-р "Водевиль"), и др. В 1902-10 Г.- актер и руководитель т-ра "Ренессанс" (Париж); его дарование с особой силой раскрылось в пьесах А. Ка-пю, А. Батая, А. Бернстейна. В 1910 с успехом выступал в пьесе "Шантеклер" Ростана (т-р "Порт-Сен-Мартен"). Начиная с 1919 играл во мн. пьесах своего сына Саша Г., написанных для него,- "Пастер", "Мой отец был прав", "Беранже", "Жаклин", "Как пишут историю" и др. В 20-е гг. создал яркие, отмеченные оригинальным истолкованием образы Аль-цеста, Тартюфа, Арнольфа ("Мизантроп", "Тартюф", "Школа ж„н" Мольера). Г. был актером сдержанного темперамента, его игра отличалась правдивостью, лаконизмом характеристик, была чужда аффектации. Написал пьесы "Дедушка" и "Архиепископ и его сыновья" (1917, 1918, т-р "Порт-Сен-Мартен").

2) Саша (наст. имя-Ал ек ca ндр) (21.II.1885- 24.VII.1957) - французский актер, писатель, драматург. Сын Л. Гитри. Лит. деятельность начал пьесой "Паж" в 1901 (т-р "Ренессанс", Париж). Один из ведущих представителей т н. "бульварной драматургии". Г. написал ок. 120 пьес, вошедших в репертуар франц. бурж. т-ров. Пьесы Г. отличаются остроумным, несколько циничным, пересыпанным парадоксами диалогом, поверхностным, но занимательным действием. Большинство его пьес - "У Зоаков" (1906, "Т-р Ан-туана"), "Скандал в Монте-Карло" (1908, т-р "Жим-наз"), "Ночной сторож" (1911, "Т-р Мишель"), "Ревность" (1915, т-р "Буфф-Паризьен"), "Муж, жена и любовник" (1919, т-р "Водевиль"), "Я люблю тебя" (1919, "Т-р Эдуарда VII") и мн. др.- строится на адюльтерных сюжетах, пикантных ситуациях, забавных нелепостях. Г. написал ряд биографич. пьес ("драматич. биографий") - "Жан Лафонтен" (1916, "Буфф-Паризьен"), "Дебюро" (1918, "Водевиль"), "Пас-тер) (1919, "Водевиль"), "Беранже" (1920, "Порт-Сен-Мартен"), "Моцарт" (1925, "Т-р Эдуарда VII"), умело используя историч. материал для создания не глубокого, но эффектного комедийного или сентиментального сценйч. действия. В 1902 Г. начал актерскую деятельность (т-р "Ренессанс"), выступая гл. обр. в собственных пьесах. Противник подлинного актерского переживания, Г. был актером внешнего мастерства.

Во время 2-й мировой войны сотрудничал с фашистами. В 1945 был подвергнут заключению. По освобождении продолжал работать как драматург:

"Тоа", "Ты спас мне жизнь" (1949, т-р "Варьете"), "Безумие" (1951, там же) и др. Снимался в кино. Автор мемуаров.

Соч.: Lucien Gruitry raconte par son fils, P., 1930; Souvenirs ou Si j'ai bonne memoire. P., 1934; Toutes reflexions faites, P , 1947. E, ф,

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница