Наши партнеры

Выгодно аренда машин барнаул в компании РексРент.
Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Магазин одеждыКупить пальто Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 105)


ГЕРСТЕР (Gerster), Отмар (р. 29.VI.1897) - немецкий композитор, дириж„р, педагог и муз.-обществ. деятель. Член Нем. академии иск-в (с 1949). В 1919 окончил консерваторию во Франкфурте-на-Майне (по кл. скрипки - У А. Ребнера и кл. композиции - у

Б. Зеклеса). Композиторскую деятельность начал в сер. 20-х гг. Тогда же стал принимать активное участие в рабочем движении, создавая хоровые произв. для рабочих певческих союзов ("Песня о рабочем", 1929, "Красное ревю", 1930, и др.). Автор опер "Мадам Лизелотта" (1933, Эссен), "Энох Арден, или Крик чайки" по А. Тениссону (1936, Дюссельдорф), "Ведьма из Пассау" по одноим. пьесе Р. Биллингера на тему о крестьянском восстании (1941, Дюссельдорф), комич. оперы "Заколдованное Я" по пьесе Ф. Раймунда "Альпийский царь и мизантроп" (1949, Вупперталь), балета "Вечный круг" (1939, Дуйсбург), хоров, песен и др. соч. Муз.-театр. произв. Г. отличаются народностью мелодич. основы муз. языка при использовании совр. муз. изобр. средств, жизненностью сюжетов, поли-тич. остротой (опера "Ведьма из Пассау" была запрещена фашистскими властями после первого представления). Лучшая опера Г.- "Энох Арден..."-была пост. во многих т-рах Европы. В 1927-47 Г.-доцент школы иск-в "Фольквангшуле" в Эссене. В 1947-52 Г.-профессор композиции Высшей музыкальной школы в Веймаре, с 1952-Высшей муз. школы в Лейпциге. Нац. пр. (4951).

Лит.: G oldhammer O., Professor Ottmar Gerster, В., 1953. Л. М.

ГЕРСТЕР (Gerster), Этел-ка (25.VI.1855 - 20.VIII. 1920) - венгерская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Венской консерватории у М. Маркези. Яркое исполнение Г. партии Виолетты ("Травиата") глубоко тронуло Дж. Верди, находившегося в то время (1875) в Вене; композитор рекомендовал певицу т-ру "Фениче" (Венеция), где она выступила в 1876 в партии Джильды ("Риголетто"). Гастролировала с труппой К. Гардини в Берлине, Будапеште, Лондоне, Петербурге, Нью-Йорке. Среди др. партий Г.: Лючия, Но-рина ("Лючия ди Ламмермур", "Дон Паскуале" Доницетти), Амина, Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане" Беллини) и др. Г. обладала голосом необычайно красивого тембра, великолепной техникой, большим актерским дарованием и считалась одной из крупнейших колоратурных певиц 19 в. В 1890 покинула сцену; занималась педагогич. деятельностью.

Соч.: Stimmfuhrer, В., 1906. Вс. Т.

ГЕРЦЕН (псевд. -Искандер), Александр Иванович [25.111(6.IV). 1812, Москва, - 9(21).I. 1870, Париж] - русский революционер-демократ, философ-материалист, писатель. Родился в семье помещика. В 1829-33 учился в Моск. ун-те. За революц. деятельность подвергался полицейским репрессиям: в 1834 был арестован и сослан в Пермь (затем в Вятку и Владимир, 1835-39), в 1841-42 был в ссылке в Новгороде. С 1847 жил за границей. Основал в Лондоне "Вольную русскую типографию", издавал альманах "Полярная звезда" и политическую газету "Колокол". Общественно-публицистическая и литературная деятельность Г. сыграла огромную роль в развитии рус. обществ, мысли и в подготовке русской революции.

Творчество Г. связано с его философскими и поли-тич. взглядами. Г. защищал принципы критич. реализма, отстаивал неразрывную связь иск-ва с жизнью, считал литературу и театр политич. трибуной для. пропаганды передовых идей, боролся с идеалистич. теорией "искусства для искусства". Интерес к т-ру, к вопросам развития сценич. иск-ва в России и за рубежом занимал видное место в эстетич. воззрениях и деятельности Г. В период первой ссылки он работает над двумя "драматическими опытами": прозаическим диалогом "Из римских сцен" ("Лициний", 1838) и сценами в стихах "Вильям Пен" (1839). Обе пьесы не были завершены и никогда не шли в т-ре, но они представляют интерес как попытки Г. в драматич. форме развить идеи утопич. социализма, активно воздействовать на формирование обществ, сознания. В ряде статей и высказываний Г. указывал на большое социальное и эстетическое значение театра, называл сцену "парламентом литературы", "трибуной", "ею,-писал он,- могут разрешаться живые вопросы современности... Это не лекция, не проповедь, а жизнь, развернутая на самом деле со всеми подробностями.. " ("Дневник 1842-45", Собрание сочинений, т. 2,1954,с.227). В статье "По поводу одной драмы" (из цикла "Капризы и раздумье") Г. называл т-р высшей инстанцией для решения жизненных вопросов. По его мнению, в т-ре наиболее ярко проявляется сила непосредственного воздействия иск-ва на самые широкие круги публики. "Сцена всегда современна зрителю, она всегда отражает ту сторону жизни, которую хочет видеть партер" (там же, с. 51).

Г. высоко ценил лучшее, что было в рус. т-ре 30- 40-х гг.- остро критич. восприятие действительности, утверждение прав человеческой личности, призыв к борьбе против насилия и тирании. Он выступал за постановку пьес, отвечавших высокому гражданскому назначению т-ра, хотел видеть на сцене выдающиеся произв. рус. и мировой драматургии, лучшие пьесы своих современников.

Тесные дружеские отношения связывали Г. со мн. крупными деятелями рус. т-ра и прежде всего с М. С. Щепкиным. В 1844, для бенефиса артиста, Г. вместе с друзьями перев„л пьесу "Новое средство платить старые долги" Мессинджера и принял деятельное участие в е„ пост. в Москве. Горячую заинтересованность Г. проявил к работе Тургенева над комедией "Нахлебник" (1848), создававшейся специально для Щепкина. На основе одного из устных рассказов Щепкина Г. написал повесть "Сорока-воровка" (1846) о трагич. судьбе талантливой крепостной актрисы, ставшей жертвой помещичьего произвола. В повести "Сорока-воровка" Г. обнажает пагубное влияние крепостничества на развитие иск-ва, ратует за личную и творч. свободу деятелей сцены. Самого Щепкина Г. вывел в этой повести под именем "известного художника". Г. высоко ценил творчество Щепкина. В статье, посвящ„нной его памяти (опубл. в "Колоколе", 1863), Г. рассматривал Щепкина как основоположника рус. сценич. реализма: "Он создал правду на русской сцене,- писал Г., - он первый стал н е т е-атрален на театре..." (Собр. соч., т. 17, 1959, с. 268). Называя Щепкина и Мочалова лучшими артистами из всех виденных им в России и Зап. Европе, Г. подч„ркивал, что в их творчестве отразились духовные силы и талантливость, свойственные рус. народу: "Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России" (там же, с. 268-69). Иск-во Щепкина и Мочалова Г. противопоставлял холодному, рассудочному творчеству Каратыгина. В годы революц. эмиграции Г. высказал ряд интересных суждений о франц. т-рев серии "Писем из "Avenue Marigny"", публиковавшихся в "Современнике" (1847). Г. показал, как общий упадок бурж, иск-ва вызывает разложение и опошление т-ра, где безраздельно начинают господствовать мещанские вкусы. В то же время он с болыпимуважением говорит о лучших традициях передового франц. т-ра. В одном из "Писем из "Avenue Mari gny"" Г. подробно описывает спектакль "Парижский тряпичник" в т-ре Порт-Сен-Мартен с Фред ериком-Л ем етром в гл. роли, рассказывает о классич. спектакле с участием Э. Рашель на сцене т-ра "Комеди Франсез". В "Посвящении" к одной из глав книги "С того берега" ("Посвящение" опубл. лишь после смерти автора) Г. да„т описание вдохновенного исполнения актрисой Рашель "Марсельезы" в дни революц. событий 1848. Театр. взгляды Г. нашли широкое отражение в мемуарах "Былое и думы" (1852-68) и на страницах "Колокола".

Наследие Г. имело большое значение для дальнейшей истории рус. сценич. иск-ва. Его идеи оказали глубоко плодотворное влияние на развитие демокра-тич. тенденций в рус. иск-ве, в т. ч. в рус. т-ре.

Соч.: Собрание соч. в 30 тт., М., 1954-60; А. И. Герцен об искусстве, М., 1954.

Лит.: Эльсберг Я., Эстетические взгляды Герцена. в сб.: А И. Герцен об искусстве, М., 1954. В. Пут.

"ГЕРЦОГИНЯ ГЕРОЛЫПТЕЙНСКАЯ"("Ьа Grande-duchesse de Gerolstein") - оперетта Ж. Офенбаха, либр. А. Мельяка и Л. Галеви. Пост. 12 апр. 1867, Париж (Принц - Поль Гренье, Герцогиня - Шнейдер). К июлю 1873 пост. состоялись на 65 франц. сценах и 117 сценах других стран,в т. ч.: Вена, 1872; Грац, 1867; Брюссель, 186 7; Стокгольм, 1867; Нью-Йорк, 1867, 1868, 1870; Лондон, 1867, 1868, 1937;

Берлин, 1868; Рио-де-Жанейро, 1868; Милан, 1868; Неаполь, 1872; Мадрид, 1868; Дублин, 1869; Вальпараисо (Чили), 1869; Каир, 1869; Константинополь, 1870; Барселона, 1870;

Будапешт, 1870; Сидней, 1871; Мехико, 1871; Базель, 1872;

Лемберг, 1872; Буэнос-Айрес, 1873; Прага, 1873. Впервые на сов. сцене пост- 29 дек. 1922, Петроград, Малый оперный т-р (Герцогиня - Мшанская, Ванда - Попова, Фрин -А- Балашов, Принц - Воронов, генерал Бум-Бум - Журавленке, барон Пук - Кор-жевский, барон Грог - Ольховский, Не-помук - Тихонов. Дириж„р Купер, пост. Феона, художник Ламбин, балетмейстер Петров). Д\ Гр"

ГЕРШВИН (Gershwin), Джордж (26. IX. 1898- 11.VII.1937) - американский композитор. Родился в Нью-Йорке, в семье выходцев из России. Музыке обучался у Ч. Хамбитцера (фп.) и Р. Гольдмарка (композиция); брал уроки у Э.Кинли. Композиторскую деятельность начал в 1916 как автор музыки к спектаклям. Первая оперетта Г. "В половине девятого" (1918) не имела успеха и быстро сошла со сцены. Последующие оперетты-"Л а, л а, Люсиль" (1919), "Леди, будьте добры" (1924), "СГкей" (1925) и другие - строились по образцам модных ревю и пользовались большой популярностью. В начале 20-х гг. Г. впервые использует негритянские народные мелодии в одноактной опере "i35 улица" (1923), близкой по характеру к бытовой драме. Однако эта опера не имела успеха у бродвейской публики, привыкшей к л„гким развлекательным спектаклям. Стремление освободиться от требований коммерч. эстрады, очистить муз. т-р от безвкусицы и штампов проявилось в опереттах Г. на сюжет Ф. Кауфмана и М. Рис-кина "Пусть гремит оркестр" (1927) - сатире, проникнутой духом антимилитаризма и высмеивающей агрессивную американскую военщину, и "О тебе я пою" (1931) - остроумной пародии на американскую демократию и избирательную систему. В опереттах Г. задушевная проникновенная лирика сочетается с мелодическим своеобразием.

В 30-х гг. Г. усиленно изучает историю, жизнь и иск-во негритянского народа, в музыке к-рого, по его мнению, заложены истоки амер. нац. музыки. В 1935 Г. создал оперу "Порги и Бесс" (по пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги"), получившую всеобщее признание как глубоко гуманистическое произведение. В последующие годы опера с успехом исполнялась во мн. странах (в СССР впервые пост. в 1945 коллективом ВТО, зимой 1955-56 исполнялась в Москве и Ленинграде труппой "Эвримен-опера", США). В "Порги и Бесс" Г. впервые в истории амер. музыки избирает сюжет из жизни негров; в основе музыки - негритянский муз. фольклор (блюзы и спиричуэлс). Оперу Г. отличает яркость и контрастность муз. характеристик героев, поэтичная лирика, острая выразительность, напряж„нная динамика развития действия, естественность сценич. ситуаций. Развивая традиции балладной оперы как типичной формы амер. муз. т-ра, Г. широко пользуется красочным остроумным диалогом, муз. разговорная речь сочетается с разв„рнутыми оперными формами - ариями, ансамблями, хорами. Опера отличается стремительными и разнообразными ритмами. В этой опере Г. изображает негров как беззащитный народ, не борющийся за свои права, что снижает прогрессивное значение его произведения.

Г. написал также оперетты, ставившиеся в нью-йоркских т-рах: "Розали" (1927), "Смешное лицо" (1927), "Драгоценная девушка" (1928), "Безумная" (1930), "Пусть они едят кекс" (1933) и др.; музыку к фильмам, симф. и др. соч. Был удостоен премии Пу-литцера (1932) и избран поч„тным членом итал. муз. академии Санта-Чечилия.

Лит.: "ГригорьевЛ. Г. иПлатек Я. М., Джордж Гершвин, М., 1956; К о н е н В. И., Джордж Гершвин и его опера, "Советская музыка", 1959, .N" 3; Armitage M., George Gershwin, N, Y., 1938; Е w е n D. The story of George Gershwin, N. Y., 1945; GoldbergJ, George Gershwin, N, Y., 1958, Л. М.

ГЕРШТ, Меер Абрамович [р. 27.IX(10.X).1908] - русский советский режиссер. Нар. арт. РСФСР (1960). Окончил техникум сценич. иск-в в Ленинграде в 1930. В том же году начал режиссерскую работу как постановщик массовых спектаклей (в Центр, парке культуры и отдыха им. Горького и др.). В 1931-37 был режиссером моек. Камерного т-ра. В 1937-42 - худ. рук. Челябинского т-ра; пост. спектакли: "Человек с ружь„м" (1938), "Бесприданница" (1939), "Кремл„вские куранты" (1940), "Чайка" (1940) и др. В 1946- 1951-худ. рук. Куйбышевского т-ра, пост. "Русский вопрос" (1947), "Молодая гвардия" (1947), "Крепость на Волге" (1948, Ст. пр. 1949), "Живой труп" (1950), "Варвары" (1951) и др. В 1953-56 - гл. реж. Воронежского т-ра; пост. "Порт-Артур" Степанова и Попова (1953), "Привидения" (1954) и др. С 1956главный режиссер Горьковского т-ра; пост.:

"Оптимистическая трагедия" (1957); "Обрыва по Гончарову (инсц. Н. И. Соболыцикова-Самарина и Г., 1957), "Фальшивая монета" Горького (1958), "Братья Ершовы" по Кочетову (1959, инсценировка Г. и Пиме-нова), "Иркутская история" Арбузова (1960) и др. Работы Г. отмечены ч„ткой идейной направленностью, свежестью трактовки, выразительностью массовых сцен, органически вливающихся в общий образ спектакля. Э. К.

Г‚РШФЕЛЬД, Давид Григорьевич [р. 15(28).VIII. 1911] - молдавский советский композитор. Засл. де-ят. иск-в Молд. ССР (1942). Член КПСС с 1940. Окончил Одесский муз.-драм. ин-т (1934). С этого же года работал зав. музыкальной частью Молдавского муз.-драм. театра в Тирасполе. Первый директор Молдавской государственной консерватории (1940). Автор первой молд. нац. оперы "Грозован" на либретто В. Руссу (1955, Молдав. т-р оперы и балета, Кишин„в) о героич. борьбе гайдуков - нар. мстителей под руководством Георгие Грозована против тур. поработителей и молд. бояр, оперы "Аурелия" (1959, там же), муз. комедии "В долине виноградной" (1953), песен, симф. и др. произв. Д. П.

Г‚ТЕ (Goethe), Иоганн Вольфганг (28. VIII. 1749, Франкфурт-на-Майне,22.III.1832, Веймар) - немецкий поэт, мыслитель, драматург. "Величайший немец", по характеристике Ф. Энгельса, смелый реформатор в науке и в иск-ве. На протяжении всей своей жизни Г. неустанно размышлял о судьбах нем. сцены, в„л борьбу за создание нац. театра, "обращ„нного к народу", содействующего объединению Германии. Г. способствовал развитию нем. драматургии, реформировал режиссерское иск-во, был одним из создателей европ. театр. эстетики нового времени.

Г. род. в состоятельной семье; получил широкое образование. В студенческие годы (1765-72) Г. резко восста„т против аристократич. ограниченности и условности франц. классицизма. В то же время значительное воздействие на него оказывают философские и эстетич. воззрения франц. просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, высоко ценил Г. драматургию Мольера. Г. объявляет нар. творчество основой всякого иск-ва, правду жизни-его главной целью. Идеальным писателем, воплотившим в наибольшей степени народность и правду ("природу"), Г. считает Шекспира, а своим непосредственным учителем в эстетике и драме - Лессинга. В Страсбурге, где Г. кончил ун-т, он сближается с молодыми "штюрмерами" (представителями движения "Бури и натиска" - Sturm und Drang) И. Г. Гердером, Я. М. Р. Ленцем, Г. Л. Вагнером, утверждавшими в области театр. иск-ва жанр свободной по форме тираноборческой трагедии, в центре к-рой сильная личность, восстающая против законов общества. Свои взгляды на драматич. иск-во и т-р, во многом сходные со взглядами "штюрмеров", Г. выразил в ранних драмах, в речи "Ко дню Шекспира" (1771) и в романе "Вильгельм Мейстер" (1-й вариант 1-й части назывался "Театральное призвание Вильгельма Мейстера", 1777-79). Первые драма-тургич. произведения Г.- отрывок из трагедии "Вал-тазар" и комедия "Каприз влюбл„нного" (1768) - написаны в духе франц. классицизма. Комедия "Сови-новники" (1769) сочетает элементы классицизма и жанра семейно-бытовой драмы Лессинга. В 70-80-х гг.

Г. пишет ряд комедий и шуток (фрагмент в народном духе "Свадьба Гансвурста" (1775), шутка "Триумф чувствительности" (1778)], осмеивающих дворянский сентиментализм, и сатиру на прусское правительство "Птицы" (подражание Аристофану, 1780). Недовольство нем. бюргеров и нар. масс феодальным строем Германии и сознание невозможности изменить его нашло отражение в драме Г. "Г„цфон Берлихинген" (три варианта - 1771, 1773 и обработанный для сцены в 1832, опубликованный после смерти Г.). Это первая немецкая социально-историч. пьеса, в к-рой отч„тливо звучат мотивы просветительского гуманизма. Впервые в нем. драматургии здесь выведен на сцену народ: дана картина нар. бесправия и нар. возмущения. Устами мужественного "рыцаря свободы" Г„ца, воплощающего идею штюрмеров о праве личности на свободу и независимость, Г. призывает немцев к борьбе с феод. гн„том, к нац. объединению. Но в то же время Г. развенчивает в Г„це идеал сильной личности, прославляемой штюрмерами. Трагедия написана с большим реалистич. мастерством, выдержана в манере историч. хроник Шекспира. Менее значительны относящиеся к этому же периоду: семейно-бытовая драма "Клавиго" (1774) и "Стелла" (1776), развивающая тему "Вертера". Значительный интерес представляют относящиеся к тем же годам драм. наброски: "Магомет" (1772), "Прометей"(1775) и "Фауст" (первый прозаич. набросок известен под назв. "Пра-фауст", 1771). В этих отрывках мятежные духом герои взывают к свободе, протестуют против угнетения. Последней крупной драмой, близкой штюрмер-скому направлению, является пронизанная любовью к свободе и резким осуждением нац. угнетения историч. трагедия "Эгмонт" (начата в 1775, окончена в 1787). Образы Эгмонта и его возлюбленной Клары - воплощение мужества, благородства, безграничной преданности народу.

Своими штюрмерскими драмами Г. объективно поднимал нац. самосознание немцев, призывал их к действию, но он был против революц. насилия и хотел добиться гражданских свобод в рамках феодально-мо-нархич. строя. В 1775, по приглашению герцога Сак-сен-Веймарского, Г. переезжает в Веймар, где вскоре занимает пост первого министра. Здесь формируются принципы его классицистич. эстетики, Г. дал„к от арастократич. франц. классицизма 17-18 вв. Разочаровавшись в индивиду алистич. бунтарстве штюр-меров, Г. обращается к античности, в классицизме он ищет выход из противоречий феодального общества, от "немецкого убожества", к-рое он ненавидел, и от революционных войн, к-рых боялся. Г. стремился внести умиротворение в умы немцев, смятенные идеями франц. революции, утверждал мысль о целесообразности гармонии в природе и в человеческом обществе. Классицистич. воззрения Г. находят сво„ выражение в драмах и в трактатах об иск-ве, написанных в 80-90-е гг. Вместе с тем и в этот период Г. оста„тся великим гуманистом. В Веймаре получают развитие его материалистич. воззрения, нашедшие выражение в эстетике, в теории т-ра и драмы. Г. утверждал, что иск-во призвано воспроизводить жизнь реальную, а не мнимую. Просветительские тенденции творчества Г. определили его утверждение, что т-р должен не только отражать жизнь, но и учить, нравственно воспитывать зрителей. Отсюда требовательность Г. к идейным качествам пьес, неприятие им пошлой, поверхностной драматургии. Как руководитель придворного Веймарского т-ра Г. часто был вынужден идти на компромисс и давать доступ на сцену мещанским драмам и мелодрамам А. В. Иффланда, А. Ф. Коцебу и т. п.

Увлечение античностью отч„тливо проявилось в режиссерской деятельности Г. ив его работе с актерами Веймарского т-ра. Взгляды Г. на сценич. иск-во изложены им в "Правилах для актеров" (1803). На сцене, по мнению Г., должно царить возвышенное и изящное. Спектакль Г. трактовал как движущуюся картину, подчин„нную нормам античной пластики; от актеров он требовал регламентированной скульптурности поз и жестов, фронтальных мизансцен, строго обусловленной мимики, напевного произнесения стихов и т. д. Однако Г.-реалист постоянно вступал в противоречия с Г.-классиком. Добиваясь от актеров внешней гармонии, Г. требовал от них внутренней собранности, указывал на необходимость вживаться в роль. Значительным вкладом Г. в театр. практику является введение им в Веймарском т-ре застольных репетиций и занятий с актерами по дикции. Большое значение придавал Г. также этич. воспитанию актеров, их культурному развитию.

Классицистские драмы Г., как и его ранние штюр-мерские драмы, насыщены просветительским гуманизмом. Они взывают к социальной справедливости, полны веры в силу человеческого разума. В то же время пьесы веймарского периода были направлены на отвлечение внимания немцев от практического решения назревших политич. вопросов. Идею революции Г. подменяет идеей о духовном преобразовании человечества, путь к к-рому, по мнению Г., в этическом и эстетич. самосовершенствовании. В веймарский период созданы и завершены драмы: "Навзикая" (начата в 1786), "Ифигения в Таъриде" (1787), "Клауди-на из Вилла Белла" (1788), "Эрвин и Эльмира" (1788). Самое значительное из произведений этого периода- "Ифигения в Тавриде", в к-рой Г., по замечанию Энгельса, пытается бэясать от нем. общества своего времени в гармонический мир античности. Но уже в трагедии "Торквато Тассо" (1790) Г.-классицист вступает в столкновение с Г.-реалистом. Облеч„нная, как и "Ифигения", в гармонич. античную форму, трагедия воспринимается как скорбная повесть о социальном неравенстве. К 90-м гг. относятся три драмы, свидетельствующие о неприятии Г. франц. революции. Это неоконченная политич. драма "Мятежные" (1792), фарс "Гражданин генерал" (1793) и отрывок из трагедии "Побочная дочь" (1794).

Величайшее творение Г.' - трагедия "Фауст", к-рую он создавал в течение 60 лет - с 1771 по 1832. В трагедии нашли отражение философские и эстетич. искания Г., политич. идеи и общественные события рубежа двух столетий. В 1-й части трагедии Фауст ищет ответ - в ч„м смысл бытия, каково предназначение человека. В финале трагедии он находит этот ответсмысл жизни в деянии, в труде каждого для всех. Образ Фауста надел„н чертами самого Г. Вместе с тем это фигура символическая, воплощающая жизнь и борьбу человечества. Трагедия "Фауст" проникнута оптимизмом; она прославляет неиссякаемые творческие силы и разум человека. Фауст умирает одиноким, непонятым, но он полон радостной веры в светлое будущее человечества, призывает людей бороться за всеобщее счастье. В трагедии Г. Фаусту противостоит дух зла и разрушения - Мефистофель, к-рый разоблачает "немецкое убожество". Во второй части "Фауста" Г. отказывается от классицистских устремлений, утверждая, что дух античности, гармония несовместимы с противоречиями нем. феод. действительности. В 1811-31 Г. пишет мемуары ("Из моей жизни", "Поэзия и правда"), где да„т интересный анализ драматургии "Бури и натиска". К 1825-30 относятся записи его разговоров с секретар„м Эккерманом, в к-рых Г. высказывает свои мысли о природе сценич. иск-ва.

Драмы Г. (всего им написано ок. 40 пьес) не имеют богатой сценич. истории, несмотря на их философскую глубину и поэтич. достоинства. Они малосценичны, сложны для постановки. Тем не менее многие из них ставились в т-рах Германии и др. стран. Так, еще в 1802 была пост. в Веймарском т-ре "Ифигения в Тавриде", затем она шла в Лейпциге (1822), в Берлине (1850), в Вене (1900). В 70-90-е гг. 18 в. е„ играл Мейнингенский т-р. Трагедия "Клавиго" также впервые была пост. в Веймарском т-ре в 90-е гг. 18 в., в 1830 она шла в Вене, в 40-70-е гг. 19 в.-в городах Германии. Неоднократно ставилась на сценах различных т-ров мира с участием крупнейших актеров трагедия "Эгмонт", к к-рой в 1810 Бетховен написал гениальную музыку. С большим успехом ш„л "Эгмонт" и в России - в Малом т-ре в 1888, в Александрийском в 1887. В пост. Малого т-ра М. Н. Ермолова (Клерхен), А. И. Южин (Эгмонт), А. П. Ленский (Вильгельм Оранский) создали образы, проникнутые высокой гражданской патетикой. Советские артисты Ю.М. Юрьев, В.И.Качалов, М. И. Цар„в, В. Н. Акс„нов и др. исполняли "Эгмонта" с муз. Бетховена (целиком и фрагментарно) на сов. эстраде.

"Хотя трагедия "Фауст" и не предназначалась для сцены*, 1-я часть е„ в 19-20 вв. неоднократно ставилась в Германии и др. странах, в т. ч. и в России, где прекрасными исполнительницами роли Маргариты были Ермолова, Комиссаржевская. На нем. сцене "Фауст" ш„л в постановках крупных режиссеров: Л. Тика (1829, Лейпцигский т-р), К. Иммермана (1835, Дюссельдорфский т-р), Г. Фукса (1907, Мюнхенский художественный т-р), М. Рейнхардта (1909, Немецкий т-р, Берлин). В дни празднования 200-летия со дня рождения Г. (1949) в ГДР шли обе части "Фауста" в пост. Гамбургского т-ра (Мефистофель - Грюнвальд). Гениальная трагедия Г. вдохновила композиторов на создание опер и симфонич. произведений. Ш. Гуно написал на темы "Фауста" оперу "Фауст" (1859). Несмотря "на то, что "Фауст" Гуно лишь в незначительной степени переда„т идейную концепцию литературного первоисточника, крупнейшие певцы часто приближали своим исполнением героев оперы к образам трагедии Г. В числе лучших мировых исполнителей ролей Маргариты, Фауста, Мефистофеля в опере Гуно - рус. певцы А. И. Нежданова, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Шаляпин воплотил также образ

Мефистофеля и в другой опере на сюжет трагедии Г.-"Мефистофель" Бойто (соч. 1868).

Г. принадлежит к великим деятелям мировой культуры, боровшимся за передовое прогрессивное иск-во. Этим он близок и дорог нем. народу и всему прогрессивному человечеству.

Соч.: Собрание соч. в переводах русских писателей, под ред. Н. В. Гербеля, т 1-10, СПБ, 1878-1880; то же, под ред. П. И. Вейнберга, 2 изд., т. 1-8, СПБ, 1892-95; то же. юбилейное издание, под общей ред. А. В. Луначарского и М. Н. Розанова, т. 1-13, M., 1932-1949; Г„те В., Статьи и мысли об искусстве. Сб. статей, Л.-М., 1936; Die dramatischen Dichtungen. Versuch einer Sammlung aller Au?erungen des Dichters uber seine poetischen Werke, von H. G-. Graf, Bd 1-4, Frankfurt/M., 1908-11.

Лит.: ЭккерманИ. П., Разговоры с Г„те в последние годы его жизни. Пер., прим. и указатель Е. Т. Рудневой, [М.-Л.], 1934; К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, M." 1957; Льюис Д., Жизнь И Вольфганга Г„те, пер. с англ., под ред. А. Н. Неведомского, СПБ, 1867; Б е л ь-шовский А., Г„те. Его жизнь и произведения, пер. с нем., под ред. П. И. Вейнберга, т. 1-2, СПБ, 1898-1908;

Шахов А., Г„те и его время. Лекции, 4 изд., СПБ, 1908;

Вильмонт Н. Н., Г„те. История его жизни и творчества, М., 1959; В u l t h a u p t H., Lessing, Goethe, Schiller, Kleist, 5 Aufl., Oldenburg, 1893; Torn i u s V, Goethe als Dramaturg, Lpz., 1909; Gregor i F., Goethe und das Theater, [Lpz.]. 1927; Wiese B., Die deutsche Tragodie von Lessing bis Hebbel, Bd 1-2, Hamb., 1948; V o se r H. U., Individualitat und Tragik in Goethes Dramen, Zurich, [1949J;

S e n g l e F., Goethes Verhaltnis zum Drama, B-, 1937;

Knudsen H., Goethes Welt des Theaters, B., [1949];

Wahle J., Das Weimarer Hof theater unter Goethes Leitung, Weimar, 1892; Schiller F., Uber "Egmont". Trauerspiel von Goethe, в кн.: S с h i l l e r F., Gesammelte Werke, Bd 7, В., 1959, с. 410-419; его же, Uber "Iphigenie auf Tauris", там же, с. 419-447; Fischer K., Goethes "Iphigenie", 2 Auf]., Heidelb., 1888; M e h r i n g F., Goethe: Egmont, в его кн.: Zur Literaturgeschichte von Calderon bis Heine, [B., 1929]; P f e i-ffer J., Zum Faustbilde der Gegenwart, Gottingen, 1948;

B u с h w a l d R." Fuhrer durch Goethes Faustdichtung, Stuttg., [1949]; Petsch R., Einfuhrung in Goethes "Faust", 3 Aufl., Hamb., fl949]; Bo h m W., Goethes Faust in neuer Deutung, Koln, [1949J. Г. Гур.

"ГЕТЕ" (G ai te) - французский т-р. Первый бульварный т-р Парижа. Выстроен в 1759 на бульваре Тампль ярмарочным антрепрен„ром Ж. Б. Николе. С 1764 наз. т-ром "Великих плясунов короля". Здесь выступали канатные плясуны, акробаты, дрессировщики животных, ставились фарсы. В годы революции т-р был назван "Гете" ("Веселье"). С 1800 в "Г." ставятся мрачные, кровавые мелодрамы. В 1808 было выстроено новое, более комфортабельное здание т-ра, сгоревшее в 1835 (было восстановлено). В 1862, когда вследствие перестройки бульвара Тампль были разрушены мы. т-ры бульваров, выстроено новое здание у сквера Искусств и Рем„сл, где т-р "Г." существует до сих пор как т-р муз. комедии и оперетты под назв. "Театр мюнисипаль де ла гете лирик".

Лит.: В e a u l i e u H., Les theatres du Boulevard du Crime, P., 1905; Cain G., Anciens theatres de Paris, P., 1906;

Al be r t M., Les theatres des Boulevards 1789-1948, P., 1902. E. Ф.

Г‚ТЕБОРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ТЕАТР (Goteborgs stadsteater) - один из крупнейших периферийных т-ров Швеции. Открыт в 1934. Здесь ставились спектакли для рабочих,в репертуар входили пьесы на социальные темы. На крупных предприятиях организовывались об-ва друзей т-ра. В т-ре работали крупные актеры - Б. О. Бенктсон, Э. Карлсон, С. Мидиандер, К. Кнудсен и др, Вл. М.

ГЕТТИ (Gatty), Николае (13.IX. .1874-10. XI. 1946) - английский композитор. Музыке обучался в Королевском муз. колледже в Лондоне у Ч. Станфорда (1898-1901). В нач. 20 в. работал дириж„ром в т-ре "Ковент-Гарден"; приобр„л известность как органист и муз. критик. Автор опер "Грейстил" (1906, Шеффилд), "Герцог или дьявол" (1909, Манчестер), "Принц Ферелон" (1919, Лондон), "Буря" (1920, Лондон) и "Макбет"(не была пост.)по Шекспиру, оперетты "Старь„вщик" (1900, Лондон), симф. и др. соч. Вс. Г.

ГЕШ (Не), Вилем (3.VII. 1860 - 4.1.1908) - чешский артист оперы (бас). Впервые выступил на оперной сцене в 1879 в Брно. В 1882 был принят в оперную труппу Нац. т-ра в Праге, где завоевал широкую известность исполнением партий в операх Сметаны. В 1894-96 работал под руководством Г. Малера в оперном театре Гамбурга; с 1896 - в Венской опере, где в полной мере развернулся его талант. Г. - первый чешский певец, завоевавший мировую славу. Обладал разносторонним актерским и вокальным дарованием. Лучшие партии: Кецал ("Проданная невеста"), Папагено ("Волшебная флейта"), Мефистофель ("Фауст"). Л. Т., Я.М.

ГЕШОННЕК (Gescho-nnek), Эрвин (род. 1906) - немецкий актер. Участвовал в рабочих самодеятельных театр. кружках, в спектаклях агитационно-пропагандистского коллектива при пролетарской организации "Красная помощь". Сценич. деятельность начал статистом в "Шиллер-театре" (Берлин). В 1933 эмигрировал из фашистской Германии. Гастролировал с театр. труппой в Польше, Литве, Чехословакии. После вступления гитлеровских войск в Чехословакию был арестован и заключ„н в концлагерь. По окончании 2-й мировой войны (1945) вступил в труппу вновь организованного т-ра "Каммершпиле" (Гамбург); средк лучших ролей этого периода - Бюргер Шиппель (о. п. Штернхейма). В 1949 Б. Брехт, высоко ценивший дарование Г., пригласил его в труппу "Берлине? ансамбля". Здесь Г, играл роли: Матти, полковой священник, мясник Василий Ефимович ("Господин Пунтила и его слуга Матти", "Мамаша Кураж и е„ дети", "Мать" Брехта), фон Берг ("Гуверн„р" Ленца), Прохор Храпов ("Васса Железнова") и др. В 1960 Г. выступал в т-ре "Фольксбюне" (Берлин) в роли Руссека ("Кандидат" Штернхейма). Снимается в кино. Нац. пр. (1960). H.H.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница