Наши партнеры

Выгодно аренда машины на 3 года в компании РексРент.
магазин женской одежды в Вологде
Авто

Театральная энциклопедия
(страница 100)


ГАНЧЕВ, Христо (10.III.1878-2.XII. 1912) - болгарский актер. В 1899 по окончании Драм. курсов в Петербурге (ученик В. Н. Давыдова) начал сценич. деятельность в софийском т-ре "Слеза и смех" (впоследствии Нар. т-р), выступал в роли Малюты Скуратова ("Василиса Мелентьева" Островского). Для творчества Г. характерна естественность исполнит. манеры, точный сценич. рисунок. Блестящее комедийное дарование актера, сочный юмор, стремление усилить сатирич. черты образа ярко проявились в исполнении ролей Подколесина и Осипа ("Женитьба" и "Ревизор"), Юсова ("Доходное место"), Гарпагона ("Скупой"), дона Базилио ("Женитьба Фигаро"), Шута ("Король Лир") и др. Сатирико-комедийная направленность творчества Г. нашла выражение в роли Македонского ("Изгнанники" Вазова), а его талант остро характерного актера - в роли Раксина ("Над пропастью" Вазова). А г. М.

ГАНЬЦЗЮЙ - разновидность китайской музыкальной драмы. Сложилась в совр. виде ок. 400 лет тому назад в провинции Цзянси и получила там распространение. Еще в 11-12 вв. н. э. на территории нынешней Цзянси были распространены представления "сяоси" ("малая драма"), к-рые исполнялись двумя актерами: мужскую роль играл актер на амплуа тэн, женскую - актер на амплуа дань. Оба актера исполняли дуэтные арии, отсюда другое название этих представлений-"лянкоу гунпо си" (дуэтные представления мужчины и женщины). Темами для Г. служили события обыденной жизни. Первоначально представления шли без аккомпанемента, впоследствии в них начали применяться ударные инструменты (гонг и барабан) в перерывах между пением. Под влиянием шэньсий-ской драмы (циньцян) и хэбейской драмы (гаоцян) цзянсийская драма усложнялась в области музыки, манеры пения и сценич. оформления. К концу 13 в. она приобрела широкую популярность среди местного населения, здесь сложилась своеобразная типич. мелодия - "иянцян", к-рая оказала влияние на др. местные т-ры (в т. ч. и на пекинскую драму).

В настоящее время в спектаклях Г. применяются также духовые и струнные инструменты. Артисту, ведущему партию, подпевают другие исполнители, находящиеся на сцене или за кулисами (подпевается обычно начало или конец фразы в унисон), иногда артист повторяет целую фразу (иногда половину). Унисон исполняется в высоких и сильных тонах, вызывающих ощущение глубины и отдал„нности. Это созда„т настроение скорби и гнева, отваги и мужества. В жанре т-ра Г. создано 500-600 произведений (ок. 100 пьес сохраняется и в наст. время). В 1954 на смотре театр. иск-ва провинции Цзянси была отмечена премией сатирич. комедия "Подмена невесты", высмеивающая помещиков. В 1959 труппа Г. показала на гастролях в Пекине ряд классич. драм, в т. ч. переделку знаменитой драмы Тан Сянь-цзу "Пионовая беседка" (18 в.). Наряду с классич. традиционным репертуаром ставятся и новые пьесы, отражающие современность. Имеется ряд разновидностей Г., отличающихся друг от Друга основной мелодией музыки. Б. Р.

ГАО ЦЗЭ-ЧЭН, Г а о Мин (ок. 1305- после 1368)- китайский драматург и поэт. Основоположник жанра "наньси" в кит. классич. т-ре. Большую популярность приобрела пьеса Г. Ц.-ч. "История лютни" (ок. 1360;

43 акта), рассказывающая о молодом уч„ном и его жене, покинутой им, но оставшейся верной. Несмотря на традиционный благополучный конец и стремление автора прославить феодальную мораль, пьеса обличает нравы правящей верхушки. "История лютни" ставится на сцене (в переработанном виде) до наст. времени. Вл. С.

ГАОЦЯН - один из типических музыкальных стилей, используемых в китайском классическом т-ре.

Зародился в 12-13 вв. Характерной особенностью Г. является исполнение вокальных партий без сопровождения муз. инструментов (лишь в отдельных случаях, в момент кульминации, вступают тарелки - ло, и барабан - гу). В конце куплета (или арии) солирующему на сцене актеру подпевает хор, находящийся за сценой. Партии стиля Г. поются речитативом и воспринимаются как своеобразная декламация, близкая к разговорной речи. В совр. кит. т-ре стиль Г. сохранился в постановках Сычуанъского театра (Чуань-цзюй) и т-ра Ханьцзюй. И. Г., Б. Р.

ГАПЙТ (яван.-палочка)-приспособление для управления куклами в кукольном т-ре. Возникло в т-ре Индонезии. Г. помогает движению головы трос-тевой куклы. У яванских кукловодов Г.-длинная трость, проходящая через весь корпус куклы. У совр. европ. (особенно у советских) кукловодов конструкция Г. настолько усовершенствована, что да„т возможность производить разнообразные движения головы куклы. Л. ф.

ГАРАГАШ, Сюзан Ованесовна (1.VIII. 1897- 25.VII.1944) - армянская советская актриса. Засл. арт. Арм. ССР (1935). Сценич. деятельность начала в Тифлисе в 1913, с 1922 - актриса 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). Обладая разносторонним сценич. дарованием, искренностью и непосредственностью исполнения, Г. с успехом выступала в комедийных и драматич. ролях:

Сона ("Злой дух" Ширванзаде), Ануш ("Дядя Баг-дасар" Пароняна), Маргарит ("Хатабала" Сундукяна), Туанета ("Мнимый больной"), Луиза ("Коварство и любовь"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Дездемона, Офелия; Катерина ("Человек с ружь„м"). В. А.

ГАРАГАШЯН, Вергине (1856-1933)- армянская артистка оперетты и драмы. Род. в Константинополе (Стамбул), где и начала сценич. деятельность в 1867. Играла в труппе А. Вардовяна. В 1880-82 - актриса тифлисского арм. т-ра. После 1882 играла в опереточной труппе С. Пенкляна. Гастролировала в Греции, Египте и др. странах. Роли в оперетте: Фатима ("Продавец гороха" Чухаджяна), Орест ("Прекрасная Елена" Оффенбаха). В драме играла характерные и комедийные роли: Кекел, Хампери ("Пэпо", "Хатабала" Сундукяна), Лиза ("Горе от ума") и др. В конце 80-х гг. оставила сцену. Г.-С.

ГАРАГАЩЯН, Ерануи (1848- 16.III.1924)- армянская актриса. Сценич. деятельность начала в 1865 в "Восточном т-ре" ("Аревелян татрон") в Константинополе (Стамбул). В течение 10 лет была премьершей труппы А. Вардовяна (Константинополь). В 1880-82 играла в тифлисской арм. труппе, затем снова в Константинополе (в оперетте). Роли: Сан-духт (о. п. Терзяна), Айкануш ("Падение царства Ру-бинянов" Дуряна), Вышневская ("Доходное место"), Катрин, Маргарита Готье ("Катрин Говард", "Дама с камелиями" Дюма-сына). Г.-С.

ГАРДЕЛЬ (Gardel), Максимильен (18.XII. 1741, Мангейм,- 11. III. 1787, Париж) - французский артист балета и балетмейстер. Род. в семье танцовщика. В 1755 поступил в школу при т-ре "Парижская опера". С большим успехом выступил в 1760 в опере-балете "Дарданус" Рамо. Преемник Ж. Новера. Г. стремился к выразительному танцу, но громоздкий костюм, к-рый носили в то время танцовщики, и маска, скрывающая лицо, мешали артисту. Г. был одним из первых франц. танцовщиков, снявших маску

(при исполнении партии Аполлона в балете "Кастор и Поллукс" Рамо, 1772). По окончании артистич. деятельности Г. стал балетмейстером. Среди его лучших пост. "Нинетта при дворе" Дуни (1778), "Мирза" Госсека (1779), "Дезертир" Миллера (1784), "Первый мореплаватель" Гретри (1785) и др.

Лит.: ХудековС. Н., История танцев, т. 3, П., 1915;

Dictionnaire portatif, historique et litteraire des theatres..., P., 1763; Sain t-L e о n A. M., La stenochoregraphie ou Art d'ecrire... la danse. P., 1852. Ham. P.

ГАРДЕЛЬ (Gardel), Пьер (4.II.1758, Нанси,- 18.X.1840, Париж) - французский артист балета, балетмейстер. Брат и ученик М. Гарделя. Ученик Ж. Ж. Новера. Учился в балетной школе т-ра "Парижская опера" (с 1771). Будучи учеником, дебютировал в 1772 в дивертисменте "Золотая свадьба" Ла-борда на сцене "Парижской оперы". С 1780 - один из ведущих франц. танцовщиков. Танец Г. отличался большой выразительностью, но некоторой холодностью. В 1787-1827 Г.- гл. балетмейстер и педагог "Парижской оперы", в 1799-1815- директор школы этого т-ра. Балетмейстерское иск-во Г. наиболее плодотворно развилось в годы французской бурж. революции 1789-94. В эти годы Г. поставил ряд хореографич. зрелищ, в одном из к-рых ("Приношение свободы" Госсека, 1792) исполнялся танец на музыку Марсельезы. Г. проводил реформу балетного костюма, расширял технич. возможности танца (введение высоких полупальцев, вращений и др.). Лучшие балеты Г.: "Психея", "Теле-мак на острове Калипсо" Миллера (оба в 1790), "Суд Париса" Гайдна и Мегюля (1793) и др. В творчестве Г. преобладала анакреонтич. тематика, но он ставил также балеты и на сюжеты из совр. жизни, что было для его времени новаторством: "Блудный сын" Бер-тона (1812), "Оправданная служанка" Крейцера (1818) и др. В комич. балете "Танцемания" Мегюля (1800) Г. впервые вв„л в балетный спектакль вальс. В прощальный бенефис Г. в 1828 был пост. его балет "Психея" с М. Тальони в заглавной роли.

Лит.: Бурнонвиль А., Моя театральная жизнь..., пер. с датск., в кн.: Классики хореографии, Л.--М., 1937, с. 249-327, 351; ХудековС. Н., История танцев, т. 3, П., 1915; L i f a r S., Auguste Vestris, P., 1950. Ham. P.

ГАРДЕН (Garden), Мэри (р. 20.11. 1877)-шотланд екая артистка оперы (сопрано). Училась пению в Чикаго у Р. Дафф и (с 1895) в Париже у М. Маркези, Л. Фюжера, Ж. Буи и др. Сценич. деятельность начала в т-ре "Опера комик", Париж, в 1900. Гастролировала в Лондоне, Брюсселе, Нью-Йорке (1907- 1910). В 1910-30 Г.- солистка оперного т-ра в Чикаго (в 1919-21 - директор этого т-ра). Способствовала постановке на Чикагской сцене оперы С. С. Прокофьева "Любовь к тр„м апельсинам" (1921). Среди партий Г.: Монна Ванна (о. п. Феврье), Луиза (о. п. Шар-пантье), Мелисанда ("Пеллеас и Мелисанда" Дебюсси; первая исполнительница партии, 1902), Сафо, Гризелидис, Таис (о. п. Массне), Саломея (о.п.Р. Штрауса), Маргарита ("Фауст"), Кармен, Тоска и др Г. была первой исполнительницей партий в операх совр. ей композиторов: Орлан-да ("Королева Фьяметта" Леру, 1903), Елена (о. п. Сен-Санса, 1904), Хризис ("Афродита" Эрланже, 1906), Юдифь (о. п. Онег-гера, 1927), Катюша ("Воскресение" Альфано, 1930) и др. Считалась одной из самых выдающихся оперных певиц своего времени. Г. было присуще глубокое понимание стилевых особенностей муз. произведений, яркая эмоциональность, мастерство перевоплощения. В 1930 Г. оставила сцену. Занималась педагогической деятельностью; у Г. учились видные американские певицы Г. Мур, X. Джэк-сон и др.

Лит.: Garden М. and Biancolli L.. Mary

Garden's story, N. У., 1951; Тимохин В., Нежная Мелисанда и буйная Саломея, "Советская музыка", 1957, ј 10- Вс. Т.

ГАРДИН, Владимир Ростиславович [р.6(18).!. 1877] - русский советский актер и режиссер. Нар. арт. СССР (1947). Род. в Твери. Участвовал в любительских спектаклях. Проф. сценич. деятельность начал как актер в провинции (1898). Выступал в Риге, Одессе, Таганроге, Кишин„ве, Екате-ринославе, Тифлисе, Саратове и др. городах. Роли - Президент ("Коварство и любовь"), Ф„дор Павлович Карамазов ("Братья Карамазовы"), Воротынский ("Василиса Ме-лентьева" Островского) и др. Уже в этот период критика писала о Г., как об умном и самокритичном актере, разрабатывающем детально каждую роль, даже эпизодическую. В Тифлисе Г. был замечен гастролировавшей здесь В. Ф. Комиссаржевской и приглаш„н в е„ т-р (Драм. т-р В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге); в 1904-05 исполнил в этом т-ре роли Крогстада ("Кукольный дом"), Шалимова ("Дачники" Горького), Дулебова ("Таланты и поклонники" Островского) и др. В 1907 Г. организовал в Териоках Свободный т-р; ставил здесь пьесы, запрещ„нные царской цензурой,- "К зв„здам" и "Савву" Андреева, "Ткачи" Гауптмана, и др. В Петербурге в Новом Василеостровском т-ре (1907) Г. играл Цыганова ("Варвары") и др. Затем вновь выступал в провинции. В 1908 организовал русский т-р в Париже. В 1912 работал в Москве в т-ре Корша, исполнил здесь одну из своих лучших ролей- Протасова ("Живой труп"). Образы, созданные Г., отличались верностью типич. обобщений, мастерством внешней отделки. В 1913 Г. начал работать в кино как режиссер и сценарист, в 1915 как актер. Пост. фильмы "Крест и маузер", "Поэт и царь" и др.; сыграл роли Бабченко ("Встречный"), Иудушки Головл„ва (одноим. фильм), дедаАнисима ("Крестьяне"), Толстого ("Петр I") и др. В 1919 был одним из организаторов Первой гос. школы кинематографии.

Соч.: Воспоминания, т. 1. 1919-1921, M 1949 т 2

a-pnnS KV труд артиста совм- с т- д- БулахЛит. Иезуитов Н., Гардин. XL лет, [М.], 1940;

Ж д а н В., Народный артист СССР В. Р Гардин M 1951' Корчагина-Александровская E, 'Встречи с Гардиным, в сб.: Е. П. Корчагина-Александровская, M , 1955.

ГАРДОНИ (Gardoni), Итало (12.III.1821 - 26.III. 1882) - итальянский артист оперы (тенор). Пению обучался у де Чезари в Виадане (Италия). Впервые выступил на оперной сцене в Виадане в 1840, гастролировал в Турине и Берлине (1840), Милане (1841- 1842), Брешии (1843), Вене (1843-44); был солистом т-ра "Гранд-Опера" (1844-45) и Итал. т-ра (1847) в Париже, Лондонского королевского т-ра (2-я пол. 1847), итал. оперы в Петербурге (1848-50, 1872). Пел в т-рах Мадрида, Амстердама, Рима и др. Выступал гл. обр. в итал. операх: Альфред, Ричард, Кассио ("Травиата", "Бал-маскарад", "Отелло" Верди), Род-риго ("Отелло" Россини), Неморино, Шарль ("Любовный напиток", "Линда ди Шамуни" Доницетти), Эль-вино ("Сомнамбула" Беллини) и др. Л. М. ГАРЕЛЛИ (Garelli), Джованни Баттиста (ум. 1740)- итальянский актер комедии дель арте. В течение долгого времени работал в Венеции, в т-ре "Сан-Лука". Исполнял роли комич. старика Панталоне и был прозван за свою необыкновенную изобретательность в области словесной импровизации "красноречивым Панталоне". В 1735 уш„л со сцены, передав свои роли Ф. Рубини, к-рого сам представил публике. Гольдони упоминает Г. в своих "Мемуарах" (ч. 1, гл.51). С.Мок. ГАРИН, Эраст Павлович [p.28.X(10.XI). 1902J- русский советский актер и режиссер. Будучи студентом высших экспериментальных театр. мастерских (окончил в 1926), Г. уже с 1922 наал выступать на сцене Т-ра им. Мейерхольда. Роли: семеро изобретателей ("Д. Е." ПодгаецкогопоЭрен-бургу и Келлерману, 1924), Гулячкин ("Мандат" Эрдмана, 1925), Хлестаков (1926); Чацкий ["Горе уму" ("Горе от ума"), 1928], Жан Вальжан ("Последний решительный" Вишневского, 1931). С 1936 Г.- актер и режиссер Л енингр. т-ра Комедии. Пост.: "Простая девушка" Шкваркина (1938), "Сын народа" Германа (1938, исполнял роль Калюжного), "Медведь" Чехова (1948). В

1950 Г. переш„л в Театр-студию киноактера в Москве. Пост.(совм. с X. А. Локшиной): "Флаг адмирала" Штейна (1952), "Обыкновенное чудо" Шварца (1956), "Мандат" Эрдмана (1956), исполнил в последних двух спектаклях роли Короля и Гулячкина. Г. ставит спектакли и в др. т-рах ("Поэма о топоре" Погодина, 1928, Рабочий т-р ленингр. Пролеткульта, "Тень" Шварца, 1956, Моск. т-р Сатиры). Характерный актер, одар„нный острой наблюдательностью, Г. большое внимание уделяет слову, интонационной и пластич. разработке роли. Используя при„мы эксцентрики (напр., роль семи изобретателей с е„ мгновенными цирковыми трансформациями), буффонады, гротеска (Король- "Обыкновенное чудо"), создавая образы, отмеченные яркой театральностью, Г. стремится к раскрытию психологич. сущности сценич. героев; иногда в игре артиста комическое, гротескно-смешное граничит с подлинным драматизмом.

Г. много работает на радио. Он осуществил ряд радиопостановок, положив начало жанру монодра-матич. звукового спектакля: "Путешествие по Японии" Гаузнера (1931), "Цусима" Новикова-Прибоя (1934), цикл произведений Маяковского - "Клоп" (1-я ред. 1938, 2-я - 1948), "Мо„ открытие Америки" (1952), "Париж" (1953), "Я сам" (1957), "Рожд„нные столицы" (195 9). С 1934 Г. работает в кино. Роли: Тараканов (фильм "Музыкальная история"), Король (фильм "Золушка") и др.

Лит.: Эраст Гарин. Орденоносец, Л., 1939 (Артисты Гос. театра Комедии); Луначарский А., "Ревизор" Гоголя - Мейерхольда, в его кн.: Театр сегодня, М.-Л., 1927; "Печать и революция", М., 1925, ј 5-6 [M a p к о в П., Третий фронт (После "Мандата")]; "Жизнь искусства", 1928, ј16 [Мстиславский С." Одинокий (К дискуссии о "Горе уму")]. М .Б.

ГАРИН-ВЙНДИНГ, Дмитрий Викторович (наст. фам.- Виндинг) (г. рожд. неизв.- ум. в 1922)- русский театрально-общественный деятель, актер, педагог грима. Сценич. деятельность начал в 1875. 13 лет работал в провинциальных т-рах как актер и режиссер. В 1888-1909-актер Малого т-ра, преподаватель иск-ва грима в Моск. театр. уч-ще. Г.-В.- активный деятель Российского театрального общества; возглавлял его Моск. отделение, инициатор создания Убежища для престарелых артистов.

Лит. .-"Экран", 1922, ј 21 (некролог). Л. Ход.

ГАРКАВИ, Михаил Наумович [р.14(26).III. 1897] - советский эстрадный актер, конферансье. Учился на медицинском ф-те Моск. ун-та и в Моск. филармонич. уч-ще. В 1916-21 и 1927-28 работал актером МХТ, моек. Камерного т-ра, Ленингр. т-ра сатиры. С 1922 начал выступать как конферансье в кабаре "Не рыдай" и др. Принимал деятельное участие в выступлениях "Синей блузы". С 1928 выступает только как конферансье. Продолжая традицию Н. Ф. Балиева и А. Г. Алексеева, Г. использует в своих выступлениях импровизацию, вступает в шутливый разговор с публикой, как правило вед„т концерт, не пользуясь заранее подготовленным текстом. Г. созда„т образ гостеприимного хозяина, доброго, простого и вес„лого, включает иногда в свой конферанс куплеты и песенки.

Лит.: Набатов И., Заметки эстрадного сатирика, М., 1957. M. 3.

ГАРНАЧА (garnacha) - бродячая труппа в Испании 16 в. Давала представления в селениях, а также в частных домах. Г. состояла из 5-6 мужчин, женщины на роли 1-й дамы и мальчика на роли 2-й дамы. В репертуар Г. входили 4 комедии, 3 ауто и неск. интермедий. Труппа располагала костюмами, париками. С. И.

ГАРНЬЕ (Gamier), Робер (1534-20.IX.1590)- французский поэт и драматург. Учился в Тулузе. Был близок к поэтам "Плеяды". Лит. деятельность начал в 60-е гг. Работал в области жанра трагедии; сюжеты своих произв. черпал из античной истории и мифологии. Чтением Плутарха навеяны трагедии из римской истории: "Порция, жена Брута" (1568), "Корнелия, жена Помпея" (1574) и "Марк Антоний" (1578). Из греч. мифов Г. заимствовал сюжеты трагедий "Ипполит, сын Тезея" (1573), "Троада, или Разрушение Трои" (1578) и "Антигона" (1580). Все пьесы Г. декла-машюнны; длинные монологи преобладают в них над действием и диалогом, тем не менее они имели большой успех, благодаря их республиканской направленности. Герои Г.- сильные, героич. люди, надел„нные гражданскими доблестями. Трагедии Г. проложили путь римским трагедиям Корнеля. Особняком стоит трагедия Г. "Седекия, или Еврейки" (1583), изображающая бедствия Иудеи, заво„ванной ассирийцами; в ней содержится нам„к на беды Франции, охваченной пожаром "религиозных" войн. Г. написал также трагикомедию "Брадаманта" (1582), сюжет к-рой заимствован из поэмы "Неистовый Роланд" Ариосто. Она положила начало жанру трагикомедии, господствовавшему во франц. т-ре в течение 1-й пол. 17 в. Творчество Г. оказало влияние на П. Корнеля и др. драматургов 17 в.

Лит.: F a guet E., La tragedie francaise au XVI siecle (1550-1600), P., 1894; LansonCr., Esquisse d'une histoire de la tragedie francaise, P., 1927; Bernage M. S., Etude sur Robert Garnier, P., [1880j; RollandJ.,La tragedie francaise au XVI siecle: "Les Juifs" [de Rob. Gamier, 15 80], P., 1911; Lancaster H. С., The French tragi-comedy, Bait., 1907. C\ Мок.

ГАРРИК (Garrick), Дэвид (19.II.1717, Херефорд,- 20.1.1779, Лондон) - английский актер, театральный деятель, драматург, критик. Г. был реформатором сцены, одним из основоположников сценич. реализма в Европе.

Отец Г. - офицер, по происхождению француз, предки к-рого бежали из Франции после отмены Нант-ского эдикта (1685), предоставлявшего политическую и религиозную свободу протестантам. Мать Г.- англичанка.

Г. начал драматургич. деятельность в 1740 комедией "Воды Леты" (пост. в т-ре "Друри-Лейн"), писал критич. статьи о спектаклях. Как актер Г. дебютировал в начале 1741 в т-ре "Гудменс-Филдс" ролью Арлекина в пантомиме. Исполнение Г. (в том же году и в том же театре) роли Ричарда III выдвинуло его в ряды лучших актеров Англии. В 1742 Г. был приглаш„н в т-р "Друри-Лейн", где играл до 1776. Г. сыграл здесь все прославившие его роли. В пьесах Шекспира: король Лир и Гамлет (1742), Макбет (1744), Отелло (1745), Бенедикт ("Много шума из ничего", 1748), Ромео (1750); Абель Дреггер ("Алхимик" Бен Джонсона), сэр Джон Б рут ("Рассерженная жена" Ванбру) и др. Большинство этих ролей оставалось в репертуаре Г. до конца его сценич. деятельности.

Г. выступил как один из активных пропагандистов театр. эстетики просветителей. Считая т-р воспитателем общества, Г. определял ценность всякого спектакля нравственно-этическими идеями, к-рые он выражает. Свои сценич. образы Г. стремился сделать понятными, близкими широким кругам зрителей. Раскрытие простого и повседневного в чувствах и поведении сценич. персонажей было для Г. основной задачей актера. Он требовал, чтобы в рамках психологически верного поведения на сцене актер умел показать эмоционально наполненный внутренний мир персонажей. В борьбе за утверждение новых этических норм, противоположных дворянским, англ. просветительская эстетика стремилась представить свои этический кодекс и мораль как общечеловеческие. Она снижала до уровня обыденных все человеческие переживания и утверждала, что короли и люди "обыденной" жизни чувствуют одинаково. Приверженность этой идейной позиции определила остроту борьбы, к-рую с начала своей творческой деятельности Г. пов„л против классицизма., господствовавшего в то время в англ. т-ре. Условности и схематизму классицизма он противопоставил основанное на жизненных наблюдениях правдивое изображение человеческих характеров, положительные или отрицательные стороны к-рых могли служить зрителям примером для критики или подражания. Г. обладал редким по широте творч. диапазоном и с равным блеском играл в трагедии и комедии. В списке его ролей половину занимает комедия. Он в совершенстве владел иск-вом сценич. перевоплощения, творчество его отличалось тонкостью психологич. анализа, огромным сценич. темпераментом, простотой выразительных средств, ч„ткой скульптурностью формы. Все эти особенности дарования и творч. метода Г. нашли яркое воплощение и в его истолковании трагич. образов Шекспира. Г. стремился к глубокому и всестороннему раскрытию их сложного и многообразного духовного мира. С огромным темпераментом он раскрывал богатство и напряж„нность их внутренней жизни, свойственный им накал страстей. Но в то же время Г. подч„ркивал, что те же чувства и переживания могли быть свойственны рядовым, простым людям. Вс„ это проявилось уже в первой шекспировской роли Г.- Ричарда III. Стремясь не подч„ркивать в Ричарде царственное и исключительное, Г. отказался и от традиционного показа его примитивным - мелким и страшным злодеем. У Г. это был умный и волевой человек, храбрость к-рого не знала предела. Природа сделала его физическим уродом. Ричард мстит природе и людям за сво„ уродство, хочет компенсировать его неограниченным могуществом и властью, добытыми любой ценой. Но зло, победив в его душе, приводит в конечном итоге его самого к гибели. Психологически сложный и внутренне противоречивый образ Ричарда, созданный Г., был отмечен чертами подлинной жизненной правды. Роль Ричарда III сделалась одной из лучших ролей Г. и сохранялась в его репертуаре до конца сценич. деятельности.

Играя короля Лира, Г. выделял на передний план его личную трагедию, основанную на оскорбл„нном чувстве отцовства. Лир был для Г. не корол„м, а прежде всего человеком, униженным жестокостью и вероломством дочерей. Главная отличительная черта исполнения Г. роли Лира - его интерес к эмоциональным переживаниям старого короля. Познав глубоко человеческие чувства и страдания, Лир-Г. приходил к новому пониманию людей, но не терял веры в жизнь. Стремясь подчеркнуть просветительскую идею о неминуемом торжестве доброго начала над злым, Г. играл финал трагедии в переработке Н. Тейта, по к-рой пьеса заканчивалась смертью Эдмунда и злых дочерей короля, возвращением Лиру престола и примирением его с собой и с окружающей действительностью.

Г. несколько раз менял трактовку роли Гамлета. Первоначально он выделял тему сыновней любви Гамлета и его горячее желание отомстить за смерть отца. В последней редакции (1772) Г. по-иному решал тему трагедии: Гамлет добровольно бер„т на себя свершение высшего суда над Клавдием, чтобы восстановить попранную справедливость, господствовавшую в мире. Как и в "Короле Лире", Г. видоизменял конец трагедии: после убийства Клавдия Гамлет бросается на меч Лаэрта, добровольной смертью искупая тяж„лое преступление против человечности - убийство Клавдия. Смертельно раненый, он соединяет руки Горацио и Лаэрта, благословляя их на царствование. Так и эта трагедия Шекспира в трактовке Г. приобретала истолкование, характерное для просветительской философии. В интерпретации Г. Гамлет - это многогранный характер, человек широко одар„нный, тонко и глубоко чувствующий. Ему свойственны большая жизненная энергия, сила воли и темперамент в сочетании с редким умом, стремлением познать тончайшие извилины человеческой психологии, способностью к сатирической оценке событий.

В роли Макбета Г. также концентрировал сво„ внимание на внутренней жизни героя. Он подч„ркивал его "заурядность", рисовал обыкновенным человеком, какими полна реальная действительность. Макбет в трактовке Г. обладал мягким, нерешительным характером, он с трудом и лишь под влиянием леди Макбет решался на преступление, был глубоко подавлен всем происшедшим, а затем искренне раскаивался. В написанном Г. финальном монологе Макбет признавал, что постигшее его возмездие было вполне им заслужено. Своей трактовкой трагедии Г. утверждал нравственную ответственность человека за соверш„нные им поступки.

С 1747 Г. сделался совладельцем т-ра "Друри-Лейн", с этого времени он получил возможность продолжить задуманную им реформу сценич. иск-ва в масштабе крупнейшего театр. коллектива Англии. Он стал реже выступать как актер, менее интенсивно работал над новыми ролями. Вс„ его внимание было направлено на создание постоянной труппы и воспитание е„ на реалистич. началах. Г. собрал в руководимый им т-р лучших актеров Англии. Добиваясь сценич. правды, он уделял большое внимание репетиционному процессу, работе с актерами. Г. добивался слаженности ансамбля актеров первого и второго положения. Массовые же сцены он рассматривал как фон, на к-ром разыгрывалось действие, и заботился лишь об их выразительной группировке. Тем не менее, для англ. т-ра 18 в. стремление Г. к созданию ансамбля даже для одной только ведущей группы актеров являлось большим шагом вперед по пути сценич. реализма.

Стремление к достижению в спектаклях большей сценич. правды вынуждало Г. к поискам новых постановочных средств. Он вв„л ряд усовершенствований сценич. площадки, впервые применил рефлекторы освещения глубины сцены (что позволило строить действие не только на переднем плане, но использовать вс„ е„ пространство), после долгой борьбы ему удалось уничтожить на сцене места для привилегированных зрителей.

Популярность Г. в Европе особенно возросла после того, как в 1763-65 он совершил путешествие по Франции и Италии. Он сблизился с великими франц. просветителями - Дидро, Гольбахом, Гриммом и др., к-рые высоко ценили иск-во Г., ссылались на его творческую практику и обобщали е„ в своих теоретич. работах о сценич. иск-ве. В свою очередь их теории оказали влияние на творчество Г., в том числе и на его драматургию. Г. написано около 40 пьес, в числе к-рых комедия "Тайный брак" (совм. с драматургом Колменом-старшим), к-рая сохраняется в репертуаре англ. т-ров. Г. также принадлежит большое количество прологов, эпилогов, стихов, входивших в программу каждого спектакля. Он обрабатывал пьесы (в т. ч. Шекспира, Бен Джонсона, Уичерли и др.), шедшие на сцене т-ра "Друри-Лейн". Эту работу он продолжал и после того, как в 1776 продал драматургу Р. Шеридану свой пай в т-ре "Друри-Лейн" и отош„л от активной театральной деятельности.

Демократич. и новаторский характер творчества Г. определили его славу как первого актера Англии и Европы. Г. похоронен в Вестминстерском аббатстве у подножия бюста Шекспира.

Лит.: П о л н e р Т. И., Давид Гаррик, СПБ, 1891 (серия "Жизнь замечательных людей"); Минц Н. В., Давид Гаррик, М.-Л., 1939; M u г р h у A., The life of D. Garrick, v. 1-2, L., 1768, 1801; Fitzgerald P., The life of D. Gar-rick, v. 1-2, L., 1868; Hedgcock F. A., D. Garrick and his French friends, L., 1912. Я. Мин.

ГАРСЙА (Garcia), Мануэль дель Пополо Висенте (22.1.1775, Севилья,2.VI.1832, Париж) - испанский артист оперы (тенор), композитор и педагог. Отец знаменитых артистов: певца М. Гарсиа, певиц М. Малибран и П. Виардо. Г. впервые выступил как композитор в Кадиксе в программе нар. т-ра, для к-рой написал несколько номеров. Переехав в Мадрид, в 1798 поступил в театр. труппу. Вскоре завоевал известность как один из лучших исполнителей партий во франц. комич. операх, популярных в то время в Испании. В 1802-05 Г. участвовал в первом исполнении в Испании оперы Моцарта "Свадьба Фигаро". С 1807 пел на сцене итальянского т-ра в Париже (с 1816-первый тенор). Гастролировал также в Неаполе и др. городах Италии (1810-16), в Нью-Йорке (1825-27) и Мехико (1828). В 1816 в Риме исполнил впервые партию Альмавивы в "Севильском цирюльнике" Россини. В репертуаре Г.- осн. партии тенорового репертуара того времени: Дон Оттавио, Базилио ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро" Моцарта), Ахилл ("Ифигения в Авлиде" Глюка), Норфольк ("Елизавета, королева Англии" Россини) и др. Г.- автор и постановщик опер "Узник" (1800, Мадрид), "Раскаявшийся совратитель" (1802), "Хитрый слуга" (1804), "Багдадский калиф" (1813, Неаполь), "Диана и Эндимион" (1813), "Привратница Рааба" (1814), "Две стороны женитьбы" (1824, Париж), "Дочь воздуха" (1826, Нью-Йорк), "Абуфар" (1827, Мехико) и другие.

С 1828 Г. жил в Париже, посвятив себя преподавательской деятельности. Создал собственный метод обучения вокальному иск-ву.

Лит.: Mewburn Levien J., The Gardas family, L., 1932; Harris L., Don Manuel Garcia, "Opera News", 1950, 11 Dec. Иг. Ф.

ГАРСЙА (Garcia), Мануэль Патрисио Родригес (17.III.i805, Мадрид,1.VII.1906, Лондон) - испанский певец (бас) и педагог. Сын и ученик М. Гарсиа, Один из крупнейших преподавателей пения 19 в Начал выступать как певец в сер. 20-х годов; гастролировал вместе с отцом по городам Америки (в т. ч. в Нью-Йорке, где исполнял партию Фигаро в "Севильском цирюльнике"). В 1829 оставил сцену, посвятив себя педагогич. деятельности. В 1842-50 Г. - профессор Парижской консерватории, в 1850-95 - Королев. академии музыки в Лондоне. Автор ряда трудов по вокальному иск-ву. Основной труд Г.- "Полное руководство по искусству пения" (Париж, 1847) - неоднократно переводился на различные языки. Г. работал также в области изучения физиологии человеческого голоса ("Записка о человеческом голосе", 1840). В 1855 Г. изобр„л ларингоскоп (зеркало для исследования горла), имеющий значение и в медицине. Учениками Г. были певицы Ж. Линд, М. Маркези, Г. Ниссен-Саломан; певцы Ю. Штохгаузен, К. Эверарди и др.

Лит.: Tapia А. G., Manuel Garcia. Su influencia en la laringologia y en el arte del canto, Madrid, 1905; M a-c k i n 1 a y M. S., Garcia the centenarian and his times..., L., 1908. {fe. Ф.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница