Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 99)


ГАМБОА (Gamboa), Федерико (22.XII. 1864- 15.VIII.1939)- мексиканский писатель и драматург. Лит. деятельность начал как журналист. Г.- автор пьес "Последнее сражение" (1895), "Отмщение земли" (1905), "Среди братьев" (1928), остро социальных по своей направленности. В драме "Отмщение земли" Г. показал классовую борьбу в мексиканской деревне и эксплуатацию крестьян. Драматургия Г. проникнута идеями мексиканской бурж.-демократич. революции 1910-16. В то же время на его творчестве сказалось влияние франц. натурализма.

Лит.: Magana Esquivel A., Imagen del teatro, Mexico, 1940; Olavarria y Ferrari E. de, Resena historica del teatro en Mexico, Mexico, 1895. В. Ст., К). П.

ГАМБОА (Gamboa), Хосе Хоакин (20.1.1878-29.1. 1931) - мексиканский драматург. Начал с сочинения сарсуэл и интермедий (писал на исп. яз.). Ранние произведения Г.- "Одиночество", "Тело, или Тереса", "Смерть" (1904), "Семья" и психологич. драма "День страшного суда" (1908) - характеризуются аллегоричностью, символизмом. Но, начиная с комедии "Дьявол м„рзнет" (1923), Г. обращается к жизни сов р. ему общества, показывает ханжество, продажность, гнилую мораль мелкой буржуазии. К этому периоду его творчества относятся пьесы: "Лос-Ревильяхихедос" (1925), "Тяж„лый путь" (1925), "Если бы молод„жь знала..." (1927), "Избитая тема" (1930), "Кавалер, смерть и дьявол" (1931). К концу своей жизни Г. совместно с В. М. Диес Eappoco возглавил передовое новаторское течение в мексиканском т-ре, к-рое создало предпосылки к зарождению прогрессивных экспериментальных т-ров "Улисес", "Орьентасьон", "Эсколарес дель театро", "Театро де Аора" и др.

Лит.: Usigli R., Mexico en el teatro, Mexico, 1932; M a-gana Esquivel A., Imagen del teatro, Mexico, 1940;

Martinez J. L., Literatura mexicana siglo XX, Mexico, 1954; Jimenez Rueda J., Historia de la literatura mexicana, Mexico, 1953. Ю. Л.

ГАМБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - один из первых стационарных городских т-ров Германии, существовал в Гамбурге в 1767-68. Организован драматургом И. Ф. Л„веном. Ядро т-ра составили ведущие актеры т-ра К. Э. Аккермана, закрывшегося вследствие финансового краха. В состав т-ра в Гамбурге вошли Аккерман, его жена С. Шредер, К. Экгоф, Д. Борхер, И. Бек, Ф. Хензель, С. Ме-кур, С. Бак и др. Лит. руководство т-ром и освещение его деятельности в критич. статьях взял на себя Г. Э. Лессинг, к-рый написал 104 очерка о Г. н. т., объедин„нных впоследствии в труд под общим названием "Гамбургская драматургия". Книга эта является классич. исследованием, заложившим начало теории реалистич. т-ра в Германии.

Г. н. т. ставил своей целью пропаганду отечественной драматургии. Деятельность Г. н. т. сыграла решающую роль в истории нем. т-ра 18 в. На его сцене усилиями Лессинга, Экгофа и их сподвижников утверждался просветительский реализм, противостоявший реакц. тенденциям классицизма. Жизненная правда-заменила манерность и условность в актерском исполнении. Руководители Г. н. т. стремились упрочить общественное и материальное положение актеров, повысить их культуру. Помимо совр. нем. драматургии и пьес Лессинга ("Вольнодумец", "Клад", "Женоненавистник", "Мисс Capa Сампсон", "Минна фон Барнхельм"), на сцене Г. н. т. шли пьесы Вольтера, а также франц. сл„зная комедия и бурж. драма (Рень-яр, Мариво, Нивель де Ла Шоссе, Детуш, Дидро и др.).

Серьёзный репертуар т-ра не был принят гамбургскими бюргерами, предпочитавшими франц. фарс и балет. Г. н. т. оказался в трудном финансовом положении. В ноябре 1768 т-р закрылся, а его труппа распалась. Одну е„ часть возглавил Аккерман, другую- Экгоф. Лит.: Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, M.-Л., 1936; Альтман И., Лессинг и драма, M.-Л., 1939; Fetting H., Conrad Ekhof. Ein Schauspieler des achtzehnten Jahrhunderts, B., 1954. Г. Гур.

ГАМБУРГСКИЙ НЕМЕЦКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР -один из ведущих немецких театров. Находится в Гамбурге (ФРГ). Был открыт 15 сентября 1900 "Ифигенией в Тавриде" Г„те. Основан труппой любителей т-ра и долгое время существовал на частные средства. Первый его руководитель А. Бергер стремился следовать принципам сценич. реализма, выдвинутым Лессннгом в "Гамбургской драматургии". Т-р ставил произв. немецкой классич. драматургии ("Дон Карлос" Шиллера, "Минна фон Барнхельм" Лес-синга, "Нибелунги" Хеббеля), а также трагедии Шекспира, пьесы Ибсена, Бь„рнсона, Шоу, Гаупт-мана, Шницлера и др. С 1955 Г. н. д. т. руководит актер и режиссер Г. Грюндгенс. Для т-ра характерно стремление к творческому ансамблю, мастерство сценич. речи (в особенности стихотворной), строгость отбора выразит, средств в актерской игре и оформлении. Лучшие сценич. достижения Г. н. д. т. связаны с пост. немецкой и зарубежной классики. Т-р осуществил пост.: "Фауст" Г„те, "Разбитый кувшин" Клейста, "Смерть Валленштейна" Шиллера (показаны во время гастролей т-ра в СССР в 1959), "Святая Иоанна скотобоен" Брехта. В труппе т-ра (1960) актеры С. Фишер, Г. Шомберг, В. Хинц, Э. Бюхи, Э. Бессель; режиссеры У. Эрфурт, X. Хильперт и др.

Лит.: В е r g e r A., Meine hamburgische Dramaturgie, W., 1910; Берковский Н., "Манера и стиль", "Театр", I960, М., ј 3.

"ГАМИИ‚Т" ("Содействие") - азербайджанский театральный коллектив. Организован в 1906 в Баку при рабочей газете "Текамюль" ("Прогресс") для обслуживания рабочего зрителя. Активное участие в создании т-ра принимали рабочие-большевики X. Са-фаралиев, И. Абилов, М. Мамедьяров. Одним из организаторов коллектива явился актер М. А. Алиев. В труппу входили М. Гаджинский, А. Рзаев, Дж. Баг-дадабеков и др. Коллектив давал спектакли гл. обр. в рабочих районах Баку (Балаханы, Романы, Сабун-ни, Биби-Эйбет, Ч„рный город и т. д.), соединяя театр. деятельность с агитационно-пропагандистской (раздача листовок зрителям, политич. выступления в антрактах и т. д.). "Г." ставил пьесы демократич. направления: "Невежество" Нариманова, "Медный рудник" Мусеви, "Из-под дождя да в ливень" Везирова. Спектакли "Г." пользовались большим успехом у рабочего зрителя. Царская полиция препятствовала работе коллектива, запрещала спектакли, арестовывала отдельных участников. В 1907 труппа "Г." слилась с "Товариществом мусульманских драматических артистов". К. Кае.

"ГАМЛЕТ", "Гамлет, принц Датский" ("Hamlet") - трагедия В. Шекспиров 5 актах, 18 сценах. (Принятое в изданиях "Г." деление на акты и сцены принадлежит не Шекспиру, а его издателям, редакторам, переводчикам. В современной театр. практике это деление осуществляется режиссерами, ставящими пьесу). Наиболее вероятная дата соч. и первой пост. "Г."1600-01 (т-р "Глобус", Лондон). Первый исполнитель заглавной роли - Р. Б„рбедж; Шекспир играл тень отца Гамлета. После Б„рбеджа прославленным исполнителем роли Гамлета в 17 в. был Беттертон (впервые - в 1661, т-р Линкольне Инн Филдс, Лондон; в последний раз - в 1709, т-р Друрп-Лейн, там же). В 18 в. крупными событиями в истории англ. т-ра были первые выступления в роли Гамлета Гаррика (т-р Друри-Лейн, 5 янв. 1743) и Кембла (1783, т-р Ковент-Гарден, Лондон). В 19 в. такими же большими событиями явились первые выступления Э. Кина в роли Гамлета (12 марта 1814, т-р Друри-Лейн) и Ирвинга (1864 - Манчестерский т-р, 30 окт. 1874-т-р "Лицеум", Лондон). Среди др. англ. исполнителей роли Гамлета в 18-19 и нач. 20 вв.: Уилкс, Эрлинг-тон, Барри, Хендерсон, Юнг, Макреди, Ч. Кин, Фелпс, Бир-бом-Три, Робертсон, Бенсон и др. Среди исполнительниц роли Офелии - Сондерсон, Клайв, Райнфордс, Фосит, Батмен, Хол-лидей, Лессингхем, Терри, Гловер (играла и Гамлета), Кэмп-белл и др.

Среди совр. англ. пост. и исполнителей: т-р "О л д В и к", Лондон (1930, Гамлет - Гилгуд; 1937, реж. Гатри, худ. Баттерсби, Гамлет - Оливье, Офелия - Кострилл), "Нью тиэтр", Лондон (1934, Гамлет - Гилгуд); Шекспировский мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон (1937, реж. Пейн, худ. Айртон и К„ртис, Гамлет - Уолф; 1948, реж. Бенталл, худ. Бейли, Гамлет - Скоффилд, Офелия - Блум); "Нью т и э т р", Лондон (1950, реж. Бенталл, худ. Ирвинг, Гамлет - Редгрев); т-р драматич.о б-в а О к с-фордского университета (1935, Гамлет-Гленвилл) и т. д. Среди др. совр. англ. исполнителей роли Гамлета - Харви, Ланг, Невилл, Эдисон, Гиннесс, Клуне; роли Офелии- Хэнсон, Комптон. Ли, Тьютин, Уейнхем и др.

За пределы Англии, в частности в Германию и Австрию, "Г." был завез„н в 17 в. "английскими комедиантами", игравшими трагедию на англ. яз. в дал„ких от подлинника переделках. Первое представление "Г." на нем. яз. - 16 янв. 1773 в Венском придворном т-ре (переделка Х„йфельда; Гамлет - Ланге, Офелия - Тойтшер); 20 сент. 1776- в Гамбургском, а в январе следующего года в Ганноверском т-рах была пост. переделка Л. Ф. Шредера (Гамлет - Брокман, Офелия - Д. Аккерман). 17 дек. 1777 "Г." в обработке Шредера пост. Д„ббелин т-р, Берлин (Гамлет - Брокман, Офелия - Д„ббе-лин). Первое представление "Г." в переводе А. Шлегеля состоялось 15 окт. 1799 в Придворном т-ре, Берлин (Гамлет - Бешорт, Офелия - Унцельман). В конце 18, в 19 и нач. 20 вв. на нем. и австр. сценах роль Гамлета играли: Л. Ф. Шредер, Кох, Аншюц, Вольф, К. и Э. Девриент; Дависон, Л„ве, Кайнц, Поссарт, Барнай, Левинский, Зонненталь, Мит-тервурцер, Матковский, Моисеи, актрисы Абт, Вестфали и др.; роль Офелии: С. Шредер, Бауэр, Вольф, Мюллер, Зебах, Бо-лер-Девриент, Эйбеншюц, Тервин и др.

Во Франции "Г." пост. впервые в 1769 в т-ре "Комеди Фран-сез" (Париж) по искаж„нной переделке Дюси. В этой переделке играл Гамлета и Тальма (1803). Близкий к подлиннику перевод "Г."-А. Дюма-отца совм. с П. Мерисом (1847), пост. в том же году в "Комеди Франсез". В 80-х гг. 19 в. Гамлета играл Муне-Сюлли.С 1899 роль Гамлета исполняла Сара Бер-нар, игравшая прежде Офелию. В 1913 "Г." пост. т-р Антуа-на, Париж (Гамлет - Сюзанн Депре), в 196 - т-р Мариньи, там же (реж. и исполнитель заглавной роли - Барро).

Среди исполнителей роли Гамлета в Италии - Сальвини, Росси, Новелли, Цаккони, Руджери, Гасман; Офелии- Ристори, Дузе и др.; в Америке - Олдридж, Пайн, Бутс, актрисы Барбли, Ле Гальенн и др.; в Швеции - Экман, Хансон; в Венгрии - Лендваи; в Польше - Круликовский, Выжиковский (Офелия - Моджеевская); в Чехословакии - Когоут, Тогоз" Недбал, Штепанек; в Греции - Минотис; в Японии - Сусукида и Асадаиро Фудзисава (Офелия - Сада Якко) и др.

Сценическая история "Г." в дореволюционной России восходит к 1750, когда в Петербурге на Императорской сцене воспитанниками сухопутного шляхетского корпуса был впервые пост. "Г." А. П. Сумарокова. В пост. этой пьесы в 1757 роли играли: Гамлет - Дмитревский, Офелия - Троеполь екая, Клавдий - Ф. Волков, Гертруда - Волкова, Полоний- Гр. Волков. В 1810 в Петербурге "Г." пост. в переводе-переделке С. Висковатова, сделанном по франц. переделке Дюси (Гамлет - Яковлев, Офелия - Сем„нова, Гертруда - Каратыгина). Значительным этапом в истории рус. т-ра явилась пост. трагедии в новом пер. Н. А. Полевого в Моск. Малом т-ре 22 янв. 1837 с Мочаловым в роли Гамлета (Клавдий - Козловский, Гертруда - Львова-Синецкая, Полоний - Щепкин, Офелия - Орлова, Лаэрт - Самарин, тень отца Гамлета-Максимов, могильщики - Орлов и Степанов, 1-й актер - Волков и др.); в том же году пост. в Александрийском т-ре (Гамлет - Каратыгин, Клавдий - Брянский, Гертруда - Валь-берхова, Полоний - Сосницкий, Офелия - Асенкова, Лаэрт- Григорьев 1-й, Горацио - Каратыгин 2-й, 1-й могильщик - Воронов и др.). Среди исполнителей последующих пост. в Малом т-ре - Леонидов, Ленский, Самарин, Вильде, Южин (Гамлет), Львова-Косицкая, Ермолова, Федотова, Яблочкина (Офелия), С. Шумский, Правдин (Полоний); в Александрийском т-ре: Максимов 1-й, В. Самойлов, Далматов, Дальский, Дарский, Аполлонский, Ходотов, Глаголин (Гам-л е т), Савина, Жулева, Анненская, Бернар, Дюжикова 2-я, Комиссаржевская (Офелия), Абаринова, Дюжикова 1-я, Свободина-Барышева (Гертруда), Аполлонский, Юрьев, Ходотов (Л а э р т), Варламов, Шевченко (1-й могильщик). Из последующих дореволюц. пост. "Г.": Пушкинский т-р, Москва (1882, Гамлет - Иванов-Козельский);

Передвижной т-р под рук. Гайдебурова и Скарской, Петербург (1908; режиссер Таиров, худ. Тир, композитор Кудрявцев, Гамлет - Гайдебуров; спектакль возобновлялся в 1910, 1919, 1922). 23 дек. 1911 "Г." пост. МХТ (пер. Кронеберга, постановщик и худ. Крэг, режиссеры Станиславский и Суллержиц-кий, костюмы Сапунова, композитор Сац; Гамлет - Качалов, Клавдий - Массалитинов, Гертруда - Книппер, Смирнова-Алеева, Бутова, Полоний - Лужский, Офелия - Гзовская, Барановская, Розенкранц и Гильденстерн - Воронов и Суш-кевич, Горацио - К. Хохлов, Лаэрт - Болеславский, 1-й могильщик - Грибунин, Александров, актеры - Вишневский, Вахтангов, Афонин). На гастролях в Москве и в Петербурге Гамлета играли Т. и Г. Сальвини, Барнай, Поссарт, Цаккони, Муне-Сюлли, Миттервурцер, Моисеи и мн. др.

"Г." часто ставился и на провинц. сцене: Екатеринославский (1844), Саратовский (1848), Ростовский-на-Дону (1849), Нижне-Новгородский (1858), Орловский (1864), Тамбовский (1891) т-ры, Рижский Латышский т-р (1894), Виленский т-р (1899), т-р "Эстония", Ревель (1913), т-р "Соловцов" (Киев), Харьковский, Иркутский, Самарский, Казанский и др. т-ры. Среди исполнителей роли Гамлета: Н. Рыбаков (впервые - Киев, 1838), Полтавцев, П. Васильев, Иванов-Козельский, Милославский, Л. Леонидов, Карамазов, Роб. Адельгейм, Орленев, Арди, Чарский, Россов, Адамян, Папазян, Сира-нуш и др.; роли Офелии - Вышеславцева, Млотковская, Коз-ловская, Стрелкова, Е. Иванова и др.

На советской сцене "Г." впервые пост. в Академич. т-ре драмы в Петрограде (1919, Гамлет - Ходотов, Офелия - Ведринская).и в Передвижном т-ре под рук. Гайдебурова и

Скарской (1919, Гамлет - Гайдебуров). Среди последующих пост.: МХАТ II (1924; режиссеры Смышляев, Татаринов и Че-бан, худ. Либаков, композитор Рахманов; Гамлет - Чехов, Клавдий - Чебан, Гертруда - Соловь„ва, Офелия - Дура-сова, Лаэрт - Берсенев); Т-р им. Руставели, Тбилиси (1925; реж. Марджанишвили, худ. Гамрекели, муз. из произведений Чайковского; Гамлет - Чхеидзе, Клавдий - Васадзе, Полоний - Гоциридзе, Офелия - Анджапаридзе, Лаэрт -Хо-рава, Осрик - Жоржолиани); Т-р им. Азизбекова, Баку (1926; реж. Туганов; Гамлет - Шарифзаде); Ярославский т-р (1927; реж. Бертельс, худ. Болдырев; Гамлет - Курский); Т-р им. Хамзы, Ташкент (1935; реж. Уйгур, худ.Шле-пянов; Гамлет - Хидоятов, Офелия - Ишантураева; позднее Гамлета играли Ходжаев и Бурханов; спектакль трижды возобновлялся); Горьковский т-р (1937; реж. Соболыпиков-Самарин, Гамлет - Дубенский); т-р под рук. Радлова (позднее - Т-р им. Ленсовета), Ленинград (1938; реж. Радлов, худ. Дмитриев, композитор Прокофьев; Гамлет - Дудников и Б. Смирнов, Клавдий - Всеволожский, Гертруда - Сошаль-ская, Офелия - Певцова, Лаэрт - Б. Смирнов); Воронежский т-р (1941; реж. Бебутов, худ. Герасименко; ГамлетПоляков); Т-р им. Сундукяна, Ереван (1942; реж. Бурджалян;

Гамлет - Вагаршян и Джанибекян, Офелия - Варданян);

Т-р им. Кингисеппа, Таллин (1945; реж. Сярев, худ. Хаас;

Гамлет - Карм, Офелия - Вийсимаа); Т-р им. Я. Коласа, Витебск (1946; реж. Бебутов, худ. Бебутова; Гамлет-Молчанов, Клавдий - Звездоч„тов, Полоний - А. Ильинский, Офелия - Беленькая); Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (1954; реж. Козинцев, худ. Альтман, композитор Шостакович;

Гамлет - Фрейндлих, Клавдий - Скоробогатов, Гертруда - Рашевская, Полоний - Толубеев, Офелия - Мамаева); Моск. т-р им. Маяковского (1954; реж. Охлопков, худ. Рындин, муз. оформление - фрагменты из произв. Чайковского и др., танцы - Бурмейстер; Гамлет - Самойлов, позднееКазаков, Марцевич, Клавдий - Кириллов и Любимов, Гертруда - Григорьева, Полоний - Свердлин, Офелия - Бабанова, Ани-симова, Лаэрт - Холодков, Горацио - Лукьянов); Харьковский т-р им. Шевченко (1956; реж. Норд, худ. Греченко, композитор Данькевич; Гамлет - Геляс, Клавдий - Сердюк, Офелия - Л. Попова); Т-р им. Заньковецкой, Львов (1957; реж. Тягно, худ. Стефанчук; Гамлет - Гай, Офелия - Вершинина); Новосибирский т-р "Красный факел" (1958; реж. Редлих.худ. Коваленко; Гамлет - Н. Михайлов; в пост. 1941- худ. Белоголовый; Гамлет - Иловайский); художеств. т-р им. Райниса, Рига (1959; реж. Смилгис и Этнере, худ. Вилке, комп. Калнынь; Гамлет - Лиепинь, Гертруда - Л. Берзинь, Офелия - Артмане, Горацио - Клетниек); Т-р драмы Латв. ССР. Рига (1959; реж. Катлап, худ. Спертал; Гамлет - Видениек, Полоний - Осис, Офелия - Лине); Т-р драмы Литов. ССР, Вильнюс (1959; реж. Рудзинакас, худ. Янкус;

Гамлет - Кураускас, Офелия - Растекайте) и др.

В ряде стран (Англия - Стратфорд-он-Эйвон и Эдинбург, Дания - Эльсинор, Канада - Стратфорд около Торонто) систематически проводятся шекспировские фестивали, во время к-рых труппы и отдельные актеры разных стран выступают в шекспировском репертуаре, в т. ч. в "Г.".

На сюжет "Г." написано свыше 10 опер, ряд увертюр, антрактов и др. Среди композиторов, создавших произведения на эту тему: Меркаданте, Тома, Лист, Чайковский и др.

Как балетный спектакль "Г." пост. в Неаполе (1824), Лондоне (1942), Мюнхене (1950) и др.

См. илл. на отдельном листе к стр. 977-978.

Издания.- Первое (искаж„нное) изд. "Г."- 1603. Первые аутентичные - новые издания "Г."? наиболее близкие рукописи автора, 1604 ("Трагическая история Гамлета, принца Датского, как она неоднократно исполнялась его величества слугами в Лондоне, кроме того, в двух университетах Кембриджском и Оксфордском, и в других местах"). В 1623- в первом собр. соч. Шекспира. Тексты "Г.", к-рые печатаются в совр. изданиях и по которым трагедия ставится на совр. сценах, составлены на основе этих двух изд. Первая русская переделка "Г." - соч. А. П. Сумарокова (1748); первый русский перевод-переделка (с искаженного франц. перевода-переделки Дюси) - С. Висковатова (1810). Первые русские переводы с англ., приближающиеся к тексту Шекспира, - М. В. Вронченко (1828) и Н. А. Полевого (1837). Среди дореволюц. перев.: Н. X. Кетчера (прозаический), А. И. Кронеберга (1844), М. А. Загуляева (1861), А. Л. Соколовского (1883), П. П. Гнедича (1891), К. Р. (1899). Из сов. переводов - М. Л. Лозинского (1934), А. Радловой (1937, 1955), Б. Л. Пастернака (1947, 1956). Среди переводов на яз. др. народов СССР: А. Ах-вердова, Дж. Джабарлы, Т. Эйюбова (азерб.), И. Г. Мачабели (груз.), О. X. Масеяна (арм.), Эшмамбетова (кирг.), Веры (укр.), А. Хургинаса (литов.) и мн. др.

Лит.: Уильям Ш е к с п и р, Полн. собр. соч. в 8тг.,т. 6,М., 1960, с. 571-627; М a n d e r R. and MitchensonJ., Hamlet through the ages...,L., 1955; H og a n Ch. В e e с h e r, Shakespeare in the theatre. 1701-1800, Oxf., 1952 (глава "Hamlet");

Agate James, Brief chronicles, L., 1943, с. 246- 279; W о о d Roger and С 1 a r k e Mary, Shakespeare at the Old Vie, L., 1954 (глава о Гамлете); Deutsche Shausp'ielkunst, В.,1954, с. 258-310;

W e i 1 e n A., Hamlet auf der deutschen Blihne bis zur Gregenwart, В.,1908; Фр а не А., Книги и люди, пер. с франц., М.-П.,?1923;

БелинскийВ.Г., "Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета, Собр. соч. в 3-х тт., т. 1, М., 1948; Гончаров А. И., Полн. собр. соч. в 8 тт., т. 8, М.. 1952, с. 197-205;

К. Р., Трагедия о Гамлете, принце Датском, т. II, СПБ, 1900, с. 100-134; Шекспировский сборник. 1947, М., 1948, с. 59-103;

Сб. "Мастера театра в образах Шекспира", М.-Л., 1939; "Театр", М., 1955, ј 3, с. 62-81, ј 8, с. 65-80 и ј 9, с. 54-6?;

"Театр и искусство", П., 1900, ј 50 и 51; "Записки Передвижного театра Гайдебурова и Скарской", Л., 1922, ј 33. А. Шн.

ГАМРЕКЕЛИ, Борис Александрович (р. 2.V. 1900) - грузинский советский режиссер и актер. Засл. арт. Груз. ССР (1938). Работал в различных т-рах Грузии. С 1942 - режиссер Тбилисского т-ра муз. комедии им. В. Абашидзе. Пост. спектакли:

"Марина" Кальмана, "Вольный ветер" Дунаевского, "Дали" Милорава, "Нателла" Торадзе, "Салхинобели" Гудиашвили. Автор пьес и инсценировок "Ладо Кец-ховели", "Нацаркекия" (совм. с Г. Нахуцришвпли), пост. в Груз. ТЮЗе, и др.

ГАМРЕКЕЛИ, Давид Александрович [p.27.VII(9.VIII). 1911] - грузинский советский артист оперы(баритон). Нар. арт. Груз. ССР (1943). Окончил с.-х. ин-т (1932) и консерваторию в Тбилиси (1935). Впервые выступил в Т-ре оперы и балета в Тбилиси в 1935; пел на сцене этого т-ра до 1944. В 1944-52 Г.- артист Большого т-ра. С 1952 занимается концертной деятельностью. Партии: Киазо, Мурман("Даи-си", "Абесалом и Этери" Палиашвили), Ладо ("Ладо Кецховели" Киладзе), Томас ("Родина" Туския), Евгений Онегин; Елецкий ("Пиковая дама"), Жер-мон ("Травиата"), Риголетто; Фигаро ("Севильский цирюльник"), Валентин ("Фауст"), Эскамильо и др. Ст. пр. (1950) за участие в фильме "Щит Джургая".

ГАМРЕКЕЛИ, Ираклий Ильич [5(17). V. 1894-10.V.1943] - грузинский советский художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1934). Член ВКП(б) с 1939. С 1922 работал в Т-ре им. Руставели, вначале с К. А. Марджанишвили, затем с А. Ахметелли и др. режиссерами. В этом т-ре Г. оформил св. 50 спектаклей, в т. ч.: "Гамлет" (1925); "Анзор" Шаншиашвили (1928), "Разлом" (1928); "Тет-нульд" Д адиани( 1931), "Р азбой-ники"(1933); "Арсен" Шаншиашвили (1936), "Отелло" (1937);

"Из искры" Дадиани (1937), "Человек с ружь„м" (1939);

"Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1940), "Измена" Сум-батова-Южина (1940), "Кик-видзе" Дарасели (1941), "Невеста из афиш" Гольдони (1942) и др. В Т-ре оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси) оформил "Абесалом и Этери" Палиашвили (1937), "Сердце гор" Баланчивадзе (1938), "Ладо Кецховели" Киладзе (1941), "Патара Кахи" Гокиели (1943) и др. Декорации Г. отличались мощностью объ„мов, живописностью, лаконизмом. Искусство Г., отмеченное стремлением к монументальности, романтичностью и ярким нац. колоритом, во многом способствовало определению творческого своеобразия Т-ра Руставели. Работал в киностудии Грузии (кинофильм "Арсен"), оформлял спектакли в т-рах Москвы, Ленинграда, Киева, Саратова, Баку.

Лит.: Абхаидзе Ш., Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина театр имени Руставели, Тб., 1958;

Гудиашвили Н." Ираклий Гамрекели, М., 1958. Н. 9.

ГАМСАХУРДИЯ, Роман Сергеевич [2(14).XII.

1860-29.IX. 1939]-деятель советского грузинского цирка. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1933). Герой Труда (1933). Работу в цирке начал в 1882 в качестве администратора. Был одним из организаторов профсоюза артистов цирка и эстрады (1914). В 1926-30 работал директором цирков в Одессе, Туле, Свердловске, Казани, в 193U-39 - в Тбилиси. Г. вн„с значительный вклад в развитие груз. циркового иск-ва, способствовал созданию оригинальных номеров, принимал участие в строительстве нового здания цирка. Я. Э.

ГАМСУН (Hamsun) [наст. фам.- Педерсен (Pedersen)], Кнут (4.VIII. 1859- 19.11. 1952)- норвежский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в конце 70-х гг. Автор романов ("Голод", "Мистерии", "Пан", "Виктория" и др.), прин„сших ему мировую известность. Первая и наиболее значительная драма Г. "У врат царства" (1895), составляющая драматич. трилогию вместе с пьесами "Игра жизни" (1896) и "Вечерняя заря" (1898), показывает бунт уч„ного Ивара Карено против бурж. либералов. Однако идейная программа пьесы Г. близка философии Ф. Ницше; герой е„ прославляет войну, требует "истребления" рабочих и мечтает о приходе "прирожденного властелина, деспота по природе". В нач. 20 в. в период распространения ущербной лит-ры эта пьеса ставилась во многих европ. т-рах. Позднейшие пьесы Г.- неоромантич. драма в стихах "Монах Вендт" (1902), варьирующая темы романов "Мистерии" и "Пан"; пьесы "Царица Тамара" (1903), написанная в результате поездки по Грузии, и "У жизни в лапах" (1910) отражают дальнейшую идейно-художеств. деградацию Г., ставшего в годы 2-й мировой войны фашистом-квислинговцем. Пьесы Г. ставились в Нац. т-ре в Осло, но прочно в репертуар не вошли.

Соч.: Samlede verker, bd 1-15, [Oslo], 1954-56; в рус. пер.- Полное собрание сочинений, т. 1-5, СПБ, 1910.

Лит.: Плеханов Г. В., Сын доктора Стокмана, в его кн.: Искусство и литература, М., 1948. A. M.

ГАНАССА (Ganassa) [наст. фам. -Назелли (Naselli)], Альберто [ок. 1540(?) - ок. 1588(?)]- итальянский актер. По происхождению бергамец. Выступал в комедии дель арте исполняя роли Дзанни (отсюда его прозвище. Дзан Ганасса). В 1571 по приглашению Екатерины Медичи уехал во Францию, играл в Париже и Лионе. В 1574 выступал со своей труппой в Испании, устраивал представления комедии дель арте и ставил ауто - религиозно-аллегорич. драмы на сюжеты из библии и житий святых (в 1579 для этой цели был специально приглаш„н в Толедо). В 1584 возвратился в Италию.

Лит.. Дживелегов А. К." Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte. M., 1954; История западно" европейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956. Р. X.

ГАНГАРЙЛЬЯ (gangarilla) - бродячая труппа в Испании 16 в., дававшая представления по крестьянским дворам. Состояла из 3 мужчин и мальчика на женские роли. Г. разыгрывали ауто и интермедии. С. И.

ГАНЙ, Абдулло (наст. фам.- Абдуллаев) (р. 1912) - таджикский советский драматург. Лит. деятельность начал в 1932. Автор пьесы "Долина счастья" (1936, Т-р им. Лахути) - о преобразованиях в Таджикистане в годы первой пятилетки, муз. драмы "Восстание Восе" (1938, Тадж. муз. т-р), посвящ„нной восстанию дехкан Бальджуанского бекства в 1885, "Ураган" (совм. с Ш. Киямовым, 1957, Т-р им. Лахути) - о становлении Советской власти в Ср. Азии. В этой пьесе впервые в тадж. драматургии воссозданы образы В. И. Ленина, Н. К. Крупской, Г. К. Орджоникидзе. Перев„л ряд пьес Островского. Н. Н.

ГАНИЗАДЕ, Султан Меджид Муртуза оглы (1866- 1937) - азербайджанский просветитель, драматург, театральный деятель. Окончил реальное уч-ще в Шемахе и Учительский ин-т в Тифлисе. Работал инспектором нар. школ Бакинской губернии. В 1888 совместно с Г. Махмудбековым и Н. Велиевым организовал постоянную азерб. театр. труппу в Баку и стал одним из е„ режиссеров. В 1897 Г. привл„к в труппу актера Г. Араблинского. Написал драму "Гон-ча ханум" ("Бинамская помещица"), запрещ„нную царской цензурой, комедию "Вечернее чихание в пользу" (1904), водевили "Дурсунали Баллыбады" (1904), "Хор-хор" (1905), "Бери, да помни" (1908), "Самоотверженность". Перев„л на азерб. яз. "Первый винокур" Л. Толстого. К. Кае.

ГАНЛОН-ЛИ, братья - Томас, Джордж, Уильям, Альфред, Эдмонд, Фредерик (сер. 19 в.),- английские цирковые артисты, клоуны. В 1847 дебютировали в Лондоне в т-ре "Адельфи", номер Г.-Л. состоял из упражнений на трапеции и икарийских игр. В 1885 во время гастролей в Чикаго встретились с франц. канатоходцем и жонгл„ром Августом, посоветовавшим им выступить в пантомиме. Участие в пантомиме "Деревенский брадобрей" принесло Г.-Л. успех. Особую известность они приобрели в пантомиме "До, ми, соль, до", поставленной Августом в парижском Зимнем цирке в 1874 (пантомима изображала концерт маньяков, игравших одновременно различные произведения Вагнера и создававших жуткую какафонию). Г.-Л. ввели в англ. акробатич. пантомиму утраченное ею иск-во мимики. Строили свои пантомимы на большом количестве трюков (взрывы, провалы, превращения и т. д.). Персонажи, к-рых изображали Г.-Л., вопреки всякой логике и смыслу избивали, увечили друг друга, сохраняя при этом полное равнодушие. Г.-Л. выступали в цирках и мюзик-холлах Англии, Франции, Германии, России, Америки. Создали целую плеяду подражателей, развивавших их принципы. М. Горький назвал направление англ. клоунады, возглавленное Г.-Л., жутковатым (рассказ "О тараканах"). М. Зон.

ГАНН (Gamie), Луи (5. IV. 1862-14.VII. 1923)- французский композитор и дириж„р. Музыке обучался в Парижской консерватории у Т. Дюбуа, Ж. Массне, С. Франка. Композиторскую деятельность начал в 1892, написал балет "Нильский источник" для т-ра "Фоли бержер" (Париж). Вскоре Г. завоевал широкую популярность как автор музыки для танцев, спектаклей л„гкого жанра, ставившихся в парижских т-рах-варьете "Фоли бержер" и "Казино де Пари":

"Воляпюк" (1886), "Щеголихи и замарашки" (1894), "Счастливая встреча" (1892), "Улица" (1894). Написал комич. оперы и оперетты: "Рабле" (1892), "Женские каверзы" (1893), "Уличные паяцы" (1899), "Ганс-флейтист" (1906, Монте-Карло), "Родопа" (1910), "Крылья" (1910), "Кукареку" (1915) и др.; балеты:

"Конец света" (1893), "Блоха" (1894), "Фрина" (1896), "Цитера" (1900), "В Японии" (1903), "Фламандское рождество" (1917). "Уличные паяцы" и "Ганс-флейтист" входят в репертуар совр. франц. т-ров оперетты. Музыка Г. отличается живостью, простотой и мелодичностью. Многие танцевальные и песенные эпизоды близки по характеру к франц. нар. музыке. И.Ш.

ГАНСВУРСТ (нем. Hanswurst, буквально - Ванька-колбаса) - комический персонаж немецкого народного театра. Появился в 16 в. в фастнахтшпилях П. Пробста, Г. Сакса, Г. Ролля. В 17 в. наряду с Пикелъге-рингом получил распространение как гл. лицо комич. интермедий, объединявшее разнородные части представлений бродячих нем. трупп. Г.- нем. простолюдин, простак и хитрец (эти черты акцентировались в зависимости от склонностей исполнителя), вес„лый забияка, трус и обжора, потешавший зрителей грубоватыми примитивными фарсовыми шутками и трюками. В этих шутках часто осмеивалось немецкое бюргерство и дворянство. Постоянно обращаясь по ходу действия к публике, Г. широко использовал импровизацию. Существовало две разновидности Г.- германский и австрийский, усвоивший под влиянием итальянской комедии дель арте нек-рые черты сходства с Арлекином. В творчестве венского актера нар. т-ра И. Страницкого придавшего Г. облик вес„лого зальцбург-ского крестьянина, Г. пережил последний период своей популярности. В 18 ь. классицисты И. Гот-шед и К. Нейбер боролись против представлений с участием Г., считая, что они способствую i развитию отсталых примитивных вкусов у зрителей. В 1737

Нейбер устроила театрализованный суд над Г. на сцене своего т-ра в Лейпциге; в прологе, написанном Нейбер, соломенное чучело Г. подверглось сожжению. Впоследствии Г. Э. Лессинг резко осудил стремление изгнать Г. со сцены, расценивая это как разрыв с традициями нем. нар. творчества, и сделал попытку восстановить Г. в Гамбургском нац. т-ре (1767-68). В конце 18 в. Г. окончательно исчез, уступив место разнообразным комич. персонажам водевилей и зингш-пилей, в известной мере унаследовавших нар. комедийную традицию.

Лит.: Мокульский С. С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1936-39, с. 370, 393. С. Мок.

ГАНЧЕВ, Борис (р. 23.X.1894)- болгарский актер. Засл. арт. Народной Республики Болгарии (1949). С 1923 работает в софийском Нар. т-ре. В 1927 окончил театр. школу под рук. Н. О. Массалитинова при этом т-ре. Г.- характерный актер, успешно играет драматич. и комедийные роли: Добревич и Брычков-отец ("Изгнанники" Вазова), дон Сильва ("Эрнани" Гюго), Подколесин и Городничий ("Женитьба" и "Ревизор"), Андрей ("Три сестры"), Бардин ("Враги"), Васин ("Русские люди"), Лавров ("Великая сила" Ромашова), Бен ("Лисички" Хелман) и др. Аг. М.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница