Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 92)


ВОРОНЕЖ -город, обл. центр РСФСР, 448 тыс. жит. на 1959. Театр. представления начались в В. в 1787, когда воронежский наместник В. А. Чертков открыл в сво„м доме "Благородный любительский т-р". В 1793 после смерти Черткова т-р закрылся. В 1802 в этом помещении оперой "Мельник-колдун, обманщик и сват" Аблесимова и Соколовского открылся проф. "Воронежский пуб-личный т-р". Его первым антрепрен„ром был актер Петров, ведущими актерами братья В. и Г. Бобровские. Т-р выдвинул своего драматурга - A.M. Эллина, поставив четыре его пьесы ("И ошибка кстати" и др.). В 1821 было построено новое здание т-ра (перестроено в 1886, в 1937 произведена капитальная реконструкция). До революции в В. играли труппы, возглавляемые различными антрепрен„рами. Первые значительные антрепризы - О. И. Ка-линовского и П. А. Соколова. Значительный подъ„м т-р переживал с 1839, когда антреприза перешла к Л. Ю. Млотковскому, с к-рым пришла часть харьковской труппы. Затем т-р возглавлял антрепрен„р П. П. Микульский; он привл„к в Воронежский т-р актеров: И. И. Лаврова, А. А. Вышеславцеву, И. Л. Мочалова, Н. Н. Мочалову (Данилову), М. С. Мочалову-Францневу (сестра П. С. Мочалова) и др. Многие из них служили в В. долгое время. Во 2-й пол. 19 в. в В. держали антрепризу В. И. Никулин, 3. А. Малиновская, П. П. Струйский. В 1886 работало Товарищество под рук. Н. Н. Синельникова. В нач. своей артистич. деятельности в В. играл В. Н. Давыдов (1873-1876 и 1877), на сцене т-ра в В. гастролировали - М. С. Щепкин (1837, 1846, 1850, 1863), П. С. Мочалов (1840, 1846, 1848), Н. X. Рыбаков (1840, 1851) и др. В 60-е гг. 19 в. в репертуаре т-ра в В. значительное место начинают занимать пьесы Островского. В труппе преобладают актеры реалистич. направления. В Воронеже гастролировали А. Е. Мартынов (1860) и С. В. Шумский (1862). В 1863 играл негритянский актер А. Олдридж, в 1878 - Г. Н. Федотова, в 1879, 1890- М. Н. Ермолова, в 1895 - А. И. Южин и др. В начале 20 в. в Воронеже гастролировали П. Н. Орленев и В. Ф. Комиссаржевская, П. П. Гайдебуров и Н. Ф. С карская. В В. начал свою артистич. жизнь А. А. Остужев.

После Октябрьской революции в В. были открыты новые т-ры и студии (Свободный т-р. Общедоступный т-р драмы и комедии, "Т-р Вольных мастеров" и др.), цирк. В 1960 в В. работают:

Воронежский театр им. Алексея Кольцова, Театр юного зрителя (осн. в 1932 под назв. "Молодой т-р"), Т-р муз. комедии (осн. 1934), Т-р кукол (осн. 1937), муз. и хореографич. уч-ща.

Лит.: Е л - и н А., Воронежский театр. "Пантеон русского и всех европейских театров", СПБ, 1840, ч. 3, кн. 7, с. 102-103; Средин В., Театр в Воронеже. Его история и современное состояние, "Пантеон", 1852, кн. 7, с. 1-23;

ДаниловН., 150 лет Воронежского гос. драматического театра (1802-1952), Воронеж, 1953; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954 (Кузьмина В. Д., Местные театры (1917-1934)]; т. 2, М., 1960 [Левин М. Б., Местные театры (1935-1941); по материалам В. Д. Кузьминой и О.Н. Олидор "Местные театры" 1941-1945)j. Л. Кл.

ВОРОНЕЖСКИЙ ТЕАТР (Воронежский государственный драматический театр имени Алексея Кольцова) - один из старейших русских театров. История возникновения проф. В. т. восходит к 1802 (см. ст. Воронеж). С 1919 наз. Воронежским Большим советским т-ром, с 1937 - Воронежским гос. драм. т-ром, в 1959 т-ру присвоено имя Алексея Кольцова.

После Октябрьской революции В. т. выдвинулся в ряды ведущих художеств. коллективов РСФСР. С 1929 в В. т. функционирует постоянная труппа. Среди лучших спектаклей т-ра - пост. пьес сов. драматургов: "Любовь Яровая" (1927), "Бронепоезд 14-69" (1933); "Мой друг" Погодина (1933), "Бойцы" Ромашова (1934), "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (1941). В 1937 в театре была осуществлена постановка пьесы "Человек с ружь„м" (Ленин - В. И. Флоринский), в 1941 поставлен "Гамлет" (в главной роли-А. В. Поляков). В годы Великой Отечественной войны В. т. работал в Стерлитамаке (Башкирия) и Копейске (Урал); были поставлены спектакли: "Фронт", "Нашествие", "Русские люди", "Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва (в 1942 здание т-ра было разрушено немецко-фашистской авиацией; восстановлено в 1944). В конце 40-х и в 50-е гг. в В. т. пост.: "Молодая гвардия" (1947), "Разлом" (1951), "Кремл„вские куранты" (1940) и "Третья патетическая" (1958) Погодина, "Семья" Попова (1951) и др. Большое место в репертуаре т-ра занимают пьесы Горького: "Егор Булычев и другие" (1935), "Доститаев и другие" (1938), "Дети солнца" (1946), "Последние" (1936), "Варвары" (1937), "Враги" (несколько сценич. вариантов) и др. Активно работая с драматургами, т-р создал спектакли: "Тво„ богатство" Локоткова (1954), "Алексей Кольцов" Кораблинова (1958); в В. т. были осуществлены первые пост. пьес: "Сильные духом" Медведева и Греб-нова (1949), "Девицы-красавицы" Симукова (1952), "От Полтавы до Гангута" Сельвинского (1956). Т-р неоднократно гастролировал в Москве - в 1935 ("Дети солнца" Горького, "Вишн„вый сад"; "Уриэль Акоста" Гуцкова и др.), в 1938 ("Человек с ружь„м", "Варвары"; "Сирано де Бержерак" Ростана и др.), в 1952 ("Девицы-красавицы", "Разлом", "Дядя Ваня" и др.), в 1958 ("Алексей Кольцов" Кораблинова, "Иван Буданцев" Лаврентьева, "Виринея" Сейфулли-ной и Правдухина, "Горе от ума"); в 1956 В. т. в связи с 50-летием со дня смерти Ибсена показывал в Москве спектакль "Привидения". В театре работали: режиссеры - Я.А. Варшавский (1936-38), М. А. Гершт (1953-56), С. Н. Воронов (1935-38); актеры- Г. М. Васильев, В. И. Флоринский, Р. Г. Данилевская; художники - Н. И. Данилов, В. Я. Гераси-менко, В. Л. Цибин, Н. Л. Стернин, В. В. Тележин-ский. художеств. руководителем и гл. режиссером театра в течение ряда, лет (1930-35, 1939-53) был В. М. Энгелъкрон, затем (до 1960) Ф. Е. Шишигин. В труппе т-ра (I960): нар. арт. СССР С. И. Попов, нар. артисты РСФСР-А. В. Поляков, А. П. Чернов, С. П. Ожигин, М. А. Зимбовский; засл. артисты РСФСР - Н. А. Ефимов, Б. А. Крачковский, О. П. Ма-риуц, Л. Я. Макарова, В. Г. Рощина, В. А. Салопов, О. Г. Супротивная, В. И. Шкурский, М. И. Харчева; артисты - Л. С. Броневой, В. И. Корзун, Б. А. Левицкий, Р. А. Мануковский, М. С. Муккарская и др.

Лит.: Воронежский областной театр драмы. Сборник, Воронеж, 1938, Данилов Н., 150 лет Воронежского государственного драматического театра (1802-1952), Воронеж, 1953. Д. Шн.

ВОРОНОВ, Борис Дмитриевич (р. 1908) - русский советский актер и режиссер. Засл. деят. иск. РСФСР (1956). Сценич. деятельность начал в 1927. Работал в Госцентюзе, Новом т-ре и др. С 1953 - гл. режиссер т-ра в Южно-Сахалинске. Роли: Буланов, Миловзоров ("Лес", "Без вины виноватые"), Ока„мов ("Машенька") и др. Пост.: "Новые люди" по роману Чернышевского "Что делать?" (1953), "Порт-Артур" Степанова и Попова (1955), "Грач - птица весенняя" Мстиславского (1955), "Мария Стюарт" (1958).

ВбРОНОВ, Евгений Иванович [г. рожд. неизв. - ум. 13 (или 12). IV. 1868] -русский режиссер, педагог и актер. По окончании Петерб. театр. уч-ща (1838, был учеником П. Каратыгина) поступил в Александрийский т-р; играл с "Молодой труппой" этого т-ра в петерб. "Театре-цирке". Выступал в ролях резон„ров, играл в водевилях. С 1852 до конца жизни В. был гл. режиссером Александрийского т-ра. В период руководства В. в т-ре усилилась творческая дисциплина, упорядочилась система распределения ролей. В своих режиссерских работах ("Дмитрий Самозванец" Чаева, "Борис Годунов") В. проявил себя как выдающийся мастер постановки массовых нар.сцен. В. перев„л неск. пьес, шедших на петерб. сцене (в т. ч. итал. трагедию "Филипп II, король испанский" Альфьери, пост. 1840), написал комедию "Молодцы-казаки" (1851) и драму "Наташа, купеческая дочь, или Жених-разбойник" (1868). Ему принадлежит перевод с англ. (частично при участии В. Ф. Одоевского) книги Г. Штаффорда (Стаффорда) "История музыки" - первый труд по истории музыки, вышедший в России в 1838. В. в„л преподавательскую работу в петерб. театр. уч-ще; составленный им в 1867 "Проэкт драматического класса при С. Петербургском театральном училище" (изд. в 1868) явился значит, вкладом в развитие театр. образования в России.

Лит.: Максимов Г.М., Свет и тени Петербургской драматической труппы за прошедшие тридцать лет (1846- 1876), СПБ, 1878, с. 199-212, 263-264; Нильский А. А.. Закулисная хроника, СПБ, 1897, с. 162-167; Сто лет. Александрийский театр - театр госдрамы, Л., 1932. с. 123. А. Шн.

ВОРОНОВ, Иван Дмитриевич [р. 6(19). I. 1915]- русский советский актер. Заслуженный артист РСФСР (1952). Окончил Театральное училище им. Мейерхольда (1938). Сценич. деятельность начал в 1935 в Т-ре им. Мейерхольда. В 1938-41 работал в Госцентюзе, в 1942-44 - во Фронтовом театре при ВТО. С 1944 - в труппе Центрального детского театра. Образы, созданные В., отличаются сочностью, яркостью красок. Среди его ролей - Фамусов; Ноздр„в ("Мертвые души" по Гоголю);

Борис Годунов; Кара-коль ("Город мастеров" Габбе, Ст. пр. 1946), Умпанис ("Я хочу домой" Михалкова, Ст. пр. 1950), Роман ("Неравный бой" Розова) и др. В. снимается в кино. Ал. Г.

ВОРОНОВ, Сергей Николаевич (1882- 31. VIII. 1938) - русский советский режиссер и актер. В 1909 был принят сотрудником в МХТ. В этом т-ре в 1910 В. сыграл свою лучшую роль - Смер-дякова ("Братья Карамазовы" по Достоевскому). В 1915, оставив МХТ, В. начал работать как режиссер в провинции (Ростов-на-Дону, Баку, Батуми, Тбилиси, Иркутск, Томск, Казань*, Воронеж и др.), последовательно пропагандируя реалистич. метод художеств. т-ра. Свои наиболее значительные постановки В. осуществил в Воронежском т-ре, где работал в 1935-38: "Платон Кречет" (1935), "Последние" (1936), "Варвары" (1937), "Человек с ружь„м" (1937, совм. с Я. А. Варшавским), "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1938) и др.

Лит.: Дурылин С., Русские классики на советской сцене, в сб.: Советский театр. М., 1947, с. 290-293.4 Шн,

ВОРбЯбВИЧ (наст. фам.- К р а м о в а), Алек сандра .Петровна (р. 20.VII.1898) - русская советская актриса. Нар. арт. СССР (1954). В 1918 окончила театр. студию при Моск. драм. т-ре Суходольского (педагоги И. Н. Певцов и А. Г. Крамов) и была принята в труппу этого т-ра. До 1933 работала в т-рах б. Незло-бина, б. Корша (1922-25), с 1933 - актриса Харьковского театра русской драмы. Творчество В. характеризуется сильным драматизмом, склонностью к тонкому пси-хологич. анализу. Создательница глубоких, вдохновенных образов, В. с особой проникновенностью и поэтичностью играла Лизу Калитину ("Дворянское гнездо" по Тургеневу) и Анну Каренину. Среди лучших ролей В. также: Негина ("Таланты и поклонники"), Нина ("Мае карад"), Катюша Маслова ("Воскресение" по Толстому), Мария Александровна ("Семья" Попова); играла Лизу ("Жди меня" Симонова и др. роли.

ВбРПСИ (Vorpsi), Петрит (р. 1932) - албанский артист балета. Творч. деятельность начал в 1946 в коллективах художественной самодеятельности. В 1950-56 учился в СССР в хореографическом училище при Большом .т-ре. По окончании работает в балетной труппе Т-ра оперы и балета в Тиране. Партии: Колен ("Тщетная предосторожность"), Ти-бадьд ("Ромео и Джульетта"), Пабло и Менго ("Лола" Василенко), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Батыр ("Шурале") и др. Д. Аг.

ВОСЙЛЮТЕ-ДАУГУВЕТЕНЕ, П. И. - см. Васи-люте-Даугуветене П. И.

ВОСКАНЯН, Арус Тигра-новна [28.IV(10.V). 1889,Константинополь,-20. VII. 1943, Ереван] - армянская советская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1935). Сценич. деятельность начала в Константинополе (Стамбул) в 1908 В 1910 переехала в Закавказье и вступила в бакинскую арм. труппу. Исполняла роли Офелии (1912), Дездемоны (1913), Соны, Сусан ("Злой дух", 1914, "Намус", 1913, Ширванзаде). С 1917 играла в Тифлисе. В 1921 вступила в труппу 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им.

Сундукяна) и стала одной из ведущих актрис этого театра. В сов. время новую трактовку получили в исполнении В. роли Антигоны (о. п. Софокла, 1922), Норы (1937). В. принимала активное участие в воплощении сов. драматургии на национальной сцене, играла роли Римы ("Яд" Луначарского, 1926), Ксении ("Разлом", 1928), Пановой ("Любовь Яровая", 1927). Создала значительные образы в классической драматургии - Маргарит ("Из-за чести" Ширванзаде, 1923), Ануш ("Дядя Багдасар" Пароняна, 1927), Катарина ("Укрощение строптивой", 1У23). Реалистич. искусство В. противостояло формалистической и натуралистич. тенденциям, она создала высоко драматич. образы, одухотвор„нные и поэтичные. Для творчества В. характерны большая сценйч. культура, тонкая разработка деталей, смена контрастов, ч„ткая сценйч. форма, мастерство речи. Героини В. были овеяны задушевным лиризмом, исполнены жизнеутверждения, какие бы трагич. конфликты они ни переживали. Подлинно трагедийное звучание приобрело исполнение В. ролей Катерины, Кручининой ("Гроза", 1935, "Без вины виноватые", 1939), леди Макбет (1933). В. создала героич. образы (Зейнаб - "Измена" Сумбатова, 1941, Царица-"Страна родная" Демирчяна, 1940); в то же время с блестящим комедийным мастерством играла Сюзанну ("Женитьба Фигаро". 1933), Маню ("Чужой реб„нок" Шкваркина, 1934). Значительным этапом в творчестве В. была е„ работа над драматургией Горького (Настя- "На дне", 1932, Ращель - "Васса Железнова", 1937). В годы Великой Отечеств, войны В. создала волнующий, глубоко патриотичный образ Марии Николаевны ("Русские люди" Симонова, 1942), выступала как мастер художественного слова на предприятиях, в госпиталях.

Лит.: Арутюнян С., Арус Восканян, Ерев., 1953;

За p я н Р., Арус Восканян, Ерев., 1957. ЛИТ.; IA p n L u flulfUliifiubf (Uipnd ЬрЬ-шЪ, шуu/iiufpww, 1941 (bjfiLpbp nuibb Ъ, Iwpjwbp L l" ft'bptp ршшЬр)) 18 * U ш /" ц. p u U'ti[pf)ubfffuib) fi*mwb-pwlfwii wlfbwptfbbp bfiU-uibt ufjUfhmpwui, 1945 f f

133-180 ti" шрршишЪ) bd lApfiLup. bpLwb, wj-ufiiuipwuif 1955, 216 kff -nift Upni. u fi if Unbbpfi

uipnd Ипшшри/Ьр ipnfuwphIf' l/wpt/.pu ITbpfiuhpfUibp,

f/pltUfbf ШшЬшЬ рштЬрШ Iftub nil Ifb ntlLffiUlit рШ1ЛШПШ//* f

1958, 71 k? P. 3.

ВОСКОВЕЦ (Voskovec), Йиржи (наст. фам.- В а х с-м а н; Wachsmann) (p. 19.VI.1905) - чехословацкий актер и драматург. Лит. и театр. деятельность начал в 1922 в студенческих кружках. В 1922-27 был членом культурной ассоциации молодых литераторов и художников "Деветсил". В 1927 вместе с Я. Верихом поступил в т-р полит ич. сатиры-"Освобожд„нный т-р", и стал его активным членом. Репертуар т-ра составляли сатирич. комедии В. и Вериха (ок. 30 пьес), музыку к к-рым сочинял композитор Я. Ежек. Наиболее популярные пьесы В. и Вериха: "Остров динамита", "Север против Юга", "Цезарь", "Разбойник Робин", "Ос„л и тень", "Паноптикум", "Небо на земле","Баллада из тряпья", "Тяж„лая Барбара". Разнообразные по темам, эти пьесы были проникнуты злободневными политич. нам„ками, в них сатирически изображалась совр. бурж. действительность. Наиболее популярные роли: Суинио Калабар, Сторож в храме Юпитера ("Небо на земле"), Первый на„мный солдат ("Тяж„лая Барбара"), Георгес ("Баллада из тряпья"). В 1938 после оккупации Чехословакии В. вместе с Верихом и композитором Ежеком эмигрировал в США. В 1945 после освобождения Чехословакии В. и Вер их вернулись на родину и продолжали сценич. деятельность. В 1948 В., женившись на американке, уехал в США, где в разных т-рах работает режиссером и актером.

Соч.: VW Hry osvobozeneho divadla, dl 1-4. Praha, 1954-57. Л. Сол

"ВОСКРЕСЕНИЕ" - инсценировка одноим„нного романа Л. Н. Толстого. Пост. МХАТом под назв. ""Воскресение" - отрывки из романа", 30 янв. 1930 (руководитель пост.Немиро-вич-Данченко, режиссеры Судаков и Раевский, худ. Дмитриев; от автора-Качалов, Катюша Маслова--Еланская, Нехлюдов- Ершов, Председатель суда -Грибунин, прокурор Бреве - Прудкин, Защитник - Лифанов, Баклашов - Жильцов, Священник - Грибков, Матр„на - Зуева, графиня Чарская - Книппер-Чехова, Мариэтт - Степанова). Среди др. исполнителей "В." на сцене МХАТа (со дня премьеры по июль 1960 спектакль пгрош„л 713 раз): от автора - Судаков, Боголюбов, Массальский; Катюша Маслова - Пушкар„ва; Нехлюдов - Леонидов; Председатель суда - Вишневский, Лужский, Кириллов, Вербицкий, Гейрот, Петкер; 1-й член суда - Хмел„в, Вербицкий, Соснин; 2-й член суда - Мордвинов, Лужский, Петкер и др.; прокурор Бреве-Массальский, Комиссаров; Секретарь суда - Вербицкий, Кедров; Судебный пристав - Кедров; Старшина-Тарханов, Гедике; графиня Чарская - Телешова, Дурасова; Мариэтт - Пилявская, Ханаева. В разных инсценировках "В." ставили мн. сов. т-ры, в т. ч. в 50-е гг.-Владивостокский т-р (1953), новосибирский т-р "Красный факел" (1950), Одесский рус. т-р (1953), Т-р им. Я. Купалы,(1960) и др.

"ВОСПИТАННИЦА" (первоначальное название - "Кошке - игрушки, мышке - сл„зки") - сцены из деревенской жизни в 4 д. А. Н. Островского. Соч. 1858. "В." была запрещена к представлению; в виде исключения, по особому разрешению, пост. в 1862 в Петерб. купеческом клубе (в пользу семьи актера А. Е. Мартынова) и в Петерб. т-ре Общества любителей сценич. иск-ва (в пользу литературного фонда). После снятия запрета (1863) "В." пост. 21 окт. 1863 Малый т-р (в бенефис Карской; Уланбекова- Рыкалова, Надя - Колосова, Леонид - Погонин, Василиса Перегриновна - Таланова, Потапыч - П. Садовский, Гав-рилова - Акимова, Гриша - Рассказов, Неглигентов - В. Ленский, Лиза - М. Васильева, девушка - Стрекало-ва). 23 нояб. 1863-Александрийский т-р (в бенефис Жулевой;

Уланбекова - Сабурова, Надя - Владимирова, Леонид - Нильский, Василиса Перегриновна - Линская, Потапыч - П. Васильев, Гаврилова - Громова, Гриша - Горбунов, Неглигентов - Бурдин, Лиза - Александрова 1-я). 12 апр. 1874 в Александрийском т-ре (в роли Нади -дебютировала

Савина; в 1887 там же Надю играла Пасхалова). В 1914 пост. в т-ре Незлобина, Москва (Уланбекова - Васильева, Надя - Лилина, Леонид - Лихач„в, Василиса Перегриновна - Нарбекова).

На сов. сцене: мастерская Яенингр. ин-та сценич. иск-ва (1925, реж. Вивьен и Мовшензон, худ. Рыков), Архангельский Трам (1935), ленингр. "Современный т-р" (1939), Шахтин-ский т-р (1939), Моск. т-р для детей (1939, реж. Лобанов, худ. Федотов), Ростовский т-р им. Ленинского комсомола (1940), Чувашский т-р драмы, Чебоксары (1940), Иркутский ТЮЗ (1941), Саратовский ТЮЗ (1953), Малый т-р (1955) и др. "В." ставилась как учебный и выпускной спектакль (Ленингр. ин-т театр. иск-ва, 1946, и др.) и коллективами театр. самодеятельности.

Издания. - Первое изд. "В." - "Библиотека для чтения", 1859, ј 1; из последующих изд.: Островскигй А. Н., Собрание соч., т. 2, M., 1959. А. Шн

"ВОССТАНИЕ ВОСЭ" - опера С. Баласаняна, либр. А. Дехоти и М. Турсун-заде (сюжетом оперы послужили историч. события 1884 - восстание крестьян во главе с бедняком Восэ против Эмира Бухарского). Пост. 16 окт. 1939 в Таджикском т-ре оперы и балета, Сталинабад (Восэ- Тураев, Аноргуль - Таджибаева, Гулизор - Фазылова, Назир - Муллокандов, Шарир - Джураев. Дириж„р Кауфман, реж. Корох, художник Фуфыгин, хормейстер Мирошниченко, балета мейстер Проценко). Опера показана на Декаде таджикскогс искусства в Москве. (1941). ff рр

ВОСТРЖАК (Vosfcrak), Збинек (р. 10.VI.1920)- чехословацкий композитор. Музыке обучался в Пражской консерватории (окончил в 1943 дириж„рское отделение по классу проф. П. Дедечка); занимался по композиции у проф. Р. Карела. Автор опер "Роговин чтверрош" ("Рогач с четырьмя рогами") (1948), "Кутногорские шахт„ры" (1953), балетов "Ключ святого Петра" (1945), "Философская история" (1949), "Викторна" (1950), "Снегурочка" (1950) (поставлены в Праге), музыки к фильмам, симф., хоровых, камерно-инструмент. соч. и др. В 1943-49 В.- профессор Муз. академии в Праге. С. С.

ВОХБЕРГГУТЮН (воплепение)- термин древ-неармянского т-ра. Обозначает понятие "трагедия". Драматурга, пишущего трагедии, и актера-трагика называли вохбергаком. Древнеарм. трагедийный театр вохбергаков, вохбергу-гусанов и дзайнарку-гусанон возник из культа предков и церемониала языческого погребального обряда, сопровождавшегося оплакива' нием и песнями. Поэтому иск-во участников представлений связывали с воплями и пением. Г. Г.

"ВОЦЦЕК" ("Wozzeck") - опера А. Берга, его же либ ретто по драме Г. Бюхнера. Пост. 14 дек 1925, Берлин (дир. Э. Клейбер). На сов. сцене-- 13 июня 1927, Ленинградский т-р оперы и балета. Рус. перевод либретто Кузмина (Вой" пек- Бочаров, Мария - Павловская, Тамбурмажор - Кук-лин, Капитан - Нежданов, Доктор - Боссе, 1-й подмастерье - Белянин, 2-й подмастерье - Торгуд, Андрее - Засецкий, Юродивый - Тихий, Маргрет - Радзиловская" Солдат - Алексеев; дириж„р Дранишников, реж. Радлов, худ. Левин, балетм. Вайнонен). Пост. также в Праге (1926), Вене (1930), Филадельфии (1931), Брюсселе (1932) и др. Издания. - "В.", W.-L., Universal-edition, [1931J. Я. Гр.

ВОЩАК, Ярослав Антонович (р. 19.П.1921) - украинский советский дириж„р. Нар. арт. УССР (1952). Член КПСС с 1953. Учился в Высшем муз. ин-те им. Лысенко (Львов). С 1940 В.- дириж„р (позднее - гл. дириж„р) Львовского оперного т-ра. Руководил постановкой опер: "В степях Украины" Сандлера (1954), "Навстречу солнцу" Кос-Анатоль-ского (1957), "Лесная песня" Кирейко (1958), балетов "Платок Довбуша" (1951), "Сойкино крыло" Кос-Анатольского (1956), "Украденное счастье" Мейтуса (1960). Дирижировал также другими оперными и балетными произведениями укр., рус. и иностр. композиторов. М. За.

ВОЩВРОВИЧ (Woszczprowic.z), Яяек (р. 11.IX. 1904)-польский актер. Начал артистич. деятельность в т-ре "Редута" (в 1924) под рук. Ю. Остэрвы, в дальнейшем работал с реж. Л. Шиллером. Особенно плодотворно развивается творчество В. в народно-демо-кратич. Польше. В.-актер большой интеллектуальной силы, что особенно ярко проявилось в воплощении им образа В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружь„м" (1954, "Т-р Народовы", Варшава). В числе образов, созданных В.: Панкин ("Месть" Фредро), Сганарель ("Дон Жуан" Мольера), Ньютон ("Золотые времена доброго короля Карла" Шоу). За исполнение роли Тарелкина ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина) в т-ре "Розмаитости" (Варшава) В. был удостоен первой премии на фестивале сов. и рус. классич. пьес (1949). В 1959 за исполнение роли Иосифа в спектакле "Процесс" Кафки (т-р "Атенеум", Варшава) В. присуждена премия Клуба театр. критики.

Лит.: Natanson W., Woszczerowicz, "Teatr", 1959, ј 7, с. 19-20. Б. Рос.

ВОЯН (Vojan), Эдуард (6. V. 1853, Прага,- 31. V. 1920, там же)чешский актер. Род. в семье чиновника. Студентом реального уч-ща принимал участие в любительских спектаклях. Дебют В. на проф. сцене состоялся в 1869 в труппе И. Крамера в г. Кунгошть. Несколько лет играл в разл. передвижных труппах. В 1881-84 был ведущим актером театр. коллектива, возглавляемого Ф. Покорным, в г. Пльзене. Суровое, мужественное, реалистич. иск-во В. было проникнуто героич. патетикой. В отличие от своих предшественников, чешских трагич. актеров, В. отказывался от внешних эффектов, старался раскрыть смысловое значение слова. Сценич. герои В. отличались глубокой человечностью, он стремился к многогранной психологич. разработке характеров. Новаторская, реалистич. направленность иск-ва В. долго препятствовала его поступлению в пражский Национальный т-р, руководимый консервативными деятелями. Лишь в 1888 В. вступил в труппу этого т-ра и первые значительные роли начал исполнять здесь с 1900, когда в Национальный т-р пришли единомышленники В. (во главе с режиссером Я. Квапилом). В созданных в этот период образах В. воплощал героич. дух чешского народа, его гневный протест против нац. и соц. гн„та: Яношек (о. п. И. Магена), Ян Гус и Ян Жижка (о. п. Ирасека, 1903). В. активно пропагандировал нац. драматургию, способствуя своим исполнением е„ успеху. Среди наиболее значительных ролей В.: рекрут Францек ("Мариша" бр. Мрштик), Вацлав, Геро, мельник Либор ("Отец", "Геро", "Фонарь" Ирасека), Никита ("Власть тьмы"), Тетерев ("Мещане", 1902), Астров, Вершинин ("Дядя Ваня", 1901, "Три сестры", 1907). В. способствовал утверждению в чешском т-ре шекспировской драматургии. Он сыграл роли Гамлета, Отелло, Шейлока; Бенедикта ("Много шума из ничего"), Петруччио ("Укрощение строптивой") и др. В. утвердил также в чешском репертуаре пьесы Г. Ибсена, в к-рых играл роли: доктора Ранка ("Нора"), Джона Габриеля Боркмана (о. п.), Штокмана ("Столпы общества"), Сольнеса ("Строитель Сольнес"). К числу лучших создаш.й В. относятся также Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1904), Мефистофель ("Фауст" Г„те, 1906).

Лит.: M li l l er V., Т r a g e r J., Eduard Vojan, Praha, 1953; Bor J., Eduard Vojan, Praha, 1908; Vodak J., Eduard Vojan, Praha, 1945 (Kriticke dilo J. Vodaka, sv. 2). JJ Сол.

"ВРАГИ" - сцены M. Горького (3 акта). Соч. 1906; пересмотренная автором редакция - 1933. В дореволюц. России пьеса была запрещена. Пост. впервые в Малом т-ре в Берлине (1906). Среди первых пост. на сов. сцене: Горьковский и Ярославский т-ры (1917); Рабочий т-р Василеостровского р-на, Петроград (1918); труппа под руководством Любимова-Ланского в Астрахани (1918, реж. и исполнитель роли Печенегова - Любимов-Ланской; Захар Бардин - Карганов, Яков Бардин- Бецкий); Рабочий т-р Советской Латвии, Рига (1919, реж. и исполнитель роли Печенегова - Миерлаук; Захар Бардин- Лауберт, Яков Бардин - Подниек, Николай Скроботов - Амтман-Бриедит, Полина - Румниеце); Замоскворецкий районный т-р, Москва (1923) и др. В 1933 "В." ставят почти одновременно Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (реж. Сушкевич, худ. Ходасевич; Захар Бардин - Нелидов, Яков Бардин- Вивьен, Михаил Скроботов - Жуковский, Николай Скробо-тов - Азанчевский, Печенегов - Усач„в, Синцов - Кабат-ченко, Греков - Дудин, Левшин - Осипенко, Бобоедов - А. Борисов, Полина - Мичурина-Самойлова, Клеопатра - Тиме) и Т-р им. МОСПС, Москва (реж. Рубин, худ. Босулаев;

Захар Бардин - Розен-Санин, Михаил Скроботов - Комиссаров, Николай Скроботов - Давидовский, Синцов - Раки-тин, Бобоедов - Пясецкий, Полина - Карелина-Раич); в 1937 "В." были возобновлены (пост. Давидовского, он же-исполнитель роли Якова Бардина, и Пясецкого, худ. Волков; ЛевшинВанин); 30 окт. моек. Малый т-р (реж. К. Хохлов, худ. Левин;

Захар Бардин-Радин, Яков Бардин-Нароков, Михаил Скроботов - Ольховский, Николай Скроботов - Рыбников, Печенегов - Климов, Синцов - Анненский, Левшин - Костромской, Пологий - Межинский, Бобоедов - Горич, Конь - Лебедев, Полина- К. Алексеева, Клеопатра -Полякова, Татьяна -Бе-л„вцева). 10 окт. 1935 премьера "В." состоялась в МХАТе (реж. Немирович-Данченко и Кедров, худ. Дмитриев; Захар Бардин-Качалов, Яков Бардин - В. Орлов, Михаил Скроботов - Прудкин, Николай Скроботов - Хмел„в, Печенегов - Тарханов, Синцов - Болдуман, Левшин - Грибов, Пологий - Ларгин, Бобоедов - Ершов, Полина - Книппер-Чехова, Клеопатра - Соколова, Татьяна - Тарасова, Надя -- Бенди-на); спектакль МХАТа был показан на Парижской международной выставке (1937). В дальнейшем "Вд прочно входят в репертуар многих сов. т-ров, пьесу ставят Горьковский т-р (1934, реж. Ведерников; 1944, реж. Лермин, худ. К. Иванов;

1955-56, реж. H. Покровский);

Т-р им. Камала, Казань (1936;

Яков Бардин-Абжалилов, Полина - Болгарская, Татьяна - Ильская); Ростовский-на-Дону т-р (1937, реж. Завадский, худ. Варпех; Захар Бардин - Гетманов, Печенегов - Леондор, Синцов - А.. Максимов, Левшин - Павленко, Полина - Вульф); Ярославский т-р (1938, реж. Полонский; Захар Бардин - Белогородский, Полина-Викторова, Татьяна-Ч уди-нова. Синцов-Ромоданов); Челябинский т-р t(1940); Туркменский т-р, Ашхабад (1940, реж. Аврусин; Захар Бардин -Куль-мамедов, Яков Бардин - Ама-нов, Николай Скроботов - Ан-надурдыев, Печенегов -А. Дур-дыев, СинцовБердыев, Полина - Сона Мурадова, Татьяна - Сурай Мурадова, КлеопатраДурдыева); Театр драмы Литовской ССР, Вильнюс (1946, Ст. пр. 1947. режиссер Даугуветис, худ. В. Палайма, Захар Бардин - Рудзинскас, Синцов - Карначис, Николай Скроботов - Радзевичус, Татьяна - Яцкевичюте, Клеопатра - Кимантайте, Михаил Скроботов - Прейкштас); Ленингр. Большой драм. т-р (1948, реж. Рашевская, худ. Рыков; Захар Бардин-Соф-ронов, Яков Бардин - Корн, Михаил Скроботов - Понома-ренко, Николай Скроботов - А. Соколов, Печенегов - Богдановский, Левшин - Лариков, Полина - Грановская, Татьяна - Казико, Клеопатра - Нпкритина, Надя - Ольхи-на); в 1951 спектакль был экранизирован студией Ленфильм;

Т-р им Руставели, Тбилиси (1951, реж. Васадзе, худ. Ла-пиашвили; Захар Бардин - Давиташвили, Яков Бардин - Чхеидзе, Михаил Скроботов - Мжавия, Николай Скроботов- Долидзе, Печенегов - Апхаидзе, Синцов - Кикнадзе, Лев-шин - Хуцишвили, Полина - Бакрадзе, Татьяна - Палиашвили, Надя - Чахава, Клеопатра - Лапачи); Казанский Большой драм т-р (1952, реж. Литвинов; Захар Бардин - Ардаров, Левшин - Якушенко, Полина - Жилина);

Т-р им. Я куба Коласа, Витебск (1952, реж. Раевский, худ. Рын-дин; Захар Бардин - Трус, Яков Бардин - Сергейчик, Левшин - Звездоч„тов.. Печенегов - Ильинский, Полина - Глебовская), Воронежский т-р (1935, реж. Г. Васильев); Свердловский т-р (1936, реж. Трсплев, 19-49, реж. Бриль и Битюцкий);

Куйбышевский т-р (1938, реж. Волгин, 1955-56, реж. Простов);

Калининский ТЮЗ (1939, реж. Кисел„в); Т-р "Эстония", Таллин 196, реж.Лаутер); Новгородский т-р (1955-56, реж. Карми-лов); Владивостокский т-р (1955-56, реж. Добротин) и мн. др.

"В." ставились также в колхозно-совхозных т-рах и в коллективах театр. самодеятельности; передавались по радио.

За рубежом "В." ставили: т-р Местазио, Рим (1909); труппа Новелли, Падуя (1908; т-р Эрвина Пискатора, Берлин (1920); пражский Нац. т-р (1934, реж. Дудин, худ. Свобода; Захар Бардин - Штепанек, Левшин - Пруха, Полина - Бал-дова); Белградский т-р (1947); Чехословацкий т-р Моравска-Остравы (1948); Нац. т-р в Будапеште (1949); Пражский реа-листич. т-р (1949); "Т-р Польски", Варшава (1949); т-р в Галле, Германия (1951); т-р во Вроцлаве (1956) и др.

См. илл. на отдельном листе к стр. 975-976.

"В." переведены на языки: укр. (Д. Бобырь), белорус. Е. Романович), груз. (Ф. Гокиели), арм. (А. Тер-Ованян), туркм. (X. Исмаилов), тат. (3. Султанов), чешский (С. Махо-нин и Ф. Верба), лит., эст., нем. и др.

И з д а н и я.-Первое изд. "В." в кн.: "Сборник товарищества "Знание'* за 1906 год" кн. 14, СПБ, 1906; из последующих изд.- Горький М., Собрание сочинений, т. 6, M., 1950.

Лит.: "Враги". Материалы и исследования, М., 1946;

.Юзовский Ю., Горький на сцене МХАТ, М.-Л., 1939;

Горький и театр. Сборник к постановке пьесы "Враги" в Гос. театре драмы, Л., 1933. А. Шн

"ВРАЖЬЯ СИЛА" - опера А. Серова (по пьесе А. Островского "Не так живи, как хочется", либретто 1-3-го действий композитора и А. Островского; либретто 4-го и 5-го действий П. Калашникова и А. Жохова); над завершением оперы работали В. Серова и Н. Соловь„в. Пост. 19 апр. 1871, Мариин-ский т-р (Илья - Васильев 1-й, Петр - Кондратьев, Даша - Платонова, Агафон - Булахов, Степанида - Горбунова, Афимья - Шредер, Спиридоновна - Леонова, Груня - Лав-ровская, Вася - Васильев 2-й, Ер„мка - Сариотти; дириж„р Направник, декорации по рис. Шишкова написаны Андреевым, Егоровым и Бочаровым). Возобновл. 15 сент. 1893, там же (Илья - Корякин, Петр - Яковлев, Даша - Михайлова, Спиридоновна - Каменская, Груня - Долина, Вася - Уг-ринович, Ер„мка - Стравинский). В Москве первая пост. 15 нояб. 1881, Большой т-р (Петр - Корсов, Илья - Абрамов, Ер„мка - Лавров, Агафон - Григорьев, Вася - Додо-нов, Даша - Махина, Спиридоновна - Юневич, Груня - Крутикова, Степанида - Анненская). Возобновлена 24 сент" 1902, там же (Ер„мка - Шаляпин; дириж„р Авранек).

Впервые на сов. сцене: 23 окт. 1920, Петрогр. Академич. т-р оперы и балета (дириж„р Похитонов, режиссер Шаляпин, худ. Кустодиев). 20 мая 1947, Большой театр. новая муз. ред. и музыка 5-го действия Асафьева, либретто Стре-мина (Петр - Ал. Иванов, Даша - Л. Масленникова, Вася - Хоссон, Спиридоновна - Антонова, Груня - Борисен-ко, Ер„мка - Щегольков; дириж„р Кондрашин, режиссер Покровский, худ. Дмитриев, хормейстеры Рыбнов и Савва).

И з д а н и я.-"В. с.", М., Гут-хейль, [1885J. Я. Гр.

BPAKA (Vraca), Джордже (р. 25. XI. 1896) - румынский актер. Нар. арт.РНР. Учился в Бухарестской консерватории. В 1919 дебютировал на сцене Национального т-ра в Бухаресте. Образы, созданные В., отличаются ч„тким внешним рисунком,большой внутр. силой. Лучшие роли: Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Гамлет, Отелло, Ромео; Дон Жуан (о. п. Мольера), Карл Моор, Освальд. В. создал ряд значительных образов в пьесах рум. драматургов: В. Александри, А. Давилы, В. Ефтимиу и др. Среди ролей в русской классической драматургии:

Борис Годунов; Протасов ("Живой труп"), Васька Пепел ("На дне"), Иван Карамазов и Раскольников ("Братья Карамазовы" и "Преступление и наказание" по Достоевскому), Нехлюдов и Вронский ("Воскресение" и "Анна Каренина" по Л. Толстому) и др. После освобождения Румынии (1945) В. стал ведущим актером во вновь созданном (в 1948) Т-ре Армии, на сцене к-рого создал образы Влайку Воде (о. п. Давилы), Берсенева ("Разлом"), Пеклеванова ("Бронепоезд 14-69"), Эстерага ("Мой сын" Гергея). В 1957 В. сыграл роль Овидия (о. п. Александри). Я. Р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница