Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 90)


ВОЛКОВ, Арсий (наст. имя - Арсений Афана-. сьевич) (р. 9.IX. 1923)-марийский советский писатель, драматург. Учился в муз.-театр. уч-ще в г. Йошкар-Ола. Работал актером и завлитом в Марийском т-ре им. Шкетана. Лит. деятельность начал в 30-х гг. В 1956 окончил Высшие лит. курсы, а два года спустя Лит. ин-т им. Горького в Москве. В 1946 написал пьесу-сказку "Красавица Пампалче" (рус. пер. "Песня жизни"), шедшую в детских и кукольных т-рах. Автор пьес: "В родном селе" (1947), комедии из колхозной жизни "Ксения" (1950, Т-р им. Шкетана, 1952, Московский т-р им. Ермоловой) п лприч. комедии "Сердце девичье" (1955, Т-р им. Шкетана), одноактных пьес, либретто марийского балета "Шы-мавий". Г. К.

ВИЛКОВ, Борис Иванович [р. 13(26). III. 1900, Москва] - русский советский театральный художник. Нар. художник РСФСР (1958). Учился в Строгановском уч-ще, затем во Вхутемасе (окончил в 1923). Работал в мастерской Поле-новского нар. дома. Первая самостоятельная работа в театре - декорации к спектаклю "Граф Монте-Кристо" (1922, театр "Романеск"). В 1924-40 был гл. художником Т-ра им. МГСПС (с 1930- Т-р им. МОСПС, с 1938 - Т-р им. Моссовета), в 1941-49- Муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. С 1951- гл. художник Малого т-ра. В ранних работах В. сказалось влияние конструктивизма ("Шторм" БилльБелоцерковского, 1925, Театр им. МГСПС). Лучшие работы этого периода - декорации к спектаклям "Мятеж" по Фурманову, "Рельсы гудят" Кирш она (1927, 1928, Т-р им. МГСПС). Большое значение для В. имела его работа под рук. В. И. Немировича-Данченко в Муз. т-ре им. Немировича-Данченко над пост. опер "Тихий Дон" Дзержинского (1936) и "В бурю" Хренникова (1939; спектакль возобновл„н в 1952). В оформлении этих спектаклей проявилось характерное для творчества В. стремление к выразительной, тщательно разработанной планировке места действия, сочетанию объ„мных декораций с живописными, изобретательному использованию возможностей сце-нич. техники и освещения. Важную роль в декорациях В. играет пейзаж; эмоциональный, лирич. и поэтич., он всегда органично связан с содержанием спектакля, помогает раскрытию его осн. мысли

Одна из сильных сторон искусства В., получившая развитие в его творчестве с конца 40-х гг.,- психологическое решение сценического интерьера.

Среди работ В.: в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко - "Лола" Василенко (1943), "Фрол Скобеев" Хренникова (1950), "Кашей бессмертный" и "Шехеразада" Римского-Корсакова (1944), "Семья Тараса" Кабалевского (1951, Ст. пр. 1952), "Война и мир" Прокофьева (1957); в МХАТе- "Двенадцать месяцев" Маршака (1948), "Домби и сын" по Диккенсу (1949), "Зел„ная улица" Сурова (1948, Ст. пр. 1949), "Вторая любовь" Мальцева (1950, Ст. пр. 1951); в Малом т-ре - "Северные зори" Никитина (1952), "Порт-Артур" Степанова и Попова (1953), "Власть тьмы" Л. Н. Толстого (1956), "Почему улыбались зв„зды" Корнейчука (1958), "Остров Афродиты" А. Парниса (1960) и др.

Лит.: Нехорошей Ю., Борис Иванович Волков, М., 1956;

Борис Иванович Волков. (Авторы текста И. Я. Гремиславский и Ф. Я. Сыркина), М., 1958. АН. Ш.

ВОЛКОВ (наст. фам. - 3 и м н ю к о в), Леонид Андреевич [р. 5(17). V. 1893J - русский советский актер и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1945). Занимался в студии под рук. Е. Б. Вахтангова. Сценич. деятельность начал в Москве в 1918 в Нар. т-ре (Жозеф - "Чудо св. Антония" Метерлинка). Работал в 1-й Студии МХАТ (с 1921), МХАТе 2-м (1924- 1927), Моск. т-ре Революции (1927-30), МХАТе (19431951) и др. В.- разносторонний характерный актер. С большой теплотой и искренностью играл роли: тульского оружейника Левши ("Блоха" по Леско-яу)" уч„ного-патриота Андросова ("Человек с портфелем" Файко), Шуйского ("Трудные годы" А. Н. Толстого) и др. режиссерскую деятельность начал в 1925 ("Челкаш" по Горькому, Малая сцена МХАТа). В. был художеств. руководителем Гос. Центр, т-ра юного зрителя (1931-34) и Центр, детского т-ра (1943-48); пост. спектакли: "Сам у себя под стражей" Кальдерона (1934), "Город мастеров" Габбе (1944, совм. с В. С. Колесаевым), "Грач, птица весенняя" Мстиславского (1945) и др. В 1933-42 и с 1951-рржисс„р Малого т-ра; пост. спектакли: "Скута-ревский" Леонова (1934), "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1939), "Село Степанчиково" по Достоевскому (1957), "Свои люди-сочт„мся" Островского (1960) и др. С 1923 вед„т педагогич. работу (с 1952- профессор).

ВОЛКОВ, Николай Дмитриевич (р. 10. XII. 1894)- русский советский театральный критик и драматург. В 1917 окончил Моск. ун-т. Выступал как театр. критик (в газетах "Известия", "Труд"). В. - автор либретто к балетам "Пламя Парижа" (совм. с В. В. Дмитриевым; 1932, Ленингр.т-р оперы и балета), "Бахчисарайский фонтан" (1934, Ленингр. т-р оперы и балета) и "Кавказский пленник" (1938, Ленингр. Малый оперный т-р) Асафьева, "Золушка" Прокофьева (1945, Большой т-р), "Спартак" Хачатуряна (1957, Большой т-р). Создал инсценировки произв. Л. Н. Толстого - "Анна Каренина" (1937, МХАТ), "Война и мир". В. принадлежит ряд театроведческих работ и переводов.

Соч.: Вахтангов, М., 1922, и М., 1926; Мейерхольд, т. 1-2, М.-Л., 1929; Москвин, М., 1948. Э. К.

ВОЛКОВ, Николай Петрович (р. 1886) - советский цирковой артист; дрессировщик. Работает в цирке с 1898. Сотрудничал с Дуровыми. С 1938 стал выступать самостоятельно с дрессированными обезьянами. В номере В. огромный шимпанзе, одетый в мужской парадный костюм, разыгрывал сценку - ужин в ресторане; откупоривал штопором бутылку, доставал из жилета портсигар, закуривал; затем ездил на двухкол„сном велосипеде, одновременно жонглируя мячами, и, держа в зубах специальные палочки, балансировал различными предметами. М, 3.

ВОЛКОВ, Ф„дор Григорьевич [9 (20). II. 1729, Кострома, - 4(15).IV.1763, Москва! - русский актер и театральный деятель. Создатель первого постоянного русского т-ра, "отец русского театра" (В. Г. Белинский). Род. в купеческой семье. С 1735 жил в Ярославле в доме отчима. Получил разностороннее образование сначала дома, а затем (17411748) в Москве. После смерти отчима, получив в наследство его заводы, В. вернулся в Ярославль. Нек-рое время управлял заводами, затем организовал в Ярославле домашний, а с 1750- публичный т-р. Это был один из распростран„нных во 2-й четверти 18 в. городских демокра-тич. т-ров. Под руководством В. здесь начали играть впоследствии знаменитые рус. актеры И. А. Дмитревский, Я. Д. Шум-ский и др. Слухи об этом т-ре дошли до Петербурга. В 1752, когда было решено создать придворный т-р, ярославцев вызвали ко двору. Они выступали на частной и придворной сценах, исполняли комедию "О покаянии грешного человека" Димитрия Ростовского и трагедии А. П. Сумарокова. Разночинский, народный по своему характеру т-р В. не отвечал требованиям двора, поэтому было решено использовать труппу В. для организации частного общедоступного т-ра. Но вскоре труппа была распущена, а часть актеров оставлена в Петербурге и определена для обучения в Шляхет-ный корпус (Дмитревский и А. Попов - в 1752, В. и его брат Григорий - в 1754). В 1755 был организован придворный т-р, в к-рый вошли учащиеся Шляхетного корпуса.

30 авг. 1756 был издан указ об учреждении государственного "Русского для представления трагедий и комедий публичного театра"; ему было предоставлено помещение в Петербурге на Васильевском острове. Директором т-ра назначен драматург А. П. Сумароков.- В. помогал Сумарокову в руководстве т-ром, а в 1761, после отставки Сумарокова, заменил его. Учреждение гос. постоянного публичного т-ра совпало по времени с учреждением Академии наук, Моск. ун-та, Академии художеств и имело огромное значение для всего последующего развития рус. культуры. Стремлению придворных кругов подчинить рус. культуру иностранному влиянию В. противопоставлял национальный т-р, придворному театру - т-р публичный. В. много сделал для укрепления петерб. труппы, пополнения е„ новыми актерами.

В. занимал в т-ре положение первого трагика. Исполняя с огромным темпераментом роли героев, восстающих против тирании монарха, в трагедиях Сумарокова, он создавал яркие сценич. образы, в к-рых с большой силой проявлялась свободолюбивая, гуманистич. направленность. Играл роли Американца ("Прибежище добродетели"), Оскольда ("Семира"), а также, по-видимому, и роли Хорева ("Хорев"), Трувора ("Синав и Трувор"), Яропол-ка ("Ярополк и Дпмп-за"), Гамлета. Н. И. Новиков отмечал "природность" игры В. По его словам, В., зная "театральное искусство в высшей степени", в то же время отступал от эстетич. канонов классицизма, не следовал правилам распростран„нной в то время торжественной декламации. Учитывая особенности игры В., Сумароков писал для него роли, в которых находил блестящее применение "бешеный" (по выражению Я. Штелина) темперамент В. и его героическая, вдохновенная манера произнесения стихов. Особенно показательна в этом отношении была роль Марса в "Новых лаврах" Сумарокова. По отзывам современников, с таким же мастерством В. играл и в комедии.

Деятельность В. имела большое историч. значение. Преодолевая сопротивление реакц. придворных кругов, В. создал русский публичный профессиональный театр национального значения, связал его с передовой драматургией и открыл путь рус. актерам, впоследствии развивавшим демократич. направление рус. театр. культуры. Большой прогрессивный смысл деятельности В. и е„ многосторонность дали основание Д. И. Фонвизину говорить, что В. был "мужем глубокого разума, наполненного достоинствами, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным". Выдающийся ум В. отмечали Н. И. Новиков и Г. Р. Державин; В. Г. Белинский называл В. "движителем общественной жизни" и ставил его имя рядом с именем М. В. Ломоносова.

Человек передовых воззрений, В. играл видную роль в обществ, жизни своего времени. Он примыкал к дворянской оппозиции и принимал участие в свержении Петра III, проводившего политику предательства нац. интересов России. Торжества по случаю коронования Екатерины II В. использовал для пропаганды антикреп остнич. идей в нар. массах; в традиционный жанр аллегорич. представления уличного маскарада "Торжествующая Минерва" (1763) В. вв„л элементы нар. скоморошьих игрищ. Обличительные стихи Сумарокова "Хор ко превратному свету" В. положил на мотив нар. песни, что способствовало популярности "Хора" в широких кругах городского населения. Во время маскарада В. простудился, заболел и умер.

Лит.: Ф. Г. Волков и русский театр его времени. Сб. материалов, М., 1953; Коган М., Федор Григорьевич Волков. 1729-1 763. К 175-летию со дня смерти, М.-Л.,1938; Л у ч а н-с кий М., Федор Волков, М., 1937 [Жизнь замечательных людей, вып. 19(115)]; Парийский Н." Творческий путь Ф. Г. Волкова, "Труды Ярославского педагогического института", 1929, т. 3, вып. 1; Дмитриев Ю.,Ф. Волков и начало русского театра, "Театр", 1950, ј 6. В. В.-Г., Ю.Д.

ВОЛКОНСКАЯ, Зинаида Александровна [3(14). XIL 1792-24.1(5.II). 1862] - русская певица (контральто), композитор. Муз. образование получила у А. Буаль-дь„. Пела в оперных т-рах Вены (1814-15), Парижа (1815), Рима (1820-22), Вероны (1822), а также в т-рах Москвы (1826) и др. городов России. Партии:

Эльвира, Танкред ("Итальянка в Алжире", "Танкред" Россини), Мельничиха (о. п. Паизиелло).

Автор муз. драмы "Джиованна д'Арк" (1821, Рим), в к-рой исполняла заглавную партию, романсов и др. соч. В 1824 В. основала в Москве художеств.-муз. салон, в к-ром собирались выдающиеся музыканты, артисты, писатели, художники. В. посвятили свои стихи Пушкин, Веневитинов, Баратынский, Мицкевич и др.

Лит.: Гаррис М.А., Зинаида Волконская и ее время, М., 1916; Веневитинов Д. В., Избранное, М., 1956 (вступ. статья Б. В. Смиренского). J5. См.

ВОЛКОНСКИЙ (наст. фам. -Муравь„в); Ни колай Осипович (1890-1948) - рус. советский режиссер, театральный деятель. Засл. арт. Республики (1928). Учился в Москве в театр. школе К. В. Бра-вича, Ф. Ф. Комиссаржевского и М. П. Ярцева (1910-13). Работал в т-рах: им. Комиссаржевской (1914-18), Малом (1919-31), Мюзик-холле (1932). Ставил спектакли в т-ре б. Корша (1920-21, 1926- 1927), т-ре им. Комиссаржевской (1922-26). В 1927-30 был одним из организаторов и руководителей Проф-клубной мастерской. В ряде спектаклей, пост. В. в ранний период его творчества, преобладали форма-листич. тенденции: "Недоросль" (1923), "Доходное место" (1926) - в Малом т-ре; "Всем... всем..." по Дж. Риду (1927), "На всякого мудреца довольно простоты" (1928) -в Профклубной мастерской. Однако лучшие работы В. отмечены художеств. культурой, острой режиссерской выдумкой - "Отжитое время" Сухово-Кобылина, "Комедия ошибок" Шекспира (1923) в Т-ре им. Комиссаржевской, "Загмук" Глебова (1925) в Малом т-ре, "Каширская старина" Аверкиева (1946) в Моск. т-ре драмы и комедии. В. был одним из первых деятелей художеств. радиовещания, осуществил ряд радиопостановок. Работал на эстраде (пост. ряд эстрадных программ). Л. Шн.

ВОЛН‚НКО, Анатолий Никонович [р. 28. Х (10. XI). 1902J - украинский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в УССР (1958). В 1929 окончил театр. декорац. ф-т Харьковского художеств. ин-та. Работу в т-ре начал в 1924. Оформлял спектакли в Харькове, Москве, Киеве. С 1953 - художник Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев), на сцене к-рого создал яркие, поэтич. декорации к операм "Запорожец за Дунаем" Гулака-Артемовско-го (1955), "Катерина" Аркаса (1956), "Пан Коцкий", "Зима и весна" Лысенко (1957), к балетам "Маруся Богуславка" Свечникова (1953), "Щелкунчик" Чайковского (1956), "Лесная песня" Скорульского (1958). Работы В. отмечены глубоким пониманием стиля и образного строя муз. произведения, тонким колоритом. А. Др.

ВОЛОВОВ, Павел Васильевич [р. 2(15). XII. 1905 J- русский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1944). Муз. образование получил в

Ивановском муз. техникуме. Впервые выступил на оперной сцене в Виннице в 1932. В 1934-37 работал в Т-ре оперы в Баку, в 1937-44 - в Ташкенте. С 1944 В.- солист Большого т-ра. Партии: Онегин;

Мазепа (о. п. Чайковского), Мизгирь ("Снегурочка"), Фигаро ("Свадьба Фигаро" Моцарта и "Севильский цирюльник" Россини), Эскамильо; Листницкий ("Тихий Дон") и др. А. Ш.

ВОЛОДИН (наст. фам. - Л и ф ш и ц), Александр Моисеевич (р. 10. II. 1919) - русский сов. драматург. В 1949 окончил сценарный ф-т Гос. ин-та кинематографии. Лит. деятельность начал в 1954. Острую дискуссию в печати вызвала пьеса В. "Фабричная девчонка" (1956, Ставропольский т-р; 1957, ЦТСА). Автор пьес: "Пять вечеров" (1959, Ленингр. Большой драм. т-р), "В гостях и дома" (Т-р им. Ермоловой, Москва, 1960).

Лит.: [Дискуссия о "Фабричной девчонке"], "Театр", 1957, ј 4, 5, 6, 7 (ст. В. Смирновой, В. Соколова, М. Строевой, Б. Львова и др.); Сурков Е., Женька Шульженко, ее друзья и недруги, "Знамя", 1958, Лв 3.

ВОЛОДИН (наст. фам. - Иванов), Владимир Сергеевич [8 (20). VII. 1891 - 13. II. 1958J - русский советский артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1947). Учился в частной драм. школе в Москве. Сце-нич. деятельность начал в Москве в 1906. Играл в т-рах: "Зон" (1912-14), "Эрмитаж" (1921-23), "Аль-казар" (1927-28), затем в т-рах Украины (1914-18), Дальнего Востока (1923-26) и др. С 1929 В. - артист Моск. т-ра оперетты. Выступал в комедиях, драмах, обозрениях, миниатюрах, опереттах. В этом т-ре широко развернулась творческая деятельность В. - яркого, комедийного актера. В. обладал мягким юмором, большим сценич. обаянием, непринужд„нной манерой исполнения, высоким чувством меры. Создал сценич. образы простых людей в спектаклях "Сорочинская ярмарка" Рябова, "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова, "Сын клоуна" Дунаевского и др. Среди др. ролей В.: Луи Филипп ("Баядера" Кальмана), Айзенштейн ("Летучая мышь" И. Штрауса), Пиастре ("Боккаччо" Зуппе), Лорио ("Мадемуазель Нитуш" Эрве) и др. В. снимался также в фильмах; за участие в фильме "Кубанские казаки" (колхозный завхоз Мудрецов) - Ст. пр. (1951).

ВОЛЧАНЕЦКАЯ, Валентина Ф„доровна [р. 27. XI (9. X II). 1898] - белорусская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. БССР (1955). Член КПСС с 1947. В 1917-20 училась в Моск. консерватории. Сценич. деятельность начала в 1920 в Смоленске. В 1920-39 пела в оперных т-рах Тбилиси, Саратова, Куйбышева и др. С 1940 - солистка Белорус. т-ра оперы и балета. Партии: Ганка ("Михась Подгорный" Тикоцкого), Мария Греготович ("Кастусь Калинов-ский" Лукаса), Марфа ("Хованщина"), Любаша ("Царская невеста"), Амнерис ("Аида"), Кармен и др. В 1957 В. оставила сцену. Б р. С.

"ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА" ("Die Zauberflote") - опера В. Моцарта, либр. Э. Шиканедера. Пост. 30 сент. 1791,Вена.(Основой для либретто послужила фантастич. поэма Х.Виланда"Лулу,или Волшебная флейта"). В России впервые пост. немецкой труппой в 1797, Петербург. Затем 24 мая 1818 - Большой т-р, Петербург (Зарастро -Злов, Тамино - Самойлов, Царица ночи -Сандунова, Памина - Сосницкая, Папагено - Долбилов, позднее - О. Петров; Папагена - Лебедева); 3 февр. 1889-Большой т-р, Москва (Зарастро - Бу-тенко, Тамино- Усатов, Старый жрец- Фюрер, Царица ночиКлямжинская, Памина - Климентова, Папагено - Тютю-ник). Возобновлена там же 27 янв. 1906 (Тамино - Боначич, Зарастро - Петров, Старый жрец - Власов, Царица ночи - Нежданова, Памина - Салина, Папагено - Тютюник; дириж„р Авранек, реж. Василевский, худ. Внуков и Лавдовский).

На сов. сцене пост. в 1934 в концертном исполнении артистами Радиокомитета (Тамино - Чекин, Памина - Ама-това, Царица ночи - Муратова, Папагена - Муратова, Зарастро - Паляев, Старый жрец - Демьянов, Папагено - Абрамов; дириж„р и постановщик Себастьян, вокальный ансамбль под рук. Свешникова). В 1941-в Ленинграде в концертном исполнении артистами Ленингр. филармонии (Тамино - Чекин, Папагена - Тропина, Памина - Висленева, Папагено - Бутягин, Зарастро - Аббакумов, Царица ночи- Таврог; дириж„р Грикуров, реж. Каплан).

И з д а н и я.- Партитура, W. A. Mozart's Werke. Ser. 5, Lpz., Breitkopf Hartel, [1879J; рус. изд. клавира, М., П. Юргенсон, 1888. Ц г p,

"ВОЛШЕБНЫЙ СТРЕЛОК" - см. "Вольный стрелок".

"ВОЛЫНЩИК ИЗ СТРАКОНИЦ" ("Strakonicky dudak")-пьеса-сказка в 3 д. И. К. Тыла(по мотивам чешского фольклора о народном музыканте, связи творчества с жизнью народа). Соч. 1847(начеш. яз.). Пост. 21 ноября 1847 Ста-вовский т-р в Праге. Среди пост. в Чехословакии: 1904, Национальный т-р, Прага (Доротка - Квапилова); 1924, Гор. т-р на Виноградах (реж. Кавпил); 1953, Словацкий Нац т-р;

1958, Нац. т-р, Прага.

На русском яз. "В. из С."пост.7 июня 1952 в Центр, детском т-ре (Москва) в переводе Богатыр„ва, сценич. обработка Даниэль, Габбе и Метальникова (реж. Колесаев, худ. Кноблок, композитор Спадавеккиа, балетм. Бурмейстер; Шванда - Воронов, Доротка - Новожилова, Канифоль - Холодов, Кор-дула - Сперантова, Кресало - Андросов, Трнка - Брянский, Томаш - Шварцер, Аленорос - Заливин, Росава - Бруснигина, Зулика - Куприянова). В 1953 - Ленингр. ТЮЗ (реж. Димант, худ. Иванова и Берман, композитор Матвеев;

Шванда - Степанов и Кожевников, Доротка - Жукова, Канифоль - Шифман, Кресало - Карамышев, Росава - Мамаева, Трнка - Егги); в 1954-Северо-Осетинский драм. т-р, Дзау-джикау (реж. Цаликов, худ. Газданов; Шванда - Мерденов и Царукаев, Доротка - Уртаева, Канифоль - Цирихов, Кор-дула - Икаева, Кресало - Сланов, Трнка - Тхапсаев и Калоев, Росава - Кариаева, Зулика - Кочисова); в 1953 - Саратовский ТЮЗ (реж. Давыдов, худ. Архангельский, композитор Каменоградский); в 1952 - Иркутский ТЮЗ; в 1953 - Киевский ТЮЗ, Латвийский ТЮЗ (Рига), Одесский ТЮЗ, Новосибирский ТЮЗ; в 1954 - Карело-финский драм. т-р (Петрозаводск), Краснодарский т-р, Костромской т-р, Рязанский ТЮЗ; в 1955- Казанский ТЮЗ; в 1956 -Астраханский ТЮЗ Хабаровский ТЮЗ; в 1959 - Пензенский т-р, Николаевский ТЮЗ; в 1960 - Гродненский т-р и др. На сюжет "В. из С." написано несколько опер, в частности - "Шванда-волынщик" Вейн-бергера. Пост. в Берлине в т-ре "Дружба", 1956.

И з д а н и я.- 26 svazek Pospisilovy Divadelni biblioteky, 1858. Первое изд. на русском яз., М., 1953; "Волынщик из Стракониц". Пьеса-сказка в 3 д. И. К. Тыла. Пер. с чешек, и новый сценич. вариант Ф. Даниэль и др.; Последующее изд. в кн.: Йозеф Каэтан Тыл, Избранное, М., 1954 (пер. П. Богатырева под назв. "Волынщик из Стракониц, или Пир ведьм"). Лит.: "Divadlo", Praha, 1956, ј 12, с. 1005-1008; 1959, No l, с. 55-64. А. Шн.

ВОЛЬГРЕН (Wallgren), Гунн Маргарета (р. 1913)- шведская актриса. В 1937 окончила школу при стокгольмском Королевском драм. т-ре и дебютировала в "Васа-театре", где работала до 1942. В 40-х - нач. 50-х гг. выступала на сценах стокгольмского Нового т-ра и т-ров в Мальм„ и Г„теборге. С 1954 - ведущая актриса Королевского драм" т-ра. Игра В. характеризуется глубокой правдивостью, изяществом, лиризмом. Лучшие роли - Офелия; Йерма (о. п. Гар-сиа Лорки), дочь Индры ("Игра мечты" Стриндберга), Маша ("Три сестры"). В л. М.

ВОЛЬКЕНШТЕЙН, Владимир Михайлович (р. 1883) - русский советский драматург, теоретик драмы и театральный деятель. Окончил Петербургский и Гейдельбергский ун-ты. Лит. деятельность начал в 1909. В.- автор ряда работ по теории драмы, в к-рых он выступает поборником монументально-героич,. драмы, возрождения форм героич. античной драматургии. Осн. теоретич. труд В.-"Драматургия". В. написал трагедии: "Калики перехожие" (1914, 1-я Студия МХТ), "Ахер" (1922), "Паганини", "Спартак" (1923, Моск. т-р Революции). В. принадлежат также комедии: "Маринка" (1918, б. т-р Корша), "Опыт мистера Вебба" (1918, 1922, б. т-р Корша), "Гусары и голуби" (1928, Малый т-р), пьесы "Махновцы" (ЦТКА), "Рустам и Сухроб" (совм. с А. Пир-Мухамед-заде, по поэме "Шахнаме" Фирдоуси, 1941, Тадж. т-р им. Лаху-ти и Др.). Большинство пьес В. написано на историч. темы. В 1911-21 В. работал в лит. части МХТ. Автор монографии, посвящ„нной Станиславскому.

Соч.: Театр. Трагедии, П., 1923; Станиславский, М.,1922, 2 изд., Л., 1927; Драматургия. Метод исследования драматических произведений, М., 1923, изд. испр. и доп., М., 1960; Опыт современной эстетики, М.-Л., 1931; Качалов - Иван Карамазов, в сб.: Москва театральная, М., 1960, с. 335-346.

Лит.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. l, M., 1954, с. 59-60, 265, 352; OCHOC Ю., Советская историческая драматургия, [M.J, 1947, с. 30-33;

Фролов В., Жанры советской драматургии, М., 1957, с. 267-268, 279-280. С. Г.

"ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР" - оперетта И. О. Дунаевского, либретто В. Винникова, В. Крахта и В. Типота. Пост. 29 авг. 1947 Московский театр оперетты (Филипп - Алчевский, Фома-Карпов, Клементина Марич - Бах, Цезарь Галль - Бравин, Регина де Сан-Клу - Лазарева, Пе-пита - Кузьмина, Михась - Аникеев, Стелла - Акимова, Марко - Лапшин; дириж„р Фукс-Мартин, реж. Туманов, худ. Кигель, балетм. Шаховская); 8 нояб. 1947-Ленингр. т-р муз. комедии (Филипп - Орлов, Фома - Зорин, Клемен' тина Марич - Богданова-Чеснокова, Цезарь Галль - Арта' монов, Регина де Сан-Клу - Таганская, Стелла - Колес-никова, Георг Стан - Янет, Янко - Кедров, Пепита - Агапова, Микки - Свидерский; дириж„р Воловац, реж. Суханов, худ. Акимов). "В. в." ставили также др. т-ры муз. комедии: Харьковский (1947), Минский (1948), Ереванский (1948), Тбилисский (1956) и др.

И з д а н и я.- М., Музфонд СССР, 1955. Я Гр.

"ВОЛЬНЫЙ РОССИЙСКИЙ ТЕАТР" - театр в Петербурге. Создан в 1779. Помещался на Царицыном лугу (ныне Площадь жертв революции). Здание т-ра было переделано из манежа, построенного веер. 18 в. В 1770 в н„м играли англ. комедианты. С 1777 - нем. труппа К. Книпера. В 1779 дирекция Петербургского воспитательного дома отдала Книперу 50 своих воспитанников для обучения театр. иск-ву, к-рые составили рус. труппу т-ра. С 1780 этой труппой руководил И. А. Дмитревский, ставший в 17821783 антрепрен„ром т-ра. В репертуар "В. р. т.", посещавшегося демократич. зрителем, входили комич. оперы: "Мельник - колдун, обманщик и сват" Аблесимо-ва и Соколовского, "Несчастье от кареты" Княжнина и Пашкевича, "Розана и Любим" Николева и Керцелли, "Санкт-Петербургский гостиный двор" Матинского и др.; здесь впервые была поставлена комедия Фонвизина "Недоросль" (1782, бенефис Дмитревского). В 1783 "В. р. т." стал государственным, получив название "Городского деревянного т-ра", или Малого т-ра (в отличие от Каменного Большого); существовал до 1797 (здание, мешавшее передвижению войск во время парадов, было снесено по приказу Павла I). В.В.-Г.

"ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК" ("Der Freischutz"), также

"Волшебный стрелок"-опера К. М. Вебера, либр. Ф. Кинда (по нар. сказаниям и легендам). Пост. 18 июня 1821 в Берлине. В России впервые пост. 12 мая 1824, Петербург (Куно - Ефремов, Агата - Иванова, Аннхен-Рыкалова, Каспар - Толч„нов, Макс - Климовский, Оттокар - Шемаев, Сами-эль - Баранов; дириж„р Кавос, декорации Сабата). 27 ноября 1901 пост. в Мариинском т-ре (Куно - Майборода, Агата - Больска, Аннхен - Гладкая, Каспар - Антоновский, Макс - Ершов, Оттокар - Смирнов, Самиэль - Серебряков; дириж„р Направник, реж. Палечек, декорации Ламбина, Кваппа, Юргенса, Яковлева).

Издан и я.- Партитура, В., Schlesinger, [1849], поел. изд. "В. с." Peters [s. d.]; клавир. В., Schlesinger" 1923 и поел., рус. изд., перевод С. Александрова, М., П. Юрген-сон, П881]. Я. Гр.

ВОЛЬСКАЯ (Wolska), Бронислава (7. II. 1840- 7. V. 1926) - польская актриса. Одна из ведущих актрис Краковского т-ра. Сценич. деятельность начала в 1854 в Кракове. Выступала в комедиях и драмах А. Фредро (Добруй-ская - "Девичьи обеты"), Ю. Коженевского, С. Выс-пянского (Деметра - "Ноябрьская ночь"). Играла Акулину Ивановну ("Мещане"). С. И.

ВОЛЬСКИЙ (наст.фам.- 3 е и д е л ь), Виталий Фридрихович (р. 5. IX. 1901) - белорусский советский драматург. Член КПСС с 1925. Автор пьес "Чудесная дудка" (1939, Белорус. ТЮЗ, Минск), "Дед и журавль", "Нестер-ка"; "Машека" (1954), написанных на основе белорус. фольклора. Наибольшую популярность приобрела пьеса "Нестерка" (1941, Т-р им. Я. Коласа, Витебск).

Соч.: Пьесы,М., 1954, с. 3- 17 ГстатьяБеркова о В.). В.Н.

ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевд.; наст. имя ифам.- Франсуа Мари А р у э (Arouet)] (21. XI. 1694, Париж,- 30. V. 1778, там же) - французский писатель, драматург и общественный деятель. Крупнейший мыслитель 18 в., называемого "веком Вольтера", непримиримый враг клерикализма и феодальных порядков, крупнейший представитель франц. Просвещения. Лит. деятельность В. отличалась глубокой противоречивостью. С одной стороны, В.- последний великий представитель франц. классицизма и его принципиальный сторонник; с другой стороны - один из основоположников просветительского реализма (в своих повестях и романах). С классицизмом В. был связан прежде всего как драматург. В. был третьим великим трагич. поэтом Франции, продолжателем традиций Корнеля и Расина. Он написал 52 пьесы различных жанров, в том числе 27 трагедий. Первая трагедия В. "Эдип" (1718), поставленная (как и все последующие пьесы В.) в т-ре "Комеди Франсез" (Париж), принесла ему и первый успех; на спектакле последней трагедии "Ирина" (1778) Париж увенчал В. лавровым венком. Всюду, где бы ни находился В. - в замке Сире, в Версале, в Берлине, в Сан-Суси, в Париже, в Монрионе, в Делисе, в Ферне,- он создавал домашние т-ры, в к-рых играл и режиссировал гл. обр. собственные пьесы. В. писал легко и быстро; но, написав пьесу, несколько раз переделывал е„. При этом В*, особенно ценил мнение актеров, приписывая лучшим из них (М. Дюмениль, И. Клерон, М. Л. Лекен) значительную долю своего успеха. Для просветительского классицизма В. характерна народно-историч. трагедия, развивающая традиции позднего творчества Расина ("Гофолия"), лиш„нная любовной интриги, посвящ„нная большим религиозно-политич. конфликтам, обличающая абсолютную монархию. Для пропаганды просветительских, антитиранич. и антиклерикальных идей В. потребовалось, однако, значительное расширение тематики трагедии. Наряду с традиционными античными сюжетами В. вводит сюжеты средневековые и экзотические; действие происходит то в Азии, то в Африке, то в Америке. При этом В. стремился к историч. и этнографич. достоверности, давая в ремарках своих пьес указания относительно декораций, костюмов и постановки. В. учился у Ф. Кино, мастера лирич. трагедии (оперы), построению эмоционального, патетич. сюжета и использованию зрелищных эффектов. Во время пребывания в Англии (1726-29) В. познакомился с трагедиями Шекспира, к-рые покорили его напряж„нностью страстей, жив остью и богатством действия. Под несомненным влиянием "Юлия Цезаря" (В. в 1762 перев„л "Юлия Цезаря" на французский яз.) написаны две трагедии В.-"Б рут" (1730) и "Смерть Цезаря" (1731, пост. 1736). "Б рут"-республиканская пьеса, насыщенная пафосом свободы и борьбы с тиранией, идеями Мильтона и Лок-ка,- пользовалась огромной популярностью в годы франц. бурж. революции конца 18 в. "Смерть Цезаря" ближе к Шекспиру и тематически и идейно.

Это - трагедия чисто политическая, но лиш„нная последовательных республиканских идей: Цезарь выведен в ней столь же положительным героем, как и Б рут. Под воздействием "Гамлета" Шекспира В. создал трагедии "Эрифила" (1732) и "Семирамида" (1748), под влиянием "Отелло" - "Заиру" (1732); хрониками Шекспира, в частности "Генрихом VIII", вдохновлена трагедия В. "Аделаида Дюгеклен" (1734). Однако в конце своей жизни, в особенности после того как Летурн„р предпринял издание полного собрания пьес Шекспира (1776-82), В. начинает опасаться влияния англ. драматурга на франц. общество, его отпугивает народность Шекспира, к-рого он обвиняет в грубости и плоском шутовстве. После выхода 1-го т. издания Летурн„ра В; написал (1776) открытое письмо Французской Академии. Послание имело успех, но не могло уничтожить интереса к Шекспиру во Франции, начало которому положил сам В.

Шедевром В. была "Заира", впервые с триумфом пост. в "Комеди Франсез" (1732). Это - чисто просветительская трагедия, предвосхищающая "Натана Мудрого" Лессинга. Однако чувствительность, окрашивающая характеры героев В., приближает их к персонажам мещанской драмы. Основной обличительный пафос В. направлен против религиозного фанатизма, приводящего героев к трагич. финалу. "Заира" прочно вошла в репертуар т-ров 18 в. (роли Заиры и Оросмана в середине 18 в. нашли совершенных исполнителей в лице Клерон и Лекена - любимого ученика В.). Антиклерикальная тенденция ещ„ более усиливается в "Альзире" (1736) - пьесе, обличающей насилия, совершаемые во имя христианской религии исп. завоевателями в Перу. В. ставит здесь "полудиких" индейцев-инков выше "цивилизованных" европейцев. В основу трагедии "Магомет пророк, или Фанатизм" (1741) положена мысль о том, что идейной предпосылкой всякой религии является сознательный обман людей, их запугивание и ослепление. Эта идея звучит здесь особенно смело, т. к. В. обличает в "Магомете" фанатизм не рядового церковника, а основателя и вождя ислама. Франц. клерикалы объявили пьесу "кровавой сатирой" на христианство и после 3-го представления добились запрещения е„ постановок в Париже. Одну из самых популярных своих пьес - психологич. трагедию материнской любви "Меропу" (1743) - В. построил на античном материале, стремясь соединить присущую древним "драгоценную простоту" с глубокой жизненной правдивостью. В "Семирамиде" (1748) В. пытался сочетать воедино элементы античной и шекспировской трагедии, выдвигал на первый план пантомимич. и действенную сторону спектакля. И "Меропа", и "Семирамида" во многом обязаны своим сценич. успехом прекрасному исполнению заглавных ролей Дюмениль. Следующим этапным произведением В. явилась философская трагедия "Китайский сирота" (1755), посвящ„нная пропаганде конфуцианской морали, близкой, по мнению В., этическим нормам просветителей. В этой трагедии, написанной по оригинальной китайской драме "Сирота из дома Чжао", В. пытается придать классицист-ской трагедии "местный колорит". Развивая это, Клерон и Лекен при пост. пьесы попытались осуществить реформу сценич. костюма, вводя в него подлинные китайские одежды. Следующий шаг В. в воссоздании "местного колорита" - трагедия "Танкред" (1760), в к-рой он в романтически живописных тонах изобразил рыцарские нравы средневековья. В посвящении к трагедии "Олимпия" (1764), адресованном И. И. Шувалову, проявляются реалистич. тенденции эстетич. воззрений В. Он формулирует новое понимание трагедии как "одушевл„нной картины", в к-рой герои должны не только говорить, как этого требовала эстетика классицизма, но и деисте о-вать. Воздействие спектакля на зрителя В. видит в синтезе слова, действия и декораций. Сама речь трагич. героев должна, по мнению В., приближаться к тому, "как люди говорят в действительности". В трагедиях В. т. н. "фернейского" периода (60-70-х гг.) намечаются новые отклонения от классицистских канонов, усиливается публицистич. острота. Так, в "Скифах" (1767) В. вводит персонажей простого звания - пастухов и земледельцев, изображает скифов "философским" народом, у к-рого царит свобода и равенство; героиня трагедии "Гебры" (1769) - бедная крестьянка, жертва фанатизма римских жрецов. Трагедия, переполненная антиклерикальными тирадами, была запрещена к постановке. Та же судьба постигла пьесу "Законы Миноса" (1772), где снова обличается фанатизм жрецов и прославляются добродетели простых сидонцев. В этой пьесе изображ„н идеальный монарх Тевкр - воплощение вольтеровского идеала просвещ„нного абсолютизма. Эту же тему выражает герой трагедии "Дон Педро" (1775). Эти наиболее ч„ткие в идейном отношении пьесы В. небыли поставлены. Будучи в основном трагич. поэтом, В. сочинил также ряд пьес "смешанного" жанра, к-рый он противопоставлял отвергаемой им "сл„зной комедии". В "Блудном сыне" (1736) В. выступал в защиту свободного выбора в любви и рисовал новый идеал семьи, в "Панине" (1749) он объявил войну сословным предрассудкам в вопросах брака и вывел просвещ„нного барона, к-рый женится на своей служанке, в "Шотландке" (1760) изложил трогательную историю дочери изгнанного шотландского лорда, которая после многих испытаний находит своего отца. Пьеса написана прозой и более других пьес В. приближается к жанру мещанской драмы.

В. написал также несколько комедий, в к-рых продолжал традицию высокой комедии Мольера ["Нескромный" (1724), "Завистник" (1738), "Хранитель" (1769)1 и использовал при„мы англ. комедии с е„ эксцентрич. нравами и характерами ["Чудак, или

Господин с Зел„ного мыса" (1732) и"Недотрога"(1747)]. Комедии В., как и другие его произведения, проникнуты духом политич. борьбы. Однако комедии В. по идейно-худ ожеств. качествам уступают его трагедиям. Созданный В. жанр просветительской трагедии получил большое распространение во 2-й половине 18 в. Последователями В. в жанре "философской" трагедии были Л. де Гилье, А. Лемьер, Б. Со-рен, Б. д'Арно, Ж. Ф. Лагарп, Ж. Ф. Мармонтель, AI. Ж. Шенье и др. Значительное воздействие оказал В. на развитие классицистской трагедии и в др. европ. странах. В 18 и начале 19 вв. в Италии его последователями были В. Альфьери и В. Монти. В Германии трагедии В. переводили и подражали им II. В. Г„те и Ф. Шиллер. В Англии влияние В. испытал Дж. Г. Байрон. В России на трагедиях В. воспитались А. П. Сумароков, Н. И. Николев, Я. Б. Княжнин, В. А. Озеров.

Соч.: Oeuvres, sous la red. de L. Moland, v. 1-52, P., 1877- 1882; в рус. пер.- Избр. произведения, М-, 1938; Избр. произведения, М., 1947.

Лит.: История французской литературы, т. 1, M.-Л., 1946; Державин К. Н., Вольтер, М., 1946; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 2, М., 1957; Deschanel A., Le theatre de Voltaire, P., 1886; Lion H., Les tragedies et les theories dramatiques de Voltaire, P., 1895; Ollivier J.T., Voltaire et les comediens interpretes de son theatre, P., 1900. С. Мок.

Сценич. история пьес В. По пьесе "Танкред" В. и поэме "Освобожденный Иерусалим" Т. Тассо (либр. Г. Росси) комп. Россини в 1813 соч. оперу "Танкред". Среди известных исполнителей пьес В. во Франции: Л е к е н - Магомет и Танкред в о. п., Оросман ("Заира"), Гусман ("Альзира"), Арзас ("Семирамида"), Чингис-хан ("Китайский сирота"); Кино-Дюф-р.е н - Оросман ("Заира"), Лоредан ("Танкред"); Г р а н-в а л ь - Нерестан ("Заира"), Магомет (о. п.); Делоне - Сеид ("Магомет"); Тальма - Оросман ("Заира"), Сеид ("Магомет"); Г о с с е н - Альзпра и Заира в о. п., Аменаида ("Танкред"), Пальмира ("Магомет"); Лекувр„р - Альзира и Заира в о. п., Аменаида ("Танкред"), Пальмира ("Магомет"); Д ю-м е н и л ь - Семирамида и Меропа в о. п., Клетемнестра ("Орест"); К л е р о н - Олимпия в о. п., Электра ("Орест"), Аменаида ("Танкред"), Идаме ("Китайский сирота"); Жорж - Альзира, Заира в о. п., Аменаида ("Танкред"); Марс, Д ю-шенуа и Сара Бернар - в заглавной роли в "Заире", в этой же пьесе Муне-Сюлли-в роли Оросмана.

В 1 736 "Заира" была пост. в т-ре "Друри-Лейн" в Лондоне (Заира - Сиббср). В 1767 пьесы В. ставил Нац. т-р в Гамбурге:

"Семирамида" (29 апр.), "Шотландка" (1 мая), "Заира" (13 мая, Оросман-Экгоф); "Меропа". В 60-х гг. 18 в. т-ром "Сан-Сальвадоре" в Венеции пост. "Олимпия".

В 1924 в т-ре "Одеон" в Париже пост. "Кандид" в современной обработке Вотеля и Марше. На этот же сюжет в 1956 труппой Мартина Бека в Нью-Йорке была пост. оперетта (либретто Л.Хел-ман, муз. Бернстайна).

В России пьесы В. чаще ставились во 2-й пол. 18 в. и 1-й пол. 19 в. В Петербурге были пост. пьесы В. (в исполнении труппы императорских т-ров): "Альзира" - 4 мая 1763 (пер. Д. И. Фонвизина; Замор - Ал. Попов, Монтез - Дмитревский, Альзира - Троепольская, Гусман - Троепольский, Альвар - Волков, Эмира-Волкова, Цефана - Караулов, Американец - Сечкарев, Дон Алонз - И. Петров). В 1797 - 1800 эта трагедия неоднократно ставилась в Каменном (Большом) т-ре. "Н а н и н а" - 3 февр. 1802 (в загл. роли Е. Сем„нова);

"К итайский сирота" - 21 янв. 1809 (пер. А. А. Шаховского, Чингис-хан - А. Яковлев, Идемея - Вальберхова, Замтп - Сахаров); "Танкред" - 8 апр. 1809 (пер. Н. И. Гнедича; Аменаида - Е. Сем„нова, Танкред - А. Яковлев, Аржир - Сахаров, Арбасан - Бобров, Лоредан - Щеников, Катан - Биркин, Альдамон - Пашков, Фани - Сахаров); во-эобн.- 5 окт. 1823 (Танкред - В. Каратыгин, Аменаида- Колосова); "Заир а" - 1748, в исполнении воспитанников Сухопутного Шляхетского корпуса; 21 июля 1759 (пер. Г. С. Пот„мкина и И. А. Дмитревского; Оросман - Ф. Волков, Лузиньян - Дмитревский, Заира - Зорина, Фатима - Волкова, Нерестан- Бухарин, Шатильон - И. Петров, Карасмин - Г. Волков, Меледор - Григорьев, Невольник - Караулов); эта же пьеса - 18 окт. 1809 (пер., соответственно пяти действиям, авторов- Ю. А. Нелединского-Мелецкого, Н. И. Гнедича, М. Е. Лобанова, А. А. Шаховского, С. П. Жихарева), пост. в первый бенефис Е. С. Сем„новой (Заира - Сем„нова, Оросман - А. Яковлев); эта же пьеса - 8 дек. 1819 в бенефис А. М. Колосовой (ЗаираКолосова, Оросман - Я. Брянский); "М е р о п а" - 30 окт. 1811 (в стихотворном переложении С. М. Марина; Меропа - Е. Сем„нова, Эгист - Щеников, Полифонт - Бобров); возобн. 4 марта 1823 (Меропа-Е.Сем„нова, Эгист-В.Каратыгин" Поли-фон -Толченов, Арбас - Борецкий, Эвриклес - Радин, Эракс - Калинин, Йемена - Лобанова); "Семирамида" - 8 янв. 1812 (пер. Добровольского и Розальон-Сошальского; Семирамида - Вальберхова); возобн.- 14 мая 1816 (Семирамида- Е. Сем„нова, Арзас-Я. Брянский, Азена-Брянская-Степанова,

Ассур - Толченов); "Магомет"- 17 февр. 1759, пост. в т-ре Зимнего дворца в Петербурге (пер. Ф. Г. Волкова; Магомет - Троепольский, Омар - Дмитревский, Зопир - Ф. Волков, Пальмира -Троепольская, Сеид - Ал. Попов, Фанор - Г. Волков); в 1795-98 ставилась в Деревянном (Малом) и Каменном ( Большом) т-рах; 12 июня 1819 (Магомет - Я. Брянский, ОмарТолченов, Зопир - Борецкий, Пальмира - Колосова, Сеид - Булатов, Фанор-Глухарев); "Эдип"-11 окт. 1751, в исполнении воспитанников Кадетского корпуса (Эдип - Мели-соно, Иокаста - Сухомлинов, Филоктет - Татищев, наперсница Иокасты - Свистунов, Икар - П. А. Бестужев-Рюмин); 18 дек. 1761 (Эдип - Ф. Волков, Иокаста - Волкова, Филоктет - Дмитревский, Арасп - Замиров, наперсница Иокасты - Александрова, Димас - Петров, Форбас - Караулов, Икар - Александров); 13 мая 1820 (для второго дебюта В. Каратыгина; Эдип- Каратыгин, Иокаста - Валберхова). "Ш отландка"- 19 окт. 1759 (Фабрис-Г. Волков, Монроз-Дмитревский, лорд Муррей - Бухарин, Полина - Волкова, Фрелон - Попов, Марианна - Александрова, Розина - Дмитревская). В Москве; "А л ь з и р а" - 7 июля 1767 (Замор - Лапин, Монтез-Померанцев, Альзира - М. Синявская, Гусман - К. Попов, Альвар - Синявин, Эмира - А. Синявская, Цефана - Арина Украсова); 2 янв. 1784-в Петровском т-ре (пер. П. Кабанова; Альвар - Померанцев, Монтез - Синявин, Гусман- Сахаров, Дон Алонз - Угрюмов). "М а г о м е т" - 6 февр. 1763 (Магомет - К. Попов, Омар-Татищев, Зопир- Г. Волков, Пальмира - Попова, Сеид - Лапин, Фанор - Соколов); 1782 - Петровский т-р; "Ш отландка" - 31 дек. 1739 (Фабриций - Татищев, Монроз - Ф. Волков, лорд Муррей - А. Попов, Полина - Троепольская, Фринор - Г. Волков, Фрелон - Я. Шумский, Марианна - А. Попова, Розина - Новикова); 12 сент. 1763 (Фабриций-В. Волков, Монроз - Ленин, лорд Муррей - Шушерин, Полина - Поспелова, Фрелон - Я. Шумский, Марианна - А. Михайлова, Розина - Волкова); "Танкред" - 27 окт. 1824 (Аменаида - Колосова, Танкред - Максин, Аржир - Ширяев). Среди известных исполнителей в пьесах В. (в частности, роли Магомета) был П. А. Плавильщиков.

Пьесы В. в России исполняли также франц. актеры: "Т а н к-р е д" - 19 дек. 1763 в т-ре Зимнего дворца (Петербург) (Аржир - Монфл„ри, Танкред - де Лафон, Арбасан - Бельмонт, Лоредан - Ленуар, Катан - Дерез, Альдамон - Дюпати, Аменаида - Геконт, Фани - Дезелье). "Альзира" - 10 окт. 1763 в Москве (Замор - Бопре, Монтез - де Сериньи, Альзира- Геконт, Гусман - Ботье, Альвар - Бельмонт, Эмира - Вест-рис, Цефана - Долиньи, Американец - Друон, Дон Алонз - Дюшен). "М а г о м е т" - 1 ноября 1784 в Петровском т-ре (Магомет - Рим, Омар - Милот, Зопир - Гомер, Пальмира - Модео, Сеид-Виконт, Фанор -Арманд). "О л и м п и я" (1785);

"Эдип" (1789-91); "Меропа" (1790); "Китайский сирота" (1795). В 1766 Дмитревский, вовремя своего пребывания в Париже,с успехом выступал в "Альзире" (т-р герцогини Виллеруа) и в "Заире". В 1812 во время гастролей Жорж в Петербурге и в Москве происходили выступления Жорж и Сем„новой в одних и тех же ролях (Меропа, Аменаида и др.), возбудившие большой интерес.

"Ч уда к, или Господин с Зел„ного мыс а"- 25 апр. 1917 в Михайловском т-ре, в Петербурге (пер. Н. В. Рыковой и В. Н. Соловь„ва), в исполнении артистов Александрийского т-ра (Господин с Зел„ного мыса - Лерский, граф Ва-парэ - Горин-Горяинов, реж. Ракитин).

В советском т-ре: "Кавалер с Зел„ного мыса" - 1955, пост. в Моск. т-ре драмы и комедии (пер. П. Бакулина пьесы В. "Чудак, или Господин с Зел„ного мыса", реж. Плотников, худ. Лебедева); "Дикарь"-1929, пост. Студии Малого т-ра (инсц. В. Г. Шершеневича и Л. Пальмского по повести В. "Простак"; Гурон - Вечеслов, Аббат - Шатов, Настоятель - Иванов, Маркиза - Бойчевская, реж. Каверин, худ. Б. Эрдман).

Издания.- "Альзира", пер. Г. Шенгели, "Магомет, или Фанатизм", пер. В. Луговского и А. Голембы, в сб.: Французский театр эпохи Просвещения, т. 1, М., 1957. А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница