Наши партнеры

Магазин одеждыКупить пальто Вологда.
https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 86)


ВИНЕР, Александр Борисович (р. 1896) - советский режиссер. Нар. арт. Эст. ССР (1957). Окончил театр. уч-ще в Одессе (1913); занимался на Высших 1 режиссерских курсах в Москве (1922-24). Творч. деятельность начал в 1913. Работал режиссером-постановщиком в оперных т-рах Москвы, Ленинграда, Алма-Аты, Свердловска и др. городов. В 1949-58 В.- гл. режиссер т-ра "Эстония". Пост. спектакли: "Певец свободы" Э. Каппа (1950, Ст. пр. 1952), "Евгений Онегин" (1949, Ст. пр. 1950), "Князь Игорь" (1951), "Борис Годунов" (1952) и др. X. Кыр.

ВЙНКЕЛЬМАН (Winkelmann), Герман (8. III. 1849-18.1.1912) - немецкий артист оперы (тенор). Пению обучался в Ганновере. Дебютировал на сцене в Зондерсхаузене в 1875; выступал в провинц. городах Германии. Широкую известность принесло В. исполнение партии Парсифаля на премьере одноим. оперы Вагнера в Байр„йте (1882). С 1883 В.- солист Венской оперы, где выступал на протяжении почти четверти века. Одновременно гастролировал во мн. европ. странах и США. Особенно успешно исполнял вагнеровский репертуар: Лоэнгрин; Тристан ("Тристан и Изольда"), Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Тангейзер. Среди партий В.: Манрико ("Трубадур"), Далибор (о п. Сметаны) и др. В 1906 В. оставил сцену. Вс. Т.

ВЙНКИНЫ (наст. фам.- Половинкины), братья Александр, Николай и Петр - русские цирковые артисты; акробаты с подкидной доской. Выступали в русских цирках в нач. 20 в. Впервые исполнили сальто с подкидной доски на колонну из тр„х человек, с колонны на колонну и двойное сальто с колонны из тр„х человек на колонну из двух человек. Быстрый темп исполнения и смена трюков придавали номеру В. характер удалой народной игры, демонстрирующей особую сноровку и смелость. Лит.: Дмитриев Ю., Русский цирк. М-, 1953. M. 3,

ВЙННИКОВ, Виктор Владимирович (р. 10. VIII. 1903)-русский советский поэт, переводчик, драматург. Засл. деят. иск-в Кирг.ССР (1943). Лит. деятельность начал в 1921. Автор драмы в стихах "Я стреляю последним" (1942, Фрунзенский рус. т-р), либретто опер "Сын народа" ("Полководец Фрунзе", муз. Власова и Фере, 1947, Кирг. т-р оперы и балета), "На берегах Иссык-Куля" (по роману К. Баялинова, муз. Власова, Малдыбаева и Фере, 1951, Кирг. т-р оперы и балета). В. написал совм. с В. Крахтом комедию-водевиль в стихах "Морской узел" (муз. Жарковского, 1945, Моск. т-р оперетты), либретто оперетт "Воздушный замок" (1948, Моск. т-р оперетты) и "Шумит Средиземное море" (1951, Муз. т-р им. Станиславского и Не-мировича-Данченко), муз. Фельцмана, драму "Второй дом от угла" (1959, Моск. т-р драмы и комедии); совм. с В. Крахтом и В. Типотом - либретто оперетты "Вольный ветер" (муз. Дунаевского, 1947, Моск. т-р оперетты); совм. с Ю. Осносом (по мотивам др.-индийского драм. эпоса) - драму "Белый лотос" (1956, Моск. драм. т-р им. Пушкина).

ВЙННИКОВ, Николай Георгиевич [р. 30.XI (13. XII). 1909] - русский советский писатель и драматург. Работал смазчиком и кочегаром, был селькором. В 1929 начал работать в газете. В 1938 вышел его первый сборник рассказов. В.- автор пьес "Степь широкая" (1949, Центральный т-р Сов. Армии), "Чаша радости" (1950, Т-р им. Моссовета), "В девятом "А"" и "Саду цвесть" (1953, 1954, Ленингр. ТЮЗ), "Когда цвет„т акация..." (1956, Ленингр. Большой драм. т-р).

Соч.: Пьесы, М., 1959.

ВИННИЦКИЙ ТЕАТР (Украинский областной музыкально-драматический театр имени Н. Садовского). Создан в 1944. В состав коллектива вошли актеры Могил„вского и Измаильского т-ров. В 1957 т-ру присвоено имя Н. Садовского. Среди лучших спектаклей т-ра: "Разлом" (1951);

"На берегу Невы" Трен„ва (1955), "В степях Украины" (1949), "Крылья" (1955) Корнейчука, "Ревизор" (1952);

"Савва Чалый" Карпенко-Карого (1950), "Эмилия

Галотти" Лессинга (1955), "Сон князя Святослава" Франко (1957). Т-р осуществил первые пост. пьес драматурга Н. Зарудного "Ночь и пламя" (1957), "Вес„лка" (1958) и др. Значительное место в репертуаре занимают муз.-драм. спектакли "Катерина" Аркаса по Шевченко (1956), "Ночь под Ивана Купала" по Гоголю (1957) и др. В труппе т-ра (I960): Ф. Г. Трегуб, И. М. Сикало, Я. И. Глыб, Н. Е. Подошенко, А. Е. Молдован, Н. К. Шановская, С. И. Онип-ко. Главный режиссер театра - нар. арт. УССР Ф. Г. Верещагин. Я. Д.

ВИНОГРАДОВ, Василий Иванович (1874-1948)- русский советский композитор и скрипач. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1944). Игре на скрипке обучался у проф. И. Гржимали; одновременно учился на юри-дич. ф-те Моск. ун-та (окончил в 1897). С 1921 В. работал в Казани. Автор (совм. с С. Габашии Г. Альмуха-метовым) первой нац. тат. оперы "Сания" (1925, Казань), оперы "Рабочий" (1930, Казань), симф., камерно-инструмент. соч., обработок нар. песен и др.

ВИНОГРАДОВ, Милий Александрович [р. 14(27). IV. 1910] - русский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1943) и засл. деят. иск-в РСФСР (1949). Окончил в 1930 художеств. техникум им. 1905 года. Работу в т-ре начал в 1932. Оформлял спектакли в различных т-рах Москвы. В 1940-54 был гл. художником Т-ра им. Моссовета; создал декорации к спектаклям: "Трактирщица" (1940) и "Забавный случай" (1944) Гольдони, "Отелло" (1944), "Чайка" (1945), "Русский вопрос" (1947); "Шторм" Билль-Бе-лоцерковского (1951), "Рассвет над Москвой" Сурова (1950, Ст. пр. 1951), "Сомов и другие" Горького (1954). В. принадлежит также оформление спектаклей "Хлеб и розы" Салынского (1957, Т-р им. Ленинского комсомола), "Стряпуха" Софронова (1959, Т-р им. Вахтангова) и др. Оформление В. отличается изобретательностью, использованием всех возможностей сценич. площадки и др. Стремясь к приподнятости, праздничности спектакля, В. широко применяет живописные или скульптурные портальные обрамления, разнообразные драпировки, матерчатые падуги, тюли, специальные занавесы, кинопроекции и т. д. М. П.

ВИНОГРАДОВА (наст. фам.- Колесников а), Васса Кирилловна (р. 12.VIII. 1909) - удмуртская советская актриса. Нар. арт. У дм. АССР (1958). Училась на театр. курсах в Ижевске. Сценич. деятельность начала в 1932 в Удмуртском муз.-драм. т-ре. Одна из первых удмуртских проф. актрис. Играет роли героинь и характерные: Чабья ("Камит Усманов" Гаврил ова), Анисья ("Чукдор" Широбокова), Васса ("Васса Железнова"), Анна Андреевна, Агафья Тихоновна ("Ревизор", "Женитьба"), Вике ("Честь семьи" Мухтарова) и др. Образы, созданные В., отличаются яркой бытовой характерностью. Е„ героини - обычно властные, энергичные женщины. Игра В. отмечена внутр. сосредоточенностью, сочностью, нац. своеобразием.

ВЙНТЕРШТЕЙН (Winterstein) [наст. фам.- В а н г е н х е и м (Wangenheim)], Эдуард фон (р. 1.VIII. 1871) - немецкий актер. В 1889 начал сценич. деятельность. До 1895 играл в различных ировин-циальных т-рах, затем был приглаш„н в "Шиллер-театр" в Берлине. В 1898-1901 работал под руководством О. Брама в Немецком, а затем (до 1904) в "Лес-синг-театре" (Берлин). Одновременно с 1903 выступал в т-рах, руководимых М. Рейнхардтом: сначала в Малом и Новом, затем в Немецком т-ре, в к-ром работал до 1938. В 1938-44-снова в "Шиллер-театре". С 1945-в Немецком т-ре (Берлин). Лучшие роли:

Тельгейм и Натан ("Минна фон Барнхельм" и "Натан Мудрый" Лессинга), Андреа Дориа ("Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера), Горацио, Кент и Яго ("Гамлет", "Король Лир" и "Отелло"), Геншель ("Возчик Геншель"

Гауптмана), Каренин ("Живой труп). Был первым исполнителем роли Пера Гюнта (о. п. Ибсена) на нем. сцене (1904). В.-типичный представитель актерской школы, созданной М. Рейнхардтом. Творчеству его присуща гуманистич. направленность. Реалистич. манера игры В. основана на лучших традициях нем. театра. Лауреат Нац. премии (1950 и 1952) и премии Готе (1955). Член Германской академии искусств. Автор мемуаров "Моя жизнь и мо„ время" ("Mein Leben und meine Zeit", В., 1947). Снимается в кино. В. К.

"ВИНТОВКА 492116"- пьеса в 3 д. 10 эпизодах А. А. Крона (о перевоспитании беспризорников воинами Сов. Армии). Соч. 1929. Пост. 13 янв. 1930 в Гос. педагогич. т-ре, Москва (реж. Р. Симонов и Грузинский, худ. Аладжалов, композитор Ковнер; Благих - Баженов, Эйно - Доронин и Колесаев, Ирод - Гушанский, Рязань - Сажин, Пата-шон - Бортинская, Ахмет - Сперантова, Морозова - Зорина). 29 ноября 1930 премьера "В." состоялась в Ленингр. ТЮЗе (реж. Брянцев и Зон, худ. Григорьев, композитор Стрельников; Эйно - Макарьев, Ирод - Хряков, Рязань - Волкова, Паташон - Пугач„ва, Ахмет - Орлова). Пьеса Крона ставилась почти во всех ТЮЗах СССР (Новосибирский, Архангельский, Тульский, Рязанский, Сталинградский, Казанский, Тбилисский, Горьковский, Орехово-Зуевский, Томский, Бакинский, Сталинский и др.) и в драм. т-рах.

Лит.: Крон А. А., Пьесы, М., 1955. А. Шн.

ВИНЧИ (Vinci), Леонардо (1690-27.V.1730)- итальянский композитор. Музыке обучался у Г. Греко в консерватории в Неаполе. В 1725-30 работал капельмейстером Королевской капеллы. В. принадлежит ок. 40 опер, написанных в осн. в жанре оперы-серпа и пост. в т-рах Неаполя, Рима, Венеции, Флоренции и частично на европ. оперных сценах. Наибольшим успехом пользовались оперы: "Мнимый слепой" (1719), "Диктатор Сулла" (1723), "Верная жена" (1724), "Астиа-ната" (1725) (пост. в Неаполе), "Ифигения в Тавриде" (1725, Венеция) и др. После Скарлатти В.- один из самых популярных итал. оперных композиторов; его музыка полна драматизма, энергии и экспрессии. В исполнении большинства опер В. принимал участие знаменитый певец-кастрат К. Б. Фаринелли.

Лит.: Silva G. S., Illustri musici calabresi: Leonardo Vinci, Greneva, 1935. Вл О.

ВИНЬЙ (Vigny), Альфред де (27.III. 1797 - 17.IX. 1863) - французский поэт-романтик, драматург. Переводчик Шекспира ("Венецианский купец", 1828, "Отелло", под назв. "Венецианский мавр", 1829). В. написал историч. драму "Жена маршала д'Анкр" (1831, т-р "Одеон", в гл. роли - Фредерик-Леметр). Значительную роль сыграла драма В. "Чаттертон" (1835, т-р "Комеди Франсез"), посв. трагич. судьбе поэта в бурж. мире. Эту драму В. высоко ценил В. Г. Белинский.

Соч.: Theatre complet du comte Alfred de Vigny, nouv. ed., P., 184; в рус. пер.- Чаттертон. Драма, Л.-М., 1957.

Лит.: Обломиевский Д., Французский романтизм. Очерки, М., 1947. J ф

ВИРЕН (Wiron), Даг Ивар (р. 15.X. 1905) - шведский композитор. Член Швед. муз.академии (с 1946). Учился в Стокгольмской консерватории у О. Линд-берга и Э. Эрльберга; совершенствовался в Париже. Творч. деятельность начал в 1929. Автор балета "Оскар-бал" по поэме Фр„динга "Бал" (1950), радиоопер "Кровь и слезы" (1940), "Вес„лый пациент" (1941), посв. событиям начала 2-й мировой войны, музыки к пьесам: "Аморина" Альмквиста (1951), к инсценировке "Мадам Бовари" по роману Флобера (1939), к пьесе Шекспира "Венецианский купец" (1943) для сток-юл ьмских театров, радиооперетты "Синее, ж„лтое и красное" (1940), а также произведений других жанров, в т. ч. струнной серенады (1937), поставленной в 1952 в Стокгольме как балет, музыки к фильмам. В своих произв. В. использует элементы скандинавского муз. фольклора. Н. Г.

ВИРЕСАЛИНГАМ, Кандукури (16.IV. 1848-27.V. 1919) - индийский (Андхра) писатель, драматург.

Писал на языке телугу. Первым перев„л "Шакунталу" Калидасы на язык телугу. Написал ряд комедий, направленных против бесправного положения женщины, о судьбе вдов, о тяж„лом наследии феодализма - детских браках. Св. П.

"ВИРИНЕЯ" - пьеса в 5 д. Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина (по одноим„нной повести Сейфуллиной). Соч. 1924. Пост. 13 окт. 1925 в Гос. Академия, студии им. Евг. Вахтангова в Москве (ныне Т-р им. Вахтангова). Реж. А. Попов, худ. Исаков; Виринея - Алексеева, Павел Суслов - Щукин, Магара - Толчанов, Молодой солдат - Горюнов, Федот - Басов, Козлиха - Орочко, Анисья - Русинова. "В." ставили т-ры: Ленинградский Академический театр драмы (1926; реж. Вивьен, худ. Кустодиев; Виринея - Тиме, Павел Суслов - Пешков, Магара - Малютин, Василий - Ходотов, Молодой солдат - Воронов, Федот - Богданов, Козлиха - Корчагина-Александровская, Ярославский т-р (1925), Ростовский-на-Дону т-р (1925), Екатеринбургский т-р (1926), передвижной т-р "Шахт„рка Донбасса" (1927) и др. В 1957, к 40-летию Октябрьской революции, "В." пост. Воронежский т-р (реж. Шишигин, худ. Цибин; спектакль показывался в 158 в Москве). Среди исполнителей: Виринея - Калантар (Иркутск), Макарова, Марара - Панов (Воронеж), Федот-Чернов, Леондор (Ростов-на-Дону) и др.

За рубежом "В." шла в пражском Нац. т-ре (1927, Суслов - Штепанек).

Издания.- Первое изд. "В." - Виринея,. Сцены из народной жизни в 5 д., 9 к. Л. Сейфуллиной и В. Правдухина, М.-Л., 1925; Из последующих изд.: Виринея. Сцены народной жизни в 5 д., 10 к., Л. Сейфуллиной и В. Правдухина, М., 1959.

Лит.: Ежегодник института истории искусств. 1953. Театр. М., 1953, с. 107-117. А. Шн.

ВЙРКХАУС, Лулли Михкелевна (р. 1885) - эстонская советская артистка оперетты. Пению обучалась в Лейпцигской консерватории (1912-14). Впервые выступила на сцене в 1907 в т-ре "Эстония". Партии:

Аннамирл ("Вес„лый крестьянин" Фалля), Ганна Главари ("Вес„лая вдова" Легара), Кристель ("Продавец птиц" Целлера) и др. Исполнит, манера В. отличалась непосредственностью, задором, ярким темпераментом. Е„ иск-во способствовало утверждению клас-сич. оперетты в репертуаре т-ров Эстонии. X. Кыр.

ВИРСАЛАДЗЕ, Симон Багратович (р. 11(24).!. 1909] - советский театральный художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943), нар.художник РСФСР (1957), нар. художник Грузинской ССР (1958). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1958). Учился в Тбилисской академии художеств у И. Шарлеманя, во Вхутеине у И. М. Рабиновича и Н. А. Шифрина, в Ленингр. академии художеств у М. П. Бобышова. Работу в театре начал в 1927 ("Продавцы славы" Паньола и Ниву а, Тбилисский рабочий т-р). В. оформлял спектакли в Тбилисском т-ре оперы и балета (в 1932-36 был гл. художником этого т-ра): "Лебединое озеро" (1934); "Сердце гор" Баланчивадзе (1936), "Жизель" (1947); "Отелло" Мачавариани (1957), "Вильгельм Телль" Россини (1931), "Даиси" Палиашвили (1936) и др. С 1937 работает в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова (в 1940-41 и с 1945-гл. художник); создал декорации к спектаклям: "Князь-озеро" Дзержинского (194 7), "Семья Тараса" Кабалевского (Ст. пр. 1951), "Кармен" (1953); "Сердце гор" Баланчивадзе (1938), "Ла-уренсия" Крейна (1939), "Спящая красавица" (1952);

"Каменный цветок" Прокофьева (1957), "Раймонда" (Ст. пр. 1949) и др. В. оформлял также спектакли в т-ре им. Руставели в Тбилиси ("Великий государь" Соловь„ва, 1945; "Герои Крцаниси" Шаншиашвили, 1943), в Большом т-ре ("Каменный цветок" Прокофьева, 1959) и др. В живописных, богатых и разнообразных по колориту, тонкой цветовой гамме декорациях

В. героическая монументальность, романтич. приподнятость и праздничность сочетаются с простотой и лаконичностью, тонким чувством стиля. В своих декорациях В. достигает высокой эмоциональной выразительности, мастерски использует цвет и свет. АН. Ш.

ВЙРСИНГ (Wirsing), Рудольф (1814-1878) - чешский театральный, обществ, деятель и педагог. В 1864- 1876 руководил Немецким, в 1876-77 - Временным т-ром в Праге. Был организатором и руководителем Нового чешек oro т-ра. Занимался педагогич. работой; воспитал многих видных деятелей чеш. муз. т-ра. Л.Т.

ВЙРСКИЙ, Павел Павлович (р. 1905) - украинский советский балетмейстер. Нар. арт. СССР (1960). Член КПСС с 1946. Учился в Одесском муз.-драм. уч-ще (1923-27) и Моск. хореографич. уч-ще (1927-28). В 1923-31-артист балета, а в 1932-33 и балетмейстер Одесского т-ра оперы и балета. Был художеств. руководителем Харьковского, Днепропетровского, Киевского т-ров оперы и балета. Пост. спектакли: "Лебединое озеро", "Красный цветок", "Раймонда"; "Корсар" Адана, "Карманьола" Фемелиди. В 1937 организовал ансамбль нар. танца УССР, в 1940-53 работал в Ансамбле песни и пляски КВО и в Краснознам„нном ансамбле песни и танца Советской Армии. С 1955 - художеств. руководитель Гос. ансамбля нар. танца УССР. В. осуществил пост. ряда солдатских плясок и хореографич. картин. Опираясь на народные традиции, создал яркие хореографич. композиции: "На кукурузном поле", "Куклы", "Запорожцы", "Рукодельницы" и др. Ст. пр. (1950). Р. Б.

ВЙРСКИЙ (Wirski), Юлиуш(31.ХН.1893-16.Х.1960)-польский драматург. Лит. деятельность начал в 1919. В 1933 в Варшаве состоялась премьера первой пьесы В. "За четверть часа до рассвета". Следующая пьеса В. "Портрет генерала" была запрещена "санационными" властями и впервые была пост. в 1946 в народно-де-мократич. Польше (Краков). Эти произв. В., а также пьеса "Цемент", ставившаяся на сценах польских т-ров после освобождения от фашистской оккупации, имеют отч„тливо выраженную антибурж., обличительную направленность. Пьеса В. "Инженер Саба" показывает борьбу за социализм в народной Польше (1948, "Т-р Шл„нски)?, Катовице).

Лит.: Ростоцкий Б., Новое в драматургии, "Театр", 1947, ј 3, с. 58-59. В. Рос.

ВИРТА, Николай Евгеньевич [р. 6(19).XII.1906]- русский советский писатель и драматург. Род. в селе Большая Лазовка Тамбовской губ. В 1923-35 работал в редакциях областных и краевых газет. Первое крупное произведение В.- роман "Одиночество" (1935, Ст. пр. 1941) о кулацко-эсеровском мятеже на Тамбовщине, в к-ром В. показал историч. обреч„нность кулачества. По мотивам этого романа В. написал пьесу "Земля" (1937, МХАТ, реж. Леонидов и Горчаков;

Фрол Баев - Грибов, Сто-рожев - Хмел„в). В 1939 композитором Т. Н. Хренниковым на этот сюжет была создана опера "В бурю" (либр. Вирты и Файко, 1939, Музыкальный театр им. Немирови-ча-Данченко).

В. принадлежат пьесы:

"Великие дни" (1947, Моск. т-р драмы), созданная на основе киносценария В. "Сталинградская битва" (Ст. пр. 1950), "Хлеб наш насущный" (Ст. пр. 1948, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина, 1947) о колхозной жизни послевоенной деревни, "Заговор обреч„нных" (Ст. пр. 1949, Т-р им. Вахтангова 1949), посв. борьбе коммунистов против поджигателей новой войны, организующих антинародные заговоры, "Дали неоглядные" о людях сегодняшней деревни, о поисках ими новых путей в жизни, труде (1957, Т-р им. Моссовета), "Три камня веры" (1960) и др. Пьесы В. издаются и ставятся за рубежом.

С о ч.: Пьесы, М., 1949; Дали неоглядные, в сб.: Современная драматургия. Альманах, кн. 2, M., 1957. Вл. 77.

ВИРТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus - доблесть, талант) - исполнитель, в совершенстве владеющий техникой своего иск-ва. Виртуозность как высшая ступень мастерства позволяет свободно и полно пользоваться средствами художеств. выразительности. В опере в виртуозном стиле написаны: ария Людмилы и рондо Фарлафа ("Руслан и Людмила"), ария Шемаханской царицы ("Золотой петушок" Римского-Корсако-ва), ария Царицы ночи ("Волшебная флейта"), арии Розины и Фигаро и серенада Альмавивы ("Севильский цирюльник"). Превращ„нная в самоцель, виртуозность сводится к техницизму, поверхностной, внешне эффектной игре, при к-рой внимание исполнителя сосредоточивается на преодолении технич. трудностей, а содержание художеств. произв. выхолащивается.

ВИРУЭС (Virues), Кристоваль де (1550-1609)- испанский поэт и драматург. Последователь клас-сицистского направления. Драматургич. деятельность В. протекала в Валенсии (один из центров исп. классицистскогот-ра). Здесь в 1580-90 были пост. трагедии В.: "Великая Семирамида", "Злосчастная Марсела", "Дидона", "Жестокая Кассандра" и "Неие-товый Аттил". Несмотря на нек-рые нарушения клаесицистских канонов (единств места и времени и др.), эти трагедии в основном построены по плану итал. позднеренессансной трагедии, восходящей к "кровавым" трагедиям Сенеки. Трагедии В. впервые были напечатаны в 1609 в его сборнике "Трагические и лирические сочинения" ("Obras tragicas y liricas").

Лит.: Sargent С. V., A study of the dramatic works of Cristobal de Virues, N. Y., 1930. Я. Т.

ВИСЕНТЕ, Висенти (Vicente), Жил (ок.1470-ок. 1539)-португальский поэт и драматург. Основоположник португальского т-ра. По профессии золотобитчик, В. был также актером и композитором. Выдвинувшись как драматург, В. был приглаш„н ко двору короля, был автором, актером и постановщиком придворных зрелищ; писал пьесы для карнавальных шествий, комедии, фарсы. Творчество В. сыграло большую роль в развитии исп. т-ра. Из сохранившихся 43 пьес В. 12 написано на португ., 11 - на исп. и остальные - на смешанном испано-португ. языке. В пьесах В. мотивы средневековых мистерий сочетаются с антиклерикальными тенденциями, он широко использует исп. и португ" народно-песенное творчество. Нар. муз. фольклором, в т. ч. галисийскими песнями, насыщены драмы В.- "Посещение, или Монолог пастуха", "Действо о четыр„х временах года" и др. В пьесах В. созданы живые, выразительные образы представителей разных сословий. Лучшие произв. В.- "Действо о Сивилле и Кассандре" (1503), "Трилогия о лодке" (1517-19; "Лодка ада", "Лодка чистилища", "Лодка рая") - отличаются свободомыслием, острой сати-ричностью" Социальной направленностью отмечены фарсы В. ("Погонщик мулов" и др.) и шуточные комедии ("Кузница любви" и др.).

Лит.: Игнатов С., Испанский театр XVI-XVII веков, М.-Л., 1939; Дживелегов А. и Бояджи-е в Г., История западноевропейского театра, М.-Л., 1941, с. 159-160; Пуришев Б. (сост.), Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения, т. 1, М., 1959, с. 299-306. С. И.

ВИСКОВАТОВ (В и с к о в а т ы и), Павел Алек сандрович [24. XI (6. XII). 1842-16 (29). IV. 1905] - русский либреттист, историк литературы. С 1874 - проф. Дерптского ун-та. Автор либретто оперы А. Рубинштейна "Демон" (работу над либретто начал поэт А. Майков). В. сохранил мн. стихотворные строки Лермонтова (почти все - в арии Демона, диалоге Демона и Тамары). Либретто было закончено в 1873; премьера оперы состоялась в Мари-инском т-ре в 1875. А. Ш.

ВИСКОВАТОВ (В и с к о в а т ы и), Степан Иванович (1786-1831) - русский драматург. Написал трагедии в стихах "Ксения и Темир" (1810)" "Владимир Мономах" (1816). Наибольшую известность получила патриотич. пьеса В. "Всеобщее ополчение", пост. в 1812 на сцене петерб. придворного т-ра. В этой пьесе в роли старого унтер-офицера, патриота Усердова, в последний раз выступил на сцене И. А. Дмитревский. В. был также переводчиком. На рус. сцене в переделке В. шли "Гамлет" (1811); "Радамист и Зенобия" Кребильона (1810) и др. Э. К.

ВИСКОНТИ (Visconti), Лукино (р. 2.XI.1906)- итальянский режиссер театра и кино. В области театра работает с 1945. Поставил спектакли "Страшные родственники" Кокто, "Пятая колонна" Хемингуэя, "За открытой дверью" Сартра, "Табачная дорога" по Колдуэллу. В 1946 пост. "Женитьбу Фигаро" Бомарше как яркий революционный спектакль. В.- режиссер-новатор и экспериментатор, неустанно ищущий новые сценич. формы. Для первых режиссерских работ В. характерен подч„ркнутый натурализм, внимание к деталям. В 1948-49 В. осуществил пост. условных по решению спектаклей: "Как вам это понравится", "Троил и Крессида" Шекспира, "Орест" Альфьери.

С нач. 50-х гг. В. становится на путь реализма. В. работает гл. обр. с труппой Р. Морелли-П. Стоппа. Пост. спектакли: "Смерть коммивояжера" и "Вид с моста" Миллера (1951, 1958), "Трактирщица" (1952), "Три сестры" (1952); "Как листья" Джакозы (1954), "Дядя Ваня" (1956); "Дон Карл ос" Шиллера (1958), "Дети искусства" Фабри (1959) и др. В.- один из крупнейших режиссеров итал. кино. Постановщик фильмов "Одержимость" (1942), "Земля дрожит" (1948), "Самая красивая" (1951), "Чувство" (1954), "Белые ночи" (1957) и др.

Лит.: М у ц ии Э., Реалистические тенденции в итальянской режиссуре, "Театр", 1958, ј 7; Л и д з а н и К., Итальянское кино, пер. с итал., М., 1956; Castello Н. С., Luchino Visconti, "Belfagor", 1955, ј 2. p, X,

ВЙСТЕН (Wisten), Фрпп (р. 25.III.1890) - немецкий режиссер. В 1912 по окончании Венской академии музыки и исполнительского иск-ва начал сценич. деятельность как актер в бранденбургском передвижном т-ре.С 1913 играл в Катовице,Вене и Эйзенахе,с 1918- в "Резнденц-театре" в Берлине, с 1920 - в т-рах Вюр-темберга. Наиболее яркие роли этого периода - Ричард III и Шейлок; Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Фиеско ("Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера). В 1933- актер и руководитель еврейского т-ра в Берлине. В 1937 впервые выступил здесь как режиссер, осуществив пост. спектакля "Почта" Тагора. В 1941 т-р был закрыт. В. подвергался арестам.

С 1946- художеств. руководитель "Т-ра ам Шифф-бауэрдамм" в Берлине. Пост. в этом т-ре спектакли:

"Много шуму из ничего" (1946) и "Сон в летнюю ночь" (1956); "Вильгельм Телль" (1953) и "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера (1951), "Столпы общества" Ибсена (1950), "Власть тьмы" (1952), "Враги" (1952); "Ч ортов круг" Циннер (1952). Среди пост. в др. т-рах - "Натан Мудрый" Лессинга (1945) в Немецком т-ре и "Профессор Мамлок" Вольфа (1945) в "Хеббель-театре". С 1954 возглавляет т-р "Фольксбюне". Удостоен Национальной премии. Спектакли, пост. В., характеризуются реалистич. тенденциями, углубл„нно-психологпч. разработкой сценич. образов, лаконизмом, красочностью.

Лит.: Komodiantisches Theater, В., 1957. В. К.

ВИТА - традиционный персонаж в индийской классической драме; образ разорившегося прожигателя жизни, нахлебника при богатом покровителе. В.знаток искусств, поэт, остроумен и ловок в обращении с женщинами; напоминает парасита из античной комедии. В. Э.

ВИТАЛИ (Vitali), Бонавентура Игнацио Бона-феде (1686-1745) - итальянский "площадной ле-карь"-шарлатан, директор труппы площадных комедиантов. Состоял в ордене иезуитов, позднее занялся медициной. Одар„нный большим ораторским дарованием, В. с 1714 выступал (под кличкой Анонима) в качестве площадного врача и аптекаря, рекламируя изобрет„нные им лечебные снадобья. В 1720 В. впервые встретился в Фоссомброне с К. Гольдони и впоследствии подружился с ним. В 1733 организовал труппу актеров в Милане, для к-рой Гольдони сочинял "разные драматические безделушки", в частности интермедию "Венецианский гондольер". В. принадлежат пьесы: комедия "Прекрасная колдунья" (1735) и трагедия "Цирцея". Подробную характеристику В. дал Гольдони в первой части своих "Мемуаров" (рус. пер. 1933). С. Мок.

ВИТАЛЬБА (Vitalba), Антонио (по прозвищу О т-т а в и о) (ум. 1758) - итальянский актер. Род. в Падуе. Выступал во мн. городах Италии: в Тре' визо, Болонье, Риме, Генуе. В Венеции служил сначала в т-ре "Сан-Самуэле", затем в т-ре "Сан-Лука", в труппе А. Сакки, с к-рым совершил гастрольную поездку в Португалию. Работал в труппах герцога

Мантуанского, Дж. Каттоли, М. Бастона. Был выдающимся исполнителем ролей амплуа первых любовников в комедиях Гольдони. Особенным успехом пользовался в пьесах: "Бродяга", "Любовник между двумя обязательствами", "Каменный гость" и др. По отзыву Гольдони, с к-рым В. был близок, "Антонио Витальба из Падуи был самый блестящий, самый живой актер, который когда-либо существовал". Ал. С.

ВИТАЛЬЕВ (Витальев-Эдлин), Виктор Львович [р. 11(24). 11.1906] - русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Член КПСС с 1957. В 1931 окончил Техникум сценич. иск-в в Ленинграде. В том же году начал творческую деятельность как режиссер ленингр. "Красного т-ра". Затем работал в Пскове, Красноярске, Ворошиловграде. В 1944-48 - гл. режиссер Таджикского драм. т-ра им. Лахути (г. Сталинабад). С 1948 - гл. режиссер Горьковского ТЮЗа. Пост.: "Как закалялась сталь" по Н. Островскому (1948), "Ромео и Джульетта" (1951), "Бронепоезд 14-69" (1957); "В людях" по Горькому (1957), "Город на заре" Арбузова (1958), "В поисках радости" Розова (1958) и др. С 1948 вед„т педагогич. работу.

ВИТРУВИЙ (Vitruvius) (сер. и 2-я пол. 1 в. до н. э.) - древнеримский архитектор и инженер. Автор трактата "Об архитектуре" - единственного античного сочинения по теории архитектуры, дошедшего до нас полностью. В этом трактате В. рассматривает широкий круг научно-технич. и эстетич. проблем, уделяя особое внимание театр. зданию (кн. 5, гл. 3-9). Обобщая практику античной архитектуры, касается вопросов выбора места для театр. здания, рациональной планировки, театр. акустики и т. д. По утверждению В., акторы играли на проскении, а хор выступал на орхестре, он коротко рассказывает и о театр. декорациях античности. Обстоятельное описание В. устройства греч. и рим. т-ра является ценным, хотя и не всегда достоверным, источником. На указания В. опирались архитекторы и декораторы 16 в., его труд определял мн. новаторские начинания в области постройки и оборудования т-ров. Трактат В. имел большое значение для развития европ. архитектуры (в т. ч. театральной) эпохи Возрождения и классицизма.

Соч.: Vitruvii de architectura libri decem, ed. F. Krohn, Lipsiae, 1912; в рус. пер.-Десять книг об архитектуре, пер. Ф. А. Петровского, М., 1936; Об архитектуре. Десять книг, пер., ред. и введ. А. В. Мишулина, [Л.], 1936.

Лит.: D o r p f e 1 d W., R e i s с h E., Das griechische Theater, Athen, 1896; БлаватскийВ. Д., Архитектура древнего Рима, М., 1938. С. Д.

ВЙТХИ - вид пьесы в индицск классической драматургии. Близок 'босане B.-i-одноактная комедия, в к-рой, в отличие от бханы, может участвовать до 3 актеров, изображающих представителей разных сословий. В. Э.

ВИШАКХАДАТТА (5 или 6 в. н. э.)- индийский драматург классического периода. Автор историч. драм "Перстень Ракшасы" и "Царица и Чандрагупта" (со-, хранилась в отрывках). Осн. тема пьес В.- борьба за создание сильного и независимого инд. гос-ва. Среди древнеинД. драматургов В. выделяется иск-вом построения сложной драматич. интриги, ярким изображением характеров.

Соч.: Мудраракшаса, или Перстень Ракша-сы. Пер. с санскрита В. Г. Эрмана, M.-Л., 1959.

Лит.: Ruben W., Der Sinn des Dramas "Das Siegel und Rakshasa", B., 1956. ? Q

ВИПШЕВЕДКАЯ, Софья Касьяновна [p. 21. I (2.II).1899] - русская советская театральная художница. Член КПСС с 1941. Окончила школу живописи Мурашко и Гос. живописные мастерские в Киеве в 1920. Оформляла в 1919 в Киеве массовые революц. празднества. Свою театр. деятельность начала в Моск. Камерном т-ре в 1921 как художник-исполнитель. Ряд спектаклей оформила совм. с художницей Е. М. Фрад-киной: "Театр Клары Газуль" по Мериме и "Ревизор" (1924-25, Т-р МГСПС), "Оптимистическая трагедия" Вишневского (1933, Киевский рус. т-р), "Снежная королева" Шварца (1938, Моск. т-р для детей) и др. В своих работах В., используя живописно объ„мный принцип оформления, стремится к созданию целостного образа спектакля, передаче атмосферы действия. Среди работ В.: "У стен Ленинграда" Вишневского (1944, Краснознам„нный т-р Балтфлота), "Старые друзья" Малюгина (1946, Моск. т-р им. Ермоловой), "Незабываемый 1919-й" Вишневского (1949, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина, Ст. пр. 1951). В. работает также как художник кино. М. Я.

ВИШНЕВСКАЯ, Галина Павловна (р. 25.Х.1926) - русская советская артистка оперы (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1955). Брала уроки пения у В. Н. Га-риной в Ленинграде. Впервые выступила как артистка оперетты в 1944 в Ленинграде. Роли: Яринка ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Христина ("Продавец птиц" Целлера), Нинон ("Фиалка Монмартра" Кальмана) и др. С 1952 В.- солистка Большого т-ра. Партии: Татьяна; Купава ("Снегурочка"), Лиза ("Пиковая дама"), Леонора ("Фиделио" Бетховена), Аида, Чио-Чио-сан; Маргарита ("Фауст"), Катарина ("Укрощение строптивой" Шебалина), Наташа ("Война и мир" Прокофьева) и др.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница