Наши партнеры

Женское Пальто Вологда.
https://forum.zaymex.ru/
авто

Театральная энциклопедия
(страница 85)


"ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ" ("Wilhelm Tell") - l) Драма в 5 актах Ф. Шиллера. Соч. 1804. Пост. 17 марта того же года в Веймарском т-ре (Геслер-Грюнер,фон Аттингаузен-Графф, фон Руденц - Вельс, Штауффахер - Беккер, Вальтер Фюрст - Малькольми. Телль - Гайде, Р„ссельман - Генаст, Гертруда - Теллер, Мельхталь - Кордеман, Гед-вига - Беккер, Армгарда - Лили). 4 июля того же года" в бенефис актрисы Шик, состоялась премьера в Королевском нац. т-ре, Берлин (режиссер Иффланд, композитор Вебер;

Геслер - Бессель, фон Аттингаузен - Гердт, фон Руденц - Бетман, Штауффахер - Рейнхардт, Вальтер Фюрст - Казе-лиц, Р„ссельман - Лабес, Петерман - Бенда, Мельхталь - Маттауш, Баумгартен - Лемке, Гедвига - Унцельман, Берта - Флекк, Армгарда - Рейнхардт). Позднее, в том же году, "В. Т." пост. т-ры Бреславля и Гамбурга. Из последующих пост. "В. Т." пользовались известностью: Мейнингенский т-р (1876, реж. Кронек; Геслер - Теллер, фон Аттпнгау-зен - Вейленбек, Штауффахер - Брэм, Телль -Барнай, Мельхталь - Праш). Во время моек. и петерб. гастролей мей-нингенцев в 1885: фон Аттингаузен - Рихард, Штауффахер- Вейзер, Телль - Барнай и Кнорр, Мельхталь - Феликс, фон Руденц - Бартель, Армгарда - фон Диркер; альтдорф-ские постановки - серия ежегодных пост. "В. Т." в швейцарском селении Альтдорф (силами любителей, в специально построенном на добровольные пожертвования т-ре); в 1812 в Интерлакене (Швейцария) под открытым небом; 1881 т-р Друри-Лейн, Лондон и др.

Первая пост. "В. Т." в России (перевод А. Г. Ротчера) 10 янв. 1830 в Александрийском т-ре (Петербург); пьеса была разрешена только на одно представление, в бенефис В. А. Каратыгина (Телль - Каратыгин, Гедвига - Каратыгина). Новая пост "В. Т." состоялась 4 ноября 1893 в Александрийском т-ре (перевод Ф. Б. Миллера, в сценич. обработке В. А. Крылова; худ. Янов, композитор Кротков; Геслер - Нильский, фон Аттингаузен - Писарев, фон Руденц - Юрьев, Штауффахер - Падарин, Вальтер Фюрст - Никольский, Телль - Далматов, Мельхталь - Дальский, Р„ссельман - Осокин, Петерман - Шаповаленко, Гертруда - Абарпнова, Гедвига - Красовская, Берта-Мичурина и др.). Из последующих дореволюционных пост. "В. Т." в России: т-р "Солов-цов" (Киев, 1905; режиссер и исполнитель роли Телля - Леп-ковский, худ. Садовников; Мельхталь - Орлов-Чужбпнин, Штауффахер - Булатов, Вальтер Фюрст-Б. Борисов, Гедвига - Рутковская, Гертруда - Инсарова, Армгарда - Иль-нарская); Нижегородский т-р (1905-06); Петербургский "Новый театр" Яворской (1909); Петербургский общедоступный т-р Лиговского Народного дома (1909) и др. Первая пост. "В. Т." на сов. сцене - 7 ноября 1918 в Т-ре драмы (б. Александрийском), Петроград (реж. Долинов; Геслер - Корвин-Круковский, фон Аттингаузен - Дарский, фон Руденц - Студенцов, Телль - Ге, Штауффахер - Малютин, Вальтер Фюрст - Новинский, Мельхталь - Вивьен, Р„ссельман - Чубинский, Гертруда - Лачинова, Гедвига - Шувалова, Берта - Железнова; 22 янв. 1919 этот спектакль был дан на утреннике "Памяти жертв 9 января"). Пост. в др. т-рах СССР: Драм. т-р подотдела Моск. отдела Нар. образования (1920, реж. Бебутов, худ Федотов); Т-р им. Руставели, Тбилиси (1927, перевод Шаншиашвили, реж. Антадзе, худ. Гамреке-ли, муз. Россини; Геслер - Васадзе, Телль - Гамбашидзе, Штауффахер - Хорава, Мельхталь - Давиташвили); Ярославский т-р (1942, реж. Каганов, худ. Стернин; Телль - Ромоданов, Гедвига - Чудинова, Штауффахер - Г. Свобо-дин); Грузинский ТЮЗ, Тбилиси (1949), Ростовский-на-Дону (1935), Новосибирский (1955) и др. ТЮЗы .

Издания- Первое (на нем. яз.) - 1804. Рус. пер. "В. Т." Ф. Миллера, М., 1843; из совр. пер. "В. Т."-Н. А. Сла-вятинского, в кн.: Шиллер Ф., Избранные произведения, т. 2, М., 1959.

Лит.: Schmieden A., Die buhnengerechten Einrichtungen der Schillerschen Dramen..., erster Teil - Wilhelm Teil, B., 1906; "БИТ". Сезон 1893-1894 гг., СПБ, 1895, с. 146-155. А. Шн.

2) ("Gruillaume Tell")- опера ДУК. Россини, либр.В.Ж.Этьенна (де Жуй) и И. Би по драме Ф. Шиллера. Пост. 3 авг. 1829, Париж. В России первая пост. в 1838, Петербург, под назв. "Карл Смелый" (перевод либр. Зотова). На сов. сцене первая пост.- 22 янв. 1932, Ленингр. т-р оперы и балета. Перевод прозы - Левика, стихотворный перевод Кузьмина (дириж„р Дворищин, пост. Радлова, худ. Ходасевич, балетм. Глан). Постановка Большого театра (спектакль в Куйбышеве) - 8 ноября 1942 (Вильгельм Телль - Прокошев, Арнольд - Большаков, Матильда - Шпиллер, Джемми - Шумилова" Геслер - Бугайский, Мельхталь - Лубенцов. Дириж„р Ме-лик-Пашаев).

И з д а н и я.- Партитура, Milano, Ricordi, [s. d.j; клавир, рус. изд., М., П. Юргенсон, [1891]. Н. Г р.

ВЙЛЬДГАНС (Wildgans), Антон (1881-1932) - австрийский писатель, поэт, драматург, театральный деятель. По образованию юрист. В сезоны 1921-22, 1930-31 - директор венского "Бургтеатра". Дра-матич. произв. В. не лишены элементов социальной критики. В своей первой пьесе "Во веки веков, аминь" (1913) В. разоблачает недостатки совр. ему суда, но выраженный в его пьесах протест носит порой мистич. характер; в пьесах В. сказывается влияние экспрессионизма. Автор драм. трилогии "Бедность" (1914), "Любовь" (1916), "День гнева" (1918).

Лит.: Wildgans L., Anton Wildgans und das Burgtheater, W.,1955. А. Я.

ВЙЛЬДЕ, Николай Евстафьевич (Карл Густавович) (1832-96) - русский актер и драматург. Окончил Петерб. ун-т. В 1863-88 играл в моек. Малом т-ре. Роли:Чацкий, Борис Годунов, Несчастливцев, Гамлет. Выступал во мн. пьесах совр. репертуара, исполняя роли "первых любовников". Игра В. отличалась продуманностью, но нек-рой сухостью, риторичностью. Наиболее ему удавались роли резон„ров и характерные.

Принимал активное участие в работе руководимого А. Н. Островским "Артистического кружка". Будучи старшиной труппы этого кружка, В. вложил в это дело, по свидетельству Островского, много сил и личных средств. Руководил драм. классом муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. Автор ряда пьес ("Арахнея", "Преступница", "Старички и молод„жь" и др.), шедших на столичной и провинц. сцене, драм. переделок и переводов.

Соч.: Сборник театральных пьес, т. l. M.. 1879. T. P. ВЙЛЬДЕ, Эдуард Юрьевич [21.11 (5.III). 1865, Ви-рума,-26.XII.1933, Таллин]-эстонский писатель и драматург. В юности выступал на сцене (у А. Вийра). Лит. деятельность начал в 1883. Автор ряда романов и повестей, поборник критич. реализма в лит-ре и т-ре. Участник рус. революции 1905, после к-рой до 1917 находился в эмиграции в Германии и Дании. Драма В. "Неуловимое чудо" (1913, т-р "Эстония") утвердила в эстонском т-ре реалистич. принципы. В этой пьесе, изображающей кризис иск-ва в бурж. обществе, выведены яркие, типические характеры. Комедия "Домовой" (1914), отличающаяся яркими образами, мастерским диалогом, остро высмеивает карьеристов, показывает зависимость бурж. лит-ры от капитала. Эта комедия сохраняется в репертуаре т-ров Эстонии, Чехословакии, Финляндии и др. Драма "Связи" (1917, т-р "Эстония") посв. проблемам морали (столкновение между отцом и сыном в бурж. обществе). Пьесы В. отличаются острой злободневностью, яркостью характеристик, живостью диалога, ч„ткостью композиции.

В статьях об иск-ве (речь на открытии сезона в т-ре "Эстония" в 1918 и др.) В. утверждал, что великим является лишь художник, выступающий в защиту угнет„нных против угнетателей, что этич. содержание и эстетич. форма должны сливаться в художеств. произведении в одно целое.

Лит.: К я о с a a p Ю., Драматургия Э. Вильде (ст.), в кн.: Вильде Э., Собрание сочинений, т. 5, M." 1958;

Kaosaar J." Eduard Vilde naitekirjanikuna, в кн. : Wilde, Ed., Naidendid, [т. XI], Tallinn, 1956; N a g e l m a a A., Ed. Vilde "Pisuhand" (Paar sammukest eesti kirjanduse ja rahvaluule uurimise teed. Uurimusi ja materjale I, 1958); Andresen N., Aaremarkusi Eduard Vilde "Pisuhanna" kohta "Keel ja Kirjan-dus", 1958, 12; N a gel m a a A.. Ed. Vilde uhiskondlik-politilisest ja teatrialasest tegevusest 1917-1920. a "Keel ja Korjandus", 1959,2; Friedebert Tugla's, Eduard Vilde, в кн.: Vilde Ed., Teosed, t. VII, Tallinn, 1959.

Я. Л., Э. Г.

ВЙЛЬДЕНБРУХ (Wildenbruch), Эрнст фон (3. II. 1845-15.1.1909) - немецкий писатель, драматург. Автор историч. драм и хроник, прославлявших реакц. прусское юнкерство, династию Гогенцоллернов, проповедовавших герм. шовинизм. Наиболее известная драма В.- "Квитцовы" (1888). Написал пьесы: "Спартак" (1873), "Каролинги" (1882), "Отец и сыновья" (1882), "Кристофер Марло" (1885), "Хохлатый жаворонок" (1890), "Новый господин" (1891), "Генрих и род Генриха" (1896), "Дочь Эразма" (1900). В. К.

ВИЛЬДРАК (Vildrac), наст. фам.- M e с с а ж e (Messager), Шарль (p. 22.XI.1882)-французский поэт, прозаик и драматург. Лит. деятельностью занимается с нач. 1900-х гг. В 1919 написал одну из своих лучших пьес - "Пароход Тинэсити" (1920, i-p "Вь„ коломбье", Париж), в к-рой возвращение солдата с фронта становится поводом для изображения социального конфликта между пролетариями и буржуа. Эту тему В. развивает и в пьесе "Мишель Оклер" (1922, "Вь„ коломбье"). В драмах "Мадам Бельяр" (1925, "Т-р Елисейских полей"), "Ссора" (1930, т-р "Комеди Франсез"), "Дух времени" (1938) В. изображает положение интеллигенции в совр. бурж. обществе. Творчество В. развивает традиции лит-ры критич. реализма, пьесы его отличаются социальной направленностью, правдивостью, естественностью развития действия, простотой диалога. В 1929 посетил СССР. В годы 2-й мировой войны В. участвовал в Движении Сопротивления. В.-член Франц. национального совета мира.

Соч.: Theatre, v. 1-2, P., 1942-48; в рус. пер.- Пароход "Тинэсити", М., 1936. Т Бач

ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ-АДАН (Villiers de FIsle-Adam), Филипп Огюст Матиас (7.XI.1838-19.VIII.1889)- французский писатель, поэт, драматург. Происходил из старинного разорившегося рода. В 1859 были опубликованы сборники его стихотворений. В 1862 В. написал первую пьесу - "Элен" (1895, "Свободный т-р"). В романтич. драме "Моргана" (изд. 1866) впервые прозвучали бунтарские мотивы, тема мятежа, характерные для мн. драм. произв. В. Постановка одноактной пьесы "Бунт" (1870, т-р "Водевиль"), предвосхищавшей тему "Кукольного дома" ("Нора"), вызвала резко отрицательный при„м со стороны реакционной критики и была изъята из репертуара т-ра. Во время Парижской Коммуны В. остался в Париже и сотрудничал в газете "Трибюн де п„пль". В 1-й пол. 70-х гг. в обстановке реакции В. писал произведения, проникнутые революц. пафосом; среди них - философская драма "Аксель" (2 ч., 1872-86), не предназначавшаяся автором для т-ра, и революционно-романтич. драма "Новый свет" (1875, "Т-р Наций" - 1883), рисующая события войны за независимость в США.

В. создал романтически-приподнятые образы героев, язык его пьес эмоционален, но они лишены динамики. Бунтарский характер драм В., гуманистич. тенденции снижаются элементами упадничества, попыткой драматурга противопоставить социальному злу и жестокой буржуазной действительности мир одиноких мечтателей.

Соч.: L'evasion, P., 1891; Morgane, P., 1894; Elen, P., 1896.

Лит.: P a l g e n R., Villiers de risle-Adam - auteur dramatique, P., 1925; История французской литературы, т. 3, M." 1959. Ал, Б.

ВИЛЬЕГАС (Villegas), псевд.- Ла Перричоли (La Perricholi), Микаэла (28. IX. 1748-16.V. 1819) - перуанская актриса и певица (сопрано). Выступала в г. Лиме и др. городах Юж. Америки (играла на исп. яз.). Исполнительница гл. ролей в пьесах Кальдерона и Лопе де Вега, где проявила и сво„ вокальное дарование. Обладала ярким комедийным мастерством, пользовалась широкой популярностью.

Лит.: Antonio Cariand. Miquita, La Perricholi" Ed. ENAE, Lima. 1955. Ал, Р.

ВЙЛЬМЕР, Эрна Иохановна (р. l.III. 1889) - эстонская актриса. В 1907-10 училась в Петербурге у Е. П. Карпова и в Москве на театр. курсах А. И. Адашева. В 1910 вступила в труппу т-ра "Эстония" (Таллин), была первой эстонской актрисой, получившей проф. образование. В. внесла большой вклад в развитие реалистич. сценич. иск-ва Эстонии. Роли: Клер-хен ("Эгмонт" Г„те, 1912), Ева Марланд ("Неуловимое чудо" Вильде, 1914), Офелия, Дездемона (1913, 1924); Ка-валлини ("Роман" Шелдона, 1920), Юдифь (о. п. Таамсаре, 1924), Сольвейг ("Пер Гюнт" Ибсена, 1927) и др. Творчество В. характеризуется глубокой эмоциональностью и лиризмом. Выступала и как режиссер. Последняя работа В.-роль Фании("Цезарь" Паньоля). В 1937 оставила сцену. Я. Каск.

ВИЛЬНЮС - столица Литовской ССР (235 тыс. жит. на 1959).В нач.18 в, в Литве возник школьный т-р, представления к-рого давались в иезуитскол академии на латинском или польском языках; в прологах и интермедиях, имевших сатирич. направленность, выступали бытовые персонажи, говорившие на литов. яз. Позже в В. выступали итал., франц., польские труппы.

С 1790 в В, работал постоянный проф. польский т-р. В 90-х гг. 19 в. начали ставиться любительские спектакли на литов. яз. Особенно широкое распространение любительские т-ры получили в начале 20 в. В любительских кружках В. начал сценич. деятельность В. И. Качалов. Вильнюсский рус. т-р (антреприза Незлобива) считался одним из лучших в дорево-люц. России. На вильнюсской сцене в разное время выступали Г. Н. ФедотоваМ. Г. Савина, А. Я. Глама-Мещерская, П. Н. Орленев, Н. П Россов, А. А. Яблочкина, бр. Адельгейм и др. выдающиеся мастера рус. сцены. В Вильнюсе часто гастролировала В. Ф. Коми"саржевская, познакомившая вильнюсского зрителя с пьесами Чехова. В сезон 1902-03 здесь были пост. "Мещане" Горького; спектакль вызвал восторженный при„м передовой части зрителей.

После провозглашения Сов. власти в Литве Сов. правительство учредило в нач. 1919 первый проф. литовский т-р. После захвата БЛЕСТИ буржуазией (1919) т-р превратился в средство пропаганды бурж. национализма; в репертуар включались пустые, бессодержательные, порой реакционные пьесы.

В 1940 с восстановлением Сов. власти в Литве началось интенсивное развитие театр. иск-ва. В 1940 был открыт Гос. Академич. т-р драмы Лит. ССР (худ. рук. Р. Юкиявичус).

Нападение гитлеровской Германии на Сов. Союз и оккупация Литвы (1941-45) задержали дальнейшее развитие театр. жизни города. Театр. здания были разрушены, но передовые деятели литов. т-ра продолжали работу в условиях эвакуации, принимали активное участие в работе художеств. ансамблей, выступали на фронте, в воинских частях.

После освобождения Литвы войсками Сов. Армии театр. жизнь В. была восстановлена. Начал свою деятельность Т-р драмы Лит. ССР (см. Литовский театр драмы), на сцене к-рого в конце 40-х гг. были пост. первые литов. сов. пьесы:

"Поют петухи" Балтушиса, "У предела" Грицюса," Правда кузнеца Игнотаса" Гудай-тиса-Гузявичуса (пост. реж. Даугуветиса) и др., и Т-р оперы и балета Литов. ССР (см. Литовский театр оперы и балета). В 1946 открыт Русский драм. т-р.

В В. имеются филармония, консерватория (организована в 1952), где существует актерский ф-т, готовящий кадры для т-ров республики. Н. С вильнюсский

РУССКИЙ ТЕАТР

(Государственный русский драматический театр Литовской ССР) - создан в 1946 в Вильнюсе. До 1960 назывался Вильнюсский русский драм. т-р, с 1960 - Рус. драм. т-р Литовской ССР. Коллектив т-ра был сформирован из актеров моек., ленингр. т-ров и выпускников театр. уч-щ. В репертуар первых лет вошли спектакли:

"Старые друзья" Малюгина, "За тех, кто в море" Лаврен„ва, "Русский вопрос"; "Без вины виноватые", "Не вс„ коту масленица" Островского, "Хозяйка гостиницы"; "Мещане" и др. Большое значение в жизни т-ра получили спектакли: "Любовь Яровая", "Разлом";

"Порт-Артур" Попова и Степанова, "Ревизор"; "Вей, ветерок" Райниса, "Крылья" Корнейчука, "В добрый час" Розова, "Настоящий человек" по Полевому, "Таня" Арбузова. В т-ре были пост. пьесы совр. литов. драматургов: "Поют петухи" Балтушиса (реж. К. Кимонтайте) и "Разбитая ваза" Грицюса (реж. Р. Юкнявичус), "Умом и сердцем" Кановича и Ха-неева (о начале революц. движения в Литве, молодом Дзержинском), "Эляна" Корсакене и Славина.

Наиболее значит, спектакли 50-х гг.: "Варвары", "Отелло", "Вишн„вый сад", "Чайка"; "Василиса Ме-лентьева" Островского, "Дворянское гнездо" по Тургеневу, "Крепость над Бугом" Смирнова, "Золотая карета" Леонова. Гос. премией Лит. ССР за 1960 отмечен спектакль "Битва в пути" Николаевой и Рад-занского. В коллективе т-ра (I960): нар. арт. Лит. ССР Л. В. Иванов, М. П. Миронайте, О.М.Хо-лина, засл. арт. Лит. ССР В. М. Белицкий, Е. И. Вишневская, И. Б. Дубравин, Б. А. Красильников, О. П. Кузьмина, Н. И. Трусов, Б. П. Смельцов, Ш. Н. Яковлева, засл. арт. РСФСР Л. П. Перфильева, С. Г. Хлытчиев, засл. арт. Каз. ССР И. А. Аркадьева. Гл. режиссер т-ра- нар. арт. БССР и Лит. ССР В. Я. Головчинер. Я. С.

ВИЛЬТ (Wilt), Мария (30.1. 1833-24. IX. 1891)- австрийская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Вене у Генсбахера и Вольфа. Сначала выступала в концертах; с 1865 - на оперной сцене в Граце. Гастролировала (под фамилией Вильда, Vilda) в Берлине, Венеции, Вене, Ахене, Брно, Будапеште, Лондоне и др. городах. В 1859- 1865 В. член Венского певческого об-ва. Партии:

Донна Анна, Донна Эльвира ("Дон Жуан"), Аида; Маргарита ("Фауст"), Клеопатра ("Юлий Цезарь" Генделя), Елизавета, Эльза, Изольда ("Тангейзер", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" Вагнера), Семирамида (о. п. Россини), Леонора ("Трубадур") и др. в.- первая исполнительница партии Суламифи ("Царица Савская" Гольдмарка), к-рую она пела на открытии Венской оперы (1869). В. обладала голосом большого диапазона и силы, красивого тембра. Одинаково легко пела партии драматич. и колоратурного сопрано. АН. В.

ВЙЛЬТЗАК, Николай Иосифович - русский цирковой .артист. См. Бим-Бом".

ВЙЛЬЯМС, Петр Владимирович [17(30). IV. 1902, Москва,-1.XII.1947, там же] - русский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Учился в мастерской В. Н. Мешкова (с 1909) и на живописном отделении Вхутемаса (1919-24). По окончании Вхутемаса, получив звание художника-живописца, был командирован за границу (Италия, Франция, Герма-ния).Первоначально занимался станковой живописью (с 1925-член Об-ва художников-станковистов-ОСТ), иллюстрировал детские книги. В т-ре работал с 1929 ("Реклама" Уоткинс, МХАТ,1930, и др.). В 1941-47 - гл. художник Большого т-ра. Для работ В. 1-й пол. 30-х гг характерно тяготение к формам станковой живописи, использование декоративных панно ("Пикквикский клуб" по Диккенсу, МХАТ, 1934; "Травиата", Муз. т-р им. Немировича-Данченко, 1934, Москва, и др.). В последующие годы,развивая принципы живописно-объ„мной декорации, В. стремился к созданию иллюзорной пространственной сценич. картины ("Поднятая целина" Дзержинского, 1937; "Иван Сусанин", 1939; "Золушка" Прокофьева, 1945, Ст. пр. 1946, Большой т-р; "Тар-тюф", МХАТ, 1939, и др.), обращался к реалистич. традициям рус. театр.-декорац. иск-ва, к пейзажной живописи 19 в. В. пользовался многообразными средствами художеств. выразительности, удачно сочетал объ„мные и писанные декорации, большое внимание уделял оформлению портала, задников, широко вводил панно. Впервые на сов. сцене В. использовал тюль, транспоранты, аппликацию, с помощью к-рых достигал пространственности сценич. пейзажа. Создатель романтически возвышенных образов, В. был мастером содержательного, красивого, праздничного оформления спектакля. Диапазон В. был очень широк. Тонкое понимание специфики жанров позволило ему оформлять оперы, балеты, муз. комедии, драмы, трагедии. Декорации В. то проникнуты вес„лым юмором ("Пикквикский клуб", "Золушка"), то полны трагич. звучания. В. создавал оптимистические, мягкие, изящные, динамичные, а также и монументальные пышные декорации. Добивался содержательности образов, яркой театральности формы, композиционной законченности.

Среди лучших работ В.: "Кавказский пленник" Асафьева (1938, Большой т-р), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1940, Ленингр. т-р оперы и балета; 1946, Большой т-р, Ст. пр.1947), "Вильгельм Телль" Россини (1942, Большой т-р, Ст. пр. 1943), "Последние дни" ("Пушкин") Булгакова (МХАТ, 1943), "Трудные годы"

("Иван Грозный") А. К. Толстого (МХАТ, 1946), "Как закалялась сталь" (Центр, детский т-р, Москва, 1947) и др. В. в„л педагогич. работу; в 1947 - профессор Моск. ин-та прикладного и декоративного иск-ва.

Лит.: Государственный Академии. Большой театр Союза ССР, М., 1957; Выставка произведений лауреата Сталинских премий, засл. деят. искусств, художника Петра Владимировича Вильямса. Каталог, М., 1952; Петр Владимирович Вильяме. Выставка произведений. Каталог, М., 1952; Клюева Т., Петр Владимирович Вильяме. 1902-1947, М-, 1956; Петр Владимирович Вильяме, М., 1953; Сыр к и на Ф., Петр Владимирович Вильяме, М., 1953; Горчаков Н. М., режиссерские уроки К. С. Станиславского. Беседы и записи репетиций, М., 1950; Марков П. А., Вл. И. Немирович-Данченко и музыкальный театр его имени, [М.], 1937; М е-л и к а д з e E., Сысоев П., Советская живопись, М.-[Л.], 1939; "Театр", 1948, ј 1, с. 61-64; 1951, .No 4, с. 56-69;

"Ежегодник Московского Художественного театра". 1947 г., М-, 1949, с. 613-632. ф. С.

ВИЛЬЯНСЙКО (исп. villancico, от villano-деревенский, простой) - испанская песня 15-16 вв. для одного, иногда двух или более голосов. Исполнялась обычно в сопровождении исп. муз. инструмента ви-луэлы. Для В. характерно сочетание повествователь-ности с лиризмом, разнообразие тематики, свобода построения. В. называлась также в нач. 16 в. финальная песенка в эклоге. Иг. Ф.

ВИЛЬЯУРРУТЙЯ (Villaurrutia), Хавьер (27.III. 1903 - 25.XII.1950) - мексиканский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1927 как поэт и переводчик пьес Чехова и франц. драматургов Ж. Ромена, V. Р. Ленормана для экспериментальных т-ров "Улисес", "Ориентасьон", "Театро де Аора" и др. Первая пьеса В. -"Похоже на ложь" - была пост. в 1933 в т-ре "Идальго". В пьесах "Момент наступил" (1934, т-р "Рекс", 1938), "Тяж„лый грех" (1944, т-р "Фабрегас"), "Законная жена" (1942, т-р "Идальго"), "Бедная синяя борода" (1947, т-р Нац. ин-та изящных иск-в), "Трагедия ошибок" (1950, т-р "Караколь") и "Опасная игра" (I960, т-р "Идеаль") В. проявил себя как драматург-реалист, остро критикующий бурж. действительность. В.- мастер динамич. сюжета и отточенного диалога, персонажи его пьес обрисованы, как правило, широко, обобщ„нно, без бытовой детализации.

Соч.: Poesia y teatro completos, Mexico, 1953. Лит.: Magana Esquive 1, Teatro mexicano del siglo XX, Mexico, 1956; Chis N. N а с с i, Concepcion del mundo en el teatro mexicano del siglo veinte, Mexico 1951;

Peggy Munos, Staged by Mexico, en Am ericas [Wash., D. С. julio 1953]. Ю. П.

ВЙЛЮМАНИС, Александр Карлович (р. 15. VII. 1910) - латышский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Латв. ССР (1950). Член КПСС с 1948. В 1936 окончил консерваторию в Риге; совершенствовался в Италии. Впервые выступил на оперной сцене в 1934 в Лиепае. В 1934-39 работал в оперном т-ре Лиепаи, с 1939 - в Риге и других городах, в 1945-58- в Латв. т-ре оперы и балета в Риге. Партии: Даумант ("Банюта" Калныня), Лидумс ("К новому берегу" Зариня), Борис Годунов (Ст. пр. 1950), князь Игорь, Онегин; Мазепа (о. п. Чайковского), Эскамильо, Риголетто; Тонио ("Паяцы") и др. Пел также в опереттах. С 1948 В.- педагог Латв. консерватории (с 1954 - доцент). В 1959 В. оставил сцену.

Лит.: V e г i n a S., AIeksandrs Vilumanis, "Teatris un dzive", Almanahs III, Riga, 1959. Я. В.

ВИНАЙ (Vinay), Рамон (р. 1912) - чилийский артист оперы (сначала баритон, затем - тенор). Пению обучался в Мехико, где впервые выступил в 1934 на оперной сцене. С этого года работал в передвижных оперных труппах, гастролировавших по странам Америки. До 1944 исполнял баритональные партии (граф Луна - "Трубадур" Верди, и др.). С 1944 выступает как тенор. Пел в т-рах Нью-Йорка ("Метрополитен-опера", "Нью-Йорк сити опера"). Гастролировал в Бай-р„йте, Зальцбурге, Лондоне, Милане и др. городах. Партии: Тангейзер, Тристан, Парсифаль ("Тангейзер", "Тристан и Изольда","Парсифаль" Вагнера), Хозе и др. Особенно удаются В. лирико-трагедийные партии. В.- один из лучших исполнителей партии Отелло в одноим. опере Верди. Вс. Т.

ВЙНГЕ (Winge), Пер Карл (1858-1935) - норвежский композитор и дириж„р. Музыке обучался у О. Винтер-Ельма, Ю. Свенсена в Осло иуЭ. Н„й-перта в Копенгагене; совершенствовался в Берлине и Лейпциге. Творч. деятельность начал в 1899. Автор оперетты "ЗЗЗ" (1899), музыки к спектаклям "1001 ночь" Драхмана, "Сердце короля" Ринга, "Жизнь - игра" Крага, хоров, песен и др. соч. В 1886-88 работал дириж„ром в Бергене, в 1894-99-капельмейстером в т-ре "Христиания", в 1899-1902 - в Центральном норвежском т-ре. В. Ц.

"ВИНДЗОРСКИЕ ПРОКАЗНИЦЫ" ("The merry wives of Windsor") - 1) Комедия в о д. В. Шекспира. Соч. 1597(?). Пост. 27 апр. 1597 на празднестве в Гринвиче (восточная часть Лондона). Во 2-й пол. 18 в. ив 19 в. ставилась во многих странах. Среди зарубежных пост. 20 в.: т-р "Одеон", Париж (1922), "Немецкий т-р", Берлин (1929), т-р "Стрэнд", Лондон (1941). Шекспировский фестиваль в Бохуме (1937). Т-р на Виноградах, Прага (1950); Мемориальный т-р, Стратфорд-он-utiBOH (1956), т-р "Олд Вик", Лондон (1959); Новый т-р, Милан (труппа Дж. Черви) (1958) и др.

Виндзорские проказницы"-одно из наиболее распростран„нных в рус. переводе названий пьесы Шекспира; др. названия: "Виндзорские кумушки", "Вес„лые виндзорские барыньки", "Вес„лые виндзорские кумушки", "Виндзорские насмешницы". В России "В. п." впервые пост. в конце 30-х гг. 19 в. в Москве (Фальстаф - Щепкин). В 1866 "В. п." пост. Малый т-р (в бенефис суфл„ров Ермолова и Витнебена, перев. Кетчера; Фальстаф- Самарин, мистер Форд - Шумский, мистер Пейдж - П. Садовский, миссис Форд - Колосова, миссис Пейдж - Васильева, Купили - Шуберт, Каюс - Петров и Федоров, Эванс - Дмитревский, хозяин гостиницы "Подвязка" - Никифоров, Шел-лоу - Степанов, Слендер - Рябов). Возобновлена там же в 1890 (в бенефис Н. Музиля, перев. Соколовского; Фальстаф - А. Ленский, мистер Форд - Музиль, мистер Пейдж - К. Рыбаков, миссис Форд - Ермолова, миссис Пейдж - Федотова, Куикли - Никулина, Фэнтон - Южин, хозяин гостиницы - Правдин, Эванс - Максимов). В 1887 "В. п." пост. в Александринском т-ре (Фальстаф - Варламов). Там же. в 1904 (Фальстаф - Давыдов). В 1902 "В. п." пост. Новый т-р (Москва) в 1916, Моск. Камерный т-р (режиссер Зонов, худ. Лентулов).

На советской сцене "В. п." ставили т-р Народной комедии, Петроград (1920, реж. Радлов), Т-р им. Сундукяна, Ереван (1939, перев. Ахумяна, реж. Габриэлян, худ. С. Арутчян;

Фальстаф- Г. Нерсесян и Хачанян, миссис Форд - Воска-нян, миссис Пейдж - Вартанян); Т-р драмы Латв. ССР, Рига (1947, реж. Фельдман, худ. Грасман, Фальстаф - Осис, Эванс - Бар, Слендер - Себрис, миссис Форд - Леяскалн, миссис Пейдж - Клинт, Куикли - Шмитхен); Горьковский т-р (1948, реж. Марголин, худ. Герасименко, муз. Раух-вергера; Фальстаф - Буйный, мистер Форд - Левкоев, Каюс - Соколовский, миссис Форд - Горянская, миссис Пейдж - Самарина, Куикли - Рождественская); Т-р им. Руставели, Тбилиси (1924, перев. Орбелиани, режиссеры Марджанишвили и Ахметели, худ. Домрачев); Сибирский гос. т-р, Новосибирск (1932, под назв. "Виндзорские граждане", реж. В. Ф„доров); Харьковский т-р Революции (1933, реж. Грипич, худ. Меллер); Польский т-р, Киев (1935, реж. В. Васильев, худ. Звоницкий); Сталинградский т-р (1939, реж. Фатин, худ. Новиков); Одесский т-р Революции (1941, реж. Василько, худ. Эрдман); Марийский драм. т-р, Йошкар-Ола (1941); Сталинабадский рус. т-р (1941); Костромской т-р им. Островского (1946). Под назв. "Проказы Виндзора" пост. в Ленинград, т-ре кукол под рук. Деммени (1947); Т-р Ванемуй-на, Тарту (1948); Краснодарский колхозно-совхозный т-р (1939); Владивостокский т-р (1940); Кемеровский т-р (1946) и др. В 1957 "В. п." пост. т-р им. Моссовета (под названием "Вес„лые насмешницы", перевод Маршака и Морозова, реж.-постановщик Завадский, реж. Зубов, худ. Шифрин, эскизы костюмов-Закаржевская, муз. К. Хачатуряна; миссис Пейдж- Ткачева, Фальстаф - Алексеев и Слабиняк, миссис Форд - Холина, Робин - Чернова, миссис Куикли - Оганезова, СУДЬЯ Шеллоу - Калинцев, Слендер - Адоскин, пастор Эванс- Бродский, мистер Пейдж - Щелоков, доктор Каюс - Цейц, Анна Пейдж - Соколова, Пистоль - Сидорчук, от театра - Консовский).

И з д а н и я.- Первое изд. "В. п." (с искаж„нным текстом)-1602 под заголовком: "Чрезвычайно занятная и весьма остроумная комедия о сэре Джоне Фальстафе и виндзорских насмешницах. Содержащая разные забавные выходки уэльского рыцаря сэра Хью, судьи Шеллоу и его премудрого племянника мистера Слендера. С пустым хвастовством прапорщика Пистоля и капрала Нима. Сочинение Уильяма Шекспира. Как она не раз исполнялась слугами достопочтенного лорда-камергера и в присутствии е„ величества, и в других местах" (по послесловию А. Смирнова к комедии Шекспира, в кн.: Уильям Шекспир, Полное собр. соч. в 8 тт., т. 4, M., 1959). Первое изд. с точным текстом - 1623. В России 1-е изд.- переложение "В. п." на русские нравы - Екатерины II (1786) под названием "Вот каково иметь корзину и белье". Первый рус. пер. [с нем.], 1838. Из позднейших дорсвэлюц. переводов: Н. X. Кетчера- 1866, П. И. Вейнберга - 1880, А. Л. Соколовского -1897. Из советских переводов: Т. Л. Щеп-киной-Куперник, М. А. Кузмина, С. Я. Маршака и М. М. Морозова.

Лит.: Баженов А. Н., Сочинения и переводы, т. 1, М-, 1869, с. 607-617; Моск. драм. театр им. Моссовета. Вильям Шекспир. Виндзорские насмешницы, М., 1957; В творческом соревновании. Театральный фестиваль к 40-летию Октября, М., 1958; Beechner Hogan Ch., Shakespeare in the theatre, L.. 1952, с. 309-319; S t r o e d e 1 W., Shakespeare auf der deutschen Buhne, Weimar, 1938. А. Шн.

2) ("Die lustigen Weiber von Windsor"), комическая опера О. Николаи.либ). С. Мозенталя по комедии В. Шекспира. Пост. 9 марта 1849, Берлин. В России впервые пост. 22 сент. 1859 на сцене Александрийского т-ра (Фальстаф - Петров, Форд - Артемовский, г-жа Форд - Латышева, Педж - Васильев 1-й, г-жа Педж - Леонова, Анна - Булахова, Фентон - Сетов, Слендер - Булахов, Каюс - Гумбин). В последующих пост. (1875, 1877, 1885, 1890. 1897) партии исполняли: Пале-чек, Стравинский (Фальстаф), Мельников, Яковлев (Форд), Рааб, Павловская, Мравина (г-жа Форд), Абаринова, Би-чурина, Фриде (г-жа Педж), Барцал, Фигнер, Чупрынников (Фентон).

На сов. сцене пост. в 1941 Оперной студией им. Станиславского, Москва (Фальстаф - Андриевский, Форд - Новичков, Фентон - Сабадашев, Каюс - Жернов, г-жа Форд - Яцына, г-жа Педж - Касюлайтис, Анна - Коляденко; дириж„р Ковал„в); в др. городах СССР: Харьковский т-р оперы и балета (1956), Фальстаф - Червонюк, Форд - Козинец, г-жа Форд - Мостовая, г-жа Педж - Суховольская, Слендер - Хворост, Каюс - Белобров, Анна - Скляр, Фентон - Боровой; дириж„р Штейман, реж. Ю. Иванов, худ. Овчаренко, хормейстеры Конопл„ва, Жарикова); Т-р оперы и балета им. Абая (1956, Алма-Ата).

И з д а н и я.-Партитура, Lpz., С. F. Peters, [s. d.]; клавир, рус. пер. П. Кирса, М., П. Юргенсон, [1892]. Н. Г р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница