Наши партнеры

Выгодно аренда авто сочи телефон в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 83)


ВЕРТИНСКИЙ, Александр Николаевич [9(21). III. 1889-21.V.1957] - русский артист эстрады, поэт и композитор. По окончании гимназии играл в драм. т-ре "Алатор" в Москве. В 1915 впервые выступил как автор и исполнитель своих песен (в гриме и костюме Пьеро). В 1914-18 снимался в кино ("Король без венца", "От рабства к воле" и др.). В 1919 эмигрировал. В 1920-43 выступал с концертами в Польше, Румынии, Германии, Франции, Италии, Англии, Китае, США и др. странах; одновременно снимался в фильмах. С 1943 жил и работал в СССР. Создал своеобразный жанр муз. новеллы. Для исполнительского мастерства В. характерны пластичность жестов, разнообразие интонаций, богатая нюансировка. Ранним произв. В. присущи черты декаданса ("Ваши пальцы пахнут ладаном" и др.). В большинстве своих муз. миниатюр композиторпевец создал яркие лирические образы. Среди произв. В. - песни тоски по родине ("Чужие города"), лирические песни на собств. слова ("Иная песня", "Прощальный ужин", "Пред ликом Родины", "Аравийская песня"). В. принадлежит также музыка песен на слова Блока, Есенина, Ин-бер и др. В 1943 В. создал цикл патриотических песен на тексты советских поэтов ("Юность мира" Антокольского, "Куст ракитовый" Шубина и др.). Снимался в фильмах "Заговор обреч„нных" (1950, Ст. пр. 1951), "Великий воин Албании Скандербег", "Анна на шее" и др. Г. Л.

ВЕРФЕЛЬ (Werfel), Франц (10. IX. 1890-26. VIII. 1945) - австрийский писатель, поэт, драматург. Род. в Праге в семье еврейского коммерсанта. Учился в нем. Пражском ун-те. Лит. деятельность начал в 1910-е гг. (первый сб. поэм вышел в 1911). После 1-й мировой войны жил и работал в Вене. В.- видный представитель экспрессионизма в австр. драматургии. Осн. тема его противоречивого творчества - назначение человека в капиталистич. обществе. Написал философские драмы: "Троянки" (1915), "Человек из зеркала" (1920). Историч. драмы В. "Хуарес и Максимилиан" (1925), "Павел среди иудеев" (1926), "Царство божье в Богемии" (1930) построены на острых идейно-психологич. конфликтах. В 1938 эмигрировал из Австрии; с 1940 жил в США. Последняя пьеса В. "Якобовский и полковник" (1944), антифашистская по своей направленности, проникнута крайним пессимизмом. В СССР пьесу "Человек из зеркала" пост. Т-р им. Комиссаржевской (1924, Москва), Т-р им. Руставели (1925, Тбилиси).

Соч. в рус. пер.: Человек из зеркала, П.-М., 1922. Лит.: Luther A., Franz Werfel und seine besten Buhnenwerke, B.-Lpz., 1922; Hunna E., Die Dramen von Franz Werfel, W., 1947. A. H.

BEPXAPH (Verhaeren), Эмиль (21. V. 1855-26. XI. 1916) - бельгийский поэт, драматург и критик. По окончании юридич. ф-та в Лувене занимался адвокатурой. Работая в Брюсселе, сблизился с писателями лит. движения 80-х гг. "Молодая Бельгия". Лит. деятельность начал как поэт в 1883. В. был видным представителем символизма. Однако, в отличие от поэтов-декадентов, в своей поэзии он обращался к совр. социальным проблемам, отражал борьбу бельг. народа с иноземными поработителями, нар. быт. В 1892 В. вступил в бельг. рабочую партию. В 1898 написал социальную драму "Зори", в к-рой показал нар. стихийное восстание. Эта пьеса, проникнутая революц. пафосом, впервые была пост. лит.- художеств. секцией при Нар. доме в Брюсселе (основан при участии В.). В СССР постановку "Зори" осуществил в 1920 В. Э. Мейерхольд (совм. с В. М. Бебутовым) в руководимом им т-ре. В. принадлежат драмы: "Филипп Второй" (1901), "Елена Спартанская" (1908) и др. Соч. в рус. пер.: Драмы и проза, М., 1936. Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. т. 1, М., 1958, с. 227-228, 765.

"ВЕРХНЕНЕМЕЦКИЕ КОМЕДИАНТЫ" (Hochdeutsche Komodianten) - наименование немецких странствующих трупп, работавших в, сер. 17 - нач. 18 вв. в юж. Германии. Эти труппы, в к-рые входили гл. обр. нем. студенты, сменили "английских комедиантов", выступавших в Германии в 1-й пол. 17 в. В репертуар "В. к.", как и англ. трупп, входили "главные и государственные действа",'в к-рых историко-политич. тематика сочеталась с вес„лыми, фарсовыми мотивами. "В. к." ставили также нем. пьесы (герцога Юлия Брауншвейгского и др.), отличавшиеся напыщенностью и помпезностью. Позднее в спектакли включались интермедии с участием Гансвурста. "В. к." сыграли значит, роль вразвитии проф. нем. т-ра. Э. -Г.

ВЕРХНЯЯ СЦЕНА - часть сценического пространства. Находится над игровой площадкой (между первой рабочей галереей и крышей). Состоит из 2 частей: а) надкол осникового пространства, где помещаются площадка для верхних блоков подъ„много устройства и крыша с поддерживающей е„ конструкцией; б) пространства от колосников до первых боковых рабочих галерей; эта часть В. с. имеет систему подъ„мов с противовесами (калкаши и грузы) и направляющих (шпунты), а также боковые рабочие галереи, переходные мостики, пол„тные устройства, механизмы для горизонтов и панорам. См. Подъ„мное оборудование, Сцена. Б. Я.

ВЕРХОВАЯ КУКЛА (в кукольном театре) - кукла, находящаяся во время спектакля над ширмой, выше работающего с ней кукловода, к-рый скрыт от зрителя ширмой. Этот термин ввели рус. нар. кукольники, противопоставляя тем самым В. к. марионетке, к-рая находится ниже работающего с ней кукловода. С 16 в. В. к. имела широкое распространение во всех странах Европы. Основные разновидности В. к. - кукла, надеваемая на руку, и тростевая. В. к., надеваемая на руку, более выразительна, чем марионетка, т. к. непосредственно связана с рукой кукловода, поэтому совр. т-ры кукол обычно применяют в своих спектаклях такие куклы. А. Ф.

ВЕРХОВЙНЕЦ (наст. фам.- Костив), Василий Николаевич [24.XII.1879 (5. I. 1880)-11.IV. 1938] - украинский советский композитор, дириж„р и фольклорист. Творч. деятельность начал в 1899. Муз. образование получил у Г. Любомирского и Н. Лысенко. В 1906-19 работал актером, затем хормейстером и дириж„ром т-ра М. К. Садовского. Записывал нар. песни, изучал нар. танцы. В 1929 организовал женский хоровой танцевальный ансамбль"Ж1нхоранс"; в 1936 ансамбль исполнял в пост. В. танцы к опере "Наталка Полтавка" Лысенко в Т-ре оперы и балета им. Шевченко (Киев). В.- основоположник жанра "театрализованной песни", охарактеризованного им в трудах "Украинская свадьба" (1912), "Теория украинского народного танца" (1919-20) и др. Занимался педагогич. деятельностью. Я. Бор.

ВЕРХОВСКИЙ, Никита Юрьевич [11 (24). XI. 1903 - 8. II. 1954] - русский советский театральный критик. Учился в Ин-те истории иск-в в Ленинграде. Лит. деятельность начал в 1921. В течение ряда лет писал рецензии на спектакли ленингр. т-ров. Был первым исследователем сов. иск-ва художеств. чтения. Автор монографий о сов. мастерах художеств. слова. Редактор и автор вступ. статьи книги А. Я. Заку-шняка "Вечера рассказа" (1940).

Соч.: Книга о чтецах..., М.-Л., 1950; Д. Н. Журавлэв, М., 1951; E. И. Тиме, Л., 1951. В. П.

ВЕРЦЙНЬСКИЙ (Wiercinski), Эдмунд (19.11. 1899- 13. IX. 1955)-польский актер, режиссер, театр. педагог. Школьные годы пров„л в России. В 1921, будучи студентом Варшавского ун-та, вступил в труппу "Редута", в составе к-рой в 1925 выехал в Вильно. Наиболее значит, режиссерской работой В. в 20-е гг. была пост. пьесы "Сон" Крушевской, возобновл„нная им в "Т-ре Новом" в Познани (1927), куда он переш„л вместе с группой молод„жи. В дальнейшем В. работал в т-рах

Лодзи ("Гамлет", 1930), Львова ("Ч„рное гетто" 0'Ни-ла, "Сон в летнюю ночь" Шекспира, оба в 1932), ставил спектакли в "Т-ре Польском" в Варшаве ("Маска?ад" Ивашкевича, 1938), "Т-ре Народовом" и др. В 932-33 сотрудничал с известными театр. деятелями и режиссерами С. Ярачем и Л. Шиллером в т-ре "Ате-неум".В Варшаве в 1941 во время нем. оккупации вместе с Шиллером организовал подпольный театр. совет ("Рада театральна"), разрабатывавший программу возрождения польского т-ра после освобождения, преподавал в конспиративно существовавшей театр. школе. После освобождения Польши в 1945-46 работал в "Т-ре Войска Польского" (Лодзь), затем -в "Т-ре Польском" в Варшаве ("Фантазии" Словацкого, 1948, и др.), в 1949- 1952- в Драм. т-ре во Вроцлаве ("Как вам это понравится", 1951; "Свадьба Кречинского", 1952). С 1952 - вновь в "Т-ре Польском" ("Горштынский" Словацкого, "Сид" Корнеля-Выспянского, "Лорензаччо" Мюссе). Мечтая осуществить идею "огромного т-ра" в духе традиций С. Выспянского, В. стремился к острой театр. форме, но вместе с тем требовал от актеров углубл„нного раскрытия психологии героя. В собственной актерской практике В. был представителем психологической школы. Лучшие роли: кс„ндз Петр ("Дзяды" Мицкевича), Сен-Жюст ("Дантон" Ролла-на) и др.

Лит. .-"Teatr", Wars z., 1956, ј 1, с. 3-11; К га s i ns k i E., Edmund Wiercinski, Warsz.. 1960. B. Рос.

ВЕРШЙЛОВ, Борис Ильич (6. IV. 1893-26. XII. 1957) - русский советский режиссер. Засл. арт. РСФСР (1948). Ученик Е. Б. Вахтангова. Работал во 2-й студии МХТ (1919-24), МХАТе (1924-30), Оперном т-ре им. Станиславского (1926-31, 1937-39). Участвовал в пост. спектаклей "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1927, МХАТ), "Борис Годунов" (1929, Муз. т-р им. Станиславского), "Реклама" (1930, МХАТ), "Уриэль Акоста" (1940, Малый т-р). Пост. спектакли: "Дама-невидимка" Кальдерона (1924, 2-я студия МХАТ), "Грушенька" по Лескову (1946, Цыганский театр "Ромэн"). С 1932 в„л педагогич. работу; с 1945 преподавал в Школе-студии МХАТа. П. М.

"ВЕС‚ЛАЯ ВДОВА" ("Die lustige Witwe") - оперетта Ф. Легара, либр. В. Леона и Л. Штейна по комедии А. Мельяка и Л. Галеви "Атташе посольства". Пост. 30 дек. 1905, Вена (барон Зета - Нацлер, Валентина - Вюнш, Данила - Трейман, Ганна - Гюнтер, Камилл де Росильон - Мейстер, виконт Каскада - Келлер). Впервые пост. на рус. сцене в Петербурге ив Москве в 1906.

На сов. сцене: 2 янв. 1935, Ленингр. т-р муз. комедии. Текст Л. Пальмского и Г. Ярона (пост. Феона, дириж„р К. Спиридонов). 30 апр, 1946, там же (исполнители: Колес-никова, Кедров, Кульчицкая, Королькевич и др.; дириж„р Воловац. реж. Тутышкин, худ. Эрдман и Г. и В. Степановы). Моск. т-р оперетты, авг. 1956 (Ганна-Сани-ла, Данила - Рубан, барон Зета - Аникеев, виконт Каскада - Шишкин, Никош - Алчевский; дириж„р Столяров, режиссер Канделаки , худ. Кигель, балетм. Шаховская). Харьковский т-р муз. комедии - 1956.

Издания.-"D. l. W.", W., L. Doblinger, 1905. Я. Гр.

ВЕСЕЛОВСКИЙ, Алексей Николаевич (1843-1918)- русский литературовед, историк театра и критик. Брат историка литературы Александра Веселов-ского. Окончил Моск. ун-т. Позднее был профессором этого ун-та. Последователь компаративной (сравнительной) школы в искусствознании, В. в своих трудах доводил до крайности е„ порочные тенденции. В его работах теория "заимствований" привела к полному отказу от анализа конкретно-историч. и национально-своеобразных форм художеств. процесса. Игнорируя народно-самобытные истоки театр. культур, В. рассматривал их развитие только в аспекте "влияний". Такова осн. методологич. ошибка его книг "Немецкие влияния в старинном русском театре" (1875) и "Западное влияние в новой русской литературе" (1882), приведшая В. к недооценке достижений рус. художеств. культуры 18 и 19 вв. История иск-ва представляет собой, по В., постоянное перемещение одних и тех же сюжетов и образов, лишь био-графич. фактор вносит в этот процесс известную индивидуализацию. Отсюда - формальный метод анализа и перегрузка ненужными биографич. деталями его книг ("Этюды о Мольере", 1879, "Этюды и характеристики", 2 тт., 1894, и др.). В книге "Старинный театр в Европе" (1870) В. сделал попытку проследить развитие средневекового т-ра, впервые обратившись при этом к изучению театр. фольклора рус. и западнославянских народов.

В. выступал также как театр. критик (в журнале "Артист" и др. изданиях). Был членом Театр.-лит. комитета (1891-1900). Т. Р.

ВЕСЕЛЫ (Vesely), Йиндржих (1885-1939) - чехословацкий деятель кукольного театра. Основатель и редактор журналов "Чешский кукольник" ("Cesky loutkar", 1912-14), "Кукольник" ("Loutkar", 1917-39), редактор научно-критич. издания пьес (4 тт.) для т-ра марионеток, приписываемых М. Ко-пецкому. В 1929 В. был избран первым президентом "Международного кукольного союза" (UN IMA). В.- один из видных исследователей чехословацкого и мирового т-ра кукол, ему принадлежит ок. 700 работ по т-ру кукол. И. Б.

ВЕСНИН, Александр Александрович [р. 16 (28). V. 1883] - русский советский архитектор и театральный художник. Поч„тный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956). Профессор. Окончил Ин-т гражданских инженеров в Петербурге (1912). В театре работал в 1919-25. Оформлял спектакли в Малом т-ре ("Ревизор", 1919; "Женитьба Фигаро", 1920;

"Пути к славе" Скриба, 1922), Московском т-ре для детей ("Жемчужина Адальмины" Топелиуса, 1921). Увлечение В. кубофутуризмом и конструктивизмом особенно ярко проявилось в его декорациях к спектаклям моек. Камерного т-ра, где художник в духе ку-бофутуризма трактовал формы средневековой готики ("Благовещение" Клоделя, 1920) и классич. мир античности ("Федра" Расина, 1922); сложную систему металлич. конструкций, лестниц, станков, движущихся тротуаров и лифтов В. применил в спектакле "Человек, который был Четвергом" Честертона (1923), пытаясь с помощью всех этих элементов воплотить идею "урбанизма", показать мертвящий механизированный мир капиталистич. города. Несмотря на абстрактность, самодовлеющую зрелищность этих работ, в них сказалось большое мастерство В., проявившееся в гармонич. соразмерности архитектурно-пространст. венных форм его декораций, их внутреннем ритме. Характерные для В. поиски образной выразительности и эмоциональности определили путь преодоления фор-малистич. заблуждений и приход художника к peaлизму, характеризующему последующий период творчества В. как архитектора. В. в„л педагогпч. работу (Высший художеств.-технич. ин-т, б. Вхутемас).

Лит.: Камерный театр и его художники. 1914-XX- 1934, M., 1934; Гиляровская Н., Декоративное искусство за 12 лет. M., 1929; Марголин С." Художник театра за 15 лет, М., 1933. M. П.

"ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ" - русский советский театральный журнал. Выходил в Петрограде в 1917-19; издание Наркомпроса (вышло 28 номеров). В 1920 - издание Административно-хоз. части Академич. т-ров; выходил под назв. "Вестник Государственных Академических театров" (вышло 22 номера). В журнале публиковались распоряжения о назначениях и увольнениях руководящих театр. работников, приказы, постановления, выписки из протоколов и т. п. А.Шн,

"ВЕСТНИК ИСКУССТВ" - русский советский журнал. Орган Художественного отдела Главполит-просвета. Редактор - М. Загорский. Выходил в Москве в 1922 один раз в 2 недели (всего вышло 5 номеров). В журнале помещались статьи, посв. театру, музыке, живописи, литературе.

"ВЕСТНИК ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ, НАУЧНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ" - русская газета, издававшаяся в Москве в 1884-95 2 раза в неделю. Редактор-издатель - Ф. А. Гиляров. Была создана на основе ежедневной газеты "Афиши и объявления", выходившей в 1883. В "Вестнике" печатались пьесы, лгбретто. Публиковались также афиши и объявления.

"ВЕСТНИК РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ" - русский советский журнал, издававшийся с октября 1920 по 1926 в Москве. Выходил 1 раз в месяц; с 1925 (с ј 7) - один раз в 2 недели; с 1926 - еженедельно. Орган ЦК Всероссийского профсоюза работников иск-в. В журнале публиковались теоретич. статьи по вопросам иск-ва, а также распоряжения, инструкции и циркуляры ЦК Всерабиса. Имелись отделы хроники по сов. и зарубежному т-ру. В последующие годы "В. р. и." выходил еженедельно под назв. "Рдби*".

"ВЕСТНИК ТЕАТРА" - русский советский театральный журнал. Выходил в Москве в 1919-21 под коллегиальной редакцией (одно время во гл. с В. И. Блюмом). Орган Театр. отдела (Тео) Наркомпроса* До Л 27 "В. т." выпускался 3 раза в неделю, до ј 33- 2 раза в неделю, затем еженедельно. В 1919-20 в журнале печатались программы и либретто (позднее только программы) моек. т-ров; с дек. 1919 - в виде отдельных приложений. "В. т." освещал жизнь советского т-ра (Москвы, а также и др. городов). На страницах "В. т." находили отражение все театр. направления первых послереволюционных лет. А. Шн.

BECTPII (Vesfcri), Луиджи (23. IV. 1781-19. VIII. 1841) - итальянский актер. Сценич. деятельность начал в любительском т-ре, играл вместе с драматургом В. Альфьерив его трагедии "Филипп". В 1805 стал проф. актером. В 1805-07 работал в труппах Консоли и Цуккато, Дж. А. Кановы, А. Бьянки. В 1807 с большим успехом выступал в Венеции, исполняя осн. роли в комедиях Гольдони "Кафе", "Ворчун-благодетель", "Поэт-фанатик". В 1809-18 был компаньоном антрепрен„ров Дж. Дорати, затем П. Белли-Бланес, А. Веньера, К. Интернари. В 1818-21 работал в римском т-ре "Балле". В 1822 пытался выступать как импрессарио. В конце 20-х гг. был приглаш„н в "Труппу короля Сардинии" (Турин). В. был тонким, умным актером, обладавшим большой культурой. Считался лучшим исполнителем характерных ролей, его игра отличалась простотой и выразительностью. Иск-во В. высоко ценили Дж. Г. Байрон, писатель Н.' Томмазео, поэт А. Платен. Р. X.

ВЕСТРИС (Vestris), Гаэтано Аполлонио Бальтаза-ре (18. IV. 1729. Флоренция,- 23. IX. 1808. Париж)итальянский танцовщик, педагог и балетмейстер. В 1740 переехал в Париж, где учился у танцовщика Л. Дюпре. В 1748 с большим успехом дебютировал в "Парижской опере" в партии Матроса ("Карнавал и безумие"), с 1751 стал солистом. В 1754 был уволен из т-ра (до 1756 работал с Турине), в 1756 вернулся в "Парижскую оперу". Исполнение В. отличалось величественностью и благородством, скульптурностью поз. Он вн„с много нового в совр. ему иск-во танца, придав движениям большую свободу. Современники называли его "богом танца". В 1772 в балете "Медея" Рудольфа В. (один из первых среди франц. танцовщиков) появился в партии Аполлона без традиционной маски, поразив зрителей выразительностью своей мимики. Среди партий В.: Эндимион ("Сила любви" Бернара), Борей ("Галантная Индия" Рамо), Ринальдо ("Ринальдо и Армида" Кино и Люлли) и др. В 1770 получил звание балетмейстера и поставил в "Парижской опере" два балета -"Эндимион" (1773) и "Птичье гнездо", в к-рых пытался драматизировать балетные сцены, придавая танцу характер мимич. действия. В 1770-76 В.- главный педагог "Парижской оперы". Оставил сцену в 1782.

Лит.: Н о в е р р Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с. 74, 291; Вальберх И., Из архива балетмейстера..., Ред. и вступ. статья Ю. И. Слонимского, М.-Л., 1948, с. 9; С лонимский Ю.. Дидло.... Л.-М., 1958. с. 8, 14-20. 30; С ар on 0., Les Vestris. P., 1908; L i fa г S., Auguste Vestris. Le dieu de la danse. P., 1950. Ham. P.

ВЕСТРИС (Vestris), Огюст (наст. имя-Мари Жан Огюстен) (27. III. 1760, Париж,-6. XII. 1840, там же) - французский танцовщик и педагог. По происхождению итальянец. Сын и ученик Г. Вест-риса. В 1772, будучи учеником, выступал на сцене "Парижской оперы" в пасторали "Пятидесятилетие" Лабор-да, в 1773 дебютировал в партии Амура ("Эндимион"). В 1776-1816-солист "Парижской оперы". В. первый вв„л в мужской танец прыжки и пируэты. Не обладая яркими сценич. данными (небольшой рост, некрасивое лицо), В. с одинаковым успехом выступал как в характерных, так и в классич. партиях, нарушив традиционное деление танцовщиков на исполнителей "серьёзного" и "полухарактерного" жанров. Иск-во В. отличалось особой выразительностью. Франц. балетм. Ж. Ж. Новер считал В. выдающимся танцовщиком своего времени. Среди партий В.: Кола ("Ни-нетта при дворе"), Дафнис ("Суд Париса" Мегюля), а также партии в балетах "Блудный сын" Берто-на и "Первый мореплаватель" и др. В. был выдающимся педагогом. Среди его учеников: Ж. Перро, А. Бурнонвилъ, Ф. Элъслер и др.

Лит.: H о в e p p Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927; Классики хореографии, Л.- М-, 1937; Вальберх И., Из архива балетмейстера..., М.-Л., 1948.

Ham. P.

ВЕСТРИС, Элиза- см. Мэтъюс, Лусия Элизабет.

"ВЕСЫ" - русский литературный и кри-тико - библиографический журнал. Орган русских символистов. Выходил в Москве ежемесячно с янв. 1904 по дек. 1909 при ближайшем участии В. Я. Брюсова Редактор и издатель С. А. Поляков. В журнале печатались статьи по вопросам драматургии и т-ра - о Чехове, Гофманстале, Метерлинке, Вагнере ("Вагнер и дионисово действо"), новогреч. т-ре (письма из Афин), о польской драматургии, об испанском т-ре и др. В разделе "23 жизни" журнал помещал хро-никально-информац. и библиографич. заметки о т-ре в России и за границей. Изредка публиковались и драм. произведения (напр., "Ваятель масок" Кромме-линка и др.). А. Шн.

ВЕТРАНОВИЧ-ЧАВЧИЧ, Ветранич (Vetra-novic-Cavcic, Vetranic), Никола (в монашестве - Мавро) (1482-1576) - хорватский писатель. Родом из Дубровника. Автор религиозных пьес - "Воскресение Иисуса Христа", "Сусанна непорочная" и "Жертвоприношение Авраама" (1546). Наиболее значит, произв. В.-Ч. - "Орфей" (драматизация греч. мифа), полностью не сохранилось. С. И.

ВЕТРОВ, Петр Исидорович (р. 29. VI. 1911) - русский советский актер и режиссер. Нар. арт. УССР (1954). Член КПСС с 1944. В 1935 по окончании Ле-нингр. театр. ин-та поступил в Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола. С 1937 работает на Украине как актер и режиссер: в Ворошиловградском ТЮЗе (1937- 1944), Кировоградском рус. т-ре (1944-50), Одесском т-ре Сов. Армии (ныне Львовский т-р Прикво, 1950-51), с 1952- гл. режиссер Луганского рус. т-ра. Драм. силой отмечены образы Корчагина ("Как закалялась сталь"), Макара Дубравы (о. п. Корнейчука), Жадова ("Доходное место") и др. С обличительной остротой играл Фаюнина ("Нашествие"). режиссерской деятельностью начал заниматься в 1939 в Ворошиловградском ТЮЗе. Пост. спектакли: "Разлом" (1947);

"Макар Дубрава" Корнейчука (1948), "Бесприданница" (1951); "Ученик дьявола" Шоу (1949) и др. С. 3.

ВЕТТЕРГРЕН (Wettergren), наст. фам.- Поль-сон (Palson), Гертруд (р. 7. II. 1897) - шведская артистка оперы (меццо-сопрано). Дочь известного певца Н. Польсона. Пению обучалась первоначально у своего отца, затем-в Стокгольмской консерватории, к-рую окончила в 1920; ученица О. Лейдстр„ма, Г. Братта и X. Ингебьярта. Впервые выступила на оперной сцене в Стокгольме в 1922. В последующие годы выступала также в т-рах Копенгагена (1928), Хельсинки (1933), Риги (1935). Исполнение певицы отличалось тонким чувством стиля, эмоциональностью. В 1935-38 В.солистка т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Гастролировала в Канаде, Англии, Скандинавии, Австрии, Чехословакии и др. странах. Партии: Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Керу-бино ("Свадьба Фигаро"), Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса),Марфа, Марина Мнишек ("Хованщина", "Борис Годунов"), Фрика, Брангена, Венера ("Золото Рей-на", "Тристан и Изольда", "Тангейзер"), Амнерис ("Ап-да"), Иродиада, Октавиан ("Саломея", "Кавалер роз" Р. Штрауса) и др. В. способствовала развитию нац. оперного иск-ва Швеции, исполняя ряд партий в операх шведских композиторов: Оклонна ("Адиль из Эльсива" Петерсон-Бергера), Леди ("Реза в Америке" Розенбер-га), Сингоала (о. п. Фрумери) и др. Л. М.

ВЕТТЕРГРЕН (Wettergreen), Рагна (р. 19. IX. 1866) - норвежская актриса. Сценич. деятельность начала в 1886 (Христиания). В 1899-1940 играла в Национальном т-ре в Осло (в 1905-09 - в т-ре Фаль-стр„ма). Творчество В. характеризовалось противоречивостью. Являясь одной из ведущих актрис реалистического по направленности т-ра, В. тяготела к сце-нич. воплощению душевно-изломанных характеров. Исполняла роли: Гедда Габлер, фру Боркман, Ребекка, Гина Экдаль ("Гедда Габлер", "Джон Габриель Боркман", "Росмерсхольм", "Дикая утка" Ибсена), Алиса ("Пляска смерти" Стриндберга) и др. Исполнение В. отличалось утонч„нным изяществом, пластич. выразительностью.

Лит.: Konneberg A., Nationaltheatret gjennom fem-tf ar, Oslo, 1949. Cm. P.

ВЕФЙК-ПАША (Vefik Pa-a), Ахмет (3.VIII.1823- 2.IV.1891) - турецкий государственный деятель, писатель, историк. В 1834-37 учился в Париже.По возвращении на родину занимал (с 1839) крупные гос. должности. Член Академии (с 1856), профессор истории ун-та (с 1863) в Константинополе (Стамбуле). В 1863 начал лит. деятельность; среди работ В.-п. - первые в Турции переводы и переработки пьес Мольера. С 1879 был губернатором Бурсы, где основал т-р, в к-рый привл„к актеров Фасульяджияна, Ахмеда Фехима и др. В.-п. принимал участие в пост. перевед„нных им комедий Мольера, присутствовал на репетициях и давал советы актерам, касавшиеся интерпретации образов, и др. Деятельность В.-п. оказала значительное влияние на формирование турецкого т-ра. Л. Д., Л. Ай.

ВЕЧЕРА РАССКАЗА - литературно-эстрадный жанр; лит. вечера одного чтеца-исполнителя. Жанр "В. р." создан в 1924 артистом-чтецом А. Я. Закуги-няком. Программы В. р. состоят из лит. произведений, исполняемых чтецом в форме живой, непринужд„нной .беседы со слушателями. В эти программы обычно входят как небольшие произведения (рассказы, новеллы), так и лит. композиции по романам, повестям. Форма В. р. получила широкое распространение на сов. эстраде.

Лит.: Закушняк А., Вечера рассказа. Воспоминания; тексты..., М.-Л., 1940. Ев. Г.

ВЕЧЕСЛОВ, Сергей Михайлович [р. 4(17) X. 1900]- русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1924 окончил Высшие театр. мастерские Малого т-ра. С того же года - актер Студии Малого т-ра (впоследствии Новый т-р, Драм. т-р под рук. режиссера Ф. И. Каверина). Роли: Гурон ("Дикарь" по Вольтеру), Ури-эль Акоста (о. п. Гуцкова), Эрик ("Кино-роман" Кайзера), Незнамов ("Без вины виноватые"), Тони ("Ночь ошибок" Гольдсмита), Василий ("Тот, кого искали" Раскина и Слободского; пост. В.). В 1944-59 В. -в труппе Т-ра им. Маяковского. актер скупой и сдержанной манеры игры, В. находит для каждой роли точные и строгие краски. Психологически тонко раскрывал В. сущность фашиста Иоганнеса ("Два лагеря" Якобсона, 1949), расиста Холмса ("Дорога свободы" Фаста), с большой эмоциональной силой играл роли Горация Гидденса ("Лисички" Хелман, 1945), Юлиуса Фучика ("Прага оста„тся моей"Буряковского,1950).(7./\

ВЕЧЕСЛОВА, Татьяна Михайловна [р. 12 (25). II. 1910] - русская советская артистка балета. Засл. деят. искусств РСФСР (1957). В 1928 по окончании Ленингр.хореографич. уч-ща (класс А. Я. Вагановой) была принята в балетную труппу Ленингр. т-ра оперы и балета (ныне им. Кирова). Дебютировала в партии Гюль-нары ("Корсар" Адана, Пуни). В искусстве В. драматич. дарование сочетается с изяществом и отточенностью танц. формы. В. создала лирич. образы - Аврора, Одетта-Одил-лия, Жизель, Золушка; комедийные-Лиза ("Тщетная предосторожность"), Нунэ ("Гаянэ"), Паскуала ("Лау-ренсия") ; драматические-Эсмеральда, Тао Хоа, Зарема и др. В 1933-34 выезжала на гастроли в США. Окончила сценическую деятельность в 1953. В. была художественным руководителем Ленингр. хореографического училища (1952-54). С 1955 - педагог-репетитор балетной труппы Т-ра оперы и балета им. Кирова.

Лит.: Кремшевская Г. Д., ...Татьяна Михайловна Вечеслова, Л., ВТО, 1951; Слонимский Ю-, Советский балет. Материалы к истории сов. балетного театра, М.-Л., 1950. В. Ч.

ВЕШАМ - традиционный персонаж в малабар-ских (Индия) народных театральных представлениях (на малаяльском яз.) катакхали. Насчитывается 12 В., разделяющихся на 5 категорий соответственно характеру ролей и традиционному гриму: "зел„ный В."- роли богов и героев; "В. ножа" - противники богов;

"бородатый В." - лесные дикари; "гладкий В." - мудрецы, святые, богини и царицы; "черный В."- женщины-демоны. В. Э.

ВЕШЕР (Wascher), Ариберт (р. 1. XII. 1895)- немецкий актер и режиссер. В 1919 дебютировал как актер в Малом т-ре в Берлине. В дальнейшем вся его творческая деятельность была связана с т-рами Берлина; В. работал в Немецком т-ре (1920-23, 1946- 1950), Государственном т-ре (1926-45). С 1951- актер "Шиллер-театра". Первая крупная роль В.- Жак ("Как вам это понравится" Шекспира). В 1946 с большим успехом играл Вольпоне (о. п. Джонсона, обработка С. Цвейга). В 1946-50 создал ряд интересных образов в мольеровском репертуаре: Ар-нольф ("Школа ж„н"), Тартюф ("Тартюф"), Гарпагон ("Скупой"). В 1950 сыграл Городничего ( "Шлосс-парк-театр"). В.- яркий комедийный актер, мастер гротеска, в созданных им сценич. образах стремится выявить трагикомич. начало. Пост. спектакли "На всякого мудреца довольно простоты" Островского в берлинском Народном т-ре (1948), "Ундина" Жироду в "Хеббель-театре" (1949) и др. С 1946 снимается также в кино. В. К.

ВЕЩЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ спектакля - термин периода 1920-30-х гг. Связан с объ„мно-конструктивистским оформлением, противостоявшим театру живописной традиции. См. Декорация, Декорационное искусство.

"ВЗВОЛНОВАННЫЙ ДОКЛАДЧИК" - термин, употреблявшийся идеологами движения театров рабочей молод„жи (см. Т РАМ). Теория "В. д." явилась следствием порочных трамовских "теорий" с их отрицанием художественного образа, перевоплощения как основы искусства актера.

ВИАРДО-ГАРСИА (Viardot-Garcia),Мишель Пол и-на (18. VII. 1821-17/18. V. 1910) - певица (меццо-сопрано), вокальный педагог и композитор. Дочь и ученица исп. певца и педагогам. Гарсиа (старшего). На фп. занималась у Ф. Листа, по теории композиции-у А. Рейха. Младшая сестра певицы М. Малибран. Впервые выступила на оперной сцене в Брюсселе в 1837. С 1839-солистка Итальянской оперы в Париже. Выступала в различных т-рах Европы, в т. ч. в Петербурге, с 1837 много концертировала. Партии: Фи-дес ("Пророк" Мейербера), Са-фо (о.п. Гуно), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Золушка, Розина, Дездемона ("Золушка", "Севильский цирюльник", "Отелло" Россини), Норма (о. п. Беллини), Лючия, Леонора ("Лючия ди Ламмермур", "Фаворитка" Доницетти), Донна Анна ("Дон Жуан") и др. Творчество В.-Г. отличалось высокой муз. культурой и драматич. экспрессией; она обладала голосом широкого диапазона, выступала в разнообразном репертуаре. В 1863 оставила сцену, посвятив себя педаго-гич. деятельности. В.-Г. - автор многих романсов, нескольких комических опер, в т. ч. "Последний колдун" (ставилась в т-рах Веймара в 1869, а также Карлсруэ и Риги), "Бирюк" и "Слишком много женщин" (пост. в домашнем т-ре В.-Г. в Баден-Бадене). Либретто для этих опер написал И. С. Тургенев, близкий друг В.-Г. В 1871-75 В.-Г. преподавала пение в Парижской консерватории. Среди е„ учеников - Д. Арто, М. Брандт, А. Стерлинг и др.

Лит.: La Мага, Pauline Viardot-Garcia, Lpz., 1882; Torrigi-Heiroth L., M-me Pauline Viardot-Grarcia. Sa biographie, ses compositions, son enseignement, Geneve, 1901; Heritte-Viardot L., Une famille de grands musiciens, P., 1922. Л. М.

ВИВАЛЬДИ (Vivaldi), Антонио (ок. 1678, Венеция,- 1741, Вена) - итальянский композитор, скрипач, педагог и дириж„р. Музыке обучался у своего отца - известного скрипача Дж. Вивальди и композитора Дж. Легренци. С 1714 был преподавателем (скрипичной игры и пения), композитором и руководителем хора и оркестра "Оспедале делла пиета" - женской консерватории в Венеции. Выдающийся скрипач-виртуоз, один из создателей классич. симфонии и сольного инструментального концерта, В. был также известным оперным композитором. Оперы В. были пост. в различных городах Италии, Голландии, Чехии и др. стран. В. сам подбирал исполнителей (часто из своих бывших учеников, напр. певица А. Гиро), репетировал с труппами и дирижировал спектаклями. В. принадлежит ок. 40 опер на историч., легендарные и др. сюжеты, написанные на либр. П. Метастазио, Ф. Силь-вани,Д. Лалли и др. известных итал. писателей, в т. ч. "Роланд мнимо безумный" (1714), "Коронация Дария" (1716), "Арсильда, царица Понта" (1716), "Филипп, царь Македонии" (1721), "Олимпиада" (1734), "Мессин-ский оракул", "Розмира" (1738) - поставлены в Венеции, т-р "Сант-Анджело"; "Скандербег" (1718, т-р "Делла Пергола", Флоренция), "Тамерлан" (1735), "Катон Утический" (1737, т-р "Филармонико", Верона), "Торжествующая добродетель" ("Тигран") (1729, т-р

"Капраника", Рим) и др. Музыка В., народная по духу, исполнена силы и глубины чувств. Оперы В. не были по достоинству оценены современниками, но они сыграли значительную роль в развитии оперного жанра и оказали влияние на творчество Генделя, Мегюля, Обера и др. композиторов. Увертюры к операм В. являются самостоят, симф. произв., исполнялись в концертах.

Лит. соч.: Lettere e dediche, ed. O. Rudge, Milano, 1943. Лит.: Lugiani S. A., Antonio Vivaldi: note e documenti sulla vita e sulla opere, Roma, 1939; Gr u e г r i n i Ст., Antonio Vivaldi la vita e l'opera, Firenze, 1951; К o 1 n e-d e r W., Auffiihrungspraxis bei Vivaldi, Lpz., 1955; P i n c-h e r 1 e M., Vivaldi, P., 1955.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница