Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avtomobilej-hendaj-v-moskve/ в компании РексРент.
смотреть бесплатно индийские фильмы 2024 тут

Театральная энциклопедия
(страница 81)


ВЕНЕСУЭЛЬСКИЙ ТЕАТР. Ко времени исп. завоевания Венесуэлы (1499) среди различных индейских плем„н были распространены драматизированные танцы и ритуальные церемонии, содержавшие элементы театр. иск-ва. В течение колониального периода индейская культура испытывала влияние исп. и негритянской культуры, что наложило определ„нный отпечаток на музыку, песни и танцы Венесуэлы. В столице страны - Каракасе, и в др. городах устраивались импровизированные театр. представления, ставились гл. обр. ауто и мистерии. В сер.

18 в. были открыты т-ры - "Ла роса" в г. Ла-Гуай-ра и "Колисео" в Каракасе. В "Колисео" выступала постоянная труппа, на его сцене шли произв. А. Бельо, написавшего пьесу "Утешенный Каракас", Ф. Саль-яса, X. Доминго Диаса, а также европ. авторов (гл. обр. в переводах Бельо). В 19 в. в эпоху гражданских войн и крестьянских восстаний В. т. не развивался. Среди произв. крупного венесуэльского драматурга

19 в. Э. Кальканьо-популярная в Венесуэле комедия "Отрицательный полюс", рисующая нравы совр. ему общества. В числе венесуэльских драматургов 19 в. Б. Пикон (пьеса "Тиран Агирре") и Э. Мартин де ла Гуардиа. Во 2-й пол. 19 в. была учреждена Академия изящных искусств, где, наряду с обучением другим дисциплинам, преподавалась декламация.

В нач. 20 в. наступило нек-рое оживление в театр. жизни страны, к-рое было связано с деятельностью драматурга Л. Мичелены, написавшего драмы и комедии - "Волнение", "Оставив куклы", "Шелуха", "Заблудшие души", "Ответ с того света" и др.

Новый подъ„м В. т. обозначился в конце 1930-х гг., когда была основана Ассоциация венесуэльских писателей. Были изданы и пост. пьесы "Человек, который уш„л" и "Зловещая тень" Л. Пераса. Крупнейший венесуэльский поэт А. Элой Бланке написал стихотворную пьесу "Абигайль" на сюжет из Библии. X. Падрон создал для т-ра фарс "Вспышка", комедию "Ч„рные паразитки", одноактную трагикомедию "Парус души". Среди драм. произв., написанных известной венесуэльской поэтессой И. Грамко, стихотворные пьесы "Мария Лионса", "Белен Сильвера", "Дочь Хуана Паломо". Успехом пользовались пьесы

"Жена заключ„нного", "Жена Антонио", "Заговорщицы" Р. Пинеды, ряд его пьес на темы из жизни крестьян. Р. Кинтеро написал пьесу "Гуанчоне" об индейцах.

В 40-50-е гг. значительную роль в развитии В. т. сыграла деятельность А. Сертада, стремившегося содействовать повышению художеств. вкуса зрителей, возглавившего Общество друзей театра, к-рое объединяло энтузиастов - любителей т-ра. В числе пьев Сертада - "Чего не хватало Еве", "Когда нас оста„тся 13", "Змея на ковре", "Человек, у которого не было времени умереть", "Три мужа наудачу", "Развод".

Жизни простых людей, их борьбе за лучшее будущее посвящены драм. произв. С. Ренхифо. В их числе - пьеса "Ж„лтая буря", написанная для театр. фестиваля 1960. После постановки в т-ре эта пьеса, направленная против расхищения богатств Венесуэлы североамериканскими и английскими монополиями, была запрещена.

В наст. время театр. иск-во не играет видной роли в культурной жизни страны. Основное внимание уделяется развитию телевидения и радиовещания, где выступают преим. зарубежные гастрол„ры. Театр. коллективы не получают субсидий. Труппы набираются на один или несколько спектаклей, имеются и постоянные коллективы. В спектаклях, помимо профессиональных актеров, приглашаемых главным образом с радио- и телестудий, играют любители. Среди наиболее известных театр. трупп Венесуэлы (I960): "Т-р масок", Университетский т-р, Экспериментальный т-р лицея Фермин Торо, Т-р комедии, Народный т-р, "Атенео". Т-ры ставят произв. нац. авторов и европ. драматургов, среди к-рых - Мольер, Мериме, Гарсиа Лорка, Моэм, Миллер, Сартр, Брехт. С сер. 40-х гг. распространение получили драм. произв. Чехова: "Предложение", "Медведь", "Юбилей", "Трагик поневоле" и др., ставившиеся проф. т-рами, студентами театр. школ и показанные зрителям многих городов страны.

Среди венесуэльских режиссеров - А. де Пас, Н. Куриель. В качестве постановщика собственных пьес выступает драматург С. Ренхифо и др.

ВЕНЕЦИАНОВ, Георгий Сем„нович [р. 13(25).III. 1896] - режиссер советского цирка, педагог, драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Был артистом драмы. С 1946 - гл. режиссер Ленингр. госцирка. В. осуществил ряд пост. в Ленингр. и др. цирках страны. Среди них: пантомимы "Праздник на воде", "Выстрел в пещере", конный номер под рук. Манжелли, клоунады в исполнении Демаш и Мозель, ков„рного Вяткина и др.

"ВЕНЕЦИАНСКИЙ КУПЕЦ" ("The Merchant of Venice") - комедия В. Шекспира в 5 д. Соч. 1596. Первая пост. предположит. 1598. В 18 и 19 вв. "В. к." ставился во многих странах; пьеса входила в основной репертуар многих крупных актеров-исполнителей роли Шейлока. Среди них: Маклин, Э. Кин, Шредер,Флекк, Девриент, Гаазе, Миттервурцер, Поссарт, Дейвисон, Зейдельман,Левинский,Сальвини, России др.В 1885 "В. к." играла финская труппа под рук. Бергбума на гастролях в Петербурге (Шейлок - Лейни, Антонио - Альберг, Гоббо - Линдфорд, Порция - Авелан, Нерисса - Энегрен). Среди зарубежных пост. 20 в.: Немецкий т-р, Берлин (1913, реж. Рейнхардт); Веймарский Нац. т-р (1927); Ганновер-ский т-р (сезон 1933-34); т-р "Олд Вик", Лондон (разные годы), Дублинский т-р (1949), Пражский Национальный т-р (1956), Калишский т-р им. Богумилова (1958), Япония (1903, 1926) и др. В 1902 на гастролях в Петербурге отрывки из "В. к." показывала японская труппа Каваками (Шейлок - Кавака-ми, Порция - Сада Якко).

В России "В. к." пост. 8 янв. 1860 в Александрийском т-ре (перевод и сценич. обработка Ап. Григорьева; дож Венеции- Сосницкий, Шейлок - Самойлов, Антонио - Леонидов, Бас-санио - Максимов 1-й, старик Гоббо - Зубров, Ланчелотт Гоббо - Алексеев, Лоренцо - Малышев, Саланио - Яблоч-кин, Саларино - Пронский, Грациано - Степанов, Салерио- Жулев, Тубал - Чернышев, Порция - Жулева, Джессика- Снеткова 2-я, Нерисса - Натарова). Спектакль неоднократно возобновлялся (1862, 189 7, 1903, 19 09 и др.). Возобновление-30 янв. 1897 (в бенефис Мичуриной, перевод Вейнберга, реж. Карпов; дож Венеции - Писарев, Шейлок - Давыдов, Антонио - Ленский, Бассанио - Дальский, старик Гоббо -

Варламов, Ланчелотт Гоббо - Озаровский, принц Марокканский - Корвин-Круковский, принц Арагонский - Арбенин, Грациано - Аполлонский, Лоренцо - Юрьев, Порция- Мичурина, Джессика-Потоцкая). В Малом т-ре пост. 1877 (перевод Павлова; Шейлок-Вильде, Бассанио - Ленский, Порция - Федотова). Возобновление - 1916 (реж. Платон, худ. Браиловский; Шейлок - Южин и Правдин" Антонио - Ленин, Бассанио - Остужев, старик Гоббо - Сашин, Ланчелотт Гоббо - Васенин, Грациано - Рыжов, принц Марокканский - Муратов, принц Арагонский - Худолеев, Порция - Пашенная, Нерисса - Щепкина). Пушкинский т-р (т-р Бренко), Москва (1881). 21 OKT. 1898 пост. в МХТ (реж. Станиславский и Санин, худ. Симов, композитор Симон; дож Венеции - Тихомиров, Шейлок - Дарский, принц Марокканский - Лужский, принц Арагонский - Мейерхольд, Антонио - Вишневский, Бассанио - Адашев, Саланио - Кровский, Саларино - Москвин, Грациано - Ланской, Лоренцо - Кошеверов, Тубал - Санин, старик Гоббо - Чуп-ров, Ланчелотт Гоббо - Бурджалов, Балтазар - Грибунин. Стефанио - Тарасов, Порция - Андреева, Нерисса -Книп-пер, Джессика - Алеева). "В. к." ставился до революции в т-рах Эривани (1866, переводчик, режиссер и исполнитель роли Шейлока - Чмышкян), Казани (1872), Ярославля (1900), в Товариществе русской драмы под рук. Мейерхольда (1905, Шейлок-Мейерхольд); в т-ре "Соловцов", Киев (1913, реж. Синельников, Шейлок - Павленков, Бассанио - Радин, Грациано - Кузнецов, старик Гоббо - Пельтцер, Порция - Полевицкая, Джессика - Шатрова, Нерисса - Гофман). Среди исполнителей роли Шейлока в дореволюц. т-рах России: Ге, Иванов-Козельский, Н. Рыбаков, Чарский, Любский, Мнакян, Раф, Адельгейм (Роб. Адельгейм - Ланчелотт Гоббо) польский актер С. Ярач и др.

25 ноября 1917 "В. к." пост. Малым т-ром (возобновление дореволюц. пост.). Первая пост. в сов. т-ре- 27 ноября 1920, Большой Драм. т-р, Петроград (реж. А. Бенуа, художники А. Бенуа, эскизы Н. Бенуа, Болотов; комп. Асафьев Шейлок - Монахов, старик Гоббо - Б. Черкасов, Ланчелотт Гоббо - Лаврентьев, принц Марокканский - Музалевский, принц Арагонский - Мичурин, Порция - Комаровская); Т-р им. Сундукяна, Ереван (1926, реж. Калантар, худ. Якулов);

Молотовский т-р (1941); Ереванский русский т-р (1940).

И з д а н и я.- 1) Первое изд. "В. к." 1600 под заголовком:

"Превосходнейшая история о венецианском купце. С чрезвычайной жестокостью еврея Шейлока по отношению к сказанному купцу, у которого он хотел вырезать ровно фунт мяса; и с получением руки Порции посредством выбора из тр„х ларцов. Как она неоднократно исполнялась лорда-камергера слугами. Написана Уильямом Шекспиром" (по послесловию А. Смирнова к "В. к.", в кн.: "Уильям Шекспир. Полное собр. соч., в 8 тт.", т. 3, М-, 1959). Из первых русск. пер. "В. к."-Н. X. Кетчера; позднее - переводы А. Л. Соколовского, П. И. Вейн-берга, Т. Л. Щепкиной-Kvn ерник и др.

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1896/97, П., 1898, с. 175-187; то же- 1903-1904, СПБ, 1904, с. 3-17 и то же- 1910, вып. 1, СПБ. 1910, с. 106-113; "Театр и искусство", П., 1897, јј 3 и 6;

1914, ј 10; Троицкий 3., Карл Зейдельман и становление сценического реализма в Германии, М., 1940, с. 148-159;

Charles Beecher H o g a n - Shakespeare in the theatre, L., 1952, с. 309-319; "Deutsches Schauspielkunst", В., 1954, с. 345-370, Л. Шн.

ВЕНЕЦИЯ (Venezia) - город в Италии (342,9 тыс. жит. на 1959). В 17-18 вв. В. была центром театр. жизни страны и одним из театр. центров Европы. Т-ры в В. возникли позднее, чем в Париже, Лондоне и Мадриде, так как в эпоху Возрождения правительство Венецианской республики противодействовало стабилизации в городе театр. трупп, мотивируя это "распущенностью актеров". Приезжавшие в В. в первой половине 16 в. артисты и труппы давали представления комедий Плавта, Теренция и народных фарсов в монастыре Крочифери и во дворцах венецианской знати. Первые театр. здания появились в В.во второй половине 16 в. (среди них т-р, выстроенный в 1565 арх. Палладио для труппы Аччеэи) (в наст. время ни одно из этих зданий не сохранилось). В последующие два столетия количество т-ров в В. (насчитывающей в то время около 140 тыс. жителей) превысило колич. т-ров в Париже (где было всего 3 постоянных т-ра). В 17 в. в В. было построено 18 т-ров (одноврем. работало 6-9). В 18 в. количество т-ров сократилось до 14 (одноврем. работало 7 т-ров: 4 оперных и 3 драматических). Все т-рыВ. носили имена святых. Старейший из них-венецианский т-р "Сан-Кассиано" (открылся в 1637 пост. первой венецианской оперы "Андромеда", либр. Феррари, муз. Манелли) и назывался "Новым", в отличие от старого "Сан-Кассиано",выстроенного еще в 16 в. в так наз."дворе Микиела". "Новый Сан-Кассиано" был первым в Европе ярусным т-ром. Его тпуппа прославилась пост. опер Монтеверди. Вслед за "Сан-Кассиано" открылись т-ры "Санти-Джованни э Паоло" (1639), "Сан-Мойзе" (1639, впоследствии назван "Минерва"), "Новейший" (1641), "Санти-Апостоли" (1649), "Сант-Аполли-наре" (1651), "Сан-Самуэле" (1655), "Сан-Сальваторе" (1661, в 18 в. назв. "Сан-Лука", с 19 в.-"Т-р Гольдони"), "Ай Салони" (1670), "Сант-Анджело" (1677), "Сан-Джованни Гризостомо" (1678, впоследствии был перестроен и переименован в т-р "Малибран"), "Канал Реджо" и "Алле Дзатторе" (1679), "Алитери" (1690), "Санта-Марина" (1698), "Сан-Фантино" (1699), "Приватод и Сан-Мойзе" (1700). Последними в ряду прославленных т-ров В. были т-р "Сан-Бенедетто" {Т-р Россини), открытый в 1755, и т-р"Фениче" (открыт в 1792).

Т-ры В. принадлежали знатным аристократическим семьям (Джустиниан, Микьель, Веньер, Кандульмер, Вендрамин, Гримани), к-рые сдавали их для эксплуатации театр. импрессарио, оставляя за собой право общего надзора и получения дохода от лож (самых дорогих и поч„тных мест в т-ре). Первоначально все т-ры В. были оперными и лишь впоследствии нек-рые из них стали драматическими. Об увлечении венецианцев оперой свидетельствует пост. в В. (только в 17 в.) 356 опер, сочин„нных 72 композиторами (в их числе: К. Монтеверди, П. Кавалди, М. Чести и др.). Ведущим оперным т-ром В. был "Сан-Джованни Гризостомо". Т-р этот по своим размерам (162 ложи), красоте архитектуры, богатству постановок, славе певцов в течение 60 лет (в конце 17 в. и первой пол. 18 в.) считался первым т-ром Европы. С 1747, когда в В. был выстроен т-р "Сан-Бенедетто", опера перешла туда, а т-р "Сан-Джованни Гризостомо" стал драм. т-ром. В конце 18 в. возникает крупный оперный т-р В.-т-р "Фениче". В 19 в. оперы ставятся также в "Сан-Мойзе" и время от времени в т-ре "Сан-Лука". В этих т-рах были впервые пост. оперы Россини ("Танкред", "Семирамида"), Беллини ("Капулетти и Монтекки"), Верди ("Эрнани", "Риголетто", "Травиата") и др. композиторов. В 19 в. оперные т-ры В. начинают уступать сво„ первенство оперным т-рамдр. итальянских городов (Неаполь, Болонья, Милан).

Драм. т-ры В. развивались вначале как т-ры комедии дель арте. Самыми прославленными из них были в нач. 18 в. "Сан-Лука" и "Сан-Самуэле", а с сер.века также т-р "Сант-Анджело". Все эти т-ры были связаны с К. Гольдони и его реформой; в т-рах играли труппы Имера ("Сан-Самуэле", 1734-43), Ме" дебака ("Сант-Анджело", 1748-53), Вендрамина ("Сан-Лука", 1753-62). В т-рах "Сан-Самуэле" и "Сант-Анджело" после ухода Гольдони работал его соперник-драматург П. Кьяри. Начиная с 1761 в т-ре "Сан-Самуэле" с труппой под руководством А. Сакки работал К.Гоцци, написавший для этой труппы все свои десять "фьяб" (сказки для т-ра) и на время вновь возродивший в В. комедию дель арте.

Начиная с 19 в., вместе с падением политич., экономич. и культурного значения В., театральная жизнь замирает, перемещаясь в др. города Италии (Рим, Неаполь, Милан). Большинство т-ров В. закрываются (в их числе "Сан-Кассиано", "Сан-Самуэле", "Сан-Мойзе").

В 20 в. в В. работают оперные т-ры "Фениче", "Малибран" и "Т-р Россини". Драм. труппы под рук. крупнейших актеров венецианского диалектального т-ра К. Микелуцци и Ч. Базед-жо не имеют постоянного помещения и играют в разл. городских театр. зданиях. Кроме них, в В. имеются два полупрофессиональных т-ра - университетский т-р "Ка Фоскари" (рук. Д. Поли) и Народный т-р (рук. А. Момо).

В 1957 венецианский муниципалитет принял решение купить принадлежавшее частным владельцам и эксплуатировавшееся как кинематограф здание т-ра "Сан-Лука" и, капитально переоборудовав его, основать здесь драм. т-р.

Помимо т-ров, в В. имеется мемориальный музей "Дом Гольдони" (осн. в 1953). В этом же здании помещается Ин-т изучения т-ра. Каждые два года в В. проводятся международные фестивали гольдониевских спектаклей и одновременно открываются двухгодичные гольдониевские выставки. Самый крупный (семимесячный) гольдониевский фестиваль был организован в 1957, к 250-летию со дня рождения великого венецианского драматурга. К этим торжествам была приурочена работа Второго международного конгресса по истории т-ра и открытие выставки Гольдони в 15 залах палаццо Грасси.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957 (Итальянский театр);

Мокульский С., В спорах о Гольдони, "Театр", М., 1957, ј 12.

В‚НКСТЕРН, Наталья Алексеевна (1893 - 6. IX. 1957) - русский советский драматург. 1-я пьеса В.- "В 1825 году"-поев. декабристам (1925, МХАТ 2-й). В.-'автор инсценировок "Пикквикский клуб" и "Домби и сын" по Диккенсу (1934, 1949, МХАТ), "Вторая любовь" (совм. с Мальцевым по его роману "От всего сердца", 1950, МХАТ), "Наш общий друг" по Диккенсу (1946, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), водевиля "Друзья-сочинители" (1954, Моск. т-р им. Ленинского комсомола).

ВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА (Wiener Staatsoper) (до 1918-Венская придворная опера)-крупнейший музыкальный театр Австрии. Зарождение т-ра относится к сер. 17 в., когда при дворе австр. императора состоялись первые оперные представления итал. труппы. Со 2-й пол. 17 в. придворные оперные спектакли, исполнявшиеся австр. Королевской капеллой, становятся регулярными: ежегодно ставилось по 10-12 новых опер, гл. обр. композиторов венецианской и неаполитанской школ. Постановки отличались большой помпезностью и роскошью (до 1700 пост. ок. 400 опер). В 1697 было начато строительство спец. здания для т-ра (уничтоженное затем пожаром). Спектакли проходили сначала в венском "Бургтеатре", а затем в специально построенном для оперных спектаклей "Кернтнертортеатре". В нач. 18 в. в австр. обществе начинается движение против расточительности пышных постановок, против засилия итал. опер, за утверждение нац. оперного стиля. Развивается деятельность австр. композиторов И. Фукса, И. Зеленки и др. Расцвет деятельности т-ра, наступивший во 2-й пол. 18 в., связан с оперной реформой Глюка и пост. опер Моцарта. С нач. 19 в. т-р ставит лучшие оперы нем., австр. и итал., позднее франц. композиторов.

25 мая 1869 в центре Вены на "Ринге" было открыто новое здание Придворной оперы, построенное по проекту архитекторов Э. ван дер Нюлля и А. Зиккард фон Зиккардсбурга и считавшееся долгое время одним из лучших театр. зданий в мире. Однако, несмотря на наличие ряда выдающихся исполнителей, высокий уровень хора и оркестра, т-р в сер. 19 в. приходит в упадок. Нек-рое оживление наступает с 1880, когда директором и гл. дириж„ром становится Г. Рихтер. В 1897-1907 т-р переживает период расцвета. В эти годы т-р возглавлял Г. Малер. При н„м был осуществл„н ряд выдающихся постановок опер Моцарта, Вагнера, Вебера, Бетховена и др. нем. классиков, а также (впервые в Вене) опер Чайковского ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта"), опер К. Дебюсси, Р. Штрауса и др. композиторов. Вместе с Малером в т-ре работали дириж„р Б. Вальтер, художник А. Роллер и крупнейшие европ. певцы. Резко повысился исполнительский уровень оркестра и хора. Однако вследствие придворных интриг Малер в 1907 вынужден был покинуть т-р.

В последующие годы деятельность т-ра находилась в зависимости от политики австр. монархии, вкусов придворно-аристократич. кругов. Из репертуара изгоняются оперы рус. и франц. композиторов, их место занимают посредственные сочинения совр. австр. авторов. После образования Австрийской республики (1918) т-р получает наименование Государственного. В 20-30-е гг. в т-ре выступают дириж„ры К. Краус, И. Ерипс, Р. Штраус, Б. Вальтер, Э. Сенкар, В. Фуртвенглер, В. де Сабата, а также мн. выдающиеся вокалисты Европы. Ставятся оперы "Идоменей" Моцарта, "Дон Карлос" и "Макбет" Верди, оперы совр. композиторов - Р. Штрауса, М. Равеля, М. де Фальи. Вместе с тем в эти годы т-р становится центром модернистских направлений в опере, здесь ставятся и малозначительные формалистич. сочинения. Значит. перелом в развитии т-ра наступает в 1936, когда гл. дириж„ром становится Б. Вальтер. Среди пост. этого периода-"Кармен" Визе, "Далибор" Сметаны, соч. совр. композиторов. В 1938 (после гитлеровской оккупации Австрии) руководство т-ра было сменено. В течение последующих лет В. г. о. занимала положение второстепенного провинциального т-ра. В связи с эмиграцией и репрессиями в отношении ряда артистов исполнительский уровень значительно снизился. 6 марта 1945 здание т-ра было разрушено американской бомбой. Сразу же после освобождения Австрии (1945) труппа В. г. о. возобновила свою работу. Были осуществлены пост., к-рыми руководили крупнейшие дириж„ры - И. Крипс, О. Клемперер, К. Краус и др. Ставились оперы Моцарта." Бетховена, Россини, Р. Штрауса. В течение десяти лет, пока восстанавливалось здание, т-р давал спектакли в помещениях т-ров "АН дер Вин", "Фольксопер", а также (с 1947) регулярно гастролировал за рубежом (Франция, Англия, Бельгия, Италия и др. страны).

В ноябре 1955 премьерами опер "Дон Жуан" Моцарта, "Кавалер роз" Р. Штрауса и "Воццек" А. Берга было торжественно открыто восстановленное здание В. г. о. Среди крупнейших спектаклей конца 50-х гг.: "Юлий Цезарь" Генделя, "Так поступают все", "Женитьба Фигаро" Моцарта, "Кавалер роз", "Саломея", "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса, "Бал-маскарад" Верди, "Золото Рейна" Вагнера, "Ревизор" Эгка, "Художник Матисс" Хиндемита, "Проданная невеста" Сметаны, "Золушка" Россини и др. В В. г. о. работали мн. лучшие вокалисты Австрии и др. стран: А. и X. Конечны, Л. Велич, М. Чеботари, И. Зефрид, С. Юри-нац, Э. Шварцкопф, М. Роос, Р. Андей, М. Лоренц, Г. Трептов, К. Фридрих, А. Дермота, Ю. Патцак, В. Людвиг, П. Клейн, Г. Хоттер, П. Ш„флер, Э. Кунц, А. Ергер, Л. Вебер, X. Альсен, А. Поель и др. Гл. дириж„р В. г. о. (1959) - Г. Карали, ведущий реж.-Г. Реннерт. Здесь часто выступают дириж„ры Г. Селл, И. Кейльберт, Д. Митропулос и др.

Лит.: W a 11 a s с h e k R., Geschichte der Wiener Hofoper, W., 1907-1909; Specht R., Das Wiener Operntheater von Dingelstedt bis Schalk und Strauss, W., 1919. Л. М.

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в музыке, сложившееся в Вене во 2-й пол. 18 в. Основоположники его - И. Гайдн и В. Моцарт. К В. к. ш. примыкает X. Глюк. Последний и высший этап В. к. ш. - творчество Л. Бетховена (конец 18 в.- 1-я четверть 19 в.). Оптимистич. утверждение жизни, правдивое отражение действительности, гуманизм и народность - общие черты творчества венских классиков при всех различиях между ними. В. к. ш. связана с реформой муз.-сценических жанров: бытовая комич. и сентиментальная оперы превращаются в творчестве композиторов В. к. ш. в высокую реалистич. комедию ("Свадьба Фигаро" Моцарта) и психологич. комедию-драму ("Дон Жуан" Моцарта), а сказочная феерия - в нар. муз.сценич. сказку ("Волшебная флейта" Моцарта). Творчеству Моцарта предшествовало коренное преобразование Глюком мифологич. оперы, превращение е„ в правдивую, драматически цельную муз. трагедию. Бетховен вн„с в оперное творчество революционно-героич. идеи ("Фиделио"), радикально изменив стиль немецко-австрийского зингшпиля в духе характерного для эпохи франц. революции жанра т. н. "оперы спасения". Творчество венских классиков - одна из вершин в развитии мирового муз. иск-ва.

ВЕНСКАЯ ОПЕРЕТТА. Прообразом В. о. явился зингшпиль, утверждавшийся в сер. 18 в. на венской сцене композиторами И. Гиллером и К. Диттерс-дорфом. В развитии этого жанра в 19 в. сыграли большую роль актеры и драматурги Ф. Раймунд и И. Н. Нестрой. В последней четверти 19 в. В. о. достигла высокого развития.

В творчестве основоположника В. о. Ф. Зуппе влияние Оффенбаха - одного из создателей оперетты как самостоятельного жанра, сочетается с нац. традициями венской бытовой музыки, драматургич. принципами австр. и нем. зингшпиля и итал. оперы. Видным представителем В. о. был также К. Милл„-кер; среди либреттистов - Ф. Целль и Р. Жене. Классич. стиль венской "танцевальной" оперетты наиболее полно определился в творчестве И. Штрауса-сына. Среди композиторов, завершающих классич. тип В. о., выделяется К. Целлер.

Новый тип В. о., сочетающий сентиментальную драму и чувственную лирику с при„мами каскадного исполнения, создал Ф. Легар. На сценах Вены утверждается салонная или бытовая музыкальная комедия, перемежающаяся буффонными сценами. Лирич. и муз. номера развиваются почти до оперных форм, широко применяются лейтмотивы, инструментовка становится вс„ более насыщенной. Крупнейшими представителями В. о. в 20 в. были О. Штраус и И. Кальман музыка к-рого отличалась яркостью и эффектностью; лучшие е„ стороны связаны с нац. венг. песенно-танцевальной мелодикой. В сюжетах своих произв. Кальман следовал образцам венского опереточного стиля. В конце 20-х гг. 20 в. тематика либретто В. о. отходит от социально-сатирич. тенденций; живые характеры сменяются условными масками-амплуа. Упадок жанра В. о. обозначился в опереттах последователей Легара (в т. ч. Л. Фалля). См. также Оперетта.

Лит.: ЯнковскийМ." Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л.-М., 1937; RiegerE., Offenbach und seine Wiener Schule, W., 1923; Keller 0., Die Operette in ihrer geschichtlichen Entwicklung (Musik, Libretto, Darstellung), Lpz., 1926.

ВЕНУОЛИС (наст. фам.- Жукаускас), Ан-танас Юлианович [26.Ill (7.IV). 1882-17.VIII. 1957]- литовский советский писатель-драматург. Народный писатель Лит. ССР (1957). Деп. Верх. Совета Лит. ССР 2-4-го созывов. Крупнейший представитель реалистич. направления в нац. лит-ре. Лит. деятельность начал в 1905. В историч. драме "1831 год" (1931, пост. 1938, Каунасский т-р) В. показал протест литов. народа против царизма и крепостничества. Пьеса "Крепость" (1936) посв. борьбе литовцев против тевтонов в 13 в. В бытовой социальной драме "В сумерках" (1-й вариант 1940, Каунасский т-р, новая ред. 1945, Паневежисский т-р) В. раскрыл антигуманность бурж. морали. В т-рах Литвы идут инсценировки повести В. "Утопленница" К. Кимантайте и А. Лиобите (1956, Вильнюсский т-р) и романа "Усадьба Пуоджю-насов" Р. Микалаускайте и Ю. Шейнас (1958, Шяуляйский т-р). А. Руз.

ВЕНЯВСКИЙ (Wieniawski), Адам Тадеуш (27.11. 1879 - 27.IV. 1950) - польский композитор, музыкальный критик и музыкально-общественный деятель. Племянник скрипача и композитора Г. Венявского.

Музыке обучался в Варшаве у Носковского, в Берлине у Баргиля и в Париже у д'Энди и Форе. Автор опер "Медея" (1912), "Освобожд„нный" (1928), балетов "Актея", "Лалита", оперетты "Софка" (не пост.) и др. произв. И. Гр.

ВЕПРЙЦКАЯ, Людмила Васильевна (р. 12.IX. 1902) - русская советская писательница и драматург. Лит. деятельность начала в 1928. В.- автор одного из первых драм. произведений для детей на совр. тему - "Лягавый" (1929, Моск. т-р для детей), а также пьес "Вес„лый портняжка" (по сказке бр. Гримм "Храбрый портняжка", 1936, МТЮЗ), "Сокровище Вали-дуба" (1952, Моск. драм. т-р), "Сливовые косточки" (1953, Ленингр. ТЮЗ), "Наш отец женится" (1956, Кировоградский т-р). В. пишет также пьесы для театров кукол ("Иржик-молодец", "Палочка-выручалочка" и др,.).

ВЕРА (Vera), Мария (наст. имя и фам.- Франциска Э п п и х) (22.XI. 1881 - 12.1. 1954) - словенская актриса. Обучалась актерскому иск-ву в Вене. В 1908- 1919 играла в т-рах Цюриха, Мангейма, Берлина, Данцига, Базеля. В 1919-23 работала в сербских т-рах в Белграде, Сараево. В 1923-54 - актриса Словенской драмы в Любляне. Иск-во В. было отмечено поэтичностью, глубиной психологич. характеристик. В. выступала гл. обр. в классич. пьесах (Софокл, Ев-рипид, Шиллер, Г„те). Однако свои лучшие роли создала в драмах Хеббеля (Мариамна - "Ирод и Мариамна", Брунгильда - "Нибелунги", Юдифь - "Юдифь", Родопа - "Гигес и его кольцо", Клара - "Мария Магдалина") и Ибсена (Гедда Габлер-о. п., Элида - "Женщина с моря", Ребекка - "Росмерс-хольм", Хедвига - "Дикая утка", фру Альвинг - "Привидения", Хьордис-"Воители в Хельгеланде"),

Лит.: Фран Коблар, Вера Мария - артистка, Словенец, 1934; Филип Клан, Европеизация словенской театральной культуры, [s. l.], 1957. (7, И.

"ВЕРА ШЕЛОГА"- см. "Боярыня Вера Шелога".

ВЕРБИЦКИЙ, Всеволод Алексеевич (29.11. 1896 - 11. VIII. 1951) - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1948). С 1916 -в труппе МХАТа. Играл роли: Тальберг и Шервинский ("Дни Турбиных" Булгакова), Бенкендорф ("Последние дни" Булгакова), князь Дулебов ("Таланты и поклонники" Островского), Бирон ("Елизавета Петровна" Смолина), Курчаев ("На всякого мудреца довольно простоты"), Барон ("На дне"), Николай Скроботов ("Враги") и др. Тонким юмором, иронией было проникнуто исполнение В. ролей лорда Ковэршема ("Идеальный муж" Уальда) и сэра Оливера Сэрфэса ("Школа злословия" Шеридана). Сценич. образы В. отличались точностью и в то же время мягкостью сценич. рисунка. В. был одним из организаторов и руководителей 2-й студии МХТ. П. М.

ВЕРБИЦКИЙ, Михаил [1815- 25.ХЦ7.ХП). 1870] - украинский композитор. Один из первых проф. композиторов Галиции. Муз. образование получил у чеш. музыкантов А. Нанке и Ф. Лоренца. Написал музыку ко мн. драмам, комедиям, водевилям, к-рые шли на сценах зап.-укр. любительского (40-е гг. 19 в.) и проф. (60-е гг.) т-ров. Среди них: "Верховинцы" (1849), "Не до любви" (1860), "Сельские уполномоченные" (1866), "Настасья" (1867) и др. В своих муз.-сценич. произв. В. использовал напевы нар. песен и типичные интонации зап.-укр. муз. фольклора. В. принадлежит муз. драма "Подгоряне" (либретто И. Гушалевича, пост. 1865) и ряд др. соч.

Лит.: Людкевич Ст., Михайло Вербицький, "Життя и мистецтво", Льв1в, 1920, ј 4-5. M. Заг.

BEPrA(Verga), Джованни (31.VIII.1840, Катания,- 27.1. 1922, там же) - итальянский писатель и драматург. Основоположник направления веризма. Литературную деятельность начал в 60-е гг. 19 в. Начиная с рассказа "Недда" (1874), центральной темой творчества В. становится изображение жизни сицилийских крестьян. В сборник "Жизнь полей" (1880) входит рассказ "Сельская честь", впоследствии переделанный В. в одноим. одноактную драму (впервые пост. в 1884 в Турине; Туридду - Ч. Росси, Сантуцца - Э. Дузе). В этой пьесе правдиво показаны нравы отсталой сицилийской деревни, где убийство из ревности - бытовое явление, освящ„нное вековыми традициями. Все персонажи "Сельской чести" обрисованы ч„тко, ясно, монолитно, наделены мощной энергией. В 1890 на сюжет драмы В. композитор П. Масканьи написал одноим„нную оперу, положившую начало жанру верист-ской оперы. "Сельская честь" принесла В. славу талантливого драматурга и побудила его переработать в драм. произв. рассказы "В швейцарской" (1885), "Волчица" (1891), "Охота за волками" и "Охота за лисицами" (1902), "От моего до твоего" (1903). В одноактной драме "В швейцарской" В. показывал жизнь простых людей, живущих в швейцарской большого дома. По своему характеру эта пьеса соответствует веристскому требованию точного, беспристрастного изображения повседневной жизни. В драмах В. имеются значительные элементы физиологизма. Конфликты разв„ртываются не на социальной, а на личной, семейной почве. В. уделяет большое внимание сексуальным мотивам, особенно в "Волчице", одной из его самых сильных пьес, к-рая написана колоритным народным языком. Страсти персонажей этой драмы доведены до предельного напряжения и носят патологический характер. Пьесы В. пользовались большим успехом.

Соч.: Drammi intimi. Roma, 1884; Драмы, пер. с итал. А. В. Ясной, М.-Л., 1941.

Лит.: Teatro di Giovanni Verga, MiL, 1912;RubertiGr., Storia del teatro contemporaneo, Bologna, 1931; Russo L., Giovanni Verga, 4 ed., Bari, 1947. С. Мок.

ВЕРДИ (Verdi), Джузеппе [10.X.1813, Ронколе, близ Буссето (Парма),27.1.1901, Милан] - итал. композитор. В детстве брал уроки музыки у местного органиста Баистрокки, позже-у органиста Провези. Попытка В. поступить в Миланскую консерваторию (1832) оказалась неудачной, и он в 1832-33 брал частные уроки музыки у профессора консерватории В. Лавинья. В 1833 В. работал дириж„ром городского духового оркестра в Буссето. В 1839 переехал в Милан, где были поставлены его первые оперы "Оберто" (1839) и "Король на час" (1840). После провала последней оперы композитор добивается успеха своей оперой "Набук-ко" ("Навуходоносор", 1842, т-р "Ла Скала", Милан). С не меньшим успехом была пост. и опера "Ломбардцы" (1843). Эти оперы, несмотря на известный схематизм либретто и плакатность муз.-выразит, средств, выдвинули В. в ряды крупнейших итал. композиторов. В период борьбы итальянцев за освобождение от австрийского ига оперы В. воспринимались как призыв к героич. действиям. Они были связаны с современностью более непосредственно, чем оперы прославленных итал. композиторов того времени - Беллини и Доницетти. В сюжетах и сценич. ситуациях опер В. слушатели видели нам„ки на совр.политич. положение (пророчество о падении Вавилонского царства в опере "Набукко" связывали с грядущим освобождением Италии, героич. хор крестоносцев в опере "Ломбардцы" воспринимался как революц. гимн). Энтузиазм патриотически настроенных итальянцев вызывали и последующие оперы В. : "Эрна-ни" на сюжет драмы Гюго (1844, т-р "Фениче", Венеция), "Аттила" (1846, там же), "Макбет" по Шекспиру (1847, т-р "Делла Перго' ла", Флоренция, 2-я ред.- 1865). С 1844 В. обращается преим. к сюжетам мировой классич. лит-ры, он созда„т оперы: "вое Фоскари" по Байрону (1844), "Джованна д'Арко" Iio драме "Орлеанская дева" Шиллера (1845), "Альзира" по трагедии Вольтера (1845), "Разбойники" по Шиллеру (1847 ),"Кор-сар" по Байрону (1848). Оперы В. начинают ставиться за границей: "Ломбардцы" с новым названием "Иерусалим"-в Париже (1847);

"Разбойники", "Корсар" - в Лондоне (1847, 1848). Во время революции 1848 В. созда„т революц. гимн на текст Дж.Мадзини ("Труба звучит") и героич.оперу "Битва при Леньяно" (пост. 1849, т-р "Арджентина", Рим, при возобновлении получила назв. "Осада Гарле-ма"). Революционно-патрио-тич. творчество В. находит высокую оценку со стороны революц. вождей-Мадзини и Гарибальди. Следующими операми В. были: "Луиза Миллер" на либр. С. Кам-марано- по драме Шиллера "Коварство и любовь" (1849, т-р "Сан Карло", Неаполь) и "Стиффелио" (1850, Триест, нов. ред.- под назв. "Гарольд", 1857, Римиии).В "Луизе Миллер" обозначались новые черты творчества композитора: отход от героич. тематики, углубл„нная передача лирич. переживаний простых людей. В нач. 50-х гг. создаются оперы, показавшие полную творч. зрелость композитора и прин„сшие ему мировую славу: "Риголетто" на либр. Ф. Пьяве по драме Гюго "Король забавляется" (1851, т-р "Фениче", Венеция), "Трубадур" на либр. С. Каммарано по драме Г. Гутьерреса (1853, т-р "Аполло", Рим), "Травиата" на либр. Ф. Пьяве по драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями" (1853, т-р "Фениче", Венеция). В этих операх нашла отражение тема социального неравенства, характеры отмечены глубоким реализмом, индивидуальным своеобразием. В операх 50-60-х гг. в связи с ростом итал. нац.-освободит, движения В. вновь обращается к историко-героич. сюжетам, раскрывая драму отдельных героев во взаимодействии с общественно-пол итич. событиями. Таковы оперы: "Сицилийская вечерня" на либр. Э. Скриба и III. Дюверье (1855, т-р "Гранд-Опера", Париж), "Симон Бокканегра" налибр. Ф. Пьяве по драме Г, Гутьерреса (1857, т-р "Фениче", Венеция, 2-я ред.- 1881), "Бал-маскарад" на либр. А. Соммы по пьесе Скриба (1859, т-р "Аполло", Рим), "Сила судьбы" по драме А. Сааведры (1862, Мари-инский т-р, Петербург, 2-я ред.- 1869), "Дон Карлос" на либр. Ж. Мери и К. дю Локля по Шиллеру (1867, т-р "Гранд-Опера", Париж). В ряде произв. В. творчески осваивает особенности жанра французской "большой оперы": добивается монументальности, вводя широко развитые ансамблевые сцены с хором, использует балет. В связи с пост. оперы "Сила судьбы" В. дважды посетил Россию (1862). В нач. 70-х гг. по заказу египетского правительства В. написал оперу "Аида" (пост. в Каире в 1871), либр. А. Гисланцони по сценарию франц. египтолога О. Мариета. Оперное творчество В. завершается произв. на шекспировские сюжеты: "Отелло" - по одноим„нной трагедии на либр. А. Бойто (1887, т-р "Ла Скала", Милан), и "Фальстаф" - по комедии "Виндзорские проказницы" на либр. того же автора (1893, там же). В них особенно ярко сказались реформаторские черты иск-ва В. Помимо 26 опер (нек-рые имеют по 2 редакции), В. написал также "Реквием" (1874), вокальные, камерно-инструментальные и др. соч.

В историю музыки В. вош„л как один из крупнейших музыкантов-реалистов. Лучшие его оперы отличаются идейной насыщенностью, жизненной правдивостью, глубиной психологич. раскрытия характеров, силой выражения человеческих страстей. В. принимал деятельное участие в создании либретто своих опер и заботился об их правдивом сценич. воплощении. В. почти всегда выбирал сюжеты, насыщенные драматизмом, острыми жизненными конфликтами, выражая в операх сильные страсти и создавая рельефно очерченные характеры. В. работал с либреттистами Т. Солера, С. Каммарано, А. Гисланцони и особенно с Ф. Пьяве (написал либретто к 11 операм В.); в последние годы жизни сотрудничал с итал. композитором А. Бойто. В. принимал активное участие в пост. своих опер, подбирал исполнителей, бывал на репетициях, добиваясь выразительности актерского исполнения, вокального мастерства, занимался вопросами оформления спектакля. В. был крупным оперным реформатором. Создавая муз. драмы, он вносил значит, изменения в характер и структуру тра-диц. итал. оперы. В его операх постепенно стираются грани между ариозностью и речитативом, к-рый насыщается напевностью и приобретает декламационную выразительность. В. создал смешанный вокальный стиль с гибкими переходами от ариозо к речитативу, арии и дуэты разрастаются до масштаба крупных вокальных сцен; они становятся важнейшим звеном драматургич. развития. В. повысил выразит, роль оркестра, к-рый в его операх глубоко раскрывает драма-тич. ситуации и психологич. состояние героев. В поздних операх В. усилилось драматургич. значение лейтмотивов, но композитор использует их экономно, избегая чрезмерной сложности вагнеровской лейтмотивной системы. Наиболее близка к муз. драме опера "Отелло". Здесь преодолевается членение на традиц. оперные "номера", господствует сквозное муз.-драматургич. развитие, арии и дуэты заменяются свободно построенными монологами и диалогич. сценами, оркестр достигает большой психологич. выразительности. При этом В. сохраняет связь с нац. итал. оперными традициями; гл. выразит, средством его опер оста„тся пение, что принципиально отличает оперы В. от вагнеровских муз. драм. Характерная черта оперного творчества В.- демократизм. Отражая интересы и чаяния широких масс, В. постоянно опирался на нар. бытовые жанры, его мелодич. язык отличается эмоциональной непосредственностью, национальной характерностью, простотой и доходчивостью.

Реформа итал. оперы, осуществл„нная В., оказала большое влияние на оперное исполнительство. В. требовал от певцов глубоко осмысленного пения и жизненно правдивого актерского исполнения. Именно эти качества он ценил в таких певцах своего времени, как М. Пикколомини (лучшая Виолетта в "Травиате"), Ф. Варези (исполнитель ряда баритоновых партий опер В.Требования В. нередко резко расходились с общепринятыми взглядами на оперное исполнительское иск-во. Так, при постановке "Макбета" В. отказался от превосходной певицы Э. Тадолини и предпоч„л М. Барбьери-Нини, к-рая по своим внешним и вокальным данным более соответствовала мрачному облику леди Макбет. В работе певцов над наиболее ответственными партиями опер композитор сам принимал непосредственное участие. Под его руководством работал над образом Отелло лучший исполнитель этой роли Ф. Таманьо.

Из оперных произв. В. не все сохранились в репертуаре т-ров, но "Риголетто", "Травиата", "Трубадур", "Аида", "Отелло" принадлежат к числу самых популярных опер в мире. Нек-рые произв., созданные композитором в 50-60-х гг., также ставятся во мн. оперных т-рах, тогда как из опер 40-х гг. сохранили значение немногие ("Эрнани", "Макбет", "Луиза Миллер"). В России оперы В. начали исполняться итал. труппами с сер. 40-х гг. Огромный успех выпал на долю "Риголетто" в Петербурге в сезоне 1852-53. С 1859 начинаются постановки опер В. на сценах мн. др. рус. городов. С возникновением частных антреприз оперы В. распространяются по всей России. Среди дореволюц. исполнителей особенно выделяются А. В. Нежданова и Л. В. Собинов (в "Травиате", а также в "Риголетто") и Н. Н. Фигнер, прославившийся в роли Отелло. Одна из лучших ролей Ф. И. Шаляпина - роль короля Филиппа в "Дон Карлосе". Оперы В. постоянно ставятся в т-рах Советского Союза и пользуются неизменным успехом у певцов и публики. Реалистич. принципам советского т-ра близки прогрессивные устремления В. С ними нередко связывалась борьба против оперных штампов, что нашло, в частности, отражение в постановке К. С. Станиславским оперы "Риголетто" (Т-р им. Станиславского, 1939; постановка была завершена после смерти Станиславского).

Соч.: Письма В.- I copia lettere di Gr. Verdi, MiL, 1913-Briefe, hrsg. von F. Werfel, W., 1926; Werfel Р., Verdi' The man in his letters, N. Y., 1942; в рус. пер.- Верди Д., Избранные письма, М., 1959.

Лит.: Корганов В., Верди. Биографии, очерк, М., 1897; С ер ов А., Верди и его новая опера ("Сила судьбы"), в его кн.: Избранные статьи, т. 2, М., 1957; Станиславский К., Из режиссерского плана оп. "Риголетто" Верди, "Театр", 1941, JVs 4; Друскин М., Оперные идеалы Верди, "Советская музыка", 1954, ј9;АсафьевБ." Верди. Эскиз монографии, в его кн.: Избранные труды, т. 4, М., 1955; Р у-м я н ц e в П., Работа Станиславского над оперой "Риголетто", М., 1955; Соловцова Л., Джузеппе Верди, М., 1957;

Л e в и к Б., Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 4, М., 1958; Д р у с к и нМ., История зарубежной музыки, вып. 2, М., 1958; R o n с a g I i a ., Verdi, Napoli, 1914;

BonaventuraA.,La figura e l'arte di Gr. Verdi, Livorno, 1919; то же, франц. пер., Р., 1923; Т о у e F., Giuseppe Verdi, his life and works, L., 1931; Vanbianchi C., Saggio di bibliographia verdiana, MiL, 1913; Gatti C., Verdi, 2 ed., МП., 1951. Г. Кр.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница