Наши партнеры

Выгодно аренда авто москва премиум класса в компании РексРент.
Купить женскую одежду в Вологде.
Авто

Театральная энциклопедия
(страница 77)


ВАХТАНГОВА СТУДИЯ - театральная студия, руководимая Е. Б. Вахтанговыми 1913 (1-й спектакль - "Усадьба "Паниных" Зайцева, 1914). До 1917 называлась Студенческой драм. студией, в 1917-20- Моск. драм. студией под рук. Е. Б, Вахтангова. В 1920-24 входила в число студий Моск. Художественного т-ра под названием 3-й Студии МХТ. 13 ноября 1921 состоялось официальное открытие театра "3-я Студия МХТ". Эту дату принято считать началом деятельности Театра имени Евг. Вахтангова (см. Вахтангова имени театр). В Студии начали свой творческий путь артисты и режиссеры: Е. Г. Алексеева, О. Н. Басов, В. Г. Вагрина, Н. М. Горчаков, А. И. Горюнов, А. Н. Грибов, Ю. А. Завадский, Б. Е. Захава, А. Д. Козловский, К. И. Котлубай, И. М. Кудрявцев, В. В. Куза, В. К. Львова, Е. В. Ляуданская, Ц. Л. Мансурова, В. П. Марецкая, К. Я. Миронов, М. Ф Некрасова, А. А. Орочко, А. И. Ремизова, Н. П. Русинова, Л. П. Русланов, К. Г. Сем„нова, Р. Н. Симонов, М. Д. Синельникова, А. И. Степанова, И. М. Толчанов, Л. М. Шихматов, Б. М. Шухмин, Т. М. Шухмина, Б. В. Щукин и др.

ВАХТЕРОВ, Константин Васильевич (р. 18(31). X. 1901) - русский советский актер. Учился в театр. студии актрисы О. Э. Озаровской в Москве. В 1918 начал проф. деятельность в 1-м Рабочем т-рс. С 1921 играл в различных т-рах, в т. ч. в Моск. драм. т-ре под рук. В. Г. Сахновского, МХАТе2-м. В 1938-41- в Моск. театре водного транспорта. Роли: Протасов ("Живой труп"), Печорин ("Герой нашего времени" по Лермонтову) и др. В 1941-42 играл в Омском т-ре. Роли: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), граф де Ризоор (о. п. Сарду). В 1942-45 работал во фронтовом т-ре. В 1947-53 - в Литературном театре ВТО. Роли:

Франц и Карл Моор (пост. В.). С 1953 - в Моск. т-ре им. Пушкина. Игра В. характеризуется страстностью, нервной эмоциональностью, мягкостью, проникновенным лиризмом. Выступает на радио. С. Г"

ВАЧАРИ, В а к я р и (Vaqari), Сельман (р. 1928)- албанский писатель и театр. деятель. Член Албанской партии труда. Во время национально освободительной войны (1943-44) работал в театр. труппах Тираны и партизанских соединений, в 1944 принимал участие в организации армейского т-ра и театр. труппы партизанской армии. После освобождения страны начал лит. деятельность. В 1947-51 учился на ф-те режиссуры в пражской Академии иск-в. С 1952 - режиссер Нар. т-ра, с 1954 - директор -кукольного т-ра в Тиране. В 1956 написал комедию "В Женеве", в к-рой разоблачаются поджигатели войны, показано стремление простых людей к миру (1957, Hap. т-р). Д. Аг.

ВАЧНАДЗЕ (псевдоним - Г a p p и к), Вахтанг Георгиевич [19.IV (1.V). 1893 - 15.IX.1937) - грузинский советский режиссер. В 1918 пост. в Тбилиси спектакль "На скользком пути" Эристави-Хош-тария. С 1922 - режиссер-педагог груз. драмстудии Пролеткульта. В 1924-27 - груз. сектора Красного т-ра Пролеткульта в Тбилиси. Пост. здесь спектакли "Слышишь, Москва" Третьякова, "Взятие Бастилии" Роллана, "Разбойники". В 1928-31 - режиссер и худ. рук. Сухумского груз. т-ра; осуществил здесь пост.: "Анзор" Шаншиашвили, "Кариб и Эмзар" Чианели, "Заговор Фиеско" Шиллера и др. В 1931- 1933 - худ. рук. Телавского груз. т-ра; пост. спектакли: "Разлом", "Овечий источник"; "Хлеб" Киршона и др. С 1933 работал в груз. т-ре в Зугдиди. Писал статьи о театре. Т. И.

ВАЯНГ (wajang) - индонезийский народный театр (распростран„н на всех островах Малайского архипелага). Первоначальное значение яванского слова "В.", сохранившееся также в совр. индонезийском т-ре,- вырезанная из кожи, дерева, бумаги, тонкого металлического листа плоская или объ„мная тростевая театр. кукла.

Словом "В." в Индонезии обозначают также народный теневой и кукольный т-ры, представления к-рых даются с помощью различных видов кукол В.

Иногда в современной Индонезии слово "В." переносится на обозначение вообще всех видов индонез. т-ра: иллюстрированного рассказа- ваянг-бебер; т-ра масок- то пенг (подразделяющегося на т-р масок животных - топенг-баронган, и мистериальный - топенг-даланг); танцевально-пантомимич. т-ра живого актера-бексан, бедойо, серампау. т-ра, к-рый условно может быть назван драматическим - топенг-вонг (он же ваянг-вонг или ваянг-оранг и его разновидность-ваянг-лангендрия).

Происхождение В. (народного теневого и кукольного театра) связано с анимистическими верованиями индонезийцев и с культом м„ртвых. Первоначальная цель В. - вызвать у зрителей представление о бесплотной душе умершего. Древнейший вид В. - теневой театр ваянг-кулит. Близок ему по форме, но лиш„н культовой основы театр ваянг-гедог, торжественные представления которого воспевают эпических героев. Чисто развлекательный характер имеют представления театра плоских тростевых кукол - ваянг-келитик, и т-ра объ„мных кукол - ваянг-голек, вытеснившие т-р ваянг-гедог. Все эти виды В. разыгрываются далангом являющимся одновременно владельцем и директором т-ра, драматургом, кукловодом и чтецом. Во время представления даланг меняет голос и напев в зависимости оттого, кого из действующих лиц он изображает. Представления В. сопровождаются оркестром гамеланом, состоящим из ударных, струнных и духовых инструментов. В. играет значительную роль в жизни индонезийцев - входит в каждое обрядовое, общественное и частное празднество. До начала представления даланг по„т молитву, возжигает благоухания, совершает жертвоприношение (см. Индонезийский театр).

Лит.: M e p в а р т Л. А., Малайский театр. в сб.: Восточный театр. под ред. А. М. Мерварта, Л., 1929; КрыжицкийГ.,

Экзотический театр. Л., 1927; H a ze u G. A. J., Bijdrage tot de kennis van het Javaansche tooneel, Leiden, 1897;

S k e at W. W., Malay Magie, L., 1900, pp. 457-468. 503-522;

Juynboll H. H., Indonesische en Achterindische tooneel-vorstellingen uit het Ramajana, "Bijdragen tot de Taal-Land-en Volkenkunde van Nederlandsch Indie", [s. l.], 1902; Ensiklo-pedia Indonesia, N. V. van Hoeve. Bandung-'s Gravenhage, 1956; Encyclopedie van Nederlandsch Indie, 's Gravenhage, 1929; Juynboll H., Das Javanische Maskenspiel, "Internationales Archiv fur Ethnographie", 1901, Bd 14, с. 57; Kunvardji Kawindrasusanto "Hal wajang", "Budaja", Jogjakarta, 1957, .ј l; T u r S., "Wajang Krutjil", "Budaja", Jogjakarta, 1954, ј1;

Juynboll H. H., Wayang Kelitik oder Kerutjil, "Internationales Archiv fur Ethnographie", 1900, Bd 13. ЛАМ

ВВЕДЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ ДОМ - см. в ст.

Народный дом.

ВВОД - включение нового исполнителя в готовый, иногда давно идущий спектакль. В. нужен для того, чтобы произвести срочную замену исполнителя или дать возможность актеру показать себя в новой роли (иногда В. пользуются для просмотра вновь поступающего актера). В. применяется широко при возобновлении старых постановок. А. Шн.

ВГКО (Всероссийское гастрольно-концертное объединение) - художественно-творческая организация. Образована в 1957 в системе Министерства культуры РСФСР. Задачей В. является муз.-просветительная работа, пропаганда лучших образцов музыки, лит-ры, сов. эстрадного иск-ва и нар. творчества. В состав В. вошли концертные учреждения - моек. и ленингр. Гос. эстрады и Гастрольбюро Министерства культуры СССР. В. организует в городах и с.-х. р-нах Российской Федерации сольные и смешанные филармонич. и эстрадные концерты, концерты-лекции, лит.-муз. вечера, эстрадные представления; проводит гастрольные концерты симф. оркестров, хоровых и танцевальных коллективов, концертных бригад и солистов во всех союзных республиках. В. подготавливает для исполнителей новый концертный репертуар, привлекая композиторов, писателей, поэтов, режиссеров. В составе В. существуют художественно-творч. мастерские для пост. новых концертных номеров, эстрадных спектаклей и представлений.

В штате В. (1960) ок. 800 артистов, в т. ч. нар. арт. РСФСР Н. П. Смирнов-Сокольский, Л. О. Ут„сов, А. И. Райкин, Н. А. Казанцева, С. М. Балашов; засл. деят. иск-в РСФСР И. С. Набатов, А. Л. Стасе-вич; засл. арт. РСФСР К. И. Шульженко, М. В. Миронова, Л. А. Русланова, Н. Ф. Першин, М. Д. Александрович, Л. В. Миров, П. И. Нечипоренко, Л. Г. Кос-трица; лауреаты между нар. и всесоюзных конкурсов

В. Б. Васильев, М. Л. Яшвили, И. В. Малинина, Р. Д. Фаин, Р. Н. Соболь, М. А. Ф„дорова, А. Г. Бах-чиев; артисты: А. И. Ведерников, П. Л. Муравский, Г. Я. Гончаров, Д. И. Читашвили, Т- А. Птицы-на и П. С. Маслюков и др. В. объединяет и художеств. коллективы: квинтет сест„р Ф„доровых, эстрадные оркестры под управлением Л. Ут„сова, Э. Рознера, О. Лундстрема, Ансамбль оперы. Ансамбль оперетты, передвижной т-р комедии и др. К участию в концертах привлекаются артисты муз., драм. т-ров, кино, радио.

В. имеет свои отделения в Москве, Ленинграде. Концертная работа проводится в клубах, Дворцах культуры, Зел„ных т-рах парков культуры и отдыха. В Москве и Ленинграде В. имеет стационарные здания - эстрадные т-ры, а также постоянные летние концертные площадки на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйствам московских садах "Эрмитаж", им. Баумана и др. В. оказывает значительную помощь народным университетам культуры. Я. О.

ВЕАКИС (??????), Эмилиос (1884-29.VI.1951) - греческий актер. В 1901 дебютировал на сцене т-ра в г. Волосе. Играл в различных театр. труппах Афин. В 1932-41 выступал в Нац. т-ре. Среди созданных В. сценич. образов особое место занимают монументальные образы Эдипа ("Эдип царь" Софокла) и Лира ("Король Лир" Шекспира). Среди ролей В.: Агамемнон (о. п. Эсхила), Отелло, Макбет; Клавдий ("Гамлет"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы")), сэр Тоби ("Двенадцатая ночь" Шекспира), Гарпагон; Ар-ган, Жорж Данден ("Мнимый больной", "Мещанин во дворянстве"), Грозный ("Иван Грозный" А. К. Толстого), Городничий; Рогожин и Иван Карамазов ("Идиот" и "Братья Карамазовы" по Достоевскому), Нехлюдов ("Воскресение" по Л. Толстому) и др. Выступал в пьесах греч. авторов: Андонис ("Фиданаки" Хорна), Танос ("Студенты" Ксенопулоса), Бурновас ("Трисевгени" Паламаса) и др. Крупнейший представитель реалистич. актерской школы 1-й пол. 20 в., В. создавал образы, отмеченные нац. своеобразием, яркостью, темпераментом. Близость В. кдемократич. греч. кругам способствовала углублению реалистич. тенденций в его иск-ве. В 1945-46 В. играл в труппе прогрессивного т-ра "Объедин„нных артистов", где впервые на греч. сцене исполнил роли Захара Бардина ("Враги"), Фаюнина ("Нашествие"), играл также Иконому и царя Юстина ("Ригас" Ротаса и "Феодора" Фотиадиса), в т-ре Папаса-Веакиса в 1947 исполнял роль Глобы ("Русские люди"). В 30-40-е гг. преподавал актерское мастерство в афинских театральных школах.

Лит.: "Обозрение искусств", Афины, 1957, ј 33, сентябрь (на греч. яз.). Д. С.

В‚БЕР (Weber), Карл Мариа фон (18. XI. 1786, Эйтин,- 5.VI. 1826, Лондон) - немецкий композитор и дириж„р. Основоположник нем. романтич. оперы. Родился в семье провинц. оперного капельмейстера и антрепрен„ра; мать В. была певицей. Музыке обучался у М. Гайдна и Г. И. Фоглера. С 1804 В.- капельмейстер оперного т-ра в Бреславле. Служил при дворах в Карлс-руэ и Штутгарте (1806-10), концертировал в различных городах Германии; в 1813- 1816 В.- дириж„р оперного т-ра в Праге. С 1817 жил и работал в Дрездене; был руководителем и дириж„ром Нем. оперы; выступал как муз. критик. В. возглавил борьбу за развитие нем. оперного иск-ва, дооивал-ся высокого художеств. уровня исполнения опер Моцарта, оперы "Фиделио" Бетховена и др. В то же время он пропагандировал лучшие образцы опер франц. композиторов. Интерес к т-ру и раннее знакомство с ним оказали большое влияние на творчество В. Первая опера (зингшпиль) "Сила любви и вина" была им написана в возрасте 14 лет (рукопись не сохранилась). Далее последовали: зингшпили "Немая лесная девушка" (1800, Фрейберг), "Петер Шмоль и его соседи" (1803, Аугсбург), "Рюбецаль" (1805, не-оконч.), романтич. опера "Сильвана" (переработка "Немой лесной девушки", 1810, Франкфурт-на-Майне), комич. опера "Абу Гасан" (1811, Мюнхен). Значение этих опер было преходящим, но их отдельные черты предвосхищали зрелый оперный стиль композитора. В 20-е годы В. были созданы наиболее значительные оперы: "Вольный стрелок" ("Фрейшютц", либр. Ф. Кинда на осн. "Книги призраков" А. Апеля, 1821, т-р "Шаушпильхауз", Берлин), "Эврианта" (либр. Хельмины фон Хези, 1823, "Кернтнертортеатр", Вена), "Оберон" (либр. Д. Планше по поэме К. М. Виланда, 1826, "Ковент-Гарден", Лондон). Кроме опер, В. написал также музыку к 9 драматич. пьесам, в т. ч. к "Турандот" Гоцци- Шиллера (1809), "Прециозе" Вольфа (1821) и др. Перу В. принадлежит мн. вокальных и др. соч., в т. ч. сб. патриотич. песен "Лира и меч" на стихи Т. Кернера (1814), симфонии, инструмент. концерты, сонаты для фп. и др.

В. - представитель прогрессивного направления в романтизме. В сюжетах его опер отражены мотивы нар.-поэтич. творчества, музыка связана с нар. песенным и танцев ал ьно-инстру мент. иск-вом. Наиболее известна опера В. "Вольный стрелок". Романтическая по характеру, колориту и трактовке основных персонажей, насыщенная элементами мрачной фантастики, она вместе с тем содержит ярко выраженные реалистич. тенденции, проявляющиеся в жизненной правдивости нар.-бытовых сцен и отдельных образов. "Вольный стрелок" завоевал огромную популярность (хоры из оперы стали нар. песнями). Появление этого произв. ознаменовало начало активной борьбы за национально-самобытный нем. муз. театр. В опере использованы характерные черты нем. нац. жанра зингшпиля; композитором уделяется особое внимание муз. драматургии. Новый тип оперы был создан В. в "Эврианте" - большой героич. опере на типичный для нем. романтиков средневековый рыцарский сюжет. Неудачное либретто, отмеченное отвлеч„нным морализированием, идеализацией прошлого и нек-рыми чертами мистицизма,повредило успеху оперы. Для муз. стиля "Эврианты" характерны: развитый мелодич. речитатив, последовательное применение принципа лейтмотива. "Эврианта" В. оказала влияние на оперное творчество Шумана ("Геновева") и Вагнера ("Тангейзер", "Лоэнгрин" и др.). Последняя опера В. "Оберон" отличается светлым колоритом и тонко переда„т поэзию природы. В.- мастер оркестровки; особенно красочен оркестр В. в оперных увертюрах, программных по содержанию. Муз. черты и принципы драматургии мн. опер В. и особенно оперы "Вольный стрелок" отразились в нем. оперном иск-ве, а также в "Вильгельме Телле" Россини, "Роберте-дьяволе" Мейербера, "Аскольдовой могиле" Верстовского и др. Простота и народность оперы В. определили новые требования к исполнителям и постановщикам. Однако в отд. пост. "Вольного стрелка" не сохранялся полностью авторский замысел. режиссеры нек-рых т-ров стремились к внешней помпезности спектакля или же к грубому натурализму (напр., постановка оперы в Париже в т-ре "Одеон", 1824). Против искажений оперы В. энергично протестовали передовые музыканты (в т. ч. Вагнер и Берлиоз). В России опера шла под назв. "Волшебный стрелок" в исполнении как итал., так и рус. оперных трупп. Восторженно встреченная публикой, она вызвала высокую оценку со стороны Серова и Чайковского. Лучшие традиции исполнения опер В. создали певицы В. Шр„дер-Дев-риент, Ж. Линд, Г. Зонтаг, певцы И. Тихачек, А. Ни-ман, Ф. Бец и др.

Л и т. соч.: Samtliche Schriften, kritische Ausgabe von G. Kaiser, Lpz., 1921; в рус. пер.-Автобиографический набросок, "Советская музыка", 1936, .ј 12; Жизнь музыканта. Глава из неоконченного романа, там же, 1935, ј 7-8, 10.

Лит.: Коломийцев В., Карл Мария фон Вебер. К столетию со дня его смерти, Л., 1927; Кузнецовы К. и В., Народные элементы в творчестве Вебера, "Советская музыка", 1936, ј 12; Ферма н В., Немецкая романтическая опера, там же, .ј 6; Л a Mapa, Музыкально-характеристические этюды, т. 1, М-, 1886; Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи. М-, 1953;СаккеттиЛ.Л., Значение Вебера в современной оперной музыке, "Русская музыкальная газета", 1913, ј 2, 4-7; К"р е м л е в Ю., Карл Мария Вебер, "Советская музыка", 1955, ј 11; Weber M. M. von, Carl Maria von Weber. Ein Lebensbild, Bd 1-3, [Lpz.],1864-66;

Reissmann A., Carl Maria von Weber. Sein Leben und seine Werke, B., 1886; S с h n о о r H., Weber auf dem Welttheater, 3 Aufl., Dresd.. 1943; M o se r H., Carl Maria von Weber, Lpz., 1955. Г. Кр.

ВЕГА (Vea), Алонсо де ла (г. рожд. неизв. - ум. ок. 1566) - испанский драматург. Последователь Лоне де Руэда (служил актером в его труппе). В 1566 были изданы три пьесы В. на итал. сюжеты: стихотворная трагедия "Серафина", стихотворная комедия "Толомеа" и комедия в прозе "Герцогиня де ла Роса" (последняя по новелле Банделло). Эклектич. совмещение традиций итал. ренессансной драмы и принципов нар. т-ра Лопе де Руэда, характеризующее драматургию В., помешало е„ распространению в репертуаре т-ров.

Соч.: Tres comedias de Alonso de la Vega, con un prologo de М. Menendez-y-Pelayo, Dresd., 1905. H. T.

ВЕГА (Vega), Вентура де ла (14.VII.1807-291 XI. 1865) - испанский поэт и драматург. В юности был участником подпольного революционного общества нумантинцев, в сер. 30-х гг. 19 в. переш„л на консервативные позиции. В 1831 начал драматургич. деятельность комедией "Завещание". Был воспитателем и личным секретар„м королевы Изабеллы II. Лучшая пьеса В. - "Светский человек" (1845) - комедия, построенная на недоразумениях, возникающих в результате ложных подозрений супругов в измене. Будничные конфликты бурж. семьи являются также основой либретто сарсуэлы (род спектаклей, в к-рых пение и танцы чередовались со стихотворным диалогом) "Игра с огн„м". В. написал историч. драму "Дон Фернандо де Антекера" (1847),классицистическую трагедию "Смерть Цезаря" (1863). Во многих своих произведениях В. придерживался правил классицизма, продолжавшего существовать в исп. драматургии наряду с романтизмом и бурж.-реалистич. направлением. В. известен также как переводчик произведений Скриба и др. франц. драматургов.

Соч.: Obras escogidas, Madr., 1874.

Лит.: L е s 1 i e J. К., Ventura de la Vega and the Spanish theatre. 1820-1865, Princeton, 194". 3 /7

ВЕГА КАРПЬО (Vega Carpio), Лопе Феликс де (25. XI. 1562, Мадрид, - 27. VIII. 1635, там же) - испанский драматург. Основоположник исп. нац. драматургии. Родился в семье ремесленника-вышивальщика. Обучался в ун-те в Алькала-де-Эна-рес. В 1574-75 написал первую пьесу - "Истинный любовник". В 1588 за эпиграммы, высмеивающие директора т-ра X. Веласкеса, был изгнан из Мадрида и вступил добровольцем в "Непобедимую Армаду" - исп. военный флот, выступивший против Англии. После разгрома "Непобедимой Армады" (1588) жил в Валенсии и Толедо, занимаясь лит. деятельностью. В 1595 вернулся в Мадрид. Уже будучи широко известным писателем, служил в качестве секретаря и письмоводителя у герцогов Альба, де Ceca и др. титулованных лиц. В 1609 вступил в религиозное братство, в 1614 стал священником, а с 1624 возглавлял братство служителей инквизиции.Тем не менее осн. направление творчества писателя оставалось светским и гуманистическим. В 1625 совет Кастилии запретил печатать и ставить пьесы В. К. Этот запрет был отмен„н лишь за год до смерти писателя. В. К. писал преим. для народного публичного т-ра. Его пьесы встречали восторженное поклонение зрителей. Человек разносторонней и яркой одар„нности, В. К. выступал в различных жанрах: писал поэмы, романсы, новеллы, но гл. сферу его деятельности составляла драматургия. В. К. написал до 2 200 пьес светского и религиозного содержания (сохранилось 426 его комедий и 48 одноактных пьес, т. н. аутос сакраменталес, связанных с торжеством причастия). В драматургии В. К., как и в драматургии Шекспира и его плеяды в Англии, Корнеля и Расина во Франции, отразилось столкновение уходящего феодально-патриархального мира с абсолютистским государством и индивидуализмом и своекорыстием нарождающегося бурж. мира. В. К. был основоположником исп. нац. драмы. Он не только создал множество ярких и совершенных пьес, но и теоретически обосновал свои творческие принципы в поэме "Новое искусство писать комедии в наше время" (1609). Отбрасывая канонич. правила классицизма, он утвердил глубоко новаторскую драматургию, основанную на требовании "правдоподобия" и адресованную народному зрителю. В. К. видел в драме зеркало жизни и полагал, чтодраматич. произведение должно включать и трагич. и комич. моменты. Особое значение В. К. придавал искусно построенной интриге, к-рая должна держать зрителя в напряжении до конца спектакля.

Рисуя широко и многообразно события переломной эпохи, В. К. создавал свои пьесы, опираясь на исп. историч. хроники, нар. романсы, сочинения античных историков и произв. итал. новеллистов. Весь этот разнообразный материал он подчинял стоящим перед ним большим задачам. По широте охвата социальных явлений, психологич. глубине и поэтической силе драматургия В. К. занимает одно из первых мест в истории мировой драмы. В мировоззрении и творчестве В. К. отразились своеобразные черты исп. Возрождения. он не порывал до конца с религией и стремился примирить свободное развитие личности с патриархальными принципами.

Убежд„нный сторонник абсолютизма, В. К. в своих пьесах рисует борьбу королевской Испании против мавров и феодальной раздробленности. Он видит в королевской власти единственную силу, способную создать независимую централизованную Испанию. При этом В. К. считал, что королевская власть стоит над классами и является носительницей "абсолютной справедливости". Особое место среди драм В. К. занимают драмы народной героики, изображающие отношения тр„х социальных сил старой Испании: народа, феодалов и королевской власти. Наиболее значительные из этих пьес: "Перибаньес и командор Оканьи" (соч. 1609-12), "Овечий источник" ("Фуэнте овехуна", соч. в 1612-13, изд. 1619), "Лучший алькальд-король" (изд. 1635). Показывая столкновение феодала и крестьянина, В. К. целиком стоит на стороне крестьянина, защищающего свою честь, достоинство и независимость от феодальных интриг и притеснений. Но в пьесах "Перибаньес и командор Оканьи" и "Лучший алькальд - король" королевская власть представлена выразительницей справедливости, защищающей крестьянина от притеснений феодала. С большим реализмом эта тема трактована в величайшей из драм В. К.- "Овечий источник", изображающей героич. народ, поднявшийся на защиту своей чести и достоинства. В этой драме представители королевской власти отдают приказ безжалостно пытать крестьян и, только убедившись в невозможности сломить их волю, отпускают жителей непокорной деревни на свободу. Мощный социальный пафос этих пьес, овеянные поэзией образы представителей народа делают драмы В. К. одной из вершин мировой драматургии.

К числу историч. пьес В. К. относятся его т. н. "драмы о королях и правителях-тиранах". Наиболее значительная из них - "ЗвездаСевильи"(изд.1623)- изображает столкновение деспота, тирана и развратника короля с жителями города Севильи, людьми, полными героических стремлений, чести и достоинства. Осуждая тиранию королевской власти, В. К. не идеализирует здесь и старую патриархальную Испанию, показывая деспотизм, царящий в семейной жизни исп. дворянства. На сопоставлении патриархальной деревенской жизни и жизни города построены пьесы "Умный в сво„м дому" (соч. 1606-09, изд. 1615), "Крестьянин в сво„м углу" (соч. 1614-15, изд. 1617). В. К. осуждает ханжество и лицемерие "цивилизованного" общества и противопоставляет ему народную жизнь, привлекающую его своей простотой и естественностью. Вместе с тем В. К. изображает распад и разложение патриархальной жизни под натиском развивающейся цивилизации.

Пьесы В. К., посвящ„нные совр. ему жизни, включают "драмы чести", изображающие семейную жизнь исп. дворянства. Самая значительная из них "Победа чести" (изд. в 1635). Передовой человек своего времени, В. К. считал, что брак должен быть основан на взаимном согласии и любви мужчины и женщины, но после того, как семья сложилась, она незыблема.Он стоит на страже патриархальной семьи, рассматривает ее как оплот в борьбе с безнравственностью. В. К. писал драмы из истории Др. Рима, Франции, Италии. Пьеса "Великий князь Московский" (изд. в 1617) посвящена России. Тема е„ - история Лжедимитрия и польской интервенции в России. Изображая Др. Рим, Русь 16 в. или Испанию архаич. врем„н, В. К. рисовал расстановку социальных сил, сходную с Испанией его эпохи, не стремился к передаче особенностей жизни, нравов и деталей быта народов того времени, к-рое он изображал в своих пьесах. В то же время В. К. раскрывал главные конфликты сословного общества, показывая столкновение между угнетателями и угнет„нными. Его пьесы, не являясь подлинно историческими, представляют собой грандиозные социальные драмы.

Большое место в творческом наследии В. К. занимают его комедии. Принято подразделять их на пасторальные, "плутовские", комедии героич. содержания, "придворные комедии", "комедии плаща и шпаги", построенные на любовных перипетиях, героями к-рых являются дворяне. В комедиях В. К. отч„тливо проявилась его связь с освободительным движением Возрождения. В центре комедий В. К. образ молодого человека, приобщившегося к передовым идеям Возрождения, активно борющегося за сво„ счастье. Наиболее популярные комедии "Учитель танцев" (1594), "Мадридская сталь" (изд. 1618), "Хитроумная влюбл„нная" (соч. 1604- 1618), "Валенсианская вдова" (изд. 1621), "Девушка с кувшином" (соч. 1625-32, изд. 1646) и "Дура для других, умная для себя" (изд. 1635) и др. проникнуты пафосом борьбы за человеческое счастье и верой в победу молодых людей, приобщившихся к передовым идеям и образованию. Героини их - чаще всего женщины, совершающие "подвиг любви", ведущие борьбу за сво„ счастье, за возможность соединиться с любимым человеком, преодолев сопротивление отцов и опекунов. Во всех этих комедиях борьба героинь приобретает крайне напряж„нный характер. Им приходится преодолевать не только внешние препятствия, но и собственные сословные предрассудки. Так, одна из лучших комедий В. К. "Собака на сене" (соч. 1625-32) показывает борьбу в душе героини между сословными предрассудками и любовью. Комедии В. К. строятся на головокружительной интриге, в к-рой активное участие принимают не только влюбл„нные герои - дворяне, но и их слуги, помогающие своим господам и часто высказывающие по их адресу иронич. замечания. Среди этих слуг наиболее интересен тип шута грасъосо. В комедиях В. К. отразился оптими-стич. пафос исп. Возрождения-вера в мощь человеческой воли, в способность человека бороться с трудностями и одерживать над ними верх, вера в гуманизм. В. К. выступал и как автор религиозных драм, но они занимают второстепенное место в его творчестве.

Среди этих пьес - пьесы аллегория, характера ("Жатва", "Путешествие души" и т. д.), основанные на эпизодах из Библии, "священные комедии" ("комедии сак-ра") и драматизированные жития святых ("комедии де сантос"). Но даже в аллегорических произв. В. К. появляются светские мотивы и гуманистические идеи. В числе "комедий де сантос" лучшая - "Истинная ложь" о жизни святого Генезия, покровителя актеров, язычника, обратившегося в христианство.

Драматургия В. К. имеет определ„нную структуру и устойчивые художеств. принципы. Его комедии делятся на 3 акта (хорнады). Пьесы В. К.-стихотворные (белый стих, народный романсовый стих, сонетная форма). Являясь величайшим мастером дра-матургич. интриги, В. К. уступает, однако, своему гениальному современнику - Шекспиру - в умении создавать сложные психологич. характеры. Вместе с тем В. К. сделал шаг вперед по сравнению с драматургией Возрождения и в т. ч. с драматургией Шекспира в разработке народной темы. Народ, составлявший лишь фон пьес Шекспира, становится в ряде пьес В. К. центральным героем и трактуется в патетическом духе. В. К. заложил основы исп. нац. драматургии. Его непосредственными преемниками были Тирсо де Молина, Кальдерон, Рохас Соррилья, Морето и др. представители исп. драмы "золотого века".

Вскоре после смерти В. К. исп. правительство начало репрессии против т-ра и запретило его пьесы. В 18 в. представители классицизма повели борьбу против нар. драматургии В. К., выходящей за рамки канонов классицизма. Пьесы В. К. появлялись на исп. сцене в обработке, дал„кой от подлинника. Возрождение интереса к драматургии В. К. относится к эпохе романтизма, однако многие романтики отдавали предпочтение его младшему современнику Кальдерону. В 19 в. пьесы В. К. ставились в Испании сравнительно редко и чаще всего в ремесленной обработке. Пропаганда творчества В. К. начинается в Испании после 1931. Особенно много сделал для этого драматург Ф. Гарсиа Лорка, поставивший в руководимом им передовом студенческом т-ре "Ла Баррака" "Овечий источник", "Дурочку" и др. В период гражд. войны в Мадриде был показан "Овечий источник", находившийся в старой Испании фактически под запретом.

За пределами Испании пьесы В. К. шли сравнительно редко. Исключение составляет Россия, где пьесы В. К. появляются во 2-й половине 19 в. В 1876 на сцене Малого т-ра был пост. "Овечий источник" в переводе С. А. Юрьева с М. Н. Ермоловой в роли Лаурен-сии. Спектакль благодаря своей тираноборческой направленности был воспринят демократич. зрителем как большое обществ, событие. После нескольких представлений он был снят цензурой. В 1877 Малый т-р показал пьесу "Лучший алькальд - король". В 1886 пост. с участием Ермоловой, А. П. Ленского и А. И. Южина "Звезда Севильи". Спектакль, в к-ром звучали антитиранич. мотивы, имел большое прогрессивное значение. В 1893 Малый т-р показал "Собаку на сене" ("Собака садовника"; Диана - Леш-ковская, Теодоро - Ильинский). Комедия в течение многих лет сохранялась в репертуаре т-ра. На сцене Александрийского т-ра она была пост. в 1891 (Диана- Савина, Тристан - Варламов). В 1893 труппой Александрийского т-ра на сцене Михайловского т-ра была пост. комедия "Сети Фенизы" (с участием Давыдова и Варламова).

Интерес к творчеству В. К. ещ„ более возрос в нашей стране после Октябрьской революции. В 1919 К. А. Марджанишвили (Марджанов) пост. "Овечий источник" на сцене Киевского т-ра (Лауренсия -

Юренева). Спектакль был горячо воспринят красноармейцами и рабочими - зрителями революционного Киева. В 1922 Марджанишвили пост. ту же пьесу в Тбилиси, на сцене Т-ра им. Руставели. Спектакль этот заложил основу сов. груз. театр. иск-ва. "Овечий источник" и в дальнейшем ставился на сценах сов. т-ров: Т-р им. Франко, Киев (1923-24), Башкирский т-р, Уфа (1930), Т-р им. Хамзы, Ташкент (1931), Т-р им. Сталина, Ашхабад (1935), Моск. т-р Революции (1938), Осетинский т-р, Дзауджикау (1953) и др. На сюжет "Овечьего источника" сов. композиторами были написаны балеты: "Лауренсия" Крейна (1939, Ленинградский т-р оперы и балета им. Кирова, Лауренсия - Дудинская, Фрондозо - Чабукиани; 1948, Т-р оперы и балета им. Палиашвили, Тбилиси, Лауренсия - Цигнадзе, Фрондозо - Чабу-киани; 1956, Большой т-р, Лауренсия - Плисецкая, Фрондозо - Чабукиани. Постановщик этих спектаклей-Чабукиани) и "Дочь Кастилии" Василенко (1955, Моск. т-р им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко, Лауренсия - Власова). Среди пост. комедий В. К. на советской сцене: "Собака на сене" (1936, Ленингр. т-р Комедии, Диана - Гошева, 1937, Моск. т-р Революции, Диана - Бабанова), "Вален-сианская вдова" (1939, Ленингр. т-р Комедии, Леа-нарда-Юнгер; 1940, Моск. т-р им. Ленинского комсомола, Леанарда-Гиацинтова), "Учитель танцев* (1946, ЦТСА, Альдемаро-Зельдин, Фелисиана - Добр-жанская), "Чудеса пренебрежения" (1946, Моск. т-р драмы и комедии), "Девушка с кувшином" (1949, Моск. драм. т-р) и др.

Соч.: Obras..., v. I--XIII, nueva edicion, publ. por la Real Academia Espanola, Madrid, 1916-30; в рус. пер.- Избранные драматич. произведения, под ред. Н. Любимова, т. 1-2, М., 1954.

Лит.: Rennert Н. А. у Castro A., Vida de Lope de Vega(1562-1635), Madrid, 1919; Sen e v i ] 1 R. The dramatic art of Lope de Vega, Berkeley, 1918; Meriende z-y-P e 1 а у о M." Estudios sobre el teatro de Lope de Vega, v. 1-6, Madrid, 1949; КржевскийБ. А., Творчество Лопе де Вега, в сб.: Культура Испании, fM.J, изд. АН СССР, 1940; Д e p ж а-в и н К. Н., Драматургия Лопе де Вега (Вступ. статья), в изд.: Лопе де Вега, Избранные драматические произведения, т. 1, М., 1954; Игнатове., Испанский театр XVI- XVII веков, М.-Л., 1939; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; П л а в-скин 3., Лопе де Вега, Л.-М., 1960. А. Шт.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница