Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-s-detskim-kreslom-v-sochi/ в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 74)


ВАРГАС (Vargas), Вергара Америке (р. 23.VIII. 1911) - чилийский актер, режиссер, театральный деятель. Артистич. деятельность начал в 1932 в труппе актера и режиссера Р. Фронтауры. Нек-рое время играл в труппах А. Флореса и в комедийной труппе Л. Кордова и О. Легия. В 1940-49 выступал в различных театр. коллективах Буэнос-Айреса (играет на исп. яз.). По возвращении на родину вновь вступил в труппу Флореса. В 1950 организовал театр. труппу в Винья-дель-Мар. В 1953 создал свой т-р в Сантьяго (здание т-ра "Мару"), в к-ром выступает как актер и режиссер. Пост. спектакль "Чудесное преступление" Кнотта, пользовавшийся большим успехом, "Слуга двух господ" (1957). В репертуар т-ра В. входят произв. чилийских и европ. драматургов, преимущественно комедии. Коммерческий характер т-ра определяет чисто развлекательный характер репертуара: "Мама заво„вывает любовника" Ириарте (1953, т-р "Мару"), "Вечная ловушка" Эйреманса и др. В. - лауреат Нац. пр. по иск-ву (1955), премии "Кауполикан" (1953 - за пост. "Достопочтенное семейство Шантрель" Верноа, 1954 - за участие в спектакле "Чудесное преступление") и др. В. является также автором ряда пьес (совм. с Л. Кордова). Снимался в кино.

Лит.: Orlando Cabrera Leyve Julio Ibanez Paredes, i quienes son en cine, radio, teatro y espectaculos. JJ. X.

ВАРГАС (Vargas), Эстенио (р. 1938) - перуанский актер. Один из основоположников нового перуанского т-ра. Активный участник движения за создание "независимого театра", возникшего в конце 40-х гг. (до этого т-ра в Перу не существовало) . В 1956 окончил Нац. школу сценич. иск-ва. Был одним из учредителей и актером труппы "Арпехио 1956", принадлежащей к группе независимых т-ров Перу. Играл Ши-пучина ("Юбилей" Чехова).

Лит.: Escena, Ed. ENAE, 1958- Ал. Р. ВАРДЗАК - в эллинистическом и средневековом театре Армении актриса-пантомимистка (первоначально служительница в храме Анахид, участница культовых обрядов). До нашего времени дошло имя одной из В. - Назеник (2 в. н. э.), о которой говорили, что она "пела руками". Сохранилось много средневековых армянских миниатюр, изображающих актрис В. Г. Г.

ВАРДОВЯН, Акоп (18.VIII.1830 - февр. 1898)-армянский режиссер, антрепрен„р, актер, театральный деятель. Род. в Константинополе (Стамбул). Сценич. деятельность начал там же в 1861 в труппе "Аравелян татрон" ("Восточный театр"). После закрытия этой труппы в 1867 получил монопольное разрешение от правительства на организацию представлений на арм. и тур. яз. (драм, оперетт, комич. опер). В 1869 организовал в Константинополе труппу "Вардовян татерахумб" (труппа Вардовяна). Т-р существовал до русско-турецкой войны (1877). Здесь ставились пьесы Шекспира, Шиллера, Мольера, Гюго, Дюма, произведения арм. драматургов - С. Эки-мяна, М. Пешикташляна, П. Дуряна, работали крупные арм. актеры: М. Нвард, Е. и В. Гарагашян, Г. Рштуни, Д. Трян и др. В. сам принимал участие в спектаклях как актер, играл Макбета и др. роли. Вн„с значит, вклад в развитие турецкого проф. театра. В 1867-79 труппа, возглавляемая В., выступала в здании театра "Гедик-пагиа", давая спектакли на турецком, языке. Здесь ставились пьесы Ахмеда Мидхата, Намыка Кемаля и др. турецких авторов. Г. С.

ВАРДУЙ (наст. имя и фам. - Анна Н а м у р а-з я н) (15.VIII.1862 -14.III.1945) - армянская актриса. Сценич. деятельность начала в 1879. Выступала в различных арм. труппах, гастролировавших по городам Закавказья. Ученица основоположников арм. т-ра нового времени Г. Чмышкяна и Г. Сундукяна, В. утверждала на арм. сцене реалистич. принципы. Исполняла гл. обр. характерные роли. Яркие образы создала в пьесах Сундукяна: Хампери ("Хата-бала"), Шушан ("Пэпо") и др. С успехом играла Кукушкину ("Доходное место" Островского) и Хануму (о. п. Цагарели). В 1922 из-за болезни оставила сцену. С. AI ел.

ВАРЕЛА (Varela), Хуан Крус (24.XI.1794-23.1. 1839) - аргентинский поэт, драматург. Автор трагедий "Дидона" (1823, Муниципальный т-р, Монтевидео) по мотивам "Энеиды" Вергилия и "Архия" по мотивам трагедии В. Альфьери (1824, т-р, "Колисео"). В сво„м творчестве (на исп. яз.) В. следовал античным образцам, но раскрывал тему борьбы аргент. народа за свободу, против тирании. В. - первый нац. драматург Аргентины, призывавший к борьбе против диктатуры.

Лит.: G-utierres, E. S. Calimano, Historia de la literatura americana y argentina, Ed. Kapelusz, B. Aires, 1940, Ал. Р.

ВАРЕН (Waren), Матти (28.XI.1891-1955) -финский театральный художник. Учился в художеств. уч-ще Союза художников Финляндии (1912) и художеств. ателье Хельсинкского ун-та (1908 и 1913). С 1927 В.- художник финского Национального т-ра в Хельсинки. Оформил спектакли: "Гроза";

"Опера нищих" Гея, "Куллерво" и "Леа" Киви, "Царь Эдип" Софокла, "Король Лир", "Генрих IV"; "Веер леди Уиндермир" Уайльда, "Чайка" и др. Оформлял спектакли и в Финской опере. С. Л.

ВАРИАЦИЯ (франц. variation, от лат. variatio - изменение) -1) видоизменение муз. темы, мелодии или е„ сопровождения. 2) В балете - небольшой сольный классич. танец, обычно технически сложный и композиционно разв„рнутый. Исполняется в живом быстром темпе (см. Па, Па-де-де, Па д * аксъон).

ВАРКОВЙЦКИЙ, Владимир Александрович [р. 19. XII. 1915 (I.I. 1916) J-русский советский артист балета, балетмейстер, педагог. С 1936 по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (класс В. И. Пономар„ва и А. В. Лопухова) - солист Ленингр. т-ра оперы и балета им.

Кирова (1936-38), где исполнял танец баска, партию Нурали ("Пламя Парижа", "Бахчисарайский фонтан"). В 1937 начал творческую деятельность как балетмейстер. В 1941-43 В. - художеств. руководитель балета ленингр. Малого оперного т-ра. Пост. спектакли "Сказка о попе и работнике его балде" Чу-лаки (1940), "Гаврош" Битова и Корнблита (1958). В 1953-55 работал в Т-ре оперы и балета им. Спен-диарова (Ереван), где пост. "Хандут" Спендиарова (1953), "Лебединое озеро" (1954) и др. В молдавском Т-ре оперы пост. "Рассвет" Загорского (1960). В. ставит концертные номера на совр. темы: "Чапаевцы" на муз. Компанейца, "Памятник" на муз. сов. песен, "Непокор„нная" на муз. Цфасмана и др. С 1937 В. занимается педагогич. деятельностью. Л. 77.

ВАРКОНЬИ (Varkonyi), Зольтан (р. 13. V. 1912) - венгерский, актер и режиссер. Засл. арт. Венг. Нар. Республики (1955). По окончании театр. ин-та в 1935 был принят в Нац. т-р (Будапешт), где работал до 1940. В 1941-44 выступал в т-ре им. М а дача, в 1945-49 был директором художеств. т-ра, в 1949-51 - гл. режиссером Нац. т-ра, в 1951-53- Т-ра Народной Армии в Будапеште. С 1953-режиссер и актер Нац. т-ра. Среди ролей сыгранных В.: Гамлет; Сирано де Бер-жерак (о. п. Ростана), Хлестаков; Генрих IV (о. п. Пиранделло), Дофин ("Святая Иоанна" Шоу), Яровой ("Любовь Яровая"), Бутлер ("Голос Америки" Лаврен„ва). Пост.: "Луна зашла" по Стейнбеку (1945), "Троянской войны не будет" Жироду (1946), "За закрытой дверью" Сартра, "Шахт„ры" Давид оглу (1950), "Одна ночь" Горбатова (1957), "Дымное небо" Дарваша (1959) и др. С 1945 работает также в кино как режиссер и сценарист. С 1949 вед„т педагогич. работу в ин-те т-ра и кино. Удостоен пр. им. Кошута (1953, 1956).

ВАРЛАМОВ, Александр Егорович [15(27).XI.1801, Москва,- 15(27). X. 1848, Петербург J- русский композитор и педагог. С 10 лет - певчий Придворной певческой капеллы в Петербурге, впоследствии -учитель певчих, а затем капельмейстер и "композитор музыки" моек. т-ров. Выступал в концертах как певец (ранее - как дириж„р). В 1834-35 издавал нотный журнал "Эолова арфа", В 1840 вышла его "Полная школа пения" - первое руководство по вокальному иск-ву на рус. яз. В. - автор музыки для т-ра, в т. ч, "Песни Офелии" к трагедии "Гамлет", музыки к спектаклям "Эсмеральда" (по роману "Собор Парижской богоматери" Гюго), "Двумужница" Шаховского и др., а также балетов "Забавы султана" (1834), "Мальчик с пальчик" (1837, совм. с А. Гурьяновым). Писал песни, романсы и др. соч. Сценич. произв. с музыкой В. были пост. в Москве. В глубоко искреннем творчестве В. претворены интонации, ритмы и жанры, типичные для городского муз. быта. Мелодика В., связанная с рус. нар. песней, сыграла заметную роль в формировании нац. мелодич. языка.

Соч.: Полное собр. сочинений, т. 1-12, СПБ, изд. Стелловский [1861-1864], позже переизд. Гутхейль.

Лит.: Сатин X., Александр Егорович Варламов (Материалы к биографии), "Советская музыка", 1948, ј 8; Тынянова Е., На заре русского романсового творчества, там же; Булич С. К., А. Е. Варламов. Несколько новых данных для его биографии, "Русская музыкальная газета", 1901, ј.ј,45-47, 49.

ВАРЛАМОВ, Константин Александрович [11(23). V.1848, Петербург,-2(15).VIII.1915, там ?KeJ - русский актер. Сын композитора А. Е. Варламова. Воспитывался и рос в тяж„лых материальных условиях, образование получил незначительное. В юности принимал участие в любительских спектаклях. В 1867 поступил в т-р А. М. Чи-тау-Огар„вой в Кронштадте. Большую помощь молодому, неопытному актеру оказали Читау-Огаро-ва, обладавшая культурой, вкусом, имевшая режиссерское дарование, и А. А. Шуберт, ученица М.С.Щепкина, талантливый педагог. В течение 8 лет В. работал на сценах провинциальных т-ров (Вильно, Гельсингфорс, Саратов, Казань, Нижний Новгород и др.). Огромное сценич. обаяние, необычайная простота и искренность исполнения сделали В. вскоре известным комедийным актером. В 1874 в т-ре Ф. К. Смолькова в Нижнем Новгороде, одном из лучших провинциальных т-ров того времени, В. занял положение премьера. Обладая хорошим голосом, он выступал не только в драмах, комедиях, водевилях, но и в опереттах.

В 1875 В. вступил в труппу петерб. Александрийского т-ра; играл здесь до конца жизни. Выступал в спектаклях разных жанров (вплоть до дивертисментов). Большим успехом пользовался в роли царя Менелая в оперетте "Прекрасная Елена" Оффенбаха (1877). Всеобщее признание получил как актер водевиля. Неиссякаемым оптимизмом, жизнерадостностью было проникнуто исполнение В. ролей маленьких чиновников, ремесленников и др. Своим искусством В. вселял веру в человека, в его нравственные силы, в конечную победу над злом. Игре В. было присуще соединение яркой и смелой буффонады с психологически глубокой разработкой характеров, тонким лиризмом. Продолжая и развивая традиции Я. Д. Шумского, А. Г. Ожогина, В. И. Живокини и др., В. охотно прибегал к импровизации, злободневным шуткам. Играя в водевилях и комедиях, он, с одной стороны, с полной серьёзностью и верой относился к происходящему на сцене, а с другой стороны, как бы находясь в заговоре с публикой, иронически относился к водевильным происшествиям. Эту ироничность В. раскрывал в непосредственных беседах со зрительным залом в различных шутках ("отсебятинах"), в исполняемых им куплетах. Замечательное комедийное дарование артиста (В. называли "цар„м русского смеха") нещадно эксплуатировалось дирекцией императорских т-ров, стремившейся к тому, чтобы т-р не поднимал общественно важных вопросов, показывал чисто развлекательные спектакли.

Однако сам В. тяготел к ролям классич. репертуара. Большим успехом пользовался он в рус. сатирич. комедиях. Острой гротесковостью и вместе с тем бытовой правдивостью, психологич. глубиной отличались образы, созданные им в пьесах Гоголя,- Ляпкин-Тяпкин, Осип (1875), Земляника (1881), Городничий 1887) в "Ревизоре"; Чичиков (1877), Собакевич (1893), генерал Бетрищев (1892) в "М„ртвых душах";

Городничий в инсценировке повести "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем";

Кочкар„в (1884) и особенно Яичница (1886) в "Женитьбе". Яичница в исполнении В. был насупленным, тяж„лым, неповоротливым человеком с густыми ч„рными бровями и такой же шевелюрой; рука его напоминала медвежью лапу. актер сгущал до гиперболы черты характера этого персонажа, определяя сущность чиновника режима Николая I.

К числу лучших работ В. принадлежит роль Вар-равина ("Дело" Сухово-Кобылина, 1882). Отказавшись от комедийного тона, В. показывал Варравина закоренелым взяточником и изворовавшимся сутягой. Варравин-В. был большим, широким, толстым человеком, в черепаховых очках, с коротко остри' женными и прич„санными „жиком волосами. В каждом его слове чувствовались начальническая назидательность и убежд„нность в сво„м праве творить беззаконие под сенью законов.. Он казался каменным изваянием, лиш„нным человеческих чувств, жалости, стыда, совести, воплощением стяжательства. Играя Муромского (1902, "Свадьба Кречинского" Сухово-Ко-былина), артист сумел раскрыть патриархальную простоту, наивность и вместе с тем социальную никч„мность оскудевшего дворянства.

29 ролей исполнил В. в пьесах Островского. Играя Русакова ("Не в свои сани не садись", 1904), Ахова ("Не вс„ коту масленица"), Куросл епова ("Горячее сердце", 1904), Грознова ("Правда-хорошо, а счастье лучше", 1876), он глубоко раскрывал сущность самодурства, его тупую и жестскую силу, равнодушие к людям. В то же время В. подч„ркивал в персонажах Островского человеческие черты. Так, Большова ("Свои люди - сочтемся") он играл как человека, павшего жертвой собственного обмана ("купеческого короля Лира", по определению критика А. Р. Ку-геля). В Болыпове-В. соединялись мошенник, деспот и любящий отец, глубоко несчастный человек, жестоко отомщ„нный за ложь, лицемерие и жестокость. В пьесах Островского В. играл также Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты", 1901), царя Берендея ("Снегурочка"), Юсова ("Доходное место", 1892), Чугунова ("Волки и овцы", 1875).

С большим успехом сыграл В. роль Столбцева ("Новое дело" Немировича-Данченко, 1891). Исполняя роль Сганареля ("Дон-Жуан" Мольера, пост. В. Э. Мейерхольда, 1910), В. придал этому образу театр. условность, присущую всему спектаклю.

В 80-х гг. В. тяжело заболел (слоновая болезнь). Не имея возможности свободно передвигаться по сцене, он играл преимущественно сидя. Однако изумительный голос, необычайное интонационное богатство, мимич. выразительность, точный и характерный жест позволяли ему создавать сценич. характеры, отличающиеся большим разнообразием. До конца жизни В. продолжал оставаться любимцем публики, замечательным актером русской сцены.

Лит.: С т а р к Э., Царь русского смеха, П., 1916; К р ы-ж и ц к и и Г., Константин Александрович Варламов,М.-Л., 1946. Ю. Д.

ВАРЛАМОВ, Николай Павлович [р. 3(16).V.1902]- русский советский режиссер оперы и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1945). Систематич. проф. образования не получил. В 1918-26 работал артистом мимич. ансамбля и помощником режиссера Казанского оперного т-ра; в 1926-37 - режиссером периферийных оперных т-ров. В 1937-48 В.- худ. рук. русского оперного т-ра в Ташкенте. С 1948 В. - руководитель оперного класса Саратовской консерватории. Постановки: "Хованщина" (1928, Казань), "Князь Игорь", "Снегурочка", "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Иван Сусанин", "Аида"; "Сказки Гофмана" Оффенба-ха, "Буран" Ашрафи и Василенко, "Тихий Дон" Дзержинского, "Суворов" Василенко (Т-р оперы и балета им. Ахундова, Ташкент) и др. А. Ш.

ВАРМА, Вриндаванлал (р. 9.1.1889)-индийский писатель и драматург (пишет на языке хинди). В сво„м творчестве В. неоднократно обращался к теме нац. восстания 1857 и героич. образу Лакшми-бай - правительницы княжества Джханси; в 1948 В. написал историч. драму "Правительница Джханси". В историч. драмах "Военачальник Удал" (1910), "Язык цветов" (1947), "Лезвие Кашмира" (1948), "Бирбал" (1950) и др. В. часто отходит от историч. правды ради занимательности сюжета. В. написал также пьесы "Мало-помалу" (1938), "Честь Ракхи" (1947) и др. на тему о несчастной любви. Св. П.

ВАРМА, Рамкумар (р. 15.IX. 1905)- индийский драматург. Пишет на языке хинди. Лит. деятельность начал в 30-е гг. В. - автор многочисленных одноактных пьес, посвящ„нных различным обществ. проблемам: "Смерть облака" (1931), "Глаза Притх-вираджа" (1935), "Шиваджи" (1945), "Рани Джханси"

(1945), "Ш„лковый галстук" (1949) и др. Действующие лица историч. драм В. - нац. герои, боровшиеся за независимость Инии (Притхвирадж, Лакш-ми-Бай). В пьесах на совр.' темы изображает жизнь городской интеллигенции. Св. П.

ВАРНАЙ (Varnay), Астрид Мария (р. 25.IV. 1918)- американская артистка оперы (драматич. сопрано). По происхождению шведка. Пению обучалась у своей матери - певицы М. Варнай, совершенствовалась под рук. дириж„ра Г. Вейгерта. Впервые выступила на оперной сцене в Нью-Йорке в 1941; с этого же года - солистка т-ра "Метрополитен-опера". С 1947 В. гастролирует в Европе и Америке; с 1951 периодически выступает на Байр„йтских фестивалях. Партии: Зиглинда, Эльза, Елизавета ("Валькирия", "Лоэнгрин", "Тангейзер" Вагнера), Тоска (о. п. Пуч-чини), Леонора ("Фиделио" Бетховена), Амелия, Аида, леди Макбет ("Симон Бокканегра", "Аида", "МакЗет" Верди), Электра (о. п. Штрауса) и др. Темперамент и естественность исполнения, своеобразный тембр сильного, сочного голоса определили популярность и широкую известность В. Вс. Т.

ВАРН‚ (Varney), Луи (1844-20. VIII. 1908) - французский композитор. Музыке обучался у своего отца П. Варне. Автор мн. оперетт, пользовавшихся особенной популярностью в Париже, в т. ч. "Мушкет„ры в монастыре" (1880), "Папа Франсины" (1896), "Фанфан-Тюльпан" (1882), "Мадемуазель из Сент-Сира" (1898), "Трещ„тка" (1903) и др. Оперетта В. "Фокусники" (1894) ставилась на сценах мн. стран мира. В. принадлежит также балет-пантомима "Принцесса-идеал" (1895, Париж) и ряд др. соч. И. Ш.

ВАРН‚ (Varney), Пьер Жозеф Альфонс (1. XII. 1811-7. II. 1879)французский композитор, скрипач и дириж„р. Отец Л. Варне. Игре на скрипке обучался в Парижской консерватории; композиции-у Рейха. Пользовался широкой известностью как театр. дириж„р. Руководил оркестрами в т-рах Парижа ("Театр лирик", "Театр историк"), Бордо ("Буфф-Па-ризьен"), Гента, Руана и др. городов. Автор одноактных опер и оперетт, в т. ч. оперетты "Песня жирондистов". В. принадлежит песня "Смерть за родину" (1846) на слова Руже де Лиля, ставшая народной и пользовавшаяся огромной популярностью во время франц. революции 1848 года. Я. Ш.

ВАРНЕКЕ, Борис Васильевич (1878-1944) - русский историк театра. Окончил Петерб. историко-фило-логич. ин-т. Был профессором Казанского и Одесского ун-тов. Занимался историей античного и русского т-ров, народной драмы, вопросами театр. историографии, драматургии и др.

Соч.: История античного театра, М.- Л., 140; Очерки из историй древнеримского театра (дисс.), СП Б, 1903; Наблюдения над древнеримской комедией. К истории типов, Казань, 1905: История русского театра, М., 1914. (Важнейшие труды В. перечислены в брошюре "Библиографический список науч-ных трудов профессора Б. В. Варнеке. 1889 - 1924", Одес-са, 1925). . Е. X.

"ВАРНЕНСКА НАРОДНА ОПЕРА" - оперный театр Болгарской Народной Республики. Первый оперный т-р, основанный после освобождения страны. Открыт 19 сент. 1947 в т. Варне. Деятельную помощь в организации и работе т-ра оказали артисты Софийской народной оперы, вошедшие в основной состав труппы. Первым художественным руководителем т-ра был П. Райчев, затем - С. Сыбчев; дириж„р т-ра- Р. Райчев, директор - певец И. X. Попов. Т-р осуществил ряд значит, пост. опер и балетов, в т.ч. опер "Русалка", "Богема", "Евгений Онегин", "Фауст", балета "Красный цветок", оперетты "Цыганский барон" Штрауса. Важными этапами развития т-ра явились пост. оперы "Гер-гана" Атанасова (1957) и оперетты "Когда-то давно" Хаджиева (1958). В составе "В. н. о." (I960): реж.

Н. Николов, певцы С. Рамаданов, Т. Костов, Н. Нико-лов певицы Л. Анастасова, Р. Гаева, Л. Василева и др. ВАРПЕХ, Михаил Станиславович (р. 11.1.1909)- русский советский театральный художник. Окончил Киевский художеств. ин-т (1930). Театр. деятельность начал в 1927. Работал в т-рах Москвы, Киева и др. городов. С 1943 - гл. художник Центр, т-ра транспорта (ныне Т-р им. Гоголя) в Москве, где им оформлены спектакли: "Заговор обреч„нных" Вир-ты (1949), "Буря" Лациса (1950), "Бронепоезд 14-69" (1951) и др. Создал декорации к спектаклям: "Ску-таревский" Леонова и "Свадьба Кречинского" Сухо-во-Кобылина (1934, 1940, Малый театр), "Офицер флота" Крона (1945, Киевский театр им. Леси Украинки), "Орлиные перья" Фаркаша (1952, Моск. т-р оперетты) и др. Декорации В. отличаются оригинальностью композиции, подч„ркнуто графической манерой. М. 77. ВАРТАНЯН, Анушеван Айрапетович (21. III. 1879 -4.VII. 1954) - армянский драматург. Член КПСС с 1907. Один из основоположников арм. пролетарской литературы. Был рабочим кожевенного завода в Тифлисе. В 1906 написал первую пьесу "Забастовка" (1912) о борьбе рабочих против капиталистов. В сов. время создал пьесы: "Обручение", "Красные партизаны", "Бандиты", "Накануне", "На берегу Аракса" о гражданской войне, строительстве колхозов, борьбе с диверсантами. Пьесы В. шли в 20-30-х гг. в районных т-рах Армении. Б. Д. ВАРТАНЯН, Вавик Тигранович (наст. имя-Анушеван) [р.28.XII.1900 (10.1.1901)]-армянский советский режиссер, актер, театр. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1950). Член КПСС с 1945. Деп. Верх. Совета Арм. ССР 2-4-го созывов. Сценическую деятельность начал в 1919 как актер. Был организатором и руководителем арм. драм. трупп в Астрахани (1919), Ставрополе. В 1925 закончил армянскую драм. студию в Москве и начал работать в тбилисском арм. т-ре актером и режиссером. С 1928 - актер, а с 1936 и режиссер 1-го гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сун-дукяна). Роли: Сейран ("На-мус" Ширванзаде), Павлин, актер ("Егор Булычев и другие", "На дне"), Борис, Тихон ("Гроза"), граф Альмавива ("Женитьба Фигаро") и др. Пост. спектакли:

"Дал„кое" Афиногенова (1936), "Беспокойная старость" Рахманова (1938), "Человек с ружь„м" (1938), "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой (1940), "Русские люди" (1942), "Русский вопрос" (1947) и др. С 1927 вед„т педагогич. деятельность в студии при Т-ре им. Сунду кяна, с 1944-в Ереванском театр. ин-те (с 1946-профессор). В 1954-58 работал гл. режиссером Т-ра оперы и балета им. Спендиарова (Ереван), пост. оперы "Ромео и Джульетта" (1955), "Аршак Второй" Чухад-жяна (1956), "Сое и Вардитер" Тиграняна, "Арцва-берд" ("Орлиное гнездо") Бабаева (1957). Написал ряд работ по истории арм. и зарубежного т-ра.

С О Ч.: wfitJ-iubjUfb I* 5", pni.jg pbiftulfwb шрЬиUl/l tftUU/lb, bflliU/b, 1939 U,plttfuijwb blpnUfUfjfl fftUinpnb/l UfUlinlfni.PjnLb UfpU/lf 1 U,bui/llf pufWpflbf Ь fl liwil f 1946.

9-ff/ipnjlitJ.nip L wj рштрпЪр, ЬрНшЪ, 1955 Птч.ишшЪ

ШПШШПр рш1лЬрш1/шЬ IfnLWflLptUj/l tf.b? [I Wj ffu/Ulflflbfl

quffttf-wgifufb tflif, bfiLwbf 1958 Sb/untp It uif pwutfinbpf

ЬрЬшЬ, 1960.

Соч.: Чов и армянский театр. Ереван, 1960. Б. А. ВАРТАНЯН, Рузана Тиграновна [15(27).V.1896- 9. XII. 1957)-советская армянская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1945). Работала учительницей средней школы. В 1927 начала театр. деятельность; участвовала в организации рус. и арм. любительских спектаклей в городах Сев.Кавказа. В 1927 вступила в труппу 1-го гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). Актриса высокой сценич. культуры, В. обладала сдержанной, мягкой манерой исполнения, созданные ею образы отличались ч„ткостью сценич. рисунка. Роли: Полина ("Доходное место", 1929), Розина ("Женитьба Фигаро", 1933), Шурка ("Егор Булычев и другие", 1933), Лида ("Платон Кречет", 1935), Сусан, Маргарит ("Намус", 1936, "Из-яа чести", 1939, Ширванзаде), Эрикназ ("Из-за хлеба" по Прошяну, 1937), Арег ("На заре" Гулакяна, 1937), донна Анна ("Каменный гость" Пушкина, 1937), Луиза ("Коварство и любовь", 1938), Дездемона (1940), Офелия (1942), Лариса ("Бесприданница", 1946), Ганна Лихта ("Заговор обреч„нных" Вирты, 1949), Раневская ("Вишн„вый сад", 1951), Арусяк ("Под одной крышей" Боряна, 1957). С 1944 вела педагогич. работу в Ереванском театр. ин-те. 5. Л.

ВАРШАВА (Warszawa) - столица Польской Народной Республики (1088 тыс. жит. на 1958). В.-центр театр. жизни Польши. В 17-18 вв. в В. существовал придворный т-р, в к-ром выступали преим. иностранные гастрол„ры.Первое театр. помещение в В. было оборудовано в 1637 (при Владиславе IV) в королевском замке. В 1725 открыт "Опернхауз". В этот придворный оперно-балетный т-р впервые стали допускать и население столицы. При короле Станиславе Августе Понятовском (2-я пол. 18 в.) в королевской резиденции в Лазенках были выстроены выдающиеся памятники архитектуры - т-р "В пома-ранчарне" ("В апельсинной оранжерее") и открытый т-р "На выспе" ("На острове") (обе постройки сохранились до наст. времени). Наряду с придворным театром в 17-18 вв. в В. существовали т-ры "школьные", принадлежавшие монашеским орденам иезуитов, пиаристов, театинцев. В 1765 в В. был открыт первый публичный проф. польский т-р (с 1807 за этим т-ром закрепилось название "Т-р Народовы", см. Польский "Театр Народовы"), в конце 18 - нач. 19 вв. занявший ведущее положение среди т-ров страны. Во главе его в течение многих лет (1783-84, 1790-94, 1799-1814) стоял В. Богуславский. "Т-р Народовы" переш„л в новое здание (арх. А. Корацци)" именовавшееся "Театр Вельки" ("Большой т-р"). В большом зале этого т-ра ставились оперы, в малом - драмы. В 1836 драм. труппа "Т-ра Народовы" влилась в т-р "Роемаитости" ("Разнообразия"), открытый в В. в 1829. На сцене т-ра "Роз-маитости" выступали крупнейшие польские актеры: Б. Кудлич Я. Круликовский, А.Жулкоеский, Е. Моджеевская, Л. Гальперт Ю. Рыхтер, Б. Лещинский, М. Френкель, К. Намипький. В 1924 т-р "Розмаитости" переш„л в здание "Т-ра Вельки"-(восстановленное после пожара 1919) и вновь получил имя "Т-ра Народовы". Деятельность "Т-ра Народовы" была прервана 2-й мировой войной и возобновилась только в 1949.

В 60-х гг. 19 в. возникают летние т-ры в садах В. - т. н. "т-ры огрудкове" ("Альгамбра", "Тиволи", "Водевиль", т-р в Саксонском саду и др.). На сценах этих т-ров, носивших чисто коммерческий характер, иногда выступали крупные польские актеры (Л. Сольский и др.),ставились впервые нек-рые значительные пьесы (Г. Запольской и др.). В 1913 в новом специально выстроенном здании открылся "Театр Польски" (рук. А. Шифман, реж. Л. Шиллер, реж. и актеры А. Зельверович, А. Венгерко, актеры М. Пшибылко-Потоцкая. С. Высоцкая, Ю. Венгжин, М. Цвиклиньская и др.). "Т-р Польски" противопоставил театр. рутине передовой классич. и совр. репертуар. В 1907-39 в здании филармонии существовал т-р "Малы" (с 1918 он был второй сценой "Т-ра Польски").

В условиях бурж.-реакционного режима передовые театр. деятели В. предпринимали попытки противостоять реакционным тенденциям, насаждавшимся властями. В В. протекала деятельность основанного Ю. Остэрвой т-ра "Р-едута" (1919- 1925 и 1929-30), в творч. программе к-рого использовались нек-рые принципы МХТ.

В 1924-26 в В. работал ориентировавшийся на массового зрителя т-р им. Богуславского ( рук. - Л. Шиллер, В. Хожи-ца и А. Зельверович). Этот прогрессивный т-р был закрыт городскими властями. Передовым т-ром стал т-р "Атенеум"" руководимый с 1930 С. Ярачем.

Во время гитлеровской оккупации т-ры В. прекратили свою деятельность (отд. спектакли с участием крупнейших польских артистов ставились конспиративно). В 1946 "Т-р Польски" возобновил свою деятельность в восстановленном здании.

К 1960 в В. насчитывалось свыше 20 т-ров. Ведущим т-ром В. является "Т-р Польски" (директор С. В. Балицкий, поч„тный директор А. Шифман, режиссеры: М. Верчинская, Р. Завистовский). "Т-р Польски" ставит высокую романтич. драму как польскую, так и иностранную (в репертуаре - пьесы А. Мицкевича, Ю. Словацкого, С. Выспянского, Ф. Шиллера, М. Ю. Лермонтова и др.), современную драматургию. Филиал "Т-ра Польски", т. н. "Камеральны", ставит гл. обр. совр. польские и иностр. пьесы. "Т-р Народовы", располагающий значительными артистич. силами, также уделяет большое внимание пост. польской классики (В. Богуславский, А. Фредро, Ю. Словацкий, Ю. Кожен„вский, С. Выспянский). Реж. т-ра - Ю. Вышомирский, В. Красно вецкий, Я. Страхоцкий. Т-р "Вспулчесны" ("Современный") ставит гл. обр. современные пьесы (Л.Круч-ковского, Б. Брехта, Дж. Осборна). Руководитель т-ра - реж. Э. Аксер. В высотном здании Дворца науки и культуры работают т-ры:

"Драматычны", "Клясычны" и кукольный "Лялька" ("Кукла").

"Драматычны т-р" вырос из т-ра Дома Войска Польского (худ. рук. М. Меллер, Я. Ко-синьский, Л. Рене и Я. Свидерский). Один из передовых, ищущих коллективов, т-р уделяет основное внимание совр. драматургии, в том числе советской ("Оптимистическая трагедия"). Спектакли театра отмечены высокой культурой декорационного оформления (художник Я. Косиньский, А. Садовский). Т-р "Клясычны" (руководитель - один из старейших реж. Польши Э. Хаберский ставит по преимуществу классические произведения. Этот т-р вед„т большую работу по созданию спектаклей, предназнач. для детской аудитории, систематически сотрудничает с писателями, создающими пьесы для юного зрителя.Кроме у казанных т-ров, в В. действуют: т-р "Атенеум" им. С. Ярача, "Комедия" (ставит гл. обр. л„гкие комедии и фарсы), "Сирена" (в репертуаре - эстрадные программы, сатирич. комедии, а также муз. комедии, приближающиеся к обозрению), т-р "Розмаитостй" (не имеющий прямой связи со старым т-ром того же назв., но также отличающийся разнообразием репертуара), "Еврейский" (рук. И. Каминьская, дочь известной артистки Э. Р. Каминьской). В рабочих районах В. находятся т-ры "Повшехны" ("Общедоступный", реж. И. Бабель) и "Людовы" ("Народный"). В их репертуаре - классич. произв. (инсц. "Войны и мира" Л. Н. Толстого в т-ре "Повшехны"), а также произв. совр. польских, советских и др. драматургов. В В. работают также кукольные т-ры "Гуливер", "Бай" и два студенческих сатирич. т-ра.

В В. имеются музыкальные т-ры. Мировой известностью пользуется Государственный оперный театр. ведущий сво„ начало от оперной труппы т-ра "Народовы". С 1833 оперные и балетные ансамбли выступали в здании "Т-ра Вельки". В наст. время это здание восстанавливается и перестраивается после пожара 1939, Работает в В. также Т-р оперетты.

Лит.: Ростоцкий Б., Размышляя о польских спектаклях, "Театр", 1959, ;ј 2; А р о н о в А., На польских спектаклях. Заметки режиссера, "Театр", 1957, ј 2; С z e m-p i n s k i J., Teatry polskie w Warszawie, Warsz , 1929;

Mrozinska S., Teatr wsrod ruin Warszawy, Warsz., 1958; Teatr Dramatyczny m. st. Warszawy, dawniej Teatr Domu Wojska Polskiego. 1955-1958, Warsz., 1959. В. РОС.

ВАРШАНЬИ (Varsanyi), Ирен (16. VIII. 1878, Дь„р,- 17.X.1932, Будапешт) - венгерская актриса. В 1894- 1896 училась в Академии театр. иск-ва (Будапешт). В 1893-1930 работала в т-ре "Вигсинхаз" (Будапешт). Вначале играла роли инженю и травести в комедиях, водевилях и драмах франц., нем., венг. авторов. Подлинным событием в истории венг. т-ра было исполнение В. ролей в пьесах Ш. Броди (Эржебет - "Кормилица", 1902, Флора- "Учительница", 1908), в которых она раскрыла трагедию венг. женщины-труженицы. В. была выдающейся венг. актрисой реалистич. направления. Е„ искусство характеризовалось глубиной психологич. и социальных характеристик, мастерством перевоплощения. В. были присущи скупость выразительных средств, ч„ткость внешнего рисунка, тщательная разработка жеста, интонаций, внимание к сценич. детали. Впервые исполнила гл. роли в пьесах совр. ей венг. авторов, способствуя утверждению этих пьес в репертуаре т-ров:

Юлика и Йолан ("Лилиом", "Чортемольнара), Сесиль ("Голубой песец" Херцега), Жужа Редей ("Господский пир" Морица), Илона Кернер ("Тайфун" Лендьеля). Среди др. ролей: Анна ("Ткачи" Гауптмана), Элиза, Кандида и леди Сесили ("Пигмалион", "Кандида" и

"Обращение капитана Брассбаунда" Шоу), миссис Джонс ("Серебряная коробка" Голсуорси), Ирена, Элла ("Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся", "Джон Габриель Боркман" Ибсена). В.-первая исполнительница на венг. сцене ролей в пьесах А. П. Чехова - Соня ("Дядя Ваня", 1920), Ольга ("Три сестры", 1922), Анна Петровна ("Иванов", 1923), Раневская ("Вишн„вый сад", 1924).

Лит.: Bardi Odo n, A regi vigszinbaz. Bp., 1957;

M a t г a i-B e t e g h B., Varsanyi Iren, в сб.: Nagy magyar szi-neszek. Bp., 1957; Job D , Harom nover elsomagyarnyetvu eloadasa, "Szinhaz es Filmmuveszet", Bp.. 1954, ј 6. A. H.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница