Наши партнеры

в москве
Самые дешевые Квартиры в Аликанте.

Театральная энциклопедия
(страница 73)


ВАН ВЭНЬ-ЦЗЮАНЬ (р. 1926)-китайская актриса. В 1948 начала сценич. деятельность в труппе шанхайского Чжэ-цзянского т-ра "Юй-лань". После образования КНР (1949) работала вЧжэцзянском театре, в культурно - просветительной бригаде при Главном политич. управлении китайской Народно-освободительной армии, затем снова в Чжэцзянском театре в Шанхае. В. В.-ц. созда„т образы женщин, отличающихся тв„рдостью характера, большим темпераментом. Роли: Чжу Ин-тай ("Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай"), Чунь-сян ("Сказание о Чунь-сян"), Линь Дай-юй ["Сон в красном тереме" ("Хун Лоу мэн")].

ВАНГАН Ламаджабийн (р.20. XI. 1920)-монгольский драматург и режиссер. Член МНРП. До 1939 занимался педагогич. деятельностью. В 1940-46 был артистом цирка. В 1951 окончил реж. ф-т ГИТИСа им. Луначарского в Москве. Пост. спектакли: "Девушка Туяа" Ойдуба, "Гроза"; "Голос Америки" Лаврен„ва, "Персональное дело" Штейна, "Седая девушка" Хе Цзин-чжии Дин Ни. В 50-е гг. В. написал пьесы "Врачи", "Сон продавца", "На пути вперед" и др. Большинство пьес В. посвящено жизни рабочих и интеллигенции МНР, основная тема его творчества - преодоление трудностей во имя счастья народа. Писал также для детского и кукольного т-ров ("Белошейка" и "Бурый косолапка"). Г. У.

ВАНГЕЛЬ (Wangel), Хедвиг (р. 23.IX.1875) - немецкая актриса. Ученица М. Грубе. В 1893 дебютировала на сцене в Детмольде, затем играла в Бармене, Риге, Касселе, Берлине. С 1903 работала в т-рах, руководимых М. Рейнхардтом. В 1909 оставила сцену. В 1925 вернулась в т-р, играла у Рейн-хардта, в 1926-33 - в разл. т-рах Берлина (в т. ч. в "Комической опере"), в 1935-43-в т-ре "Камерная сцена" в Мюнхене. После 1945 выступала в т-рах ФРГ, снималась в кино. В. была одной из крупнейших нем. актрис нач. 20 в., создала сценич. образы в пьесах Ибсена - Ребекка ("Росмерсхольм"), Нора; фру Альвинг ("Привидения") и др. Роли: Нерисса, Мария, Кормилица ("Венецианский купец", "Двенадцатая ночь", "Ромео и Джульетта"), Марта ("Фауст" Г„те), фрау Вольф ("Бобровая шуба" .Гауптмана), миссис Уоррен ("Профессия миссис Уоррен" Шоу) и др. В. Я.

ВАНГЕНХЕЙМ (Wangenheim), Густав (р. 1895)- немецкий актер, режиссер и драматург. Род. в Вис-бадене в семье актера Э. Винтерштейна. Театр. образование получил в Берлине в студии М. Рейнхардта. Играл на сцене венского Бургтеатра, т-ра в Дарм-штадте и др. В 1917-30 был организатором и руководителем ряда молод„жных театр. коллективов. Под псевдонимом Ганс Гусе написал для них несколько небольших драм. сцен и декламационных хоров: "Хор о работе" (1923), "Массовая пантомима против войны" (1929), "Хор о 8-часовом рабочем дне" (1929). В 1931 создал т-р "Труппа 31", где пост. свои сатирич. комедии: "Мышеловка", "Вот где собака зарыта". В 1933 эмигрировал в СССР. Пьеса В. "Захватчики" была поставлена моек. т-ром Ленсовета (1939). В СССР начал работать как режиссер и сценарист кино. Эту работу вед„т до наст. времени на киностудии ДЕФА в ГДР. В 1945-46 В. руководил Немецким т-ром им. М. Рейнхардта в Берлине. Наиболее значительная постановка конца 40-х гг.-"Беспокойная старость" Рахманова (1947). В. возглавил первый немецкий т-р для юношества "Дружба". За пьесу "Ты настоящий парень", к-рую В. написал для этого т-ра и поставил, ему присуждена Национальная премия (1950). Теме борьбы молод„жи за идеи мира и демократии посвящены и следующие пьесы В.: "Так же и в Америке" (1950), "Мы уже ушли вперед" (1951), ревю "На обоих берегах Шпрее" (1952), "Студенческая комедия" (1958). , Т. Л.

ВАН ГО-ВЭЙ (известен также под именами Ван Гуань-тан, Ван Цзинь-ань) (1877-1927) - кит. литературовед. С 1908 занимался исследованиями в области кит. классич. драмы. Работы В. Г.-в. "У истоков драмы" и "Исследования песенных представлений танской и сунской эпох" (7-11 вв.) (обе в 1909) посв. происхождению кит. драмы. Наиболее известна его работа "Разыскания в области сунской и юаньской драмы" (1912), представляющая собой первое в кит. науке систематич. исследование ранних периодов развития классич. т-ра. Эта работа содержит ценный фактический материал по истории драмы. Впоследствии на е„ основе В. Г.-в. написал "Историю сунской и юаньской драмы" (1915). В. Г.-в. был автором ряда статей по отдельным вопросам истории кит. драмы ("Разыскания в области амплуа древней драмы", 1911, "Заметки о драме", 1910, и др.).

Соч.: Ван Го-вэй сицюй лунь вэнь цзи, Пекин, 1957 (на кит. яз.). Б т\

ВАНГСО (Vangsaa), Мона (р. 1920) - датская артистка балета. Ученица X. Ланнера. С 1942 -солистка датского Королевского балета. Танец В. отличается развитой техникой. В е„ репертуаре-классич. и характерные партии, требующие драматич. выразительности: Мирта ("Жизель"), уличная танцовщица ("Голубой Дунай" на муз. Штрауса), Любимая ("Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза), Джульетта и др. В. исполняет также партии в традиционных датских балетах (балетм. А. Бурнон-виль), из к-рых наибольшим успехом пользуется партия Терезины ("Неаполь" Паулли, Хельстеда, Гаде, Люмбье). Ham. P.

ВАН ГУЙ-ФЭНЬ (1860-1906) - китайский актер. С 7 лет обучался актерскому искусству. Ученик актера Чэнь Лань-шэна. С 14 лет выступал на сцене в амплуа "чжэншэна" и "лаоданъ". Учился драм. иск-ву у крупного актера пекинской оперы Чэн Чан-гэна. С 1881 В. Г.-ф. выступал в драм. ролях, а также в ролях с пением в т-ре Юйшунь-сюаньчашэ в Пекине. В 1882 был приглаш„н в труппу пекинской муз. драмы Чуньтай. В 1902 стал актером придворной труппы и театр. педагогом. В. Г.-ф. явился основоположником повой исполнительской школы. Выступая в амплуа "лаошэна", он исполнял мелодии, проникнутые героич. пафосом (обладал чистым, высоким и мощным голосом). Лучший сценич. образ - У Цзы-сюй в пьесе "Застава Вэньчжаогуань".

ВАНДУРСКИЙ (Wandurski), Витольд (1891- 1937) - польский поэт, драматург, режиссер, театральный и общественный деятель. Юрист по образованию, с юных лет интересовался лит-рой и т-ром. В 1923 написал и пост. пьесу "Смерть на груше" в руководимом им коллективе "Рабочая сцена" в Лодзи, затем - пьесу "Игра о Ироде" (1926); в этой совр. политич. комедии используются сюжеты и сценич. традиции старинного ярмарочного т-ра. В 1925 "Смерть на груше" была пост. в Т-ре им. Словацкого (Краков). В 1928 В. был арестован. После освобождения жил в СССР; с 1929 руководил польским театром-студией в Киеве. В 1929 в Москве была издана агитпьеса В. "В отеле "Империализм"", в 1932 Т-р им. МОСПС поставил его пьесу "Рабан", показывающую борьбу польского рабочего класса против фашистского режима "санации".

Соч.: Wiersze i dramaty. [Warsz., 1958]. Б. Рос. сВАНЕМУЙНЕ" (в эстонской мифологии - бог песни) (Эстонский Государственный ордена Трудового Красного Знамени театр "Ванемуйне")эстонский театр драмы, оперы, оперетты и балета в Тарту. Старейший т-р Эстонии. Основан в 1870 эст. поэтессой Л. Койдула. Первые, еще любительские спек такли - "Племянник с Сааремаа" (1870), "Сваты-бер„зки" (1870) и "Этакий мульк" (1871) Койду-лы - положили начало эст. нац. драматургии. Вначале "В." развивался как народный демокра-тич. т-р, спектакли его были проникнуты идеями борьбы против гн„та балтийских баронов и неравенства людей. Их посещали ремесленники и приезжие крестьяне. Демократич. направление "В." в первые годы развивал А. Вийра - режиссер и дириж„р т-ра в 1878-1903. Он явился основоположником эст. муз. т-ра; пост. спектакли: "Прециоза" Вебера (1883), "Корневильские колокола" Планкетта (1885), "Фа-тиница" Зуппе (1887), "Цыганский барон" Штрауса (1889), "Иосиф в Египте" Мегюля (1899) и др. В 80-е гг. на сцене т-ра впервые были осуществлены пост. произведений мировой классики: "Магомет" Вольтера (1885), "Скупой" (1886), "Венецианский купец" (1888) и "Укрощение строптивой" (1889). Выдающимися актерами этого периода были: А. Альт-Якобсон, А. Лаас, Э. Аллик-Ляте, Э. Яаниюри, X. Тех-нер, К. Биркхан, А. Конса, К. Николаев-Михаила и др.

Новый переломный этап в деятельности "В." начинается в нач. 20 в. В 1906 заканчивается строительство нового театр. здания, в к-ром коллектив начинает свою деятельность как проф. т-р. Его режиссером становится К. Меннинг, Он составил труппу из молодых актеров, любителей, подготовленных К. Юнгхолъцом, и нек-рых актеров труппы А. Вийры. Деятельность Меннинга в "В." характеризовалась последовательной борьбой за реалистич. иск-во. Он требовал от актеров строгой простоты, подлинности чувств, слаженности ансамбля, особое внимание уделял развитию нац. драматургии. В эти годы в т-ре были пост.: "В вихре ветров" (1906), "Оборотень" (1911), "Бог мошны" (1912) Китцберга, "Неуловимое чудо" (1913), "Домовой" (1914) Вильде, "Паунвере" Лутса (1912) и др. Из переводной драматургии:

"Власть тьмы" (1908); "На дне" (1909); "Столпы общества" (1907) и "Враг народа" (1908) Ибсена; "Возчик Геншель" (1907), "Бобровая шуба" (1907) Гаупт-мана. В годы руководства Меннинга в т-ре выросли талантливые актеры: А. Алыплейс-Хейслер, А. Маркус, Э. Тюрк, А. Сунне, А. Симм, А. Теэтсов, Л. Хан-зен и др.

После ухода Меннинга из "В." (1914) в т-р приш„л его ученик А. Симм (работал до 1921), к-рый продолжал реалистич. принципы Меннинга. Наиболее значит. пост. этого периода: "Три сестры" (1915), "Дядя Ваня" (1916); "Нахлебник" Тургенева (1915), "Ревизор" (1916) и "Женитьба" (1916). В то же время, уступая вкусам мелкой буржуазии, "В." ставил в эти годы развлекательные пьесы. В 1916 большая часть актеров, воспитанных Меннингом, покинула т-р.

В годы буржуазно-националистич. диктатуры (1920- 1940) "В." переживал глубокий творческий кризис. В т-ре преобладал безыдейный, низкий по художеств. уровню репертуар. Широкие массы трудящихся перестали посещать т-р. Нек-рое творческое оживление намечается в последние годы бурж. периода в условиях обостряющейся классовой борьбы. Обновляется руководство т-ра, гл. режиссером становится К. Алуоя , режиссером оперы - Э. У у ли, балетмейстером - И. Урбелъ. Осуществляются пост. драм. спектаклей: "На задворках" Лутса (1935), "На дне" (1938); "Призраки" Якобсона (1939); опер: "Викерцы" ("Викинги") Аава (1935), "Евгений Онегин" (1939) и др. Начинает развиваться балет. Творческих успехов достигают актеры:

А. Рандвийр, А. Вайно, Р. Ратасепп, Э. Маазик, Л. Тубин, В. Отсус и др.

Восстановление в Эстонии в 1940 Сов. власти" открыло перед "В." широкие творческие перспективы. Коллектив пополнился новыми актерами. Художеств. руководителем становится К. Ирд\ режиссеры - К. Алуоя, Э. Уули, И. Урбель; худ.- В. Хаас; дириж„ры - Ю. Симм и Э. Тубин. Впервые на эст. сцене появляются сов. пьесы, отражающие революц. события,"Гибель эскадры" Корнейчука (1940), "Беспокойная старость" Рахманова (1940). В сотрудничестве с т-ром созда„тся первая оригинальная эст. советская пьеса "Меч в воротах" Рауда (1941) о революц. событиях 1940 в Эстонии. Ставятся "Мещане" (1941). Среди муз. постановок: "Тихий Дон" Дзержинского (1940),. "Эсмеральда" Пуни (1941) - первая самостоятельная пост. балетной труппы.

Эта плодотворная работа была прервана Отечественной войной и гитлеровской оккупацией (1941- 1944). Оставшаяся в Тарту часть коллектива "В." ставила гл. обр. классич. репертуар. Была осуществлена пост. первого эст. балета "Кратт" Тубина (1943, написан до войны).

После освобождения Сов. Эстонии от фашистских оккупантов (1944) т-р "В." возобновил свою работу" Труппа пополнилась актерами, вернувшимися из эвакуации, художеств. руководителем снова стал К. Ирд. Лучшие спектакли 40-х гг.: "Жизнь в цитадели" (1946), "Борьба без линии фронта" (1947), "Два лагеря" (1948) Якобсона, "Победители" Чирскова (1947), "Русский вопрос" (1947). В муз. коллективе пост. первая эст. сов. опера "Огни мщения" Э. Каппа (1945).

Театр "В." объединяет все жанры сценич. иск-ва- оперу, драму, оперетту и балет, одни и те же актеры выступают и в муз. и в драм. спектаклях. Центр. место в репертуаре "В." в 40-50-х гг. заняла совр. тема. Т-р способствует развитию совр. эст. драматургии. Среди пост. 50-х гг. - "Незабываемый 1919-й" Вишневского (Ст. пр. 1951), осуществлены пост. пьес эст. авторов: комедия "Роберт Великий" (1957), драма "Новогодняя ночь" Лийвеса (1958), комедия "Лабиринт блаженства" Парве (1959), первые эст. сов. муз. комедии "Румму Юри" Арро и Нормета (1954), "Дороги сходятся" Сыбера (1957), детская опера "Зимняя сказка" Каппа (1958) и др. Значительными событиями стали пост. опер "Берег бурь" Эрнесакса (1949), "Певец свободы" Э. Каппа (1*950) и балета "Тийна" Аустер (1958). Среди лучших муз. спектаклей "В." : "Три мушкет„ра" Бенацкого (1945), "Вольный ветер" Дунаевского (1948), "Так поступают все" Моцарта (1959). Среди пост. классич. драматургии: "Сваты-бер„зки" Койдулы (1945), "Неуловимое чудо" Вильде (1952), "Железный дом" Таммлаана (1954), "Лауритс" Китцберга (1955), "Кукольный дом" ("Нора") (1953); "Мера за меру" (1954) и "Венецианский купец" (1958) Шекспира. Т-р ставит Островского, Л. Толстого, Гоголя, Тургенева, Райниса и др.

Лучшие спектакли "В." отмечены ансамблевостыо исполнения, остротой трактовки драматургич. материала, смелостью мизансцен, тщательной отработкой массовых сцен, стремлением к яркости, лаконичности. В т-ре выросли постановщики Э. Кай-ду, И. Урбель, У. Вялъяотс, Г. Кильгас, художники-декораторы В. Пейлъ, Г. Сандер, дириж„ры И. Харгель, Э. Кылар. Яркие сценич. образы создали актеры: А. Лаутер (Городничий; Кююслаук"Лауритс"; Шейлок), В. Отсус (Лилли Эллерт - "Неуловимое чудо" Вильде, Нора, Любовь Яровая), Э. Тамул (Елена-"Мещане", Эва Мий-лас - "Жизнь в цитадели" Якобсона, Ганна - "Заговор обреч„нных" В и рты), X. Пеэп (Кошкин - "Любовь Яровая"; Йесс-"Железный дом" Таммлаана, Саалеп - "Неуловимое чудо" Вильде), X. Вийсимаа (Панова - "Любовь Яровая", Порция- "Венецианский купец"; Уль-рика - "Лабиринт блаженства" Парве), А. Мялътон (доктор Мийлас - "Жизнь в цитадели" Якобсона, Яак Неэме - "Белая равнина" Таммлаана), Э. Ратасепп (Марфа - "Русские люди";

Констанция - "Обыкновенный человек" Леонова), Л. Ханзен (Плиухкам - "Кочан капусты", Лауги - "Проданная колыбельная" Лакснесса) и др.

В 1956 т-р награжд„н орденом Трудового Красного Знамени. В труппе (I960): нар. арт. СССР А. Лаутер (в 1950-53 гл. режиссер), нар. арт. Эст. ССР Л. Ханзен, засл. арт. Эст. ССР X. Вийсимаа, А. Мяльтон, Э. Ратасепп, И. Люкки, А. Лаар, Э. Тамул, В. Отсус, X. Пеэп, оперные артисты - Л. Марк, X. Коппа, Э. Тордик, В. Хейн, Л. Юргенс и др., солисты балета: М. Маазик, Е. Позняк, Ю. Раннасте и др. Худ. рук. "В." (1944-50 и с 1959) - нар. арт. Эст. ССР К. Ирд, режиссеры - нар. арт. Эст. ССР Э. Кайду, засл. деят. иск-в Эст. ССР У. Вяльяотс, гл. дириж„р - Э. Кылар, балетмейстер - засл. деят. иск-в Эст. ССР И. Урбель, гл. художник - засл. деят. иск-в В. Пейль.

Лит.: Государственный ордена Трудового Красного Знамени театр "Ванемуйне" Эстонской ССР, Тарту, 1957; Театры Советской Эстонии, Таллин, 1956. Э.К.,Х .Л.,К Mac.

ВАН-ЗАНД - см. Занд М. ван. ВАН ЗЕ-В‚Й, Александр Михайлович (р. 1918) - советский цирковой артист, акробат и жонгл„р. По национальности китаец. Род. в Пекине. С 1922 жив„т в СССР. В Госцирке работает с 1931. Создатель и гл. исполнитель своеобразного акробатич. номера, построенного и оформленного в традициях китайского нар. цирка. Иск-во В. З.-в. отличается ч„ткой техникой, изяществом, он легко, без напряжения демонстрирует сложные и увлекательные трюки.

ВАНИН, Василий Васильевич [1(13).1.1898, Тамбов,- 12. V.I 951, Москва] - русский советский актер. Нар. арт. СССР (1949). Род. в семье железнодорожного служащего. С 1915 был рабочим сцены, статистом, позднее - актером Тамбовского т-ра. Первая крупная роль - старик Ланц ("Туннель" Филиппи, 1919). В 1920 окончил драм. студию в Тамбове, затем служил в армии. После демобилизации (1921) играл в т-рах Тамбова, Петрограда (т-ры "Новой драмы", "Кривое зеркало"), Рязани. Роли: Гастон ("Парижские нищие" Бризбара и Ню), чухонец Янсон ("Рассказ о семи повешенных" по Андрееву), Костыл„в ("На дне") и др. В 1924 вступил в труппу Т-ра им. МГСПС (с

1930-Т-р им. МОСПС, с 1938-Т-р им. Моссовета); работал здесь до 1949. Большое значение для творчества В. имела его совместная работа в этом т-ре с Е. О. Любимовым-Ланским. В. был разносторонним актером, сочетавшим комедийное дарование с острым драматизмом. Обладая мастерством перевоплощения, достигая органич. слитности с образом, он создавал живые, сочные, глубоко индивидуальные характеры, передавал атмосферу событий, придавал сце-нич. образам историч. конкретность и в то же время широкую обобщ„нность. В. был одним из первых актеров, ярко воплотивших на сцене образы советских людей. С большим оптимизмом и юмором играл он роль вес„лого, энергичного "братишки" - матроса Виленчука ("Шторм" Билль-Белоцерковского, 1926), раскрывая тему пробуждения революционного сознания в человеке из народа. Простотой, убедительностью, жанровой яркостью отличался образ старого шахт„ра Пацюка ("Голос недр" Билль-Белоцерковского, 1929). Одна из лучших работ В. - образ народного полководца Чапаева (о. п. по Фурманову, 1930); В. ярко передавал героич. сущность Чапаева, его волю и бесстрашие. В роли геолога Кареева ("Машенька" Афиногенова, 1941) В. раскрыл черты нового сов. человека: чистоту, скромность и вместе с тем непримиримость к равнодушию, эгоизму и пошлости. Свойственная актеру мягкость сценин. рисунка придала образу Кареева большое обаяние. Сатирич. сторона дарования В. с большой силой проявилась в ролях Чеусова ("Мятеж" по Фурманову, 1927), Прохора Храпова ("Васса Желез-нова", 1936), Фаюнина ("Нашествие", 1943). Не прибегая к при„мам гротеска, заострения, играя естествен' но, как будто в обычных бытовых красках, В. в то же время остро и беспощадно обнажал страшную, реакционную сущность этих персонажей. Выступал как режиссер; пост. спектакли: "Обида" Сурова (1948, исполнял роль Никона Камня, Ст. пр. 1949), "Свадьба Кречинского" (1949, Т-р им. Моссовета) и др. В 1950- 1951 был гл. режиссером Моск. т-ра им. Пушкина. В. много снимался в кино (с 1927); исполнил роли: Матвеева ("Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году"), Ефима Соколова ("Член правительства"), секретаря райкома Кочета ("Секретарь райкома", Ст. пр. 1943), Фаюнина ("Нашествие", Ст. пр. 1946) и др. В„л пе-дагогич. работу (с 1930 - в драм. школе при Т-ре им. МОСПС, с 1944 - во ВГИКе), С 1949 - профессор.

Лит.: В. В. Ванин, М., 1955; Жукова Л., Народный артист СССР Василий Васильевич Ванин, М., Госкиноиздат,

1952.

ВАННЙ-МАРКУ (Vanni-Marcoux), Жан Эмиль (р. 1877) - французский артист оперы (бас) и режиссер. Музыке обучился самостоятельно. Как оперный певец выступил впервые в Турине в 1894; в 1909 дебютировал в т-ре "Гранд-Опера" (Париж). Партии: Гевстон ("Белая дама" Буальдь„), Бижу ("Почтальон из Ланжюмо" Адана), маркиз де Монконтур ("Так сказал король" Делиба), Дон Кихот (о. п. Мае-сне), Мефистофель (о. п. Бойто), Фиеско, Алькад, король Филипп ("Симон Бокканегра", "Сила судьбы", "Дон Карлос" Верди) и др. В.-М. был первым певцом, исполнившим на франц. яз. партию Бориса Годунова в одноим. опере Мусоргского (1919, "Гранд-Опера", Париж); был одним из самых выдающихся иностр. исполнителей этой партии. В 1938-45 В.-М.- профессор Нац. консерватории в Париже. С 1948 - директор и режиссер Большого т-ра в Бордо, где пост. оперы "Дитя и чары" Равеля, "Иван Грозный" Бизе, "Вольный стрелок" Вебера и др. В 1952 В.-М. осуществил в т-ре "Гранд-Опера" пост. оперы "Борис Годунов" Мусоргского. И. Ш.

ВАННбВСКИЙ, Юрий Алексеевич [р. 20.XI (2.XII).1889] - русский советский актер. Нар. арт. Арм. ССР (1956). Сценич. деятельность начал в 1908 в Екатеринославе (Днепропетровск). Играл в т-рах Киева, Ростова-на-Дону, Горького, Кишин„ва. С 1952- актер Ереванского рус. т-ра; играет характерные и драматич. роли: Бессеменов ("Мещане"), Сагател, Гиж Данэл ("Из-за чести", "Злой дух" Ширванзаде), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Хлебников ("Персональное дело" Штейна), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Вершинин ("Три сестры"). Б. А.

ВАН СЯО-НУН (1857-1918) - китайский актер и драматург. Брал уроки актерского мастерства у Ван

Гуй-фэня. Выступал в различных т-рах Китая. В сво„м творчестве В. С.-н. испытал влияние известного кит. актера Чэн Чан-гэна, а также воспринял нек-рые при„мы игры актеров театров хойцаюй, ханъц-зюй, юэцзюй (провинция Гуандун). В то же время В. С.-н. выработал свою индивидуальную манеру исполнения и ряд новых сценич. при„мов. Лучшая роль В. С.-н.- поэт 8 в. Ли Бо в пьесе "Бродячий император". Написал пьесы "Плач в храме предков", "Преподнесение карты", цикл "Три проклятия" и др.; переделывал также традиц.тексты т-ра куньцюй ("Записки о вымытых ушах", "Склон Мавэйпо" и др.), исправляя тексты классич. драм на основе изучения историч. источников' ("Хитрость с пустой крепостью" и др.). В 1912 принял активное участие в работе "Общества по реформе драмы" в Тяньцзине.

Соч.: Сборник пьес Ван Сяо-нуна, изд-во "Чжунго сицзюй чубань-шэ", 1957.

Лит. : Ч ж о у С и н ь-ф а н, Дорогой учитель Ван Сяо-нун, "Сицзюйбао", 1957, .No 12; С ю и Ли н-ю н ь, Памяти актера-патриота Ван Сяо-нуна, там же; Ли Х у н -ч у н ь..., Коротко об исполнительском искусстве Ван Сяо-нуна, "Сицзюйбао", 1957, ј 22.

ВАН ЦЗИНЬ-ЛУ (р.

19. XI. 1919)-китайский актер. В 1931 поступил в Китайскую высшую школу в Пекине. Учился у актеров Чи Юэ-тин, Дин Юн-ли и Ли Хун-чунь мастерству исполнения Ван Цзинь-лу в ролиГаоЧуна. ролей в пекинской муз. драме, специализировался на амплуа "ушэна". Одновременно обучался при„мам амплуа "лаогиэна" (у Цай Жун-гуя и Ван Фын-цина, Ma Лянь-ляна). По окончании занятий в 1939 В. Ц.-л. начал выступать в т-рах крупных городов и приобр„л широкую популярность. В 1947 участвовал в создании Дома иск-в, затем - в работе по реформе кит. классич. т-ра. В 1951 В. Ц.-л. вступил в экспериментальную труппу пекинской муз. драмы при Восточнокит. научно-исследовательском театр. ин-те и стал ведущим актером этого т-ра. В наст. время работает в Шэньсийском провинциальном т-ре пекинской муз. драмы как актер и председатель художеств. совета. В.Ц.-л.- один из немногих актеров, выступающих в амплуа "ушэна" в пекинской муз. драме. Свопм творчеством он развивает лучшие традиции кит. т-ра. Дарование В. Ц.-л. наиболее ярко раскрывается в исполнении героич. ролей: полководец Гао Чун ("Тяохуачэ") и др. В 1956 гастролировал в СССР

ВАН ЧУАНЬ-СУН (р. 1907) - китайский актер. В 1925 по окончании Сучжоуской школы театра куньцюй начал выступать на сцене. В. Ч.-с. - один из крупнейших актеров-комиков т-ра куньцюй, в„л борьбу за использование классич. традиций этого вида иск-ва. После образования КНР (1949) В. Ч.-с. вн„с своим творчеством значительный вклад в развитие т-ра куньцюй. Лучший сценич. образ В. Ч.-с.- бродяга Лоу А-шу в пьесе "Пятнадцать тысяч монет". Среди др. комедийных ролей В. Ч.-с.: Вань Цзя-чунь("Сянлян цылян"), Цзя чжу-вэнь ("Се чжуан").

ВАН ШИ-ФУ [1260 (?)-1335 (?)] - китайский драматург. Автор пьесы "Западный флигель" (в 20 актах; последние акты, по некоторым сведениям, написал Гуань Хань-цин) - крупнейшего произв. в жанре цзацзюй. Сюжет "Западного флигеля" был заимствован из новеллы писателя Юань Чжэня (8 в.). Пьеса рассказывает о любви простого студента и дочери министра. В. Ш.-ф. выступал за свободу чувства, торжествующего над сословными предрассудками. Пьеса отличается мастерством стихотворной формы, автор тонко переда„т переживания героев.

В сов. театрах "Западный флигель" ставится под названием "Пролитая чаша" (переработка А. Глобы). Лит.: Тань Чжэн-би, Юань цюй лю да цзя люэчжу-ань, Шанхай, 1957; Хо Сун-линь, Си сян цзи цзянь шо, Пекин, 1957 (на кит. яз.). J5. С.

ВАН Ю-ЛЙ (р. 15.??.1892) - советский цирковой артист, иллюзионист. По национальности китаец. Род. в Китае, в России жив„т с 1916. Выступал на эстраде с 1930; в системе Госцирка-с 1937. Руководитель большой цирковой труппы, демонстрирующей различные формы китайского нар. цирка. В. является также воспитателем-тренером, подготовившим большую группу молодых артистов советского цирка.

ВАН ЯО-ЦЙН (1882-1954) - китайский актер и театр. педагог. Ок. 1894 начал выступать на сцене. Объединил в своей игре при„мы исполнения женских ролей "цинъи", "хуадань" и "даомадань", входящих в амплуа "дань" и раздел„нных ранее строгими правилами. Это расширило рамки амплуа дань и открыло новые исполнительские возможности для актеров пекинской муз. драмы. В. Я.-ц. выступал в пьесах, написанных или переработанных им самим, - "Застава Фаньцзянгуань", "Тринадцатая сестра" и др., по-новому трактуя образы действующих лиц. В 1930 В. Я.-ц. начал отходить от исполнительской деятельности,посвятив себя театр. педагогике. Среди учеников В. Я.-ц. - актеры Мэй Лань-фан, Чэн Янь-цю, Шан Сяо-юнь, Сюнь Хуэй-шэн. После образования Китайской Народной Республики В. Я.-ц. был преподавателем и директором Кит. театр. уч-ща, занимался режиссерской работой; руководил пост. пекинских муз. драм "Сказание о белой змейке" и "Ивовая аллея". В. Я.-ц. принял активное участие в реформе кит. классич. т-ра, способствовал сохранению и развитию нац. традиций театр. иск-ва.

ВАРАДИ (Varadi), Антал (2.V.1854-5.III. 1923)- венгерский театровед. С 1876 был профессором, в 1896-1906 - директором будапештской Театр. академии. Придерживался консервативных взглядов в вопросах театр. образования. Написал ряд пьес:

"Искариот" на тему из Ветхого завета, "Харитас" - из венг. жизни в ср. века (1876, 1894, Нац. т-р) и др. Перев„л на венг. яз. произв. Эсхила, Мольера, Г„те, Зудермана и др. Автор работ по актерскому иск-ву и истории т-ра.

Соч.: Aesthetika diohoban, Bp., 1881; Szavalokonyv, Bp., 1883; Az aesthetikai testtartas- es mozgastan kezikonyve, Bp., 1884; Jelmeztan, Bp., 1884; Kepek a magyar iro-es szines-zvilagbol, Bp., 1911;Regi magyar szineszvilag, Bp., 1912;

Elmult idokbol, Bp., 1917.

ВАРАДИ (Varady), Шандор (1865-1913) - венгерский артист оперы (баритон). Пению обучался в Будапеште и Вене. Впервые выступил на оперной сцене в Будапеште. Партии: Риголетто; Яго ("Отелло" Верди), Вильгельм Телль (о. п. Россини) и др. Автор оперного либретто по произв. Я. Араня "Надьидские цыгане". В. И.

"ВАРВАРЫ" - пьеса М. Горького (сцены в уездном городе). Соч. 1905. Первые пост. "В." в России - 26 марта

1906, Рижский Латышский т-р (реж. Миерлаук; Черкун- Вейц, Цыганов - Рудзитис. Богаевская - Румниек, Монахов - Тамезар, Монахова - Иесминь-Михельсон, Лукин - Лауберт), в 1906 - в антрепризах Соловцова (Киев), Со-болыцикова-Самарина (Харьков), Басманова (Смоленск) ' 12 ноября 1906 пост. в Берлине. В 1907-в "Современном театре", Петербург (реж. Арбатов; Черкун - Ходотов под псевд. Николаев, Цыганов - Любош, Богаевская - Волгина, Редозубов - Уралов, Монахов - Новолин, Надежда - Якушева), в Василеостровском т-ре, Петербург. 10 апреля 191 О-Московский т-р Незлобина (Черкун - Белогородский, Цыганов - Чаргонин, Богаевская - Нелюбова, Лидия - Вульф, Редозубов - Скуратов, Монахов-Асланов, Монахова-Кру-чинина-Годзи, Головастиков - Грузинский) и др.

На сов. сцене: Куйбышевский т-р (1937; реж. Ростовцев;

Черкун - Свичеревский, Цыганов - Шебуев, Монахов - Нельский, Монахова- Чекмасова); Воронежский т-р (1937; реж. С. Воронов; Черкун - Г. Васильев, Цыганов - Викторов, Монахова - Незванова). Спектакли были показаны в Москве в 1937 (Куйбышевский т-р) и 1938 (Воронежский т-р). 31 янв. 1941 премьера "В." состоялась в Моск. Малом т-ре (реж. Зубов и Судаков, худ. Кноблок; Черкун - Анненский, Цыганов - Зубов, Богаевская - Турчанинова, Редозубов - Головин, МонаховЛеонтьев, Монахова - Гоголева, Головастиков - Лебедев, Лидия - Бел„вцева, Гриша- Оленев). "В." пост.: Центральный т-р Советской Армии (1955; реж. Тункель, худ. Матвеев; Черкун - Макаров, Редозубов - Колофидин, Монахов - Константинов, Монахова - Добржан-ская. Головастиков - Ратомский). Ленинградский Новый т-р (1938), Ленинградский т-р Ленинского комсомола (1940), Ленинградский т-р драмы им. Пушкина (1946; реж. А. Соколов, худ. Вускович; Черкун - Янцат, Анна - Лебзак, Цыганов - Толубеев, Богаевская - Жихарева, Лидия - Парамонова, Редозубов - Малютин, Монахов - Екатерининский, Монахова - Ефимова, Головастиков - Нелидов); Ле-нингр. Большой драм. т-р (1959; реж. Товстоногов, худ. Степанов; Черкун - Луспекаев, Цыганов - Стржельчик, Богаевская - Казико, Лидия - Ольхина, Редозубов - По-лицеймако, Монахов - Лебедев, Монахова - Доронина, Гриша - Кузнецов" Катя - Шарко и др.). "В." ставили также: Саратовский т-р (1940; реж. Ростовцев, худ. Писарев;

Черкун - Слонов, Цыганов - Карганов, Редозубов - Му-оатов, Богаевская - Лещинская, Монахова - Соболева), Горьковский т-р (1943; реж. и исполнитель роли Черкуна- Покровский, худ. В. Иванов; Монахов - Соколовский, Монахова - Прокоп ович); Т-р им. Камала, Казань (1946); Ака-демич. т-р драмы Латв. ССР (1951; перевод Э. Манденберга; реж. Ветра, худ. Грасман; Черкун - Зиле, Цыганов - Кат-лап, Лидия - Круминь, Монахова - Фрейман, Монахов - Клетниек); Иркутский т-р (1951), Красноярский т-р (1952), Владивостокский т-р (1953), Сталинградский т-р (1959, реж. Покровский, худ. Медовщиков, Монахова - М. Соколова) и др. "В." шли также в коллективах театр. самодеятельности. Как выпускные дипломные спектакли "В." ставились в театр. учебных заведениях: Белорус. студия Ленингр. театр. ин-та (1937), Эстонская студия ГИТИСа, (1953), Литовская студия ГИТИСа (1953) и др.

Издания.- Первое изд. "В." - "Сборники товарищества "Знание" за 1906 г.", кн. 9, СПБ. 1906; из последующих изд.: Горький М-, Собр. соч. в 30-ти томах, т. 6, М., 1950.

Лит.: "Варвары". Материалы и исследования, М., 1946;

Сб. "Горький и театр", М.-Л., 1938 (ст. Дурылина "Горький на сцене"); Данилов С. С., Горький на сцене, М., 1958. Д. Шн.

ВАРВОЩИС (?????????), Мариос (р. 22.XII. 1885) - греческий композитор, дириж„р, музыкальный критик. Музыке обучался в Парижской консерватории у К. Леру и Ж. Коссада. Автор оперы "Полдень любви" (1944, Нац. лирич. т-р, Афины), музыки к спектаклям "Агамемнон" (1932) и "Персы" (1934) Эсхила, "Медея" Еврипида (1942), "Птицы" Аристофана (1942), а также симф. и др. произв. Занимается педа-гогич. деятельностью (с 1920-профессор Афинской консерватории). Премия Афинской академии иск-в (1937). Д. С.

ВАРГА (Varga), Матьяш (р. 1910) - венгерский . театральный художник. Засл. арт. Венгерской Народной Республики (1955). По окончании ин-та изобразительных искусств в 1929 начал творч. деятельность в т-ре г. Сегед. С 1935 работал в Нац. т-ре в Будапеште, в 1941-43 - в Нац. т-ре г. Клуж (Коложвар). После освобождения Венгрии (1945) - снова в Нац. т-ре. В. оформил спектакли: "Траур к лицу Электре" (1937) и "Любовь под вязами" (1946) О'Нила, "Двенадцатая ночь" (1947); "Банк-бан" Катоны (1951), "Отелло" (1954), "Трагедия человека" Мадача (1955), "Ричард III" (1955), "Виндзорские проказницы"

(1959) и др. Работам В. присуща монументальность сценич. решения. Работает также в кино (с 1938), занимается графикой и живописью. Пр. им. Кошута (1956).

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница