Наши партнеры

Electra Style Одежда Вологда.
автомобилей

Театральная энциклопедия
(страница 72)


ВАЛЕЕВ, Масалим Мушарапович [26.III (7.IV). 1888 - 2.1.1956] - башкирский советский композитор, скрипач и дириж„р. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1940). В 1914-17 учился в Муз. школе в Оренбурге. С 1910 работал как скрипач в различных симф. и оперных оркестрах и одновременно занимался композиторской деятельностью. С 1932 был дириж„ром и зав. муз. частью Башк. т-ра драмы (Уфа). Автор первой нац. башк. оперы "Хакмар" о борьбе за колхозный строй и новый быт в башк. деревне (1940, Башк. т-р оперы и балета, Уфа; новая ред. под назв. "Айхылу" совм. с Н, И. Пейко, пост. там же, 1943), музыки к спектаклям "Кара юзляр" ("Черноликие") Гафури, "Тальян-гармонь" Ахметшина, "Тансулпан" Даяна (пост. в Башк. т-ре драмы), симф., хоровых и др. соч. Д. Б.

ВАЛЕЕВА, Бану Нургалеевна [р. 14(27). XII. 1914]-башкирская советская артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1955). Член КПСС с 1953. Деп. Верх. Совета Башк. АССР 2-5-го созывов. Творческую деятельность начала в самодеятельности. В 1938 окончила Башк. студию при Моск. консерватории; в этом же году начала работать в Башк. т-ре оперы и балета в Уфе. Партии: Танхылу

("Акбузат" Заимова и Спадавеккиа), Алтынчеч (о. п. Жиганова), Аминат, Наза ("Салават Юлаев", "Кода-са" Исмагилова), Антонида ("Иван Сусанин"), Марфа ("Царская невеста"), Виолетта, Джилъда ("Травиата", "Риголетто"), Лакме (о. п. Делиба) и др. В. является также выдающейся исполнительницей башк. нар. песен. В иск-ве В. претворяются характерные черты нар. орнаментированного мелодич. стиля. Д. В.

ВАЛЕЕВ-СУЛЬВА, Су-лейман Яруллович [9(21). I. 1899-23. IV. 1956]-татарский советский актер и режиссер. Член КПСС с 1920. В 1919 - актер театр. фронтовых бригад. В 1920-23- режиссер тат. рабоче-крестьянского т-ра в Оренбурге, в 1925-26 - тат. Крымского т-ра. В. содействовал утверждению советского репертуара на нац. сцене. Пост. первые тат. пьесы о Красной Армии: "Шлем" Минского, "Борьба за Казань" Алымова (1928). В 1931-32 учился в ГИТИСе на режиссерском ф-те. В 1928-45 работал как режиссер в Т-ре им. Камала (Казань). Пост.: "Банкрот" Г. Камала (1933), "В вороньем гнезде" Ш. Камала (1929), "Отелло" (1936). В 1949-56 возглавлял Тат. республиканский передвижной т-р. Пост. "Увядшие цветы" Джабарлы (1953), "Седая девушка" Хэ Дзинь-Чжи и Дин Ни (1955). X, К.

"ВАЛЕНСИАНСКАЯ ВДОВА" ("La viuda valen-ciana") - комедия в 3 д. Лопе де Вега (Вега Яарпьо) (сюжет заимствован из итал. новелл Маттео Банделло). Соч. 1604, окончательный вариант - 1619. В рус. пер. (М. Л. Лозинского) пост. впервые 26 марта 1940 Ленингр. т-ром Комедии (реж. и худ. Акимов, комп. Животов; Леонарда - Юнгер, Камило - Савостьянов, Лусенсьо - Бонди, Отон - Ханзель, Валерьо - Вениаминов, Лисандро - Лец-кий, Урбан - Суханов и Сухаревская, Марта - Скопина, Флоро - Филиппов, Селия - Барабанова, Росано - Волков). С этим спектаклем т-р выступал в Москве в дни показа иск-ва Ленинграда (1940). 15 ноября того же года премьера "В. в." состоялась в Моск. т-ре им. Ленинского комсомола (реж. Берсенев и Гиацинтова, она же - исполнительница роли Леонарды, худ. Козлинский, комп. Хачатурян, танцы - Бур-мейстер; Камило - Фрелих и Палин, Лусенсьо - Марута, Отон - Плятт, Валерьо - Вовси, Лисандро - Плотников, Урбан - Соколова, Марта - Паркалаб и Сергеева, Селия - Кошкина). "В. в." поставили: Художественный т-р Латвийской ССР (1952), Костромской т-р (1945), Сталинградский т-р (1940), Куйбышевский т-р (1941), Ивановский т-р (1948), Липецкий т-р (1953), Омский т-р (1955), Тюменский т-р (1959) и др.

И з д а н и я.- Первое изд. "В. в."-1620; Соч. Лопе д e Вега, т. XIV, рус. пер. М. Л. Лозинского, М., 1939.

Лит.: Ленинградский театр комедии. "В аленсианская вдова". Комедия в 3 д. (к пост.), Л., 1939; "Искусство и жизнь", Л., 1939, .ј 4; "Театр", М., 1941, .ј 4, с. 58-67. А. Шн.

ВАЛЕНТИНОВ, Валентин Петрович (1871-1929)- русский либреттист, композитор, режиссер, антрепрен„р. Начал выступать на эстраде, затем работал в оперетте как артист (на разных амплуа) и режиссер. В. - автор т. н. "опереточных мозаик" (оперетт, построенных на музыке из различных совр. опер, оперетт, песен) и др. Популярностью пользовались оперетты В.: "Ночь любви", "Тайны гарема", "Жрицы огня", "Монна Ванна" и др. О. В.

ВАЛЕРИАНИ (Valeriani), Джузеппе (1708-17.IV. 1762) - итальянский театральный художник и архитектор. Род. в Риме. Учился в Венеции, где начал театр. деятельность. С 1742 работал в России. Совм. со своим помощником А. Перезинотти В. писал декорации для спектаклей петерб. Оперного дома и моек. Оперного т-ра (ок. Головинского дворца): "Селевк"

(1744) и "Александр в Индии" (1756) Арайи, "Мило. сердие Тита" Хассе (1746) и мн. др. (см. рис. на стр. 807). Указом от 1747 В. был назначен придворным театр художником. С 1748 до конца 50-х гг. 18 в. преподавал в рисовальных классах Академии наук. Работал также как дворцовый декоратор.

Лит.: Коноплева М., Театральный живописец Джу" зеппе Валериани. Материалы к биографии и истории творчества, Л., 1948. р. X.

ВАЛЙТОВА, Набиля Гательхамитовна (р. 24. XII. 1928) - башкирская советская балерина. Засл. арт. РСФСР (1955). Окончила Ленингр. хореограф ич. уч-ще в 1949. С этого же года -солистка Башк. т-ра оперы и балета (Уфа). Партии: Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Лиза ("Тщетная предосторожность" Гертеля), Лауренсия и Паскуала ("Лауренсия" Крейна), Одетта-Одиллия, Раймонда. Д. Б.

"БАЛЛЕ" (Valle) - итальянский театр. Основан в Риме в 1726 К. ди Джулиано Капраника и в том же году сдан им в аренду Д. Валле. Первоначально "В." был гл. обр. драм. т-ром; в н„м ставились комедии дель арте, с 1755 также пьесы К. Гольдони и П. Кьяри. С 1765 здесь шли преим. оперы Н. Пиччини, Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы и др. В 1789 т-р был закрыт и открылся вновь в 1796. В нач. 19 в. на сцене "В." впервые ставятся оперы Дж. Россини и Г. Доницетти. Во 2-й пол. 19 в. в т-ре "В." наряду с операми ставились также драм. спектакли, в к-рых принимали участие артисты Ч. Росси, Э. Дузе, Ф. Андо, Э. Новелл и. В 20 в. "В." становится второстепенным т-ром. В наст. время в н„м выступают различные драм. труппы. В 1959 на сцене "В." пост. пьеса Л. Скварцины "Девушка из Романьи". Здание т-ра перестраивалось в 1765, 1823 и 1898. Р. X.

ВАЛЛЕНТИН (Vallentin), Рихард (3.11.1874- 14.1.1908) - немецкий режиссер. В 1894 сценич. деятельность начал как актер в берлинском "Остенде-театре". В 1896 вступил в труппу Немецкого т-ра. Принимал участие (вместе с М.Рейнхардтом) в постановках лит.-театр. кабаре "Шалль унд раух" (1901), затем был режиссером берлинского Малого т-ра, где пост. спектакль "Ночлежка" ("На дне" Горького, 1903), в трактовке к-рого проявились натуралистич. тен- денции. В этом же т-ре пост. "Виндзорских проказниц" (1904). Для режиссерского иск-ва В. характерно сочетание натурализма с яркой театральностью. Сложные взаимоотношения с Рейнхардтом заставили В. перейти в венский Городской т-р. Позднее В. участвовал в создании "Хеббель-театра" в Берлине, открытого в 1908, вскоре после смерти В..

Максим (р. 9. X.I 904) - немецкий режиссер, театральный деятель. Сын Рихарда В. По окончании школы актерского иск-ва при Гос. т-ре в Берлине (ученик Л. Йеснера) дебютировал на сцене "Шлос-парктеатра", затем играл в различных театрах Берлина и Цюриха. В 1925 был организатором и режиссером рабочего самодеятельного агитпропколлектива "Красный рупор". В 1933 эмигрировал в СССР; изучал систему Станиславского, работал режиссером на радио. По возвращении в Германию в 1945 создал (совм. с О. Гайяром) первый в Германии театр. ин-т в Веймаре, в к-ром занятия велись по системе Станиславского. Из первого выпуска этого ин-та в 1950 В. организовал студию "Молодой ансамбль", получившую в 1952 название Т-ра им. Максима Горького (Берлин). Среди лучших режиссерских работ В. в этом т-ре: "За тех, кто в море" Лаврен„ва (1952), "Дости-гаев и другие" (1954), "Разбойники" (1955). Автор работы "От импровизации к игре" ("Vom Stegreif zum Stuck", В., 1949), посв. системе Станиславского и рассказывающей о творческом методе В. Удостоен Нац. пр. ГДР (1955). J В. К.

ВАЛЛ‚РИА (Valleria) (урожд„нная - Ш „ н и н г;

Schoening), Альвина (12.Х.1848-17.П.1925)-амер. артистка оперы (драматич. сопрано). В 1867 окончила Королевскую муз. академию в Лондоне. Впервые выступила на оперной сцене в Петербурге в 1871, затем пела в Милане (в т-ре "Ла Скала"), крупнейших муз. центрах Германии и в Лондоне (т-ры: "Друри-Лейн" - 1873, Итальянская опера - 1877-78, "Ковент-Гар-ден" - 1879-82); выступала на сцене "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Голос В. отличался широтой диапазона (от ноты си-бемоль до ре; в ранние годы брала фа третьей октавы), силой, полнотой, красотой тембра. В. выделялась также ярким драматич. талантом. Выступала во мн. партиях классич. репертуара, в т. ч.: Линда ("Линда ди Шамуни" Доницетти), Леонора ("Трубадур"), Аида; Маргарита ("Фауст"), Микаэла ("Кармен"), Елизавета, Сента ("Тайнгейзер", "Летучий голландец." Вагнера), а также в ряде опер амер. композиторов, в т. ч. в операх Макензи ("Трубадур" и "Коломба") и Томаса

("Надежда"). В 1886 В. оставила оперную сцену и выступала как концертная певица. Л. М

ВАЛМИЕРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. ЛЕОНА ПАЭГЛЕ - латышский драматический театр. Был создан в Вал-миере в нач. 1919 в период Сов. власти. В годы бурж. режима (1920-40) в Валмиере существовал т-р, в к-ром работало несколько проф. актеров. В конце 1944, после освобождения города от гитлеровских захватчиков, в Валмиере был создан постоянный проф. т-р. В 1953 в коллектив влилась часть труппы б. Елгав-ского т-ра. В том же году т-ру было присвоено имя латышского революционного поэта Л. Паэгле. Среди спектаклей т-ра: "Победа Ешки Зиньгиса" Упита (1954), "Шесть маленьких барабанщиков" Алунана (1955), "Привидения" (1956); "Каменное гнездо" Вуолийоки (1958) и др. Театр вед„т преим. выездную работу. В 1949-57 гл. реж. т-ра была А. Лацис, с 1957 - П. Луцис. В труппе т-ра (I960): засл. арт. Латв. ССР Э. Барун, В. Лие-пинь, Б. Приедитис. К. К.

ВАЛУ A (de Valois), Нинет де [наст. имя и фам.- Идрис С т а н-н у с (Sfcannus)] (p. 6. VI. 1898, Балтибойс, Ирландия) - английская артистка балета и балетмейстер. Училась классич. танцу у педагогов Э. Эспиносы, позднее у Э. Чеккетти. В 1914 дебютировала в пантомиме в т-ре "Лицеум". В 1923 была приглашена в труппу С. П. Дягилева; исполняла партии феи Виолант d па-де-труа в "Спящей красавице", Фелиситы ("Бабы" Скар-латти по Гольд они) и др. В 1926 организовала балетную школу "Академию хореографич. иск-ва", в к-рой большое внимание уделялось классич. танцу в противовес модному в то время т. н. "танцу модерн". В 1930 вместе с учениками выступала в спектаклях "Общества Ка-марго", где в 1931 осуществила пост. балета "Иов" Уильямса. В. поставила ряд хореографич. номеров в т-ре "Олд Вик", интермедию в "Мнимом больном" Мольера (1927), балет "Безделушки" Моцарта (1928) и др. В 1931 на базе "Академии хореографич. иск-ва" организовала вместе с Л. Вейлис балетную школу при т-ре "Олд Вик", из к-рой позднее была сформирована балетная труппа "Седлерс-Уэллс балле". С 1931 - худ. рук. этой труппы (с 1957 труппа носит название Королевского балета}. Среди пост. В.: "Карьера мота" Гордона (по серии картин художника У. Хопарта, 1935), "Шах и мат" Блисса (1937), "Наше зрелище" на муз. Бойса (по серии карикатур Т. Роулендсона 1940), "Лебединое озеро" (возобновлено в 1952), "Коп-пелия" (1954) и др. Все балеты, поставленные В. по мотивам англ. художников, решены в экспрессионистской манере, наиболее характерной для творчества В.; но, ставя классич. балеты, В. всегда следовала принципам школы классич. танца. В. - автор ряда книг по балету, поч„тный доктор лит-ры Оксфордского ун-та (1950), поч„тный доктор музыки Лондонского ун-та (1947). В 1950 и 1959 посетила СССР.

С о ч.: Invitation to the ballet, L., 1937 и 1957; Come dance with me; a memoir. 1898-1956, L., 1957; Some problems of ballet today, в кн.: Gala Performance, ed. by A. Haskell (a.o.j, L., 1955.

Лит.: N e a t b у K., Ninette de Valois and the Vic-Wells Ballet, L., 1934; "British Continental Press", 1934; С lark e M., The Sadler Wells Ballet, L., 1955. Ham. P.

ВАЛЬ (Wahl), Андерс де (1869-1956) - шведский актер. С 1891 по окончании школы при Королевском драм. т-ре выступал на сценах многих шведских театров, гастролировал в Дании, Норвегии, Финляндии. Великолепные внешние сценич. данные, могучий темперамент, углубл„нная работа над ролями определили значение иск-ва В. для шведского т-ра. Наряду с ролями Фауста, Отелло; Пер Гюнта (о. п. Ибсена), Си-рано де Бержерака (о. п. Ростана) В. с большим иск-вом исполнял комедийные роли-Хлестаков;

Эразмус Монтанус (о. п. Хольберга). В репертуар В. входили роли в драмах А. Стриндберга - Эрик

XIV и мастер Улаф (в о. п.), Неизвестный ("Путь в Дамаск"). Играл также в пьесах совр. шведских авторов - Б. Бергмана, П. Лагерквиста и др.

Лит.: Lindberg P. og S. afGreijerstam, A. de Wahl, Stockh., 1944. Вл. М.

ВАЛЬБЕРХ, Иван Иванович [3(14).VII.1766- 14(26).VII.1819] -русский артист балета, балетмейстер, педагог. Ученик Г. Анджолини и Д. Канциани. В 1786, по окончании Петерб. театр. школы, был принят солистом в придворную балетную труппу. Исполнял партии Язона ("Медея и Язон" Рудольфа), Алексея ("Дезертир", музыка разных авторов), Ромео ("Ромео и Юлия" Штейбельта), Ивана ("Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству" Париса) и др. С 1794 занимался педагогич. деятельностью в Петерб. театр. школе. Учениками В. были Е. И. Колосова, А. И. Тукманова, Я. Люстих, И. М. Аблец и др. В. был первым рус. балетмейстером, в 1795 он пост. балет "Счастливое раскаяние". Позднее им были осуществлены пост. ок. 40 новых балетов и возобновлены 10 старых. В. первым в России пытался создать балет на совр. тему ("Новый Вертер" Титова, 1799), исполнявшийся в совр. костюмах. Спектакли В. были насыщены действием, носили танцевально-пантомимный характер. Вопреки распростран„нному в то время представлению о балете как развлекательном жанре, В. утверждал воспитательное значение балетного иск-ва, отдавая дань сентиментализму. В. первый создал балет на сюжет шекспировской трагедии ("Ромео и Юлия" Штейбельта, 1809). Ставил также балеты на сказочные сюжеты ("Рауль - Синяя борода" Кавоса, Грет-ри, 1815, "Сандрильона" Штейбельта, 1815, и др.) и мифологические ("Орфей и Эвридика", 1808, на муз. Глюка, "Амазонка" Антонолини, 1815, и др.). Особое место в творчестве В. занимают балеты на рус. сюжеты ("Новая героиня, или Женщина-казак", 1810, на муз. разных композиторов) и дивертисменты на патриотич. темы, пост. в годы Отечеств, войны 1812 ("Любовь к отечеству" Кавоса, 1812, "Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству", 1813, "Торжество России, или Русские в Париже", 1814, Кавоса, совм. с А. Л. Огюстом, и др.). Как педагог В. содействовал выработке основ русской школы балетного искусства. Написал и перев„л около 25 пьес, а также книгу "Замечания Россиянина о мнении иностранцев о России", 1813.

Соч.: Из архива балетмейстера, М.-Л., 1948. Лит.: Борисоглебский М.В. (Сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959;

СлонимскийЮ., "Новый Вертер", в кн.: Ученые записки гос. н.-и. института театра, музыки и кинематографии. Л., 1958.

ВАЛЬБЕРХОВА (В а л б e p x о в а), Мария Ивановна [27.XII.1788 (7.1.1789) -15(27).IX.1867] - русская актриса. Дочь И. И. Валъберха. Ученица А. А. Шаховского. Дебютировала на петерб. сцене в 1807 как трагич. актриса (Антигона - "Эдип в Афинах" Озерова). Не обладая трагедийным дарованием, В. оставила сцену в 1811 и блестяще дебютировала вновь в 1815, уже как комедийная актриса (графиня Лелева-"Липецкие воды" Шаховского) ; играла Агату ("Шалости влюбл„нных" Хмельницкого) и др. Одна из Лучших ролей В. - Наташа в водевиле "Своя семья, или Замужняя невеста" (1817), написанном для не„ Грибоедовым, Шаховским и Хмельницким. Пушкин считал В. превосходной комедийной актрисой (см. его статью "Мои замечания об русском театре"). В наброске "Комедии об игроке" Пушкин обозначил одну из ролей именем В. Для е„ бенефиса Лермонтов предназначал в 1835 первую редакцию своего "Маскарада", но В. из-за цензурных препятствий смогла сыграть только отдельные сцены из этой драмы в 1852, уже после смерти Лермонтова. В зрелые годы репертуар В. обогатился характерно-драматич. ролями. В. высоко ценил В. Г. Белинский, отмечавший в своих рецензиях художеств. правдивость е„ игры. Оставила сцену в 1855. Преподавала в Петерб. театр. уч-ще.

ВАЛЬДЕНБЕРГ, Исаак Яковлевич (р. 10.11. 1906) - советский театральный художник-декоратор. В 1925 окончил Киевский художеств. ин-т. Сценич. деятельность начал в 20-е гг. Работал в т-рах Киева, Одессы, Харькова. С 1938 оформляет спектакли в т-рах совместно с художником Д. В. Ушаковым. С 1941 работает в Ташкентском рус. драм. т-ре, где оформил спектакли "Клоп" (1956); "Тайфун" Цао Юя (1957), "Филумена Мартурано" Э. де Фи-липпо (1957), "Годы странствий" Арбузова (1954), "Дракон и солнце" Гинзбурга (1958). Участвовал в создании спектакля "Юлий Цезарь" в узб. Т-ре имени Хамзы (1958). А. У.

ВАЛЬЕ ИНКЛАН (Valle-Inclan), Рамондель(28.Х. 1869-5.1.1936) - испанский писатель, драматург, поэт. Лит. деятельность начал как представитель "поколения 1898 года" или "поколения катастрофы" во время политико-экономич. и культурного упадка Испании после потери колоний. Первая пьеса -"Пепел" (1899, т-р "Лара"). С 1903 В. И. писал для труппы известных исп. актеров М. Герреро и Ф. Диас де Мен-доса. В нач. творчества В. И. испытал влияние поэта-модерниста Р. Дарио (Никарагуа), проявившееся в лирич. пьесах "Апрельская сказка" и "Голова дракона" (обе пост. в 1910, т-р "Комедии"). Большим успехом среди пьес В. И. пользовалась "Маркиза Роза-линда" (1912, т-р "Принсеса" в Мадриде; в гл. роли- М. Герреро), навеянная итал. комедией дель арте. В. И. принадлежит цикл драм. диалогов из галисий-ской жизни (т. н. варварские комедии): "Геральдический ор„л" (1907), "Романс волков" (1908), "Серебряное лицо" (1922) (не были пост. на сцене). Пьеса "Колдовство" (1912), отличающаяся мрачным колоритом, отражавшая суеверия галисийской деревни, была отклонена М. Герреро, в результате чего произош„л разрыв между автором и труппой. Эту пьесу пост. в 1931 труппа И. Лопес Эредиа (т-р "Муньос Сека", Мадрид). К галисийскому циклу относится также пьеса "Божественные слова" (1933, труппа М. Ксиргу, т-р "Эспаньоль", Мадрид).

Первая мировая война 1914-18 определила перелом в творчестве В. И., гневно е„ осудившего. В. И. отходит от утонч„нности выразительных средств, характерной для первого периода его лит. деятельности. Драматург затрагивает социальные проблемы; в "Фарсе об испанской королеве" в гротесковой форме бичуются нравы придворного быта Изабеллы II (1920; труппа И. Лопес Эредиа, т-р "Муньос Сека", 1931).

В. И. создал жанр "эсперпенто" (esperpento - пугало, чудище), являющийся лит. разновидностью "Капричос" худ. Гойи. В этом жанре написаны пьесы:

"Светочи богемы" (1924), где воссоздана жизнь мадридского "дна", "Дон фриолера - рогоносец" (1925), в к-рой высмеиваются мещанские представления о семейной чести, и др. В пьесах "эсперпенто" гротеск довед„н до предельной остроты.

Среди пьес В. И. - "Голова Крестителя" (1924, "Театро дель сентро", Мадрид), написанная под влиянием "Саломеи" Уайльда. Элементы гротескной фантастики содержит пьеса "Связь" (1925, "Т-р Белого дрозда", Мадрид). В последние годы своей жизни В. И. был одним из видных представителей исп. антифашистской интеллигенции.

Лит.: Valbuena Prat A., Historia de la literatura espanola, t. 1-2, Barcelona, 1937, 5 ed., t. 1-3, Bare., 1957;

Fernandez Almagro М., La vida y la literatura de Valle-Inclan, Madrid, 1943; Del Hoyo A., Teatro mundial, Madrid, 1955. Л. Kp.

"ВАЛЬКИРИЯ" ("Die Wal kure") - опера (муз. драма) Р. Вагнера (2-я опера из тетралогии "Кольцо Нибелунга") (либр. композитора на основе скандинавского эпоса 8-9 вв. "Эдда" и средне-верхненемецкого эпоса 13 в. "Песнь о нибе-лунгах"). Пост. 26 июня 1870 в Мюнхене. В России впервые пост. нем. труппой (1889, Москва и Петербург). Русской труппой пост. 24 нояб. 1900 в Петербурге, в Мариинском т-ре (Вотан - Шаронов, Зиглинда - Больска, Брунгиль-да - Фигнер, Фрика - Славина, Зигмунд - Ершов, Хун-динг - Бухтояров; дириж„р Направник, худ. Ширяев, Брюкнер). В 1908 возобновлена под управлением Ники-ша. В 1909 пост. в Киеве (Зигмунд - Орешкевич, Зиглинда - Воронец, Вотан - Боссе, Хундинг - Тихонов, Брунгильда- Валицкая; дириж„р Пагани); 11 февр. 1902 - в Большом т-ре в Москве (Брунгильда-Дейша-Сионицкая, Зиглинда- Салина, Зигмунд - Клементьев, Боначич, Вотан - Г. Пирогов, Власов).

На сов. сцене- 6 мая 1918 в Гос. академич. т-ре оперы и балета в Петрограде (дириж„р Коутс, реж. Полечек, худ. Ширяев и Брюкнер). 24 апр. 1919 пост. в Большом т-ре; возобновлена там же 6 дек. 1925 (Вотан - Осипов, Брунгильда - Дер-жинская, Фрика - Обухова, Хундинг - Лубенцов, Зигмунд- Пумпянский, Зиглинда - Матова; дириж„р Пазовский, реж. Лосский). Новая пост. - 21 ноября 1940, там же (Зигмунд - Ханаев, Вотан - Редикульцев, Брунгильда - Бутенина, Хундинг - Лубенцов, Зиглинда - Шпиллер, Фрика-Антонова; дириж„р Небольсин, пост. Эйзенштейна, худ. Вильяме).

Издания. - Партитура "В.", Mainz, B. Schott's Sohne, [s. d. j; клавир, рус. перевод И. Тюменева, М., Юргенсон, I1896J. Н. Гр.

ВАЛЬТЕР (Walter) [(наст. фам. - Ш л e з и н-rcJ) (Schlesinger)], Бруво (р. 15.IX. 1876) - немецкий дириж„р. Муз. образование получил в Берлинской консерватории; ученик Л. Буслера, Г. Эрли-ха и К. Радеке. Исполнительскую деятельность начал в К„льнском оперном театре в 1893. В 1900-01 работал в Венском придворном т-ре ассистентом Г. Малера; в 1913-22 В.- гл. дириж„р оперного театра в Мюнхене. В 1922-25 гастролировал в странах Европы (в т. ч. в СССР, впервые в 1923) и США. В 1925 руководил оперным т-ром в Берлине, в 1933- в Вене, в 1941- 1945 - в Нью-Йорке ("Метрополитен-опера"). С 1939 жив„т в США. В.-участник Зальц-бургских фестивалей. Завоевал широкую известность как интерпретатор опер Моцарта, Бетховена, Вагнера, а также симф. произв. Бетховена, Моцарта, Брамса, Малера и др. В.- автор нескольких лит. соч. (в т. ч. автобиографии, книги воспоминаний о Г. Малере), симфонич. произв. и др.

Соч.: Theme and variations: an autobiography. L., 1947 (в рус. пер.Фрагменты из автобиографии, "Советская музыка", 1958, ј 9, 10). r '*' s

Лит.: S t e f a n Р., Bruno Walter, W., 1936; G a v o t у В . Bruno Walter, Geneva, 1956.

ВАЛЬТЕР (Walter), Каролина (1755-1826) - датская актриса. С 1765 играла на сцене Королевского т-ра в Копенгагене. В 1769 впервые выступила в роли служанки Перниллы ("Хенрик и Пернилла" Холь-берга), к-рая стала центральной в е„ репертуаре. В дальнейшем исполняла роль Перниллы в комедиях Хольберга "Краткое девичество Перниллы", "Счастливое кораблекрушение", "Маскарад", "Проданный крестьянский парень", "Якоб фон Тюбо" и др. Демократизм, искренность, простота, свойственные дарованию В., были чужды аристократической публике, что служило причиной враждебного отношения к актрисе со стороны руководителей Королевского т-ра. В. выступала и как певица, гастролировала с сольными концертами в Лондоне и Стокгольме. В 1810 оставила сцену, занималась педагогической деятел ьностыо.

Лит.: С о l l i n E., Holbergske skuespillere, Kbh., [s. d.i. Вл. M.

ВАЛЬЦ, Карл Ф„дорович (1846-1929) - русский театральный машинист и декоратор. Засл. арт. Республики. Учился у своего отца - машиниста сцены Имп. (каз„нных) т-ров Ф. К. Вальца. С 1861 (в течение 65 лет) работал в Большом т-ре в Москве. Талантливый изобретатель-самоучка, В. обладал незаурядными познаниями в области пиротехники, механики и электротехники. Широкую известность принесли В. феерические театр. представления, в к-рых он создавал различные постановочные эффекты: водопады, морские бури, восходы и закаты солнца, грандиозные пожары с рушащимися замками и т. п. Среди его лучших работ - декорации к спектаклям "Вольный стрелок" Вебера (1887) и "Волшебная флейта" Моцарта (1889). Принимал участие в постановках МХТ, т-ров М. В. Лентовского и ряда др. моек. и провинциальных т-рова также в спектаклях "Русских сезонов" С. П. Дягилева за границей.

Соч.: Шестьдесят лет в театре, Л., 1928.

ВАМПЙЛОВ, Буда Николаевич (р. 8.V.1920) - бурятский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1959). Член КПСС с 1944. В 1939 начал сценич. деятельность как актер Бурят, колхозно-совхозного т-ра, был художеств. руководителем и директором этого т-ра. С 1950 - актер Бурят, драм. т-ра. Исполнитель характерных ролей, В. созда„т образы, отмеченные человечностью, простотой, искренностью; обладает мягкой исполнительской манерой. Роли: Дымба ("Сысыгме" Тумунова), Тайша Дымбылов ("Кнут Тайши" Намсараева), Халхоной ("Пламя" Балдано), генерал Холщевников ("Барометр показывает бурю" Батожабая), Труффальдино ("Слуга двух господ"), Печенегов ("Враги"), Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко), Фамусов. Л. Ход.

"ВАМПУКА" - термин, принятый для обозначения бессмысленных, ходульных оперных штампов. Возник после пост. одноактной оперы-пародии "Вампука, невеста африканская: во всех отношениях образцовая опера" в т-ре "Кривое зеркало" в Петербурге в 1909 (реж. Унгерн). "В." высмеивала дурные традиции оперных либретто, постановок опер. Композитором "В." был В. Г. Эренберг, он же автор либретто, написанного на основе фельетона М. Н. Волконского.

Лит.: "Театр и искусство", П., 1909, .ј 5, с. 98-100, там же, 1917, .No 43, с. 752-753, ј 48, с. 802-804. Л. Шн.

ВАНАГ, Рудольф Янович (р. 19.XI. 1892) - латышский советский дириж„р. Нар. арт. Латв. ССР (1959). Музыке обучался в Петроградской консерватории. С 1918 работал пианистом-концертмейстером Латышской оперы в Риге, в 1922-26 - дириж„р и хормейстер Лиепаиской оперы. С 1932 -дириж„р балетов Рижской оперы, с 1935 - там же хормейстер, с 1937 - хормейстер Латв. т-ра оперы и балета (Рига). С 1950 препода„т в Латв. консерватории. Ст. пр. за участие в постановке "Бориса Годунова" Мусоргского

(1950).

Лит : А 1 b i n a D., Rudolfs Vanags, "Teatris un dzive", IV, Riga, 1960. Я. В.

ВАНАГ, Юлий Петрович [р. 25.VI (8.VII).1903l - латышский советский писатель, драматург. Засл. деят. культуры Латв. ССР (1953). Лит. деятельность начал в 1927. В 1941 написал (совм. с Ф. Рокпельни-сом) пьесу "Они проложили путь" (пост. 1945) о борьбе латыш. народа за Советскую власть и либретто первой латыш. советской оперы "Рута" (1943). В пьесе "Встреча на берегу" (1948) показал восстановление промышленности и рост социалистич. сознания людей Сов. Латвии. Пьесы В. ставились в художеств. т-ре (Рига) и др. т-рах Латв. ССР. Работает также как кинодраматург (сценарии "Весенние заморозки", "За лебединой стаей облаков" и др.).

Лит.: Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957. Д. В.

ВАНАНД‚ЦИ, Саркис Мирза (ум. 26.IV.1871) - армянский публицист, драматург и актер. В 1861 основал в г. Измире арм. т-р. Один из первых авторов историч. трагедий на новом арм. лит. яз. (ашха-рабаре): "Нерсес Великий..." (под назв. "Аристакес" пост. в 1859 в Москве арм. студентами Московского университета), "Смерть Михрдата" (1859), "Виргиния" (1862) и др. В. Т.

ВАНБРУ (Vanbrugh) [наст. фам.- Б а р н с (Barnes)], Айрин (2.XII.1872-30.XI.1949) - английская актриса. Сестра англ. театр. деятеля К. Р. Барнса, жена артиста и театр. деятеля Д. Бусико младшего. В. дебютировала в 1888 на сцене "Ронял т-ра" в Маргете в роли Фебы ("Как вам это понравится" Шекспира). В том же году выступила в Лондоне в т-ре "Глобус", исполнив роли Белой королевы и Валета червей в инсц. "Алиса в стране чудес" (по Кэрроллу). В.- актриса преим. комедийная. Характерная особенность е„ творчества - интеллектуальность сценич. образов, тщательный, порой изысканный внешний рисунок. В. играла в различных т-рах Лондона, но успешнее всего выступала на сцене "Дьюк оф Йорке т-р". Лучшие роли, созданные В. на сцене этого т-ра

Летти Шелл и Роз в пьесах Пинеро "Летти" и "Трело-уни из Уэллса", Розалинда (о. п. Барри), Нора Марш ("Обетованная земля" Моэма). Среди ролей, исполненных В. в др. т-рах: Софи Фулгарней ("Вес„лый лорд Куэкс" Пинеро, т-р "Глобус"), Нина Джессон ("Его дом в порядке" Пинеро, "Сент-Джеймсес т-р"). С 1933 снималась в ряде фильмов. Написала автобиографию.

Соч.: To tell my story, L., 1948.

Лит.: The Dictionary of national biography. 1941-1950. Ed. by L. Wickham Legg and E. Williams, Oxf., 1959, с. 899-901. ф l

ВАНБРУ (Vanbrugh), Вайолет (11.VI.1867 -ll.XL 1942) - английская актриса. Сестра А. Ванбру и К. Р. Барнса, жена артиста А. Ваучера. На сцене - с 1886; играла в труппах Дж. Тула ("Тул т-р", Лондон) и С. Торн ("Т-р Ройял", Маргет). В. получила хорошую сценич. школу благодаря репертуарной системе т-ра Торн (включение в репертуар нескольких пьес). В 1889 вместе с труппой У. и М. Кендал гастролировала в Америке, где играла роли: баронессы де Прэфон, леди Галлингэм ("Фабрикант железных изделий" и "Слабый пол" Пинеро), леди Ингрэм ("Клочок бумаги" Симпсона). В 1891 с успехом играла Анну Болейн в пост. Ирвинга "Генрих VIII" Шекспира (т-р "Лицеум"). В. дублировала Э. Терри в ролях Корделии ("Король Лир") и Розамунды ("Бек-кет" Теннисона). Через год вступила в труппу О. Дей-ли, где исполняла роли леди Снируэл ("Школа злословия" Шеридана) и Оливии ("Двенадцатая ночь"). С 1894 играла в различных т-рах Лондона (в т. ч. в т-ре "Ройялти", к-рым руководил е„ муж А. Ваучер). Лучшие свои шекспировские роли - королеву Катерину, миссис Форд леди Макбет ("Генрих VIII", "Виндзорские проказницы", "Макбет") - В. исполняла в т-ре "Хиз маджестис", к-рым руководил Бирбом Три (1910). В. - актриса большого лирич. дарования и высокого технич. мастерства. Написала книгу воспоминаний: "Осмелюсь быть умной".

Соч.: Dare to be wise, L., 1925.

Лит.: The Dictionary of national biography. 1941-1950. Ed. by L. Wickham Legg and E. Williams, Oxf., 1959. с. 901-902. ф. l{

ВАНБРУ (Vanbrugh), Джон (24.1.1664-26.111. 1726) - английский драматург и архитектор. Фламандец по происхождению. Получил образование в Париже. Работал в Лондоне. Наиболее известные комедии В."Неисправимый, или Добродетель в опасности" (1696), "Рассерженная жена" (1697), и "Заговор ж„н" (1705), изображающие развращ„нные нравы "аристократии, фривольность, допускавшаяся В., вызвала резкую критику его пьес пуританским проповедником и публицистом Дж. Кольером (памфлет "Краткий обзор безнравственности и непристойности английской сцены", 1698). Под влиянием Кольера В. в последующих комедиях "Вероломный друг" (1702) и "Заговор ж„н" (1705) стремился к назидательности и морализации, к-рые сделали эти произведения переходной ступенью к англ. бурж. драме 18 в. Комедии В. благодаря живым диалогам и острой фабуле пользовались успехом у лондонского зрителя 18 в. В. переделывал также пьесы Мольера и Ф. Данкура. Комедия самого В. "Неисправимый, или Добродетель в опасности" была в 1777 переработана Р. Шериданом под названием "Поездка в Скарборо".

Как архитектор В. известен постройкой нескольких дворцов. В 1705 он построил в Лондоне оперный т-р "Хеймаркет".

С о ч.: The complete works, v. 1-4, [L.], 1927-28.

Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2 М.-Л., 1945; Lovegrove . Н., The life, work and influence of sir John Vanbrugh, [s. 1.], 1902; W h i s t 1 e r L. The imagination of sir John Vanbrugh and his fellow artists, L.. 1954. Э Г

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница