Наши партнеры

профессиональные дисплеи
Магазин одежды в Вологде Electra Style!
запорная арматура

Театральная энциклопедия
(страница 71)


ВАГНЕР (Wagner), Рихард (22.V.1813, Лейпциг,- 13. II. 1883, Венеция)-немецкий композитор, дириж„р, муз. писатель. Муз. занятия В. начались с 15 лет. В 1828-30 им были созданы различные муз. произведения. С 1831 В. - студент Лейпциг-ского ун-та; одновременно занимается теорией композиции с Т. Вейнлигом. В 1833 работает театр. хормейстером в Вюрцбурге, затем капельмейстером ГМагдебург, 1834; Кенигсберг, 1837; Рига, 1837-39). Деятельность В. как композитора в основном связана с т-ром. В 30-х гг. он написал оперы (ставились в придворных т-рах различных нем. городов): "феи" (по Гоцци, 1888, Мюнхен), "Запрет любви" (по Шекспиру, 1836, Магдебург), музыку к "Фаусту" Г„те и к трагедии "Король Энцио" Раупаха (1832). В 1842 в Дрездене была пост. опера "Риенци" (по роману Бул-вера-Литтона). В 1839 В. переехал в Париж, где добывал средства к жизни муз. аранжировками и газетными корреспонденциями. В эти годы были написаны первые зрелые произведения В.-опера "Летучий голландец (по нар. легендам и новелле Гейне, 1843, Дрезден) и увертюра "Фауст" (по Г„те, 1841). В 1842 В. вернулся в Германию. В 1843- 1849 работал капельмейстером Придворного т-рав Дрездене. Здесь создал оперу "Тангейзер" (1845), в Веймаре- "Лоэнгрин" (1848), обе на основе свободно обработанных В. рыцарских легенд 13 в. Участник революции 1848-49, В. после неудачи Дрезденского восстания бежал в Швейцарию; в 1849-59 жил в Цюрихе. Начало муз.-критич. деятельности В. относится к сер. 30-х гг., но осн. работы были опубликованы в 40-50-х гг. Теоретич. работы В.: "Искусство и революция" (1849), "Художественное произведение будущего" (1850), "Опера и драма" (1851), "Обращение к моим друзьям" (1851) выражают социально-политические и эстетич. взгляды композитора и намечают его дальнейшие творческие пути. В 1852 В. подготовил текст оперной тетралогии "Кольцо Нибелунга" на основе сканд. эпоса "Эдды" 8-9 вв. и средне-верхне-нем. эпоса "Песнь о Нибе-лунгах" (первоначальный замысел - в 1848) и начал работу над первыми частями тетралогии: "Золото Рейна" (1853-54, пост. 1869, Мюнхен), "Валькирии" (1854-56, пост. 1870, Мюнхен). В 1859 создал оперу "Тристан и Изолъда" (по сказанию Готфрида Страс-бургского, 1865, Мюнхен). В 1863 В. выступал как дириж„р в России. В 1867 В. завершил оперу "Нюрнбергские мейстерзингеръ" по нюрнбергской хронике 17 века (1868, Мюнхен), в 1868-74- последние части "Кольца Нибелунга": "Зигфрид" (1868-71), ".Гибель погов" (1869-74). Пост. всей тетралогии была осуществлена в 1876 в Байр„йте, в т-ре, специально построенном В. для этой цели. В

1882 В. завершил оперу-мистерию "Парсифалъ" по ср. век. христианской легенде (пост. в Байр„йте).

Большой твсрч. путь В. сложен и противоречив. В юности композитор находился под влиянием различных прогрессивных и реакц. течений нем. романтизма; он приветствовал революц. события 1830 во Франции и Польше. Первая опера - "феи" - принадлежит к типу нем. романтич. оперы. Сближение с деятелями буржуазно-либерального движения "Молодая Германия" в середине 3(c)-х годов привело В. к отрицанию нем. романтизма и критике нем. оперы. В статьях этого периода В. досхваляет итал. оперу за е„ мелодичность и непосредственность выражения чувств. Влияние итал. и франц. опер сказалось в опере "Запрет любви" с е„ реально-бытовой тематикой, осмеянием ханжеской морали. В 1838 В. увлекается жанром франц. "большой оперы", под воздействием к-рой создана опера "Риенци", отразившая освободительно-бунтарские настроения В. В этой опере выявился яркий талант В. как драматурга и симфониста. В период жизни в Париже отношение В. к модному бурж. иск-ву становится резко отрицательным. Усиливается интерес композитора к сюжетам из нем. жизни, получивший развитие в последующих произв. Опера "Летучий голландец" знаменует возвращение В. к проблематике нем. романтич. оперы, к фантастике. Композитор значительно обновляет традиц. муз. средства романтич. иск-ва, его опера отличается муз.-драматургич. цельностью, большое внимание уделяется раскрытию психологии героев, в муз. драматургии повышается роль лейтмотивов.

"Тангейзер" и "Лоэнгрин" во многом связаны с нем. романтич. операми на рыцарский сюжет (типа "Эв-рианты" Вебера). Муз. язык в этих сценич. произв. становится более индивидуальным; в недрах нем. романтич. оперы постепенно созревают элементы будущей вагнеров-ской муз. драмы. "Тангейзер", раскрывающий тему столкновения чувственности и аскетизма, отражает протест В. против лицемерной бурж. морали, утверждение свободного человеч. чувства. Однако тема протеста в этом произв. сочетается с мистич. идеей "искупления"; в музыке господствует повышенная эмоциональная напряж„нность. Идейные противоречия ещ„ ярче выражаются в "Лоэнгрине". В этой опере В. утверждает высшую миссию художника и показывает в аллегория. форме его одиночество в совр. об-ве, но протест носит здесь пассивный характер. Музыка отличается психологической выразительностью; в муз. развитии преобладают сдержанность и эпич. широта, возрастает роль хоров и ансамблей.

В период революции 1848 В. испытывает воздействие материалистич. философии Л. Фейербаха и анархич. бунтарства М. А. Бакунина. В своих теоретич. работах 1849-51 В. резко критикует капитализм и христианскую церковь, выдвигает тезис об иск-ве как "продукте социальной жизни", подвергает критике бурж. т-р, призывает к демократизации иск-ва. Подлинное иск-во, по В., возможно лишь после революции. Но свои политич. идеалы В. выражает в этих работах туманно и абстрактно.

Антик апиталистич. направленность отличает концепцию "Кольца Нибелунга". Олицетворением "мирового зла" здесь является власть золота, к-рой противопоставляется "сила любви". Борьбу со злом призван вести идеальный нар. герой Зигфрид. В период длит. работы над тетралогией в мировоззрении В. усилились реакц. тенденции вследствие увлечения философией А. Шопенгауэра и ф. Ницше, тетралогия приобрела черты пессимизма, в ней в образе бога Вотаиа отразились слабость и рефлексия, неверие в революцию, характерные для нем. интеллигенции послереволюп. периода.

В то же время в тетралогии ярко проявилась реформаторская направленность творчества В., наметившаяся отчасти еще в операх 40-х гг. В теоретич. работах 1849-51 и особенно в работе "Опера и драма" В. подвергает резкой критике старую оперу, е„ условность, разрыв между драм. содержанием и музыкой. Он выдвигает идею создания муз. драмы, синтезирующей музыку, текст, действие произведения, в к-рой музыка становится одним из важнейших средств воплощения содержания. Для успешного осуществления такого синтеза В. считает необходимым объединение композитора и либреттиста в одном лице (В.- ав-юр либретто своих опер). Стремясь к непрерывности муз.-драматич. развития, В. преодолевает расчлен„нность оперы на отд. номера" (арии, ансамбли), заменяя их свободно построенными монологами и диалогами. Большое внимание он уделяет выразительности вокальной декламации. К актерам предъявляется требование раскрывать вокальными и драм. средствами авторский замысел. Огромное значение приобретает оркестр, усиливающий эмоциональное воздействие, раскрывающий внутр. смысл происходящего. Важнейшим элементом оркестровой партии становятся сквозные характеристики - лейтмотивы (иногда появляются и в вокальных партиях). Они характеризуют отдельных героев, предметы, явления, устанавливают причинно-следственную связь между ними, обеспечивают муз. единство произведения.

В музыке "Кольца Нибелунга" психологически насыщенный лиризм и глубокий драматизм сочетаются с яркой картинностью, оркестр поражает богатством и силой выражения, блеском, изобилием оттенков. В то же время здесь отразились противоречия и односторонность творч. метода В. Почти полное отсутствие арий, ансамблей, хоров приводит к однообразию речитативной декламации. Порой нарушается равновесие между вокальной и оркестровой партиями; внимание композитора сосредоточено на оркестре, он пренебрегает выразительностью человеческого голоса. Усложн„нная система лейтмотивов, чрезмерное изобилие гармонич. и оркестровых красок, многословие текста, обилие отвлеч„нных рассуждений, замена действия повествованием снижают драматич. напряж„нность "Кольца Нибелунга", придают опере статичный характер.

Симфонизация оперы находит высшее проявление в "Тристане и Изольде", где внешнее действие сведено до минимума и вс„ внимание композитора обращено на переживания героев. Предельной напряж„нности достигает гармонич. язык оркестрового сопровождения.

От крайностей позднего стиля В. отступает в опере "Нюрнбергские мейстерзингеры". Лиш„нный мифоло-гич. возвышенности, историко-бытовой сюжет излагается более простыми и традиционными муз. средствами. В опере имеются песни, ансамбли, хоры с их ясной мелодикой в духе нар. песенности. Прогрессивна основная идея произведения: борьба за передовое нар. искусство, против тупого педантизма.

Обращение В. к религии в конце жизни нашло отражение в христианско-мистич. концепции "Пар-сифаля", приближающейся к типу церковно-театр. действа. Музыка достигает здесь особой ясности, уравновешенности, но ей свойственны черты абстрактной символики. Отч„тливо проявляется статичность действия.

В. принадлежит выдающаяся историч. роль в реформе оперного иск-ва. Превращая оперу в муз. драму, композитор добивался идейной насыщенности спектакля, гармоничного взаимодействия всех его элементов. Его оперы явились выдающимися достижениями в области новых средств муз. выразительности и драматургии. Велико значение В. в симфонизации оперы. Сыграв большую роль в борьбе за высокую содержательность оперного иск-ва, вагнеровская реформа (создание т. н. музыкальной драмы) привела к решению новых сложных художеств. задач. Крупнейшие представители нац. оперных школ, творчески осваивали достижения В., выступая в то же время против крайностей вагнеровской реформы (Бизе, Верди, Чайковский и др.).

Реформаторское творчество В. оказало значит, воз' действие на оперное исполнительство. Уже в первых дрезденских постановках композитора такие выдающиеся певцы, как В. Шр„дер-Девриент и И. Те-хачек не во вс„м удовлетворяли В. Композитор требовал от исполнителей глубокого проникновения в сущность образов; особая декламационная выразительность вокальных партий его опер и сложность оркестрового сопровождения ставили перед певцами новые задачи. Большие трудности возникали перед исполнителями героич. партий в "Кольце Нибелунга"; музыка В. требовала большой силы звука и огромной физич. выносливости. Неоднократные попытки В. создать спец. школу для подготовки певцов-исполнителей его опер не увенчались успехом. Однако с распространением вагнеровского репертуара появляются певцы, удовлетворяющие требованиям новой вокальной школы. Одним из первых был Л. Шнорр фон Карольсфельд, дебютировавший в партии Тристана ("Тристан и Изольда", 1865, Мюнхен). В спектаклях "Кольца Нибелунга" (1876, Байр„йт) особенно выделялась А. Матерна в роли Брунгильды. В нач. 20 в. значит, вклад был сделан рус. оперной школой, выдвинувшей одного из лучших мировых исполнителей вагнеровских ролей - И. В. Ершова. Выдающимся событием была также исполнение А. В. Неждановой и Л. В. Собиновым основных партий в "Лоэнгрине". Среди сов. исполнителей вагнеровских партий: К. Г. Держинская, И. С. Козловский, М. О. Рейзен. Выделяются такжв совр. зарубежные исполнители - М. Каллас, Л. Мель-киф, К. Флагстад, М. М„дль, Л. Зютхауз и др.

Первые пост. опер В. в России относятся к 1868-("Лоэнгрин" в Петерб. Мариинском т-ре). В 1889 нем. труппа впервые показала в Петербурге оперу "Кольцо Нибелунга". Среди рус. музыкантов знатоком и пропагандистом музыки В. был А. Н. Серов; проницательные оценки творчества В. давали Римский-Корса-ков, Чайковский и др. В сов. время оперы В. ставились на сценах крупнейших оперных т-ров, в т. ч. Москвы, Ленинграда, Риги и др.

В. был одним из видных представителей дириж„рского иск-ва. В 50-60-х гг. он неоднократно выступал в различных европ. городах, в т. ч. в Петербурге и Москве (1863), с исполнением своих произв. и симфоний Бетховена.

Соч.: Собрание муз. произведений - Wagner R., Werke, Lpz., Breitkopf Hartel; Клавиры основных опер вышли также в русских изданиях с переводом текстов на русский язык.

Л и т. с о ч.: Gresammelte Schriften und Dichtungen, Bd l-10, Lpz., 1871-83; в рус. пер.- Избранные статьи. Ред., прим., вступ. и пояснит, ст. Р. И. Грубера, М., 1935; Опера и драма, М., 1906; Художественное произведение будущего, "Русская музыкальная газета", 1897, јј 1-3, 5-12, 1898, ;ј.ј l, 3-10; Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники, т. 1-4, М., 1911-12 (т. 4 - Письма, дневники. Обращение к друзьям).

Лит.: Монографии - Друскин М-, Рихард Вагнер, М., 1958; Грубер Р., Рихард Вагнер (1883-1933), М., 1934; Kann Ю., Рихард Вагнер, пер. с нем., М., 1913.

Очерки и и с с л е д о в а н и я - Л у н а ч а р-с к и и А. В., Рихард Вагнер, в его кн.: Юбилеи. Сб. юбилейных речей и статей (1931-1933), [М.], 1934; Стасов В. В., Искусство XIX века, в его кн.: Избр. соч., т. 3, М., 1952; С е-р о в А. Н., Рихард Вагнер и его реформа в области оперы, в его кн.: Избр. статьи, т. 2, М., 1957; его же, "Нибелунгов перстень". Музыкально-драматическая поэма Рихарда Вагнера, в его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Р и м-ский-Корсаков Н. А., Вагнер и Даргомыжский. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, в его кн.: Музыкальные статьи и заметки (1869-1907), СПБ, 1911; Чайковский П. И., Байр„йтское музыкальное торжество, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; Pfordten H. von der, Handlung und Dichtung der

Buhnenwerke R. Wagner, B., 1903; Хвостенко Вл. (сост.), "Вагнериана". Материалы к библиографическому указателю литературы на русском языкеоРих. Вагнере, "Советская музыка", 1934, ј 11. ' Г Кр.

ВАГНЕРОВСКИЕ СОЮЗЫ ( Richard-Wagner-Verei ne) - организации, ставившие себе целью пропаганду и изучение творчества композитора Р. Вагнера. Возникнув в начале 70-х гг. 19 в., В. с. организовывались во мн. городах и областях Германии (Берлине, Бай-рейте, Дрездене, Лейпциге, Мюнхене, Гамбурге и др.) и за рубежом (в Вене, Брюсселе, Нью-Йорке, Петербурге и др.). В 1883 был организован Всеобщий вагнеровский союз.

ВАГНЕРОВСКИЙ ТЕАТР В БАЙР‚ЙТЕ - см. Баир„йтский театр.

ВАГНЕР-РЕГЕНИ (Wagner-Regeny), Рудольф (р. 28.VIII.1903) - немецкий композитор. Член Нем. академии иск-в (с 1950). Композицию изучал в Лейп-цигской и Берлинской консерваториях. С 1924 был ассистентом дириж„ра Народной оперы в Берлине; работал дириж„ром балетной труппы под рук. Р. Ла-бана, с к-рой объездил мн. страны Европы. Автор музыки к спектаклям и одноактным операм, к-рые ставились на оперной сцене в городе Гера, в т. ч. опер "Мошопулос" (1928), "Новое платье короля" (1928), а также оперы "Сганарель" по Мольеру (1929, Эссен), драм. сцен "Святая куртизанка" по Уайльду (1932), "Исайя и Яков" (1939) по библейскому сказанию, и др. Широкую известность принесла В.-Р. опера "Фаворит" по драме В. Гюго "Мария Тюдор" (1935, Дрезден). В этой реалистич. муз. драме композитор пользуется, наряду с вокальными формами, разговорной речью. В.-Р. принадлежат также оперы на либретто К. Неера, "Граждане Кале" по историч. хронике (1939, Берлин), "Иоганна Балк" по мотивам трансильванского нар. эпоса (1941, Вена), "Персидский эпизод" (не пост.); балеты "Моритат" (1929, Эссен), "Разбитый кувшин" (1937, Берлин) и др. соч. в различных жанрах. В 1947-50 В.-Р. - директор консерватории в Ростоке, с 1950 - профессор Берлинской высшей муз. школы (ГДР). Нац. пр. (1955). Лит.: Burgartz A., Rudolf Wagner-Regeny, В., 1935-Л. M.

ВАГРАМОВ, Ф„дор Аркадьевич (р. 1899) - русский советский драматург. Член КПСС с 1918. Был рабочим (токарь по металлу). Участвовал в гражд. войне. Лит. деятельность начал в 1926. Первая пьеса В. - "Последняя ставка" (совм. с Н. А. Петрашке-вичем; 1928, 4-я Студия МХАТа), посвящена гражд. войне. В 1930 в МХАТе пост. пьеса В. "Взл„т", рассказывающая о сов. л„тчиках. Автор пьес "Родимое пятно" (1933), "Яблоко раздора" (1955, Ростовский-яа-Дону т-р) и др.

Соч.: Пьесы, М-, 1936. С. Под.

ВАДЕ (Vade), Жан (1720-1759) - французский либреттист. Создал жанр пуассар в комич. опере. Был сторонником создания новой музыки к текстам, вместо обычного в его время исполнения новых текстов на стары? мелодии. В. принадлежит либретто водевиля "Обломки" (1753) с музыкой Доверия, сыгравшего важную роль в создании франц. комич. оперы. И, ZZT.

ВАЖА ПШАВЕЛА (наст. имя и фамилия - Лука Разикашвили) (14.VII. 1861 -27.VII. 1915) - грузинский поэт. Лит. деятельность начала 1880-х гг. В 1894 написал романтико-психологич. драму "Изгнанник", построенную на конфликте между обществ. и личными интересами. Эта пьеса ставилась в т-рах Тбилиси, Кутаиси, Батуми (в 1956-в Т-ре Марджанишвили, Тбилиси). В. П. является также автором небольших пьес, обличавших взяточничество чиновников, отображавших проникновение ростов-щич. капитала в груз. горную деревню, обреч„нность патриархального уклада ("Сцена в горах", "Сцены из жизни пшавов","Сцена в Хевсуретии", 1889) и детской пьесы "Комедия леса" (1911). Поэма В. П. "Бах-триони" инсц. и пост. в Т-ре им. Руставели в 1960. Э. Г.

BA3EM, Екатерина Оттовна [13(25).1.1848-1937]- русская балерина, педагог. Окончила Петерб. балетное уч-ще (1857-67). Ученица А. Н. Богданова и Л. И. Иванова. По окончании уч-ща была принята в Петерб. балетную труппу имп. т-ров, где проявила себя как виртуозная танцовщица. В 1884 впервые на рус. сцене исполнила партию Никии ("Баядерка" Мин-куса). Партии: Медора ("Корсар" Адана), Жизель;

Пахита (о. п. Минкуса) и др. В. была выдающимся педагогом. В 1886-96 преподавала в Петерб. балетном уч-ще, в числе е„ учениц были А. П. Павлова, А. Я. Ваганова и др. Написала воспоминания "Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884" (изд. 1937).

Лит.: Плещеев А., Наш балет (1673-1899), СПБ, 1899; Борисоглебский M.B. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-1939.

BA30B, Иван Минчов [27.VI(9.VII). 1850, Сопот, ныне Вазовград,-22.IX.1921, София) - болгарский писатель, драматург, политич. деятель. Род. в семье зажиточного торговца. Принимал участие в подпольной революц. работе,после поражения Апрельского восстания 1876 эмигрировал в Румынию, позже-в Россию(1887- 1889). Лит. деятельность начал в 70-е гг. В. принадлежит 15 пьес. Его драматургич. произведения явились значительным этапом в развитии болг. драматургии и т-ра. Первую группу составляют драмы "Руска" (1883), "Изгнанники" (1894), "Под игом" (1910), посвящ„нные народно-освободительной борьбе, проникнутые романтич. пафосом.

В этих драмах правдиво изображена совр. В. действительность, созданы образы свободолюбивых людей, показана изменническая политика сельских богачей (чорбаджи), сочувственно обрисована жизнь болг. эмигрантов, участвовавших в борьбе с поработителями. Ко второй группе относятся сатирич. комедии "Кандидаты славы" (1900), "Искатели т„плых местечек" (1903) и др., в к-рых В. обличал карьеризм, жажду наживы, эгоистич. интересы бурж., чиновничьих и писательских кругов. Этими пьесами В. утвердил в болг. драматургии жанр реалистич. общественно-сатирич. комедии. В третью группу входят историч. драмы "Над пропастью" (1908), "Борислав" (1909), "Ивайло" (1911), "Престрл" (1921). Эти произв., осн. тема к-рых - идея гос. независимости Болгарии, развивали традиции историко-патриотич. драматургии Д. Войникова и В. Друмева. Однако в них сказалась идейная противоречивость творчества В., влияние консервативных буржуазно-националистич. концепций. Среди пьес В.-"Михалаки чорбаджи" (1878), "Казаларская царица" (1911).

Комедии и драмы В. были пост. впервые "Руме-лийской театральной труппой" (Пловдив), т-ром "Слеза и смех", реорганизованным в 1904 в Нар. т-р (София). В программу торжественного открытия Нар. т-ра входил написанный В. пролог-феерия "Слава искусства", проникнутый поэзией болг. нар. легенд и сказок. В пьесах В. выступали крупнейшие актеры Болгарии - Г. Киров, А. Кирчев, X. Ганчев, А. Будевская, К. Сарафов, Г. Донев и др. Многие пьесы В. сохраняются в репертуаре болг. т-ров.

Соч.: Изгнанники, в кн.: В аз о в И., Соч., т. 6, пер. с болг., М., 1957.

Лит.: Державин Н. С., Иван Вазов, М.-Л., 1848. Аг. М.

"ВАЙ" - амплуа в китайском театре. Обычно "В."- второстепенные роли мужчин. В Сунской и Юаньской южной драме к "В." относили только роли старых и молодых (позднее только старых) людей. В Кунь-шаньском т-ре роли этого амплуа назывались "лао-вай", в Пекинской опере - "лицзы лаошэн" (Го Цзы-и в пьесе "Наказание принцессы Цзинь Чжи", Дун Гао-гун - "Застава Вэньчжаогуань"). В совр. кит. т-ре в амплуа "В." входят основные роли в Куныпаньском, Хубэйском и Хунаньскомт-рах. В Ху-бэйском т-ре к этому амплуа относятся все роли без пения (Сяо Энь в пьесе "Рыбак убивает семью помещика", Сун Цзян - "Убийство Янь По-си").

ВАЙНО, Арнольд Хансович [13(26).VII.1900- 15.III.19601 - эстонский актер. В 1917-19 выступал в хоре. В 1919-32 был актером и режиссером т-ра "Ванемуйне" (Тарту), в 1932-41 -т-ра "Эстония" (Таллин). Крупный комедийный актер, В. с успехом выступал в эст. бытовых пьесах, в драмах и опереттах. Сочные народные образы, созданные В., были отмечены мягким юмором, жизненной правдивостью. Роли: жрец Арон, Яак Йорам, Кустас ("На вехах Синая", 1928, "Микумярди", 1936, "Лежебока", 1937, Рауд-сеппа), Земляника ("Ревизор", 1936), Основа ("Сон в летнюю ночь", 1937). Пост. спектакли: "Цыганский барон" Штрауса (1930), "Прекрасная Елена" Оффен-баха (1932) и др. В 1941 оставил сцену. Л. Кр.

ВАЙНОНЕН, Василий Иванович [р. 8(20).II. 1898] - русский советский балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1939).В 1919 окончил Петрогр. хореографич. уч-ще (класс В. И. Пономар„ва). В 1919-38 работал в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова. С 1939 ставил спектакли в т-рах Москвы, Минска, Новосибирска и др. городов. В первые годы творч. деятельности исполнял небольшие характерные партии. В 20-е гг. начал работать как балетмейстер (пост. ряд концертных номеров). В 1930 осуществил постановку балета "Золотой век" Шостаковича в

Ленингр. т-ре оперы и балета (ныне им. Кирова). Пост. спектакли: "Пламя Парижа" Асафьева (1932, Ленингр. т-р оперы и балета; новая сценич. редакция - 1933, Большой т-р, Ст. пр. 1947), воссоздающий образ народа как героя спектакля; "Щелкунчик" (1934, Т-р им. Киро-ва;1938, Большой т-р), в к-ром В. наш„л сценич. решение, более близкое к муз. Чайковского, "Партизанские дни" Асафьева (1937, Т-р им. Кирова); "Арлекинада" Дриго (1946, Белорус. т-р оперы и балета, Минск); танцы в опере "Проданная невеста" Сметаны (1949, Большой т-р, Ст. пр.); "Берег счастья" Спадавеккиа (1952, Новосибирский т-р оперы и балета).

Лит.: СлонимскийЮ., Вайнонен, Захаров, Лавровский, "Рабочий и театр", 1936, ј 21; Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, М.. 1947. с. 278.

ВАЙНЮНАИТЕ, Антанина Юозасовна [р.2(14).!. 1896] - литовская советская актриса. Нар. арт. Лит. ССР (1956). В 1915-18 занималась в театр. школе им. Мочалова в Одессе. С 1918 работала в т-ре Ю. Вайч-куса в Вильнюсе, в 1919 - в Каунасе, с 1920 - в Драм. т-ре об-ва "Творцов искусства" (в 1922 преобразован в Гос. т-р). Образы, созданные В., отличаются тщат. отделкой деталей, задушевностью, искренностью" теплотой, жизненной достоверностью. Роли: Мар-целе ("Голодные люди" Ясюкайтиса, 1919), Раудона' ускене ("Денежки" Чюрлионене, 1921), Луиза, леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Дездемона (1924);

Графиня, Марцелина (1924, 1952, "Свадьба Фигаро"), Найнене ("Поют петухи" Балтушиса, 1948), Климан' скене ("Горячее лето" Грицюса, 1955), Горностаева ("Любовь Яровая", 1956), мисс Европа ("Генеральная репетиция" Бинкиса, 1959) и др. В. М.

ВАЙЧКУС, Юозас Ионасович (16.IV. 1885-7.IV. 1935) - литовский театральный деятель. В 1905 создал передвижную любительскую театр. труппу, с которой гастролировал в Литве до 1914. В 1916 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та и студию Александрийского т-ра. В том же году создал литов. драм. студию, к-рая давала в 1917-18 спектакли в Петрограде. Эта студия стала первым лит. проф. т-ром. С 1918 т-р работал в Вильнюсе, с 1919 - в Каунасе. В 1920 на основе этого коллектива был создан Драм. т-р об-ва "Творцов искусства" (в 1922 преобразован в Гос. т-р), в к-ром В. работал режиссером. В 1923-32 В. жил в США. В 1932 вернулся на родину. Работал в кино. Творчество В. отмечено реалистич. тенденциями. Среди его пост.: "Люди" Варгшаса (1918), "Голодные люди" Ясюкайтиса (1919), "Две дороги" Хейермансч

(1919), "Строитель Сольнес" (1919) и "Привидения"/

(1920) Ибсена, "Блинда" Жямкальниса (1920), "Огни Ивановой ночи" Зудермана (1920) и др. В. в„л педаго-гич. работу; среди его учеников - П.Кубертавичюс, И. Станулис, О. Курмите, А. Вайнюнайте, В. Ди' нейка и др. В. М.

ВАЙЧЮНАС, Пятрас Винцович (29.VI.1890 - 7. VI. 1959) - литовский советский драматург и поэт. Засл. деят. иск-в Лит. ССР (1954). В своих пьесах В. показал трагич. судьбу хуДож-ника, бесправное положение женщины в бурж. обществе. В. написал 21 пьесу, вт. ч.: "Патриоты" (1926), "Грешный ангел" (1927), "Идолы и люди" (1928), "Воскресенье" (1936, Каунасский т-р), "Их превосходительство" (1954, Вильнюсский т-р). Пьесы В. были пост. т-рами Каунаса, Шяуляя, Клайпеды, Паневежи-са. Перев„л на лит. язык пьесы Шиллера, Словацкого, Ибсена, Арбузова. А. Руз.

BAKA (Vaca),Хусепа [1589-1653(?))- испанская актриса. Прославилась как исполнительница центральных женских ролей в комедиях Лопе де Вега и в ауто. Уже в 1607 В. пользовалась в Мадриде известностью, ей посвящали свои пьесы драматурги Лопе де Вега, Велес де Гевара.

Лит.: Diaz de Escovar у Larso el e la Vega, Historia del teatro espanol, Barcelona, 1924. Я. Т

BAKAPECA (Vacarezza), Альберто (р. 1896) - аргентинский драматург. Один из наиболее популярных авторов жанра своеобразных муз. комедий сайнете. Произведения В. (на исп. яз.) имели большой успех и часто ставились в т-рах Аргентины. Первая его пьеса "Экскурсанты" отражала жизнь простого народа (1911, пр. на "Конкурсе Аргентинского т-ра", музыка композитора Э. Чели). В. принадлежат "сайнете": "Ефрейтор Риверо" (1928-29, труппа Муиньо - Алипии, т-ры "Аполо" и "Насьональ", Буэнос-Айрес), "Ты родился в ночлежке" (1920, труппа Арата-Ситари-Франко, т-р "Насьональ", Буэнос-Айрес), "Ночлежка", "Голубка" (1929, т-р "Насьональ", труппа Арата-Ситари-Франко), "Когда развлекается беднота" (1929, там же). В. развивал в "сайнете" традиции Немесио Трехо и Пачено, придал этому жанру особую нац. окраску, освободив его от исп. влияний. Писал и в др. жанрах - драма "Семья Батальян" и др. Пьесы В. рассказывают о жизни простого народа, об эмигрантах, приезжающих в Буэнос-Айрес в надежде найти работу, и т. д.

Лит.: Siete sainetes portenos. Ed. Losange, В. Aires, 1958. Ал. Р.

ВАКАСЮГАТА - актерское амплуа в японском традиционном театре Кабуки; актер, играющий молодых мужчин. Появилось в нач. 17 в. В театре ва-касю-кабуки В. занимал наряду с вакасюоннагата центральное положение в труппе. Л. Гр.

ВАКАСЮ-КАБУКИ - вид японского традиционного театра Кабуки. Ведущими актерами В.-к. были обычно красивые юноши. В.-к. получили широкое распространение после 1629, когда были запрещены выступления трупп онна-кабуки, состоявших из женщин. Представления В.-к. носили преимущественно танцевально-песенный характер. В 1652 спектакли В.-к. были также запрещены. Л. Г р.

ВАКАСЮОННАГАТА - актерское амплуа в японском традиционном театре Кабуки; роли молодых девушек. Появилось в нач. 17 в. В т-ре вакасю-кабуки партн„ром В. был вакасюгата. актер, исполнявший роли В., занимал одно из центральных положений в труппе.Амплуа В. сохранилось и в совр. т-ре. Л. Гр.

ВАКЕЛИ (наст. фам.- Мегрелидзе), Иона Лукич (р. 28.XI.1900) -грузинский советский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1920. Первая пьеса "Насакирали" (1925) посв. событиям революции 1905. В комедии "Апракуне Чимчимели" (1934), пьесах "Зависть" (1937) и "Сталь" (1951) В. разоблачает пережитки старого, рисует образы волевых, целеустремл„нных сов. людей, их борьбу за построение новой жизни. Автор историч. пьес "Шамиль" (1935), "Георгий Саакадзе" (1939) и "Царица Тамара" (1948). Пьесы В. ставились в т-рах им. Марджанишвили, им. Руставели, им. Грибоедова (Тбилиси).

Соч.: з u J 0 С -' "o000 buuJudo" (1939); "отиЭи Эозо" (1948).

Лит.: Барамидзе А., Р а д и а н и Ш., Ж г e н т и Б. История грузинской литературы. Тб., 1958.

2uu8odo u., ( о со о u E) o '3., л с п б (*) о ijucn'cwo сопиДпоЬ obcoou. Д. Д.

БАКИ - второй актер в классическом японском театре масок Но. Первый актер (сигэ) и сопровождающие его актеры выступают обычно в масках. В. и сопровождающие его актеры - без масок. Л. Гр.

ВАКХАНАЛИЯ (франц. bacchanale, от лат. Baccha-nalia - празднества в честь Вакха, бога вина и веселья)- в опере, балете вводная хореографич. сцена, эпизод или танец, обычно изображающий опьянение, шумное веселье, античную вакхич. сцену. Исполняется темпераментно, в живом, быстром темпе. Возникновение В. как музыкально-хореографич. жанра относится к концу 18 в., когда пианист и композитор Д. Штей-бельт издал свои "12 вакханалий" для фп. с аккомпанементом тамбурина, ставшие популярными в качестве муз. основы танц. импровизаций в парижских салонах эпохи Директории. Любительское исполнение В. затем перешло на профессиональную сцену. Композитор Керубини первым вв„л В. в балет ("Ахилл на Скиросе", 1804). Яркие образцы В.-в операх "Тан-гейзер" (сцена "Грот Венеры"), "Фауст" ("Вальпургиева ночь"), "Самсон и Да-лила" Сен-Санса, в балете "Раймонда" и др.

ВАЛАМАТ-ЗАДЕ, Гафар (р. 1916) - таджикский советский балетмейстер. Нар. арт. Тадж. ССР (1945). Деп. Верх. Совета Тадж. ССР 2-4-го созывов. Член КПСС с 1942. Был исполнителем народных танцев. В 1930-32 учился в муз.-театр. техникуме в Ленинабаде. В 1932 вступил в труппу У зб. муз. т-ра в Ташкенте. С 1934-артист балета и балетмейстер тадж. муз. т-ра в Сталинабаде. Творчество В.-З. характеризуется большим темпераментом, технич. мастерством, способностью выразительно передавать содержание танца. В пост. им танцах В.-З. опирался на опыт мастеров нар. творчества. В 1944-46 учился в Москве в хореографическом училище при Большом театре, в 1947 - 51 - на балетмейстерском отделении ГИТИСа. С 1951-гл. балетмейстер Театра оперы и балета- имени Айни (Сталинабад). Пост. спектакли: "Лейли и Меджнун" Баласаня-на (1947), "Эсмераль-да" Пуни (1953), "Бахчисарайский фонтан" (1954),"Дильбар" Ленского (1954) и др. В постановках В.-З. органически сочетаются элементы классического и народного таджикского танца. Н. Н.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница