Наши партнеры

система видеоконференцсвязи
Магазин одеждыКупить пальто Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 67)


БУРНОНВЙЛЬ (Bournonville), Август (Огюст) (21. VIII. 1805, Копенгаген,-30. XI. 1879, там же) - датский артист балета и балетмейстер. Сын Антуана Бурнонвиля. В 1813 дебютировал в детской роли в балете "Лагерта" Шаля. В 1820 совершенствовал сво„ иск-во в Париже у О. Вестриса. В 1824 поступил в школу "Парижской оперы". По окончании школы в 1826 был принят в труппу этого т-ра. В 1827-28 участвовал в спектаклях вместе с балериной М. Тальони. В 1829 возврдтился в Копенгаген и с успехом выступил в пост. им дивертисментах "Поклонение грациям" и "Солдат и крестьянин". С 1830 Б. в течение 18 лет солист, балетмейстер и гл. педагог датского Королевского балета. В

1855 - балетмейстер придворного балета в Вене. в 1861-64 - гл. балетмейстер Королевской оперы в Стокгольме. С 1864 вновь работал в Копенгагене, где в 1877 окончил свою артистич. деятельность. Б. был выдающийся танцовщик, иск-во его характеризовалось силой, л„гкостью и виртуозностью танца, большой музыкальностью. Пост. св. 50 балетов (ок. 15 балетов Б. сохраняются в репертуаре датского балета до наст. времени). Среди них: "Сильфида" JL-венскьольда (1836), "Неаполь" (1842) Паулли, Хель-стеда, Гаде, Момбье, "Народное предание" Гаде и Хартмана (1854), "Далеко от Дании" Глезера (1860) и др. Пост. балеты: "Вальдемар" (1835), "Праздник в

Альбано" (1839) Фрелиха, "Из Сибири в Москву" Меллера (1876), "Валькирия" Хартмана, "Свадебный поезд в Хардангере" Паулли (1853) и др.Оставаясь последователем школы Вестриса, Б. сумел придать датскому балету нац. своеобразие: большая мимич. выразительность, высокая прыжковая техника, энергичность, виртуозность мужского танца. В своих пост. широко использовал фольклор,вводил характерные и нац. танцы как своей страны, так и др. стран. Б. был выдающимся педагогом, он создал школу хореографич. иск-ва, сформулировал метод, именуемый в датском балете "урок Б.", записанный его учениками и вошедший в балетную педагогич. практику настоящего времени. В 1874 Б. посетил Россию, дал высокую оценку петербургскому балету в своих театральных мемуарах.

С о ч.: Mit teaterliv, p. 1-3, Kbh., 1847-77; Det koneg-liche danske Theater, Kbh., 1848.

Лит.: Классики хореографии, M.- Л., 1937, с. 225- 327; Beaumont G., Supplement to Complete book of ballets, L., 194. p. 21-36: Krah-Jacobsen S., The Royal Danish ballet, Toronto, 1955. Ham. P.

БУРНОНВЙЛЬ (Bournonville), Антуан (19. V. 1760 - 11.VI.1843) - французский артист балета, балетмейстер. Ученик Ж. Ж. Новера. Отец А. Бур-нонвиля. Б. участвовал во многих пост. Новера в Вене, Париже, Лондоне. В 1782-92 был солистом стокгольмской Королевской оперы, где впервые выступил как балетмейстер, поставив балет "Провансальские мельники" (1785). В 1792 приглаш„н в копенгагенскую Королевскую оперу. Здесь выступал в балетах, пост. последователем Новера балетм. В. Галеотти. В 1816-23 руководил датским балетом, став преемником Галеотти.

Соч.: Dagger fra 1792, Kbh., 1824.

Лит.: Классики хореографии, Л.- М., 1937, с. 226, 264-284; Krash-Jacobsen S., The Roval Danish ballet, Toronto. 1955; Bournonville A., Mit teaterliv, p. 1-3, Kbh., 1848-78. Ham. P.

БУРРАКАТХА - вид древнего индийского народного театра провинции Андхра (Южная Индия). Пользовался в Индии большой популярностью. Сюжеты представлений Б. заимствовались из традиционных поэтических и прозаических сказаний, фольклора. Обычно труппу Б. составляли 3 человека: исполнитель текста (речитатив) и два хориста, аккомпанирующие на нар. муз. инструменте мри-данге.* Труппы Б. были странствующими, нек-рые оседали при дворах феодалов. В 19 в. иск-во Б. пришло в упадок и почти исчезло. В 1950-х гг. Ассоциация нар. т-ров Индии принимала меры к возрождению иск-ва Б. Н. В., Св. Л.

БУРТИКАШВЙЛИ, Алексей Николаевич (р. 16. X. 1893) - грузинский советский литератор, театральный деятель. В 1917 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1918-34 принимал активное участие в любительских спектаклях. В 1927-28 работал как актер в Тбилисском рабочем т-ре. Лит. деятельность начал в 1935. Написал ряд монографий о выдающихся деятелях груз. театра - Н. Габуния, Ш. Да-диани, Г. Арадели-Ишхнели, А. Имедашвили, статьи, рецензии и др.

Соч.: Ъ Q ( ? о J о '3 з о " о о., "бс боо", ?o-(obo, 1948; "Эсбдо OJ(T" ((joodobg", етоо-Ьо, 1948; "ЬодЕюЬ сЬооо", отооЬо, 1950; "'Воз0 (оооообо", отооЬо, 1951; "аоооСао осрпо-оЬбпо, ооооЬо, 1954; "o. чоЪдЪо ЬпдоЪп", ?oobo, 1955;

"?oono ЗгДдДдо", ?oobo, 1958; "CTOJ" Ьобро оЭдоооо", отооЬо, 1956. Т. II.

БУРУНОВ, Караджа (р. 2.VIII.1898)-туркменский советский поэт, драматург, переводчик. Заслуженный деятель искусств Туркменской ССР (1943). В 1927-30 учился в Ленинградском университете на вост. факультете. В 1925 начал лит. деятельность. В 1931 в Туркм. т-ре им. Сталина (Ашхабад) пост. пьеса Б. "Восемнадцать потопленных", переделанная из его же поэмы о гражданской войне в Туркмении. Б. работал зав. лит. частью этого т-ра. Написал (совм. с Б. Амановым) пьесу "Кеймир К„р" (1940).из истории туркменского народа (18 век). Создал либретто опер, пост. в т-ре оперы и балета (Ашхабад),- "Гюль и Биль-Биль" Шапошникова и Назарова (1943), "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова (1944), "Лейли и Меджнун" Овезова и Мейтуса (1946), "Кеми-не и казы" Шапошникова и Мухатова (1947) и балета "Алдар Косе" Корчмар„ва (1942). Перев„л на туркм. яз. классические и совр. пьесы, пост. в туркм. театрах ["Ревизор"; "Лауренсия" ("Овечий источник");

"Платон Кречет"; "Любовь Яровая"; "Отелло"; "Король Лир"; "Враги"; "Гроза" и др.; либретто оперы "Евгений Онегин"].

Лит.: Писатели советского Туркменистана. Биографический справочник. Сост. Р. Алиев и Г. Веселков, Ашхабад, 1955- Н. Л.

БУРХАНОВ, Асли (р. 1915) - таджикский советский актер. Нар. арт. Тадж. ССР (1945). Член КПСС с 1945. С 13 лет выступал в кружках художеств. самодеятельности Бухары, в 1932 поступил в проф..т-p этого города. С 1933 - актер Т-ра им. Лахути (Ста-линабад). На сцене этого т-ра создал образы сильных, мужественных людей, борцов за свободу народа, и ряд остро характерных образов. Творчеству Б. присущ внутренний драматизм, глубокое раскрытие психологии сценич. героя, мастерство острой социальной типизации. Бурный темперамент, яркость и выразительность сценич. при„мов сочетаются в игре Б. с мягким лиризмом и сочной комедийностью. Творчески развивая лучшие традиции таджикского народного театра (живая образная сценическая речь, непосредственный сильный комизм, острый внешний рисунок, л„гкость и простота исполнения), Б. обогащает сво„ творчество опытом русского театрального искусства.

Среди лучших ролей Б.: Хушвакт ("Клевета" Са-идмурадова и Исмаилова), Салим, Сафар ("Красно-палочники", 1941, "В огне", 1944, Улуг-заде), Ходжи-ваккос ("Пятирубл„вая невеста" Ордубады, 1943), Нияз ("Саодат" Саидмурадова и Рабиева, 1948), Ед-гор ("Дохунда" Икрами, 1954), Алишер Навои (о. п. Уйгуна и Султанова, 1949), Кидд ("Голос Америки" Лаврен„ва, 1950), Яго, Меркуцио, Кент ("Отел-ло", 1948, "Ромео и Джульетта", 1947, "Король Лир", 1957) и др. Б.- первый исполнитель роли В. II. Ленина на таджикской сцене ("Человек с ружь„м", 1948, /'Незабываемый 1919 год" Вишневского, 1951, "Ураган" Абдулло и Киямова, 1957). С 1946 Б. выступает и как режиссер. Пост. спектакль "Саодат" (1956) и др. Я. Я.

БУРХАНОВ, Шукур (р. 1910) - узбекский советский актер. Нар. арт. СССР (1959). Член КПСС с 1945. Во время занятий в с.-х. техникуме участвовал в работе драм. кружка. В 1927 вступил в труппу Гос. узб. драм. т-ра (ныне Т-р им. Хамзы). Темпераментный, пытливый актер, Б. в первые годы своей работы в т-ре создал ряд значит, образок: Азамат, Бохадыр, Гулям ("Сожжем", 1932, "Разгром",1934, -"Честь и любовь", 1936, Яшена), Парасюк ("Мятеж" по Фурманову, 1929), Швандя ("Любовь Яровая", 1937). Этапной работой была роль Гафура в драме Хамзы "Бай и батрак" (1939). В годы Великой Отечественной войны играл Олеко Дундича (о. п. Каца и Ржешевского, 1942), М. В. Фрунзе ("Пол„т орла" Султанова, 1942). В конце 40-х и нач. 50-х гг.- роли положительных совр. героев: Максимов ("За тех, кто в море" Лаврен„ва, 1947); Рахимов ("Генерал Рахимов" Яшена, 1950), Шумилов ("Заря Востока" Сафарова, 1951). Творч. искания Б. в создании положительных характеров современников и историч. деятелей подготовили его к выполнению ответственной задачи - воплощению образа В. И. Ленина в спектаклях "Кремл„вские куранты" Погодина (1947), "Путеводная звезда" Яшена (1957).

Б. созда„т героич. волевые характеры, полные пламенного горения, глубокой философской мысли. Таковы в его исполнении Гамлет (1954; Юлиус Фучик ("Дорога бессмертия" Брагина и Товстоногова, 1952), Ашуг Сатылмыш и Фархад ("Рассказ о Турции" и "Легенда о любви" Хикмета, 1953), батрак Юл-чи ("Священная кровь" по Айбеку, 1954), доктор Но-линакха ("Дочь Ганга" по роману Тагора "Крушение", 1956), Брут ("Юлий Цезарь" Шекспира, 1958). Способность Б. к созданию остро сатирич. характеристик проявилась в образе Городничего (1952). Тонкой психологич. проникновенностью и глубоким драматизмом отмечено исполнение Б. ролей Вой-ницкого ("Дядя Ваня", 1958) и Хлебникова ("Персональное дело" Штейна, 1956). Творчество Б. характеризуется высокой эмоциональностью, ярким темпераментом, глубокой психологической правдой, сочетает героико-романтическую устремл„нность с многогранностью реалистических характеристик. Л. А.

Лит.: О л и д о р О., Шукур Бурханов, М., 1952; е„ же, В борьбе за социалистический реализм, М., 1957; Государственный ордена Ленина Академический узбекский театр Хамзы, Ташкент, 1957.

БУРЭ (наст. фам.- H ебельсен), Валерий Ана-стасьевич (5" VI. 1899-31. X. 1955) - русский советский актер, Нар. арт. РСФСР (1951). Сценич. деятельность начал в 1917 в Омске. Работал в т-рах Читы, Тобольска, Златоуста, Тулы, Харькова, Иркутска, Магнитогорска. В 1932-38 играл в Свердловском т-ре. В 1938-54-в Куйбышевском т-ре. С 1954- в Сталинградском т-ре. Иск-во Б. было отмечено ярким темпераментом, стремлением к тонкому психоло-гич. анализу, законченностью, точностью внешнего рисунка роли. Б создал романтич. образы: Ромео;

Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Риварес ("Овод" по Войнич), Фердинанд ("Коварство и любовь") и др. К числу его лучших ролей принадлежат также:

Протасов ("Живой труп"), Арбенин, Чацкий; Сем„н Котко ("Ш„л солдат с фронта" Катаева), Мирон Горлов ("Фронт"), Гарри Смит ("Русский вопрос"), Ф„дор Таланов ("Нашествие"), Майоров ("Глубокая разведка" Крона), Наполеон ("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва), Пушкин (о. п. Глобы) и др. Б. создал образы В. И. Ленина ("Кремл„вские куранты"), И В. Сталина ("Незабываемый 1919-й" Вишневского), С. Орджоникидзе ("Путь в грядущее" Марвича).

"БУРЯ" ("The Tempest")-пьеса У.Шекспира. Соч. 1611. Пост. в том же году в т-ре Блэкфрайерс (Лондон). До 20 в. "Б." печаталась и ставилась преим. в обработках Драйдена и Давенанта (с подзаголовком "Очарованный остров") с участием Гаррика, Шедуэлла, Кембла и др. В оригинале "Б." прошла несколько раз в 1746 в т-ре "Друри-Лейн" (Лондон), Среди пост. 20 в. (текст Шекспира): Новый драм. т-р (Берлин, 1906), Мемориальный т-р Стратфорд-он-Эйвон, 1951; Просперо-Ред-грев, Калибан - Гриффит, Миранда - Пенвердин); в том же т-ре (1957, реж. П. Брук. он же художник и композитор спектакля; Просперо - Гилгуд, Ариэль - Брефорд, Трин-куло - Ревилл, Миранда - Эрис, Калибан- Клюне, Фердинанд -Джонсон); Йоханнесбургский Репертуарный т-р (1957;

Просперо -Болтер, Ариэль - Кришток и др,). Новый драм. т-р, Берлин (1906), Художественный т-р, Мюнхен (1914), Нью-Йорк (1946, реж. Уэбстер).

В России первая пост. "Б." состоялась 28 сент 1821 в Александрийском т-ре (Петербург), в обработке кн. Шаховского (для бенефиса Ежовой), с прологом на музыку из произведений Керубини и Штейбелта, арранжировка Кавоса (Про-( сперо - Брянский, Калибан - Щеников, Миранда - Дюко-ва, Ариэль - Строганова). В оригинале "Б." пост. в 1901 в т-ре Корша, Москва (реж. Синельников; Просперо - Горев, Калибан - Яковлев, Миранда - Миткевич, Ариэль - Щепкина). В том же году "Б." ставится в Петербурге, в Новом т-ре Л. Яворской (Ариэль - Яворская). 31 ноября 1905 "Б." в переводе Сатина пост. в моек. Малом т-ре (реж. Ленский, худ. Коровин и Клодт, машинная часть Вальца, музыка Арен-. ского; Просперо - Айдаров, Калибан - Парамонов, Фердинанд - Остужев. Тринкуло - Яковлев, Себастьян - Головин, Стефан - Сашин, Миранда - Косырева, Ариэль - Е. Садовская и др.).

На сов. сцене "Б." ставили: т-р ХПСРО (Москва, реж. Ф. Комиссаржевский и Бебутов); в том же году - Моск. Новый т-р (Просперо - Эггерт, Калибан - де Бур, Брин-куло - Закушняк).

И з д а н и я.- Первое изд. "Б." Шекспира-1623 (на англ. яз.); первый русский перевод "Б." - H. M. Карамзина (отрывки) 1803; первый полный русск. перевод - Н. Сатина, 1840; из послед, перевод.: Т. Л. Щепкиной-Куперник, M., 1940. и Б. Л. Пастернака, M., 1944.

Лит.: Shakespeare in the theatre... by Charly Beecher Hosan, L., 1952, с. 422-437; ЕИТ". 1905/1906, вып. XVI, [СПБ, 1906], с. 155-170. А. Шн.

"БУРЯ И НАТИСК" (Sturm und Drang) - литературное движение в Германии 70-х гг. 18 в., получившее свое название по одноим„нной драме Ф. M. Клингера. Осн. теоретик движения - И. Г. Гердер; представители - И. В. Г„те, Ф. M. Клингер, Я. M. Р. Ленц и Г. Л. Вагнер ("рейнские гении"), X. Ф. Д. Шубарт, члены "Г„ттингенского содружества поэтов" - И. Г. Фосс, И. А. Лейзевиц, Л. К. Г. Г„льти, близкий им Г. А. Бюргер и др. Движение "Б. и н." отразило рост недовольства феод. порядками, обусловленный обострением социальных противоречий в Германии и подъ„мом освободит, борьбы в соседних с ней странах. "РЗурные гении" отвергали пассивность и смирение, требуя от лит-ры изображения ярких, сильных страстей. Поборникч учения Ж. Ж. Руссо, они выступали против подражательной культуры высших сословий, противопоставляя ей традиции нац. искусства; гл. источник обновления нем. лит-ры они видели в нар. поэзии. Борясь против канонов классицизма, "бурные гении" обращались к Шекспиру, трагедии к-рого привлекали их глубокой жизненной правдой, мощью характеров, стремительностью и свободой сценич. действия.

Гл. областью творчества писателей "Б. и н." была драматургия. Продолжая демократии, традиции Г. Э. Лессинга, опираясь на теорию Д. Дидро и Л. С. Мерсье, они стремились создать боевой третьесослов-ный театр. активно воздействующий на обществ, жизнь. В центре внимания "бурных гениев" - сословный конфликт.Ленц в "Домашнем учителе", Вагнер в "Детоубийце" изобразили нем. бюргера как жертву феод. строя, подчеркнув его полную беззащитность и приниженность. Обществ, критика "бурных гениев" была обращена не только против пороков аристократии, но и против недостатков собственного класса. Пьесы Ленца и Вагнера яркими сатирич. красками рисуют сервилизм зажиточных горожан, их пресмыкательство перед дворянством, грубость и самодурство по отношению к близким. Преодоление абстрактного схематизма ранней бурж. драматургии, сближение иск-ва с жизнью, конкретность и злободневность социального обличения являются несомненными достижениями драматургов "Б. и н.". Их художеств. новаторство ясно сказалось и в языке. Следуя примеру Г„те, автора "Г„ца фон Берлихингена", "бурные гении" расширяли языковые рамки мещанской драмы, вводя в свои пьесы элементы просторечья, слова и выражения, заимствованные из живого разговорного языка. Яркая и колоритная бытовая речь становится одним из основных средств создания сценических характеров.

Роль драмы в понимании "бурных гениев" не сводилась только к критике совр. нравов. Они требовали от театра также героики, апологии высоких страстей и деяний. Наряду с мещанской драмой в лит-ре "Б. и н." получает развитие лирико-патетич. трагедия, проникнутая духом индивиду алистич. бунтарства и тираноборчества ("Близнецы", "Новая Аррия", "Симеоне Гризальдо" и др. пьесы Клингера, "Юлий Тарент-ский" Лейзевица). Герои этих пьес- одар„нные личности, находящиеся в разладе с окружающей филистерской средой, одинокие мятежники, восстающие против навязанных им стеснительных законов и гибнущие в неравной борьбе. Писатели "Б. и н." создали новый драматургич. стиль, отличительным признаком к-рого стали эмоциональная насыщенность, лиризм. Сделав предметом художеств. изображения внутренний мир человека, они выработали новые при„мы индивидуализации характеров, создали лирически окрашенный, патетич. и образный язык. Своими новаторскими произв. "бурные гении" прокладывали путь драматургии молодого Ф. Шиллера.

Возникнув в условиях отсталой раздробленной Германии, движение "Б. и н." не смогло стать реальной политич. силой. Антифеод, выступления "бурных гениев" при всей их резкости и страстности были лишены ясно осознанной цели и выливались преимущ. в форму индивиду алистич. бунта. Тем не менее движение "Б. и н." сыграло значит, роль в формировании нац. нем. драматургии, обогатив е„ новым демократич. содержанием, новыми художеств. средствами. Реакц. бурж. исследователи пытаются представить "Б. и н." как бунт "чувства" против "разума", как чисто иррациональное течение, сближая его с консервативным нем. романтизмом. Марксистская критика противопоставляет этой концепции сво„ понимание "Б. и н." как нового этапа в развитии нем. и общеевроп. просвещения. Элементы иррационализма в творчестве отдельных представителей "Б. и н." не определили характер этого движения, сохранившего гуманистич. пафос Просвещения, его критич. дух, демократизм и боевые антифеод, тенденции.

Соч.: Von deutscher Art und Kunst. Einige fliegende Blatter (1773), Stuttg., 1892 (Deutsche Literaturdenkmale des 18. u. 19. Jahrh., von B. Seuffert u. A. Sauer, .ј 40-41); Sturmer und Dranger, hrsg. von A. Sauer, T) i-3, B.- Stuttg., [1883] (Deutsche Nationalliteratur, hrsg. v.J . Kurschner, Bd 79-81);

Sturm und Drang. Ein Lesebuch fur unsere Zeit, Weimar, 1957.

Лит.: Сильман Т., Драматургия эпохи "Бури и натиска", в кн.: Ранний буржуазный реализм. Сб. статей,Л",1936, с. 385-466; Либинзон 3. E., Литературно-эстетические взгляды писателей периода "Бури и натиска", "Ученые записки Горьковского пед. ин-та", 1958, т. 23, с. 261-84;

Stockmeyer С., Soziale Probleme im Drama des Sturmes und Dranges, Frankf. am Main, 1922; Korff H. A., Geist der Groethezeit. Versuch einer ideellen Entwicklung der klassisch-romantischen Literaturgeschichte, Tl l. Sturm und Drane, 4 Aufl., Lpz., 1957; Erlauterungen zur deutschen Literatur [Tl 2]. Sturm und Drang, B., 1958. J7. Ген.

БУРЯКОВСКИЙ, Юрий Александрович (р. 4. VI. 1914) - украинский советский писатель, драматург, театральный критик. Член КПСС с 1939. С 1932 в„л журналистскую работу. В 1946 опубликовал первую пьесу "Зел„ная ракета", в 1949 - "Юлиус Фучик", в новой редакции - "Прага оста„тся моей" (изд. 1951), пост. во многих т-рах СССР и за рубежом. Спектакль т-ра Сов. Армии Одесского военного округа (ныне т-р Прикарпатского военного округа) удостоен Ст. пр. (1951). Пьеса переведена на груз., тат., латыш., казах. и др. яз. народов СССР. Пост. за рубежом (Будапешт, Прага, Бухарест, Вена, Пекин, Шанхай и др.). P.E.

БУРЯТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - организован в Улан-Удэ в 1932 из студийцев двух выпусков Техникума иск-в.Т-р открылся 7 июля пьесой Балдано "Прорыв". В первые годы назывался Бурят, драм. т-р. В 1932-36 здесь были пост. пьесы: "Кто он?" Балдано, "Из искры пламя" Намсараева, "Барьеры" Шадаева и Миронского, посв. вопросам современности. В 1936 в т-р приходят проф. нац. режиссеры, окончившие ГИТИС,- Г. Цыдынжа-пов и М. Шамбуева. Они внедряют в творч. практику коллектива опыт совр. сов. т-ра. В этот период т-р пост. ряд значительных спектаклей. Среди них:

"Тартюф" (1936), первая бурят, комедия "Мэргэн" Шадаева (1937), высмеивающая лодырей, мешающих строительству колхозов, разоблачающая врагов народа, "Один из многих" Балдано (1937) - о революц. борьбе русских и бурят за утверждение Сов. власти в Сибири. Этапная для т-ра работа - пост. "Отелло" (1938). Стремление т-ра к героич. искусству находит отражение в спектаклях по мотивам бурят, эпоса (первый спектакль "Баир" Шадаева и Цыдынжапова, 1938). Создание эпич. спектакля потребовало широкого привлечения нар. песни, музыки. Так появилась новая для Бурятии театр. форма - муз.-драм. спектакль, в к-ром эпич. широта в изображении нар. сцен сочеталась с лирико-романтич. решением образов центр. героев. В связи с популярностью этих спектаклей началась подготовка кадров нац. вокалистов и танцовщиков. В 1938 Бурят, драм. т-р был переименован в Муз.-драм. театр. В 1940 здесь была пост. первая бурят, опера "Энхэ-Булат батор" Фролова, по мотивам героич. эпоса. В спектакле участвовали молодые исполнители, окончившие Бурят, муз.-театр. уч-ще. В 1940 состоялась декада бурят, иск-ва в Москве, после окончания к-рой т-р был награжд„н орденом Ленина.

В период Отечеств, войны Б. м.-д. т. ставил патрио-тич. спектакли: "Сын народа" (1943), "Снайпер" (1943) Цыдынжапова, "Рыбаки Байкала" Балдано (1942), многие из этих спектаклей были насыщены музыкой и песнями. Одновременно ставятся оперы "Евгений Онегин" (1943), "Фауст" (1945), создаются первые балетные спектакли: "Бахчисарайский фонтан" Асафьева (1943), "Тщетная предосторожность" Гертеля (1944).

В конце 40-х гг. происходит разделение труппы. Группа драм. актеров ставит спектакли "Кнут Тайши" Намсараева (1945)- о прошлом бурятского народа, и др., а также рус. пьесы: "Гроза" (1945); "Егор Бу-лычов и другие" (1946); "Кремл„вские куранты"

(1947); "Офицер флота" Крона (1947). Оперно-балетная часть труппы осуществляет спектакли "Чио-Чио-сан" (1947), "Царская невеста", "Лебединое озеро"

(1948), нац. оперы: "На Байкале" Книппера (1948) - о революционных событиях 1905 и "Мэдэгмаша" Ряузова (1949) - о совр. жизни Бурятии. В этих операх использован бурят, песенный и муз. фольклор. В 1950 на основе этих коллективов были созданы два самостоятельных т-ра: Бурятский оперный театр и Бурятский театр драмы им. X. Намсараева.

Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. Л. Ход.

БУРЯТСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР (Бурятский ордена Ленина театр оперы и балета) - организована 1950 на основе Музыкально-драматического театра. Первым художеств. рук. т-ра оперы был Г. Цыдынжапов. Мн. артисты т-ра окончили Моск. и Л енингр. консерватории, хореогра-фич. уч-ща. В репертуаре т-ра- нац. оперы: "Баир" Берлинского и Ямпилова,"Энхэ-Булат батор" Фролова (перешли из репертуара Муз.-драм.т-ра),"На Байкале" Книппера (1948), "Мэдэгмаша" ("У подножия Саян") Ряузова (1949), "Проделки дяди Моргона" Ямпилова (1957), "Побратимы" Аюшеева (1958); балеты - "Свет над долиной" Ряузова 1956), "Красавица Ангара" Ямпилова и Книппера (1958), "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958). Многие произв. нац. композиторов написаны на основе бурят, муз. фольклора. В репертуаре Б. о. т. также рус., зап.-европ. и советские оперы и балеты: "Севильский цирюльник" (1941). "Евгений Онегин" (1943); "Русалка" Даргомыжского (1946), "Иван Сусанин" (1954), "Князь Игорь" (1951, возобновлена в 1959); "Молодая гвардия" Мейтуса (1952), "Тихий Дон" Дзержинского (1953), "Бахчисарайский фонтан" (1943); "Вольный стрелок" Вебера (1957), "Лебединое озеро" (1948), "Спящая красавица" (1957); "Эсмеральда" Пуни, Глиэра, Василенко (1957) и др. На сцене Б. о. т. широко идут произв. композиторов др. республик: "Аршин мал алан" (1954); "К это и Котэ" Долидзе (1954), "Башмачки" Файзи (1955) и др. В труппе т-ра (I960): нар. арт. СССР Л. Линхо-воин, нар. арт. РСФСР Б. Балдаков, Н. Петрова, засл. арт. РСФСР А. Арсаланов, П. Абашеев, К. Гом-боева-Языкова, солисты балета - нар. арт. РСФСР Л. Сахьянова, засл. арт Бурят. АССР А. Тогоноева, Ц. Бадмаев, Ф. Иванов и др.

Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954. Д. Ход.

БУРЯТСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. X. НАМСАРАЕВА - создан в 1950 в Улан-Удэ. В труппу т-ра вошли актеры Бурятского музыкально-драматического театра и Республиканского совхозного т-ра. С 1959 т-р носит сво„ настоящее наименование. Первым директором и художеств. руководителем т-ра был Н. Балдано. Т-р имел стационарное помещение в Улан-Удэ, но большую часть года гастролировал по республике, выступая в самых отдал„нных районах. В т ре были поставлены спектакли: "Пламя" Балдано (1953), "Хитрый Будамшу" (1954), "Первый год" (1956), "Весенняя песнь" (1957) Шагжина, "Барометр показывает бурю" Батожабая (1957). Из переводной драматургии - "Счастье" Павленко (1950), "Калиновая роща" Корнейчука (1952), "Кремл„вские куранты" (1957); "Честь семьи" (1952) и "Вес„лый гость" (1955) Мухтарова, "Тайфун" Цао Юя и др. Осуществлены пост. классич. драматургии - "Гроза" (1950); "Враги"

(1955); "Украденное счастье" Франко (1957); "Горе от ума" (1958). В 1959 т-р участвовал во 2-й декаде бурят, иск-ва и лит-ры в Москве.

В труппе театра (1960): нар. арт. РСФСР Б. Вам-пилов, Н. Гендунова, Ч. Генинов, В. Халматов, засл. арт. РСФСР И. Миронов, А. Ильин, М. Степанова, нар. арт. Бурят. АССР Д. Дондуков, Ю. Шан-гина, Ц. Шагжин, нар. худ. Бурят. АССР Б. Чер-нутов.

В 1958 труппа т-ра пополнилась выпускниками Ленингр. театр. ин-та. режиссеры т-ра - Ф. Сахи-ров, Ц. Цыдынжапов, И. Миронов.

Лит.: Ходорковская Л.. Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. Д. Ход.

БУРЯТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Потоками бурят, т-ра являются нар. песни, пляски (ехор, пойр наадан, гугел и др.), игры ("Игра в медведя", "Старик Дойбэдэй и ветреная Самсахай", "Выделы-ватель кожи", "Кража белого быка"), народные обряды (бурят, свадьба). Традиции нар. игр способствовали созданию актерских (игровых) навыков, получивших применение в первых любительских спектаклях. Дореволюц. любительский т-р бурят складывается в 1908-17, в его возникновении большую роль сыграли рус. политич. ссыльные, местная сибирская интеллигенция. Появление первых рукописных пьес бурят. авторов - "Смерть" Д. Абашеева, "Вино виновато" М. Барлукова, "Два мира" М. Салтыкова - относится к 1908-14. Их возникновение связано с этнографич. вечерами, организованными Сибирским отделением Рус. географич. об-ва, а также с любительскими вечерами, устраиваемыми бурят, учащимися Иркутска. Пьесы, несложные по конструкции и образам, носили дидактич. характер и были направлены против отдельных уродливых явлений бурят, дореволюц. действительности. Исполнителями были учащиеся духовных семинарий, гор. уч-щ, начальных школ, впоследствии нар. учителя. После Октябрьской революции широкое распространение у бурят получает театр. самодеятельность. Участники кружков школьной, красноармейской и улусной самодеятельности создают небольшие агитац. спектакли, носящие обличит, характер. Среди авторов первых бурят, пьес зачинатель бурят, лит-ры X. Намсараева А. Шадаев и др. Пьесы Намсараева: "Тьма" (1919), "Оракул Дамби" (1920), "Т„мная жизнь" (1921), "Старик Барбадай" (1922), имели антиклерикальную и антифеод, направленность, они ставились самодеятельными кружками на клубных сценах и в избах-читальнях. Пьесы Шадаева "Гн„т царя", "Несчастная девушка" и "За власть Советов" (1925-26), рассказывавшие о бесправном положении бурят до революции, пропагандировавшие советский строй, были пост. драм. кружком при Бурят, педагогич. техникуме (Улан-Удэ). Здесь начинали свой путь актеры, художники и драматурги будущего нац. т-ра. С 1927 в Улан-Удэ начинает работать т-р рус. драмы. Его режиссеры и актеры помогали в создании нац. бурят. т-ра. В 1928 открывается бурят, театр. студия. На е базе в 1930 возникает Техникум иск-в, преобразованный в 1936 в Муз.-театр. уч-ще им. Чайковского. На основе первого выпуска Техникума иск-в в 1932 созда„тся Бурят, драм. т-р, к-рый с первых же своих шагов ставит спектакли, отражающие жизнь республики. С возникновением этого т-ра появляются бурят, драматурги, актеры и режиссеры Н. Балдано, М. Шамбуева и Г. Цыдынжапов и др. Уже в 30-х гг. намечается осн. черта бурят, драматургии - е„ ор-ганич. связь с жизнью страны. В большинстве пьес 30-х гг. находит отражение борьба бурят, народа в период гражданской войны ("Из искры пламя" Намсараева, 1933; "Один из многих" Балдано, 1937, и др.), борьба за построение и укрепление колхозного строя в Бурятии ("Прорыв", 1932, "Кто он?", 1933, "Два друга", 1938, "Эржэн", 1940, Балдано: "Мэргэн" Шадаева, 1937, и др.). Пьесы бурят, драматургов 30-х гг. разоблачают лам, нойонов, кулаков. В эти же годы драматурги Бурятии создали пьесы по мотивам героич. нац. эпоса: "Баир" Цыдынжапова и Шадаева (1938), "Энхэ-Булатбатор" Балдано (1940) и др. Эти пьесы, творчески перерабатывающие нац. эпос, содержат обобщ„нные поэтич. яркие характеристики. Однако они были отмечены нек-рой идеализацией прошлой жизни бурят. Дальнейшее развитие театр. жизни республики подтверждает открытие в 1938 Республиканского бурят, колхозно-совхозного т-ра и преобразование Бурят, драм. т-ра в Муз -драм. т-р. На декаде бурятского искусства, состоявшейся в 1940 в Москве, были показаны муз.-драм. спектакль

"Баир", а также первая нац. опера "Энхэ-Булат ба-тор" М. Фролова, подготовившие возникновение нац. оперы. В связи с декадой Бурятский муз.-драм. т-р был награжд„н орденом Ленина.

В период Великой Отечеств, войны в бурят, драматургии главной становится патриотич. тема. В пьесах "Рыбаки Байкала" Балдано (1942) и "Снайпер" Цы-дынжапова (1943) рассказывается об участии бурят в борьбе против гитлеровских захватчиков. В историко-революционной пьесе "Сын народа" Цыдынжапова (1943) создан образ Ц. Ранжурова - одного из первых бурят, большевиков, участника революции 1905.

После Великой Отечеств, войны наступил новый период в развитии драматургии и т-ра Бурятии. В историч. пьесе "Кнут Тайши" X. Намсараева (1945), посвящ„нной дореволюц. жизни бурят, улуса, социальные противоречия показаны с реалистич. достоверностью, пьеса отличается композиционной стройностью, написана образным нар. языком. В 1950 организационно завершается'процесс дифференциации бурят, театр. иск-ва; создаются Бурят, т-р оперы и балета и Бурят, т-р д-рами. Осуществляются пост. нац. опер "На Байкале" Книппера (1948), "Мэдэгмаша" ("У подножия Саян") Ряузова (1949), балетов "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958), "Красавица Ангара" Ямпилова и Книппера (1958). В 1959 в Москве состоялась 2-я декада бурят, лит. и иск-ва, в к-рой приняли участие т-р оперы и балета, бурят, драм. и русский драм. т-ры. Подъем бурят, драматургии, борьба пвсат-едей Бурятшгза мастерство, за создание ярких характеров положительных героев нашли выражение в творчестве Балдано ("Пламя", 1953) и в пьесах молодых драматургов: Д. Батожабая "Барометр показывает бурю" (1957) - о революции 1905 в Сибири и Ц. Шагжина "Хитрый Будамшу" (1954) - комедия по мотивам нар. бурятских сказок, "Первый год" (1956), "Весенняя песня" (1957), рассказывающие о колхозах Бурятии, новых людях республики. Пьесы этих авторов были пост. Бурят, т-ром драмы и показа ны в различных р-нах республики. Среди деятелей театр. иск-ва Бурят. АССР (I960): нар. арт. СССР Г. Цыдынжапов, Л. Линховоин, нар. арт. РСФСР Б. Балдаков, Б. Вампилов, Н. Гендунова, Ч. Генинов, Н. Петрова, Л. Сахьянова, В. Халматов, нар. худ. РСФСР А. Тимин; засл. деят. иск-в РСФСР нар. арт. БАССР Н. Балдано, нар. арт. Бурят. АССР Д. Дон-дуков, Ю. Шангина, Ц. Шагжин; засл. арт. РСФСР П. Абашеев, А. Арсаланов, А. Ильин, К. Гомбоева-Языкова, И. Миронов, В. Лыкденова, В. Манкетов, М. Степанова.

Лит.: Искусство Бурят-Монгольской АССР, М., 1940, Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959; Н а и д а' ков В., Бурятская драматургия, Улан-Удэ, 1959; Х а б а е-в а И., Артисты бурятского балета, Улан-Удэ, 1959. JJ Ход.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница