Наши партнеры

https://dragonmoney101.online
Застройщики в Торревьехе купить квартиры и апартаменты в Торревьеха.

Театральная энциклопедия
(страница 65)


БЙЛА, Констанция Антоновна [p.30.XII.1898(ll.L 1899)]- белорусская советская поэтесса и драматург. Автор пьес "Цветок папоротника" и "Сегодняшнее и давнишнее" (обе изд. в 1914). Тема драматургич. творчества Б.- поиски счастья трудовым народом. Б. принадлежала к революционно-демокра-тич. крылу дореволюц. белорус. лит-ры. Е„ пьесы шли в любительских коллективах, а также на сцене "Первого товарищества белорусской драмы и комедии".

Лит.: Н я ф „ д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959. В. Н.

БУЙНЙЦКИЙ, Игнат Те рентьевич [1861, Прозорок-екая волость, - 9 (22). IX. 1917]-белорусский актер и театр. деятель. Основоположник белорус. проф. т-ра. Получил образование землемера. Работал среди крестьян, близко сош„лся с ними, полюбил нар. творчество, изучал и собирал его. В 1907 в усадьбе Поливачи (близ Прозорок) создал т-р, в к-ром сначала принимали участие его родственники. С 1910 т-р начал гастрольную деятельность в Вильно, Минске, Слуцке, Полоцке, в Петербурге (1911, 1912), Варшаве (1913). Репертуар т-ра состоял из пьес и инсценировок, большинство к-рых было пост. Б.: "Хам" и "В зимний вечер" Ожешко (1911), "Предложение" Чехова, "Модный шляхтюк" Каганца, "По ревизии" (1910) и "Иошилися в дурни" (1911) Кропивницкого и др. Роли: Антон, Миронович ("Пошилися в дурни", "По ревизии" Кропивницкого), Игнась ("Модный шляхтюк" Каганца), Алексей ("В зимний вечер" Ожешко). В программы представлений, кроме драм. спектаклей, входили также и выступления хора, танц. группы. Деятельность этого коллектива, получившего наименование "Первая белорусская труппа", или "Т-р Игната Буй-ницкого", играла большую роль в пробуждении нац. самосознания белорус. народа в годы между двумя революциями. В связи с преследованиями властей и тяж„лым материальным положением т-р в 1913 прекратил сво„ существование. Его традиции имели большое значение для становления и развития белорус. проф. театр. иск-ва. После 1913 Б. предпринимал несколько попыток воссоздать белорус. т-р, в 1917 был одним из инициаторов организации "Первого товарищества белорусской драмы и комедии" (см. Белорусское товарищество драмы и комедии).

Лит.: Н я ф „ д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск. 1959, с. 84-105.

БУЙНЫЙ, Михаил Алексеевич (наст. фам.-А р-б у з о в) (р. 24.1. 1903)русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1956). В 1920 окончил драм. студию в г. Шуе. В том же году дебютировал на сцене Шуйского т-ра. Первые роли: Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Малюта Скуратов ("Василиса Мелентьева" Островского) и др. Позднее играл в т-рах Иваново-Вознесенска, Калуги, Казани и др. городов. В 1935-49-актер Горьковского т-ра. В 1949-52 - Вильнюсского рус. т-ра. С 1952 - в труппе Свердловского т-ра: Городничий ("Ревизор"), Васильков, Курослепов ("Бешеные деньги", "Горячее сердце"), Бородатый солдат ("Достигаев и другие"), Тетерев и Нил ("Мещане"), Швандя и Кошкин ("Любовь Яровая"), Потапов ("Московский характер" Софронова), Дымченко ("Тво„ личное дело" Ошанина и Успенской), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Фальстаф ("Виндзорские насмешницы"), Президент ("Коварство и любовь"), Доменико Сориано ("Филу-мена Мартурано" Де Филиппе) и др.

БУК‚ЕВА, Хадиша (р. 21. II. 1917) - казахская советская актриса. Нар. арт. Каз. ССР (1957). Принимала участие в спектаклях художеств. самодеятельности, была отобрана комиссией и направлена на уч„бу в Ленингр. театр. ин-т. После окончания ин-та (1938) поступила в Чимкентский т-р. В 1942 перешла в Казахский т-р драмы (Алма-Ата). Среди ролей Б.: Сауле ("Дружба и любовь" Абишева), Б any ("Амангельды" Мусрепова), Карлыга ("Коб-ланды" Ауэзова), Панаева ("Чокан Валиханов" Муканова), Мэхмене Б а ну ("Легенда о любви" Хик-мета), Катерина ("Гроза"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Варвара ("Любовь на рассвете" Галана). Героини Б. наделены волей, умом, яркой эмоциональностью. Актрисе присущ внутр. драматизм, сильный темперамент, способность передавать сложную, богатую душевную жизнь, противоречивые чувства героинь. Лучшие работы Б. отмечены смелостью, остротой, сценич. выразительностью. Ст. пр. 1952 (роль Ведущего-"Абай" по Ауэзову). О. К.

БУКИЯ, Александр Ионович lp.4(17).V.1906]-грузинский советский композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). Член КПСС с 1951. В 1923-32 обучался в Тбилисской консерватории по классу М. М. Багри-новского, С. В. Бархударяна, И. И. Туския. Творч. деятельность начал в 1928. Автор оперы "Арсен" (1958, Т-р оперы и балета им. Палиашвили, Тбилиси), первой груз. оперы для детей "Непрошенные гости" (1950, там же), музыки к спектаклям "Счастье" Микава и Абашидзе, "Депутат" Тактакишвили, а также симф., вок. и др. соч. Н. Э.

БУККОН (лат. bucco, от bucca - надутая щека)- традиционный образ-маска древнеримской ателланы. Обжора, болтун и сплетник, ради сытного обеда готовый на любое плутовство, Б. притворяется глупцом, но умеет извлечь выгоду из запутанной ситуации- Характерные черты внешнего облика Б.- толстые щ„ки и обвислые губы. В. Я.

БУКОВ, Емилиан Нестерович [р. 15(28).VII.1909]- молдавский советский поэт, драматург. Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Член КПСС с 1950. Род. в Юж. Бессарабии. Окончил Бухарестский ун-т. Лит. деятельность начал в 30-е гг. Написал муз. драму "Бурлящий Дунай" (1957, Молд. т-р, 1959) о выступлении дунайских рыбаков во время румынской оккупации (1925-26); спектакль был показан на декаде в Москве. Автор пьесы-сказки в стихах "Андрееш" (1956, молдавский т-р кукол). Д. 77.

БУКОВЕЦ (Bukovec), Вил-ма (р. 27. II. 1920) - югославская артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). Окончила Муз. школу в Люб-ляне. С 1944-солистка Люб-лянской оперы. Гастролировала во многих странах, в т. ч. в СССР (в 1955). Партии:

Джула ("Эро с того света" Готоваца), Вероника ("Веро-ника-Десенишка" Ш вара), Маница ("Десятый брат" По-лича), Татьяна,Лиза; Русалка (о. п. Дворжака), Маргарита ("Фауст") и др. Аг. М., Ю. Ч.

БУКОВСКИЙ (Bukowski), Рышард (р. 2.1.1916) - польский композитор и педагог. В 1939 окончил консерваторию в Варшаве по кл. проф. К. Сикорского. В 1945-48 преподавал теорию музыки в Муз. лицее в Катовице, в 1948-51- директор, с 1951-профессор консерватории во Вроцлаве. Автор музыки к мн. спектаклям, фильмам, симф., вок., камерно-инструмент. и др. соч. Иг. Б.

БУКОРЕЩЛИЕВ, Ангел (31.1.1870-3.1.1951)-болгарский композитор, дириж„р и педагог. Один из ини. циаторов создания нац. болг. оперного т-ра. В 1890 окончил школу по органу в Праге. С этого же года Б.директор и дириж„р основанной им совм. с Д. Казаковым, И. Славковым и др. "Столичной драматической и оперной труппы". Ввиду недостатка материальных средств труппа в нач. 90-х гг. распалась. С 1894 Б.преподаватель музыки в Пловдиве. Основателе и дириж„р Пловдивского певческого об-ва (с 1896). Автор хоров, многочисл. обработок болг. нар. песен и др.

Лит.: Камбуров Ив., Ангел Букорещлиев, Пловдив, [б. г.]; С то и н Е., Ангел Букорещлиев..., "Българска музика", 1960, кн. 5. Л. М.

БУКША, Михаил Михайлович (16.IV. 1869-7.III. 1953)-литовский советский дириж„р оперы. Засл. деят. иск-в Лит. ССР (1945). В 1900 окончил Петерб. консерваторию по кл. теории композиции Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Н. Ф. Соловь„ва. Как дириж„р впервые выступил в 1898 в Нижнем-Новгороде. В 1899-1927 дирижировал операми и балетами в Петербурге, Москве, Тифлисе, Самаре, Смоленске, Харькове, Владикавказе, Перми и др. городах России. В 1927 Б. вернулся в Литву; работал дириж„ром в т-рах Каунаса (до 1948) и Вильнюса (до 1953). Дирижировал рядом лит. нац. опер, в т. ч. "Гражина" (1933), "Рад-вила Перкунас" (1937) Карнавичюса, "Три талисмана" Рачюнаса (1936), "Пагиренай" ("Деревья у поместья") Шимкуса (1942) и др., а также мн. рус. и зап.-европ. операми. С 1944 в„л педагогич. деятельность в Каунасской консерватории (с 1947 - профессор). Ю. Г.

БУТОПЕК (Bukek), Рудольф (7.IV.1882-7.XI. 1933)- югославский артист оперы (баритон). Творческую деятельность начал в 1901 как драм. актер в любительском т-ре Целе (Словения); выступал также в Народном т-ре в Любляне. Пению обучался в Люб-лянской консерватории у М. Хубад. Был солистом оперных трупп в Любляне (до 1913), Осиеке (1913- 1914, 1919-26) и Загребе(1914-19, 1927-33). Выступал во мн. оперных т-рах Югославии. Партии: Зрин-ский ("Никола Шубич Зринский" Зайца), Фауст, Эскамильо; Фигаро ("Свадьба Фигаро" Моцарта и "Севильский цирюльник" Россини); Риголетто; Скар-пиа ("Тоска"), Пржемысл ("Либуше" Сметаны), Бек-мессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера) и др. , Л. М.

БУЛАНДРА (Bulandra), Тони (13. III. 1881, Тырго-виште,- 5. IV. 1943) - румынский актер, режиссер и театральный деятель. В 1902 окончил Бухарестскую консерваторию (класс К. Ноттара), получил 1-ю премию за исполнение трагедии, затем 2 года занимался в Париже. Еще студентом консерватории Б. исполнял небольшие роли в спектаклях бухарестского Нац. т-ра. Дебютировал на сцене этого т-ра в 1903. С приходом в Нац. театр А. Давиды (1905) Б. поручают ведущие роли. Вместе с Давил ой Б. покинул Нац. т-р ив 1909 стал премьером труппы "Компания Давиды". В 1911 с успехом играл заглавную роль в"Сиде" Корнеля. В 1912-13 Б.- вновь в Нац. т-ре. В 1914-41 Б. и его жена Л. Стурдза-Буландра возглавляли театр. труппу "Компания Буландра, И. Манолеску, В. Максимилиана, Г. Сторина", куда входили актеры А. Бузеску, Н. Бэлцэцяну, Г, Калборяну и др. "Компания Буландра" продолжала традиции Давиды. Здесь достигла расцвета актерская деятельность Б. Он обладал прекрасными внешними данными, звонким мелодичным голосом, пылким сценич. темпераментом. С виртуозной точностью и ч„ткостью разрабатывал внешний рисунок роли. Б. славился как исполнитель ролей "любовников" в салонных пьесах франц. авторов ("Маркиз де Приола" Лаведана, "Полусвет" и "Дама с камелиями" Дюма и др.). Но он же был прекрасным исполнителем таких ролей, как Гамлет, Отелло, Карл Моор, Сирано де Бержерак; Герцог Рейх-штадский ("Орленок" Ростана), Гельмер ("Нора" Ибсена), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Вронский ("Анна Каренина"), Гаев ("Вишн„вый сад"), Барон ("На дне"). В репертуар своего т-ра Б. стремился включать произведения Шекспира, Шиллера, Ибсена, Толстого; пьесы нац. драматургов Д. М. Замфиреску, А. Кирицеску, Т. Мушатеску и др. Однако зависимость от вкусов бурж. публики побуждала его наряду с классикой и нац. реалистич. драматургией ставить франц. "салонные" пьесы.

"Компания Буландра" прекратила свою деятельность из-за материальных затруднений и тяж„лой болезни Б. в 1941. Незадолго до смерти Б. стал актером "Городского т-ра" Бухареста.

Лит.: Almanahul teatrulul rominesc, Buc., 1943, с. 187-188 (статья N. Grardescu-Tony Bulandra); AlterescuS.siTor-n e a P., Teatrul National "I. L. Caragiale", Вис., .1955;

М a s s о f f I.. Viata lui Tony Bulandra, Вис., [1947 ]. Я. Р.

БУЛАНДРА-СТУРДЗА, Лючия - см. Стурдэа-Буландра.

БУЛАТОВ, Сайд Садриевич (р. 23.V. 1898)- татарский советский актер, режиссер. Засл. арт. Татарской АССР (1944). Сценич. деятельность начал в 1916 в тат. т-ре в Симбирске. В годы гражданской войны работал в театр. фронтовых бригадах. В 1930 окончил Центр, техникум театр. иск-ва (ЦЕТЕТИС). В 1920- 1924 и в 1930-44 Б.- режиссер и актер тат. т-ра в Казани (ныне Т-р им. Камала). Пост. спектакли: "Страх" Афиногенова (1931), "Разбойники" (1933), "Гибель эскадры" (1934) и др. Играл роли Твардовского ("Потоки" Гиззата), Вершинина ("Бронепоезд 14-69"),

Вурма ("Коварство и любовь"). Был одним из деятелей тат. т-ра, утверждавших на нац. сцене систему К. С. Станиславского.

В 1945-53 - директор, художественный руководитель и педагог Казанского театрального уч-ща. В 1954-58 - гл. режиссер Альметьевского колхозно-совхозного т-ра. X. К.

БУЛАТОВА, Галия Фатиховна (р. 24.VI.1906)-татарская сов. актриса. Нар. арт.РСФСР (1957). В 1926 окончила театр. техникум в Казани и вступила в труппу тат. т-ра в Казани (ныне Т-р им. Камала). Роли:

Зулейха ("Молодая жизнь" Кулахметова), Шамсика-мар (о. п. Аблиева), Лаура ("Каменный гость" Пушкина), Глафира ("Волки и овцы"), Регана ("Король Лир"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Кручинина;

Галия ("Огонь" Ш. Камала). Яркая комедийная и драм. актриса, Б. создала ряд положительных образов советских женщин: Райхан и Зифа (о. п. Исан-бета). В драме М. Амира "Миникамал", где она играла заглавную роль, Б. создала образ советской женщины, возглавляющей борьбу трудящихся деревни против врага в годы Отечественной войны, воплотив в этом образе душевную красоту и богатство, высокие моральные качества советской патриотки. X. К.

БУЛАТОВА, Мунира Закировна [р. 3(16).V.1914]- татарская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1944. Музыке обучалась в Казанском муз. техникуме и Моск. консерватории (окончила в 1950). Дебютировала в 1939 в Татарском т-ре оперы (впоследствии Т-р оперы и балета им. Мусы Джалиля) в партии крестьянки в опере Н. Жиганова "Беглец"; с этого же года Б.- солистка т-ра. Б.- одна из первых исполнительниц гл. партий в нац. операх. Партии: Тугзак, Магира, Зей-наб, Хаят ("Алтынчеч", "Иль-дар","Поэт","Джалиль" Жиганова), Марфуга ("Фарида" Юдина), Разия ("Самат" Вали-уллина), Княгиня ("Русалка"), Полина ("Пиковая дама"),

Ольга ("Евгений Онегин"), Кармен и др. Популярна также как камерная исполнительница. З.?Г.

БУЛАХОВ, Петр Александрович [1793(?)-1835]- русский певец (тенор). Пению обучался в Москве у Ричи. В 1821 впервые выступил там же на оперной сцене. С большим успехом пел в Большом т-ре в операх Буальдь„ "Калиф Багдадский", "Жан Парижский", "Белая дама", а также в водевилях с музыкой Алябьева и Верстовского, театр. дивертисментах и др. Б. обладал гибким голосом, позволявшим ему легко преодолевать технич. трудности. Пользовался широкой популярностью как исполнитель рус. песен и романсов (первый исполнитель "Соловья" Алябьева). В 1823 в доме Пашкова в Москве впервые исполнил романс Верстовского "Ч„рная шаль" в театр. оформлении.

Лит.: Дадиани Г., Петр Александрович Булахов, "Московские ведомости", 1835, 21 дек., ј 102.

БУЛАХОВ, Павел Петрович [15(27).III.1824- 15(27). X. 1875] - русский артист оперы (тенор) и композитор. Сын П. А. Булахова. В 1849 окончил Петерб. театр. уч-ще. В этом же году впервые выступил на сцене Петерб. императорского т-ра. Был первым тенором Петерб. опернего т-ра; одновременно участвовал в спектаклях итал. оперной и рус. драм. трупп. Партии: Собинин, Финн ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), Князь ("Русалка"; первый исполнитель партии), Лионель ("Марта" Флотова) и др. В последние годы деятельности в репертуаре Б. преобладали комические партии. Обладал не сильным, но приятным тенором красивого тембра. Исполнение Б. отличалось музыкальностью и вкусом. Написал ряд романсов. О. В,

БУЛАХОВА (урожд„нная - Лаврова), Анисья Александровна (1831-1920) - русская артистка оперы (сопрано). Жена П. П. Булахова. Пению обучалась в Моск. театр. уч-ще. Впервые выступила на оперной сцене в Москве в 1849. В 1849-52 пела в Большом т-ре в Москве, в 1852-72 была солисткой оперной труппы в Петербурге. После М. Степановой и Е. Сем„новой Б. - единственная при жизни М. И. Глинки исполнительница партий Антониды и Людмилы в операх "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила". Была первой исполнительницей партии Наташи в "Русалке" Даргомыжского. С большим успехом выступала также в зап.-европ. репертуаре: Изабелла ("Роберт-дьявол" Мейербера), Аннхен ("Вольный стрелок" Вебера) и др.

БЛВЕР-ЛЙТТОН (Bulwer-Lytton), Эдуард Джордж (25.V.1803, Лондон,18.1.1873, там же)- английский писатель и драматург, политич. деятель. На сюжет историч. романа Б.-Л. "Риенци" (1835) Р. Вагнер создал в 1840 одноим„нную оперу. В своих драм. произведениях, так же как и в романах, Б.-Л. развивал идею о том, что право на власть да„тся лишь высокой добродетелью. Историч. драмы Б.-Л. мелодраматичны, отмечены стремлением к внешним эффектам, сентиментальностью, в них отсутствует подлинная историчность. Первая пьеса Б.-Л.-"Герцогиня де Лавальер" (1836)-успеха не имела, но последующие историч. драмы - "Лионская красавица" (1838) и "Ри-шелье" (1839)-благодаря политич. злободневности, занимательности сюжета и сценичности пользовались успехом. "Лионская красавица", впервые пост. У. Ч.Макрели (с его участием) в Т-ре "Ковент-Гарден" в 1838, не раз возобновлялась и впоследствии (среди лучших исполнителей -Ч. Кин, Г. Ирвинг, Э. Терри). "Ришелье" впервые пост. Макреди, 4 раза возобновлялась Г. Ирвингом в т-ре "Лицеум". Пьеса эта шла в 40-60-х гг. и в России, загл. роль исполняли В. В. Самойлов и Н. К. Милославский. Комедии Б.-Л. "Мы не так плохи, как кажемся" и "Деньги" (1840) рисуют нравы англ. бурж. об-ва. Пьесы эти неглубоки, но содержат реалистич. тенденции. Пьеса "Деньги" много лет сохранялась в репертуаре англ. т-ров (в 1911 пост. в "Друри-Лейн").

С о ч. в рус. пер.: "Норман - морской капитан", "Пантеон", СПБ, 1840, ј 8; Лионская красавица. П., 1888; Ришелье, или Заговор, пер. П. Козлова, Полное собр.соч. П. Козлова, т. 4, М., 1896; Пьесы. Вступ. статья Ю. Кагарлиц-кого М., 1960.

Лит.: Cooke P. J., Burwer-Lytton's plays, [L.I, 1894. Э. Г.

БУЛГАКОВ, Александр Сергеевич (1888-1953)- русский советский театровед. В 1922-25 учился в Гос. ин-те истории иск-в в Ленинграде (позднее Гос. академия искусствознания); работал здесь до 1935. Б. - автор работ по истории англ. т-ра. Занимался также историей советского и старинного рус. т-ров.

Соч.: Английский театр при пуританах, в сб.: О театре, вып. 1, Л., 1927; Театр и театральная общественность Лондона эпохи расцвета торгового капитализма, [Л.], 1929;

Раннее знакомство с Шекспиром в России, в сб.: Театральное наследие, сб. 1, [Л.], 1934, с. 47-118; Комедия о Тамерлане и Баязете, в кн.: Старинный спектакль в России. Сб. статей, вып. 2, Л., 1928; Государственный Агитационный театр в Ленинграде, М.- Л., 1931 (совм. с С. С. Даниловым). АН. А.

БУЛГАКОВ, Алексей Дмитриевич [12(24). III. 1872 - 14.1. 1954] - русский советский артист балета, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1949). Учился в Петерб. балетном уч-ще у педагогов П. А. Гердта и М. И. Петипа. В 1897 по окончании уч-ща был принят в Мариинский театр. где проработал до 1909. С 1911 - артист балета и режиссер, в 1913-17 - гл. режиссер балетной труппы Большого т-ра. Б. участвовал в "Русских сезонах за границей" (1909-14). В 1909-11 преподавал пластику и мимику в Театр. школе им. А. С. Суворина, в 1926-29- мимику в хорео-графич. уч-ще при Большом т-ре. Среди партий Б.: Людоед, Ротбарт {"Спящая красавица", "Лебединое озеро"), Капитан 1"Красный мак" ("Красный цветок")]" Коппелиус ("Коппелия"), Степан Разин ("Стенька Разин" Глазунова), Маркиз де Борсгар ("Пламя Парижа" Асафьева), Лоренцо ("Ромео и Джульетта") и др. Л. 77.

БУЛГАКОВ, Михаил Афанасьевич [2(14).V.1891- 10.III.1940]-русский советский драматург. Окончил медицинский ф-т Киевского ун-та, до 1919 был земским врачом, затем журналистом. Печататься начал в 1919. Первая пьеса Б.-"Дни Турбиных" (1926, МХАТ, реж. Станиславский и Судаков; Алексей Турбин - Хмел„в, Мышлаевский - Добронравов, Ла-риосик - Яншин, Елена - Соколова), написанная по мотивам его романа "Белая гвардия", отражала признание историч. закономерности и справедливости Октябрьской революции русской интеллигенцией. В пьесе "Бег" (соч. 1928, Сталингр. т-р, 1957) Б. раскрыл внутренний кризис лагеря контрреволюции; пользуясь при„мом тратич. гротеска, дал сатирич. характеристику белогвардейцев и белоэмигрантов. Менее удачной была пьеса Б. "Зойкина квартира" (1926, Т-р им.' Вахтангова), в к-рой нэпманский разгул и мошенничество изображались с добродушным, снисходительным юмором. Резкой критике в печати подверглась пьеса Б. "Багровый остров" (1928, Камерный т-р). В 1930-36 Б. работал режиссером-ассистентом в МХАТе. Б. - автор инсценировок:

"М„ртвые души" по Гоголю (1932, МХАТ), "Дон Кихот" по Сервантесу (1941, Т-р им. Вахтангова). Пьесы Б. "Мольер" (1936, МХАТ) и "Последние дни" ("Пушкин", 1943, МХАТ) посвящены теме трагич. конфликта между великим художником-гуманистом и тиранией. Драматургия Б. характеризуется динамичностью развития конфликтов, л„гкостью диалога, тонкостью и ясностью психологич. разработки характеров, использованием при„мов контраста.

Соч.: Дни Турбиных. Последние дни, М., 1955. Лит.: Аскольдов А., Восемь снов, "Театр", 1957,. .ј 8; Каверин В., Заметки о драматургии Булгакова". "Театр", 1956, ј 10. К. Р.

БУЛГАКОВА, Зоя Ф„доровна (р. 24.XII.1914)- русская советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1945). Член КПСС с 1942. Окончила студию при Новосибирском ТЮЗе (1932). В труппе этого т-ра с 1930. Одна и" создательниц образов детей на сов. сцене. Роли: Красная Шапочка, Герда ("Красная шапочка" и "Снежная королева" Шварца), Кот ("Кот в сапогах" Макарьева), Панюшка ("Единая боевая" Бруштейн), Королева, Горе-злосчастье ("Двенадцать месяцев" и "Горя бояться - счастья не видать" Маршака), Саша Бутузов и Вова Пестиков ("Я хочу домой" и "Сомбреро" С. Михалкова).

Лит.: Григорьев Л., Подростки, "Огонек", 1952, 44. Д. Ш.

БУЛЛА (Bulla), Эльма (р. 1910) - венгерская актриса. В 1928 окончила театр. школу в Вене. Сценич. деятельность начала в конце 20-х гг. в т-ре М. Рейнхардта в Вене (роль Пэка - "Сон в летнюю ночь" Шекспира). С 1934 занимала ведущее положение вт-ре"Бель-вароши" в Будапеште. Среди ролей в этом т-ре: Жанна ("Святая Иоанна" Шоу), Ирина ("Московский характер" Софронова). С 1951 Б. работает в театре "Вигсинхаз" (Будапешт), создала лирические, проникновенные образы матери ("Мать" Чапека), Моники ("Это было в Пеште" Мештерхази), остро гротесковый образ Марты Барланги

("Паюсная икра" Чики). Снимается в кино. А. Н. БУЛЛЬ (Bull), СверреХагеруп (р. 17.VIII.1892)-норвежский композитор, музыкально-общественный деятель, критик. Музыке обучался в Париже в 1919- 1923. Творч. деятельность начал в 1924. Автор оперетт:

"Дон Карамбо" (1924), "Королева на день" (1935), "Робин Гуд" (1945, совм. с И. Йенсеном), музыки к спектаклям и др. соч. (нек-рые написаны под псевд. Финн Хелле). Как муз. критик сотрудничал в 1924-30 в газетах "Тиденс тайн" и "Моргенбладет", в 1930- 1939-в газете "Дагбладет". Б. был председателем союза театр. и муз. критиков (1945-47), членом правления союза композиторов (1932-37 и 1948-51) Норвегии. С 1951 Б.редактор журнала "И мусиккенс верден". В 1930-32 Б. опубликовал книгу "Музыка и музыканты" (в 2 тт.). В. Ц. БУЛЛЬ (Bull), Уле (5.II.1810, Берген,- 17.VIII. 1880, Лисе, близ Бергена) - норвежский скрипач, композитор и театральный деятель. Один из основоположников нац. муз. школы. Музыке обучался у Г. Пауль-сена, М. Лундхольма, Л. Шпора. С успехом гастролировал в Европе (в т. ч. в России), исполняя гл. обр. собств. произведения, в к-рых широко использовал нар. норв. мелодии. В 1850 на свои средства основал совм. с художником Ф. Йенсеном в Бергене первый в Норвегии нац. т-р "Национальная сцена"; т-р открылся пост. пьесы "Непостоянные" Хольберга, вторая постановка - пьеса "Горная хижина" Вергеланда, музыка к к-рой была создана Б. В 1850-51, 1857-58 (совм. с Б. Бь„рнсоном) возглавлял этот т-р (в 1851-52 и в 1857 - художеств. руководитель т-ра).

Лит.: В l a n с Т. H., Nordens forste nationale scene. Bergen. 1850-1863, Cristiania, 1884; B.j о г n d а 1 A., Ole Bull, og Norsk folkemusik, Bergen, 1940. A. M.

БУЛФЙНСКИЙ (Bulfinski), Ромалд (22.XL1878- 13.1. 1953) - румынский актер. В 1902 впервые вы' ступил на сцене т-ра в Крайове (Микеда-"Влайку Воде" Давиды). В течение ряда лет выступал в этом т-ре в опереточном репертуаре. В 1906 был приглаш„н в Нац. т-р (Яссы); в 1909-12 играл в спек' таклях драм. труппы А. Давиды. Затем снова выступал в т-ре в Крайове, был ведущим актером Нац. т-ра в Бухаресте. В 1936 оставил сцену, выступал периодически в различных т-рах Бухареста. В 1947 был назначен директором Нац. т-ра в Крайове. Лучшие сценич. образы создал в комедиях Шекспира: сэр Тоби ("Двенадцатая ночь"), Петруччио ("Укрощение строптивой"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы") и др. Успешно выступал также в пьесах Шоу, Горького и др.

Лит.: Almanahul teatrului rominesc. Bue., 1943; А 1-t e r e s с u S. si T o r n e a F., Teatrul national "I. L. Cara-giale", Bue., 1955, c. 165, 198. ff p

ВУЛХУУ, Доржийн (p. 10.XI.1926)-монгольский артист балета. Член МНРП с 1952. Образование получил в балетной студии Улан-Баторского театр. муз. уч-ща (1943-45). В 1945 был принят в балетную группу Монгольского муз.-драм. т-ра. Творчество Б. отмечено большим внутр. темпераментом, драматич. силой, ему присущи выразительность мимики и жеста. Партии: Охотник (танцевальный этюд "Охотник и Д зерна" Дамдинсурэна), Пастух ("Наше объединение" Джамьяна), Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Шурале (о. п. Яруллина) и др. Г. У.

ЕУЛЬВАРНЫЕ ТЕАТРЫ - см. Театры бульваров.

БУЛЬТХАУПТ (Bulthaupfc), Генрих (26.X.1849- 20. VI 11. 1905) - немецкий драматург, теоретик драмы, оперный либреттист. Лит. деятельность начал в 1871. Среди пьес Б. выделяется социальная драма "Рабочие" (1876). Им написаны тексты к операм "Кетхен из Хейль-бронна" К. Рейнтхалера (1881, Франкфуртский т-р), "Каин" Э. д'Альбера (1900, Берлинский оперный т-р) и др. Наиболее известная теоретич. работа Б."Принципы драматургии" (1880-1901), в к-рой он рассматривает развитие нем. драматургии. В своих драм. произведениях и теоретических трудах Б. являлся сторонником реализма. В книге "Шекспир и натурализм" (1893) Б. рассматривал творчество Шекспира как родоначальника реализма (который Б. называет натурализмом). Автор труда "Драматургия оперы" (1887).

С о ч.: Dramaturgie des Schauspiels, Bd 1-4, Lpz., 1880- 1901; Dramaturgie der Oper, Bd l-2, 3 Aufl., Lpz., 1925; в рус. пер.- Шекспир и натурализм. Речь на годичном собр. нем. Шекспировского об-ва 23 апр. 1893 г., "Артист", 1894, ј 41, с. 65-75; Литературно-сценические характеристики (Опыт разбора основных пьес современного репертуара), М., 1912 (Б-ка "Театра и искусства", JST? 1-12). Э. I\

БУЛЮЛЮ (bu lulu) - название бродячего актера в Испании 16 в. Странствуя по деревням, Б. разыгрывали примитивные представления, состоявшие из комедии, в к-рой Б. исполнял все роли, и несколько "лоа" (loa -похвала зрителям, пролог). С. И.

"БУНГАКУДЗА" ("Литературный театр") - японский театр жанра "сингэки" ("современная драма"). Создан в 1937 в Токио. Деятельность т-ра носит по-лупроф. характер, актеры работают бесплатно. Т-р стремится к созданию художественно-значит. репертуара. Здесь были пост. спектакли: "Гамлет"; "Сирано де Бержерак" Ростана; "Дядя Ваня", "На дне"; "Заколдованные лисицей" Ясиро Сэйити; "Почтительная проститутка" Сартра; "Трамвай, называемый желание" Уильямса и др. При "Б." организовано Об-во любительского т-ра, объединяющее 3000 членов. В труппе т-ра (1959): актеры Тамура Акико, Нака-мура Нобуо, Сугимура Харуко, Мицуда Кэн, Араки Митико, реж. и актер Фукуда Цунэари и др. Л. Гр.

БУНИАТЯН, Ори (наст. имя - Израэл) Авакович [р.15(27). XII.1895]-армянский советский актер.Нар. арт. Арм. ССР (1950). Член КПСС с 1942. С 1922 - актер 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-рим.Сун-дукяна). Б. принадлежит к старшему поколению Т-ра им. Сундукяна, развивает в сво„м творчестве традиции нац. реалистич. школы актерского иск-ва. Играет характерные роли: Саак ("Ут„с" Папазяна), Михо ("На. заре" Гулакяна), Земляника ("Ревизор"), Клещ ("На дне"), Кимбаев ("Страх" Афиногенова), Вурм ("Коварство и любовь") и др. Б. А.

БУНИЯТЗАД‚,Ага Баба Бала Ага оглы (р. 19.VII. 1915) - азербайджанский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Азерб. ССР (1955). В 1940 окончил оперную студию в Баку; учился также в Моск. консерватории. Сценич. деятельность начал в 1938 в Т-ре оперы и балета им. Ахундова (Баку). Партии: Шах Аслан ("Шах Йсмаил" Магомае-ва), Гасан-хан ("К„р-оглы" У. Гад-жибекова), Шах Велад ("Шахсе-нем" Глиэра), Атакиши ("Севиль" Амирова), Демон (о. п. Рубинштейна), Валентин, Фигаро, Эс-камильо и др. Выступает как концертный певец. К. Кае.

"БУНРАКУДЗА" - японский кукольный театр. Открыт в 1872 в Осака. Развивает традиции исполнительского иск-ва, заложенные т-ром "Такэмотодза" и основанные на слиянии нар. устного сказа (дз„рури) и кукольных представлений. Куклы в "Б." управляются по способу "саннин-дзукаи" (каждая - тремя кукловодами). Словесную часть спектакля вед„т сказитель (гидаю) под аккомпанемент муз. инструмента сямисена. В наст. время лучшим гидаю является художеств. руководитель т-ра То„такэ Ямасироно-с„дз„. Большой популярностью пользуется кукловод Бунгоро Есида, к-рый управляет куклами, изображающими женщин. Л. Г.

БУНСТЕР (Bunster), Энрике (р. 1912) - чилийский драматург. Лит. деятельность начал в 1937 пьесой "Парусник выходит из порта" (1938, т-р "Эль Пуэбло", Буэнос-Айрес; 1943, "Экспериментальный т-р" Чилийского ун-та, Сантьяго). В 1940 Б. написал пьесу "Остров пиратов" (1950, "Экспериментальный т-р") - сатиру на людей, одержимых алчностью. Пьеса пользовалась успехом в Чили и за рубежом. Среди пьес Б.: "Сумасшедший дом", "Товарный поезд", "После своих дней", "Человек и его воспоминания". Л. X.

БУНЦ (Buntz), Бьярне Юхан-нес (р. 2. IX. 1901) - норвежский артист оперы (тенор). Пению обучался в Бергене, Осло и Берлине. Впервые выступил на оперной сцене в Бергене в 1933. Пел во мн. городах Норвегии; гастролировал в Стокгольме, Копенгагене, Гамбурге, Берлине и Париже. В 1947-49 Б. гастролировал в США. Партии: Альфред, Герцог, Рудольф, Хозе, Канио, Ленский и др. Выступает также в оперетте; лучшая роль - Росильон ("Вес„лая вдова" Легара). Много концертирует. Заместитель председателя "Оперного союза" Норвегии. В. Ц.

БУОНТАЛ‚НТИ (Buontalenti), Бернардо (1536- 1608) - итальянский архитектор, живописец и театральный декоратор. Ученик художников Ф. Сальвиа-ти, А. Бронзино и Дж. Вазари. В 1556 поступил на службу к герцогу Альба в Неаполе. Построил около Флоренции ряд дворцов и вилл, отличавшихся утонч„нностью и причудливостью форм. Увлечение декоративностью в архитектуре отразилось в работах Б., связанных с т-ром. В 1585 при постройке театр. зала и сцены во дворце герцога Тосканского (палаццо

Уффици во Флоренции) Б. вв„л новые театр. приспособления для смены декораций - теларии, представлявшие собой рамы, смонтированные в виде пяти пар вращающихся призм, затянутых холстом. При помощи телариев осуществлялась смена декораций незаметно для зрителей. Этот прием смены декораций был использован нем. архитектором 17 в. И. Фуртен-бахом. В 1589 Б. оформил интермедию "Пилигримка" Баргальи (пост. на празднестве, устроенном по поводу свадьбы герцога Фердинанда и Христины Лоренской). При постройке театрального зала в Уффици Б. заменил ровный пол сцены наклонным, чтобы обеспечить хорошую видимость для зрителей отдал„нных рядов.

Лит.: Гвоздев А. А., Иосиф Фуртенбах и оформление спектакля на рубеже XVI-XVII веков, в кн.: О театре. Сборник статей, вып. 3, Л., 1929; В e p м а н К., История искусств всех врем„н и народов, т. 3, СПБ, 1913; Г а р т м а н К. С., История архитектуры, т. 2, М., 1938; Живопись и живописцы главнейших европейских школ. Сост. А. Н. Андреевым, СПБ, 1857; Ni esse n C., Das Buhnenbild. Ein Kulturgeschicht-licher Atlas, Lfg 3-5, Bonn, 1927; tab. 25, 26; Nicoli A., The development of the theatre, 4 ed., L., 1958. В. Мюл.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница