Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
https://dragonmoney104.online

Театральная энциклопедия
(страница 64)


БРЯНЦЕВ, Александр Александрович [р. 2(14).IV. 1883] - русский советский режиссер. Нар. арт. СССР (1956). Член КПСС с 1943. Выдающийся теоретик и практик советского художестве нно-педагогич. т-ра. Один из организаторов и бессменный руководитель Ленингр. т-ра Юных зрителей, сыгравшего значительную роль в развитии советского т-ра для детей. Род. в Петербурге в семье чиновника. В 1908 окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та. В студенческие годы участвовал в любительских спектаклях "Невского об-ва устройства народных развлечений". До 1904 был помощником режиссера, актером в нар. окраинных т-рах Петербурга. В 1904 Б. поступил помощником режиссера в Общедоступный театр П. П. Гайдебурова. В 1905 принял участие в организации Передвижного театра (рук. Гайдебуров), н„сшего культуру в самые отдал„нные края России. 15 лет (1904-19) работы с Гайдебуровым явились для Б.- актера, режиссера, театрального, общественного деятеля, превосходной школой. Здесь Б. поставил более 60 спектаклей: "Царь Эдип" (1906) и "Антигона" Софокла (1908), "Одинокие" Гауптмана (1909), "Борьба за престол" Ибсена (1910), "Женитьба" Гоголя (1916) и др. Сыграл роли: Луки ("На дне"), Фирса ("Вишн„вый сад"), Рисположенского ("Свои люди - сочт„мся") и др. В 1918 в Передвижном т-ре Б. предпринял первый опыт постановки спектакля для детей ("Два брата" Кузьмина). В 1919 вместе с Гайдебуровым организовал театральный отдел Петрогр. внешкольного ин-та, преподавал там. В 1920-21 Б. работал педагогом в детских домах Петрограда, поставил с воспитанниками драматизированную игру по сказке Пушкина "О рыбаке и рыбке" (1920). В 1921 Б. был назначен председателем комиссии по организации в Петрограде "театра особой государственной важности" - театра для детей, а затем заведующим ТЮЗом. В статье "Театр юного зрителя" ("Жизнь искусства", 1921, ј 808) Б. формулировал принципы организации т-ра, положенные затем в основу развития деятельности детских театров страны: "Театр для детей прежде всего должен быть настоящим театром, а его спектакли. подлинными произведениями мастерства". По словам Б., ТЮЗ - это "театр особого назначения", в к-ром должны быть объединены художники сцены, умеющие мыслить как педагоги, с педагогами, способными чувствовать как художники. Б. ставил перед ТЮЗами задачу, "воздействуя на ребенка средствами эмоционально-художественной выразительности, организовывать его мысль, направлять ее в сторону более глубокого познания жизни".

Для организации ТЮЗа Б. сплотил талантливый коллектив актеров, режиссеров, педагогов - энтузиастов нового дела. Для ТЮЗа, по проекту Б., был реконструирован быв. лекционно-концертный зал Тенишевского уч-ща (полукруглый амфитеатр. открытая сцена типа античной орхестры). Ленингр. ТЮЗ был открыт 23 февраля 1922 сказкой Ершова "Кон„к Горбунок" (инсц. П. П. Горлова) в пост. Б. На сцене ТЮЗа Б. осуществил 48 постановок, наметив осн. пути развития т-ра. Продолжая работу над празднично-поэтическим сказочным спектаклем, Б. пост.:

"Догоним солнце" Шмел„ва (1922), драм. легенду Горлова "Похититель огня" (1924), "Гуси-лебеди" Пятницкой и Маршака (1924), "Сказка об Иванушке и Василисе прекрасной" Владычиной и Нечаева (1939), "Ундервуд" Шварца (1929, совм. с Б. Зоном - первый опыт новой советской сказки), "Страна чудес" Принцева и Хочинского (1948), "Домик-пряник" Стеглика (1953) и др. Считая основной целью т-ра для детей формирование "будущих граждан нашей республики путем выработки в них созвучного новому укладу жизни мировоззрения" ("Жизнь искусства", 1925, ј 45), Б. особое внимание уделял созданию новых пьес на совр. тему: "Тимошкин рудник" Макарь-ева (1925), "Винтовка ј 494116" Крона (1930, совм. с Зоном), "Бунтари" Макарьева (1934), "Морская дружба" Вагнера, "Сын полка" Катаева и "Красный галстук" Михалкова (1945, 1946, 1947, Ст.. пр. 1950). Б. поставил на сцене Ленингр.ТЮЗа серию историко-рево-люционных спектаклей ("Предатель" Житкова, 1924, "Детство маршала" Всеволожского, 1937, "Емельян Пугач„в" Луковского, 1939, "Побег" Щеглова, 1940), пьесы классич. драматургии ("Бедность не порок", 1923, "Свои люди - сочт„мся", 1927, "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского, 1948, "Ревизор", 1936, 1955, "Недоросль", 1943, 1954, и др.).

Под руководством Б. в ТЮЗе выросла плеяда крупных мастеров советского театра.

Б.- автор книг и статей по вопросам'театральной архитектуры, худож. оформления спектаклей; более 70 статей по теории и практике театра для детей.

С о ч.: Опрощение театральной декорации, П., 1917 (2 изд.], fl919]; Художник в театре для детей. Л., 1927; Пять лет, в сб.. Театр юных зрителей, Л., 1927; Сценическая вещь и сценический человек, в сб.: Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917-1927, Л., 1927; К постановке "Ревизор", в сб.:

О "Ревизоре", Л., 1936; Из записной книжки режиссера, в сб : О "Коньке-горбунке", Л., 1937; Пятнадцать лет, "Рабочий и театр", 1937, X" 4; Наша цель, наши искания, в сб.: Театр для детей, М., 1955.

Лит.: 3 е л ь ц е р С., А. А. Брянцев, М., 1961; Театр юных зрителей, сб., Л., 1927, то же 1932; "Рабочий и театр", 1937, М 4 (ст. Л. Макарьева "Начало пути"); Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1-2, M., 1954-60 (статьи А. Н. Гоэенпуд "Театры для детей"); Сорокина Е., Организатор детского театра в Ленинграде, в сб.: Театр и драматургия, Л., 1959. с Дп

БУАЛО, Буало-Депрео (Boileau-Despreaux), Никола (1. XI.1636, Париж,-13.III.1711, там же)- французский критик, поэт-сатирик и теоретик классицизма. Род. в семье зажиточного буржуа, судейского чиновника Парижского парламента. Учился в иезуитской коллегии, затем на богословском и юридич. ф-тах

Сорбонны (Парижский ун-т). С 1663 печатались мелкие стихотворения Б., затем сатиры, наполненные поло-мич. выпадами против отживших и реакционных лит. течений - прециозного и бурлескного. Б. высказывал свои эстетич. суждения и в посланиях (эпистолах), к-рые писал начиная с 1669. Влияние римского поэта Горация проявилось в дидактич. поэме Б. "Поэтическое искусство" (1674), создавшей эпоху в истории европ. эстетич. мысли и лит. критики. Б. прив„л в систему положения, выдвинутые предшествующими теоретиками классицизма (Ф. Малербом, Ж. Шапленом, д Юбиньяком и др.), и изложил их в живой, эпиграмм а-тич. форме. Осн. принцип эстетики Б.- преклонение перед разумом. Истина, устанавливаемая разумом, тождественна красоте и находится в "природе" (реальной действительности). Подражание "природе" - осн. задача поэзии, критерий е„ эстетич. ценности. Однако Б. сужает область применения этого реалистич. принципа, пропагандируя метод абстрактной типизации, направленный на воспроизведение в человеке его неизменной сущности, а не конкретных форм е„ проявления. Аристократич. ограниченность поэтикиБ. проявилась в том, что он отвергал нар. поэзию и нар. т-р (фарс), считая,что он доставляет удовольствие только "грубой черни". Рекомендуя поэтам-драматургам "изучать двор и знакомиться с город ом", Б. возражает против изображения в драматургии жизни деревни и е„ обитателей. В третьей песни "Поэтического искусства" Б. устанавливает законы тр„х осн. поэтич. жанров - эпопеи, трагедии и комедии. В характеристике трагедии он опирался на творчество Расина, к-рое принимал безоговорочно. Более критично относился Б. к траге диям Корнеля, в к-рых, по его мнению, нарушался принцип "укрощения страстей разумом". В области комедии образцовым драматургом, по Б., был Терен ций, а не Мольер, к-рого он считал "слишком другом народа". Из формальных законов классицист, драматургии Б. настаивал на правиле тр„х единств, на правильном распределении материала между диалогом и рассказом, требовал нарастания действия в каждом акте пьесы. Б. выступал за интеллектуальность творчества и рекомендовал драматургам подвергать свои впечатления рассудочной обработке, исключающей всякую жанровую и бытовую окраску. В области актерского творчества Б. был сторонником напевной декламации, пропагандируемой Расином, и говорил, что "театр требует подобных преувеличенных, широких линий как в голосе, в декламации, так и в жестах". Поэтика Б., сыграв прогрессивную роль в период расцвета абсолютной монархии 17 в., в дальнейшем стала тормозить развитие иск-ва, его сближение с жизнью. Поэтому прогрессивные театр. деятели 18 - нач. 19 вв. вели борьбу с эстетикой Б., мешавшей укреплению в т-ре реалистич. метода.

Соч.: Поэтическое искусство, пер. с франц. Э. Л. Линец-кой, М., 1957; то же, пер. С. С. Нестеровой и др., М., 1937.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М., 1946, с. 523-38; Мокульский С., Французский классицизм, в кн.: Западный сборник, вып. 1, М.-Л., 1937; L a n s on Ст., Boileau, P., 1892; F a guet E., Dix-septieme siecle. Etudes litteraires. P., 1901; Adam A., L'histoire de la litterature rancaise au XVII siecle, v. 3-4, P., 1952-54. С. Мок.

БУАЛЬДЬ‚ (Boieldieu), Франсуа Адриен (16.XII. 1775, Руан,- 8.X.1834, поместье Жарси, близ Парижа) - французский композитор. Виднейший представитель франц. комич. оперы 1-й четверти 19 в. Профессор Парижской консерватории. В 1804-11- капельмейстер франц. оперной труппы в Петербурге. Автор ок. 40 опер (нек-рые совм. с др. композиторами), в т. ч. "Виновная дочь" (1793, "Т-р искусств", Руан), "Калиф Багдадский" (1800, т-р "Фавар", Париж), "Жан Парижский" (1812, т-р "Опера комик", Париж), "Красная шапочка" (1818, там же), "Белая дама" (1825, там же). В Петербурге Б. написал и поставил неск. опер, в т. ч. "Алина, королева Голконды" (1804), "Телемак" (1806), "Женщина-невидимка" (1808) и др. Б.-автор музыки к водевилям и др. соч. Музыка Б. привлекает своей задушевной мелодичностью, изяществом и тонким юмором. В нек-рых его операх (особенно в "Белой даме") нашли отражение черты романтизма.

Лит.: F а v г е (т., Boieldieu: sa vie, son oeuvre, v. 1-2, P., 1944-45; Финдейзен Н., Боальдь„ и придворная французская опера в С.-Петербурге в начале XIX века, "БИТ", СПБ, 1910, вып. 5. Я. Ш.

БУАМОРТЬЕ (Boismortier), Жозеф Воден де Ила (Bodin de Hilas) (ок. 1691-1755) - французский композитор. Композиторскую деятельность начал в 1724. В области сценич. музыки соперничал с Рамо; был одним из известнейших авторов инструмент, музыки своего времени. Соч. Б. отличаются богатством муз. тем, ритмич. своеобразием и изяществом. Из сценич. произв. Б. сохранились четыре оперы, среди них: оперы-балеты "Любовные путешествия" (1736), "Дон Кихот" (1743), опера-пастораль "Дафнис и Хлоя" (1747). Эти произв. ставились в Париже и пользовались при жизни автора большим успехом; опера-балет "Дафна" не ставилась на сцене. Л. М.

БУАЧЙДЗЕ, Кита Михайлович (р. 1914) - грузинский советский драматург. Лит. деятельность начал с 1931. Автор пьес "Строгие девушки" ("Провинциальная девушка", 1955, Т-р им. Марджанишвили), "Во дворе злая собака" (1956, Т-р им. Руставели), "Повесть о любви" (1958, там же).

БУБЛИКОВ, Тимофей Сем„нович (ок. 1748- ок. 1815) - русский артист балета, балетмейстер и педагог. Один из крупнейших танцовщиков 18 в. В 1763 окончил Петерб. театр. школу. В течение 20 лет занимал ведущее положение в придворной балетной труппе. В 1765-67 с большим успехом выступал в Вене. Танец Б. отличался характерностью, живостью и выразительностью. В 1785 Б. уш„л со сцены и был назначен "придворным танцмейстером". В 1795-99 был преподавателем "театрального танцевания" и ставил "русские балеты" в крепостном т-ре Н. П. Шереметева.

Б. принадлежит заслуга творч. использования русских нар. нлясок на балетной сцене ("Лебедянская ярмарка" Копь„ва и др.). Успех его начинаний в этой области оказад большое воздействие на деятельность балетмейстеров И. И. Вальберха, А. Л. Пуаро, И. М. Аблеца и А. П. Глушковского.

Лит.: БорисоглебскийМ. В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958.

БУБНОВА, Елена Ивановна (р. 25.V.1924) - советская цирковая артистка; воздушная гимнастка. Член КПСС с 1951. Окончила уч-ще циркового иск-ва. С 1948 работает в системе Союзгосцирка. С 1957 является руководителем и исполнительницей номера воздушных гимнастов, подготовленного в уч-ще циркового иск-ва. Участники номера: Ю. М. Островииская, А. М. Запашная, Н. М. Парамонова.

БУБУТЕЙШВЙЛИ, Мария Аполлоновна [р. 1(14). II. 1914] - русская советская актриса. Засл. арт. Груз. ССР (1950). Член КПСС с 1944. С 1929- в труппе Тбилисского ТЮЗа. Роли: Буратино ("Золотой ключик" А. Н. Толстого), Маленькая разбойница ("Снежная королева" Шварца), Гаврош ("Отверженные" по Гюго), Ал„ша Пешков ("Детство" по Горькому) , Чиполлино ("Приключение Чиполлино" по Рода-ри), беспризорник Броневик ("У лесного озера" Соло-даря), Гаврик ("Белеет парус одинокий" Катаева) и др.

БУВЬЕ (Bouvier), Элен (р. 20.VI.1905) - французская артистка оперы (меццо-сопрано). Брала уроки пения у Вато и Форестье в Париже. Впервые выступила на оперной сцене в Нанте в 1940; в этом же году дебютировала в т-ре "Опера комик" (Париж). Вскоре Б. выдвинулась в число ведущих франц. оперных певиц, завоевав широкую известность как одна из лучших исполнительниц опер Вагнера и франц. композиторов. Выступала в т-рах "Опера комик" и "Граыд-Опера", гастролировала в ряде стран. Партии: Да-лила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Женевьева ("Пеллеас и Мелисанда" Дебюсси), Адриано, Мария, Фрика ("Риенци", "Летучий голландец", "Кольцо Ни-белунга" Вагнера) и др. ' Л. М.

БУГАЕВ, Иван Максимович [р. 12(25).XI.1919] - русский советский артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1957). Творч. деятельность начал в художеств. самодеятельности; выступал также в Ансамбле песни и пляски Черноморского флота. В 1943- 1946 Б. учился в Ленингр. консерватории. В 1945 впервые выступил в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова, с этого же года-солист этого т-ра. Партии:

Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Гвидон ("Сказка о царе .Салтане" Римского-Корсакова), Владимир ("Дубровский" Направника), Ленский, Альфред, Фауст; Щепин-Ростовцев ("Декабристы" Шапорина) и др. Б. обладает красивым голосом мягкого тембра. Особенно удаются певцу партии, требующие яркого темперамента. Выступает также в концертах. О. В.

БУГАРЙНОВИЧ (Bugarinovic), Мелания (р. 29.VI. 1905) - югославская артистка оперы (меццо-сопрано). Окончила Муз. школу в Темешваре. Выступала в различных певческих об-вах. С 1930 Б.- солистка оперного т-ра в Белграде. В 1937-41 выступала на сцене Государственной оперы в Вене. Гастролировала во мн. странах (в СССР-в 1956). Партии:

Марфа, Марина Мнишек ("Хованщина", "Борис Годунов" Мусоргского), Кармен, Аида; Шарлотта ("Вер-тер" Массне) и др. Обладает голосом большого диапазона. Часто исполняет партии альта и драматич. сопрано. Аг. М., Ю. Ч.

БУТОВА, Лия Исааковна [р. 28.III (10.IV).1900]- русская советская актриса. Нар. арт. УССР (1946). Член КПСС с 1941. Сценич. деятельность начала в 1920 в Винницком т-ре (роль Клары Эриньен, "Зори" Вер-харна). В 1922-29 работала в Киевском Гос. евр. т-ре, в 1929-33- в передвижном т-ре УССР, в 1934-39- в Одесском Гос. евр. т-ре, в 1939-41 и с 1945 - актриса Одесского русского т-ра, в 1942-45 - т-ра Киевского особого воен. округа (КОВ О). Роли: Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Цейтл ("Тевье Молочник" Шолом Алейхема), Миреле ("Мирра Эфрос" Гордина), мать (о. п. Чапека), Нора (о. п. Ибсена), Кручинина ("Без вины виноватые"), Джесси ("Русский вопрос"), Эмилия ("Отелло"); Мария Александровна {"Семья" Попова), бабушка ("Деревья умирают стоя" Касоны). Творчеству Б. свойственны отточенность сценич. формы, глубина психологич. характеристик. Созданные ею образы отмечены человечностью, художеств. правдивостью. Р. В.

БУГРИМОВА (наст. фам.- Буслаева), Ирина Николаевна (р. 13.III.1910) - советская цирковая артистка. Первая в советском цирке женщина - дрессировщица хищных зверей. Нар. арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1951. Артистич. деятельность начала в il929 в номере "Полет на санях из-под купола цирка", созданном совм. с А. Н. Буслаевым. С 1939 перешла к дрессировке хищников. В сезоне 1940-41 выступила в аттракционах с дрессированными львами. В выступлениях Б. принципы мягкого, гуманного подхода к животным соединяются с элементами т. н. "дикой" дрессуры. Одетая в ч„рный с золотом полувоенный, полуохотничий мужской костюм, Б. то женственно, ласково играет со львами, то, двигаясь настороженно и резко, преображается в требовательную, властную укротительницу. Б. неустанно совершенствует и обновляет свой номер как в области дрессуры, так и актерской выразительности.

Лит.: Бугримова И., Моя профессия, М., 1957. М .3.

БУДАГЯН, Геворк Ервандович (р. 16.X. 1899)- армянский советский дириж„р оперы. Нар. арт. Арм. ССР (1945). Член КПСС с 1942. В 1929 окончил Моск. консерваторию. Творч. деятельность начал в 1927 в Москве. С 1932 Б.- дириж„р Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. Руководил мн. постановками т-ра: опера "Алмаст" (1933) Спендиарова, "Хандут" (1945) на музыку Спендиарова, оперы "Кармен" (1933), "Лакщ?" (1934), "Чио-Чио-сан" (1934) и др. С 1929 Б. вед„т педагогич. работу (с 1950 - профессор Ереванской консерватории). Б. А.

БДАК (Budak), Перо (р. 1917)- югославский (хорватский) писатель, драматург, актер и режиссер. Окончил театр. школу и начал сценич. деятельность в Хорватском Народном т-ре, затем в т-ре Комедии в Загребе. С 1953 - директор Загребского т-ра. Автор драмы "Метель" (1952, Хорватский Народный т-р), получившей широкую популярность. В этой пьесе Б. рассказывает об эмигрантах из Лики. Написал комедию "Клубок", драму "Штрих кистью", "На терниях и камне" (1959, Загреб) и др. Аг. М

БУДАПЕШТ (Budapest) - столица Венгерской Народной Республики (образована в 1872 в результате слияния городов Буды и Пешта) (1850 тыс. жит. на 1957). В нач. 18 в. разл. церковные ордена (иезуиты, пиаристы, францисканцы и др.) дают в Буде и Пеште представления школьных драм на лат. яз. В 18 в., при поддержке местной нем. знати, здесь открываются нем. оперные и драм. т-ры с постоянными труппами. В 1790 в помещениях нем. т-ров "Варсинхаз" в Буде и "Ронделла" в Пеште состоялись спектакли первой венг. труппы под рук. Л. Келемеиа. Регулярные спектакли венг. т-р начал давать с 1792, но уже в 1796 в результате усиления австрийского гн„та он был закрыт местными властями, и актеры его, объединившись в "бродячие труппы", разъехались по стране. Вплоть до 1837 Буда и Пешт не имели постоянного венг. т-ра, довольствуясь лишь гастролями провинц. трупп, пышными нем. оперными и драм. спектаклями. Жители Б., однако, не прекращали борьбы за создание нац. т-ра. Борьба эта увенчалась победой-22 авг.1837 в Пеште открылся "Пешт-ский венгерский т-р", в к-рый вошли лучшие артистич силы из венг. бродячих трупп. В 1840 "Пештский венгерский т-р" (включавший 2 труппы-драм. и оперную) был объявлен государственным и переименован в Нац. т-р (см. Венгерский национальный тпеатр).14сент. 1861 был открыт "Будайский народный т-р" в Буде,существовавший до 1870 и ставший ведущим т-ром оперетты; 13 окт. 1875 - Народный т-р в Пеште (первый директор Й.Ракоши); в 1884 построен и открыт т-р "Операхаз", куда были перенесены из Нац. т-ра оперные постановки. После смерти в 1894 реж. Э. Паулаи и перехода Нац. т-ра в помещение Народного т-ра (1908) Нац. т-р на время теряет свою ведущую роль в театр. жизни Б. и уступает е„ возникшим здесь в 90-х гг. 19 в. и в нач. 20 в. т-рам "Виг-синхаз* (т-р "Комедии"), "Мадьярсинхаз", Королевский (оперетты) и др. Театр. жизнь Б. нач. 20 в. развивалась в 2 направлениях: первое нашло наиболее яркое выражение в постановках Королевским т-ром венг. оперетт (И. Кальмана, Ф. Легара, Е. Хуска, П. Качо и др.); второе - в постановках на сценах т-ров "Вигсинхаз" и "Бельвароши" экспрессионистских драм и комедий Ф. Мольнара и М. Лендьеля. Большую роль в распространении новой драмы Г. Хейерманса, Г. Ибсена, М. Горького сыграла 1904-08 общедоступный т-р "Талия" (рук. и реж. Ш. Хевеши). С политич. миниатюрами (собств. соч.) выступал в кабаре "Модерн синпад" Э. Надь. Большое значение для развития т-ров Б. конца 19 - нач. 20 вв. имели гастроли знаменитых европ. актеров (Т. Сальвини и Э. Ристори) и театр. коллективов (Мейнингенцы, т-р Рейн-хардта).

В период революции 1919 и установления Венгерской советской республики большинство деятелей венг. т-ра активно встало на сторону нар. власти. В Б. был создан Директориум иск-в, открылись новые т-ры (им. Энгельса, детский). Все т-ры Б. ставили гл. обр. нац. и мировую прогрессивную драматургию, организовывали бесплатные спектакли для рабочих. Подавление Венг. сов. республики и фашизация страны привели театр. иск-во Б. к глубокому кризису. Мн. деятели т-ра эмигрируют из Б. (И. Кальман, Б. Барток, Ф. Моль-нар - на запад, Б. Балаж, Б. Иллеш, и др. - в СССР).

Освобождение Венгрии от фашистского ига в 1945 открыло новую главу в истории т-ров Б. Первый спектакль - "Банк-бан" И. Катоны- состоялся в Нац. т-ре в февр. 1945, когда в городе еще шли бои. В 1949 в Б. была проведена национализация т-ров (до этого государственными были только Над. т-р и Венгерский оперный т-р). Переход т-ров в ведение народ-но-демократич. гос-ва помог укрепить труппы, поднять идейно-художественный уровень постановок. Были созданы новые кол-лективы("Т-р шахтеров", Венг. гос. т-р кукол,Т-р им. А. Йожефа и др.). В 1951 было заново отстроено разрушенное во время осады Б. здание "Вигсинхаза", в к-ром работает Венгерский театр Народной армии (с 1960 вновь переименован в "Виг-синхаз"). Всего в Б. в даст. время работают 20 т-ров. Наиболее значит, из них: Венгерский государственный оперный театр ("Операхаз", на двух сценах); Национальный т-р (на двух сценах); "Вигсинхаз"; Т-р им. А. Йожефа; Венгерский театр им. И. Мадача (на двух сценах); Венгерский театр им. И окай (на двух сценах); Венгерский театр оперетты (на двух сценах) и др.

Репертуар т-ров Б. составляют произв. нац. классич. и совр. драматургии, отражающие жизнь народно-демократич. Венгрии (пьесы Л. Мештерхази, И. Дарваша, К. Фехера и др.), пьесы рус. и сов. авторов (А. Чехова, М. Горького, А. Арбузова, В. Розова и др.), прогрессивных драматургов др. стран (А. Миллера, Ф. Дюрренматта и др.).

Из произв. мировой классики чаще всего идут пьесы Шекспира. В "Операхазе" Б. большое место занимают произв. Ф. Эр-келя, Б. Бартока, П. Чайковского, Д. Верди, Р. Вагнера. Т-р оперетты славится новым оригинальным прочтением кальма-новских и оффенбаховских оперетт, а также пост. совр. венг. оперетт (Е. Хуска, Л. Кемень-"Где-то на юге", 1956;

Ф. Фар каш а-"Школа вдовцов", 1958). А. Гер.

БУДАПЕШТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - см. Венгерский национальный театр в Будапеште.

БУДАПЕШТСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ - см. Вен-еерский театр оперетты в Будапеште.

БУДАПЕШТСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ - см. Вен-еерский Государственный оперный театр в Будапеште.

БУДЕВСКАЯ (Б у д е в с к а), Адриана (13.XII. 1878, Добрич,- 9.XII. 1955, София)- болгарская актриса. Нар. арт. Болгарской Республики (1953). Одна из основ оположниц реалистич. актерского иск-ва в Болгарии. Окончила в Москве в 1899 Театр. уч-ще Малого т-ра по классу А. П. Ленского и в том же году с товарищами, учившимися вместе с ней в России ('К. Сарафов, Х. Ганчев, Г. Киров), вернулась на родину. Б. дебютировала в Софии в 1899 в т-ре "Слеза и смех" (с 1904 - Нар. т-р) в роли Василисы Мелентьевой (о. п. Островского), следующей е„ ролью была Юлия в "Доходном месте" Островского. Уже тогда игра Б. отличалась свежестью решений, глубиной проникновения в авторский замысел, умением вскрыть подтекст роли, пластичностью и изяществом внешнего рисунка. Вместе с лучшими актерами Нар. т-ра Б. повела борьбу за утверждение нац. драматургии. В этом репертуаре она уже в первое пятилетие своей работы создала замечательные образы, раскрывающие тему пробуждения болг. женщины, е„ борьбы за свободу и духовный расцвет личности, против всего т„много, порабощающего человека (Мария в историч. драме В.Друмева "Иванку- убийца Асеня I", Николица в "Свадьбе в Болярово" и Вела в пьесе "Вампир" А. Страшимирова). Свободолюбивый дух болгарской женщины-патриотки, е„ мужество, преданность делу народа и неукротимая ненависть к поработителям нашли яркое воплощение в исполнении Б. роли учительницы Невенки в пьесе Миларова "Апостол". В 1904 Б. вместе с группой ведущих актеров, недовольных каз„нными порядками Нар. т-ра, предприняла попытку организовать на товарищеских началах свой "Свободный т-р" (Варна). Творческие устремления т-ра сказались уже в выборе репертуара ("На дне", "Мещане", "Власть тьмы", "Без вины виноватые"; "Идиот" по Достоевскому, "Женщина с моря" Ибсена, "Одинокие" и "Ткачи" Гауптмана). В 1906 т-р закрылся, а его актеры вернулись в Нар. т-р, где Б. проработала до 1926. В этот период творческой зрелости Б. были созданы е„ лучшие роли в нац., рус. и зарубежной классич. драматургии. В роли Свекрови (о. п. Страшимирова) Б. поражала глубиной знания быта и психологии крестьянской женщины. В роли Цены ("Змеиная свадьба" Тодорова) Б. несла страстное, разрывающее все цепи стремление вырваться из домашних пут. Этапным в творческом и идейном развитии Б. явилось создание ею образа борца против турецкого ига, учительницы Рады в инсценировке романа И. Вазова "Под игом". Этот образ в исполнении Б. приобретал революционное звучание, вырастал до символа протеста против всякого гн„та и насилия. Вскоре спектакль был запрещ„н. Из др. ролей Б. в нац. репертуаре значительны: Рада ("Строители" Тодорова), Елена ("Боян-волшебник" Христова), царица Теодора ("Над пропастью" Вазова), Милка ("У подножия Витоши" Яворова), Галатея ("Когда боги смеются" Михайловского), Раевская ("Загубленная жизнь" Каримы). Образы Б. в рус. репертуаре: Татьяна ("Мещане"), Нина Заречная ("Чайка"), Акулина ("Власть тьмы"). В зарубежной драматургии: Эмилия Галотти (о.п.Лессинга), Юдифь (о.п.Хеббеля), королева Елизавета ("Мария Стюарт" Шиллера), целая галерея ибсеновских героинь - г-жа Боркман ("Джон Габриель Боркман"), Нора (о. п.), Ирена ("Женщина с моря") и др. В шекспировском репертуаре лучшими е„ созданиями были Дездемона, Офелия, леди Макбет. В пьесах Гауптмана, Зудермана, Стриндберга (к-рые широко шли на болг. сцене в первые два десятилетия 20 в.) Б. обычно играла гл. женские роли. Б. - подлинная актриса переживания. Каждая е„ роль была сильна глубиной проникновения в человеческую психологию. Трагические ноты сближали Б. с М. Н. Ермоловой, сильное же интеллектуальное начало в со-нетании с тонкой лиричностью и поэтичностью - с В. Ф. Комиссаржевскои. В годы наступления реакции после подавления сентябрьского восстания 1923 Б. была уволена из т-ра. Политич. преследования вынудили е„ покинуть страну и с 1926 переселиться в Аргентину, где Б. была лишена возможности творчества. В 1948 по приглашению правительства нар.-демок-ратич. Болгарии Б. возвратилась на родину и была горячо встречена общественностью страны. Имя Б. в 1953 было присвоено т-ру, в г. Бургасе.

Лит.: А. Будевска. Юбилеен сборникът. 1899-1924, София, 1925; Адриана Будевска. Книгата юбилеен сборник по случай 25 годишника напървата актриса от народния театър Адриана Будевска, [София], 1934;А. Будевска [Сб.], София. 1958; "Театър", София, 1953, ј 12 (Юбилейный номер, посвященный творчеству Будевской); "Театър", София, 1955, "ј 12 (номер посв. памяти Будевской); Гоневски X., Адриана Будевска в Аргентина, "Театър", София, 1956, .ј 1;

Гочев Г., Адриана Будевска, в кн.: Столетие Болгарского театра, София, 1956; Илиев А., Сборник за Адриана Будевска, "Театър". София, 1958, "Ne 12. В. M., Аг. M.

БУДИЛЬ (Budil), Венделин (19.X. 1847-26.III. 1928)- чехословацкий актер, режиссер, театральный деятель и писатель. С 1864 принимал участие в спектаклях пражских любительских кружков. В 1866 вступил в труппу П. Шванды в Пльзене на роли первых любовников. В 1867 был приглаш„н во "Временный т-р" в Праге. В 1869-87 с труппой Пиштека играл в Пльзене, Праге, Брно. В 1887-1900 руководил собств. труппой. В 1902 Б.- директор, режиссер и актер "Нового гор. т-ра" в Пльзене. Роли: Макбет, Ричард Т II, король Лир; Доренкрон ("Слуга своего господина" Ержабека), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана) и др. Большой заслугой Б. явилась забота об идейно полноценном репертуаре и воспитании художеств. вкуса зрителей. Б. осуществлял пост. произв. Тыла, Ира-сека, Шекспира, Толстого, Горького. В 1912 оставил т-р, полностью посвятив себя лит. деятельности. Б. был превосходным педагогом, воспитал целое поколение актеров-реалистов. Л. Сол.

БУДСКИЙ (Budsky), Йосеф (р. 11.VI.1911)- чехословацкий актер и режиссер. Засл. деят. иск-в Чехословацкой Социалистической Республики. По национальности чех. Род. в Праге. В 1927 начал сценич. деятельность в качестве статиста, в 1928 был певцом в т-ре Пиштека (на Виноградах) в Праге. С 1930 работал в ряде передвижных т-ров. В 1935 приглаш„н в чешскую труппу Нац. т-ра в Братиславе, где приобр„л популярность исполнением роли доктора Галена ("Белая болезнь" Чапека). С 1938 играет в словацкой труппе этого т-ра. Роли: Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Гамлет. С 1945 занимается режиссурой; пост. спектакли: "Иван Грозный" ("Смерть Иоанна Грозного") А. К. Толстого (1946), "Враги" (1950), "Любовь Яровая" (1950); "Семья" Попова (1951, Гос. пр.), "Кровавый суд" Тыла (1956, Гос. пр. 1957), "Ромео и Джульетта" (1957), "Оптимистическая трагедия" (1957);

"Белая болезнь" Чапека (1958), "Посмотри в глаза" Данека (1959), "Иркутская история" Арбузова (1960) и др. Для режиссерского иск-ва Б. характерны заостр„нность идейного решения спектакля, лаконичность композиции, яркость изобразительных средств. Выступает также как драматург (пьеса "Песня нашей весны"). Л. Сол.

БУЗЕСКУ (Buzescu), Аура (р. 26. Vili. 1894) - румынская актриса. Нар. арт. РНР (1956). Сценич. деятельность начала 17 лет. В 1910-15 училась в драм. классе Бухарестской консерватории (у Л. Стурдзы-Буландры). Среди первых ролей Б.- Катерина Ивановна ("Братья Карамазовы" по Достоевскому). С 1923 работает в Нац. т-ре им. Кара-джале в Бухаресте. Роли: Джульетта; Елизавета ("Мария Стюарт"), Мирра (о. п. Альфьери), Электра ("Траур к лицу Электре" О'Нила) и др. После 1944 Б. успешно выступает в чеховском репертуаре - Соня ("Дядя Ваня"), Ольга ("Три сестры", Гос. пр. в 1949). В сдержанных, скупых тонах играла одну из своих лучших ролей - Марию Бузню ("Ч„рные годы" Баранги и Морару). В числе ролей: Анка ("Беда" Караджале), Сюзанна Маня-Войнешть ("Генеалогическое дерево" Деметри-ус), Малютина ("Персональное дело" Штейна), госпожа Бон ("Люди с Дангора" Андерсена-Некс„, Гос. пр. в 1955). Для творчества Б. характерно стремление к глубокому раскрытию внутр. мира героинь, серьёзная, вдумчивая работа над ролью. А. Гер.

БУЗОНИ (Busoni), Фер-руччо Бенвенуто (1. IV. 1866, Эмполи, близ Флоренции,- 27. VII. 1924, Берлин)- итальянский композитор, пианист, дириж„р и педагог. Родился в семье музыкантов (отец - кларнетист, мать - пианистка). С 9 лет выступал с концертами как пианист, завоевав всемирную славу. В 15 лет был избран членом Болонской филармонич. академии. Композиторскую деятельность начал в 1874. Совершенствовался как композитор у В. Майера в Граце (1876). В 1890 получил первую премию по композиции на конкурсе им. А. Рубинштейна в Петербурге. В конце 90-х гг. поселился в Берлине, гастролировал во мн. странах Европы и Америки (в России - в 1912-13). В творчестве Б. важное место занимают сценич. произв. Впервые Б.-выступил как театр. композитор в 1906, написав музыку к пьесе К. Гоцци "Турандот" для пост. М. Рейнхардта. Впоследствии эта музыка была переработана Б. в оперу того же названия, написанную на собств. либретто (1921, Берлин). Б. принадлежат также фантастич. опера "Выбор невесты" на сюжет одноим. новеллы Э. Т. А. Гофмана (1912, Гамбург), одноактная опера "Арлекин, или Окно" (1917, Цюрих) и опера "Театральное каприччио", написанная в стиле итал. марионеточного т-ра (сатира на войну). Наиб. значительное по замыслу сценич. произв. Б.незаконченная опера "Доктор Фауст" на сюжет средневековой легенды, заверш„нная после смерти Б. композитором Ф. Ярна-хом (1925, Дрезден). В ранний период в сценич. произведениях Б. отч„тливо сказывается влияние романтиков, в более поздних - классич. традиции сочетаются с конструктивистскими и экспрессионистич. тенденциями. Оперы Б. не удержались в репертуаре, т. к. им недоставало сценич. заверш„нности драматургич. развития; вместе с тем в них содержится мн. ярких эпизодов, колоритных по оркестровке. Известностью пользуются фп. соч. Б., его обработки и редакции произв. др. композиторов (Баха, Листа) и др. Б. вел педагогич. работу в Хельсинки (1889), Москве (профессор консерватории - 1890-91), Бостоне (1891-94), Вене (1895), Болонье (1913), Цюрихе (1915-20), Берлине (1920-24). Написал ряд теоретич. и публи-цистич. работ по вопросам музыки.

Лит. соч.: Эскиз новой эстетики музыкального искусства, пер. с нем., СПБ, 1912; Von der Einheit der Musik, В., 1923; Scritti e pensieri sulla musica, 2 ed., Roma, 1954.

Лит.: Dent E. J., Ferruccio Busoni, L., 1933; Gr u e r-r i n i Gr., F r a g a p a n e P., "Il Dottor Faust" di Ferruccio Busoni. Guida musicale, Firenze, 1942; Griazotto R., Busoni, la vita nell'opera, Mil., 1947. Jf. M.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница