Наши партнеры

Выгодно аренда авто в москве без водителя посуточно в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 63)


БРУКНЕР (Bruckner) [наст. имя и фам.- Теодор Таггер (Tagger)], Фердинанд (26.VIII. 1891- 5. X II. 1958) - австрийский драматург. Окончил венский ун-т. С 1922 жил в Берлине, где написал драмы "Болезнь молод„жи" (1926, "Лобетеатр", Бреслау) и "Преступники" (1928, Немецкий т-р, Берлин), в к-рых стремился отразить настроения "погибшего поколения", опустошенного и деморализованного 1-й мировой войной. Б.автор историч. драм "Елизавета Английская" (1930, Немецкий т-р) и комедии "Наполеон I" (1937, Народный т-р, Прага), в к-рых разоблачал ореол величия, окружающий героев этих пьес. Написал антифашистские пьесы "Расы" (1934), "Освобожд„нные" (1945, "Шаушпильхауз", Цюрих), "Пути" (1948, "Бургтеатр", Вена). В историч. драме "Симон Боливар" (1945, Гос. т-р, Дрезден) изображаются события войны за независимость исп. колоний в Америке в нач. 19 в. В трагедии "Смерть куклы" (1956) Б. критикует нравы совр. буржуазии. Произв. Б. отличаются сценичностью, мастерским построением диалога. В последние годы жизни был критиком и драматургом "Шиллер-театра" (Берлин).

Соч.: Dramatische Werke, Bd 1-2, В., 1948; Schauspiele nach historischen Stoffen, Bd 1-2, В.- Koln, 1956.

Лит.: Балашов П., Три пьесы о фашизме, "Знамя", Л.. 1935, JNT" 5. А. Н.

БРУН, Клара Исааковна [19.XI (1.XII). 1876- 25. X.I 959]-украинская советская артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). Засл. деят. иск-в УССР (1938). В 1899 окончила консерваторию в Вене. В этом же году начала сценич. деятельность в оперном т-ре Николаева. В 1899-1926 пела ведущие партии вомн. оперных т-рах России и за границей: Ярославна ("Князь Игорь"), Наташа ("Русалка"), Антонида, Марфа ("Иван Сусанин", "Царская невеста"), Аида; Брун-гильда ("Валькирия") и др. С 1926 занималась педаго-гич. деятельностью (в 1939-52-профессор Киевской консерватории). Выступала в концертах. Л. Ар.

ВРУН (Brun), Ханс Сальвесен (6.Х. 1834-22.IX. 1901)- норвежский артист оперы (тенор). Пению обучался в Копенгагене и в Париже. Впервые выступил на оперной сцене в 1855 в Бергене. В 1861-1900 пел на сцене т-ра Христианин (Осло). Партии: Тангейзер (о. п. Вагнера) (первый исполнитель в Норвегии этой партии), Октавио("Дон Жуан"), Валентин; Макс ("Вольный стрелок" Вебера), Лионель ("Марта" Флотова) и др. Занимался педагогич. деятельностью. Выступал также в драме и оперетте. В. Ц.

БРУН (Bruhn, Врик (р. 3. X.I 928)-датский артист балета. По окончании школы датского Королевского балета был принят солистом в копенгагенскую Королевскую оперу (1947). Будучи еще учеником, в 1946 дебютировал на сцене этого т-ра в партии Адониса ("Торвальдсен" Хай-Кнудсена). В 1947-49 - солист англ. труппы "Метрополитен балле", в 1950-51 и в 1955 - солист амер. труппы "Балле тиэтр", в сезон 1959-60 вновь в этой труппе. Выступая в т-рах др. стран, Б. не порвал с датским балетом и периодически выступал в Королевском балете. Б.- один из крупнейших совр. танцовщиков. Исполнение его отличается блестящей техникой, выразительностью, отточенностью форм. Среди лучших партий: Джеме ("Сильфида" Л„-венскьольда), Ромео в двух балетах "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского и Прокофьева, Зигфрид ("Лебединое озеро"), ведущая партия ("Этюды" на муз. Черни) идр. Ham. Р.

БРУН (Brun), Юхан Нурдаль (21.III. 1745-26.VII. 1816)- норвежский поэт и драматург. Был священником. Написал трагедию "Зарина" (1772, Королевский т-р в Копенгагене), явившуюся подражанием классицистской трагедии. Трагедия Б. "Эйнер' Табешельвер" (1772), отражавшая стремление к независимости и патриотич. чувства норвежского народа в борьбе против датского владычества, была первым норвежским историческим драматич. произведением (не была допущена к пост. в Копенгагене; впервые пост. в 1793 в Бергене). Ст. Р.

БРУН (Brun), Юханнес Финне (10. III. 1832- 7.III. 1890)- норвежский актер. Один из основателей Норвежского т-ра (ныне - Национальная сцена) в Бергене (1850). Ученик и соратник Г. Ибсена в борьбе за нац. сценич. иск-во. Творчество Б. разделяется на 2 периода: т. н. бергенский (1850-57), когда он выступал гл. обр. в героико-романтич. ролях, и период работы в Христианийском т-ре (1857-90), где Б. прославился как мастер-реалист, создатель сатирич. образов, отмеченных конкретностью социальной и бытовой характеристики. В это время Б. играл в комедиях Л. Хольберга - Пер-пономарь, Герман ("Эраз-мус Монтанус", "Оловянщик-поллтик"), драмах Ибсена - епископ Николае, Б ерник ("Борьба за престол" и "Столпы общества"), Бь„рнсона - Тьельде ("Банкротство"). В 1902 Б. был сооруж„н памятник перед зданием Нац. т-ра в Осло.

Лит.: Lorentzen В., Det forste norske teater, [ Bergen], 1949; Blanc Th. H.. Christiania theaters historie, Christiania, 1899. ?. M.

БРУНЙ, Татьяна Георгиевна [p. 24.X(6.XI). 1962]-' русская советская театральная художница. Окончила Академию художеств в Ленинграде (1926). Как проф. театр. художник работает с 1924. Б. оформляет спектакли в Ленингр. т-рах - гл. обр. в Малом оперном т-ре: "Тщетная предосторожность" Гертеля (1937), "Мнимый жених" (1946) и "Юность" (1949, Ст. пр. 1950) Чудаки, "Доктор Айболит" Морозова (1948), "Коппе-лия" (1949); "Барышня-крестьянка" Асафьева (1951), "Гаврош" Битова и Корнблита (1958) и др. Ей принадлежат также декорации к ряду спектаклей Т-ра оперы и балета им. Кирова, Т-ра драмы им. Пушкина, Кукольного т-ра Евг. Деммени (Ленинград), Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев) и др.

Лит.: Выставка работ Т. Г. Бруни, "Театр", 1956, 3. м. Я.

БРУНО (Bruno), Джордано (1548, г. Нола,- 17.11. 1600, Рим)итальянский философ, поэт и драматург. Род. в бедной семье. С 1563 был монахом в доминиканском монастыре в Неаполе, но вскоре увл„кся изучением философии и астрономии. В 1575 бежал в Рим, с 1576, спасаясь от инквизиции, был вынужден странствовать. Выступал с лекциями в разл. городах Франции, Англии и Германии. В 1591 Б. вернулся в Италию и был выдан инквизиции. Б. отказался отречься от своих убеждений и был сожж„н как еретик..

Написанная Б. (по-видимому, в 1582 в Париже) комедия "Подсвечник" - одно из лучших произв. драматургии итал. Возрождения. В ней ярко отразилось передовое мировоззрение Б., сатирически изобразившего жизнь совр. ему Италии, быт и правы Неаполя. Б. решительно порывает с канонами "уч„ной комедии" и созда„т своеобразную свободную драм. форму, во многом связанную с традициями нар. фарса. В "Подсвечнике" обличаются жажда наживы, средневековые суеверия и тупой, лицемерный аморализм феодально-католич. реакции. Пьеса проникнута едким сарказмом. В Италии "Подсвечник" долгое время не издавался и не ставился как произведение "еретика" и врага церкви. Пьеса, однако, оказала значит, влияние на драматургию др. стран Европы, в частности Франции, где образы и отдельные сюжетные положения коме дии Б. претворили в сво„м творчестве Сирано де Бер-жерак ("Обманутый педант") и Мольер ("Мнимый больной", "Любовная досада", "Брак поневоле" и др.).

В 1912 "Подсвечник" был пост. на сцене римского т-ра "Арджентина" режиссером и критиком К. Под-рекка.

С о ч.: Il Candelaio, a cura di V. Spampanato, Bari, 1909, 1923; в рус. пер.- Неаполитанская улица (Подсвечник), М.-Л., 1940.

Лит.: Silvestrini V., Bibliografia delle opere di Grio Bruno, Pisa, 1926; O l s c h k i L., Gia Bruno, trad. da G. Zamboni, Bari, 1927; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. l, M., 1956, с. 182-184. Р. X.

БРУСИЛОВСКИЙ, Евгений Григорьевич [р. 30.Х (12.XI). 1905] - советский композитор и педагог. Нар. арт. Каз. ССР (1936). Автор первых казах, муз. драм, опер, симф.,камерно-инструмент. и др. произв. Музыке обучался в Моск. консерватории (1922-24) и в Ленингр. консерватории (1926-31), к-рую окончил по классу композиции проф. М. О. Штейн-берга. С 1933 работал в Алма-Ате (вначале как научный сотрудник научно-исследовательского кабинета музыки), в 1934-38- муз. руководитель Казах, муз. т-ра. Одновременно активно выступал как композитор. Написал ли-рич. оперу "Кыз-Жибею(1934) на сюжет одноим„нной нар. казах, поэмы, историч. оперу

"Жалбыр" (1935) о борьбе казахского народа против царизма и феодалов, эпич. оперу "Ер-Таргын" (1936) и комическую -"Айман и Шолпан" (пост. в Т-ре оперы и балета им. Абая, Алма-Ата). В своих операх, напевных п простых по муз. языку, Б. широко использует нар. мелодии. В 1939-40 работал в Ташкенте, где написал музыку к первому узб. балету "Гуляндом" (1940, Т-р оперы и балета им. Навои). В последующие годы Б. продолжал работу по созданию репертуара казах. оперного т-ра: оперы "Золотое зерно" (1940) на сюжет из жизни колхозного крестьянства, "Гвардия, вперед!" (1942) о патриотизме советских людей, "Амангельды" (совм. с М. Тулебаевым, 1945) о нар. герое Казахстана. Значит, достижение Б.- опера "Дударай" (1953, Алма-Ата) на сюжет казах, нар. песни о любви рус. девушки и юноши-казаха. Основная тема оперы - совместная борьба русских и казахов за освобождение от царского и феодального гн„та. Б.- автор музыки к спектаклю "Аристократы" Погодина (1937, Курский драм. т-р) и др. С 1944 Б.- преподаватель и зав. кафедрой композиции, с 1955 - профессор Алма-Атинской консерватории. В числе учеников Б. мн. композиторы Казахстана, в т. ч. Л. В. Афанасьев, Б. Б. Байкадамов, К. X. Кужамья-ров, К. А. Мусин и др. Ст. пр. за кантату "Советский Казахстан" (1948).

Лит.: Ерзакович Б., Е. Г. Брусиловский, Алма-Ата, 1950; Кельберг А. В., Евгений Григорьевич Брусиловский. Очерк, в кн.: Композиторы Советского Казахстана, Алма-Ата, 1950. JJ f

БРУШТЕЙН, Александра Яковлевна (р. 24.VIII. 1884) - русский советский драматург. Член КПСС с 1942. Одна из зачинательниц и основных драматургов советского т-ра для детей. Автор св. 60 пьес. Род. в Вильно в семье врача. Окончила историко-филологич. ф-т Высших женских курсов в Петербурге. Первая пьеса Б.- "Май", была пост. в 1922 в Т-ре новой драмы в Петрограде. С 1925 Б. была осн. драматургом Ленингр. ТЮЗа, с 1936 - Ленингр. Нового ТЮЗа; здесь прошли премьеры е„ пьес: "Дон-Кихот" по Сервантесу (совм. с Зоном, 1926), "Так было" и "4 000 000 авторов" (совм. с Зоном, 1929, 1930), "На полюс" (1930), "Король-паук" (совм. с Абезгауз, 1944) и др. Чувство современности, яркие характеры, образный язык обусловили популярность пьес Б. Антифашистская драма Б. "Продолжение следует" была премирована на Всесоюзном конкурсе (1933; пост. 1934, Ленингр. ТЮЗ) и шла во многих т-рах СССР. Пьеса Б. "Голубое и розовое" (1936, Ленингр. Новый ТЮЗ) - о жизни дореволюционной гимназии, ставилась во всех ТЮЗах. В осн. репертуар т-ров для детей вошли также пьесы Б.: "Нас семеро" (1937) -о рождении советской школы, "Единая боевая" - о революц. событиях (1940, Гос. Центр. ТЮЗ, Москва). Б. создала пьесы по мотивам произв. Гюго ("Гаврош", 1925, Ленингр. ТЮЗ), Бичер Стоу ("Хижина дяди Тома", Ленингр. ТЮЗ, 1927, нов. ред. 1948), Диккенса ("Крошка Доррит", 1948). В период Великой Отечеств. войны написала пьесы "День живых" (1942, Центр. детский т-р, Москва), "Катюша" (1943), "Наследники" (совм. с Успенским, 1946, Моск. ТЮЗ). Б. принадлежит также романтич. пьеса "Тристан и Изольда" (1947, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола), ге-роич. драма о П. Неруде "Печаль моей земли" (совм. с Савичем; 1955, Сталинградский т-р). Пьесы Б. ставятся за рубежом (в Чехословакии, Польше, Румынии и др. странах).

Б.-автор книги воспоминаний "Страницы прошлого" (1952), в к-рой даны образные характеристики актеров Александрийской сцены, провинциального т-ра и др. Автор статей по детскому театру. Выступает также как переводчик. Написала автобиографич. трилогию "Дорога уходит в даль" (1956), "В рассветный час" (1958), "Еесна" (1961).

Соч.: Пьесы, М., 1956; Страницы прошлого, М., 1952; доп. изд., М., 1956; Советский театр для детей, М., 1946.

Лит.: "Театр", 1954, .ј 9 (ст. Б. Чиркова);"Театр и жизнь", 1959, ј 15 (ст. И. Штока). С.Др.

БРЫДЗЙНЬСКИЙ (Brydzinski), Войцех (р. 28.1. 1877)- польский актер. Сценич. деятельность начал в 1894. С 1906 работал в т-ре "Розмаитости", в 1914- 1926-в "Польском т-ре" в Варшаве, затем в др. т-рах. В годы 1-й мировой войны участвовал в работе коллектива польских актеров, выступавших в Москве. Роли:

Густав-Конрад ("Дзяды" Мицкевича), Мечислав ("Болеслав Смелый"), Поэт ("Свадьба" Выспянского). В лучших актерских работах Б. органически сочетаются искренность чувств, драматич. сила переживания, богатство интеллектуального содержания. Игра Б. отличается благородной сдержанностью, простотой. Его герои - люди большой, ищущей и мятущейся мысли. В числе наиболее значит, ролей Б.: граф Генрик ("Небожественная комедия" Красиньского, "Т-р Польски"), Гамлет ("Т-р Польски"), Мицкевич ("Легион" Выспянского, "Т-р Вельки"), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова, "Т-р Повшехны", Варшава). Б. Рос.

БРЫМБАРОВ, Христо (р. 15.IX.1907)- болгарский артист оперы (бас-баритон). Нар. арт. Республики (1947). Пению обучался в Плевене у И. Вульпе и в Софийской муз. академии; совершенствовался в Италии у Э. Пикколи и др. До 1935 выступал на сценах итал. оперных т-ров, в т. ч. в миланском "Театро начиона-ле", передвижной итал. оперной труппе и др. С 1936 работает в Софийской народной опере (с 1938- солист). Партии: Собо ("Момчил" Пипко-ва), Георгий Грозника ("Девять братьев Яны" Пипкова), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Эскамильо; Скарпиа

("Тоска"), Борис ("Борис Годунов"). Одна из лучших партий Б.- Тарас ("Семья Тараса" Кабалевского). В творчестве Б. вокальное мастерство сочетается с яркой драматич. выразительностью и стремлением к созданию идейно насыщенных образов. Б. гастролировал во мн. странах, в т. ч. в СССР. С 1937- преподаватель, с 1947- профессор Софийской муз. академии. Димитр. пр. (1950, 1952).

Лит.: ГрудевС., Христо Бръмбаров, София, 1959.".БРЭДЛИ (Bradley), Эндрю Сесил (1851-1935) - английский литературовед. Исследователь творчества Шекспира. В 1901-06 - профессор Оксфордского ун-та. Автор фундаментального труда "Шекспировская трагедия" (Shakespearan tragedy, L., 1904), посвящ„нного пьесам "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет". Написал также работу "Театр и публика Шекспира", в сб. "Оксфордские лекции о поэзии" (Oxford lectures on poetry, L., 1909). А. Л.

БРЭНД (Brand), Мона (р. 1915) - австралийская писательница, драматург. Лит. деятельность начала в 30-х гг., сначала как поэтесса, затем как журналист и драматург. Одна из основательниц "Группы писателей-реалистов Мельбурна"; борец за демократич. нац. культуру. Б. принимает активное участие в развитии театр. иск-ва Австралии. Первая пьеса "Под нашим небом", направленная против милитаристич. и расистской идеологии, пост. "Новым т-ром" Мельбурна (1948), "Новым т-ром" Перта (1949) и др. т-рами Австралии, Венгрии, ГДР. Пьеса "Чужие в стране" (1953,т-р "Юнити",Лондон) разоблачает варварские методы правления британских империалистов Малайей (пост. во мн. т-рах Австралии, ГДР, СССР - в Т-ре им. Ермоловой, 1955). Пьеса "Лучше бы им не рождаться" (1954, "Новый т-р", Сидней) посвящена проблеме детской преступности. Двухлетнее пребывание в Демократической Республике Вьетнам подсказало Б. тему пьесы "Без особых ограничений, или Не так уж тих американец", разоблачающую экспансионистскую политику США в Азии (1958, "Новый т-р", Сидней).

Соч.: В r a n d M. and Richardson L., Two plays about Malaya, L., 1934. В рус. пер. - Чужие в стране, М., 1955; Под нашим небом, М., 1956.

Лит.: "Tribune", 1952, 10 December, 1954, 17, 24 November. Л. К.

БРЭТЭШАНУ (Brafcasanu), Александру (р. 14.V. 1901) - румынский театральный художник. С 1944- художник Национального т-ра в Бухаресте. Б. оформил ряд этапных для этого т-ра спектаклей: "Ромео и Джульетта" (1948), "Три сестры" (1949; Гос. пр. РНР), "Великий день" Бануш (1950), "Ревизор" (1952), "Матей Милло" Штефэнеску (1953), "Платон Кречет" (1954), "Разрушенная цитадель", "В доме господина Драгомиреску" Ловинеску (1955), "Персональное дело" Штейна (1956), "Водэ" Штефэнеску (1959) и др. Выдержанные в реалистич. манере, точные по передаче идеи пьесы, эпохи и стиля, декорации Б. отличаются разнообразием и изобретательностью. Большое место в театр. оформлении Б. отводит сценическому освещению.

Лит.: Alterescu S. si Tornea F., Teatrul National "I. L. Caragiale", Buc., 1955; "Teatrul in Romina dupa 23 August 1944", Buc., 1959. Я. Р.

БРЮАН (Bruant), Аристид (6.V. 1851-10.11.' 1925) - французский эстрадный певец. Автор и исполнитель жанровых песенок, монологов, куплетов на темы из жизни парижской уличной бедноты. Дебютировал в 1880. С 1884 пел в парижском кабаре Ша-нуар, в кабаре Мирлитон, быстро завоевав славу одного из выдающихся шансонье. Эстрадные произведения Б. выпускались отдельными сборниками.

Соч.: Dans la rue..., I. II, III, P., 1889-1909, [v.] i, 2 ed., 1895; "Chansons et monologues". P., 1896-1897; Sur la route:

Chansons et monologues, [s. l., 1897].

Лит.: Millanvoye В., Anthologie des poetes de Mon-martre. P., fl909]; Metenier 0., Le chansonnier populaire, A. Bruant, P., 1895. A. Шн.

БРЮЛЛОВ, Александр Павлович [29.XI(10.XII). 1798-9(21).1.1877] - русский архитектор и художник-акварелист. Брат художника К. П. Брюллова. Учился в Петерб. академии художеств (1810-21); с 1831 - профессор Академии. В своих работах Б. продолжал традиции рус. классицизма 19 в. В 1831- 1833 построила Петербурге Михайловский т-р (в 1859 здание было перестроено арх. А. К. Кавосом, нынеЛенинградский Малый оперный т-р). АН. Ш.

БРЮЛОВ (Brulow), Каспар (18.XI. 1585-16. VII. 1627)- немецкий драматург. Получил гуманитарное образование в Страсбурге (1607-12). В 1611 начал лит. деятельность. С 1615 был профессором изящной словесности в Страсбургской академии. В 1616 получил звание лауреата поэзии. Б.видный драматург гу-манистич. направления. Автор драм: "Андромеда" (1612), "Навуходоносор" (1615), "Юлий Цезарь" (1616), "Моисей" (1621) и др. Заимствуя сюжеты и образы для своих пьес из античной истории и мифов, Б. испЬльзовал их для проповеди идей гуманизма. Его драмы действенны, сценичны, их главная тема - бунт человека против бога. Драмы Б. ставились (на лат. и нем. яз.) учениками Страсбургской академии. Своим творчеством Б. вн„с значит, вклад в развитие нем. школьного т-ра.

Лит.: Das deutsche Drama, hrsg. von R. F. Arnold, Munch., 1925. Г. Гу р.

БРЮМАНЬ (Brumagne), Фернан (11.XI.1887 - 1.1 II. 1939)- бельгийский композитор и хормейстер. Музыке обучался в Брюссельской консерватории у Л. Дюбуа и в парижской "Схола канторум" у В. днди. Работал хормейстером королевского т-ра "Де ла Монне" в Брюсселе в течение 26 лет. Из сценич. произв. Б. наиболее известна лирич. опера "Венецианский купец", пост. в т-ре "Де ла Монне" (1925). Б. принадлежит также муз. драма "Инвазион", комич. опера "Чудо св. Антония", балет "Юдифь из Вифлеема", ряд вок. и др. произв. Рим. пр. Б. П., И. Ш.

БРЮНЕТЬЕР (Brunetiere), Фердинанд (19.VII. 1849-9.XII.1906)французский историк литературы и критик. С 1875 был сотрудником, с 1895редактором лит. журнала "Ревю де д„ монд", в 80-х гг.- профессор Высшей нормальной школы в Париже. В первый период своей деятельности (до конца 80-х гг.) Б. развивал осн. положения позитивизма, пытался перенести в историю лит-ры метод естеств. наук. В 90-х гг. позитивизм в методологии Б. сменился откровенным идеализмом. По своим эстетич. позициям Б. был приверженцем классицизма. Написал книгу "Эпохи французского театра" (1892), излагающую историю франц. т-ра 17-19 вв. в десяти очерках, каждый из к-рых посвящ„н одной крупной пьесе. Занимаясь драматургией, Б. не ка-сался*актерского иск-ва и др. вопросов т-ра.

Соч.: Les epoques du theatre francais, 5 ed., P., 1901;

Manuel de l'histoire de la litterature francaise, P., 1898;

Histoire de la litterature francaise classique, v. 1-4. P., 1904-17. С. Мок.

БРЮНб (Bruneau), Альфред (3.III.1857-15.VI. 1934)- французский композитор, критик и музыкальный писатель. Член Института Франции и Академии изящных искусств. Б. принадлежат 14 опер, из них 5 на сюжеты Золя, в т. ч. "Осада мельницы" (1893, т-р "Опера комик", Париж), "Ошибка аббата Муре" (1907, т-р Монте-Карло), "Четыре дня" (1916, "Опера комик", Париж) и 3 на либретто Золя - "Мессидор" (1897, т-p "Гранд-Опера", Париж), "Ураган" (1901, "Опера комик", Париж), "Дитя-король" (1905, там же). Б. написал также балеты "Вакханки" (1912, "Гранд-Опера", Париж), "Урок любви" (1913, "Театр искусств", Париж), симф., вок. и др. соч. Б. стремился приблизить оперу и балет к жизненной правде, демократизировать е„. Однако, ограничив себя изображением повседневного быта, он не создал значит, произв. В нек-рых операх Б. (особенно в "Урагане") проявляются символистич. тенденции.

Лит. со ч.: M-usiques d'hier t de demain, P., 1900; La musique francaise, P.. 1900; Musique en IUissie et musiciens francais, P., 1903, La vie et les oeuvres de G. Fame, P., 1925-Massenet, P., 1935.

Лит.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. перевод, работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938. ц щ

БРЮСКАМБЙЛЬ (Bruscambille) [наст. фам.-Д е л о р ь е, или Д ю Л о р ь е (Deslauries, Du Laurier)]-французский актер. С 1598 выступал на ярмарочных подмостках. С 1606 вош„л в труппу парижского т-ра "Бургундский отель". Автор остроумных комич. прологов. Выступая перед публикой в образе фарсового простака, пересыпавшего монологи уч„ными и церковными текстами, Б. вносил в свои выступления яркие сатирич. краски. Был одним из самых популярных комиков франц. т-ра того времени, утверждал на придворной сцене демократич. фарсовую линию.

С о ч.: Prologues tant serieux que facecieux, P., [16101; Les Fantaisies, P., 1615; Les Nouvelles et plaisantes imaginations..., P., 1613; Les peripatetiques resolutions et remontrances sentencieuses du docteur Bruscambille aux Perturbateurs de l'Estat, P., 1619; Predictions grotesques et recreatives du docteur Bruscambille..., P., 1619.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Riga] E., Bruscambille fabuliste, "Revue des langues romanes", 1886; V i a n е у J., Bruscambille et les poetes bernesques, P., "Revue d'histoire litteraire de la France", 1901. Г р. Б.

БРЮСОВ, Валерий Яковлевич [1(13).XII. 1873, Mo-сква,-9. X. 1924, там же]- русский советский поэт. Род. в Москве в купеческой семье. В 1899 окончил ис-торико-филологич. ф-т Моск. ун-та. Выступил как поэт в нач. 1890-х гг., проповедуя в своих произведениях индивидуализм, уход в мир фантазии и экзотики, принцип "искусства для искусства". В 1905-07 в творчестве Б. появляются социальные мотивы, протест против бурж. самоуспокоенности. Понимая обреч„нность бурж. мира, Б. приветствует революцию, воспевая е„ разрушительную и обновляющую силу. Поэт осозна„т отчужд„нность совр. ему иск-ва от народа, его замкнутость в круге меньшинства ("Весы", 1905, ј.ј 9-10). Он считает, что т-р отстал от своего века, и отказывается признать его в таком виде истинным иск-вом ("Весы", 1905, ј 12). Как и другие символисты, Б. ищет возможности расширить идейные масштабы совр. ему т-ра пут„м утверждения принципа условности, по его мнению, позволяющего т-ру выявлять "роковые" противоречия жизни, е„ "извечные" закономерности, скрытые за видимостью быта. Символич. образ, иносказание, аллегория становятся для Б. основой художеств. выразительности в драме и сценич. творчестве.

Реализм и условность - постоянная тема выступлений Б. по вопросам т-ра. Эта тема развивалась им в публичной лекции "Театр будущего", прочитанной в 1907 в различных аудиториях Москвы, в многочисл. театр. заметках (в т. ч. в ранней статье "Ненужная правда", критикующей метод Моск. художеств. т-ра;

"Мир искусства", 1902, ј 4) и наиболее полно - в статье "Реализм и условность на сцене" (сб. "Театр. Книга о новом театре", СПБ, 1908).

Первые драматургич. опыты Б. относятся к 1893 ("Дачные страсти", "Проза", "Каракалла"). В символистской драме "Земля" (1904) Б. в образах фан-тастич. будущего рисует вырождение человечества и его гибель от прогресса созданной человеком, но уже не подвластной ему техники (1922, Большой Драм. т-р, 1923, Гос. Экспериментальный т-р). Идея непреодолимого внутреннего одиночества лежит в основе одноактной "психодрамы" Б. "Путник" (1910), ставившейся в Петербурге и в провинции. Бессилие жизни перед смертью составляет тему трагедии Б. "Протиси-лай Умерший" (1911-12), претворяющей в символистском духе мотивы античной драмы. После Октябрьской революции Б. пишет драм. сцены "Пифагорейцы", драму "Диктатор" (не опубл.) и фантастич. драму, действие к-рой происходит на комете (также не опубл.).

Идейное развитие Б. шло в направлении вс„ более глубокого и полного приятия революции. В 1920 Б. вступил в партию. С 1921 Б.- профессор Моск. ун-та, а также ректор и профессор созданного в том же году по его инициативе Высшего лит.-худож. ин-та. Б. активно участвовал в строительстве сов. культуры, популяризировал крупнейшие завоевания культуры прошлого. В„л разностороннюю литературную, научную, переводческую, лит.-издательскую и редакторскую деятельность. Среди драм. переводов Б.: "Пеллеас и Мелисанда" Метерлинка, "Франческа да Римини" Д'Аннунцио (совм. с Вяч. Ивановым), "Герцогиня Падуанская" Уайльда, "Амфитрион" Мольера, "Елена Спартанская" Верхарна, "Федра" Расина, "Лилюли" Р. Роллана, а также'"Фауст" Г„те.

С о ч.: Полное собр. сюч., т. 1-4, 7, 8, 15, 21, СПБ, 1913- 1914; Избр. произведения, т. 1-3, M.-Л., 1927.

Лит.: История советской литературы, т. 1, М., 1958;

Ашукин Н., Валерий Брюсов и театр (Библиографиче екая справка к 50-летию со дня рождения), сХудожник и зритель", 1924, .ј 1;Городецкий С., Театр Брюсова, "Искусство трудящимся", 1925, .ј45. Т. Р.

БРЮССЕЛЬ (франц. Bruxelles, флам. Brussel) - столица Бельгии (1088 тыс. жит. на 1956). Истоки т-ра Б. восходят к религиозным церемониям средневековья, к-рые происходили в церкви в дни религиозных празднеств. С 1439 ставились знаменитые в фламандской литературе "мистерии Марии". В 1448 - 1559 ежегодные "игры" изображали одну из "семи радостей Мадонны". Возникшие в нач. 15 в. "камеры риторов" оживили театр. жизнь Б. Выступавшие в Б. бродячие комедианты играли на франц. языке. В 16-17 вв. устраивались празднества, в к-рых гл. место занимали опера и комедия, исполняемые приглаш„нными ко двору франц., англ. и исп. актРрами и пажами. Первый театр. зал Б. был nocipoeu на горе св. Елизаветы в 17 в. Выступали там гл. обр. бродячие комедианты.

В королевских т-рах "Де ла Монне" (осн. в 1700) и "Дю Парк" (осн. в 1782), существующих до сих пор, первоначально выступали иностранные труппы. В т-ре "Де ла Монне" с 1855 ставятся только оперно-балетные спектакли. В т-ре "Дю Парк* с 1869 ставились драматич. спектакли. В 19 в. тут гастролировали иностранные труппы, возглавляемые Сарой Бериар, Кокленом, Режан, Дузе, т-р Люнье-Поэ и т-р Антуана.

До 1830 в Б. не было нац. проф. т-ра. После образования независимого Бельгийского гос-ва (1830) в Б. открылись: "Т-р Новинок" (1844), "Водевиль" (1845), "Де Галери" (1846), "Т-р Мольер" (1867, позднее наз. "Б.онбоньер дела Порт Намюр"). В 1887 был построен "Коммунальный т-р" (с 1895 наз. "Королевский Фламандский т-р"); имел постоянную труппу, ставил Ибсена, Шоу, Пиранделло, Г. Тейрлинка и др. В 1897-99 в Б. работал "Новый театр" (организованный в 1895 под назв. "Дом искусств"), т-р поддерживался литературными кругами города, ставил гл. обр. пьесы бельгийских драматургов "Смерть Тентажиля" и "Внутри" Метерлинка, "Глаза, которые видели" Лемонье и др.

В 1920-30-х гг. в Б. был открыт ряд т-ров, ставящих буржуазно-декадентские пьесы и модернизированные мистерии: т-р "Ратайон", "Плато 33","Дю Маре" и др. Работавший в 1926-39 "Рабочий свободный т-р" отличался прогрессивной деятельностью. В его репертуаре были пьесы рус. драматургов Гоголя, Горького, Погодина и др.

В 1928 открыт т-р "Дю Резиданс", постоянная труппа к-рого играла бельгийские классич. и совр. пьесы. В том же году открыт "Пале де Боз-Ар" с концертным залом и залом камеры ной музыки, в обоих залах ставились театр. спектакли.

В Б. наряду со старейшими т-рами "Де ла Монне", "Дю Парк", "Де Галери" и Фламандским т-ром (спектакли идут на голландском яз.) существуют "Национальный т-р", т-ры "Дю Ридо", "Де Пош" и др.

В репертуаре т-ров переводная драматургия - Мольер, Бо' марше, Клейст, Шоу, Брехт, Пиранделло, Ануй, Сартр, Беккет, Уайлдер, пьесы бельгийских драматургов - Кром-мелинка, Бертена, Клоссона, Мартенса" ставятся также произв. рус. авторов - Гоголя, Чехова и др.

БРЯНСКИЙ (наст. фам.- Браун), Александр Александрович [10(22).III. 1866-16.X. 1926] - русский режиссер оперетты и актер. В 1883 пел в хоре т-ра Лентовского в Москве, после чего переш„л в оперетту. Лучшие постановки Б. (в Петербурге) - "Вес„лая вдова" Легара, "Иветта" Фалля. Б. принадлежат первые постановки оперетт-мозаик в аранжировке В. Валентинова ("В волнах страстей", "Тайны гарема" и др.). Реж. работа Б. характеризуется стремлением к пышным, внешне эффектным поста' новкам в ущерб муз. и драматич- содержанию.

БРЯНСКИЙ (наст. фам.- П о и о в), Александр Михайлович (1888-1942) - русский советский театровед. Занимался историей рус. т-ра. Работал также в области источниковедения и библиографии рус. театра.

Соч.: В. Н. Давыдов. 1849-1925, Л.-М., 1939; А. Е. Мартынов [1816-1860], Л.- М., 1941; В. Н. Асенкова. 1817- 1841 Л. 1947; Русские театральные воспоминания и записки, "БИТ", П., 1915, с. 1-28; К историографии русского провинциального театра, в кн.: О театре. Сборник под общей ред. С. С. Данилова и С. С. Мокульского, Л.- М., 1940; Театральные библиотеки, музеи и архивы Ленинграда. [Справочник], Л.- М., 1940. АН. А.

БРЯНСКИЙ, Виталий Михайлович (р. 1885) - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1942). С 1905 играл в Товариществе Новой драмы в Тифлисе, затем в т-рах Баку, Бердянска, Вятки, Сталинграда и др. городов. Работал совм. с Н. Н. Синельниковым, В. Э. Мейерхольдом и др. В 1928 принял участие в организации постоянного стационарного т-ра в Калинине. С того же года в труппе этого т-ра. Лучшие роли: Аркашка ("Лес"), Шмага ("Без вины виноватые"), Робинзон ("Бесприданница"), Бобчин-ский ("Ревизор"), Мукосеев ("Свадьба с приданым" Дьяконова) Священник Юлиан ("Любовь на рассвете" Г алана) и др.

БРЯНСКИЙ, Яков Григорьевич (наст. фам.-Г р и-г о р ь е в) [6(17).Х. 1790, Петербург,- 20.11(4.111). 1853, там же] - русский актер. Род. в семье бедного чиновника. Ученик А. А. Шаховского. Один из последних представителей рус. классицизма. Выступал на петерб. сцене (дебютировал в 1811), исполняя преимущественно роли в трагедиях: Отел-ло, Яго, Шейлок,Франц Моор;

Танкред (о. п. Вольтера), Филипп ("Дон Карлос" Шиллера); Миллер ("Коварство и любовь"), Уголино (о. п. Полевого), Квазимодо ("Эсме-ральда" по Гюго) и др. Одновременно играл и в комедиях. Б. обладал мощным, хорошо поставленным голосом, блестящими внешними данными, тщательно работал над ролью. Однако Б. не хватало темперамента, необходимого для трагического актера; игра его была холодна и рассудочна. После смерти трагика А. С. Яковлева (1817) Б. исполнял все основные роли трагического репертуара. А. С. Пушкин писал: "Яковлев умер; Брянский заступил его место, но не заменил его. Брянский, может быть благопристойнее, вообще имеет более благородства на сцене, более уважения к публике, тверже знает свои ролл, не останавливает представлений внезапными своими болезням и; но зато какая холодность! какой однообразный, тяжелый напев!". И далее: "Брянский в трагедии никогда никого не тронул, а в комедии не рассмешил" (Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 13). С появлением на Петерб. сцене В. А. Каратыгина (1820) Б. постепенно переш„л на роли резон„ров. В 30-х гг. выступал гл. обр. в романтических драмах и мелодрамах.

При пост. пьес Б. нередко брал на себя обязанности режиссера, разъясняя актерам идею произведений и характеры персонажей. Человек передовых общественных взглядов, Б. старался обогатить репертуар рус. т-ра лучшими произведениями лит-ры. В 1831, в свой бенефис, впервые полностью осуществил постановку "Горе от ума". При его содействии была пост. трагедия Пушкина "Моцарт и Сальери" (1832; роль Сальери исполнял Б.). Выступал также как переводчик. В 1833 перев„л трагедию Шекспира "Ричард III" ("Жизнь и смерть Ричарда III"). Преподавал в Петорб. театр. уч-ще (1828-37).

Лит.: Некрасова Е., Яков Григорьевич Брянский, "Артист", 1893, .пИ 30, с. 71-84.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница