Наши партнеры

Выгодно долгосрочная аренда авто сочи в компании РексРент.
Застройщики в Испании. Застрои щики в Испании.

Театральная энциклопедия
(страница 62)


БРИАН (наст. фам.- Ш м а р г о н e р), Мария Исааковна [р.23.Vili (4.IX).1886]-русская советская певица (лирич. сопрано) и педагог. Засл. арт. РСФСР (1938). В 1903-09 обучалась пению в Париже у Ла- борд.В1912 окончила Петерб.консерваторию по классу А.Жеребцовой-Андреевой. В этом же году впервые выступила на оперной сцене (Т-р муз.драмы в Петербурге). Партии: Татьяна ("Евгений Онегин"), Маргарита ("Фауст"), Микаэла; Мими ("Богема"),Антония ("Сказки Гофмана"0ффенбаха), Мелисанда ("Пеллеас и Me-лисанда" Дебюсси) и др. В 1913-14 участвовала в "Русских сезонах"в Париже и Лондоне (антреприза С. Дягилева),где пела партии Ксении ("Борис Годунов"), Панночки ("Майская ночь" Римского-Корсакова), Ку-харочки ("Соловей" Стравинского) и др. Последняя партия-Марфа ("Царская невеста") в спектакле, пост. при открытии в 1920 Большого оперного т-ра в Петрограде (в здании б. Народного дома). Голос Б. отличался большой силой и, одновременно, мягкостью звучания. Для исполнительской манеры певицы характерны мечтательность и задушевность. Выступала также в концертах. В 1920 Б.- профессор Ленингр. консерватории.

БРИАНЦА (Brianza), Карлотта (1867-1930)-итальянская артистка балета. Ученица К. Влазиса. По окончании школы т-ра "Л а Скала" была ведущей танцовщицей этого т-ра. В 1887 впервые выступала в Петербурге в т-ре "Аркадия". В 1889 была приглашена в Мариинский т-р, где в 1890 была первой исполнительницей партии Авроры. Исполнительское иск-во Б. отличалось высокой техникой классич. танца. Большое влияние на творчество Б. оказала рус. балетная школа, придавшая е„ танцу особую мягкость и выразительность. В 1891 уехала из России. Последнее выступление Б. состоялось в 1921 в партии феи Карабосс ("Спящая красавица") в Лондоне, в антрепризе С. П. Дягилева. После ухода со сцены вела педагогич. работу (в Ницце).

Лит.: Beaumont С. W., Complete book of baHets..., L., 1949; Скаль к овс к и и К., В театральном мире, СПБ, 1899; Худеков С., История танцев, т. 3-4, П., 1915-1917; Плещеев А., Наш балет. 1673-1899, СПБ, 1899. Ham. P.

БРИГАДЕРЕ,АннаКришяновна[19.1Х(1.Х). 1861- 24.VI.1933]-латышская писательница, драматург. Работала портнихой, продавщицей, учительницей. Лит. деятельность начала в 1896. Лучшие произв. Б. написаны по фольклорным мотивам. Среди них сказочные пьесы - "Спридитис" (1903), "Принцесса Гундега и король Брусубарда" (1911), "Майя и Пайя" (1922), "Чудесная птица Лолиты" (1927), а также несколько сатирич. комедий. Большинство пьес Б. были впервые пост. в рижском Латышском т-ре.

Соч.: Raksti I-XX, Riga, 1912-1939.

Лит.: Latviesu literaturas vesture, IV, Riga, 1957. А. В.

БРИГЕЛЛА (итал. Brighella, от briga - ссора, неприятность)-традиционный персонаж итал. комедии дель арте. Б. занимал в труппе амплуа одного из двух Дзанни - умелого, хитрого, изобретательного, злого, говорливого парня, не останавливающегося ни перед чем для того, чтобы устроить свои дела, извлечь пользу. Во всех сценариях, где действует Б., он является гл. пружиной интриги. Б., как и Арлекин, деревенский парень, родом из Бергамо (Сев. Италия), но не такой простой и наивный. Костюм Б. состоял из длинной белой блузы, низко перехваченной кушаком, длинных белых панталон, простых туфель и шапочки. На блузе Б. были ж„лтые или зел„ные нашивки типа галунов, что сближало е„ с лакейской ливреей. Известные исполнители этой роли - акторы Н. Барбьери и К. Канту, выступавшие во Франции.

Наиболее полное собрание шуток Б.было опубликовано А. Дзаннони в Венеции в 1787.

Лит.: Nicoli A., Masks, mimes and miracles. Studies in the popular theatre, L., 1931. См. также лит. при ст. Комедия дель арте.

БРИГЕНТИ (Brighenti), Мария (р. 1792-г. смерти неизв.)-итальянская артистка оперы (сопрано). Впервые выступила на оперной сцене в Болонье в1814, после чего пела в др.оперных т-рах Италии.Считалась одной из лучших певиц своего времени. Исполняла гл. партии на премьерах в Риме опер Россини "Севиль-ский цирюльник" (1816) и "Золушка" (1817). В 1836 оставила сцену.

Лит. соч.: "Cenni... sopra il Maestro Rossini", Bologna, 1823. Л. M.

БРИЗАР (Brizard) [наст. фам.- Б p и т а р (Britard)], Жан Батист (7.1 V. 1721-30.1.1791) - французский актер. Сценич. деятельность начал в провинции. В 1757- 1786 выступал в театре "Комеди Франсез" (Париж). Благородство, величественность облика и актерской манеры, вдумчивость декламации сделали Б. одним из лучших исполнителей ролей "благородных отцов" и "королей"-дон Диего, старый Гораций ("Сид" и "Гораций" Корнеля), Лузиньян, Аржир ("Заира" и "Танкред" Вольтера) и др. Творчество Б. было близко новаторским устремлениям просветителей. Б. стал одним из основных исполнителей в пьесах жанра мещанской драмы. Роли:

Отец семейства (о. п. Дидро), Вандерк старший ("Философ, сам того не зная" Седена) и др. Был горячим сторонником реформы костюма в классицистической трагедии.

Лит.: Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son theatre, P., 1900; Arnault A., Les souvenirs et les regrets du vieil amateur dramatique, P., 1829; L y о n n e t H., Dictionnaire des comediens francais, P., 1912-1913; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 2, M., 1957. ‚. Ф.

БРЙЗЕМЕЙСТЕР (Briesemeister), OTTO (18.V. 1866-16.VI.1910) - немецкий артист оперы (тенор). Пению обучался у Э. Видемана. Впервые выступил на оперной сцене в Детмольде в 1893. Был солистом оперных т-ров в Ахене и Бреслау, гастролировал в Вене, Лондоне, Париже, Стокгольме и др. городах. С 1899 постоянно участвовал в Байр„йтских фестивалях. Партии: Логе ("Кольцо Нибелунга" Вагнера), Ирод ("Саломея" Р. Штрауса), Зигфрид (о. п. Вагнера), Фауст (о. п. Гуно) и др. Л. М.

БРИЛЛЬ, Ефим Александрович (1896-27.VII. 1959)- русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). Член КПСС с 1941. В 1920 окончил театр. школу в Одессе. режиссерскую деятельность начал в 1915. Работал в Кишин„ве, Одессе. Принимал активное участие в создании Нижегородского (Горьковского) ТЮЗа (1928). В 1930-36 работал в Москве (т-р б. Корш, ТЮЗ, ЦТКА). В последующие годы - в Ростовском, Горьковском, Свердловском (с 1943), Челябинском (с 1954 - гл. режиссер) т-рах. Пост. спектакли: "Земля" Вирты (1937), "Зыковы" ж.

Горького (1937), "Беспокойная старость" Рахманова (1938), "Чайка" (1940) в Горьковском т-ре; "Кремл„вские куранты" (1940) в Ростовском т-ре; "Мужество" Бер„зко (1947), "Победители" Чирскова (1947), "Ревизор" (1952) в Свердловском т-ре;

"Отелло" Верди в Свердловском т-ре оперы и балета (1945, Ст. пр. 1946) и др. Спектакли, пост. Б., отмечены большой сценич. культурой, глубиной пси-хологич. разработки образов. С 1923 в„л педагогич. работу. Э. Я.

БРИНДИЗИ (итал. brindisi, осн. значение - заздравный тост, от нем. bring dir's - это за тво„ здоровье) - застольная песня. Известные образцы - в операх "Травиата", "Отелло" Верди, "Лукреция Борджиа" Доницетти.

ЬРИТАЕВ, Елбыздыко Цопанович [10(22). III. 1881-25.IX.1923]осетинский драматург. Окончил юридич.ф-т Петерб. ун-та (1917). Первая пьеса Б.- "Побывавший в России"-высмеивает горца, оторвавшегося от традиций и обычаев своего народа, написана в 1902. В пьесе "Лучше смерть, чем позор" (1903) Б. ставит вопросы личной чести, человеческого достоинства. Этими двумя пьесами начинали свою деятельность первые любительские коллективы Юж. и Сев. Осетии, игравшие на осетинском яз. В драме "Хазби" (1908) Б. проявил национальную ограниченность и исторически неправильно показал борьбу осетинского народа против царизма в 1830. Лучшее произведение Б.- социальная драма "Две сестры" (1909)рисует разложение феодально-родового быта Осетии. Героиня трагедии выступает с протестом против традиционной морали, сковывающей личную свободу женщины, и погибает. На материале осетинского народного эпоса "Сказание о Даредзанах" написана трагедия Б. "Амран" (1913, пост. 1927). Б. был первым осетинским драматургом. Пьесы его часто ставились на сцене осетинского т-ра.

Соч.: Брытъиаты Елбыздыхъо, Уацмыстл?, Дзауджыхъ-?у, 1947.

Лит.: Газданова Н. Б., "Амран" Е. Бритаева, "Известия Северо-Осетинского н.-и. ин-та краеведения, Владикавказ, 1925, вып. 1, с. 54-59; Хъазбегты Хъ, Брытъиаты Елбыздыхъо Къостайы тыхх?й, "Max дуг", 19.39, ј 11, с. 53-54. В. И.

БРИТАЕВА, Зарифа Елбыздыкоевна (р. 13. I. 1919)- осетинский советский режиссер. Засл. деят. иск-в. РСФСР (1957) и Сев.-Осет. АССР (1949). Член КПСС с 1944. Дочь писателя Е. Ц. Бритаева. В 1945 окончиларежиссерский ф-т ГИТИСа по курсу А Д.Попова и начала работать как режиссер (с 1950 - гл. режиссер) Северо-Осетинского т-ра (Орджоникидзе). Б. проявила стремление к созданию романтич. спектаклей, показу значительных событий, сильных характеров; яркую выразительность, жизненную достоверность прида„т Б. народным сценам. Лучшие режиссерские работы Б.: народно-героич. драма Плиева "Чермен" (1949); "Двенадцатая ночь" (1954), "Отелло" (1950); трагедия "Фатима" по поэме Хетагурова (1956); драма "Враги" (1948) и "Перед грозой" (1957) по роману Уруймаговой "Навстречу жизни", "Разлом" (1952); "Встреча в темноте" Кнорре (1945), "Любовь Яровая" (1946). M. Л.

БРИТТЕН (Britten), Бенд-жамин (р. 22. XI. 1913)- английский композитор и пианист. Музыкой начал заниматься в раннем детстве (первые композиторские опыты относятся к пятилетнему возрасту); занимался по фп. у X. Самюэла, по гармонии и контрапункту- у Ф. Бриджа. В 1930-33 продолжал занятия у А. Бенджамина (фп.) и Дж. Айрленда (композиция) в Королев, муз. колледже в Лондоне, одновременно выступал как композитор. Первая опера Б. "Питер Граймс" (1945, "Сэдлерс-Уэллс", Лондон) имела большой успех в Англии, а затем в ряде др. стран (герой оперы - рыбак, к-рый пош„л против общины и кончил жизнь самоубийством). За ней последовали оперы "Поругание Лукреции" (1946, Глайндборн), "Альберт Херринг" (1947, Глайндборн), "Давайте сделаем оперу" (1949, Олдбороский фестиваль), "Билли Бадд" (1951, т-р "Ковент-Гарден", Лондон), "Глориана" (1953, там же), "Поворот винта" (1954, там же), новый вариант "Оперы нищих" (1948, там же), "Ноев ковчег" (1959, там же), оперетта "Поль Бень-ям" (1941, Нью-Йорк) и др. соч. Сценич. музыка Б. отличается ярким нац. своеобразием, остротой драматич. коллизий, законченностью формы, эмоциональностью. Для Б. как оперного композитора характерны стремление к глубокому раскрытию духовного мира героев, яркость психологич. характеристик. Вокальные партии опер Б. то разв„рнуто мелодичны, то ж„стко суховаты. Б. принадлежат также балеты "Дивертисмент" (на музыку Россини, 1941), "Принц пагод" (1957), музыка к спектаклям, фильмам, симф., камерные и др. соч.

Лит.: Britten В., Peter Grimes Opera. Ed. by E. Cro-zier, L., 1945; К e 1 1 e r H., The Rape of Lucretia - Albert Herring (Covent Garden Opera series),L., 1947; Stuart Ch., Peter Grimes (Covent Garden Opera Series), L., 1947; Britten В., The Rape of Lucretia. Ed. by E. Crozier, L., 1948;

White E. W., Benjamin Britten: a sketch of his life and works, L., 1949; 2 ed., L., 1954; Benjamin Britten. Das Opern-werk, "Musik der Zeib, Bonn, 11955], H. 11. JI.M.

БРОВКА, Петр Устинович (р. 25.VI.1905)- белорусский советский поэт. Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва. Чл.-корр. АН БССР с 1953. Член КПСС с 1940. Окончил Белорус. ун-т в Минске. Автор либретто опер: "Михась Подгорный" (1939) о белорус. крестьянстве, освобожд„нном Октябрьской революцией, "Девушка из Полесья" (совм. с E. Романовичем, 1952) о борьбе белорус. народа в Отечеств. войне (пост. в белорус. Т-ре оперы). Председатель Союза писателей БССР (с 1948). Ст. пр. (1947, 1951).

Лит.: "Михась Подгорный" Гпера, муз. E. К. Тикоцкого, либретто Петра Бровка], М., 1940. Б р. С.

"БРОДВЕЙСКИЕ ТЕАТРЫ" (Broadway Theatres)- американские театры, расположенные на Бродвее (улица в Нью-Йорке). Тип совр. "Б. т." сформировался в конце 19 и нач. 20 вв. Находившиеся на Бродвее и прилегающих к нему улицах театр. помещения арендовались антрепрен„рами ("менеджерами") для показа драм. спектаклей и муз. комедий. "Б.т." не имеют постоянных трупп, режиссеров, репертуара. Т-ры эти ставят новые постановки с обязательным участием "зв„зд". Труппы комплектуются для исполнения одной пьесы, к-рая показывается ежедневно, до тех пор, пока она делает сборы. Если спектакль неудачный и сборов нет, труппа распускается. Со спектакля, имевшего успех на Бродвее, снимаются спектакли-копии, к-рые показываются по всей стране. Спектакли "Б. т." обычно идут в пышном, дорогостоящем оформлении, требующем значительных затрат, поэтому они финансируются, как правило, крупными предпринимателями (т. н. "ангелами Бродвея"), к-рые выбирают пьесу, приглашают режиссера и ведущих актеров. Репертуар "Б. т." состоит преимущественно из "боевиков", детективов, легковесных комедий, обозрений-ревю и драм с выигрышными ролями для "зв„зд". Широкое распространение в "Б. т." получили муз. спектакли. Классич. произведения ставятся редко и недолго удерживаются в репертуаре. Высокие цены на билеты делают "Б. т." недоступными для широких слоев зрителей. Иногда на сцены "Б. т." проникают произведения классиков: "Три сестры" (1943), "Отелло" (с участием П. Робсона, 1942),н прогрессивных драматургов: "Глубокие корни" Гоу и д'Юссо (1945), "Тигель" Миллера (1952), "Осенний сад" Хелман (1952), "Дневник Анны Франк" Хакетта и Гудрич (1956) и др. В "Б. т." выступают лучшие актеры Америки, в т. ч. К. Корнелл, А. Лант, Л. Фонтанн, E. Ле Галь-енн, М. Уэбстер, Г. Клермен, Г. Мак-Клинтик, Э. Казан и др. И. К,

БРОДЕЛЕ,Анна Юльевна [р.3(16).IX.1910]-латышская советская писательница,драматург. Лит. деятельность начала в 1927. Как драматург выступила в годы Великой Отечественной войны. Пьесы Б. посвящены гл. обр. темам колхозной жизни: "Весна в селе Речном" (1948) о коллективизации латыш. деревни, "Золотая нива" (1949) о трудовой жизни колхозников Латвии. Б.- автор пьес: "Учитель Страуме" (1948) о перевоспитании интеллигенции, "Марта" ("За час до рассвета", 1950) о революц. борьбе латыш. народа против буржуазного режима в Латвии и др. Пьесы Б. пост. в Художеств. т-ре им. Я. Райниса (Рига) и др. т-рах.

Лит.: Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957. А В

БРОДИ (Brody), Шандор (1863-13.VIII. 1924)-вен герский писатель, драматург. Крупнейший представитель критич. реализма в венг. драматургии нач. 20 в. Лит. деятельность начал в 1888. Пьесы Б. "Кормилица" (1902, т-р "Вигсинхаз") и "Учительница" (1908, там же), несмотря на наличие элементов натурализма, остро обличают совр. автору общество. В "Кормилице", названной Б. "очерком нравов", показана трагедия молодой крестьянки, затравленной лживой, ханжеской, мещанской моралью. Эта пьеса встретила резко враждебный при„м со стороны бурж. критики. В пьесе "Учительница" утверждается тема человеческого достоинства женщины-труженицы (под давлением цензуры Б. был вынужден переделать финал пьесы). После пост. в Будапеште "Учительница" была пост. М. Р„йнхардтом в Берлине, затем шла в Стокгольме, Амстердаме, переведена на итал., рум., серб. яз. С 1953 пьеса (с первоначальным финалом) входит в репертуар т-ров Венгрии. Б. написал также драмы:

"Медик" (1911), "Лиза Тимар" (1914), "Любовница" (1917) и др. В пьесах Б.играли известные венг.актеры:

И. Варшаньи, Д.Хегедюш и др. После подавления Советской республики в Венгрии (1919) Б. эмигрировал и возвратился на родину незадолго до смерти.

Соч.: Valogatott szinmuvei, Вр., 1957. А. Н.

БРОДСКИЙ, Николай Леонтьевич [15(27). XI. 1881-5. VI. 1951] - русский советский литературовед и педагог. Доктор филологич. наук (1939). Действит. член Академии педагогич. наук (1947). В 1904 окончил филологич. ф-т Моск. ун-та; там же в„л педагогич. работу; С 1926 - профессор. Б. занимался исследованием истории рус. литературы, драматургии и т-ра.

Соч.: Театр в эпоху Елизаветы Петровны, в нн.: История русского театра, под ред. В. В. Каллаша и Н. E. Ефроса, т. 1, М., 1914 (гл. 7); Тургенев-драматург.Замыслы, в кн.:

И. С. Тургенев [сборник], М.-П., 1923; История стиля русской комедии XVIII века, "Искусство", М., 1923, .ј 1; "Горячее сердце" А. Н. Островского в 1 Московском Художественном театре, там же, М., 1927, кн. 1; Зрители Художественного театра. Речь, там же, 1928, кн. 3-4, с. 170-188; [Редакция, введение и комментарии к "Ревизору" Н. В. Гоголя], 2 изд., М.-Л., 1930; В. Г. Белинский, М., 1946. А.Шн.

"БРОДЯЧАЯ СОБАКА" - литературно-артистическое кабаре, существовавшее в Петербурге в 1912- 1915. Было создано Обществом интимного театра. Организатор - Б. К. Пронин. Вначале "Б. с." - закрытый клуб-кабаре для "избранных", представителей модернистско-декадентского иск-ва. В числе первых участников-В. Э. Мейерхольд, И. Н.Сапунов, С. Ю. Судейкин, И. А. Сад и др. Вскоре "Б. ел превратилась в обычное ночное бурж. кабаре. Преемником "Б. с." стал "Привал комедиантов.

Лит.: Мгебров А., Жизнь в театре, т. 2, М.- Л." 1932; Пяст В., Встречи, М., 1929. А. Щн.

БРОДЯЧИЕ ТРУППЫ-одна из форм народного театра в странах Европы и Востока; кочующие комедианты, выступавшие с отдельными зрелищными номерами, шутовскими и сатирич. представлениями, кукольными спектаклями (см. Гистрионы). В разных странах они называлисыю-разному-жонгл„ры (Франция), шпильманы (Германия), менестрели (Англия), мимы (Италия), франты (Польша), скоморохи (Рсссия), кызыкчи (Узбекистан), масхарабозы (Таджикистан) и т. д. В 16-17 вв. появляются передвижные проф. коллективы, представляющие собой либо частные антрепризы, либо актерские артели на паевых началах. Они выступали по городам и деревням (на ярмарках, в гостиничных дворах, а также в спец. театр. помещениях). К Б. т. принадлежали т. н. "английские комедианты" "верхненемецкие комедианты и др. А" Шн.

БРОКА, Б p о к у a (Broqua), Альфонсо (11.XII. 1876-24.XI. 1946) - уругвайский композитор. Окончил школу пения в Париже, где жил с 1903. Автор оперы "Южный Крест" (1918, Монтевидео), балета "Изабелла", с успехом ставившегося в т-ре "Гранд-Опера" (1938, Париж), симф. и др. соч. В сво„м творчестве использовал старинные нар. песни Аргентины и совр. популярные мелодии. Иг. Ф.

БРОКМАН (Brockmann), Иоганн Франц (30. IX. 1745, Грац,- 12. IV. 1812) - немецкий актер и режиссер. Род. в семье ремесленника. Бежал из дома и в 1760 вступил в Лайбахе в труппу странствующих комедиантов. Вначале играл любовников в комедиях, танцевал в балетах. В 1766 выступал на венской сцене, но успеха не имел. В 1768 переш„л в труппу Ф.Курца, с к-рой объездил почти всю Германию. В 1771 по приглашению Ф. Л. Шредера, руководителя Гамбургского т-ра, вступил в его труппу. Манерность игры и провинциальный говор Б. произвели неблагоприятное впечатление на публику, но Шредер угадал скрытый талант артиста. Пять лет упорной работы под рук. Шредера дали блестящие результаты: 20 ноября 1776 Б. с выдающимся успехом впервые на нем. сцене исполнил роль Гамлета. Меланхолический (в духе нем. сентиментализма) образ Гамлета, созданный Б., положил начало укоренившейся в зап.-европ. т-ре традиции сценич. истолкования этой роли. С 1778 Б.- актер (в 1789-1802 - директор), а с 1804 и режиссер венского "Бургтеатра". До конца 80-х гг. играл роли героев. Позднее переш„л на роли отцов в мещанских драмах А. Иффланда и А. Коцебу. Из ролей Б., помимо Гамлета, наиболее значительные: король Лир; Бомарше ("Клавиго" Г„те), Одоардо ("Эмилия Галотти" Лессинга), Старый лесничий ("Охотники" Иффланда). В период работы в Гамбурге Б. во многом преодолел ранее присущие ему классицистич. тенденции (условность жеста и позы), в его игре появились черты реализма. Но простота и правдивость исполнения сочетались у Б. с сентиментализмом, чувствительностью, слезливостью. Будучи директором "Бургтеатра", Б. обновил его репертуар, осуществлял пост. пьес Шекспира, пополнил труппу талантливыми актерами.

Лит.: S с h i n k J. F., Uber Brockmanns Hamlet, B., 1778; V a e l с k e r B., Die Hamlet-Darstellungen Daniel Chodowieckis, fs. l.], 1916; Esenberg H., J. F. Brockmann, в кн.: Biographisches Lexikon, [s. l.], 1903; Baraval l e R., Franz Brockmanns Jugend, "Maske und Kothurn", B., 1955, Heft 1/2. Г. Гур. БРОМЛ‚Й (Б p о м л e й-С у ш к е в и ч), Надежда Николаевна (р. 1889)- русская советская актриса, режиссер, драматург. Засл. арт. РСФСР. В 1908-22-актриса МХТ, в 1918-24-1-й Студии МХАТа, в 1924-36 - созданного на основе этой студии МХАТа 2-го. В остро гротесковой манере играла роли Голланы ("Балладина" Словацкого, 1919), матери Эрика ("Эрик XIV" Стриндберга, 1921), Шута ("Король Лир", 1923), Мякишевой ("Расточитель" Лескова, 1924) и др. В 1919 Б. дебютировала как режиссер ("Дочь Йорио" Д'Аннунцио, 1-я Студия МХАТа). В 1934-41 Б.-актриса и режиссер ленингр. Т-ра драмы им. Пушкина. Пост. спектакли: "Дуэль" по Чехову (1934, инсценировка Б.), "Петр Первый" А. Н. Толстого (1935, 1.938), "Зыковы" (1940) и др. В спектакле "Петр Первый Б. с виртуозным комедийным блеском мягко и непринужд„нно играла роль Екатерины I (впервые исполнила эту роль в 1930 в 1-й Студии МХАТа). В 1944-56 Б. была режиссером Ленингр. Нового т-ра (с 1956-Т-р им. Ленсовета). Пост. яркие реалистич. спектакли: "Мария Стюарт", "Заговор Фиэско" и "Дон Карл-ос" Шиллера (1938, 1939, 1950, Ленингр. Новый т-р). Среди е„ режиссерских работ также: "Мера за меру" Шекспира,"Измена" Сумбатова, "Доходное место", "Нора", "Маскарад" (1937, 1946, 1948, 1949, 1952-вс„ в Новом т-ре).

Б.-автор пьес: "Архангел Михаил" (1922, 1-я Студия МХАТа), "Король квадратной республики" (1925, МХАТ 2-й). Перевела драмы "Заговор Фиэско", "Дон Карлос" и др.

Соч.:, [Автобиография], в сб.: Актеры и режиссеры. "Театральная Москва", М., 1928; Путь искателя, в сб.: Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М., 1959 (там же письма Вахтангова к Б.); Потомок Гаргантюа. Рассказы, М., 1930;

Актер и режиссер, "Искусство и жизнь", 1939, ј 11-12;

Романтика и современность, там же, 1940, .ј 8. С. Др.

"БРОНЕНОСЕЦ ПОТ‚МКИН" - опера О. Чишко, либретто С. Спасского. Пост. 21 июня 1937, Ленингр. т-р оперы и балета им. С. М. Кирова (Вакулинчук - Луканин, Матюшенко - Нэлепп, Качура - Орлов, Груня - Преображенская, Гиляровский - Рахманин, Алексеев - Тихий, Голиков - Фрейдков. Дириж„р Пазовский, реж. Судаков, худ. Рабинович, хормейстер Степанов). 5 янв. 1938 пост. в Большом т-ре (Вакулинчук - А. Пирогов, Матюшенко - Ханаев, Качура - Политковский, Груня - Давыдова, Гиляровский - Соловь„в, Алексеев - Перегудов, Голиков - Кра-совский. Реж. Судаков, дириж„р Мелик-Пашаев, худ. Рабинович). В новой муз. и лит. редакции (либр. С. Спасского и В. Чулисова) пост. 30 дек. 1955 Ленингр. Малым оперным т-ром (Вакулинчук - Андрианов, Матюшенко - Пи-чугин, Качура - Ольшевский, Груня - Овчаренко. Реж. Соколов, дириж„р Дониях, художник Мандель, хормейстер Е. Лебедев). Пост. в оперных т-рах городов: Харьков (1937), Ташкент (1938), Одесса (1938, в новой ред. 1955), Баку (1939), Тбилиси (1939).

И з д а н и я.- "Б. П.", Л.-М., "Искусство", 1938. Н. Г р.

"БРОНЕПОЕЗД 14-69"-пьеса (в 4 д., 8 к.) Be. Ива' нова (по одноим„нной повести того же автора - из эпохи гражданской войны). Соч. 1927. Пост. 8 ноября 1927 в МХАТе (руководитель пост. Станиславский, реж. Судаков и Ли-товцева, худ. Снгмов; Вершинин - Качалов, Пеклеванов - Хмел„в, Сем„н Сем„нович - Вишневский, Васька-Окорок - Баталов, Синь Бин-у - Кедров, Сем„нов -Добронравов, Не-зеласов - Прудкин, Обаб - Станицын, Надежда Львовна - Книппер-Чехова, Маша-Тарасова, Варя-Андровская, Сер„жа - Комиссаров). 7 ноября 1927 премьера "Б." состоялась в Ленингр. т-ре драмы (реж. Петров, худ. Акимов;

Вершинин - Симонов, Пеклеванов - Жуковский, Незела-сов - Певцов). "Б." был пост. многими т-рами СССР: Одесский т-р (1927; Незеласов - Астангов, Пеклеванов-Ильин); Бакинский рабочий т-р (1927, реж. Ф„доров, худ. Шлепянов;

Васька-Окорок - М. Жаров); Ярославский т-р (1928); Т-р им. Хамзы (Ташкент, 1929); Т-р им. Сундукяна (Ереван, 1928;

Вершинин - Нерсесян); Т-р им. Янки Купалы (Минск, 1928);

Казанский рус. т-р (1928, реж. Грипич; Вершинин - Герага);

Красноярский т-р (1929) и др. В пересмотренной автором редакции "Б." пост.: моек. Малым т-ром (1936; реж. Волков, худ. Меныпутин, Сапегин; Вершинин - Ковров, Пеклеванов - Васенин, Васька-Окорок-Светловидов и Оленев, Синь Бин-у- Сашин-Никольский, Незеласов - Соловь„в, Надежда Львовна - Рыжова); т-р драмы Литовской ССР (Вильнюс, 1941);

Ленингр. Новый т-р (1950), Художественный т-р Латв. ССР (Рига, 1941, реж. Смильгис, худ. Вилке; Вершинин-Филип-сон, Незеласов - Зиле и др.). Воронежский т-р (1952, реж. Энгель-Крон и Папов; Вершинин - Папов, Пеклеванов - Чернов); Центр, т-р транспорта (Москва, 1951, реж. Судаков и Зеленская, худ. Варпех; Вершинин -Хохряков, Маша - Ско-пина); Киевский рус. т-р им. Леси Украинки (1952, реж. ?Нелли-Влад, худ. Григорьянц; Вершинин-Романов, Незеласов - Белоусов, Синь Бин-у - С. Петров); Тамбовский т-р 1953); под назв. "Анзор" в переработке С. Шаншиашвили пост. в Т-ре им. Руставели (Тбилиси, 1928, реж. Ахметели, комп. Гокиели). В 1957 (к 40-летию Октябрьской революции) пост. т-рами Вологды, Челябинска, Перми, Тюмени, Пярну, Сыктывкара, Горьковским ТЮЗом.

"Б." ставился также коллективами художеств. самодеятельности, театр. учебными заведениями в качестве дипломных работ (школа-студия МХАТа, 1952) и др.

Среди зарубежных пост. "Б.": Театр интернационального действия (Париж, 1932; реж. Муссинак, худ. Альтман), драм. секция Австралийского рабочего художеств. клуба (Сидней, 1932); Софийский Народный т-р (1950); Вроцлавский т-р (Польша, 1951); Гос. Польский т-р (Варшава, 1953, реж. Шиллер); Лейпцигский т-р (1953); Народный т-р в Белграде (Югославия, 1957), т-р Румынской Народной Армии (Бухарест, 1956) и др.

На сюжет пьесы советский композитор Кабалевский написал оперу "Никита Вершинин".

I И з д а н и я.- Первое изд. "Б." - М., 1927; Новое переработанное изд., М., 1947; из последующих изд.: Иванов В. В., Пьесы, М., 1954. А. Шн.

БРбНСКАЯ (урожд. - Г о к е, по мужу - Макарова), Евгения А дольфовна [р. 20.1(1.11). 1882]- русский советский педагог и артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Муз. образование получила в Петерб. муз. школе (занималась у своей матери-Гоке); совершенствовалась в Милане. В 1901-02 пела в опере вТифлисе,в1902-03-вКиеве,в 1904-05-в Моск. т-ре Солодовникова; гастролировала также в Харькове, Одессе и др. городах. В 1906-07 выступала в оперных т-рах Италии, 1908-09 - Америки, с 1910 Б.- артистка Мариинского т-ра. Обладала голосом мягкого т„плого тембра, высокой вок. техникой. Партии: Татьяна, Лиза ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), Снегурочка; Маргарита ("Фауст"), Церли-на ("Фра-Дьяволо" Обера) и др. Выступала также в опереттах. После Октябрьской революции работала в Ленингр. Малом оперном т-ре. С 1923 - профессор Ленингр. консерватории. О. В.

БРбТ‚Н (Braaten), Оскар (12.XI.1881-19.VII. 1939) -- норвежский писатель, драматург. В 1910 начал лит. деятельность. Писал на лансмоле (одна из разновидностей норв. лит. яз.), широко используя нар. диалекты. В 1915-25 и 1928-39 работал в "Норвежском т-ре" в Осло лит. консультантом, режиссером, художеств. руководителем. В своих пьесах Б. первым в норв. драматургии обратился к изображению жизни батраков - "Юноша" (1911) и рабочих- "Большой Андерс" (1912), "Замок" (1915), "Наследство" (1917), "Большие крестины" (1925). Б. показывал тяж„лое положение трудящихся, не вскрывая, однако, его социальных причин. В трагикомедиях "Семейная гордость" (1929) и "Хорошие люди" (1930) выступил в защиту маленьких людей, духовно искалеченных капвь талистич. действительностью. Пьесам Б. присущи элементы натурализма. Ставились в Норвежском и Нац. т-рах. Вл. А/.

БРОУНЛИ (Brownlee), Джон [р. 7.1. 1901)- австралийский артист оперы (баритон). Пению обучался в консерватории в Мельбурне. Дебютировал в Лондоне в т-ре "Ковент-Гарден" в 1926, после чего в течение ряда лет исполнял гл. партии на сцене "Опера комик" (Париж), затем вновь пел в т-ре "Ковент-Гарден". С 1937 Б.- солист т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Гастролировал в Буэнос-Айресе (т-р "Колон"), Монтевидео, Антверпене, Брюсселе и др. городах; участвовал в пост. опер Моцарта на Глайндборнских фее' тивалях в Англии. Считается одним из лучших интерпретаторов моцартовского репертуара. Исполнение Б. отличается глубоким проникновением в авторский замысел, тщательностью отделки, ярким темпераментом. Среди лучших партий: Фигаро, Альфонсо, Лепорелло, Папагено ("Свадьба Фигаро", "Так поступают все", "Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта), Марсель ("Богема"), Вильгельм Телль (о. п. Россини), Паоло, Ренато, Амонасро, Яго ("Симон Бокканегра", "Бал-маскарад", "Аида", "Отелло" Верди), Балстрод ("Питер Граймс" Бриттена). С 1956 Б. - директор Муз. школы в Манхаттане. Л. М.

БРОШ‚ЛЬ, Александра Карловна (1844-1871) - русская актриса. В 1864,по окончании Петербургского театр. уч-ща-, была принята в труппу Александрийского т-ра. В октябре 1865 Б. по болезни была вынуждена оставить сцену (числилась в труппе Александрийского т-ра до конца жизни). Б. исполнила 18 ролей: Марья Андреевна, Аннушка ("Бедная невеста" и "На бойком месте" Островского), Наташа ("Русалка" Пушкина), Офелия ("Гамлет") и др. Несмотря на кратковременность пребывания на сцене, артистка благодаря своему выдающемуся лирико-драматич. таланту и большому обаянию способствовала подъ„му интереса к рус. т-ру у петерб. зрителей и критиков.

Лит.: "ЕИТ". 1896-1897, СПБ [1897], приложение, кн. 1. с. 1-18. А.Кл.

БРОШК‚ВИЧ (Broszkiewicz), Ежи (р. 6.VI.1922)- польский писатель, театральный критик, драматург. Автор пьес "Имена власти" (1957, Драматический т-р, Варшава), "Иона и шут" (1958, т-р "ЗемиЛюбуской", Зел„на-Гура), "Глупец и другие" (1960, "Т-р Шл„ноки", Катовице) и др. В пьесах Б. затрагиваются моральные и социальные вопросы современности, однако в драматургии Б. сказывается влияние экспрессионизма; образы носят условный характер. Б. Рос.

БРТ (Бакинский рабочий театр) - см. Бакинский русский театр.

БРУК (Brook), Питер (р. 21.III.1925)- английский режиссер. Обучался в Оксфордском ун-те. В 1943 начал режиссерскую деятельность пост. "Трагедии о докторе Фаусте" Марло в т-ре "Торч" (Лондон). В 1943- 1946 работал в "Бирмингемском репертуарном т-ре" и др. т-рах; пост. спектакли: "Адская машина" Кокто, "Пигмалион" и "Человек и сверхчеловек" Шоу,"Король Джон" Шекспира. Б. осуществил пост. шекспировских спектаклей в Мемориальном т-ре (Стратфорд-он-Эй-вон): "Бесплодные усилия любви" (1946), "Мера за меру" (1950), "Зимняя сказка" (1951), "Тит Андроник" (1955). Среди спектаклей, пост. Б. в драм. т-рах Лондона,- "Маленькая хижина" Руссена, "Пенни за песню" Уайтинга, "Сияние вокруг луны" ("Приглашение в замок") Ануя (все три в 1951), "Жаворонок" Ануя (1955). В т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон) Б. пост. оперы "Борис Годунов" (1948), "Олимпийцы" Блисса (1949); в "Метроподитен-опера" (Нью-Йорк)- "Фауст" (1953). В 1955 спектакль Б. "Гамлет" был показан в СССР. Б. пост. "Вид с моста" Миллера

(1958) в парижском Т-ре Антуана. Спектакли Б. отличаются лаконизмом, театр. условность сочетается в них с психологич. реализмом. Ф. Я.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница