Наши партнеры

аудиовизуальные системы
Выгодно аренда автомобиля в красноярске без водителя в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 61)


БРАУН (Braun), Карл (2.VI. 1885-1960) - немецкий артист оперы (бас-баритон). Впервые выступил на оперной сцене в Берлине в 1905. В 1905-06 пел в Берлинской королевской опере, в 1907-11 - в Висбадене, в 1911-13 гастролировал в городах Германии, Австро-Венгрии, Нидерлан-дов. В 1913-17 пел в т-ре "Метрополитен-опера", в 1918-31 - в Берлинской государственной опере. С 1906 принимал участие в Байр„йтских фестивалях. В репертуаре Б. осн. место занимали партии в операх нем. композиторов, в т. ч. в операх Вагнера,- король Марк ("Тристан и Изольда"), Погнер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Фазольт, Хундинг, Фаф-нер, Вотан, Хаген (тетралогия "Кольцо Нибелупга"), Гурнеманц ("Парсифаль"), Рокко ("Фиделио" Бетховена); среди др. партий Б.-Тоас ("Ифигения в Тавриде" Глюка), Марсель ("Гугеноты"). Б. обладал голосом красивого тембра; сценич. образы певца отличались филигранной разработкой деталей. Л. М.

БРАУНИНГ (Browning), Роберт (7.V. 1812, Лондон,-12.XII. 1889, Венеция) - английский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1833. Первая опубликованная пьеса Б.-"Парацельзий" (соч. 1835, пост. в Лондоне в 80-х гг. 19 в.). Последующие исто-рич.драмы Б.-"Страффорд" (1837),"Возвращение дру-зов" (1839), "Король Виктор и король Чарльз" (1842) - были написаны для лондонского т-ра "Ковент-Гар-ден" и для актера У. Макреди. Из этих пьес Мак-реди пост. лишь "Страффорда" (1837) и сам исполнил в спектакле заглавную роль. На сцене т-ра "Ковент-Гарден" впоследствии были пост. пьесы Б. "Пятно на гербе" (1843) и "День рождения Колумба" (соч. 1844, пост. 1853). Историч. и романтич. пьесы Б. продолжали традиции поэтич. драмы Байрона и Шелли. Борясь против поверхностной и вульгар' ной мелодрамы, господствовавшей на сцене англ. т-ра, Б. стремился возродить серьёзную этич. проблематику, следовать в своих драмах психологич. правде ("Страффорд" и "Пятно на гербе"). Однако это стремление к углубл„нному психологизму не было принято деятелями англ. т-ра, и Б. вс„ больше отходил от сценич. драматургии к жанру "драмы для чтения", к к-рому принадлежит пьеса "Пиппа проходит"(1841). Б. разработал особый жанр "драматич. монолога" - лирико-эпич. поэмы, написанной от первого лица, насыщенной событиями, драматизмом, трагическим напряжением. В этих пьесах раскрываются глубокие духовные драмы героев - искателей истины, ставится вопрос о назначении человека в жизни ("Действующие лица", 1864, и др.).

Соч.: Complete works, v. 1-12, N. Y.-Boston, 1898; тоже, N. Y., [1912].

Лит.: История английской литературы, т. 2, вып. 2, М.,1955 (АН СССР.Ин-т мировой литературы имени А. М. Горько). А. А.

БРЕВАЛЬ (Breval), Люсьенн (наст. имя и фам. - Берт Агнес Лизет Шиллинг (Schilling)] (4. XI. 1869-15.VIII. 1935) - швейцарская артистка оперы (сопрано). Сначала обучалась игре на фп. в Женевской консерватории, затем пению - в Парижской консерватории (окончила в 1890). Впервые выступила на оперной сцене в Париже в 1892. В 1892-1920солистка т-ра "Гранд-Опера" в Париже. Завоевала известность исполнением ведущих партий в операх Вагнера: Венера ("Тангейзер"), Брунгильда ("Валькирия". и "Зигфрид"), К ундри ("Парсифаль"),Ева("Нюрн-бергские мейстерзингеры"). Успешно выступала в операх франц. композиторов - Селика ("Африканка" Мейербера), Микаэла ("Кармен"), Ариадна ("Сид" Массне), Пенелопа ("Пенелопа" Форе), пела также в операх д'Энди, Рамо, Глюка и др. композиторов. Гастролировала в Англии (1899) и США (1900). Обладала сильным голосом, разнообразным по тембру и краскам, ярким драматич. дарованием. Л. М.

БРЕГВАДЗЕ, Борис Яковлевич (р. 19. III. 1926)- советский артист балета. Нар. арт. РСФСР (1957). По национальности грузин. В 1939-44 учился в балетной студии при Саратовском т-ре оперы и балета. В 1947 окончил класс усовершенствования при Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог Б. В. Шавров) и в том же году дебютировал на сцене ленингр. Т-ра оперы и балета им. Кирова в партии Андрея ("Татьяна" Крейна). Обладая эмоциональной выразительностью, развитой прыжковой техникой, динамичной пластикой, Б. созда„т преим. героико-романтич. образы. Среди партий Б.: Солор ("Баядерка" Минкуса), Фрон-досо ("Лауренсия" Крейна), Батыр ("Шурале"), Спартак (о. п. Хачатуряна), Ленни ("Тропою грома" Караева), Отелло (о. п. Мачавариани) и др. В. ?.

БРЕДЕРО (Bredero), Гербранд (16.III. 1585-23. VIII. 1618) - голландский поэт, драматург. Лит. деятельность начал в 1611. Среди наиболее известных произв. Б.: "Фарс о корове" (1612) и комедия "Испанский брабантец" (1617), созданная по мотивам плутовского романа "Ласарильо с Тормеса", приписываемого исп. писателю Менд осе. Комедия изображает нар. быт Амстердама. Пьесы Б. характеризуются реалистич.обрисовкой характеров, написаны нар. языком. "Испанский брабантец" до наст. времени входит в репертуар голландских т-ров.

С о ч.: G. A. B r e d e r o's volledige werken, dl l-3, Amst., 1918-29.

Лит.: Knuttel J.A. N.,Bredero,Lochem,1949. A. B.

БРЕДОВ, Альберт (1828-23.IV. 1899) - рус. театральный художник. По национальности немец. С 1856 работал в России. Был декоратором моек. (1856-62) и петерб. (1860-71) императорских т-ров. Осн. работы: "Иван Сусанин" (1860) и "Руслан и Людмила" (1861). Декорации Б. отличались парадностью, эффектностью, идиллич. изображением "пейзанских" ландшафтов.

Лит.: С ы р к и н а Ф., Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века, М., 1956. Ц[

БРЕЗОВАЧКИ (Brezovacki), Тито (4.1. 1757-29. X. 1805) - хорватский драматург и поэт (писал на кайкавском диалекте). Изучал теософию и философию в Будапеште. Был священником. Написал религиозную драму "Святой Алексей" (1786). Наиболее значительные произв. Б.- светские комедии "Матиаш Грабанциаш - диак" (1804; с 1929 до наст. времени ид„т в переработке Т. Строцци; в рус. пер. "Матвей-чародей") и "Диоген, или Слуга двух потерянных братьев" (соч. 1805; пост. 1925), сатирически изображающие мещанскую жизнь. С. И.

БРЕЯНУ (Brezeanu), Ион (1. XII. 1868-17.III. 1940)-румынский актер. В 1889 окончил Консерваторию драм.иск-ва в Бухаресте.В1888 был приглаш„н в труппу бухарестского Нац. т-ра, директором к-рого в то время был И. Л. Караджале. актер выдающегося комедийного дарования, Б. был единомышленником Караджале и продолжателем его традиций. Боролся за утверждение рум. драматургии, за развитие нац. сценич. школы. Играл в первых пост. многих пьес Караджале, осуществл„нных при помощи самого автора. Роли: Ипинджеску ("Бурная ночь"), Подвыпивший гражданин ("Потерянное письмо"), Ион ("Напасть") и др. В числе лучших ролей Б. также: Сбилц ("Красная страсть" Сорбула), Городничий, Шейлок, Гарпагон; Сганарель ("Дон Жуан" Мольера). Б. как актора определяла ч„ткость замысла, умение выделить гл. черту характера изображаемого персонажа, яркая сценич. форма. В 20-30-е гг., когда Нац. т-р испытывал влияние декадентских течений и находился в упадке, Б. выступал гл.обр. в классическом репертуаре, продолжая упорно отстаивать принципы реалистического искусства.

Лит.: Alterescu S.si Т о г n e a P., Teatrul National J. L. Caragiale, Buc., 1955;"Almanahul teatruli rornin", 1943;

Vasiliu M., Jon Brezeanu, Buc., 1960. H Р

БР‚ЙЕР (Вгеиег),Ханс(27.1У.1868-11.Х. 1929) - немецкий артист оперы (тенор). Пению обучался в К„льнской консерватории у А. Ифферта и Б. Штоль-пенберга; совершенствовался у Ю. Книзе в Байр„йте, где дебютировал в 1896. Гастролировал в оперных т-рах США, Австрии, Англии, Нидерландов, Германии, Швейцарии и др. стран. Пользовался известностью как выдающийся интерпретатор опер Моцарта и Вагнера. Партии: Октавио, Бельмонт, Феррандо, Тамино ("Дон Жуан", "Похищение из сераля", "Так поступают все", "Волшебная флейта" Моцарта), Риен-ци, Эрик, Тангейзер, Лоэнгрин, Фро ("Риенци", "Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Кольцо Нибелунга" Вагнера) и др. Л. M.

БР‚ЙТИНГ (Breiting), Герман (24.X. 1804-4.XII. 1860) - немецкий артист оперы (драматич. тенор). В 1826 впервые выступил на оперной сцене в Ман-гейме, после чего пел в Мюнхене и Берлине, с 1832- в Вене. В 30-40-х гг. гастролировал в Германии, Англии, России (впервые- в сезоне 1837-38). Был одним из крупнейших певцов своего времени, обладал голосом исключит. силы и обширного диапазона, приближавшимся по характеру звучания к лирич. баритону. Особенно удавались певцу драматич. эпизоды, к-рые он исполнял с экспрессией и патетикой. Партии: Альфонсо ("Цампа" Герольда), Джордж Браун ("Белая дама" Буальдь„), Поллион ("Норма" Беллини), Мазаньело, Фра-Дьяволо ("Немая из Портичи", "Фра-Дьяволо" Обера) и др. Лучшая партия Б.- Роберт ("Роберт-дьявол" Мейербера). Вс. Т.

БР‚КЕНРИДЖ (Brackenridge), Хью Хенри (1748- 25 .VI. 1816) - американский писатель, поэт и драматург. Один из первых амер. драматургов. Окончил колледж в Нью-Джерси. Лит. деятельность начал в 1772. Автор пьес, посв. борьбе за независимость, проникнутых патриотич. пафосом. В стихотворных драмах Б. "Сражение при Банкер-Хилле" (1776), "Смерть генерала Монтгомери" (1777) воспроизводятся подлинные историч. события.

Лит.: Goad O.S.andMimsE., The American stage, New Haven, 1929; История американской литературы, т. 1, М.-Л., 1947. Я. Б.

БР‚МА (Brema), Мария [наст. имя и фам.-Минни Ф е р м а н (Fehrmann)l (28.II. 1856-22.III. 1925)- английская артистка оперы (меццо-сопрано). Пению обучалась у Дж.Хеншеля в Лондоне, где дебютировала в 1891, сначала- в концертном исполнении оперы "Ганимед" Шуберта, затем - в партии Лолы на премьере "Сельской чести" Масканьи в Оксфорде. Гастролировала в Байр„йте (1894, 1896, 1897), где с успехом исполняла гл. партии меццо-сопрано в операх Вагнера: Ортруда, Кундри, Брангена, Фри-ка ("Лоэнгрин", "Парсифаль", "Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга"). Выступала в Нью-Йорке (в т-ре "Метрополитен-опера", 1894), Брюсселе, Берлине, Париже (в 1898); исполняла партии в операх Вагнера под рук. дириж„ра Г. Рихтера. В нач. 20 в. жила в Англии, выступала в т-ре "Ковент-Гарден" и др. Партии: Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Ам-нерис ("Аида"), Беатриче ("Много шума из ничего" Станфорда), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка) и др. В 1910 оставила сцену. Руководила оперной школой Роролевского музыкального колледжа в Манчестере. Л. М.

БРЕНКО, Анна Алексеевна [1848 (1849?)-1934]- русская советская актриса и театр.деятель. Засл.арт. Республики (1924). Окончила Высшие педагогич. курсы. Брала уроки драм. иск-ва в Петербурге (у

П. Д. Боборыкина, К. А. Тарновского, Е. Н. Васильевой), а также за границей. В 1878 была принята в труппу Малого т-ра. В 1879, сумев обойти монополию императорских т-ров, организовала в Москве труппу, спектакли к-рой шли под названием "Вольные выступления артистов". В 1880 открыла первый в Москве частный т-р, известный как Пушкинский театр. но официально именовавшийся "Драматич. т-р А. А. Брен-ко в доме Малкиеля". Это было товарищество актеров, имевшее лишь форму антрепризы. Т-ром руководили М. И. Писарев и В. Н. Андреев-Бурлак. В состав труппы входили П. А. Стрепетова, А. Я. Глама-Мещерская, М. Т. Иванов-Козельский, А. И. Южин, В. П. Далматов. Спектакли имели большой успех, что, однако, не спасло т-р от финансовых трудностей, к-рые привели его в 1882 к закрытию. После 1882 Б. занималась педагогич. деятельностью в Киеве, затем в Петербурге. В 1885- 1887 играла в Александрийском т-ре (Петербург). Б. активно способствовала развитию рабочей театр. самодеятельности. В 1900 организовала рабочий самодеятельный т-р в Москве, в 1914 из учеников моек. Пречистенских курсов создала Рабочий т-р, обслуживавший во время гражданской войны части Красноп Армии. В 20-х гг. руководила рабочей студией при Моск. отделе нар. образования. Актриса с тонким вкусом, превосходно знавшая т-р, Б. воспитывала молод„жь ". ..в горячей любви к идеалу и честному отношению к искусству..." ("М. Н. Ермолова", [сб.], 1955, с. 262). Б. является автором двух пьес-"Современный люд" (1883, Малый т-р) и "Дотаевцы".

Лит.: В и р е н В., Подвиг Анны Алексеевны, "Театральная жизнь", 1959, ј18, с. 26; Е р м о л о в а М. Н., Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников, М, 1955; Юрьев Ю., Записки,М.- Л., 1948; Г л а м а-М е-щерская А. Я., Воспоминания, М.-Л., 1937. А. Кл.

БР‚ННИГЕН (Brannigan), Оуэн (р. 10.III. 1908) - английский артист оперы (бас). В 1934-42 обучался пению в Лондоне. Дебютировал на сцене т-ра "Сэдлерс-Уэллс" в 1940; в 1940-47 - солист этого т-ра. В 1947-49 выступал в спектаклях Глайндборн-ской оперной компании.С 1948 Б.-в т-ре "Ковент-Гарден". Гастролировал в Амстердаме, Париже, Брюсселе, Гааге и др. городах. Завоевал известность как один из лучших интерпретаторов совр. англ. опер; партии:

Осте ("Сэр Джон влюбл„н" Воан-Уильямса), Суоллоу, Коллатинус ("Питер Граймс", "Поругание Лукреции" Бриттена) и др. Исполняет также партии классич. репертуара: Бартоло; Джеронимо ("Тайный брак" Чп-марозы), Дон Паскуале (о. п. Доницетти), Спарафу-чиле, Банко, Фра-Мелитоне ("Риголетто", "Макбет", "Сила судьбы" Верди), Миха и Кецал ("Проданная невеста" Сметаны) и др. Л. М.

БРЕНТАНО (Brentano), Клеменс (8 или 9.IX. 1778, Эренбрейтштейн,-28.УП. 1842, Ашаффенбург)- немецкий поэт, новеллист, собиратель фольклора и драматург. С 1804 - один из руководителей Гейдель-бергского кружка "младших" романтиков, выступавших с апологетикой средневекового иск-ва, против эстетич. программы просветительства. Пьесы Б. отличает абстрактность, риторика, бездейственность, композиционная рыхлость. Б. принадлежат комедии "Понс де Леон" (1801), "Вес„лые музыканты" (1803, в том же году положена на музыку Э. Т. А. Гофманом), а также проникнутые мистич. тенденциями нем. романтизма драмы "Алоиз и Имельда" (1811), "Основание

Праги" (1812). Рассчитанные гл. обр. на чтение, эти пьесы не имели успеха на сцене. Нек-рый обществ. резонанс получили сатирич. фарс "Густав Ваза" (1803), направленный против одноим„нной пьесы А. Коцебу, и патриотич. аллегорич. зингшпили, посв. победе немцев над Наполеоном: "На Рейне, на Рейне!" (1813, Вена) и "Виктория и е„ сородичи" (1817, Вена). Однако и здесь реакционная сущность творчества Б. проявилась в нападках на идеи франц. просветителей, в защите феодальных порядков. В 1813-17 Б. выступал в качестве театр. критика, издавал совместно с поэтом-романтиком И. Арнимом "Письма о новом театре", написал работу "о засилии на современной европейской сцене второстепенных атрибутов театра - костюмов и декораций и о несоответствии их требованиям подлинного сценического искусства" (1814). Эти статьи и книги принадлежат к лучшим образцам немецкой театр. критики, в них Б. пропагандировал драматургию и сценич. принципы Шекспира и Кальдерона. В последние 20 лет жизни Б. не занимался художеств. творчеством.

Соч.: Brentanos ausgewahlte Werke in vier Banden, hrsg. von W. Worris, Lpz., 1904; Brentanos Werke, hrsg. von Dohmke, Lpz.-W., [s.a.]; Dramen,L., 1938 (совм. с Arnim).

Лит.: Немецкая романтическая повесть..., т. 2, M.- Л., "Academia", 1935; Heininger F., Brentano als Dramatiker, Breslau, 1916; К о s с h W., C. Brentano. Seine Leben und Schaffen, Wurzb., 1943; P f e i f f e r-B e l l i W., C. Brentano. Ein romantisches Dichterleben, Freib., 1947. Г. Гур.

БРЕТОН ДЕ ЛОС ЭРРЕРОС (Breton delos Herreros), Мануэль (19.XII. 1796-8.XI. 1873, Мадрид)- испанский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1817. Б.-автор св. 150 оригинальных пьес и переработок франц. комедий в стихах. В сво„м творчестве следовал традициям нравоучительной драматургии 18 в. В 30-40-е гг. сблизился с представителями бытописательского (костумбристского) направления. В лучших комедиях Б. "Я возвращаюсь в Мадрид" (1828; "Т-р драмы", Мадрид), "Марсела, или Которая из тр„х?" (1831, "Придворный т-р", Мадрид), "Школа брака" (1852, там же) меткое изображение нравов сочетается с элементами критики бурж.-дворянского общества.

Соч.: Breton de los Herreros M., Obras, v. 1-5, Madrid, 1883-84.

Лит.: М о 1 i n s M. de, Breton de los Herreros. Recuerdos de su vida у de sus obras, Madrid, 1883; A s e n s i o J. M., El teatro de Breton de los Herreros, в кн.: Espana moderna, [?. l.], 1897; L e Oentil Gr., Le poete Manuel Breton de los Herreros et la societe espagnole de 1830 a 1860, P., 1909. В. Ч.

БРЕТТЙ (Bretty) [наст. имя и фам.-Анна Мария Б олыпези (Bolchesi)], Беатриса (р. 1893) - французская актриса. В 1914 окончила класс комедии Парижской консерватории (ученица Сильвена). В 1915 дебютировала в Париже в т-ре "Комеди Франсез" в роли Дорины ("Тартюф"). Эта роль надолго вошла в репертуар Б.; вместо традиционного образа субретки Б. созда„т образ женщины из народа, раскрывая нац. характер. Лучшие роли Б.- в произв. Мольера: Николь ("Мещанин во дворянстве"), Не-рина ("Господин де Пурсоньяк"), Като ("Смешные жеманницы"), Эльмира ("Тартюф"). Выступала также в пьесах Ж. Ф. Реньяра, А. Дюма-сына, А. Батая и др. Б. присущи интонационная точность и выразительность речи,пластика движений.В годы фашистской оккупации участвовала в Движении Сопротивления (награждена орденом Поч„тного легиона). В составе труппы "Комеди Франсез" в 1954 выступала в СССР. Автор мемуаров.

С о ч.: La Comedie Francaise a l'envers, P., [1957]. H. Б.

БРЕХЕР (Brecher), Густав (5.II.1879-1940) - нем. дириж„р, композитор и муз. писатель. Дирижированию и композиции обучался в Лейпциге у Р. Гофмана, Г. Шлемюллера и др., а также у Г. Малера. Работал дириж„ром в оперных т-рах Лейпцига (1898-1901), Вены (1901), Оломоуца (1902), Гамбурга (1903-10), К„льна (1911-16), Франкфурта-на-Майне (19161924) и др. городов Австрии и Германии. Был директором оперы в Лейпциге (1924-33). Пользовался известностью как своеобразный и тонкий интерпретатор опер "Фауст", "Кармен", "Пиковая дама", "Тоска"; "Немая из Портичи" Обера, "Оберон" Вебера, "Самсон и Далила" Сен-Санса и др. Б. принадлежит ряд симф. произв., труды по истории оперы и др.

Соч.: Uber die veristische Oper, Analysen zu Werken von Berlioz und Strau?, R. Strau?., Lpz., 1900; Mascanis Cavalle-ria rusticana und die italienische realistische Oper, Lpz., f 1900];

Opern-Ubersetzungen, [B., 191l]. д M.

БРЕХМАНЕ-ШТЕНГЕЛЕ, Мильда Яновна (р. 20.Х. 1893)-латышская советская артистка оперы (сначала меццо-сопрано, затем-драматич. сопрано). В возрасте 11 лет выступала на сценах рижских драм. т-ров. Пению училась сначала у М. Зандера, затем - в Рижском муз. уч-ще. Впервые выступила на оперной сцене в Риге в 1913. Совершенствовалась как певица во Франции, Италии и Германии. В 1919-53 Б.-III.- артистка оперного т-ра в Риге. Партии: Банюта и Майга ("Банюта" Калныня), Спидола ("Огонь и ночь" Я.Медыня),Кармен;Маргарита ("Фауст"), Аида; Дездемона ("Отелло"Верди),Елизавета, Эльза ("Тангейзер", "Лоэнгрин"), Лиза ("Пиковая дама"), Феврония ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова) и др. Выступала в концертах. Обладает высоким вок. мастерством и ярким драм. талантом. С 1944 занимается педагогич. деятельностью (с 1955 - педагог оперного класса Латв. консервато рии). Я. В.

БРЕХТ (Brecht), Бертольт (10.11. 1898, Аугс-бург,- 14. VIII. 1956, Берлин) - немецкий драматург, поэт, публицист и театральный деятель. Родился в бурж. семье. Участвовал в Ноябрьской революции 1918, работал в Аугсбургском совете рабочих и солдатских депутатов. Первые пьесы Б.: "Ваал" (1918, Лейпциг- 1923), "Барабаны в ночи" (1919, Мюнхен-1922), "В джунглях городов" (1923) и обработка трагедии К. Марло "Жизнь Эдуарда II" (в соавторстве с Л. Фейхтвангером, 1924, Мюнхен) направлены против милитаризма, основ бурж. общества, но не содержат ч„ткой положительной программы. Сближение с Коммунистич. партией Германии, изучение марксизма-ленинизма приводит Б. с середины 20-х гг. к стремлению создать драматургию и т-р, обнажающие пороки капиталистич. строя. Этой задаче посв. пьесы Б.: "Человек есть человек" (1926, Дармштадт и Берлин) и, созданная Б. с композитором К. Вейлем на сюжет "Оперы нищих" Гея "Тр„хгрошовая опера" (1928, "Т-р ам Шиффбауэрдамм", Берлин). Оформлению эстетич. теории Б. способствует сближение его с Э. Пискатором, в т-ре к-poro он сотрудничал в 1927 (лит. обработка ряда пьес, участие в инсц. романа Я. Гашека "Похождения бравого солдата Швейка"), а также творч. связи Б. с пролетарскими театр. коллективами Германии, у к-рых он заимствует нек-рые художеств. формы (агитобозрение, декламационные хоры, скетчи и т. п.). Стремясь повысить воспитательную роль т-ра,к-рый,по его мнению,должен воплощать революц.-политич. идеи, драматург усиливает публи-цистич. элементы своего творчества. Этой задаче отвечает его цикл "дидактических" пьес (пост. любительскими коллективами Германии): "Баденская назидательная пьеса", или "Пол„т Линдберга" (1929), "Счастливый конец" (1929),школьная опера "Говорящий "да" и говорящий "нет"" (1930), "Исключения и правило" (1930). В пьесе "Высшая мера" (1930) Б., рассказывая о героической деятельности коммунистов-подпольщиков, не создал полнокровные художеств. образы, в пьесе сказалось незнание Б. подлинной революционной практики коммунистов, которую он показал недостаточно верно.

Пьеса "Святая Иоанна скотобоен" (1930, Гамбург, 1959) Б. раскрывает преступления, связанные с созданием капиталистич. треста. Последний опыт "назидательной" драматургии - пьеса "Мать" (по мотивам Горького, 1932, Берлин), определившая новый этап в творчестве Б.

После захвата власти фашистами (1933) Б. эмигрировал. Жил во многих странах, в т. ч. в Дании (1933-39), Финляндии, США. Период эмиграции отмечен созданием выдающихся антифашистских произведений: "Круглоголовые и остроголовые" (1936, т-р "P ид де реален", Копенгаген), "Винтовки Тересы Каррар" (1935, Париж), "Страх и отчаяние в Третьей империи", документальный монтаж из 24 сцен (1944, Нью-Йорк), "Сны Симоны Ма-шар" (совм. с Л. Фейхтвангером, 1942, Мюнхен - 1958), "Швейк во второй мировой войне" (1943, Нью-Йорк). Ряд др. пьес Б., хотя и не рисует непосредственно фашизм, нес„т в себе мысль - человек обязан выступать против отжившего миропорядка. К их числу относятся: "Мамаша Кураж и е„ дети" по Грим-мельсгаузену (1939, Цюрих - 1941), "Допрос Лукулла" (1939, использована П. Дессау в качестве либретто оперы "Осуждение Лукулла", Берлинская гос. опера, 1951), "Жизнь Галилея" (первая ред. 1939, Цюрих - 1943; вторая ред. 1945, Берлин - 1956), "Добрый человек из Сезуана" (1940, Цюрих - 1943), "Господин Пунтила и его слуга Матти" по X. Вуо-лийоки (1940, Цюрих - 1948), "Восхождению Артуро У и можно было помешать" (1941, Гамбург - 1959). Уже в пьесе "Круглоголовые и остроголовые" художник побеждает в Б. рационалиста-дидактика. В последующих произведениях Б., написанных после 1939, этот процесс выявляется ещ„ отч„тливее, разработка характеров здесь особенно глубока.

С 1948 Б. жил в Берлине, здесь были им завершены: "Кавказский меловой круг" (1948, "Берлинер ансамбль" - 1954) и "Дни Коммуны" (1949, т-р в Карл-Маркс-Штадте - 1956). Здесь же Б. занимался переработкой в плане своей идейной и эстетич. программы пьес: "Антигона" Софокла (1948), "Гуверн„р" Ленца (1950), "Бобровая шуба" и "Красный петух" Гауптмана (1951), "Кориолан" Шекспира (1952),"Трубы и литавры" Фаркера (1956) и др. В 1924 Б. впервые выступил как режиссер, пост. в мюнхенском Камерном т-ре "Жизнь Эдуарда II". В 40-50-е гг. Б. основное внимание уделял созданному им в 1948 т-ру ((Берлине? ансамбль, в к-ром стремился воплотить на практике свои воззрения на драму. Б. пост. здесь совм. с Э. Энгелем пьесы:

"Мамаша Кураж и е„ дети" (1949), "Господин Пунтила и его слуга Матти" (1949), последнюю редакцию "Жизни Галилея" (1956); совм. с К. Неером - "Гуверн„р" (1940), затем-"Мать" (1951), "Кацграбен" Штрит-тматтера (1953) и "Кавказский меловой круг" (1954).

Теоретич. взгляды Б. изложены в статьях: "Широта и многообразие реалистической манеры письма" (1938), "Народность и реализм" (1938), "Новая техника актерского искусства" (1940), "О народной пьесе" (1948), "Малый органон для театра" (1949), "Диалектика на театре" (1957), "Несколько заблуждений по поводу манеры игры "Берлинского ансамбля"" (1957) и др., а также в примечаниях к ряду пьес ("Мать", 1935, "Круглоголовые и остроголовые", 1936, и др.).

Б. называл свою теорию "эпическим т-ром", взяв этот термин у Шиллера и Г„те, но вложив в него новое содержание. Для Б. большое значение имело замечание Энгельса о том, что драма будущего будет представлять собой "полное слияние большой идейной глубины, осознанного исторического смысла,...с шекспировской живостью и действенностью..." ("К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве", т. 1, 1957, с. 29). Б. стремился вернуть т-ру, на новой ступени его развития и для новых задач, синтез развлекательности и поучительности, присущий драматургии Просвещения. Осн. задача театра, по Б.,-художественными средствами донести до широкого зрителя законы развития человеческого общества, заставить его задуматься над своей социальной позицией и прийти к выводу о необходимости переустройства мира. Б. утверждал существенное отличие пропагандируемой им драмы от предшествующей (названной им "аристотелевской"), вызывавшей, по его мнению, чувства жалости, сострадания к людям. Взамен этих эмоций Б. призывал деятелей т-ра пробуждать своими спектаклями такие чувства как гнев против поработителей народа, восхищение героизмом новых людей. Вместо драматургии, предполагающей сопереживания зрителя чувствам персонажа, Б. выдвигал драматургию, вызывающую удивление и любопытство перед авторской мыслью, приводящую зрителя к осознанию необходимости перестройки отживших общественных отношений. С этой целью Б.вводит при„м, названный им "эффектом отчуждения" ("Verfremdungseffekt"), состоящий в том, что хорошо знакомое явление предста„т в спектакле с неожиданной стороны, требует от зрителя новизны его осознания. Средством для осуществления этого является постоянное нарушение натуралистической иллюзии, "подлинности" происходящего на сцене. Б. добивается фиксации внимания зрителя на важнейших мыслях автора, и с этой целью вводит песни (songs), хоры и т. п., концентрированно выражающие авторскую мысль(напр., "Песня о великой капитуляции" в пьесе"Мама-ша Кураж и е„ дети").

Теория драмы Б. потребовала и создания новой теории актерского и режиссерского искусства. Б. считал, что главная задача актера- активно отстаивать новый строй. В процессе подготовки спектакля Б. рекомендует актеру подойти к образу, созданному драматургом, с позиций свидетеля на суде, страстно заинтересованного в выяснении истины (метод "от свидетеля""), т. с. глубоко и всесторонне проанализировать поступки действующего лица и их побудительные мотивы. Б. допускает актерское перевоплощение, но лишь в репетиционный период, т. к. окончательным творческим актом на сцене, по мнению Б., является "показ'. Мизансцены должны быть не просто выразительными, но и предельно точно раскрывать смысл изображаемого явления "пользуясь различными средствами художеств. выразительности вплоть до метафоры, даже символа. Б. строил мизансцены по принципу кинокадра. С этой целью он использовал т. н. "метод модели", т. е. фиксации на фотопл„нке наиболее ярких мизансцен и отдельных поз актера с целью их закрепления. Б. был противником иллюзорного воссоздания среды, а также сценич. оформления и световых эффектов, излишне "пропитанных настроением"; функции декораций он ограничивал обозначением места действия с помощью точно найденных реалистич. деталей и созданием наиболее удобных условий для игры актера.

Б. был членом Всемирного Совета Мира. За свою деятельность драматурга и режиссера награжд„н Нац. пр. (1949), а как активный борец за мирМеждунар. Ленинской премией "За укрепление мира между народами" (1954).

Соч.: Stucke, Bd 1-12, В., 1955-59; Uber experimentelles Theater, "Theater der Zeit", В., 1959, J\o 3; в рус. пер.- Диалектика на театре, "Театра, М-, 1957, .N" 5; Эпические драмы, M.-Л., 1934; Пьесы, M., 1956; О театре. Сб. статей, М.,1960.

Лит.: P а и х Б., Бертольт Брехт, М., 1960; Фрадкин И., Лтература новой Германии, М., 1959; Эткинд Е-, Театр Бертольта Брехта, "Нева", Л., 1957, J\o 8; Л а ц и с А., Революционный театр Германии, пер. с нем., М., 1935;

Schumacher E.. Die dramatischen Versuche Bertolt Brechts 1918-1933, В., [1955]; Hecht W., Die Entwicklung von Brechts Theorie des epischen Theaters 1918-1933, TI 1-3, "Theater der Zeit". Studien, 1958, ј 9,zu Heft 12; 1959, ј 10, zu Heft 3; R i 11 а Р., Essays, В., 1955; Сборник: Theaterarbeit. 6. Auffuhrungen des Berliner Ensembles, Dresd., ll952j;

"Sinn und Form", Beitrage zur Literatur. Erstes und zweites Sonderheft, Bertolt Brecht, [Potsd., 1957; Wekwerth M., Theater in Veranderung, B., 1960. B. K.

БРЕШАНИ (Bresciani), Катерина (ок. 1728-80)- итальянская актриса. Дарование Б. проявилось в т ре "Сан-Лука" в Венеции, где К. Гольдони писал для не„ в 50-е гг. 18 в. комедии и трагикомедии. Б. исполняла роли "второй любовницы", отличавшиеся динамичностью, характерностью, комизмом. Играла в серьёзных и комедийных пьесах в стихах и в прозе, написанных на лат. яз. и на венецианском диалекте. Лучшая роль Б., принесшая ей широкую известность,- черкешенка Гиркана в персидской трилогии Гольдони ("Персидская невеста", "Гиркана в Джуль-фе", Гиркана в Исфахане"). Гольдони высоко ценил дарование Б., много занимался с ней, под его влиянием Б. стала крупной реалистич. актрисой. Гольдони написал для Б. гл. роли в пьесах "Своенравная", "Единственная женщина", "Далматинка", "Кьоджин-ские перепалки" и др. После отъезда Гольдони во Францию Б. до конца жизни выступала в труппе Дж. Лапи, перейдя в старости на роли "матерей" и "кормилиц".

Лит.: Гольдони К., Мемуары. Пер., введение и прим. С. С. Мокульского, т. 2, Л., 1933. С. Мок.

БРЖЕСКИЙ, Сергей Игнатьевич [р. 25.IX \S.X). 1900] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1941. В 1927 окончил Центр. техникум театр. иск-ва в Москве (ныне ГИТИС). Сценич. деятельность начал в 1928 в моек. ТРАМе, первая роль-Ваня Шелаев ("Шлак" Державина). Работал в Краснопресненском рабочем т-ре (до 1931), Историк о-революционном т-ре (до 1936). С 1937 - актор Саратовского т-ра им. К. Маркса. Среди ролей Б.:

Чичиков ("М„ртвые души" по Гоголю), Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Лука ("На дне"), Свеколкин ("Обыкновенный человек" Леонова), Максимов ("За тех, кто в море" Лаврен„ва), Зайцев ("Московский характер" Софронова) и др. Играл рэль Ленина в спектаклях "Человек с ружь„м" и "Кремл„вские куранты"; "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой, "Незабываемый 1919" Вишневского Б. выступает также как чтец; в его репертуаре лит. композиции произведений М. А. Шолохова ("Тихий Дон", "Поднятая целина", Судьба человека") и др. Лауреат Всероссийского конкурса артистов-чтецов (1958). Б. преподавал сценич. мастерство в Саратовской консерватории им. Собинова, (1940-47). . Э. К.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница