Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Женская одежда в Вологде магазин Electra Style.

Театральная энциклопедия
(страница 58)


БОРИС‚ВИЧ, Ольга Михайловна (1903-13. IX. 1947) - белорусский советский режиссер. В 1923-26 училась в Белорус. театр. студии. В 1927-31 работала режиссером 2-го Белорус. драм. т-ра, в 19311947-Белорус. оперной студии и т-ра оперы и балета, в 1937-39-режиссер-ассистент Большого т-ра (Москва). Пост. на белорус. сцене оперы: "Русалка", "Чио-Чио-сан", "Севильский цирюльник", "Евгений Онегина и др. , Бр. С.

БОРИСЕНКО, Алексей Григорьевич (р. 1868 - г. смерти неизв.) - русский артист оперы (тенор). Пению обучался в Милане у проф. Ф. Поццо. В 1886 выступал в муз.-драм. украинской труппе Кропивницкого, в 1887-92 пел в Петерб. придворной певческой капелле. В 1892-98 гастролировал в оперных т-рах Киева, Харькова, Тифлиса, Баку, Одессы и др. городов. В 1898 впервые выступил в Мариинском театре (Петербург). В 1902-03 работал в Москве в антрепризе Медведева, в 1903-07 и с 1913 - в опере Зимина. В 1907-13 - в Петербурге и провинции. Обладал звучным, сильным голосом, большим темпераментом; исполнял преим. драматич. партии: Герман; Дубровский (о. п. Направника), Канио, Вертер и др. / Н. Каз.

БОРИСЕНКО, Вероника (Вера) Ивановна (р. 16.1. 1918) - русская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1959). В 1943 окончила Свердловскую консерваторию по классу Д. Евтушенко. В 1944-46 Б.- аспирантка Киевской консерватории. Впервые выступила на оперной сцене в 1941 в Свердловске. В 1941-45 - артистка Свердловского оперного т-ра, в 1945-46-Т-ра оперы и балета им. Шевченко. С 1946 Б.- солистка Большого т-ра. Обладает красивым, сильным голосом. Партии:

Груня ("Вражья сила" Серова, Ст. пр. 1948), Ольга, Полина ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), Кон-лаковна ("Князь Игорь"), Ганна, Любаша, ("Майская ночь", "Царская невеста"), Марфа ("Хованщина"), Кармен; Зибель ("Фауст") и др. Б.- первая исполнительница главной партии в опере Хренникова "Мать" (1957). Выступает как концертная певица. Н. Каз. БОРИСОВ, Александр Ф„дорович [р. 18.IV(1.V). 1905] - русский советский актер. Нар. арт. СССР 1951). Род. в Петербурге в семье рабочего. Участвовал в любительских спектаклях. В 1927 по окончании студии при Ленингр. акаде-мич. т-ре драмы (учился у Ю. М. Юрьева) был принят в театр-студию, в 1928 в осн. труппу т-ра. В 1930 сыграл свою первую крупную роль - инженера Бориса Волгина ("Чудак" Афиногенова), создав образ жизнерадостного, целеустремл„нного человека. Уже в этой роли определилось большое дарование молодого актера, его непосредственность,эмоциональность. Правдивый, жизнеутверждающий образ Волгина- инициатора

"первой бригады энтузиастов производства" - открыл галерею героев современности, созданную Б. Убедительно раскрываются артистом героизм, стойкость, душевная красота, скромность, идейность советского человека. Предельной ясностью и простотой было отмечено исполнение Б. роли бойца Степана ("Победители" Чирскова, 1946, Ст. пр. 1947); Б. внес в этот образ юмор, озорное лукавство, большую жизненную мудрость. Умение актера раскрыть в простых будничных событиях романтику, героизм ярко проявилось в образе Павла Корчагина ("Как закалялась сталь", 1947). Многогранен, полнокровен у Б. образ партийного работника Чеканова ("Высокая волна" Николаевой и Радзинского, 1952). Мудрость, простоту, подлинный демократизм советского государственного партийного деятеля показал Б. в сценич. образе М. И. Калинина ("Жизнь в цвету" Довженко, 1947). Обаятельны-созданные актером образы Сем„на Котко ("Ш„л солдат с фронта" Катаева, 1938), Котова ("На берегу Невы" Трен„ва, 1937), Рекало ("За тех, кто в море" Лаврен„ва, 1946). Верой в человеческое достоинство, нравственной чистотой, одухотворенностью проникнуты образы, созданные Б. в пьесах русской классики: Мелузов ("Таланты и поклонники", 1943), Гаврила ("Горячее сердце", 1951). В роли Аркашки Счастливцева ("Лес", 1948) Б., не отказываясь от комедийных красок, в то же время показывает бесправность, одиночество маленького, униженного жизнью человека. Большой тра-гич. силой, глубоким постижением социальной сущности характера отмечен созданный Б. образ Кисель-никова ("Пучина" Островского, 1955). В ролях Самозванца ("Борис Годунов", 1935), царевича Ф„дора ("Великий государь" Соловь„ва, 1945), Кривохатско-го ("Одна ночь" Горбатова, 1956) Б. проявил себя как острохарактерный актер. В годы Великой Отечественной войны Б. и актер т-ра Пушкина К. И. Адашевский создали на радио образы вес„лых бойцов-разведчиков Козьмы Ветеркова и Ильи Шмелькова. Передачи с участием этих персонажей, называвшиеся "Огонь по врагу", получили широкую популярность.

С 1937 Б. снимается в кино: Павлов ("Академик Иван Павлов", Ст. пр. 1950), Мусоргский ("Мусоргский", Ст. пр. 1951), Рыбкин ("Александр Попов", Ст. пр. 1951) и др.

Соч.: Из творческого, опыта, М., 1954.

Лит.: Б е и л и н А. М.,... Александр Ф„дорович Борисов, Л., 1950; Кара С., Александр Борисов, М., 1952; Красина Т., Сосновский И., Народный артист СССР Александр Ф„дорович Борисов, М., 1952. Ю. А.

БОРИСОВ (наст. фам. - Г у р о в и ч), Борис Самейлович (1873-11.XI.1939) - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1927). По образованию юрист. Сценич. деятельность начал в укр. труппе М. Л. Кропивницкого (1895- 1897). Затем работал в Харькове, Киеве (1899-1903) и др. городах. В 1903-13 и с 1925- в т-ре Корша в Москве. актер преим. комедийный, Б. выступал также в драматич. ролях; иногда играл в опереттах. В иск-ве Б. юмор сочетался с мягким лиризмом, проникновенной теплотой и искренностью. Среди его лучших ролей:

Любим Торцов ("Бедность не порок"), Грумио ("Укрощение строптивой"), Ванюшин ("Дети Ванюшина" Найд„нова), Поташ ("Поташ и Перламутр" Монтегю и Гласа), Синичкин ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), Зупан ("Цыганский барон" Штрауса), Желтухин ("Касатка" А. Н. Толстого). Б. дополнял гл. роли в пьесах Я. Гордина, Ш. Аша (Шепшович - "Бог мести"). Большую известность Б. получил как выдающийся эстрадный актер - исполнитель песен Беранже, куплетист и рассказчик, чтец (чеховские миниатюры, басни Д. Бедного, поэмы II. Уткина), автор и исполнитель романсов, муз.-вокальных пародий, эстрадных импровизаций, экспромтов. Был также одним из популярных актеров моек. т-ра "Летучая мышь".

Соч.: История моего смеха, [М.], 1929.

Лит.: "Театр и искусство", П., 1915, ј 31; "Русский артист", М., 1907. ј 6; "Жизнь искусства". Л., 1926, ј 1; "Новый зритель", М., 1924, ј*ј 29 и 30; "Искусство и жизнь", Л., 1939, ј 10; "Декада московских зрелищ", М., 1939, JVs 8. А. Шн.

БОРИСОВ, Павел Борисович [1850-23.VI (6.VII). 1904] - русский артист оперы (баритон). В 1876 окончил Петерб. консерваторию по классу Д. Кор-си. Пел в Харькове, Киеве, Одессе и др. городах России, а также в Англии и Италии. В 1882-93 и в 1898-99 выступал в качестве "первого баритона" в Большом т-ре. Обладал сильным голосом широкого диапазона. Партии: Мефистофель ("Фауст"), Амонасро ("Аида"), Нелюско ("Африканка" Мейербера), Мазепа (о. п. Чайковского); был единственным исполнителем партии Демона в опере "Тамара" Фитингофа-Шеля. С 1894 Б. преподавал пение в Одессе.

БОРИСОВА, Юлия Константиновна (р. 17. III. 1925) - русская советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании Театр. уч-ща им. Щукина в 1949 была принята в труппу Т-ра им. Вахтангова. 1-я роль - Магда ("Заговор обреч„нных" Вирты). Создала образы своих молодых современниц - Павлина ("Стряпуха" Софронова), Варя ("Одна" Ал„шина), Люська ("Две сестры" Кнорре), Наташа ("Город на заре" Арбузова), Валя ("Иркутская история" Арбузова) и др. Среди лучших ролей Б. также - Анисья ("На золотом дне" Мамина-Сибиряка), Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому; исполнила эту же роль в одноим. фильме) и др.

Лит.: Бирман С., Надежды будущего, "Театр", ? 957, ј 1, с. 80-89; Соловьева И., Путь к лирике, в сб.:

Москва театральная, М., 1960, с. 320-331.

БОРИСОВ‚Ц, Валентин Павлович fp. 15(28).!. 1910] - украинский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в УССР (1957). В 1931 окончил театр. и кинодекорационный ф-т Киевского художествен. ин-та. Работал в т-рах Украины. В 1944-56 - гл. художник Львовского укр. т-ра им. М. Заньковец-кой. Оформил спектакли: "Борис Годунов" (1937) в Днепропетровском т-ре им. Т. Шевченко, "Гроза" Островского (1946), "Тайфун" Цао Юя (1958) в Запорожском т-ре им. Щорса, "Навеки вместе" Дмитерко (1950), "Борислав сме„тся" Франко, "Днепровские зв„зды"

Баша (1951), "На большую землю" Хижняка (Ст. пр. 1950) в т-ре им. Заньковецкой. Работам Б. присущи графическая острота рисунка, образность и выразительность детали. ' А. Др.

БОРИСОГЛЕБСКАЯ, Анна Ивановна [l.(13)VII. 1868-26. IX. 1939] - украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1936). Род. в местечке Се-беж на Витебщине. Училась в Харьковской школе "Благотворительного общества" для бедных детей и сирот, участвовала там в школьных спектаклях. По окончании школы работала учительницей в селе Новоселица (на Харь-ковщине). Впервые выступила в спектакле любительского кружка в Славянске в роли Одарки ("Сватанье на Гонча-ровке" Квитки-Основьяненки). В 1888 вступила в труппу М. Л. Кропивницкого, в к-рой проработала ок. 10 лет. Затем служила в ряде крупнейших укр. трупп: П. К. Саксаганского, Н. К. Садовского, Т. Колесниченко и др. В 1919- 1925 - в труппе товарищества "Украинский театр" под рук. Н. Орла-Степняка. В 1925-39 - актриса Т-ра им. И. Франко (Киев).

Отдав значительную часть своей творч. жизни доре-волюц. укр. т-ру, Б. принесла на сов. сцену живые традиции реалистич. нац. актерского иск-ва. Творчество е„ отличалось простотой, непосредственностью и высоким мастерством. Талантливый мастер сценпч. перевоплощения, Б. создала художественно-убедительные, жизненно-правдивые образы в произведениях классич. и сов. драматургии: Терпелиха ("Наталка-Полтавка" Котляревского), Шкандыбиха ("Ли-меривна" Мирного), Секлета Хивря, Устя Шурай ("За двумя зайцами", "Сорочинская ярмарка", "Ой не ходи, Грицю...." Старицкого), Ганна, Татьяна ("Бесталанная", "Суета" Карпенко-Карого), мать Лукаша ("Лесная песня" Леси Украинки), Пошл„п-кина, Сваха ("Ревизор", "Женитьба"), Мария Тарасовна, Рыжова, Варвара ("Платон Кречет", "Правда", "Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Усачиха ("Мастера времени" Кочерги).

Лит.: И о с и п е н к о I., Народна артистка. До 50-р?ч-чя сцен?чно д?яльност? народно артистки УРСР Г. I. Бори-согл?бсько, "Театр", Кив, 1937, Ко 4, с. 38-41; Г. I. Борисогл?бська. Народна аптистка УССР, "Театр", Кив, 1937, лг 9. Р. Б.

БОРЙЩЕНКО, Виктор Петрович [р. 22.1(4.11). 1914] - украинский советский артист оперы (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. УССР (1951). Член КПСС с 1946. Учился в Ин-те инженеров ж.-д. транспорта в Харькове и одновременно занимался пением в Доме культуры, в 1933-35 пел в студии при Харьковском т-ре оперы и балета. В 1935 Б.- солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Партии: Андрей ("Тарас Бульба" Лысенко), Богун ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Князь ("Русалка"), Фауст;

Пьер ("Война и мир" Прокофьева) и др. С. Гр.

БОРК (Borkh), Инга (наст. имя и фам.- Ингеборг Л е н ц) (р. 26.V.1921)-немецкая артистка оперы (сопрано). Училась драматич. иск-ву в Вене в школ М. Рейнхардта (1936-37); пением занималась в Милане у проф. Моратти (1939) и в Зальцбурге в "Моцар-теуме" (1939--40). Впервые выступила на оперной сцене в Люцерне в 1940, после чего выступала в оперных т-рах Берна, Базеля и др. городов. Европ. известность завоевала после исполнения в Базеле партии Магды ("Консул" Менотти) в 1951. Выступала в Берлине, Мюнхене, Вене, Париже (т-р "Гранд-Опера"), Милане (т-р "Л а Скала"), Нью-Йорке (т-р "Метрополитен-опера"). Исполнение Б. характеризуется тонкой, выразит, фразировкой, голос певицы отличается чистотой, "звонкостью" и блеском в верхнем регистре и плотностью, насыщенностью звучания в среднем и нижнем регистрах. Партии: Леонора ("Фиделио" Бетховена), Агата, Эглантина ("Вольный стрелок", "Эв-рианта" Вебера), леди Макбет ("Макбет" Верди), Аида;

Сента ("Летучий голландец" Вагнера), Турандот (о. п. Пуччини), Электра (о. п. Штрауса), Мария ("Воццек" Берга) и др. Вс. Т.

БОРНЕМИССА (Bornemissza), Петер (1535-85) - венгерский писатель, поэт, драматург. Автор пьесы "Электра" (1558), являющейся вольным переложением на венг. яз. одноим„нной трагедии Софокла. В условиях тур. владычества Б. создал трагедию, насыщенную патриотич. и тираноборч. идеями, придал ей венг. колорит и нац.-освободит, направленность. Эта пьеса была впервые пост. в обработке Ж. Морица на сцене Нац. т-ра (Будапешт) в 1931. Пост. "Электры" с текстом, целиком принадлежащим Б., осуществлена в 1958 актерами Ин-та культуры (реж. Д. Секей). В 1959 эту пьесу пост. Нац. т-р. А. Гер.

БОРОВ, Илья Григорьевич (р. 5. V. 1899) - русский советский режиссер. Нар. арт. Каз. ССР (1936). Засл. арт. РСФСР (1934). Член КПСС с 1942. Учился в Киевской театр. студии (1919-22). В 1926 окончил Высшие театр. мастерские (Москва). В 1926-35 работал режиссером рабочего т-ра облпрофсовета в Иваново-Вознесенске. В 1935-37 - худ. рук. Казахского т-ра драмы (Алма-Ата). Пост. спектакли: "Аристократы" Погодина (1936), "Ревизор" (1936); "Амангельды" Май-лина и Мусрепова (1937). В дальнейшем работал в русских т-рах Алма-Аты, Ижевска, Барнаула, Тулы. С 1952 работает в Кирг. т-ре (Фрунзе). Я. Л.

БОРОДАЙ, Михаил Матвеевич (1853-1929) - русский театральный деятель, антрепрен„р. В юности служил в типографии расклейщиком афиш. В 1870 поступил к харьковскому антрепрен„ру Н. Н. Дюко-ву библиотекарем и актером на выходные роли. Был кассиром и администратором у антрепрен„ров П. М. Медведева (Харьков), Е. Я. Неделина (Таганрог), Г. М. Коврова (Саратов, Воронеж). С сер. 80-х годов Б. начал возглавлять крупные провинц. труппы, числившиеся "товариществами", но фактически б. ч. являвшиеся антрепризой Б.: т-ры в Киеве (1889, 1903-06, 1907), Харькове (1887, 1891-93, 1907), Саратове (1894, 1897-99), Казани (1895-1900), Ниж-нем-Новгороде (1896), Одессе (1902), Иркутске (1910, 1911-14). В сезоне 1907-08 возглавлял оперные труппы в Тифлисе и Екатеринодаре. Б. был одним из рус. антрепрен„ров, способствующих развитию нац. театр. иск-ва; он стремился приблизить т-р к демо-кратич. зрителю, подбирал сильные по составу труппы, пропагандировал серьёзный репертуар. После Октябрьской революции работал в Иркутском т-ре.

Лит.: Юрьев Ю. М., Записки, ч. 2-3, Л.-М., 1948;

Русский провинциальный театр. Воспоминания, Л.-М., 1937; "Современный театр", М., 1929, ј 34-35. А. Кл.

БОРОДАЧ (Borodac), Янко (р. 18. VI. 1892) - чехословацкий режиссер, актер и драматург. Нар. арт. Чехословацкой Республики (1955). Учился актерскому иск-ву в Пражской консерватории. В 1920 вступил в труппу передвижного Словацкого нац. т-ра. С 1923 - актер и режиссер Нац. т-ра в Братиславе. В 1925 основал театр. школу, где обучал молод„жь актерскому мастерству. В своей творч. и педагогич. деятельности утверждает принципы реалистич. иск-ва, опираясь на опыт рус. и сов. т-ра, широко используя творч. метод МХАТа. Среди пост. Б. на словацкой сцене: "Гамлет" (1931), "Лес" (1931), "На дне" (1932), "Васса Железнова" (1937); "Страх" Афиногенова (1933), "Вишн„вый сад" (1934) и "Три сестры" (1952), '"Ревизор" (1936), "Свадьба Кречинского" (1937); "Марина Гавранова" Стодолы (1941), "Сирано де Бержерак" Ростана (1942), "Женский закон" Тайовского (1944);

"Кремл„вские куранты" (1951); "Ирод и Иродиада" Гвездослава (1955). Перев„л на словацкий яз. пьесы:

"Лес" и "На всякого мудреца довольно простоты";

"Чужой реб„нок" Шкваркина, "Портрет" Афиногенова и др.

Лит,: V sluzbach slovenskeho divadla. Sbornik k 60 naro-deninam Jana Boradaea..., Martin, 1952; Mr lian R., Se slovenskym divadlom, Brat., 1957. J]. Сол.

БОРОДАЧОВА-ОРСАГОВА (Borodacova-Orszagho-va), Ольга (р. 16. XII. 1899) - чехословацкая актриса. Жена Я. Бородача. По национальности словачка. Училась в Пражской консерватории. В 1920 вступила в труппу передвижного Словацкого Нац. т-ра. С 1923 - актриса Нац. т-ра в Братиславе. В 1925 вместе с Бородачом принимала участие в организации театр. школы, где (одновременно с работой в т-ре) занималась обучением молод„жи актерскому мастерству. Большое внимание уделяет выразительности сценич. речи. Роли: Mapa ("Женский закон" Тайовского), Сливкова и Анна ("Чай у господина сенатора" и "Йошка Пучик и его карьера" Стодолы), Тамар ("Ирод и Иродиада" Гвездослава), Мадлена, Пирошка ("Буки подполянские", "Святая Варвара" Кралика), Анна Андреевна ("Ревизор"), Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники"), Васса Железнова; Мария Тарасовна ("Платон Кречет") и др. Гос. пр. (1949).

Лит.: V sluzbach slovenskeho divadla. Sbornik k 60 na-rodeninam Jana Boradaca..., Mrrtin, 1952. JI. Сол.

БОРОДИН, Александр Порфирьевич [31.Х(12.ХП. 1833, Петербург,15(27).II.1887, там же] - русский композитор и уч„ный-химик. Учился в Медико-хи-рургич. академии (1850-56) в Петербурге. С конца 1862 - профессор, с 1877 - академик Медико-хи-рургич. академии. В 1862 сблизился с композитором М. А. Балакиревым и вош„л в его кружок ("Могучая кучка"). Б.- автор симфоний, камерно-инструмент., вокальных и др. соч.- создал монумент, героич. оперу "Князь Игорь" по древнерус. эпич. поэме "Слово о полку Игореве" (либретто написано Б. по сценарию В. В. Стасова), но не успел закончить эту оперу; после смерти композитора, по его материалам, оперу завершили Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Пост. состоялась в 1890 в Мариинском т-ре. Проникнутая высокой патриотической идеей, опера Б. покоряет величием и благородством образов, мощью и размахом народных хоровых сцен, рельефностью во-кально-симфонич. характеристик, широтой и разнообразием муз.-драматич. форм. Она включает и эпич. картины, и трогательную лирику, и характерные жанровые образы, и скомороший юмор. При общей уравновешенности и пластичности форм опера отличается целеустремл„нностью драматич. развития. "По моему,- писал Б. в одном из писем, - в опере, как и в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места; все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко и по возможности практично в исполнении как голосовом, так и оркестровом. Голоса должны быть на первом плане, оркестр - на втором.... Меня тянет к пению, к кантилене, а не к речитативу, хотя, по отзывам знающих людей, я последним владею недурно. Кроме того, меня тянет к формам более законченным, более круглым, более широким".

Новаторски развивая традиции М. И. Глинки, Б. красочно воплотил в музыке два мира - Русь и Восток. Не прибегая к прямым заимствованиям из фольклора, Б. чутко воспроизв„л в опере характер народной музыки - русской и восточной (композитор внимательно изучил напевы, собранные венг. путешественником П. Гунфальви в Средней Азии и у потомков древних половцев в Венгрии). Высоким образцом постижения духа и склада русской народной песни является подголосочный хор поселян из "Князя Игоря", передающий скорбь народа и одновременно его душевную стойкость. Столь же оригинальны и столь же типичны восточные мелодии Б., воспроизводящие знойную негу и лихую воинственность половецкого стана. Один из шедевров русской художеств. классики, опера "Князь Игорь" послужила образцом для создания историко-эпич. опер других народов СССР и вошла в фонд мирового оперного иск-ва.

Б. написал также муз.-театр. пьесу "Богатыри" на текст В.Александрова (В. А. Крылова). Эта пьеса ("опера-фарс"), пародирующая оперные штампы (с частичным заимствованием музыки из опер Мейербе-ра, Россини, Герольда, Серова, Кавоса, оперетт Оф-фенбаха, нар. песен и др.), была пост. в 1867 в Малом т-ре (инструментовка дириж„ров Э. Мертена и Ф. Бюх-нера). В 1936 была пост. в Камерном т-ре (Москва) в неудачной переделке (новый текст Демьяна Бедного), вызвавшей осуждение общественности. В клавире сохранился написанный Б. 4-й акт оперы-балета "Млада" (коллективная работа композиторов балакиревского кружка на сюжет, предложенный С. А. Гедеоновым, либретто В. А. Крылова).

Лит.: Стасов В. В., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1954; Ф и г у р о в с к и и II. А. и Соловьев Ю. П., Александр Порфирьевич Бородин, М.-Л., 1950;

Д и а н и н С. А., Бородин, М., 1955; Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 3, М., 1954; Глебов Игорь (Б. В. А с а ф ь е в), Из забытых страниц русской музыки, в кн.: Музыкальная летопись. Статьи и материалы, под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 1, П., 1922; Л а м м П. и П о-л о в С., "Богатыри", "Советская музыка", 1934, ј 1. Б.Ш.

БОРОЗДИНЫ-МУЗИЛИ - русская актерская семья, представители к-рой св. 100 лет играют на сцене Малого театра. Варвара Васильевна (по сцене-Бороздина 1-я; 1828-66) и Евгения Васильевна (Бороздина 2-я; 1830-69) - сестры. По окончании Театр. уч-ща в 1848 дебютировали на сцене Малого т-ра в водевиле Хмельницкого "Бабушкины попугаи". Выступали преим. в комедиях и водевилях, были частыми партн„ршами М. С. Щепкина и В. И. Живокини. Игра их отличалась живостью, изяществом. Б.-М. играли также в пьесах Островского;

В. В. Бороздина - Липочка ("Свои люди - сочт„мся"), Ульяна ("Воевода"), Жмигулина ("Грех да беда на кого не жив„т"), Варвара ("Гроза", роль была написана Островским для Б.); Е. В. Бороздина -Оля ("Старый друг лучше новых двух"), Устинья Наумовна ("Свои люди - сочт„мся"). Варвара Петровна Пино (1854-1927)-дочь В. В.Бороздиной и П. Пино - главного машиниста Большого т-ра; дебютировала в Малом т-ре в 1870; прослужила здесь 20 лет. Е„ муж - Николай Игнатьевич Музилъ (1841-1906) былвыдающимся актером Малого т-ра. Дети В. П. Пино и Н. И. Музиля: 1) Варвара Николаевна (р. 1871), по сцене сначала-Музиль 1-я, затем по мужу Рыжова, с 1893 играет на сцене Малого т-ра, нар. арт. СССР, 2) Елена Николаевна Музиль 2-я, в Малом т-ре играла с 1893; 3) Николай Николаевич Музиль 2-й, на сцене Малого т-ра с 1896; 4) Надежда Николаевна Муз и л ь-лр-тпстка т-ра Корша в Москве и Суворинского т-ра в Петербурге. Сын Варвары Николаевны и Ивана Андреевича Рыжовых - Николай Иванович Рыжов - артист Малого т-ра, нар. арт. РСФСР.

Лит.: Д у р ы л и н С., В. Н. Рыжова, М.- Л., 1945;

Кар а-М у р з а С., Малый театр. Очерки и впечатления, М" 1924. А.Кл.

БОРСКАЯ (наст. фам.- Климова), Надежда Дмитриевна [р. 21.1(2.11). 1885]- русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). Окончила драм. отделение Моск. филармонич. уч-ща (1903, училась у В. И. Немировича-Данченко, А. А. Санина). В 1903 вступила в труппу Ярославского т-ра. Играла гл. обр. в провинциальных т-рах (Херсон, Рига, Харьков, Тифлис, Одесса и др.). В 1912-33 - актриса т-ра Корша в Москве, в 1933-36 - МХАТа 2-го. В 1936- 1954 играла в Малом т-ре. Иск-во Б. отмечено большим обаянием, мягким юмором. Роли: Варенька ("Дикарка" Островского и Соловь„ва), Лиза ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского), Полина ("Доходное место"). Тонкой сатиричностью отличались созданные Б. образы Турусиной ("На всякого мудреца довольно простоты"), Хл„стовой ("Горе от ума"), Анны' Павловны ("Живой труп") и др.

БОРТНЯНСКИЙ, Дмитрий Степанович [1751, Глу-хов,-28.1Х(10.Х). 1825, Петербург] - русский композитор. По национальности украинец. Еще реб„нком отличался муз. одар„нностью и прекрасным голосом. Ок. 1759 был привез„н в Петербург и зачислен в Придворную певческую капеллу, участвовал в придворных концертах и оперных спектаклях. Занятия композицией начал под руководством композитора Б. Галуппи. В 1769 был направлен для продолжения образования в Италию, где пробыл ок. 10 лет. Б.- один из первых рус. композиторов разрабатывал сложные формы инструмент, музыки (сонаты, камерные ансамбли); писал церковную музыку. Творчество Б. способствовало развитию рус. инструмент. музыки. Оперы Б. "Креонт" (1776), "Алкид" (1778) и "Квинт Фабий" (1779) были пост. па сценах крупных итал. оперных т-ров. В 1779 Б. был назначен капельмейстером при дворе наследника Павла в Гатчине и Павловске; здесь он создал оперы на франц. либретто- "Сокол" (1786) и "Сын-соперник, или Новая Стратоника" (1787), пасторальную комедию "Праздник сеньора" (1786, пост. в Петербурге) и др. соч. Оперы "Сокол" и "Сын-соперник...", изящные постилюипоэ-тич. по настроению,- одни из первых лирич. опер в России. В 1796 Б. получил звание управляющего Придворной певческой капеллой.

Лит.: Доброхотов Б., Д. С. Бортнянский, М.-Л., 1950; Асафье'в Б., Об исследовании русской музыки XVIII века в двух операх Бортнянского, в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927.

БОРУХОВА, Фатима(р. 9.XI. 1916) - узбекская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт.Узб. ССР (1950). Сценич. деятельность начала в 1930 в Андижанском муз. т-ре; с 1935 Б.- солистка Т-ра оперы и балета им. Навои (Ташкент). В 1940-42 училась в узб. оперной студии при Моск. консерватории. Партии:

Лейли ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Акжу-нус ("‚р-Таргын" Брусиловского), Зебиниса ("Буран" Ашрафи и Василенко), Ширин ("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля), Полина, Няня ("Пиковая дама", "Евгений Онегин"), Гадалка ("Алмаст" Спендиарова) и др. С 1957 выступает как концертная певица. С. М.

БОРШТНИК (Borstnik), Игнаций (11. VII. 1859- 23. IX. 1919) - словенский актер, режиссер и драматург. В 1885-86 обучался актерскому иск-ву в Вене у Р. Тирольта. Сценич. деятельность начал в 1882 в Люблянской читальне. Ставил спектакли в читальне, а также в 1886-94 - в "Отечественном т-ре" в Любля-не. В 1894-1912 и 1914-18 работал в Загребе, в 1918-19 - снова в Любляне. Б.- ведущий актер первого поколения словенских проф. актеров. Лучшие роли: Кантор ("Король на Бетайнове" Цанкара), Хельмер ("Нора"), Фердинанд, Тартюф; Старый Илия (о. п. Борштника). Создал сценич. образы в трагедиях Шекспира: Гамлет; Кассио и Яго ("Отелло"), Шейлок ("Венецианский купец"), Ричард II. Б. были присущи реалистич. манера игры, мощный темперамент. Б. принадлежат обработка (по роману И. Юрчича) и пост. пьесы "Вероника Десиничка" (1892); пьесы "Не мой вкус" (1886) и "Старый Илия" (1891). Аг. М.

БОРШТНИК (Borstnik), София (15.V. 1868-3.XII. 1948) - словенская актриса. Жена И. Борштника. Сценич. иск-ву обучалась в Любляне, Праге, Вене. Играла на словенском, хорватском, болг. и нем. яз. Сценич. деятельность начала в 1882 под фамилией Звонарева (Zvonarjeva). Работала в т-рах Любляны (1882-94, 1908-10, 1918-22), Загребе (1894-1902, 1903, 1914),Софии (1905-07), Осиека (1911). Обладала сильным темпераментом, в своих лучших ролях сочетала внешнюю эффектность с проникновением в сущность психологии героинь. Осн. роли: Х имена ("Сид" Корнеля), Леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Мария Стюарт; Антигона (о. п. Софокла); Нора; Маргарита ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Федора (о. п. Сарду), Магда ("Родина" Зудермана), Фрекен Юлия (о. п. Стриндберга). Аг. М.

БОРЩАГОВСКИЙ, Александр Михайлович [р.1(14). X. 1913] - русский советский театральный критик и драматург. Член КПСС с 1940. Работал зав. лит. частью в киевских т-рах - им. И. Франко (1938-40), им. Леси Украинки (1945-46) и в Центр, т-ре Советской Армии в Москве (1947-49). Лит. деятельность начал в 1936. Автор пьес: "Жена" (1955, Ленингр. драм. т-р), "Медвежья шкура" (1958, Моск. т-р им. Пушкина) и др. Б. принадлежат театроведческие работы по укр. театру.

С о ч.: Шевченко ? театр. [б. м.], 1941 (совм. с М. Иоси-пснко); Шекспир ? укранський театр. в кн.: Вильям Шекспир. Сб?рка статей, Кив, 1939; Драматичн? твори ?вана Франка, Кив, 1946; Амвросий Максимилианович Бучма, Кив, 1947; Драматургия Тоб?левича, Кив, 1948; Путь театра. - Очерк истории театра им. Франко, М.-Л., 1948.

БОРЬБА - вид спорта: единоборство по определ„нным правилам. Как цирковой жанр состоит в зрелищной демонстрации при„мов борьбы. С сер. 19 в. на ярмарках, площадях, гуляниях и в балаганах выступали проф. борцы. В рус. цирках Б. становится частью представления с 70-80-х гг. 19 в. Часто первые два отделения занимало цирковое представление, третьематчи Б. Первые соревнования проф. борцов были организованы в сер. 19 в. во Франции (отсюда назв.- "французская" борьба), в России первый чемпионат проф. "французской" борьбы был провед„н в 1904 в Петерб. цирке Чинизелли. В конце 19 в. и в 1-м десятилетии 20 в. Б. становится в России популярным зрелищем. Организатором соревнований борцов был И. В. Лебедев ("Дядя Ваня"). В рус. до-революц. цирке выдвигаются борцы: И. М. Поддуб-ный, С. И. Елисеев, И. В. Шемякин, И. М. Заикин, Н. Г. Вахту ров и др. Однако многие предприниматели вводили в соревнования различные шарлатанские трюки.

В советском цирке Б. до 1933 включалась в программы цирков эпизодически (наиболее значительные чемпионаты в Москве - в 1922, 1923 и 1924). С 1933 проф. борцы были зачислены на постоянную работу в Гос. цирки. Наряду с борцами старшего поколения появились новые борцы М. М. Боров, И. К. Куксенко (Ян Цыган) и И. В. Плясуля, В. Г. Ярков, М. М. Стрижак и др. Распространение получила классическая Б. (прежние названия "французская", "греко-римская"), Б. как цирковой жанр тесно связана со спортом; многие борцы-спортсмены выступают в цирке, из числа цирковых борцов вышел засл. мастер спорта чемпион мира А. Г. Мазур и др. Б. входит в нар. празднества, проводимые во многих республиках СССР (Казахстан, Киргизия, Бурятия и т. д.). За рубежом Б. как цирковой жанр не распространена.

Лит.: Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л.-М., 1947; Галковский Н. М., К а т у л и н А.3., Ч и о н о в Н. Г., Борьба классическая и вольная, М., 1952; Гринвальд Я., Русский богатырь Иван Поддуб-ный, М.-Л., 1948; Лебедев И. (Дядя Ваня), История профессиональной французской борьбы, [M.I, 1928.

БОРЯН, Гурген Михайлович (р. 2.VI. 1915) - армянский советский поэт и драматург. Член КПСС с 1940. Лит. деятельность начал в 1930. Автор пьес "На высотах" (1947) о Великой Отечественной войне, и "Под одной крышей" (1957) об установлении Советской власти в Армении и др. Пьесы Б., пост. в Т-ре им. Сундукяна (Ереван) и др. т-рах, отмечены поэтичностью, тонкостью психологич. характеристик. Б. Л.

БбСКО (Bosco), Бартоломео (1793-1863) - итал. артист цирка; фокусник. Был наполеоновским солдатом. Во время войны 1812 попал в плен и выступал как фокусник в Сибири. После возвращения на родину выступал в крупных городах Европы и Америки. В 40-х гг. 19 в.- в Москве, Петербурге. В своих представлениях Б. сочетал мастерство манипулятора (демонстрировал проворство и ловкость рук) и иллюзиониста; применял специальные аппараты, при помощи к-рых появлялись и исчезали предметы.

Лит.: Дмитриев Ю. А., Русский цирк, М., 1953;

К и о, Фокусы и фокусники, М., 1958. М. 3.

БОССЕ, Гуальтьер Антонович [9(21). IX. 1879- 1953] - советский певец (бас) и педагог. Отец - француз, мать - шведка. Засл. арт. РСФСР (1927). Пению обучался у Россета в Петербурге и Пин-торно и Ронкони в Милане. В 1905 участвовал в спектаклях итал. оперы в Петербурге, в 1906-09 работал в Киевском оперном т-ре, с 1910 -в Мари-инском т-ре в Петербурге. Партии: Кончак ("Князь Игорь"), Вотан ("Валькирия" Вагнера), Мефистофель ("Фауст"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник") и др. Б. создал яркие и живые сценич. образы, обладал высокой музыкальностью, сценич. культурой, вокальной техникой. Голос Б.- сильный бас - отличался теплотой и выразительностью. Нек-рое время

Б. работал оперным режиссером в Малом оперном т-ре в Петрограде, пост. оперы "Миньон" Тома (1918), "Царь и плотник" Лортцинга (1919) и др.; выступал в качестве певца в своих постановках. С 1913 занимался педагогия, деятельностью (с 1914 - профессор Петерб. консерватории). Среди учеников Б.- А. П. Иванов, И. П. Яшугин и др.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница