Наши партнеры

av решения
Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/prokat-avto-habarovsk-vladivostok/ в компании РексРент.
Магазин одеждыКупить пальто Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 55)


БОГУСЛАВСКИЙ (Boguswski), Владислав (9.VII. 1838-14.VIII.1909) - польский театральный, музыкальный и литературный критик, режиссер. Внук актера и реж. Войцеха Богуславского. Учился в ун-тах Москвы, Петербурга, Парижа, Гейдельберга. С 1870 выступал со статьями о т-ре и музыке в варшавских журналах ("Курьер варшавски", "Музыкальное и театральное эхо", "Атенеум", "Тыгодник повшехны"). В 1876 был режиссером варшавских т. н. правительственных т-ров. Кроме отч„тов и рецензий, писал статьи по истории т-ра. Автор книг "Войцех Богуславский" ("Wojciech Boguslawski", W., 1887) и "...Силы и средства нашей сцены" ("Siiy i srodki naszej sceny", W., 1879) (Teatr i literatura).

БОГУСЛАВСКИЙ (Boguslawski), Войцех (9.1 V.1757, Глинно,- 23.VII.1829, Варшава) -польский режиссер, драматург, либреттист, педагог, артист драмы и оперы (бас), театральный деятель. Создатель польского профессионального драм. и муз. т-ра. Родился в шляхетской семье. Обучался в начальной школе в Варшаве, где участвовал в школьных спектаклях. По окончании школы был одним из участников домашних спектаклей при дворе краковского епископа К. Солтыка (у к-рого Б. был пажем). В 1775-77 Б.-на военной службе. В 1778 он поступил в драматическую труппу Ф. Монбрена в Варшаве. Одновременно с успешными выступлениями на сцене активно участвовал в первых опытах по созданию польской национальной оперы, написал (на основе комедии Ф. Богомольца) либретто для оперы М. Каменского "Осчастливленная нищета" (пост. в 1778 в Варшаве силами польской драм. труппы с участием самого Б.). В 1780-82 Б. работал во Львове. В 1783- 1784 был директором труппы "Национальные актеры" (впоследствии-Польский "театр Народовы") в Варшаве. В 1785 организовал т-р в Вильне и совершил с ним гастрольные поездки по стране (Гродно, Калиш, Познань, Львов, Люблин, Краков). Эти поездки имели большое значение для укрепления польского нац. т-ра. С 1789 Б. снова в Варшаве, где в 1790 вновь возглавил "Т-р Народовы". Б. успешно осуществил на его сцене постановки произведений лучших зарубежных писателей, нескольких пьес польских авторов (в т. ч. "Возвращение депутата" Немцевича, 1791), а также пьес собств. сочинения (комедия "Генрих VI на охоте", 1792).

Б. вн„с важнейший вклад в развитие польской оперы и оперного т-ра, переведя либретто и поставив на сцене ряд опер западноевропейских композиторов. В 1794 Б. сочинил либретто и пост. на сцене "Т-ра Народовы" комич. оперу "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" (композитор Стефани), народную по сюжету и муз. языку. Эта пост. в условиях нац.-освободительного восстания 1794 была воспринята зрителями как призыв к оружию. В наши дни опера сохраняется в репертуаре польских т-ров. Б. был активным участником восстания Костюшко. После подавления восстания Б. переехал во Львов, где в трудных условиях возродил деятельность местного т-ра. Здесь он ставил собств. комедии ("Модные спазмы", 1797, и др.), переводы на польский яз. классич. произведений ("Гамлет", 1797), оперы польских композиторов, для мн. из к-рых сам сочинял либретто ("Искахар, король Гуаксары" и "Амазонки" Эльснера и др.). Он же выступил инициатором постановок массовых оперных спектаклей под открытым небом: "Амазонки" Эльснера (1796), "Агатка" Радзивилла (1797). В 1799 Б. возвратился в Варшаву и вновь возглавил "Т-р Народовы", директором к-рого оставался до 1814. Б. начал свою актерскую и режиссерскую деятельность в русле франц. классицистской школы. В дальнейшем вс„ более полно и последовательно утверждал в сво„м творчестве принципы сценич. реализма, заслужив имя "отца польского театра". Он выступал с равным успехом на драм. и оперной сценах. В его репертуаре - роли короля Лира, Гамлета; Саула (о. п. Альфьери), оперные партии - Аксур (о. н. Сальери), Фабрицио ("Фраскитянка" Паизиелло), Бардос ("Мнимое чудо..." Стефани) и др. Особое значение имеет борьба Б. за передовой репертуар: он не только переводил и ставил лучшие пьесы иностранных авторов (Шекспир, Мольер, Вольтер, Бомарше, Гольдони, Лессинг), но и неизменно уделял внимание национальной польской драматургии. Не менее значительна и роль Б. в создании и пропаганде нац. оперного искусства; под его рук. в Варшаве и др. городах были пост. оперы польских композиторов Ю. Эльснера, Я. Стефани, Ю. Липинского и др.

С 1811 Б. наибольшее внимание уделяет театрально-педагогич. деятельности в созданной им варшавской "Драматической школе" (в 1817 преобразована в "Школу музыки и драматич. иск-ва"). Из учеников этой "Школы" выросли кадры проф. польских актеров и певцов, создавших передвижной драм. т-р (успешно гастролировал в Калише, Кракове, Вильно и др. городах). В 1814 Б. оставил руководство Нац. т-ром, но продолжал до 1827 с неизменным успехом выступать на его сцене.

Б. был автором первого в истории Польши учебника актерского мастерства - "Драматургия, или Наука о сценическом искусстве" (1812).

Соч.: Dziela dramatyczne, t. 1-12, Warsz., 1820-23;

Cud mniemany czyli Krakowiacy i Gorale, "Ossolineum"" Wroclaw, 1957.

Лит.: II г н а т о в С. С., Деятельность В. Богуславского, в кн.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, M., 1957, с. 722-88; Galle L., Wojciech Boguslawski i repertuar teatru polskiego w pierwszym okresie jego dzialalnosci, Warsz., 1925; B r u m e r W., Sluzba narodowa Wojciecha Boguslawskiego, Warsz., 1929; S w i e г с-z e w s k i E., Wojciech Boguslawski i jego scena, Warsz., 1929; его же, Teatr Wojciecha Boguslawskiego w latach 1799- 1814, Wroclaw, 1954; Сборники: Wojciech Boguslawski, PIW, Warsz., 1954; "Pamietnik Teatralny", Warsz.. 1954, ј 3-4 (W 126 rocznice smierci Wojciecha Boguslawskiego); H u b n e r Z., Boguslawski-czlowiek teatru, "Wiedza powszechna", Warsz., 1958; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. l. M.-Л., 1954, с. 231-56. Б. Рос.

БОДЕЛЬ (Bodel), Жан (г. рожд. неизв.- ум. 1210) - французский поэт, драматург. Род. в Лррасе. Б.- автор первого известного франц. миракля "Игра о святом Николае" (1200), написанного под влиянием событий крестовых походов 12-13 вв. Несмотря на религ. сюжет и церковную назидательность, миракль Б. да„т яркие картины гор. жизни, отличается динамичным действием и сочным бытовым колоритом. Миракль о святом Николае указывает на проникновение в религ. жанр реалистич. тенденций.

Лит.: "Игра о святом Николае", в кн.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Сост. и редакция С. Мокульского, т. 1, 2 изд.. M., 1953; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. l. M., 1956, с. 43-45; Бояджиев Г. Н., У истоков французской реалистической драматургии (XIII век), в кн.: Ежегодник Института истории искусств Академии наук СССР, М., 1955, с. 43-45;

F о u 1 о n С h.,La representation et les sources du"Jeu de Saint-Nicolas", в сб.: Melanges d'histoire du theatre du moyen age et de la renaissance,offerts a Gustave Cohen, par ses collegues, ses eleves et ses amis, P., 1950. Г р. Б.

БОДУРОВ, Любомир (р. 14. X. 1925) - болгарский артист оперы и оперетты (драматич. тенор). Пению обучался в Софийской консерватории. В 1955-56 - стаж„р Большого т-ра СССР. С 1950- артист Муз. т-ра им. Македонского; с 1957 - Софийской нар. оперы. Партии: Андроник ("Ивайло" Гол еминова), Хозе, Герман; ПьерБезухов ("Война и мир" Прокофьева) и др. Выступает также в оперетте - Атанасов ("Молодость маэстро" Райчева), Парис ("Прекрасная Елена" Оффен-баха) и др. Б. обладает разносторонним сценич. дарованием, голосом мягкого красивого тембра. Гастролировал во мн. странах, в т. ч. в СССР (1958). Выступает в концертах. Димитр. пр. (1959).

БОЖИЧ (Bozic), Мирко (р. 2.IX. 1919)- югославский (хорватский) писатель, драматург. Изучал право в Загребском ун-те. Лит. деятельностью начал заниматься, находясь в народ но-освободит. армии. Пьесы "Мост" (1947), "Девять стран" (1948), "Отступление" (1949), "Перекр„сток" (1951), "Качели на плакучей иве" написаны на темы народно-освободит. войны (три последних пьесы пост. в Загребе и в др. городах страны). Автор психологич. драмы "Ш„лковые туфельки" (1959). Драмы Б. отличаются сочным, живым и ярким диалогом. Аг. М.

БОЗДЕХ (Bozdech), Эмануэль (21.VI.1841-10.II. 1889) - чешский драматург. Автор комедий из жизни "высшего" об-ва' "Ошибающееся сердце" (1865), "Из врем„н котильонов" (1867), "Авантюристы" (1872), "Господин Мира в халате" (1876), "Генерал без армии" (1889). Пьесы Б. сценичны, занимательны, но весьма легковесны (Б. называли "чешским Сарду"). Лучшая пьеса Б.- драма "Барон Гертц" (1868, Временный т-p). Л. Сол.

БОЗИО (Bosio), Анджолина (22.VIII.1830-12.IV. 1859) - итальянская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у В. Каттанео в Милане, где дебютировала на сцене Королев, оперного т-ра в 1846. Гастролировала в Париже (1848), Копенгагене, Мадриде, Лондоне (1852 и 1856), Нью-Йорке и др. городах, в Петербурге и Москве (1853-56; 1858-59). Б. обладала ярким темпераментом, большим драматич. талантом, красивым голосом. Партии: Эльвира ("Пуритане" Беллини), Адина ("Любовный напиток" Доницетти), Иессонда (о. п. Шпора), Розина ("Се-вильский цирюльник"), Церлина ("Фра-Дьяволо" Обера), Луиза, Эльвира, Джильда, Леонора, Виолетта ("Луиза Миллер", "Эрнани", "Риголетто", "Трубадур", "Травиата" Верди) и др.

Лит.: M o n a l d i Ст., Cantanti celebri, Roma, 1929. JJ.M.

БОЙКЙНЯ, Никифор Михайлович [р. 2(15).VI. 1901] - русский советский артист оперы (баритон). Нар.арт.РСФСР(1957).ЧленКПССс 1941. В 1935 окончил Муз .-театр. технику м в Днепропетровске по классу Ц. 3. Альтман. Творч. деятельность начал в 30-е гг.; работал в различных оперных коллективах Украины. С 1947 Б. - солист Пермского т-ра оперы и балета. Обладает красивым, сильным голосом. Выступает как в драматич., так и в комедийных ролях. Партии:

Иван Болотников (о. п. Степанова, Ст. пр. 1951), полковник Ярцев ("Заря" Молчанова), комиссар Чугай, Монтанелли ("Хождение по мукам", "Овод" Спадавеккиа), Арбенин ("Маскарад" Д. Толстого), князь Игорь, Алеко, Демон; Грязной ("Царская невеста"), Карась ("Запорожец за Дунаем"), Яго ("Отел-ло" Верди), Марбуэль ("Ч„рт и Кача" Дворжака) и др. , О. В.

БОЙКО (наст. фам.- Могильниченк о), Андрей Иванович [р. 12(25). IX. 1905]- русский советский артист оперы (тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1950).В 1932 окончил Муз. уч-ще им. Хамзы в Ташкенте. В 1932- 35-солист ансамбля песни и пляски Среднеазиатского военного округа. Впервые выступил на оперной сцене в Ташкенте в 1935. С этого же года Б.-солист Т-ра оперы и балета им. Навои (Ташкент). Партии: Ленский; Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Дубровский (о. п. Направника), Князь ("Русалка"), Фауст, Канио, Альфред, Рудольф, Герцог, Каварадосси и др. Б. обладает голосом большого диапазона. Создал ряд эмоционально насыщенных образов с подч„ркнуто драматич. окраской. А. Ш.

БОЙС (Воусе), Брюс (р. 2.1.1910) - канадский артист оперы (баритон). В 1934-36 брал уроки в Лондоне у Р. фон Вальриха. Впервые выступил как певец на концертной эстраде в 1936 в Лондоне; на оперной сцене- в 1947 в Кембридже. С 1948 работал в т-ре "Ковент-Гарден", в Англ. оперной труппе и Лондонском оперном клубе. Обладает подвижным, разнообразным по градации силы звука и тембру голосом. Партия: Дон Жуан (о. п. Моцарта), Марсель ("Богема"), Граф ("Свадьба Фигаро"), Монтероне ("Риголетто"), Аполлон ("Аполлон и Дафнис" Генделя) и др. Успешно выступает также в камерном репертуаре. Л. А/.

БОЙТО (Boito), Арриго (24.11.1842-10.VI.1918) - итальянский композитор и поэт. Музыке обучался в Миланской консерватории. В 60-х гг. жил в Германии, Париже и Польше. Б .пытался перенести нек-рые принципы музыкальных драм Р. Вагнера в итал. оперу. Это проявилось в его опере "Мефистофель" (либретто композитора на сюжет обеих частей "Фауста" Г„те). Опера, проникнутая скептицизмом, разочарованием, была созвучна настроениям значит, части итал. интеллигенции той эпохи, пережившей крушение романтико-либеральных иллюзий. На первом представлении (1868, Милан) опера успеха не имела; популярность приобрела со времени постановки е„ в новой редакции в. 1875 (Болонья). Славу оперы упрочило гениальное исполнение Ф. И. Шаляпиным роли Мефистофеля в Милане (1901) и в России. Б. принадлежит также опера "Нерон" (неоконч., пост. в род. Тосканини в 1924) и др. соч., он известен также как поэт (псевд.- Тобиа Горрио; Tobia Gorrio) и автор либретто к операм "Джоконда" Понкьелли, "Симон Бокканегра", "Отелло", "Фальстаф" Верди и др. Перев„л на итал. яз. тексты нескольких опер Вагнера и др.

Лит.: Nardi Р., Vita di Arrigo Boito, 2 ed., Mil., 1944. БОЙЦОВ, Николай Петрович (1885-1944) -русский советский театральный художник-осветитель. В 1900 поступил в осветит, цех т-ра Суворина в Петербурге. В 1919-44 был зав. электроцехом Ленингр. Большого драм. т-ра. Один из авторов книги "В помощь театральному осветителю" (1941). Б. Я.

"БОЙЦЫ" - пьеса Б. С. Ромашова (о командирах Красной Армии 30-х гг., о советской военной интеллигенции), в 4 д. Соч. 1933. Пьеса премирована на Всесоюзном драматургич. конкурсе (1934). Пост. 23 февр. 1934 одновременно в Ленингр. т-ре им. Пушкина (реж. Дервишев, худ. Шкляев;

Гулин -Любош, Ленчицкий-сын - Малютин, Ленчицкий-отец - Горин-Горяинов, Берг- Азанчевский, Ленчицкая - Мичурина-Самойлова) и в Ленингр. т-ре Красной Армии (б. филиал т-ра им. Пушкина) (Гулин - Меркурьев, Ленчицкий-сын - Толубеев). i марта 1934 премьера "Б." состоялась в Центр, т-ре Красной Армии в Москве (реж. Толчанов, худ. Гончаров и Попов, муз. А. В. Александрова; Гулин - Петров, Ленчицкий-сын - Хохлов, Ленчицкий-отец - Хованский, Берг - Барташевич, Командующий округом - Бель-ский). 28 марта 1934 "Б." показал Малый т-р (реж. Прозоровский и Хохлов, худ. Либаков и Матрунин; ГуЛин - Светловидов, Ленчицкий-сын - Радин и Ленин, Ленчицкий-отец - Владиславский, Краузе - Ольховский, Берг-Ме-жинский, Командующий округом - Соловь„в, мать Гули-на - Блюменталь-Тамарина и Турчанинова, Башилова - Гоголева).

"Б." ставили многие т-ры СССР: Воронежский т-р (1934), Саратовский т-р (1934), Смоленский т-р (1935), Бакинский рабочий т-р (1935), Горьковский т-р (1934, реж. Соболыци-ков-Самарин), Свердловский т-р (1934), Ташкентский рус. т-р (1935), Ростовский-на-Дону т-р (1935), Новосибирский т-р "Красный факел" (1935), Омский т-р (1936) и др.

И з д а н и я.-Первое издание "Б."- М., 1934; из последующих изд.: Пьесы советских писателей, т. 3, M., 1953; вариант для клубной сцены, М., 1935. 4. Шн.

БОКАЖ (Bocage), Пьер (11.XI.1799, Руан,- 30.VIII.1862, Париж) - французский актер. Один из крупнейших романтич. актеров Франции. В юности был лионским ткачом. Сценич. деятельность начал в 1821. Играл в т-рах "Одеон" (с 1845 - директор), "Порт-Сен-Мартен" и др. После революции 1830, в к-рой Б. принял непосредств. участие, выдвинулся в ряды прогрессивных актеров. Творчество Б. неразрывно связано с драматургией Гюго (Дидье - "Ма-рнон Делорм", 1831), А. Дюма-отца (Антони - "Анто-ни", 1831, Буридан - "Нельская башня", 1832), Ф. Пиа (Оскар - "Разбойники и философ", 1834, Анго - "Анго", 1834) и др. актер бурной эмоциональности, склонный к передаче глубоких и сильных страстей, к резким пси-хологич. контрастам, Б. играл романтич. героев-бунтарей, носителей протеста против насилия и несправедливости, ханжества и лживости бурж.-ари-стократич. общества. Однако утопизм индивидуального бунтарства и неизбежная обреч„нность сценич.героев Б. вносили в его творчество ноты скорби, отчаяния. Оппозиц. настроения Б., его горячий демократизм особенно ярко проявились после разгрома революции 1848. В 1850 он был снят с поста директора т-ра "Одеон" за антиправительств. направление т-ра. Последние годы жизни играл в провинции

Лит.: Сг i n i s t y P., Bocage, P., 1932; L у о n n e t Н., Dictionnaire des comediens francais, P., 1912-13. Е.Ф.

БОКЕР (Boker), Джордж Генри (6.X.1823-2.1. 1890) - американский поэт и драматург. Представитель романтич. направления в амер. драматургии, глава т. н. филадельфийской школы драматургов-романтиков. Лит. деятельность начал в 1848. Автор пьес: "Анна Болейн" (1849), "Леонор де Гусман" (1853, в т-ре "Уолнат-стрит", Филадельфия), "Помолвка 1850) и др. Наибольшую известность приобрела трагедия Б. на сюжет поэмы Данте "Франческа да Римини" (1855, бродвейский т-р Э. Давенпорта, Нью-Йорк). Пост. этой трагедии (в дальнейшем значительно переработанной автором) неоднократно возобновлялась на амер. сцене (в т. ч. в 1882 при участии актера Л. Барретта) и пользовалась большим успехом у зрителей. К. Б.

"БОККАЧЧО" ("Boccaccio") - оперетта Ф. Зуппе, либр. Ф. Целля и Р. Жене (по мотивам "Декамерона" Боккаччо). Пост. 1 февр. 1879, Вена (Джованни Боккаччо-Линк, Пьетро - Тевеле, Скальца - Хильдебрант, Беатриче - Виска, Лотеринги - Эппих, Изабелла - Клейн, ЛамбертуччоБлазель, Петронелла - Шефер, Фиаметта - Штрейтман). Первая пост. в России-12 ноября 1882, Петербург. На сов. сцене пост. 3 мая 1957 в Т-ре им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко (либр. Е. Геркена) (Джованни Боккаччо - Морозов; пост. Баратов, реж. Мельцер, Мордвинов, дир. Байн, худ. Волков).

И з д а н и я.-СПБ, Бессель, [1882]. Я. Гр.

"БОКОВЫЕ КАРМАНЫ" сцены- специальные помещения, расположенные с двух сторон сцены на уровне планшета. Используются для подготовки смены декораций. К "Б. кл обычно примыкают деко-рац. склады. Б. Я.

БОКОНБАЕВ, Джоомарт (16. V. 1910- l.VII. 1944)- киргизский советский поэт и драматург. В 1933-35 учился в Ин-те журналистики в Москве. Литературную деятельность начал в 1927. На основе своей поэмы "Алтын-кыз" ("Золотая девушка"), воссоздающей образ киргизской женщины, боровшейся против басмачества, за коллективизацию сельского хозяйства, написал пьесу "Алтын-кыз" (1937, Кирг. драм. т-р, Фрунзе) - первую нац. муз. драму на совр. тему. Автор (совм. с Дж. Турусбековым и К. Маликовым) либретто первой кирг. оперы "Ай-Чурек" (1939, Кирг. муз. драм. т-р, Фрунзе). Пьеса Б. "Токтогул (1939), посв. известному кирг. акыну, была впоследствии переделана в либретто одноим„нной оперы (музыка В. Власова, А. Малды-баева и В. Фере - 1958, Т-р оперы и балета, Фрунзе).

Лит.: Керимжанова Б., Значение русской литературы для творческого роста Джоомарта Боконбаева, в кн.:

Труды Института языка, литературы и истории [Кирфана], вып. 3, Фрунзе, 1952; Писатели советского Киргизстана. Краткий бногр. справочник, Фрунзе, 1958, с. 57-59. Н. Л.

"БОЛГАРИЯ"- крупнейший болг. концертно-теат-ральный зал. Открыт в Софии в 1937. В "Б." регулярно проводятся концерты и спектакли с участием лучших болг. и зарубежных артистов. Л. М'.

БОЛГАРСКАЯ (Азимова), Гульсум Мусеевна [р.3(15).X.1891]- та1арская советская актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1923). Засл. арт. РСФСР (1925). Член КПСС с 1946. Одна из первых тат. актрис. В 1910 вступила в труппу "Сайяр". С 1922 - актриса Тат. т-ра им. Красного Октября (ныне Т-р им. Камала). Создала яркие женские образы в пьесах Г. Камала (Гайни - "Несчастный юноша", Гульжихан - "Банкрот", Гафифэ - "Первое представление"). Играя в переводной драматургии, сообщала созданным ею характерам особый нац. колорит. Среди ролей Б.:

Зулейха ("Молодая жизнь" Кулахметова), Ханзафа ("Тревожные дни" Гиззата), Зухрабика ("Первые цветы" Тинчурина), Гадиля ("Шамсикамар" Аблиева), Бадига ("Галиябану" М. Файзи), Катерина и Кабаниха ("Гроза"), Полина ("Враги"), Гертруда ("Гамлет") и др. , , X. К.

БОЛГАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Начало Б. д. положили драм. диалоги, разыгрывавшиеся в 1-й пол. 19 в. в школах. Переводы и переработки иностр. пьес также способствовали развитию Б. д. Основоположником Б. д. является Д. П. Войников, писавший пьесы для собств. любительской труппы. Создал св. 10 ис-торико-патриотич. драм ("Раина княгиня", 1866, "Крещение Преславского двора", 1868, и др.) и сати-рико-бытовых комедий (в т. ч. "Ложно понятая цивилизация", 1871). Пьесы Войникова способствовали пробуждению нац. самосознания народа.

В период, предшествовавший освобождению страны от тур. господства, лучшей болг. пьесой была ис-торич. драма В. Друмева "Иванко" (1872), отличающаяся глубокой разработкой конфликта и характеров, патриотич. направленностью. Появляются пьесы на совр. тематику ("Хаджи Димитр Ясенов" Л. Кара-велова, 1872). Одноактные комедии и драм. диалоги болг. революционера и поэта X. Ботева способствовали формированию сатирич. драматургии.

Народ но-демократич. традиции, сложившиеся в эпоху т. н. нац. возрождения, развивали крупнейшие болг. драматурги И. Вазов, А. Страшимиров, П. Говоров - родоначальники реалистич. драмы, формировавшейся в период, последовавший за освобождением Болгарии от тур. владычества (1878). Правдивое отражение жизни народа, идеи патриотизма составляли гл. содержание их произведений. Писатель-реалист И. Вазов написал 15 пьес, из к-рых 5 являются инсценировками его прозы ("Руска", 1883, "Изгнанники, 1894, "Под игом", 1910, и Др.). Историч. драмы Вазова "Над пропастью" (1907) и "Борислав" (1909) проникнуты народно-героич. пафосом, нац.-освободит. идеями. В произв. на совр. темы - "Искатели т„плых местечек" (1903), "Кандидаты славы" (1900) - высмеиваются пороки бурж. общества: цинизм, жажда наживы, эгоизм. Творчество Вазова оказало большое влияние на дальнейшее развитие Б. д. Драматург А. Страшимиров, обращаясь к совр. темам, показывает рост социально-экономич. противоречий в Болгарии. Подъ„м нац.-освободит, движения в нач. 1900-х гг. в Македонии отраж„н в его пьесах "Святые из Прилепа" (1900), "По ту сторону" (1906) и др. В историю болг. т-ра Страшимиров вош„л как создатель бытовых психологич. драм - "Вампир" (1901) и др., комедий -"Мрак" (1901), "Свекровь" (1907), "Дом" (1909), отражающих процесс классового расслоения города и деревни. Большим успехом пользовались пьесы П. Тодорова. Большинство его драм создано на основе фольклора, легенд, прич„м сказочные герои действуют в реальной бытовой обстановке. По мотивам нар. преданий и песен написаны драмы Тодорова "Самодива" (1904), "Змеиная свадьба" (1910) и др. Лучшей из его пьес является социально-бытовая драма "Первые" (1907) - о борьбе между реакц. чорбад-жийством (кулачеством) и представителями торговой и ростовщич. буржуазии. Образец психологич. реалистич. драмы создал П. К. Яворов - автор пьес "В долинах Витоши" (1911), "Когда гром грянет" (1912).

Процесс утверждения реалистич., народно-демокра-тич. направления в Б. д. проходил в острой борьбе против декадентских, эстетско-индивидуалистич. течений, распространившихся после 1-й мировой войны и особенно в годы монархо-фашистской диктатуры 1923-44. В годы усиления полицейской цензуры и давления фашистских властей на иск-во Б. д. переживала кризис. В этот период народно-демократич. реалистич. линия Б. д. нашла выражение в пьесах: "Золотая копь" (1926) и "Големанов" (1927) С. Л. Костова, "Мастера" (1927) Р. Стоянова, "Албена", "Миллионер" (обе 1930), "Боряна" (1932) И. Йовкова, и др. В 1930-е гг. началось формирование антифашистской прогрессивной драматургии (пьесы Л." Стоянова, И. В слева, Д. Хаджилиева, Н. Вапцарова и др.).

После освобождения Болгарии от фашистской оккупации в сент. 1944 перед Б. д. открылись широкие возможности для развития народно-демократич., реалистич. нац. традиций. В первые же месяцы появились одноактные, а затем и многоактные пьесы на совр. темы. Наряду с изображением событий военного времени драматурги показывали строительство новой жизни в республике. Одним из первых драматургов, отразивших героич. Движение Сопротивления, был К. Кюлявков - автор пьесы "Борьба продолжается" (1945) и др. Ему принадлежит и первая сатирич. комедия "Борсановы" (1947), разоблачавшая приспособленчество буржуазии, продолжавшиеся в стране саботаж и спекуляцию. Пьесы "Партизаны" К. Калче-ва, "Огни Перника" А. Гиргинова, "Болото" А. Гуляш-ки изображали недавнее прошлое и совр. жизнь страны.

Однако мн. произв., написанные в первые годы установления народно-демократич. власти, отличались индивидуалистич. концепциями, субъективно-ограниченным восприятием действительности, они разрабатывали преим. историч. темы. Постепенно драматурги обратились к изображению совр. жизни, начали улавливать в будничных фактах повседневности ростки нового, передового. Драма О. Василева "Тревога" (1948), показавшая раскол в бурж. семье в дни нар.-освободит, борьбы 1941-44, была первой пьесой, глубоко отразившей современность. Его пьеса "Счастье", гакже посв. борьбе народа за свободу в 1941-44, отличается напряж„нным драматизмом, верным воспроизведением историч. обстановки народно-освободительной борьбы. Большой интерес представляет пьеса К. Зидарова "Царская милость" (1948), воссоздающая картину жизни Болгарии в канун и во время 1-й мировой войны. Историч. теме посв. и пьеса Зидарова "За честь погон". О бдительности контрразведки рассказывает пьеса "Разведка" Л. Стрелкова (1949).

Успехи социалистич. строительства в Болгарии, новое отношение к труду, энтузиазм строителей социализма показаны в пьесе А. Гуляшки "Обещание". В пьесе "Сноха" (по ромаду Г. Караславова) раскрывается острая классовая борьба в болг. селе в 30-х гг., разоблачается хищнич. природа сельских богачей. В 40-50-х гг. появляются пьесы о перестройке мелко-бурж. интеллигенции-"Любовь" О. Василева и др. Острый социально-политич. конфликт положен в основу драмы "Первый удар" К. Кюлявкова. Пьеса воссозда„т картину лейпцигского суда, инсценированного фашистами над революционером, вожд„м болг. народа Г. Димитровым. В 50-е гг. написаны пьесы: "Каждый осенний вечер" Пейчева, "Совесть" Ма-нова, "Незабываемые дни" Стрелкова, "Блокада" Зидарова, "Женщины с прошлым" Димова, "Будни имеют много им„н" Русева, "Двери закрываются" Джагарова, "Тревожная весна" Пеева, "Камень в болото" Караславова, "От большой любви" Цачева, "Мир мал" Радоева и др. В большинстве этих пьес правдиво отражены современность, социалистич. строительство в Болгарии.

Лит.: Минков Ц., Очерки по българска литератури, София, 1946; Българска драматургия. Сборник, ч. 1-2, под ред. К. Зидарова [и др.], София, 1957. Дг. А/.

"БОЛГАРСКАЯ ОПЕРНАЯ ДРУЖБА" - см. "Болгарское оперное товарищество".

БОЛГАРСКИЙ ВЙСШИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА им. Крыстю Сарафова- театральное учебное заведение. Создан в Софии в 1948. Возник на основе школы-студии под рук. Н. О. Массалитинова, открытой в 1925 при софийском Народ ном т-ре. Положил начало систематич. театр. образованию в Болгарии. В 1948 школа была реорганизована в Гос. высшее театр. уч-ще. В 1954 уч-ще переименовано в Высший ин-т театр. иск-ва. Имеет 3 ф-та: актерский, режиссерский и театроведческий. Срок обучения 4 года. Для ин-та выстроено спец. здание с помещением для учебного т-ра. В 1952 ин-ту присвоено имя Крыстю Сарафова. Аг. М.

БОЛГАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ИМ. КРЫСТЮ САРАФОВА - крупнейший драматический театр в Болгарии. Создан в 1904 в Софии на базе драм. труппы "Основа" (1888), оперно-драм. коллектива (1890), драм. труппы "Слеза и смех" (1892). З янв. 1907 состоялось торжественное открытие нового здания т-ра, являющегося одним из лучших памятников архитектуры в Болгарии.

Деятельность т-ра в 1904-12 связана с расцветом болг. нац. драматургии и актерского иск-ва. Здесь были пост. драм. произв. И. Вазова, А. Страшими-рова, П. Тодорова, П. К. Яворова и др. В это время приобрели популярность актеры: В. Кирков, А. Бу-девская, К. Сарафов, С. Огнянов, С. Бычваров, 3. Недева, И. Попов, Х. Ганчев, А. Кирчев, Г. Киров, П. К. Стойчев, Е. Снежина, В. Игнатиева и др. Наряду с произв. болг. авторов в репертуаре т-ра появились переводные пьесы. На сцене т-ра с большим успехом были пост.: "Ревизор", "Доходное место", "Свадьба Кречинского", "Живой труп", "Власть тьмы", "Три сеетры", "Дядя Ваня", "Вишн„вый сад", "На дне", "Мещане". Осуществлены пост. произв. зап.-европ. драматургии: "Король Лир", "Венецианский купец", "Мизантроп", "Тартюф", "Коварство и любовь", "Разбойники", "Ткачи" и др.

В 1912-25 т-р находился в состоянии творческого кризиса, испытывал воздействие формалистич. направления. Однако творчество большей части болг. актеров, к-рые получили театр. образование в России и усвоили реалистич. традиции рус. сценич. иск-ва, противостояло модернистским влияниям. Крупным достижением в этот период явился спектакль "Гамлет", пост. реж. Г. Стаматовым (в гл. роли - В. Кирков). Большую роль в утверждении реализма, в освоении творческих принципов Моск. художеств. т-ра сыграл бывший актер МХТ Н. О. Массалитинов, занимавший в 1925-44 пост гл. реж. Народного т-ра. Вопреки политике монархо-фашистского правительства, ограничивавшей развитие болг. нац. театр. культуры, т-р в этот период постоянно ставил пьесы И. Вазова, А.Страшимирова, П. Тодорова, П. К. Яворова,а также новые произв. драматургии, написанные С. Л. Ко-стовым, Р. Стояновым, И. Исаковым, Г. Райчевым, С. Савовым, Н. Икономовым и др. В репертуар театра включались пьесы русских (Грибоедов, Островский, Горький) и зап.-европ. драматургов (Шекспир, Мольер, Шиллер, Ибсен, Гауптман и др.). В это время велась борьба за постановку советских драм. произв., были пост. пьесы А. Афиногенова, А. Корнейчука.

Подлинный творческий расцвет Народного т-ра наступил после установления в Болгарии народно-демократич. строя. На сцене т-ра ставятся пьесы болг. авторов Вазова, Яворова, Р. Стоянова, А. Раз-цветникова, М. Петкановой, О. Василева, К. Зидарова, Г. Караславова, Л. Стрелкова, А. Гуляшки, К. Кюлявкова, К. Велкова и др. Значительное место в репертуаре т-ра занимают произв. мировой драматургии - пьесы Шекспира, Лопе де Вега, Б. Джонсона, Мольера, Шиллера, пьесы рус. классиков - Островского, Гоголя, Чехова, Горького, а также советских драматургов - Вишневского, Лаврен„ва, Афиногенова, Трен„ва, Арбузова.

В 1951 т-ру присвоено имя Крыстю Сарафова, а его филиалу - имя Басила Киркова. В труппе т-ра (1960) нар. и засл. артисты Болгарской Республики: В. Тран-дафилов, К. Кисимов, И. Димов, Г. Стаматов, З. Йорданова, М. Попова, П. Димитров, Н. Буюклиева, П. Герганова, О. Кирчева, Р. Делчева, И. Тасева, Н. Попов, Н. Балабанов и др.; режиссеры: С. Сырчад-жиев, К. Мирски, ф. Филипов (гл. реж.) и др.

Лит.: Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950;

Василев Д., История на българския театър. От древности до наши дни. Приноси и материали, Варна, 1942.

БОЛГАРСКИЙ ТЕАТР. В средние века в Болгарии существовали различные формы драматизированных плясок и обрядовых игр, в к-рых имелись элементы театр. 'действия. Византийское владычество (1018- 11 В1?) и турецкое иго (1396-1878) препятствовали развитию нац. т-ра. Борьба болг. народа в 19 в. за нац. независимость определила становление болг. театр. культуры. В 1840-е гг. возникли первые нар. школы, где ученики разыгрывали на болг. яз. драматизированные диалоги, авторами к-рых обычно являлись педагоги. Пропагандируя пользу науки и просвещения, разоблачая злоупотребления греч. духовенства и болг. помещиков - прислужников турецких властей, авторы этих диалогов пробуждали в народе нац. самосознание. В этот период была создана сеть нар. библиотек-читален, при к-рых организовывались любительские кружки, устраивавшие публичные театр. представления. В 1856 в г. Шумен (ныне Коларовград) состоялось представление первой болг. пьесы "Михаил-Мышкоед" С. Доброплодного. В этом же году в Ломе был показан спектакль "Многострадальная Геновева" Хеббеля, поставленный под руководством и в переработке нар. учителя К. Стоянова-Пишурки. Эти спектакли, осуществл„нные сил ами местной молодежи, подожили начало Б. т. В 1866 родоначальник нац. болг. драматургии нар. учитель Д. П. Войников основал в рум. городе Браила (Брэила) - центре болг. революционной эмиграции - "Браилъское театральное общество", первую постоянную болг. театр. труппу из любителей. Этот коллектив, в к-ром Войников поставил написанные им историч. драмы и комедии ("Раина княгиня", "Ложно понятая цивилизация" и мн. др.), выступал в разл. рум. городах. Деятельность трупды Войникова способствовала развитию Б. т. К 1870 любительский т-р получил в Болгарии широкое распространение. Театр. представления устраивались во многих городах и с„лах (Габрово, Калофер, Лесковец, Горни-Тур-чета, Жеравна и др.). Любительские труппы ставили произведения болг. драматургов: "Михаил-Мышкоед" Доброплодного, "Стоян воевода" неизв. автора, "Похищенная Станка" Манчева, пьесы Войникова, "Злая жена" Душанова, "Иванко" Друмева и др., и переводные пьесы: "Брак поневоле", "Жорж Данден" Мольера, "Меропа" Вольтера, "Разбойники"; "Эмилия Галотти" Лессинга, "Ромео и Джульетта", переработку "Недоросля" и др.

После освобождения Болгарии от турецкого ига (1878) в стране возникли первые проф. театр. коллективы. В 1883-85 регулярные представления устраивала (в театр. здании "Люксембург") "Болгарская драм. труппа" в Пловдиве, организованная на базе любительской "Румелийской театр. труппы", к-рая возникла в 1881 при "Рабочем товариществе печатников". "Румелийская театр. труппа" пост. первые пьесы Вазова ("Руска" и др.), "Раина княгиня" Войникова, "Иванко" Друмева, а также пьесы Мольера, Вольтера, Гюго, Джакометти и др. Эта труппа гастролировала по Вост. Румынии, выступая в гг. Хасково, Чирпан, Сливен и др. В 1887 была создана "Пловдив-ская любительская труппа", работавшая в 1888-90 в Софии под названием театр. труппы "Основа" (в специально построенном деревянном здании). Т-р "Основа" ставил пьесы, входившие в репертуар пловдивской "Болг. драм. труппы", а также - "Рабы и герой" Узунова, "Скупой" Мольера, "Коварство и любовь" Шиллера, "Клавиго" Г„те, "Женитьба" Гоголя и др. В 1892 в Софии был создан т-р "Слеза и смех", куда вошли ведущие актеры т-ра "Основа". В т-ре "Слеза и смех" сформировалось иск-во первых крупных болг. актеров-В. Киркова, И. Попова, К. Сапунова и др. Этот т-р сыграл значительную роль в утверждении нац. болг. драматургии, здесь были осуществлены пост. пьес: "Изгнанники" и "Искатели т„плых местечек" Вазова, "Вампир" Страшимирова и мн. др. В репертуар т-ра входили также произведения Шекспира, Корнеля, Мольера, Шиллера, Ибсена, Гоголя, Островского, Нушича, Чехова, Горького и др. В 1904 т-р был перевед„н на гос. бюджет и переименован в Народный театр (с 1907 работает в новом здании). Этот т-р, до настоящего времени являющийся ведущим т-ром Болгарии, занял важное место в культурной жизни страны, объединил в своей труппе крупнейших актеров, содействовал росту нац. драматургии, на его сцене осуществлены пост. произв. мировой классики. В конце 19- нач. 20 вв. в Болгарии возник ряд других проф. т-ров: "Театр. товарищество им. Васила Левского", впоследствии работавшее под названием "Заря" в Софии, передвижные т-ры - "Драматический т-р Розы Поповой", "Современный т-р", "Свободный т-р" в Варне и др. С нач. 20 в. большое распространение получили коллективы театр. самодеятельности. Были созданы театр. кружки при клубах Болг. рабочей социал-демократич. партии (рабочий т-р "Борба", 1901, и др.). В этот период в актерском иск-ве Болгарии сформировалось реалистич. направление, крупнейшими представителями к-рого являлись воспитанники рус. театр. школ-А. Будевская, К. Сарафов, Г. Киров,

X. Ганчев, А. Кирчев, а также В. Кирков, С. Огнянов, С. Бычеаров и др. Видные драматурги этого времени - Вазов, Страшимиров, Тодоров, Яворов и др., просветители по своим взглядам, рассматривали т-р как средство пробуждения нац. самосознания, их патриотич. по направленности произведения заложили основы реализма в драматургии.

В период 1912-44 в деятельности т-ров отразилась сложная идейно-политич. обстановка, существовавшая в то время в Болгарии. На театр. иск-ве сказались кризис бурж. культуры, воздействие модернистского и натуралистич. театр. иск-ва. На сцене софийского Народного т-ра ставились упадочные пьесы западно-европ. драматургов, историч. шовинистич. драмы и т. п. В то же время большинство провинциальных т-ров продолжало реалистич. традиции сценич. иск-ва. Утверждению реализма способствовало старшее поколение актеров, получивших театр. образование в рус. школах. Интерес к реалистич. рус. театр. иск-ву возрос после гастролей труппы актеров Моск. Художеств. т-ра в 1921 и 1924. Утверждению сценич. принципов МХАТа способствовала режиссерская и педагогич. деятельность Н. О. Массалитинова (в 1925-44 - гл. реж. Народного т-ра), ставившего наряду с пьесами болг. драматургов рус. драматургию, произв. сов. авторов ("Платон Кречет", 1940). Массалитинов создал при т-ре драм. школу-студию, в к-рой обучались мн. совр. крупные актеры Болгарии: И. Димов, В. Трандафилов, Б. Ганчев, К. Кисимов, М. Попова, 3. Йорданова, П. Герганова и др.

Реакционный монархо-фашистский режим, установившийся в 1923, усилил репертуарный кризис, затормозил развитие Б. т. Прогрессивные тенденции проявились в деятельности рабочих т-ров ("Реалистический т-р", "Трибуна", "Народная сцена" и др.), созданных в 1930-х гг. Эти т-ры вели борьбу за передовую идейность драматургии, реалистич. направленность театр. иск-ва, но вскоре многие из них были закрыты. К нач. 2-й мировой войны Б. т. находился в состоянии тяж„лого кризиса.

После освобождения Болгарии (1944) и установления народно-демократич. строя начался процесс возрождения нац. театр. иск-ва. Т-ры были национализированы, увеличилась сеть проф. т-ров, были осуществлены мероприятия по привлечению в т-р нар. зрителя. Возможность плодотворного развития получила театр. самодеятельность. Созданный в это время Комитет по делам науки, искусства и культуры обратил серьёзное внимание на репертуар т-ров. При Комитете было организовано репертуарное бюро, способствовавшее развитию нац. драматургии.

В 1940-50-е гг. репертуар Народного т-ра и др. болг. т-ров пополнился пьесами "Борьба продолжается" и "Первый удар" Кюлявкова, "Царская милость", "За честь погон", "Блокада" Зидарова, "Тревога", "Любовь", "Счастье" О. Василева, "Комок грязи" Караславова, "Разведка" и "Незабываемые дни" Стрелкова, "Тайны" Славинского и Дановского, "Камень в болото" Караславова и др. Наряду с произв. драматургов старшего поколения идут пьесы К. Ца-чева, П. Радоева, Д. Василева, И. Пеева, А. Михайлова, И. Пейчева и др.

В Болгарии работают (1960) 34 гос. драм. т-ра, среди к-рых: Народный т-р им. Крыстю Сарафова (филиал- Т-р им. Васила Киркова), Т-р Народной Армии, Гос. т-р сатиры, Т-р молод„жи. Имеется 30 кукольных т-ров при народных советах.

Развитию театр. иск-ва в стране способствуют смотры т-ров, проводящиеся с 1949, и конкурсы на лучшую пьесу.

В Софии работает Высший ин-т театр. иск-ва, готовящий кадры актеров, режиссеров и театроведов. При ин-те открыт (в 1957) учебный т-р.

Среди театр. деятелей Болгарии, развивающих нац. реалистич. традиции: режиссеры- Б. Дановский, Н. О. Массалитинов, Т. Тонев, К. Мирски, Ф. Филипов, С. Сырчаджиев; актеры - Р.Делчева, М.Дупа-ринова, Т. Массалитинова, С. Атанасова, М. Павлова, А. Карамитев и др.

Лит.: Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950;

Василев Д., История на българския театър . . . , Варна, 1942; Сто години български театър. 1856-1956, София, 1956;

Пенев П., Лекции по история на българския драматически театър, ч. 1-4, София, 1955-58; Попов И., Миналото на българския театър, т. 1-4, София, 1953-56;

Гочев Г., Столетие болгарского театра. 1856-1956, пер. с болг., София, 1956. Аг. М.

Музыкальный театр. Оперное иск-во зародилось в Болгарии в конце 19 в., после освобождения страны от многовекового турецкого рабства. В это время в стране начинается движение за создание национальной оперы. Зачинателями болг. оперного т-ра явились певцы Д. Казаков, И. Славков, пианист и дириж„р А. Букореъцлиев. В 1890 они организовали в Софии "Драматическую оперную труппу", в состав к-рой вошли молодые чешские артисты - О. Добшова, А. Кратохвилова, Я. Ха-шек, Т. Мразек, И. и Г. Мразек. Первый спектакль нового т-ра состоялся 2 янв. 1891 в театр. зале общества "Славянская беседа". Были исполнены отрывки из опер "Виндзорские кумушки" Николаи и "Трубадур" Верди (постановка Я. Хашека, муз. руководитель А. Букорещлиев). В том же году были пост. (без оркестра и хоровых сцен) оперы "Фауст" Гуно и "Трубадур" Верди, в 1891-92-"Кармен" Визе, "Аида", "Травиата" Верди, "Марта" Флотова и др. В 1892 труппа была переименована в "Столичную болгарскую оперу". Однако вскоре материальные и организац. трудности, отсутствие гос. поддержки привели к закрытию т-ра. В течение последующих 15 лет оперного т-ра в Болгарии не существовало. В эти годы мн. болг. певцы учились в России и выступали в рус. оперных труппах. В их числе были выдающиеся певцы К. И. Ми-хайлов-Стоян, Б. и И. Вулъпе, к-рые явились вместе с Д. Казаковым инициаторами организации нового оперного т-ра. В 1908 им уда„тся организовать товарищество "Болгарска оперна дружба", дававшее представления на сцене Нар. т-ра. В состав труппы товарищества вошли певцы, получившие образование в России, Италии, Австрии и др. странах, в т. ч. П. Димитров, Ж. Минчев, С. Николов, 3. Куртева, М. Василева, К. Стоянова, О. Гюзелева-Орлова, Д. Иванов и др. 18 окт. 1908 состоялся первый спектакль Товарищества, в к-ром были исполнены отрывки из опер "Фауст" Гуно и "Трубадур" Верди. С 1910, после премьеры оперы "Демон", Товарищество начинает регулярно ставить оперы классич. репертуара (гл. обр. рус. и итал. композиторов). Начиная с 1911 коллектив т-ра пополнился рядом артистов, среди к-рых были: С. Македонский, Г. Дончев, П. Райчев, Х. Морфова, А. Тодорова, Ц. Табакова и др. Успехи оперного т-ра стимулировали творчество болг. композиторов. В 1910 в Товариществе состоялась премьера оперы "Сиромакхиня" ("Нищая") Э. Манолова (соч. 90-е гг.), затем были пост. оперы "Камен и Цена" В. Кауцкого и И. Иванова, "Борислав" Г. Атанасова и "Тахир-беговица" Д. Хад-жигеоргиева. Эти оперы, основанные на сюжетах произведений болг. литературы, были связаны с болг. нар. мелосом.

К 1922 Товарищество получило гос. субсидию и театр стал называться Гос. нар. оперой. В 1920-30 выдвигаются артисты: М. Попов, X. Брымбаров, Л. Минчев, К. Спиридонова, А. Иванов, П. Золото-вич, Т. Мазаров, Л. Величкова, Е. Николай, Б. Христов, Р. Михайлова, К. Кирова, Д. Герганова, Н. Ка-рова, С. Сыбев, Т. Цокова, И. Иосифов, Г. Хинчев, М. Люцканов; дириж„ры: А. Найденов, А. Димитров; режиссеры: X. Попов, И. Арнаудов, Д. Кырджиев,

И. Иванов, Б. Дановский; художники: А. Миленков, П. Георгиев, А. Попов и др. Выдающееся значение в развитии болг. оперной культуры имела деятельность композитора и дирижера Г. Атанасова, явившегося основоположником национальной болгарской оперы.

В 20-е гг. были пост. оперы Атанасова "Заброшенная мельница" (1922), "Цвета" (1925), "Косара" (1929), "Алцек" (1930). В 1930-40 поставлены новые оперы: "Женское царство" (1935) и "Саламбо" (1940) В. Стоянова, "Царь Калоян" П. Владигерова (1936), "Девять братьев Яны" Л. Пипкова (1937) и др. Творчество этих композиторов, несмотря на проявление влияния зап.-европ. модернизма, явилось важным этапом на пути становления оперного иск-ва Болгарии.

В 20-30-х гг. 20 в. возникают оперные т-ры в др. городах страны. В 1920 в Варне под рук. П. Пре-славского была организована "Варненска оперно-дра-матическа дружба" (труппа в составе ок. 120 чел.). В нач. 20-х гг.- оперная труппа в Пловдиве и "Оперная дружба" в Русе. В 1930 был создан "Варненский общинский оперный т-р". Все эти т-ры вскоре после организации прекратили сво„ существование из-за финансовых трудностей. Неудачей кончились также попытки создания самодеятельных т-ров в городах София, Лом, Сливен, Казанлык, Врана и др. Наиболее успешной была работа оперного коллектива в Стара-Загоре. Здесь в 1924 под рук. дириж„ра А. Георгиева и певицы А. Георгиевой силами любителей была поставлена в концертном исполнении опера "Фауст", в 1925- "Гергана" Г. Атанасова. В 1928 коллектив получил наименование Районной оперы, с 1930 - Старояагорской общинской оперы. В 1944 опера стала государственной.

В репертуаре болг. муз. т-ра основное место заняли проидв. рус. и зап.-европ. муз. классики. В работе Софийской нар. оперы приняли участие сов. реж. Е.Н.Соковнин, П.Н. Румянцев и худ. Р. А. Лужецкий; с их участием были пост. оперы "Станционный смотритель" В. Н. Крюкова (1947), "Евгений Онегин" (1948), "Иван Сусанин" (1949), "Князь Игорь" (1950), "Борис Годунов" (1950) и др. Болгарские режиссеры П. Райчев, И. Иванов, М. Хаджимишев, Д. Кырджиев пост. ряд опер, в т. ч. "Проданная невеста" Сметаны, "Волшебная флейта" Моцарта, "Отелло" Верди и др. Крупным событием в жизни т-ра была пост. в 1948 оперы "Момчил" Л. Пипкова, посвящ„нной патриотич. теме борьбы за свободу и независимость Болгарии. Вслед за ней были показаны оперы "Хитрый Петр" В. Стоянова и "Ивайло" М. Големинова, написанные на нац сюжеты, а также опера Г.Атанасова "Цвета". В этом т-ре были осуществлены пост. опер "Семья Тараса" Кабалевского и "Война и мир" Прокофьева.

За годы нар. власти расцвело дарование артистов старшего поколения: X. Брымбарова, М. Попова, Л. Минчева, Н. Тодоровой, И. Поповой, М. Люцканова, Т. Цоковой, Е. Апостоловой, И. Йосифова, Г. Хинчева и др. Выросли кадры новых талантливых артистов, многие из которых завоевали премии на междунар. муз. конкурсах: Н. Гяуров, К. Георгиева, Д. Узунов, Н. Николов, Л. Бодуров, Н. Гау-бич, К. Попова, Й. Димчева, Ю. Винер, Н. Афеян и др. Крупнейшие столичные мастера оказали ценную помощь развитию провинциальных оперных театров.

В нач. 20 в. в различных городах страны делаются первые попытки создания нац. т-ра оперетты. В 1904 Д. Бойчев пост. в Пловдиве силами любителей одноактную оперетту "Ложь маркизы". В 1906 В. Дюкмеджиев осуществил в любительской труппе пост. детской оперетты Ф. Абта "Крас ная шапочка". К 1916 относится создание первой значит, болг. оперетты - "Моралисты" Г. Атанасова на текст известного певца-куплетиста С. Миленкова. Вслед за ней последовали его же оперетты:

"За птичками", "Больной учитель", а также "Союзники" Б. Гюзелевой-Вульпе, "Софпйцы под Бухарестом" Т. Хаджиева и др. В этих произв. (особенно в оперетте Г. Атанасова) развиваются нац. сюжеты, используется фольклорный муз. материал. В их пост. принимали участие артисты: Е. Снежина, И. Попов, В. Игнатьева, В. Гевдов, С. Миленков и др. В 1917 А. Слад-каров образовал в Софии проф. труппу из 30 человек, к-рая стала давать регулярные спектакли в т-ре "Одеон". В эту труппу вошли актеры: Г. Марков, Н. Хаджииванова, Ц. Зографова, Ц. Руменова, Б. Пожаров, И. Радев, Б. Левиев, дириж„р А. Мацак и др. Премьера оперетты "Маркиз Бонелли" 2 февр. 1918 считается дн„м рождения болг. нац. оперетты.

В 1918-19 в Софии появляется несколько т-ров оперетты ("Корона", "Ренессанс", "Свободный т-р"); в Варне возникает товарищество "Оперетна дружба". Особенно успешной была деятельность "Свободного т-ра" и т-ра "Ренессанс". В "Свободном т-ре", основанном актером П. Стойчевым в 1918, работали: С. Македонский, Г. Марков, Б. Левиев, И. Радев, М. Македонский, Т. Торчанов, Д. Палазова, Л. Шибой-кова, М. Чуклева, П. Шмаха, Л. Филипова и др. В т-ре "Ренессанс" начинали свою творческую деятельность М. Балканска, А. Русков, А. Сладкаров, Ж. Сладкарова, И. Цачев и др.

В конце 1922 был организован "Кооперативный опереточный т-р", к-рый возглавил режиссер С. Стоилов. В н„м работали актеры: П. Райчев, С. Огнянов, К. Стоянова, С. Коларов, С. Розенберг, Б. Давидов, режиссер В. Илинский, дириж„ры: И. Стоянов, А. Тони и др. Т-р, находящийся в центре рабочих кварталов Софии, быстро приобр„л популярность. Здесь ставились венские оперетты и следовавшие традициям венских оперетт произв. болг. композиторов ("Жуана" Й. Цанкова, 1940). Среди актеров этого т-ра были Р. Михайлова, Л. Барева, М. Попова-Ко-релли, М. Паунов, Д. Узунов, Г. Хинчев, Г. Иванов, Н. Шаркова и др. В Софии работали также опереточная труппа "Одеон" под рук. С. Пенчева и "Художественный опереточный т-р". В 1944 Кооперативный т-р был преобразован в Художественный т-р оперетты, к-рый возглавили М. Балканска, режиссеры Г. Стаматов и X. Попов, дириж„ры Б. Левиев, А. Лечев, И. Стоянов и др. Т-р обратился к отечественному репертуару, поставил оперетты Б. Левиева "Моли-нарка", "Пристанушка" и др.

В 1947 был организован т-р "Народная оперетта". Б 1959 этот т-р получил наименование Гос. муз. т-ра (директор - С. Македонский, гл. реж.- Х. Цанков и гл. дириж„р- С. Попов). Среди постановок: "Девичий переполох" Милютина (1949, 1953), "Цыганский барон" Штрауса (1949), "Верный друг" Соловь„ва-Седого (1Р50), "Вольный ветер" Дунаевского (1950). В 1959 после смерти С. Македонского театру было присвоено его имя. В 1954 т-р выступал в СССР.

Композиторами Болгарии созданы оперетты: "Бунтарская песня" Г. Златева-Черкина (1955), "Айка" (1955), "Когда-то давно" (1947), "Мадам Сан-жен" (1958) П. Хаджиева, "Молодость маэстро" В. Райчева (1958). С успехом ставятся "Кето и Коте" В. Долидзе (1953), "Аршин мал алан" Гаджибекова (1953), "Самое заветное" Соловь„ва-Седого (1954), "Золотая долина" (1955) и "Белая акация" (1957) Дунаевского. Раст„т сеть самодеятельных т-ров оперетты в различных городах страны.

Установление нар.-демократич. строя в Болгарии принесло с собой расцвет всех видов муз. т-ра. Народное правительство оказало помощь оперным т-рам, поставив перед ними задачу поднятия художеств. уровня и всемерной популяризации музыкально-сценического искусства. Открываются новые государственные оперные т-ры*- в Варне (1947), Русе (1949), Пловдиве (1953) и др. городах. В стране возникает много самодеятельных оперных и опереточных т-ров. Значительные изменения произошли и в работе Софийской народной оперы, ставшей одним из крупнейших культурных центров страны.

Балет. Балетное иск-во зародилось в Болгарии позднее оперного. В первых пост. опер на сцене "Славянской беседы" и Народного т-ра, балетные сцены, как правило, выпускались из-за отсутствия исполнителей. Первыми болг. балетмейстерами и педагогами были П. Радоев и Р. Колева, к-рые организовали первую балетную студию. Иск-во болг. танцовщиков формировалось под влиянием рус. балетной школы, а также различных ритмико-пластических и импрессионистских течений, господствующих в зап. хореографии 20-х гг. В 1926-27 балетм. А. Петров организовал балетную студию, деятельность к-рой, в отличие от студии Радоева и Колевой, носила более профессиональный характер. На сцене Софийской народной оперы Петров осуществил пост. балетов "Коппелия", "Тамара" на муз. Балакирева, "Фея кукол" Байера и др., где стремился сочетать принципы классич. школы с народно-танцевальными формами. В сезон

1936-37 он поставил в Софийской народной опере первый нац. балет "Змей и Яна" Манолова (по драме П. Тодорова "Свадьба Змея"). В период 1927-44 в т-ре Софийской народной оперы работали балетм. Л. Вылкова ("Зел„ная флейта" на муз. Моцарта, 1934; "Жар-птица" на муз. Стравинского, 1935; "Лебединое озеро", 1936-37); М. Фроман ("Шехера-зада" на муз. Римского-Корсакова и "Половецкие пляски" Бородина, 1935-36, "Спящая красавица",

1937-38); М. Димова ("Нестинарка" Големинова, 1941-42 - второй нац. болг. балет) и др.

Расцвет балетного иск-ва в стране наступил после установления нар. власти (1944). В болг. балете наметились новые пути развития. Балетная труппа т-ра Софийской народной оперы начала расти и пополняться новыми кадрами. В 1950 в Софии было создано Гос. среднее балетное уч-ще (ныне Гос. хорео-графич. уч-ще), группа танцовщиков совершенствовала сво„ мастерство в СССР. Большое значение имело творческое общение болг. артистов балета с деятелями сов. балета, к-рые работали в Болгарии (Н. И. Анисимова, Н. С. Холфин, О. В. Лепешинская, Ф. И. Балабина).

В 40-х гг. в Софийской народной опере была осуществлена пост. балетов "Прометей" Бетховена (балетм. Н. Петров) и "Бахчисарайский фонтан" (1945, балетм. Анисимова).

В 1953 пост. болг. нац. балет "Хайдуцкая песня" А. Райчева (балетм. Холфин, Петров, Кираджиева) о героич. борьбе болг. народа против турецких поработителей. Среди танцовщиков: засл. арт. Н. Вп-нарова, А. Воробь„ва, Н. Раковска, Е. Воронова, Н. Кираджиева Н. Минчева, Е. Вербев, Л. Берон, Л. Колчакова, засл. артист А. Петров, А. Манолов, С. Иванов, А. Гаврилов, К. Янков и др. Балетные труппы также существуют и при Гос. муз. т-ре им. С. Македонского, Стара-Загорском, Варненском, Русенском и Пловдивском оперных т-рах. Кадры для этих т-ров готовит Гос. хореографич. уч-ще.

Лит.: С а г а е в Л., Българското оперно творчество, София, 1958; Кръстев В..Очерки върху развитието на българската музыка, т. 1, София, 1954; К а з а к о в Др., Материали по историята на народния театър и опера, София, 1929;

Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950; 40 години болгарска оперета. 10 години державен музыкален театър, София, 1958; Музыка в Болгарии, София, 1951.

Цирк. С давних врем„н в Болгарии проводились спортивные соревнования и игры на лошадях, послужившие основой для формирования нац. циркового иск-Ра. В 1886 в Софию приехала японская труппа акробатов и жонгл„ров "Янамато", они выстроили деревянное здание и давали в н„м представления. С 1888 в Софии в специально построенном манеже во дворе гостиницы "Одесса" работал цирк итальянца А. Пизи. Здесь начал свою деятельность основоположник болгарского цирка П. Панайотов. В 1897 Панайотов организовал первый болг. цирк, где он выступал как клоун с дрессированными собаками. Ученики Панайотова-В. Козаров (акробат, затем клоун) и А. Димитров - работают в цирке и в наст. время. В 1898, 1899 и в 1911 выстроены новые цирковые здания. Подавляющее большинство номеров в программах этих цирков было иностранными. После окончания первой мировой войны в Софии работали два зимних цирка. С 1928 цирки работали только летом. В 20-е гг. при летнем цирке Л. Д обрича была создана цирковая школа.

После установления в Болгарии нар. власти (1944) начался подъ„м циркового иск-ва. В 1948 цирки стали государственными. В 1949 в Софии начал работать цирк шапито "Родина"; были открыты четыре ц'трка в др. городах страны.

В 1957 в Болгарии создана дирекция, управляющая всеми цирками. В 1957 в Софии построено капитальное здание цирка. Развивается национальное цирковое иск-во.

Среди цирковых артистов Болгарии: ков„рный Т. Козаров, создавший образ обаятельного весельчака, жонгл„р на свободной проволоке А. Божилов, гимнастки на трапеции и кордеволане под рук. К. Рай-новой, гимнасты на двойном турнике с ловиторкой Л. Райчева, П. Железкова, А. Иванова, С. Славова, Д. Генева. С дрессированными собаками работает старейший артист цирка А. Димитров. В 1957 артисты болгарского цирка гастролировали в СССР. М. Зон.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница