Наши партнеры

av решения
Electra Style Магазин женской одежды в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 52)


БИРЖАН (Кожагулов) (1825-87)-казахский народный певец, композитор и поэт. В знак особого уважения народ наделил Б. поч„тным прозвищем "Биржан-сал" ("избранник"). Странствуя по степям с группой певцов-импровизаторов, Б. смело обличал в своих песнях пороки правящих классов. Участвовал в айтысах (песенных состязаниях). Получившее широкую известность в казах, народе состязание Бир-жана с девушкой-акыном Сарой послужило сюжетом для оперы М. Тулебаева "Биржан и Сара" (1946, Т-р оперы и балета им. Абая, Ст. пр. 1949). В опере использованы подлинные мелодии Б. Н. Л.

БИРЙЛЛО, Степан Степанович[р.1(14).УП1.1903]- белорусский советский актер. Нар. арт. БССР (1955). Член КПСС с 1943. Сценич. деятельность начал в 1918. В 1926-28 работал в 3-м Белорус. т-ре, с 1928- в 1-м Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Купалы) в Минске. Роли: Яков ("Последние"), Беркутов ("Волки и овцы"), Васин ("Русские люди"). Гаев ("Вишн„вый сад"), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Гуде-ев ("Чтобы люди не журились" Мака„нка). В. Н,

БЙРЛИК (Birlic) [наст. фам.- Василиу (Vasiliu)], Григоре (р. 24. I. 1905) - румынский актер. В 1926 начал сценич. деятельность. Засл. арт. Румынской Народной Республики. В 1931 вступил в труппу "Т-ра комедии" в Бухаресте. Перед освобождением Румынии от фашизма играл в этом т-ре и др. частных т-рах Бухареста гл. обр. комедийные и остро характерные роли зап.-европ. и рум. репертуара. В 1948 Б. становится одним из ведущих актеров Нац. т-ра им. Караджале в Бухаресте. Обладая выразит, внешними данными, ярким юмором, Б. создал на сцене этого т-ра яркие комедийные образы в произв. рум. классики: Данданаке, Брынзовенеску ("Потерянное письмо" Караджале); в совр. рум. комедиях и драмах - Бисерике ("Взбесившийся ягн„нок" Баранги), Забалон ("Ч„рные годы" Баранги и Мо-рару), Тома Кэбуля ("Долина Кукушки" Бенюка), а также в мировом классич. репертуаре - Сганарель и Журден ("Дон Жуан" и "Мещанин во дворянстве" Мольера), Робинзон ("Бесприданница"), Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Трубач ("Егор Булычев и другие"). Играя комедийные роли, Б. прида„т сценич. образам "маленьких людей" глубокую человечность, показывает индивидуальные особенности, привычки и причуды своих героев, созда„т трагико-медийные образы, в к-рых сочетается смешное и грустное: Канчано ("Самодуры" Гольдони), Яким ("Безымянная звезда" Себастьяна), Бобчинский ("Ревизор"). Снимается в кино. Л. Гер.

БИРМАН, Серафима Германовна [р. 29.VII(10. VIII).18901 - русская советская актриса и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1946). Род. в Кишин„ве. По окончании драм. школы А. И. Адашева (Москва) в 1911 была принята в труппу МХТ, в 1913 перешла в 1-ю Студию МХТ, продолжая участвовать в спектаклях МХТ. Первая роль в студии - г-жа Босс ("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1913), в МХТ-Гортензия ("Хозяйка гостиницы" Гольдони, 1914). В 1924-36 Б. - актриса МХАТа 2-го, созданного на основе 1-й Студии МХТ; роли - Халдейка ("Блоха" по Лескову), королева Анна ("Человек, который сме„тся" по Гюго), Вдовствующая королева ("Эрик XIV" Стринд-берга), Анна Трощина ("Чудак" Афиногенова), Улита

("Тень освободителя" по Салтыкову-Щедрину), Домаха. Чуб ("Начало жизни" Первомайского) и др. В 1936-38 Б. работала в Т-ре им. МОСПС. Пост. здесь "Вассу Железно-ву" (1936), сыграв в этом спектакле гл. роль, исполнила роль матери в пьесе Афиногенова "Салют, Испания!". В 1938-58 Б.- актриса и режиссер Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. В этом т-ре наиболее полно раскрылись осн. особенности иск-ва Б.- публицистич. темперамент, ч„ткость психологич. решения образа, острота сценич. формы. Большое значение для творч. формирования актрисы имела е„ работа над образом Вассы Железновой. Сыграв эту роль вторично на сцене Т-ра им. Ленинского комсомола (1942), Б., не отказываясь от обличит. трактовки образа, подч„ркивая обреч„нность своей героини, вместе с тем глубоко и тонко раскрывала противоречивый и сложный характер, показав одиночество, душевную силу, ум, материнскую любовь Вассы. Высокого трагич. подъ„ма достигла Б. в роли матери коммуниста Пали-Марии Эстераг ("Мой сын" Гергеля и Литовского, 1939). Исполнение Б. этой роли отличалось внутр. драматизмом и вместе с тем предельной внешней сдержанностью. Значит, актерской работой Б. в этот период была также роль Фанни Ферелли ("Семья Ферелли теряет покой" Хелман). Лирич. сторона дарования Б. проявилась в созданном ею образе майора Анны Греч ("Так и будет" Симонова), воплощающем лучшие качества характера сов. человека. Лаконизм, ч„ткость, смелая театральность иск-ва Б. отличают также и е„ режиссерские работы (занимается режиссурой с 1923 - "Любовь - книга золотая" А. Толстого, МХАТ 2-й). В Т-ре им. Ленинского комсомола Б. пост. спектакли: "Зыковы" (1940), "Живой труп" (1942); "Сирано де Бержерак" Ростана (1943), "Семья Ферелли теряет покой" Хелман (1945), "Под каштанами Праги" (1945) и "Русский вопрос" (1947) Симонова и др. Б. ставит спектакли и в др. т-рах: "Нашествие" (1942, Ташкент), "Мать" Же-лобинского (1938, Ленинградский Малый оперный театр), "Сем„н Котко" Прокофьева (1939, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), "Факел" Ал„шина (1959, Рижский т-р русской драмы). С 1925 Б. снимается в кино (Ефроси-ния Старицкая - "Иван Грозный", Ст. пр. 1946, и др.). Является автором книг и статей по сценич. иск-ву. Вед„т педагогич. работу.

С о ч.: Актер и образ, М., 1934; Труд актера, М., 1939;

Путь актрисы, М., 1959.

Лит.: Марков П. А., Театральные портреты, М.-Л., 1939; Фельдман 3., Серафима Германовна Бирман, М.-Л., 1948.

БИРМАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. До 18 в. в Бирме все сценич. произв. (мистерии, нар. интермедии и др.) не имели постоянного текста, не записывались. Имена авторов этих произв. не сохранились. В 18 в. получили распространение пьесы о боге Раме на сюжеты из инд. эпоса "Рамаяна", известного в Бирме через Сиам (Таиланд); популярный при имп. дворе сиамский роман "Айндарвунтха" (соч. коллективное, имена авторов неизвестны) был перевед„н на бирм. язык, а затем переделан в пьесу "История Инаунга" поэтом и драматургом Мъявади. В пьесе были использованы мотивы "Рамаяны" и бирм. нар. легенда об Инаунге. В 1799 пьеса пост. при дворе. Вследствие большого объ„ма (600 страниц текста) не ставилась полностью, представление этой пьесы в сокращ„нном виде занимало обычно 2-3 вечера, значит, место отводилось музыке и пению. "История Инаунга", отличающаяся лиризмом, поэтич. простотой, нац. колоритом, популярна в Бирме и в наст. время. Пьеса заложила основы жанра "дворцовой драмы" ("нандвин-за"); в этом жанре были написаны и другие драматич. сочинения Мьявади, а в нач. 19 в.- пьесы поэтессы Кхин Соунг и др.

К 19 в. относится расцвет бирм. классич. драмы. В 1-й пол. 19 в. выдающийся драматург и режиссер У Чин У создал на основе нар. интермедий и дворцовых спектаклей новый жанр "пьяза" - драм. повествование, с занимательным и стремительно развивающимся сюжетом, без пения и танцев, с минимальным использованием музыки. Первые пьесы У Чин У представляли собой единое нерасчлен„нное действие, позже он вв„л деление на акты и картины. Лучшие произв. У Чин У - "Парпахейн", "Дэйвагоунбан" - отличались выразительностью языка,г были понятны широкому кругу зрителей, большое место в них занимали элементы фантастики, буддийские мотивы. Эти пьесы ставились не только при дворе, но и в нар. т-рах. Принципы драматургии У Чин У получили развитие в творчестве У ПоунНъя в пьесах "Падума" (1855), "Водонос" (1856), "Визайя", "Кодала" и др. У Поун Нья ещ„ дальше, чем его предшественники, отходит от придворной драмы; сюжеты его пьес проще, герои человечнее, в пьесах ослаблены буддийские элементы, в центре внимания - простые человеческие чувства и поступки. Персонажи произв. У Поун Нья- чистый и мудрый Водонос, смелый принц Кодала и др., пользуются популярностью среди массового зрителя до наших дней. В конце 19 в. появляются мно-гочисл. переделки и подражания пьесам У Чин У и У Поун Нья. Пьесы "История Тхатона" Схайя Йо (1877), "Дети обезьяны" (1877), "Буида" (1880), "Каркавуннья" (1881), "История Оккалаба" (1881), "Миннандар" (1883) драматурга и актера У Ку отличаются обилием волшебных превращений, запутанным сюжетом, самодовлеющей развлекательностью. Нарушая традиции жанра "пьяза", созданные У Чин У и У Поун Нья, авторы вводят в драму пение, пантомиму, балет, иногда - заклинания и ритуальные "танцы духов". В жанре, близком муз. комедии, написана пьеса "Со Пэй и Со Мэй" Схайя Шу Тха, рассказывающая о любви и приключениях двух молодых людей. Эта первая в истории Б. д. комедия пользовалась большим успехом, вызвала ряд подражаний, популярна и в совр. Бирме. С конца 19 в., в период англ. владычества, нац. драматургия находилась в полном упадке. Влияние зап.-европ. иск-ва проявилось в создании произв. подражательного характера (драматург Дж. Хла Чжо и др.).

Во время япон. оккупации была поставлена пьеса "Что делать?" (1944) крупного писателя и критика Маун Тина. Писатель Теин Пхе Мьин написал пьесу "Под японским владычеством". С национально-освободительной борьбой бирманского народа связано имя выдающегося современного бирм. писателя, поэта, историка, философа и драматурга Такин Кодо Хмаинга - лауреата Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами". В своих произведениях Такин Кодо Хмаинг разоблачал и высмеивал преступления империализма.

После провозглашения независимости (1948) в Бирме начался процесс возрождения лучших традиций классич. драмы и формирования новой драматургии.

Лит.: Maung Htin Aung, Burmese drama,Oxford, 1937, 1947, reprin., 1956; Поэт - министр Мьявади. по имени Уса, Рангун, 1954 (на бирм. яз.). Ю. О.

БИРМАНСКИЙ ТЕАТР. Театр. представления издавна являлись составной частью бирм. религиозных и нар. праздников. Формы праздничных процессий и интермедий родились из культовых и религиозных обрядов, а также из трудовых процессов (движения и ритм). Первые упоминания о театр. представлениях относятся к 11 в. В это время получили развитие нар. танцы, музыкальные, песенно-танцевальные интермедии, пантомимы, карнавальные шествия. Постепенно в рели-гиозно-торжеств. представление вводились комич. сцены. В 15 в. развивается жанр "нибаткинг- мистерия со сказочным и религиозным сюжетом. Текст этих представлений нередко заимствовался из священных буддийских книг. "Нибаткинг" исполняли труппы бродячих актеров; сценой для представлений служили л„гкие повозки, декорации отсутствовали. Наряду с проф. актерами, в каждой деревне существовали и актеры-любители, устраивавшие эти представления. В конце 18 в. появился придворный т-р, где на языках пали и санскрит, понятных только аристократии, ставились пьесы с религиозными сюжетами и на темы из придворной жизни. Представления были построены на речитациях, в к-рых рассказывалось о подвигах духов и королей. В несколько усложн„нной форме жанр "нибаткинг" сохранился в народном бирманском театре и до наших дней.

В народном бирм. т-ре сцены, занавеса и декораций не существует. Зрители сидят на циновках или просто на земле. В дворцовом т-ре знатные особы смотрели на актеров с возвышения, оркестр располагался позади исполнителей. актеры пользовались простейшим реквизитом. Особое внимание уделялось костюмам, к-рые точно соответствовали одежде короля, придворных, монахов и т. п. Исполнители ролей колдунов, духов, животных носили маски. Перед каждой сценой оркестр исполнял вступление (во время действия оркестр использовался редко). Среди актеров были мужчины и женщины, но оркестр состоял только из мужчин. Дириж„р оркестра, как правило, являлся и главой труппы. Перед представлением актеры приносили жертву духам и пели ритуальные гимны. актер, изображающий в пьесе Будду, должен был предварительно сутки поститься. актерам запрещалось: надевать золотые туфли, являвшиеся признаком священности королевской особы, целоваться на сцене и т. п. (мн. из этих обычаев сохранились в Б. т. до наших дней).

На бирманский т-р, как на народный, так и на придворный, оказало влияние иск-во Китая и, особенно,

Индии и Сиама (Таиланда). Широкое распространение получили в Бирме пьесы и отдельные сцены на сюжеты из инд. эпоса "Рамаяны", проникшего в Бирму через Сиам. В сер. 18 в. созда„тся т-р при дворе бирм. императора в столице Аве. Первыми актерами были члены сиамской королевской семьи, взятые в плен во время войны с Сиамом. Здесь ставились сцены и пьесы на темы "Рамаяны". Они носили название "Рамаиза", "нандвинза" (дворцовая драма); народ называл их "Рама-кинг". Эти представления отличались пышностью и торжественностью постановки и высокой техникой мимич. иск-ва" Развитию жанра "нандвинза" способствовало творчество придворного поэта и драматурга Мьявади, поэтессы Кхин Соунг, поэта и переводчика У Toy (нач. 19 в.). К 19 в. формируется новый жанр Б. т.-"пьяза". Лучшие образцы "пьяза" ("Махо", "Парпахейн" У Чин У, "Водонос", "Вэйтхандайя" У Поун Нья и др.) ставятся и в современном бирм. т-ре. В представлениях "пьяза" меньшую роль играет музыка, исключаются танец и пение, являвшиеся непременными элементами представлений "нибаткинг" и "нандвийза".

На формирование Б. т. оказало влияние развитие лит-ры на бирм. яз. Многие буддийские легенды стали сюжетом театральных представлений. Кроме пьес с религиозными и дворцовыми сюжетами, появляются пьесы на темы трудовой жизни народа, лирич. пьесы и т. д.

В конце 18 - нач. 19 вв. (в годы правления императора Бодоупайя, 1781-1819) был создан департамент театр. иск-ва, проведены мероприятия по объединению придворной и нар. драмы и положено начало развитию общенациональной драмы. Были сделаны попытки поставить деятельность всех театр. трупп под контроль государства (это удалось только по отношению к кукловодам). актеры награждались медалями и удостаивались звания "королевского артиста". В этот период для т-ра писали драматурги У Чин У и У Поун Нья.

В период англ. господства (с конца 19 в.) Б. т. приходит в упадок, хотя в начале 20 в. существовало неск. театр. трупп- Дворцовый т-р в Рангуне (новая столица Бирмы) влачил жалкое существование. В эти годы почти не было создано значит, драматич. произведений; ставились лишь многочиел. подражания пьесам У Чин У и У Поун Нья. Для привлечения публики в представление вводятся пение, танцы; гл. внимание уделяется внешним эффектам. Лучшие произв. этого периода написаны писателями Схайя Йо, Схайя Шу Тха и актером У Ку.

В 80-90-е гь. 19 в. в Б. т. получает распространение импровизация. Текст представлений созда„тся на репетициях и дополняется актерами. Под влиянием европ. т-ра используются занавес, декорации, устраиваются спец. подмостки. В конце 19 в. в Рангуне было построено первое здание постоянного т-ра. Здесь выступали актеры - Аунгбалау Сейн Кадон, У По Сейн. Они имели собств. труппы, в к-рых занимали ведущее положение.

В 20-е гг. 20 в. в Бирме впервые были пост. пьесы Шекспира, Мольера, Чехова. В театр. иск-ве нашла отражение тема борьбы бирм. народа за освобождение от колониального гн„та.

После провозглашения нац. независимости Бирмы (1948) начался новый этап развития театр. иск-ва. Театр. деятели Бирмы бережно сохраняют клас-сич. традиции своего т-ра. Постоянные театр. труппы созданы во всех больших городах; почти во всех деревнях возникли любительские нар. т-рьь Многочиел. драм. и муз. труппы гастролируют по стране п дают представления во время праздников на временных площадках, под навесами, на открытом воздухе перед тысячами зрителей.

Б. т. разнообразен по своим формам и сюжетам. Для него характерно слияние в одном представлении элементов разл. театр. жанров - драмы, оперы и балета. В представлениях Б. .т. органично сочетаются речитатив, музыка и танец. Театр. представления сопровождаются оркестром, состоящим из 3 - 10 музыкантов. Музыка тесно связана со всем ходом представления: точно определено, какая часть оркестра аккомпанирует тому или иному танцу, речитативу; установлена тв„рдая последовательность муз. сопровождения сцен. В состав бирм. оркестра входят нац. бирм. муз. инструменты: саунг, джи-вайнг, сайнг-вайнг, паттала, медные тарелки, бирманский гобой, бамбуковые дощечки типа кастаньет и др.

Важный жанр в бирм. т-ре - танцев, представления и пантомимы, построенные на танце. Нац. бирм. танцы отличаются ч„ткой ритмичностью и выразительностью; движения могут быть быстрыми и стремительными или плавными и грациозными* Нередко исполнитель танца сам себе аккомпанирует на муз. инструменте. Танцы разделяются на неск. осн. видов: 1) нар. массовые танцы "оузи", к-рые исполняют' ся как несколькими танцорами, так и большими груть пами; в содержании их отражена трудовая и обществ. тематика; обычно исполняются в сопровождении круглого барабана "оузи", от которого и получили свое название; 2) парный танец мужчины и женщины, сопровождаемый пением, в к-ром танцоры рассказывают о верности и чистоте чувств. Этот танец, отличающийся особой отточенностью, скульптурностью дви' жений, часто используется в представлениях бирм. классич. драмы; 3) женский сольный танец, высокий по Технике и сложный по рисунку, является частью представлений муз.-комедийного театра анп-ве.

Танцев, пантомимы рассказывают о подвигах ми-фич. или религ. героев, в них действуют духи и чудовища, используются традиционные маски и костюмы, декорации. В Бирме существует также т-р марионеток, возникший в 16 в. Имеется и т-р теней, проникший сюда с Явы. Созданы гос. школы музыки и драмы, в к-рых готовятся нац. кадры актеров. Разработан проект строительства нового большого т-ра в Рангуне.

Лит.: Maung Htin Aung, Burmese drama, Oxf.. 1956; R i d g e w а у W., The dramas and dramatic dances o! the non-European races..., Cambr., 1915; HI a P e. Down songs..., L., 1957; Чху Ч ж и - x e, Бирма, перевод с китайского, М., 1958: Pok N i, Konmara pya zat. (An example of popular Burmese drama in the XIX century), L., 1952. Ю. О., Св. М.

"БИРМИНГЕМСКИЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕАТР"

(Birmingham Repertory Theatre) - один из ведущих театральных коллективов Англии. Открылся 5 февр. 1913 спектаклем "Двенадцатая ночь". Создан на осно' ве любительской труппы "актеры-паломники", орга-низованной в 1907 театр. деятелем В. Джэксоном. "Б. р. т." в отличие от коммерч. т-ров, ставящих один спектакль, к-рый ид„т до тех пор, пока делает сборы, имеет в сво„м репертуаре одновременно несколько постановок. Т-р знакомит зрителя с произв. Шекспи-ра, Мольера, Ибсена, Чехова, ставит совр. английскую (Шоу, Голсуорси и др.) и переводную (Стринд-берг, Метерлинк, Чапек и др.) драматургию. Среди спектаклей "Б.р.т.": "Авраам Линкольн" Дринкуотера (1919), "Назад к Мафусаилу" (1923) и "Тележка с яб-локами" (1929) Шоу и ряд пост. Шекспира. Протестуя против пышной декоративности, господствовавшей в то время на англ. сцене, Б. р. т. поставил в 20-е гг. "Цимбелина", "Макбета", "Гамлета", "Укрощение строптивой" Шекспира в лаконичном оформлении, современных костюмах. В 1952 на сцене "Олд Вик" "Б. р. т." показал 1-ю, в 1953 - 1-ю, 2-ю и 3-ю части "Генриха VI" Шекспира. В 1958 "Б. р. т'." пост. пьесу "Чайный домик августовской луны" Патрика, в 1959- "Гамлета" и муз. комедию "Дуэнья"

Слейда (по Шеридану). На сцене "Б. р. т." выступали крупные англ. актеры - Л. Оливье, Р. Ричардсон, П. Эшкрофт, А. Ванбру, П. Скофилд, работал реж. Д. Сил и др. С конца 50-х гг. в труппе т-ра: реж. Б. Хептон, актеры - А. Пентелоу, Т. Лодж, М. Шер-мен, С. Фрейзер, Э. Спригс, И. Ричардсон, худ. П. Шелвинг и др.

Лит.: К e m p T. С., The Birmingham Repertory Theatre, Birmingham, 1948. ф. К.

БИРЮКОВ, Сергей Сергеевич [р. 8(20).1.1897]- русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1947. Окончил драм. студию при Костромском отделе нар. образования (1922). Сценич. деятельность начал в Костромском т-ре в 1923. Работал в т-рах Ярославля, Иванова, Владивостока, Новосибирска. В 1932-60 - в труппе Новосибирского т-ра "Красный факел". Роли: Дорн ("Чайка"), Фома Опискин ("Село Степанчиково" по Достоевскому), Иван Коломийцев ("Последние"), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Гарри Смит ("Русский вопрос"), Каренин ("Анна Каренина"), Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова) и др. С 1960 Б. работает в Минском русском театре. Э. К.

"БИРЮЧ ПЕТРОГРАДСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ" (бирюч по-древнеславянски - вестник, глашатай) -1) Советский театральный журнал. Издавался в Петрограде: в 1918 - еженедельно (с ноября, вышли јј 1-8); в 1919-один рае в две недели (јј 9-20; до мая). Редактор-А.С. Поляков. Журнал освещал гл. обр. жизнь гос. т-ров Петрограда; в н„м печатались подробные либретто пьес и программы Спектаклей, комментарии к ним, театр. хроника, спец. "Календарь театра". В качестве приложения "Б." имел вкладку- "Репертуар гос. петроградских т-ров". 2) Сборники статей (всего вышло 2 сб.- 1919, 1920). Редактор - А. С. Поляков. Наряду с хроникально-информац. сообщениями здесь помещались историко-театр., теоретич. и др. статьи. Сборники отличались обилием фактич. материалов. Л. Шн.

БИС (лат. bis - дважды) - восклицание, выражающее требование повторения особенно понравившегося номера. В концертах с заранее объявленной программой играть в конце "на бис"-значит исполнить по просьбе публики дополнительные произведения сверх программы концерта.

БЙСКЕРТ (Bisquertt), Просперо (р. 18.VI.1881) - чилийский композитор. По специальности-инженер. Автор одной из первых чилийских нац. опер "Сайеда" на собств. либретто по мотивам сказки "Тысячи и одной ночи" (1929, Сантьяго). Балетная картина из оперы Б. "Сон Сайеды" много раз ставилась балетной труппой т-ра в Сантьяго. В 1940-45 - директор Ин-та распространения музыки в Чили. Л. X.

БЙСФЕМ (Bispham), Дейвид Скалл (5.1.1857-2.X. 1921) - американский артист оперы (баритон). В 1886-89 Б. обучался пению у Л. Ваннуччини (Флоренция) и Ф. Ламперти (Милан). Творч. деятельность начал в качестве концертного певца в Лондоне в 1890. В 1891 Б. впервые выступил в опере. В 1892 работал в т-рах "Друри-Лейн" и "Инглиш опера хаус", после чего неск. лет-в т-ре"Ковент-Гарден". С 1896 Б.- солист труппы т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Широкую известность получил гл. обр. как исполнитель партий Вольфрама, Тельрамунда, Вотана и Альбери-ха, Курвенала, Бекмессера и Нахтигаля ("Таигей-зер", "Лоэнгрин", "Золото Рейна", "Тристан и Изоль-да", "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера). Исполнял также партии: Эскамильо; Яго, Фальстафа ("Отел-по", "Фальстаф" Верди) и др. Б. был выдающимся камерным певцом и исполнителем амер. нар. песен. Вместе с М. Гаррисом, Л. Гейтс и А. Рейсом основал в 1916 "Общество амер. певцов", к-рое осуществляло пост. оперных произв. различных композиторов на англ. языке. В 1921 была учреждена памятная медаль имени Б., к-рая впоследствии присуждалась композиторам США за крупные достижения в области муз. т-ра (Д. Гершвин, В. Дамрош, Д. Тейлор, X. Хэдли и Др.).

Лит. со ч.: A quaker singer's recollections, N. Y., 192 Bc. T.

БЙТНЕР (Bittnerowna), Барбара (р. 4.IX.1924) - польская артистка балета. Училась в Варшаве у С. Фа-лишевского, позднее-в балетной школе 3. Домбров-ского. С 1946 - ведущая танцовщица балетной труппы Гос. оперы в Познани; в 1949-51 - Оперного т-ра в Бытоме (Силезия). Партии: Молодая супруга ("Харнаси" Шимановского), Зел„ный петух ("От сказки к сказке" Недбала), Коппелия, Джульетта. За успехи в области балетного и-ск-ва удостоена Нац. пр. (1952).

Лит.: Т u r s k a J., Barbara Bittnerowna, газ. "Przeglad Kulturalny.), Warsz., 1953, Rok 11, ј 40; Swinarski A. M., Barbara Bittnerowna, "Teatr", Warsz., 1953, *No 8, 16-30 kwietnia, p Щ

БЙТОН (Beaton), Сесил (р. 14.1.1904) - английский театральный художник. В 1927 начал творч. деятельность ("Артс тиэтр", Лондон). В 1935 оформил спектакль "Следуй за солнцем" Джинса и Т„р пера (т-р "Адельфи", Лондон). Затем работал в различных нью-йоркских т-рах. Для декорац. работ Б. характерны лаконичность линий, салонная интимность, изысканность колористич. решения. Наиболее полно эти черты творчества Б. проявились в построении интерьеров в спектаклях "Веер леди Уиндермир" Уайльда (1945, т-р "Хеймаркет") и "Школа злословия" Шеридана (1949, т-р "Олд Вик"), в создании костюмов к спектаклю "Моя прекрасная леди" по Шоу (1956, "Марк Хеллингер тиэтр", Нью-Йорк). Б. оформил балеты "Щелкунчик" (1951, т-р "Сэдлерс-Уэллс"), "Лебединое озеро" (1952, т-р "Нью-Йорк сити балле") и др. С 1941 работает также в кино. Ф. Я.

ЬИТЮЦКИЙ, Вениамин Сем„нович [р. 13(26).X. 1902]-русский советский режиссер. Нар. арт. РСФСР (1956). В 1924 окончил Гос. мастерские театр. иск-ва в Саратове. В том же году начал сценич. деятельность как актер в Саратовском т-ре. Затем играл в т-рах Бобруйска, Витебска, Архангельска, Перми, Свердловска и др. городов. Роли: Хлестаков;

Карандышев и Мелузов("Бес-приданница" и "Таланты и поклонники"), Освальд; Сол-нышкин, Белкин ("Дальняя дорога" и "Шестеро любимых" Арбузова), Павел Корчагин ("Как закалялась сталь") и др. Впервые как режиссер выступил в 1935. С 1938 занимается только режиссурой. С 1939 работает в Свердловском т-ре (с 1952-гл. режиссер). Пост.: "Кремлевские куранты" (1940, 1957); "Зыковы" (1944), "Дачники" (1946), "Сомов и другие" (1953) Горького, "Счастье" Павленко (1949), "Семья" Попова (1950), "Любовь Яровая" (1952), "Вишн„вый сад" (1954); "Горное гнездо" по Мамину-Сибиряку (1959), "Братья Ершовы" по Кочетову (1959). Одна из лучших работ Б.- "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1957). Спектакли, пост. Б., отмечены высокой режиссерской культурой, характеризуются тщательной отделкой каждой роли. Э. К.

БЙХАРИ (Bihari), Йожеф (р. 14.1.1901) - венгерский актер. Нар. арт. Венгерской Народной Республики (1953). В 1928 начал сценич. деятельность в т-ре "Вигсинхаз" (Будапешт). В 1945 вступил в труппу Нац. т-ра. Роли: Тиборц ("Банк-бан" Катоны), Варно ("Судья Шари" Морица), Йожа ("Пламя факела" Ийеша), Скоут ("Сон в летнюю ночь"), Бубнов ("На дне"), Вольф ("Шуба" Гауптмана). Б. созда„т жизненно правдивые образы, исполненные юмора и нац. самобытности. С 1938 снимается в кино ("Пропасть" и Др.). Пр. им. Кошута (1951, 1953).

БЙХТЬР, Михаил Алексеевич (11(23). IV.1881- 7. V. 1947] - русский советский дириж„р и пианист. Засл. деят. иск-в РСФСР(1938). В 1910 окончил Петерб. консерваторию (ученик А. Н. Есиповой и А. К. Лядова). В 1912-17 осуществил в Т-ремуз. драмы в Петербурге (совм. с реж. И. М. Лапицким) постановки опер: "Каменный гость" Даргомыжского, "Евгений Онегин", "Борис Годунов", "Снегурочка", "Нюрнбергские мейстерзингеры" и др. Пользовался известностью как аккомпаниатор. Выступал с Н. И. Забе-лой-В рубель, Ф. И. Шаляпиным, И. А. Алчевским и др. В„л педагогич. работу; с 1934-профессор Ленинградской консерватории.

Лит. соч.: Листки из книги воспоминаний, "Советская музыка", 1959, јј 9 и 12.

Лит.: Л e в и к С., Памяти М. А. Бихтера, "Советская музыка", 1948, .ј3.

БЙЧЕМ(Вееспат), Томас (29.IV.1879-8.III.1961)- английский дириж„р и музыкально-общественный деятель. Творч. деятельность начал как симф .дириж„р в 1899, как оперный-в 1902. В 1910-20 был дириж„ром и антрепрен„ром известных "Сезонов Б.", создавших эпоху в истории англ. муз. иск-ва. Б. пост. в различных т-рах Лондона с участием крупных артистов св. 100 опер, мн. из к-рых были неизвестны англ. слушателям. Выдающимися событиями в театр. жизни Лондона явились пост. Б. опер: "Саломея", "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса (1913), "Борис Годунов" (1913, с участием Ф. И. Шаляпина); "Так поступают все" и "Похищение из сераля" Моцарта (1910) и др. В 1933-39 Б.-директор лондонского т-ра "Ко-вент-Гарден", переживавшего в то время эпоху расцвета. В 1942-44 работал в нью-йоркском т-ре "Метрополитен-опера". Под руководством Б. были пост. "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Феб и Пан" Баха и др. В 1947 Б. дирижировал оперными спектаклями на Эдинбургских, в 1950 на Глайнд-борнских фестивалях, в 1953 - в Оксфорде, в 4958 - в Буэнос-Айресе (т-р "Колон"). Для Б. как дириж„ра характерен ч„ткий, выразительный, лиш„нный аффектации жест. Особенно интересны трактовки Б. опер Моцарта. Вс. Т. БИЧУРИНА, Анна Александровна [1853-5(17).II. 4888] - русская артистка оперы (контральто). Муз. образование получила в Петерб. консерватории. С 1875 - солистка Мариинского т-ра, с к-рым была связана вся е„ сценич. деятельность. Б.- первая исполнительница партий Леля, Свояченицы ("Снегурочка", "Майская ночь" Римского-Корсакова), Солохи ("Черевички" Чайковского). Среди др. партий Б.:

Ваня ("Иван Сусанин"), Спиридоновна ("Вражья сила" Серова), Хозяйка корчмы ("Борис Годунов"), Няня ("Евгений Онегин") и др. Б. обладала сочным грудным сильным голосом, большим сценич. дарованием. Создала остро характерные образы; была одной из лучших исполнительниц бытовых партий оперного репертуара О. В.

БЛАЗИС (Blasis), Карло (4.XI.1795, Неаполь,- 15.VII.1878, Черноббио) - итальянский артист балета, балетмейстер, педагог. Хореографич. образование получил под рук. П. Гарделя О. Вестриса Л. Милона и др. педагогов. В 1817 дебютировал в "Гранд-Опера"

(Париж) в опере "Баядера" Кателя (исполнял па-де-де). В 1818 - солист т-ра "Ла Скала" (Милан), где совершенствовал сво„ иск-во под рук. С. Вигано. Выступал в его балетах "Дедал", "Шпага Кенетта", "Жанна д'Арк" и др. Танец Б. отличался высокой техникой, красотой линий и гармонией движений. В 1819 Б. дебютировал как балетмейстер, поставив балет "Придворный феодал" Ф. Блазиса в т-ре "Ла Скала". В дальнейшем пост. более 80 балетов в т-рах Милана, Венеции, Лондона, Варшавы и др. Из его постановок известны: "Пандора" (1827), "Блудный сын" (1833), "Прекрасная сицилианка"( 1847) Ф. Блазиса, "Галатея" Ортори (1857). В 1861-63 ставил балеты в Большом т-ре (Москва): "Фауст" Паничи и Пуни (1861), "Орфа" Адана и Минкуса (1862) и др. Особенно велико значе ние Б. как педагога и теоретика. В 1837-50 он руководил миланской Королевской академией танца при "Ла Скала", воспитал известных артистов балета:

К. Беретта, Ф. Фабри, С. Фуоко, В. Цукки, Л. Гран, К. Гризи, Ф. Черрито, Дж. Лепри и др.

Преподавал в балетном уч-ще при Большом т-ре. Б. вн„с большой вклад в развитие системы классич. танца, написал ряд книг по вопросам танца: "Элементарный учебник теории и практики танца" (1820), "Код Терпсихоры" (1828), "Полный учебник танца" (1830) и др.

Соч.: Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы, М., 1864; Traite elementaire, theorique et pratique de 1'art de la danse, Mil., 1820; The code of Terpsichore. The art of dancing, L., 1828; Manuel compiei de la danse..., P., 1830; Crii amori di Adone e Venere. Ballo mitologico in 4 atti, L., 1835; Fausto. Grande ballo pantomimico, preceduto de una dissertazione intorno a Groette, Mil., 1843.

Лит.: Классики хореографии (Отв. ред. Е. И. Чесно-ков), Л.-М., 1937; Левинсон А. Я., Мастера балета, М., [1915]. Ham. P.

БЛАНТЕР, Матвей Исаакович [р.28.1(10.П). 1903]- советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Музыке обучался в Курском и Моск. филармо-нич. уч-щах; брал уроки у Г.Э. Конюса. В 1921 работал как театр. композитор в "Мастерской Н. М. Форрегера" ("Мастфоро) в Москве. В 1926-27 - зав. муз. частью Ленингр. т-ра сатиры, в 1930-31 - Магнитогорского т-ра, в 1932 - передвижного т-ра журнала "Крокодил", в 1932-33 - Горьковского т-ра миниатюр. Автор оперетт: "Сорок палок" (1924, Москва), "Нос президента" (1926, Москва), "На берегу Амура" (1939, Моск. т-р оперетты), песен, музыки к спектаклям в различных т-рах, к фильмам и др. соч. Музыка оперетт Б., так же как и его песен, завоевавших широкую популярность в СССР и за рубежом, отличается простотой, жизнерадостностью, мелодичностью. Мн. песни и танцы Б., написанные для спектаклей, исполняются в виде отдельных номеров на концертной эстраде.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница