Наши партнеры

вкс видеоконференцсвязь
Выгодно долгосрочная аренда авто спб без водителя в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 49)


"БЕРЛЙНЕР АНСАМБЛЬ" (Berliner Ensemble)- один из ведущих театров ГДР. Осн. писателем Б. Брехтом и актрисой Е. Вейгелъ в Берлине в 1949. В состав т-ра вошли актеры берлинского Немецкого т-ра, а также Цюрихского драм. т-ра, бывшие вместе с Брехтом в эмиграции. Брехт стремился создать т-р, к-рый своей деятельностью будет способствовать формированию нового человека социалистич. общества, борьбе за мир (эмблемой "Б. а." является "Голубь мира" Пикассо). И янв. 1949 состоялась премьера пьесы Брехта "Мамаша Кураж и е„ дети" (пост еж. Э. Энгель под рук. автора). Спектакль имел большой успех, постановщики и исполнители гл. ролей (Кураж - Вейгель, Катрин - Хурвиц) были удостоены Нац. премий. В 1954 этот спектакль получил 1-ю премию на Всемирном театральном фестивале в Париже.

В репертуар т-ра вошли пьесы Брехта, произв. мировой классики, лучшие пьесы сов., нем. и др. прогрессивных сов р. драматургов. "Б. а." пост. большинство пьес Брехта: "Мамаша Кураж и е„ дети" (1949), "Господин Пунтила и его слуга Матти" (1949), "Мать" (1951, по мотивам о. п. Горького), "Винтовки Тересы Каррар" (1952), "Кавказский меловой круг" (1954), "Жизнь Галилея" (1956), "Добрый человек из Сезуана" (1957), "Страх и отчаяние в Третьей империи" (1957), "Восхождению Артуро Уи можно было помешать" (1959), "Тр„хгрошовая опера" (1960). Среди спектаклей т-ра: "Васса Железнова" (1949); "Бобровая шуба и Красный петух" по Гаупт-ману (1951), "Гуверн„р" Ленца (1950), "Разбитый кувшин" Клейста (1952), "Кремл„вские куранты" (1952);

"Пра-Фауст" Г„те (1952), "Кацграбен" Штритматтера (1953), "Дон Жуан" Мольера (1953), "Воспитанница" Островского (1955), "Трубы и литавры" Фаркера (1955), "Герой западного мира" Синга (1956), "Оптимистическая трагедия" (1958) и др.

В художеств. практике "Б. а." получила творч. претворение теория "эпич. т-ра" Брехта, к-рой коллектив "Б. а." стремится следовать и после смерти е„ создателя. В основе искусства "Б. а." - активное обращение к мысли, интеллекту зрителя. Спектакли "Б. а." отличаются ярко выраженной социальной направленностью, остротой и выразительностью режиссерского решения, образным лаконизмом дек о-рац. оформления (художники - К. Аппен, Т. Отто, Г. Кильгер и др.). В спектаклях "Б. а." используются сценич. при„мы театр. иск-ва др. народов (напр., маски).

До 1954 "Б. а." не имел своего помещения и работал гл. обр. в здании Немецкого т-ра, а также гастролировал в ГДР и др. странах. С 1954 работает в здании "Т-ра ам Шиффбауэрдамм". "Б. а." гастролировал в СССР (1957), Франции, Англии, ФРГ, Венгрии, Чехословакии. В труппе театра (I960): Е. Вейгель, возглавляющая "Б. а." и после смерти Б. Брех' та, Э. Буш, Э. Гешоннек, А. Хурвиц, Р. Люц, Э. Шалль и др.

Лит.: Brecht В., Aufbau einei Rolle, В., 1956-58;

Theaterarbeit, Dresden, 1952;БражкоЗ., Последний спектакль Бертольда Брехта, "Сообщения Ин-та истории искусств АН СССР", 1957, .ј 10-11; "Театр", 1957, ј 8 (статьи о гастролях "Б. а." в СССР); Э т к и н д Е., Театр Бертольда Брехта, "Нева", 1957, ј 8; Захава Е., Сила и слабость театра Брехта, "Знамя", 1957, ј 8. ? f{

БЕРЛИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА - см. Немецкий театр оперы и балета в Берлине. "БЕРЛИНСКАЯ КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА - см.

Комише опер".

БЕРЛИНСКИЙ, Павел Михайлович [р. 22.VI(5. VII). 1900] - советский композитор, дириж„р. Нар. арт. Бурят. АССР (1943). Окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. И. Миклашевской (1925) и композиции А. Житомирского (1926), а также Моск. консерваторию по классу дирижирования (1939). В 1935-36 Б.- дириж„р оркестра Т-ра им. Мейерхольда, в 1936-38 - 3-го т-ра для детей в Москве, в 1932 и 1939- 1946 - гл. дириж„р Бурятского муз .-драм. т-ра (Улан-Удэ). Автор (совм. с Б. Ям-пиловым) музыкальной драмы "Баир" (1-я ред. 1938, 2-я ред. 1940), музыки к спектаклям Бурятского драм. т-ра, симф. и др. соч. С 1928 Б. занимается педагогич. деятелностыо.

БЕРЛИНСКИЙ ТЕАТР ИМ. МАКСИМА ГОРЬКОГО (Maxim-Gorki-Theater). Открылся в 1952 спектаклем "За тех, кто в море!" Лаврен„ва. Сформирован из участников "Молодого ансамбля", состоявшего из выпускников Веймарского театр. ин-та и актеров "Нового т-ра" при Доме культуры Советского Союза в Берлине. Руководитель т-ра со дня его основания - М. Валлентин. В программу т-ра входит утверждение на сцене гуманистич. идей Горького, применение в творч. практике системы Станиславского, овладение методом сопиалистич. реализма. Среди спектаклей т-ра: "Дорога в жизнь" и "Флаги на башнях" (1952) Стеглика (по Макаренко), "Д ости га ев и другие" (1954), "На дне" (1957); "Смья" Попова (1953), "На бойком месте" Островского (1959), "Потерянное письмо" Кара-джале (1953), "Разбойники"

(1955); "Матросы из Катарро" Вольфа (1957), "Враги" (1959); "Васантасена" (1960) Фейхтвангера (по Шудраке) и др. Т-р ставит пьесы совр. драматургов ГДР: "Дорога в Фюссен" Бехера (1956), "Поправка" И. и X. Мюллер (1959) и др. В. К.

БЕРЛИОЗ (Berlioz), Гектор [11. XII. 1803, Кот-Сент-Андре (Изер),- 8. III. 1869, Париж]-французский композитор и дириж„р. Музыке обучался у А. Рейха и Ж. Лесюэра в Парижской консерватории, к-рую окончил в 1830, полу- чив Рим. пр. В 1830-32 Б. совершенствовался в Италии, после 1832 жил в Париже, работал как композитор, дириж„р и критик. Гастролировал (как дириж„р) с исполнением своих соч. в Бельгии, Германии, Австрии, Венгрии, России (1847, 1867-68), Чехии и др. странах. Один из ярких представителей муз. романтизма. Первая опера Б. "Бенвенуто Челлини" (1838, "Гранд-Опера", Париж) получила признание после того, как была исполнена по инициативе Ф. Листа в Веймаре (1852). Музыка этой оперы, утверждающая победоносную силу любви, полна блеска и изящества, отмечена красотой мелодии и неистощимой фантазией. Другое сценич. произв. Б.-оперная дулогия "Троянцы" на сюжет "Энеиды" Вергилия (соч. в конце 50-х гг.), приближается к операм Глюка, но характеризуется присущими Б. при„мами монументального оркестрового письма. Дулогия состоит из опер: "Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене" (частично пост. в 1863, т-р "Лирик" в Париже; полностью-в 1890 в Карлс-руэ), отличается большим количеством разв„рнутых симф. эпизодов. Последнее сценич. произв. Б.-ко-мич. опера "Беатриче и Бенедикт" на сюжет комедии Шекспира "Много шума из ничего" (1862, Баден-Баден), написано в стиле франц. комич. оперы с диалогами.

Творчество Б. характеризуется стремлением к театрализации симф. музыки, созданию жанра синтетич. муз. драмы. Эти идеи получили выражение в ряде спмф. соч. Б., по своему характеру приближающихся к оперно-ораториальной форме (программная драма-тич. симфония "Ромео и Джульетта", 1839, драматич. легенда "Осуждение Фауста", 1846). В них имеются разв„рнутые арии и ансамбли, массовые сцены с использованием хора и широким применением речитатива. Попытки постановки этих произв. Б. на оперной сцене окончились неудачей. В ряде менее значит, произв. Б.-в музыке к лирич. драме "Лелио, или Возвращение к жизни" (1832) для солистов, хора и оркестра, нашла воплощение увл„кшая Б. идея "ме-лолога", в к-ром сценич. словесная декламация перемежается и соединяется с муз. номерами.

Б. создал новый тип программного романтич. симфонизма, связав музыку с сюжетами и образами Шекспира, Байрона, Г„те и др. Творчество Б. во мн. родственно В. Гюго в литературе и Э. Делакруа - в живописи. Для него характерно стремление к ярким муз. краскам, страстным, мятежным образам, грандиозным масштабам сочинений и огромным исполнит. составам.

Лит. соч.: Memoires, Р., 1870; Literarische Werke, Bd 1-10, Lpz., 1903-1912; в рус. пер.: Мемуары, ч. 1-2, СПБ. 1896, Дириж„р оркестра, М., 1912; Избранные статьи, Л., 1956.

Лит.: Т 1 е г s о t J., Hector Berlioz et la societe de son t'rnps, P., 1903; В о с h о t A., L'histoire d'un romantique Hector Berlioz, v. 1-3, P., 1946-50; P о л л а н Р., Музыканты наших дней. по. с франц., М., 1938; Петухов М-, Гектор Берлиоз о России, СПБ, 1891; С т а с о в В. В., Лист, Шуман и Берлиоз н России, М., 1954; С о .ч л г р т и и с к и ii 11 , Гектор Берлиоз, М., 1935; Х о х л о н i; и на А., Берлиоз, М., 1960. J] д/

Б‚РЛЬ СЕРДА (Bulirle Ccrda), Артуро (14. XIi. 1886-3. IV. 1927)-чилийский актер. В 102 начал выступать на сцене Детского т-ра X. Харкеса (Сантьяго). В 1908, после гастролей в Перу, работал в различных исп. труппах (X. Монтеро, Р. Пельпсера, Т. и М. Муньоса) в Сантьяго. В 1915 вместе с женой- известной актрисой Э. Пуэльма, п др. чилийскими актерами создал собств. т-р, к-рый ставил пьесы нац. авторов и выступал во многих городах и деревнях Чили. В 1918 Б. С. с актером Э. Багена организовал труппу Вагона - Б„рль, положившую начало созданию нац. чилийского т-ра, пропагандировавшую нац. драматургию. В репертуар т-ра входили пьесы чилийских авторов: "Деревушка" Эрнандеса, "Пустой стул" Род-ригеса, "Паяцы уходят" Доносо, "Незаконченная вышивка" де ла Вега, "Дело" и "Собаки" Мука и др. Т-р объездил со своими спектаклями почти всю страну. В 1924 в связи с болезнью Б. С. труппа распалась. В 1927 Б. С. сформировал новую труппу, деятельность к-рои была вскоре прервана из-за его смерти. Л. А.

БЕРМАН, Константин Александрович (р. 1. XII. 1914) - советский цирковой артист; ков„рный клоун. Засл. арт. РСФСР (1956). Сын дириж„ра циркового оркестра. С детских лет увлекаясь цирком, Б. овладел различными жанрами циркового искусства. С 1935 работает как ков„рный клоун. Комедийное дарование Б. неотделимо от мастерского исполнения разнообразных трюков, сложнейших прыжков и каскадов. В свои остроумные пародии Б. включает элементы гимнастики, акробатики, жонглирования и эквилибристики, его клоунский репертуар строится на сочетании слова и жеста со специфически цирковыми средствами выразительности. Репризы и интермедии, пародийные сценки, созданные Б. как самостоятельно, так и совместно с авторами текста и режиссерами, часто бывают остро злободневными. Б. изображает случайно попавшего в цирк вес„лого молодого человека, к-рого вс„ там восхищает. С юношеской непосредственностью он начинает воспроизводить то, что видит, и счастлив, когда ему это уда„тся. Однако герой Б. не может достичь искусства артистов и действия его приобретают комическую окраску. Образ, созданный Б., обладает чертами современности, окрашен мягким юмором. М. 3.

БЕРМАН (Behrman), Самюэл (р. 9. VI. 1893)- американский драматург. Окончил Колумбийский ун-т. Лит. деятельность начал как журналист, затем писал водевили и скетчи для "бродвейских т-ров" и выступал как актер. После 1918 Б. работал театр. критиком и лит. обозревателем в газете "Нью-Йорк тйймс" и журн. "Нью рипаблнк". С 1923 начал выступать как проф. драматург, первоначально в соавторстве с Дж.

Николсоном и О. Дейвисом, а с 1927-самостоятельно. Вскоре Б. стал одним из ведущих драматургов "брод-вейскнх т-ров". Наибольший успех имели его комедии:

"Биография" (1932), "Конец лета" (1936), "Вино удачи" (1938), "Не время для комедии" (1939). Пьесы Б., занимательные и изящные по форме, лишены социальной остроты, носят развлекател-ъный характер, большое внимание в них уделяется центр, женским ролям, рассчитанным на амер. "зв„зд". Пишет сценарии для Голливуда.

Лит.: К u nit z S. and Haycraft H., Twentieth century authors, N. Y., 1944; Literary history of the United States. N. Y., 1953; N a t h a n G. J., The theatre in the fifties, N. V., 1953. fJ Д\

БЕРМУДЕС (Bermndez), Хоронимо (ок. 1530- ок. 1599)-испанский поэт и драматург. Был профессором теологии в ун-те в Саламанке. Б.-один из первых исп. драматургов, писавших трагедии на нац. темы. Среди них наиболее известны трагедии "Нисе жалостливая" и "Нисе вознагражд„нная" - на сюжет легенды об Инее де Кастро; вошли в сборник, изданный Б. в 1577 в Мадриде, под назв. "Первые испанские трагедии" ("Primeras tragedias espanolas"). Б. Т.

БЕРН (Burn), Эдмунд Дейвид (ок. 1800-75)- австралийский драматург. В 1829 написал первую нар. австрал. мелодраму "Беглые каторжане", отличающуюся демократич. направленностью, сочным нар. языком. Прототипом одного из действующих лиц пьесы послужил нар. герой Австралии - М. Брейди. Мелодрама была пост. "Каледониан т-ром" в Эдинбурге в 1829. В этом т-ре в 1830 шла и вторая пьеса Б.-фарс о моряках "Мании и маньяки". Б.-автор историч. стихотворных драм "Регул" (соч. 1837) п "Любовь королевы" (соч. 1837, "Ройял Виктория" в Сиднее, сезон 1846-47).

С о ч.: Plays and fugitive pieces, in verse and prose, v. 1-2 in 1 vol., Hobart Town, 1842.

Лит.: М i 1 1 e r E. М., Australian litera ture.A bibliography to 1938, extended to 1950, Sydney-L., 1956; Re es L. C., Towards an Australian drama, L., 1953; М с Gr u i r e, The Australian theatre, L.-Melb., 1948. JJ, Ц.

БЕРН (Bern) -столица Швейцарии (159 тыс. жит. на 1956). Народные театр. представления в Б. возникли в эпоху средневековья и продолжали существовать еще в 19 в. На улицах и площадях ставились мистерии и моралите, впоследствии замен„нные фастнахшпилями и характерными для Швейцарии маскарадными шествиями, карнавальными играми, проводившимися в пасхальную ночь. Эти представления, участниками к-рых были монахи, горожане, крестьяне и студенты, включали представления аллегорий, пантомим, а также инсценировки эпизодов из жизни нац. героя - Вильгельма Телля (см. Швейцарский театр). В 16 в. в период Реформации католики и протестанты стремились использовать народное иск-во для своей борьбы. К концу 17 в. народные театр. представления начали подвергаться преследованию со стороны протестантской и католич. церкви. В 1792 любительские спектакли были запрещены. С конца 16 в. в Б. выступали иностранные труппы, гл. обр. немецкие. Приток иностр. трупп усиливается в 18 в. после преобразования одного из танцевальных залов в зал для театр. представлений. В числе гастролировавших в Б. т-ров: саксонская труппа знаменитого Гансвурста - И. Ф. Бека 1729-31), оперные труппы Л. Деннера из Байр„йта (Германия) (1732-33), М. Карулли из Италии (1755), Эбрара из Лиона (Франция) (1765), Страсбург-спая труппа С. Кобервейна ставила в Б. оперы, драмы и балеты. Первые швейцарские труппы, игравшие на нем. и фр. языках, появились после 1848, когда Б. стал столицей Швейцарии. В сер. 19 в. здесь было открыто несколько стационарных т-ров ("Зоммертеатр"- 1852, Театр. общество - 1862, и др.), просуществовавших недолго из-за отсутствия материальной базы. Из т-ров Б., возникших в 19 в., сохранился только крупнейший -Городской т-р. В 1903 Городской т-р получил новое помещение. В репертуаре т-ра, имеющего оперную и драм. труппы, гл. обр. произведения нем. драматургов и композиторов, ставятся и пьесы швейцарских драматургов: П. В. Видмана, Р. Моракса, О. Грейер-ца и др. В труппе т-ра работали швейцарские актеры: Л. Би-берти, Э. Аберер, Э. Бехлер.Э. Видман. В 1951 в Б. открылся "Ателье-театр", ставящий классич. и совр. пьесы. Кроме того, в Б. работают несколько мюзик-холлов и варьете.

БЕРНАДЕЛЛИ (Berna delli), Фортунато (г. рожд. неизв.-ум. 5. XII. 1830) - итальянский артист балета, балетмейстер. Ученик С. Вигано. В 1818-22 и 1826-30 работал в России; дебютировал в Москве в партии Колина ("Жанета и Колин, или Деревенская свадьба" Маковец, 1818). Пост. в Большом т-ре (Москва) ок. 30 балетов: "Механические фигуры" (1818), "Волшебная флейта" (1818, продержавшийся в репертуаре т-ров Москвы и Петербурга ок. столетия), "Отел-ло" (1828), "Ричард Львиное Сердце в Палестине" Кубишты (1829) и др. Музыку к большинству постановок Б. подбирал капельмейстер Ф. Е. Шольц из произв. Вебера, Россини и др. Как танцовщик Б. был ярким представителем неаполитанской школы итал. балета нач. 19 в. Особенно успешно исполнял Б. мимич. партии. Среди других партий: Рауль ("Рауль Синяя Борода" Гретри), Сулейман ("Разбойник Средиземного моря" Шольца), Отелло ("Отелло") и др. Высокое пантомимич. мастерство Б. способствовало развитию мимич. иск-ва артистов моек. балета.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; Большой театр Союза ССР. [Сб. статей. Отв. ред. Ф. П. Бондаренко], М.. 1947. Юр. Б.

БЕРНАР (Bernhardt), Capa (22. X. 1844, Париж,- 26. III. 1923, там же) - французская актриса. Род. в семье инженера. По окончании драм. классов Парижской консерватории (училась у Прово и Сансона) в 1862 дебютировала в т-ре "Комеди Франсез" в "Ифигении в Авли-де" Расина. Затем работала в т-рах "Жимназ", "Порт-Сен-Мартен", "Одеон", где с большим успехом сыграла роли Занетто ("Прохожий" Коппе, 1869), Королевы ("Рюи-Блаз" Гюго, 1872) и др. В 1872-80 Б. снова в т-ре "Комеди Франсез", где она в 1877 становится сосьетеркой (см. Сосъетер). Б. играла роли молодых героинь в классич. и совр. репертуаре: Федра, Андромаха (о. п. Расина), Заира (о. п.

Вольтера), Дездемона; донья Соль ("Эрнани" Гюго), Берта ("Дочь Роллана" де Борнье, 1875), Постумия ("Побежд„нный Рим" Пароди, 1876) и др. С 1880-х гг. Б. играла преим. в пьесах совр. бурж. драматургов. Для не„ пишут В. Сарду ("Теодора", 1884, "Тоска", 1887, "Колдунья", 1903), Э. Ростан ("Принцесса Греза", 1895, "Самаритянка", 1897, "Орл„нок", 1900). Особенным успехом пользовалась Б. в пьесах А. Дюма-сына; одной из лучших ролей актрисы была Маргарита Готье ("Дама с камелиями", 1881). В этот период Б. сыграла также Гамлета (1899) и Лорензаччо (1896) в о. п. Шекспира и Мюссе. Станиславский считал иск-во Б. примером технического совершенства. Б. обладала красивым голосом, отточенной дикцией, пластичностью; однако виртуозное мастерство, изощр„нная техника, наблюдательность, художественный вкус, умение порой дать социальную характеристику (роль Маргариты Готье) сочетались у Б. с искусственностью, нарочитой эффектностью игры. "Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,- писал Чехов, - есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок". В период политич. реакции конца 19 в. в иск-ве Б. появляются черты декадентства, мистицизма. Творчество Б.- пример воздействия кризиса бурж. культуры конца 19-нач. 20 вв. на актерское иск-во, теряющее пафос и героику. Б. гастролировала за границей, выступала во мн. т-рах Европы и Америки; 3 раза посетила Россию (1881, 1892, 1908). В 1893 Б. приобрела т-р "Ренессанс", а в 1898-т-р на пл. Шатле, к-рый получил назв. Т-ра Сары Бернар.

Соч.: Ma double vie. Memoires de Sarah Bernhard, P., 1907; L'art au theatre, P., 1923; в рус. пер.-Мемуары Сары Бернар, СПБ, 1908.

Лит.: Seil e r Gr., Sarah Bernhardt, Р., Grallimard, [s. a.];

Huret J., Sarah Bernhardt, preface de Edmond Rostand, P., [1899 J; К у гель А., Театральные портреты, M., 1929. JE. Ф.

БЕРНАР (Bernard), Тристан (7. IX. 1866-7. XII. 1947)-французский писатель, драматург. Род. в Бе-зансоне. Лит. деятельность начал в 90-е гг. Автор многочисл. комедий, ставившихся гл. обр. в парижских "т-рах бульваров". Произв. Б. отличаются легковесностью содержания, обилием комедийных ситуаций, иногда близки к водевилю. Среди пьес Б.: "Его сестра" (1901, т-р "Атеней"), "Господин Кодомас" (1907, Т-р Антуана), "Маленькое кафе" (1911, т-р "Пале-Рояль"). В пьесе Б. "Жанна Доре" выступала Сара Бернар (1918). А. В. Луначарский писал, что цель произв. Б.- "способствовать пищеварению сытой и ожидающей массажа смеха публики". Ал. 77.

Лит.: С a r a t J., Le theatre de Tristan Bernard, P., 1948.

БЕРНАРДИЧ (Bernardic), Драгутин (р. 27. VIII. 1912) - югославский артист оперы (бас). В 1938 после окончания Муз. академии в Загребе дебютировал там же на оперной сцене. В 1941-43 Б.-солист т-ров оперы в Сплите и Осиеке, с 1943-Загребской оперы. Партии: Газдо Марко ("Эро с того света" Готоваца), Пимен ("Борис Годунов"), Лепорелло ("Дон Жуан"), Рокко ("Фиделио" Бетховена), Дон Базилио ("Се-вильский цирюльник") и др. За исполнение партии Ивана Сусанина Б. в 1949 была присуждена Гос. пр. Ю. Ч.

БЕРНЕ (Borne), Карл Людвиг (6. V. 1786, Франкфурт-на-Майне,-12. U. 1837, Париж) - немецкий писатель-публицист. В 1808 окончил Гисенский ун-т. Обществ, и эстетич. взгляды Б. формировались под влиянием идей франц. бурж. революции и творчества Ф. Шиллера. Публицистич. деятельность начал в 1813. В 1818-21 издавал журн. "Весы", а также ряд др. газет и журналов, закрывавшихся цензурой. Б. в„л борьбу с феодализмом, стремился пробудить в нем. народе сознание своих прав, активный протест против социальной несправедливости. Той же тенденцией были проникнуты и те-атр.-критич. статьи Б., объедин„нные после его смерти в 2-томное издание под назв. "Страницы драматургии". Ф. Энгельс писал об этом издании: "Берне, титанический борец за свободу и право, выступает здесь на эстетическом поприще. И здесь также он чувствует себя уверенно; все, что он говорит, так четко и ясно, так проникнуто верным чувством красоты и доказано так убедительно, что не может быть и речи о возражениях. Все это облито потоками ослепительнейшего остроумия, и, точно скалы, то здесь, то там поднимаются мощные и острые идеи свободы" ("К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве", т. 2, 1957, с. 469- 470). Энгельс более всего ценил очерки Б. о "Вильгельме Телле" Шиллера, о "Гамлете" Шекспира (почитателем к-рого был Б.) и о нек-рых пьесах совр. нем. драматургов. В 1819 и 1822-24 Б. совершил несколько поездок в Париж, где написал серию пуб-лицистич. статей ("Парижские письма"), приветствующих революцию. Б. да„т в них блестящую по глубине анализа и остроумию картину политич. и культурной жизни Франции, уделяя при этом большое внимание драматургии и т-ру. В "Парижских письмах" и др. соч. этого периода Б. клеймит политический индифферентизм мн. писателей (в т. ч. и Г„те), призывает т-р стать трибуной, дающей гражданам возможность высказывать свои прогрессивные убеждения. Обществ, значение того или иного т-ра Б. определял тем, в какой мере он выражает передовые революционные, политич. идеи; единственно верным методом театр. иск-ва считал реализм. Б. оказал большое влияние на писателей-драматургов Молодой Германии. В последние годы жизни Б. в значит, мере отош„л от революц. воззрений и переш„л к популяризации идей "христианского социализма".

Соч.: Werke, Bd 1-12, historisch-kritische Ausgabe. В., 1912-13; в рус. пер.-Полное собр. сочинений, т. 1-3, СГГБ, 1900; "Из дневника" и "Гамлет" Шекспира, СПБ, 1886; Парижские письма. Менцель-французоед, M., 183.

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, M-, 1957; Гейне Г., Людвиг Берне, Полное собр. соч., т. 8, M.-Л., 1949; (rutzkow К., Bornes Leben, Hamb., 1840;

Брандес Г., Людвиг Берне и Генрих Гейне, СПБ, 1899;

Юрьев Г., Гейне и Берне, М.-Л., 1936. J1. /7.

БЕРНСТАЙН (Bernstein), Леонард (р. 25. VIII.* 1918)-американский композитор и дириж„р. В 1939 окончил муз. факультет Гарвардского ун-та. Композиторскую деятельность начал в 1942; как дириж„р выступает с 1943. Автор оперы "Волнения на Таити" (на собств. либретто, 1952), муз. драмы "Вестсайд-ская история" (1957), балетов "Свободная фантазия" (1944), "Факсимиле" (1946), оперетт "Весело в городе" (1944), "Удивительный город" (1953; все поставлены в т-рах Нью-Йорка и по телевидению), музыки к пьесам "Кандид" (по Вольтеру, 1955), "Жаворонок" Ж. Ануя, симф. камерно-инструментальных произв. и др. Во мн. сценич. произв. композитором использованы негритянские, мексиканские, пуэрториканские, амер. и др. нар. мелодии. Л. М.

БЕРНСТЕЙН (Bernstein), Анри (20. VII. 1876- 27. XI. 1953) - французский драматург. Один из представителей драматургии, предназначенной для коммерч. бурж. т-ров. Лит. деятельность начал пьесой "Рынок" (1900, Т-р Антуана), затем написал пьесы:

"Возвращение" (1902), "Отчий дом" (1904), "Шквал" (1905), "Вор" (1906), "Самсон" (1907), "Израиль" (1908), "Секрет" (1913) и др., пост. в "т-рах бульваров"-"Жимназ", "Ренессанс" и др. В ранних пьесах (на темы биржевой игры и т. д.) Б. изображал развращ„нность бурж. нравов, погоню за наживой, биржевой ажиотаж и т. д. На первый план в них выдвигалась острая мелодраматич. интрига с неожиданными поворотами действия, эффектными психологич. столкновениями и т. д., в центре действия была любовно-адюльтерная проблематика. В поздних пьесах

Б.-- "Юдифь" (1922), "Зеркальная галерея" (1924), "Ненависть" (1927, "Надежда" (1934), "Эльвира" (1939), "Виктор" (1952) и др., ставившихся также в "т-pax бульваров", наметился переход Б. к психо-логич. сюжетам.

С 1940 до конца войны Б. жил в США. По возвращении продолжал писать занимательные, но неглубокие по своему содержанию пьесы ("Жажда", 1950, и Др.). Е. Ф.

БЕРНТСЕН (Berntsen), Енс Элиас (22.Vlfl.l867- 1945) - норвежский певец (бас). Пению обучался у В. Клуда и Т. Ламмерса в Осло, Ф. Арльберга в Стокгольме, Ю. Хея и Г. Армина в Берлине. Впервые выступил на-оперной сцене в Осло в 1892. В 1893-99 пел в т-ре "Христиания", в 1899-1905 - в Национальном т-ре (Осло): Партии: Лепорелло ("Дон Жуан"), Мефистофель ("Фауст"), Лотарио ("Миньон" Тома), Каспар ("Вольный стрелок" Вебера), Даланд ("Летучий голландец" Вагнера) и др. Занимался педагогич. деятельностью [в 1890-1905-преподаватель пения в консерватории в Христианин (Осло)]. Автор ряда теоретич. исследований по вок. иск-ву, в т. ч. "Голос" (Осло, 1914), "Мастер постановки голоса" (Осло, 1939) и др.

Лит.: В i e h l e H., J. Berntsen..., s. l., 1936. В. Ц.

БЕРОН, Лили (p. 29. XII. 1921) - болгарская артистка балета. Ученица педагога А. Петрова. В 1939 впервые выступила в т-ре Софийской народной оперы в партии Авроры. С 1949 совершенствовала сво„ мастерство в СССР (в Ленингр. хореографич. уч-ще, класс А. Я. Вагановой). В 1953 вернулась в Софийскую народную оперу, выступила в партии Тао Хоа. Среди лучших партий Б.: Жизель (Димитровская премия, 1950), Эсмеральда; Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Босилка ("Нестинирка" Големинова), Девушка ("Прометей" Бетховена) и др. Б.- педагог Гос. хореографич. уч-ща в Софии. Гастролировала в СССР, КНР, Франции, Бельгии, Италии и др. странах.

БЕРОЯН, Артем Коноевич [р. 10(22). VI. 1878]- армянский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1941). Один из ветеранов арм. сцены. Сценич. деятельность начал в 1899 в Тифлисе. С 1922 - актер арм. т-ра драмы в Тбилиси. Играл драм. и характерные роли: Фердинанд; Замбахов, Зимзимов, Парсиг ("Хатабала", "Пэпо", "Разор„нный очаг" Сундукяна), Элизбаров ("Из-за чести" Ширванзаде) и др. В. А.

БЕРОЯН, Мари Георгиевна [27 I (8.II). 1892- 22. V II. 1960]-армянская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1946). Сценич. деятельность начала в 1913 в Тифлисе. С 1922-в арм. т-ре драмы (Тбилиси). Б. была характерной драм. и комедийной актрисой. С особым успехом играла в пьесах Г. Сундукяна (Саломе - "Разор„нный очаг", Хампери- "Хатабала"), А. Ширванзаде (Шпаник -"Намус", Зарнишан - "Злой дух) и др. Депутат Верховного Совета Груз. ССР 2, 3, 4-го созывов. Б. А.

БЕРРУТИ (Berruti), Алехандро (р. 6.VII. 1888)- аргентинский драматург и театральный деятель. Лит. деятельность начал в 1911. Написал драмы "Высший закон" (1918), "Мать-земля" (1920). В пьесе "Новая сила" (т-р "Астраль", Буэнос-Айрес) пропагандировал реакц. идею сотрудничества рабочих с буржуазией и помещиками. В 1945-49 был президентом "Дома театра" (Буэнос-Айрес) - общественной организации, объединяющей театр. деятелей. Ал. Р.

БЕРСА (Bersa), Благое (21.XII.1873-1.1.1934)- югославский композитор. Музыке обучался в Загреб-ской и Венской консерваториях. В 1908 основал национальную оперу в Осиеке (Хорватия). Профессор Муз. академии в Загребе. Автор опер "‚лка" (1901), "Огонь" (1911), "Башмачник из Делфта" (1914), мелодрам "Красная Анна" (1903), "Саломея" (1904), "Фру-Фру" (1904, Загреб), симф., камерно-инструмент. и др. соч. Принадлежал к романтич. направлению в музыке. Сценич. произв. Б.- ярко театральны, эффектны; в них используются элементы нар. фантастики.

БЕРСА (Bersa), Владимир (4. X.I 864-7. VI 1.1927)- югославский композитор. Музыке обучался в Граце у А. Доплера. Автор опер: "Цвета" (1898), "Андрия Чубранович" (1900), "Комедиант" (1916), "Смерть Моцарта" (не была пост.), симф. и др. соч. В своих муз. сценич. произв. Б. опирался на хорватский нац. муз. фольклор. Ю. Ч.

БЕРСЕНЕВ (наст. фам.- Павлищев), Иван Николаевич [11(23). IV.1889, Москва,-25.XII.1951, там же] - русский советский актер и режиссер. Нар. арт. СССР (1948). Член ВКП(б) с 1947. Род. в семье управляющего торговой фирмой. Учился в Киевском ун-те (юридич. ф-т). Участвовал в любительских спектаклях. Занимался в драм. школе Е. А. Лепковского. В 1907, еще будучи студентом, начал проф. сценич. деятельность в Киевском т-ре Соловцова (первая роль - Родэ - "Три сестры"). Работал здесь под рук. К. А. Марджанова (Марджанишвили). Через 2 года оставил ун-т и всецело посвятил себя работе в т-ре. Играл в Киеве, Одессе, Виннице,

Екатеринодаре. Обладал блестящими внешними данными, красивым голосом, темпераментом. Роли: Жа-дов - "Доходное место", Митя - "Бедность не порок", Иоганнес-"Одинокие" Гауптмана, Малькольм-"Макбет", и др. В 1911 был принят в труппу МХТ. Огромное значение в формировании актерской индивидуальности Б. имел В. И. Немирович-Данченко, открывший в н„м талант характерного актера. Созданные Б. на сцене МХТ образы Судебного следователя ("Живой труп", 1911), Петра Верховенского ("Николай Ставрогин" по Достоевскому, 1913), Загорецкого ("Горе от ума", 1914) отличались остротой характеристик, ч„тким и выразит. рисунком, разнообразием сценич. красок В 1924-36 Б. был актером, а с 1928-одновременно и художеств. руководителем МХАТа 2-го. Сыграл здесь роли Бориса Годунова ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, 1927), Минутки ("Расточитель" Лескова, 1924), Иудушки Головл„ва ("Тень освободителя" по Салтыкову-Щедрину, 1931), Пьера Массу бра ("Мольба о жизни" Деваля, 1935), Лаэрта ("Гамлет"). С 1925 Б. одновременно с актерской работой начал заниматься режиссурой ("В 1825 году" Венкстерм; совм. с Б. М. Сушкевичем). Первая крупная режиссерская работа - "Чудак" Афиногенова (1929; совм. с А. И. Чебаном; Б. исполнял роль Горского). В 1936-38 Б. работал в Т-ре им. МОСПС; пост. "Салют, Испания!" Афиногенова (1936), сыграл роли Дон Хуана ("Каменный гость" Пушкина, 1937), л„тчика Хосе ("Салют, Испания!").

С 1938 Б. был художеств. руководителем и ведущим актером Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. режиссер и актер высокой культуры и вкуса, Б. воспитал в этом т-ре талантливый коллектив актеров, создал в содружестве с драматургами ряд спектаклей, воссоздающих образ положит. героя сов. эпохи: "Парень из нашего города" (1941) и "Так и будет" (1944) Симонова, "Юность отцов" Горбатова (1943) и др. Характерные черты режиссерского иск-ва Б.- точность и ч„ткость идейного замысла, острая публицистичность, глубокая интеллектуальность, живое чувство современности, умение выявить осн. идею пьесы прежде всего через иск-во актера - проявились также в пост. им спектаклях "Мой сын" Гергея и Литовского (1939), "Фронт" (1942, 1-я пост. этой пьесы) и др. На сцене Т-ра им. Ленинского комсомола Б. создал выдающиеся актерские образы: Гельмер ("Нора", пост. Б. и С. В. Гиацинтовой; 1939), Протасов ("Живой труп", 1942), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1943), полковник Савельев ("Так и будет" Симонова, 1944) и др. Б. в„л педагогич. работу (профессор ГИТИСа). Снимался в кино (Карташов - "Великий гражданин").

Лит.: В e н д р о в с к а я Л., И. Н. Берсенев, М., 1950

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница