Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-bez-voditelya-v-anape/ в компании РексРент.
Женская одежда в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 44)


БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР. Истоки театр. иск-ва Белоруссии - древние обряды и игры, творчество скоморохов (впервые скоморохи упоминаются в проповедях Кирилла Туровского 13 в.). Скоморохи часто выступали под личиной медведя, козы, журавля, ч„рта и т. п., с муз. сопровождением (наиболее распростран„нные музыкальные инструменты скоморохов: дуда, жалейка, бубен, цимбалы, позднее - скрипка). Зрителя привлекали скоморошьи бытовые ("Кобылка", "Ульяна", сцены с медведем, "Коза" и др.) и сатирич. сценки, в к-рых едко высмеивались представители власти и церкви. Скоморохи в Белоруссии имели различные названия: "музыка", "ба-хари", "волочобники", "блазны", "дудари", "медвежатники" и др.

В 17 в. возникает нар. драма (как и в России, были распространены драмы "Царь Максимилиан", "Лодка"). С 16 в. по нач. 20 в. существовал кукольный т-р Батлейка, завоевавший широкую популярность в народе и оказавший влияние на развитие белорус. т-ра и драматургии. В 16-17 вв. получил распространение школьный т-р, крупнейшим драматургом к-рого был Симеон Полоцкий. Комедийные интермедии бытового и сатирич. содержания, вставлявшиеся в религиозно-нравоучительные представления, выражали традиции нар. т-ра ("Об униате и схизматике", "Диспут пана Самохвальского и мужика Гаврилы" и др.). Во 2-й пол. 18 в. в Белоруссии стали возникать крепостные т-ры (т-р С. Зорича в Шклове, 3. Черныш„ва в Могил„ве и др.), просуществовавшие до сер.

19 в. и давшие много талантливых актеров, певцов, танцоров, музыкантов.

В 1-й пол. 19 в. в Белоруссии гастролировали рус., польские, укр. труппы. К сер. 19 в. относится деятельность белорусского драматурга В. И. Дунина-Марцинкевича, создавшего белорус. полупрофессиональный т-р (сначала в Минске, затем в усадьбе Люцинке под Минском), где ставились его пьесы.

После подавления революц. крестьянского восстания под руководством Кастуся Калиновского (1863) усилились репрессии, приостановившие развитие белорус. т-ра. Подъ„м белорус. культуры начинается в годы, предшествующие революции 1905. В 1890 в Минске возникает "Об-во любителей изящных искусств" с драм. секцией, ставившей пьесы Горького, Чехова, Островского, Ибсена (закрыто в 1906), делаются попытки создания нац. т-ра (в Радошкови-чах, 1892, на Петровщине под Минском, 1906, и др.). С 1905 во мн. городах, местечках, деревнях получают распространение т. н. "белорусские вечеринки", включавшие выступления самодеятельности (исполнялись песни, танцы, ставились пьесы). Эти вечера, проводившиеся по инициативе любителей иск-ва, способствовали формированию постоянных любительских трупп (в Вильно, Гродно, Минске, Слуцке, Копыле, Полоцке и др.). В 1907 И. Т. Буйниц-кий создал на основе кружка в Поливачах (Диснен-ский уезд) белорус. проф. т-р, именовавшийся "Первой белорусской труппой". Этот т-р, существовавший до 1913, ставил пьесы: "Предложение" Чехова, "Модный шляхтюк" Каганца, "Хам" и "Рысь" ("В зимний вечер") Ожешко, "По ревизии", "Пошилися в дурни" Кропивницкого и др., спектакли его были насыщены песнями, танцами. Т-р Буйницкого, заложивший основы совр. белорус. проф. театр. иск-ва, давал спектакли в местечках и деревнях Белоруссии, га' стролировал в Петербурге и Варшаве. Прекратил сво„ существование в связи с материальными трудностями и помехами, чинившимися ему царскими властями.

В нач. 20 в. переживает подъ„м белорус. драматург гия. В это время создают свои пьесы Янка Купала, Якуб Колас. С драматургич. произведениями выступает К. Каганец, К. Буйла, В. Голубок и др. В мае 1917 в Минске возник т-р "Первое товарищество белорусской драмы и комедии". На его сцене шли пьесы Купалы, Каганца, Дунина-Марцинкевича, Голубка и др. В состав "Товарищества" входили актеры В. С. Фальский, В. И. Голубок, Ф. П. Жданович, П. В. Мяд„лка, Г. Ю. Григонис, А. П. Крыница, А. К. Ильинский, Л. И. Ржецкая, Н. А. Мицкевич и др.

После изгнания интервентов и окончательного установления в Белоруссии Советской власти встал вопрос о создании нац. гос. т-ра. Осенью 1920 в Минске был организован 1-й Белорус. гос. драм. т-р (1-й БГДТ) (ныне Белорусский театр им. Янки Купалы), в к-рый вошли актеры из расформированного "Товарищества" и др. коллективов.

Т-р начал свою деятельность с пост. пьес Я. Купалы "Павлинка", "Разоренное гнездо" и русской классики ("На дне" и др.). Затем были пост. пьесы "Машека", "Кастусь Калиновский", ".Коваль-воевода" Мировича, "Ганка" Голубка, "Свадьба" Горбацевича - на материале истории и фольклора Белоруссии. Спектакли, пост. художеств. руководителем т-ра Е. А. Мирови-чем, были насыщены песнями, музыкой, танцами: показывали нар. быт. В 1923 была пост. первая пьеса на совр. тему "Красные цветы Белоруссии" Горбацевича о борьбе белорусских партизан против белополь-ских интервентов. Во 2-й пол. 20-х гг. в репертуар включаются пьесы рус. сов. драматургов - "Мятеж", "Бронепоезд 14-69". Жизнь сов. Белоруссии изображали в своих пьесах Е. Мирович ("Победа"), Е. Романович ("Мост"). К числу основоположников 1-го Белорус. драм. т-ра принадлежат актеры В. Н. Крылович, Г. Ю. Григонис, И. Ф. Жданович, Б. В. Платонов, В. И. Владомирский, Л. И. Ржецкая, О. В. Галина. Несколько позднее к осн. составу присоединился Г. П. Глебов.

В 1920 по инициативе В. И. Голубка был создан белорус. передвижной т-р, в задачу к-рого входило художеств. обслуживание р-нов республики. Театр этот ставил пьесы Я. Купалы, В. Дунина-Марпин-кевича, К. Каганца. Значительное место в его ре-нертуаре занимали пьесы Голубка ("Ганка", "Пан Су-рынта", "Плотогоны" и др.) в постановке самого автора. В составе театра были В. И. Дедюшко, К. Ф. Бы-лич и др.

В 1926 в Витебске был создан 2-й Белорус. гос. драм. т-р (2-й БГДТ; ныне Белорусский театр им. Якуба Коласа), в состав к-рого вошли молодые артисты, окончившие Белорус. студию в Москве. В конце 20-х гг. т-р осуществил постановки пьес Киршона ("Рельсы гудят", "Город ветров"), Лаврен„ва ("Разлом"). В составе труппы были А. К. Ильинский, П. С. Молчанов, К. Н. Санников, Н. А. Мицкевич, С. М. Станюта, Т. Н. Сергейчик, Р. Н. Кошелъникова, Е. П. Радзялов-ская, М. С. Белинская, позже Н. П. Звездоч„тов, А. Г. Шелег.

Успехи белорус. сов. т-ра вызвали сопротивление бурж. националистов, стремившихся приглушить реалистич. направленность белорус. театр. иск-ва, протащить на сцену т-ров националистич. репертуар, буржуазную зап.-европ. драматургию. В 1928 в печати началась т. н. "театральная дискуссия", в ходе к-рой националисты пытались опорочить лучшие совр. русские и белорусские пьесы. Передовые деятели сов. т-ра, поддержанные сов. и партийными орг-циями, отстояли реалистич. тенденции, социалистич. идейность нац. иск-ва.

30-е годы принесли театру БССР новые успехи. Начала расти сеть театров. Возникли: Белорус. гос. т-р оперы и балета (1933), Гос. рус. драм. т-р БССР (1932), Белорус. ТЮЗ (1931), областные и колхозно-совхозные т-ры. Накануне Отечественной войны в БССР насчитывалось 23 театра. 1-й БГДТ ставил пьесы об индустриализации ("Гута" Кобеца) и коллективизации страны ("Конец дружбы" Крапивы), о борьбе трудящихся за социалистич. отечество ("Отечество" Черного). Этапными спектаклями были "Гибель волка" Самуйл„нка (1939) о борьбе с кулачеством, "Партизаны" Крапивы (1938) о гражданской войне в Белоруссии и сатирич. комедия "Кто сме„тся последним" Крапивы (1939). Т-р продолжал ставить пьесы на сюжеты из истории и фольклора Белоруссии ("Соловей" Бядули). Поставил пьесы рус. и укр. сов. драматургов ("Беспокойная старость" Рахманова, "В степях Украины" Корнейчука) и классику (Островского, Мольера). История т-ра этого периода связана с борьбой против формалистич. ошибок отд. режиссеров. Значит, этапом в утверждении реализма в сценическом искусстве Белоруссии стал спектакль "Последние" (1937).

Путь 2-го БГДТ в 30-е гг. также отмечен борьбой с формализмом, проявившимся в первых пост. т-ра. Спектакли "Первая конная" Вс. Вишневского, "Гибель эскадры" Корнейчука утвердили реалистич. тенденции в творчестве т-ра. Большое значение для развития коллектива т-ра имели спектакли "Война - войне" и "В пущах Полесья" Я. Коласа, "Человек с ружь„м". Прошлая жизнь белорус. народа была воссоздана в спектаклях "Павдинка", "Примаки" Купалы, "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича. В 30-е гг. на сцене театра шли пьесы Островского, Горького, Мольера, Ибсена.

В 1932 Белорусский передвижной т-р был реорганизован в Белорусский 3-й Государственный драматический театр (3-й БГДТ). Репертуар т-ра расширился за сч„т пьес драматургов братских советских республик (Микитенко, Погодина и др.). Лучшим спектаклем этого периода был "Сержант Дроб" Самуйл„нка (1935). В 1937 3-й БГДТ был расформирован, а его актеры вошли в 1-й БГДТ и др. белорус. т-ры.

Ярким свидетельством роста нац. театр. иск-ва БССР была провед„нная в 1940 в Москве декада белорусского иск-ва. В декаде приняли участие Белорус. Гос. т-р оперы и балета, 1-й БГДТ.

Немецко-фашистские оккупанты, вторгшиеся на территорию Белоруссии в июне 1941, подвергли здания театров разрушению. Благодаря заботе партии и правительства лучшие театры республики были сохранены и эвакуированы в вост. районы СССР, где продолжали свою работу. 1-й БГДТ находился в Томске, 2-й БГДТ - в Уральске, а затем- в Орехово-Зуеве. В эвакуации т-ры сначала возобновили свои прежние, а затем пост. новые спектакли:

"Фронт" (1942) в 1-м БГДТ, "Нашествие" (1943) во 2-м БГДТ. В эти годы белорус. драматурги и т-ры обращаются к теме партизанской войны, советского патриотизма ("Испытание огн„м" Крапивы, "Поле-щуки" Романовича), к героич. прошлому народа ("Кас-тусь Калиновский" Мировича, "Отплата" Климковича и др.). На сцене 2-го БГДТ с успехом шла комедия "Нестерка" Вольского (на материале белорус. нар. сказок), а в 1-м БГДТ - "Павлинка" Я. Купалы. Напряж„нную работу по созданию новых спектаклей деятели белорусского т-ра сочетали с посылкой на фронт бригад актеров, с обслуживанием госпиталей, заводов и колхозов. В 1945 1-му БГДТ присвоено имя Я. Купалы, 2-му БГДТ - имя Я. Коласа.

После освобождения Белоруссии партия и правительство приняли срочные меры для обеспечения нормальной деятельности т-ров, здания к-рых были разрушены, а имущество разграблено оккупантами. В 1945 в Минске открылся Белорусский Гос. театр. ин-т, где стали подготавливаться нац. театр. кадры.

Важную роль в дальнейшем творч. развитии т-ров сыграли постановления ЦК ВКП(б) по идеологич. вопросам (1946-48). Осн. место в репертуаре заняли советские пьесы на совр. темы. Одновременно с этим т-ры обращались к произведениям на историко-ре-волюц. темы, к рус. и зарубежной классич. драматургии. На тему Великой Отечеств, войны были поставлены спектакли: "Молодая гвардия" (1947), "С народом" (1948), "Люди и дьяволы" (1958) Крапивы, "Константин Заслонов" Мовзона (1947) в т-ре Я. Купалы. Тема борьбы за мир получила выражение в спектак". лях "Голос Америки" Лаврен„ва (1950) в т-ре Я. Купалы, "Русский вопрос" (1947) и "Чужая тень" (1949) Симонова в т-ре Я. Коласа и др. Осн. место в репертуаре т-ров заняли пьесы о социалистич. строительстве: "Московский характер" Софронова (1948), "Макар Дубрава" Корнейчука (1952), "Заинтересованное лицо" Крапивы (1953) -в т-ре Я. Купалы; "Близ-кое" Чепурина (1950), "Песня наших сердец" Полесского (1949)-в т-ре Я. Коласа. Жизнь колхозного крестьянства была показана в спектаклях "Алазан-екая долина" Губаревича и Дорского (1949, т-р Я. Коласа), "Поют жаворонки" Крапивы (1950, т-р Я. Купалы), "Извините, пожалуйста!" (1954), "Чтобы люди не журились" (1959) Мака„нка-в т-ре Я. Купалы. События Великой Октябрьской социалистич. революции и гражд. войны, борьба Коммунистич. партии, возглавляемой В. И. Лениным, за установ, ление и укрепление Сов. власти показаны в спектак, лях "Свет с Востока" Глебки (1957)-в т-ре Я. Коласа, "Кремл„вские куранты" (1956); "Грозовой год" Кап-лера, "Вечный источник" Зорина (1957)-в т-ре Я. Купалы. Т-ры ставили также лучшие пьесы рус. сов. драматургов-"Разлом", "Шторм" (т-р Я. Коласа) и др. Историко-фольклорные темы представлены пьесами из жизни белорус. народа "Разор„нное гнездо" Я. Куп а-лы-вт-реЯ. Коласа и "Папоротник-цветок" Козела- в Белорус. ТЮЗе.Крупных успехов добились белорус. т-ры в 40-50-е гг. в воплощении рус. и зарубежной классики. Впервые на белорус. сцене были пост. "Ревизор" (1945), "Живой труп" (1951), "Свадьба Кречин-ского" (1949), "Горячее сердце" (1955), "Три сестры" (1951), "На дне" (1951), "Враги" (1952)-в т-ре Я. Ко-ласа, "Доходное место" Островского (1953); "Чайка" (1954), "Вишн„вый сад" (1951), "Зыковы" (1955)- в т-ре Я. Купалы. Зарубежная классич. драматургия была представлена пьесами "Гамлет" (1946, т-р Я. Коласа), "Ромео и Джульетта" (1946), "Нора" (1954)- в т-ре Я. Купалы и др.

В 1955 в Москве состоялась вторая декада белорус. иск-ва. Сценич. иск-во Белоруссии представляли Белорус. т-р оперы и балета, т-р им. Я. Купалы, т-р им. Я. Коласа, Русский т-р. За годы Советской власти белорусский народ вырастил актеров и режиссеров, достигших высокого уровня мастерства. Среди них - нар. арт. СССР Л. П. Александровская, Г. П. Глебов, В. И. Владомирский, А. К. Ильинский, П. С. Молчанов, Б. В. Платонов, Л. И. Ржецкая, нар. арт. БССР В. И. Дедюшко, И. Ф. Жданович, Н. П. Звездоч„тов, Д. А. Орлов, К. Н. Санников, Т. Н. Сергейчик.

В БССР работает 11 т-ров (1960): Белорус. т-р оперы и балета, т-р им. Я. Купалы, Рус. т-р им. Горького, Белорус. ТЮЗ, Т-р кукол (все в Минске), Белорус. т-р им. Я. Коласа (Витебск), областные т-ры: белорусский - в Могил„ве, русские - в Гомеле, Гродно, т-р им. Ленинского комсомола БССР (Брест), Белорус. передвижной т-р (Бобруйск).

Музыкальный театр. Первичными формами белорус. муз. т-ра были обрядовые игры, весенние хороводы, игрища, представления скоморохов и ряженых, широко бытовавшие в народе. В 17 в. возникают школьный т-р, Батлейка (кукольный т-р), народная драма, содержащие элементы муз. т-ра (хоровая музыка, песни, танцы, инструментальные наигрыши). Во 2-й пол. 18 в. в крупных поместьях и нек-рых городах Белоруссии открываются крепостные т-ры (Несвижский, Шкловский, Слонимский, Гродненский). В этих т-рах работали талантливые исполнители, в т. ч. балерины и музыканты из крепостных (Р. Буткевич, П. Азаревич и др.), к-рые впоследствии выступали также на летерб. сцене. В 50-х гг. 19 в. центром развития муз. т-ра становится Минск. Под руководством драматурга В. И. Дунина-Марцинкевича в 1853 была пост. на его же либретто первая белорус. опера "Ся-лянка" (муз. композитора С. Монюшко). Тематика оперы, образы, муз. язык, широкое использование нар. песен и танцев свидетельствовало о демократич. тенденциях в развитии нац. муз. т-ра.

Традиции т-ра В. И. Дунина-Марцинкевича и С. Монюшко были продолжены И. Буйницким, ставившим синтетич. по форме спектакли, включавшие песни, танцы, отличавшиеся высоким уровнем хореогра-фич. и хоровой культуры. Продолжая традиции "Сялянки", виленский белорус. кружок любителей музыки осуществил в 1915 пост. оперетты "Зал„ты" композитора М. Кимонта на текст одноим. комедии В. И. Дунина-Марцинкевича (режиссер А. Бурбис). Вокальные и хоровые номера исполнялись в сопровождении камерного инструмент, ансамбля.

Наряду с деятельностью любит, и проф. кружков и трупп на территории Белоруссии с сер. 19 в. гастролировали рус., польские, итал. оперные труппы и укр. муз.-драматич. т-ры. Однако белорус. муз. т-р до Октябрьской революции находился лишь в стадии формирования.

После установления в Белоруссии Сов. власти были созданы условия для подлинного расцвета нац. муз. т-ра. Широко развивается художественная самодеятельность (хоровые, вокальные, танцевальные, музыкальные коллективы). В 1918 была открыта Нар. консерватория в Витебске, Гомеле, в 1919 - Минске. Из молодых талантливых танцоров 1-го Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Белорусский т-р им. Янки Купалы) созда„тся хореографич. студия под руководством К. А. Алек-сютовича. В 1922-28 в студии были пост. балет "Коппелия" Делиба, а также "Вальпургиева ночь" (из оперы "Фауст") и "Половецкие пляски" (из оперы "Князь Игорь"). Вокально-хоровой коллектив драма-тич. т-ра (под рук. В. Теравского) пост. оперу "Русалка". Большое значение для развития муз. т-ра имели спектакли "Машека", "Кастусь Калиновский", "Коваль-воевода" Е. А. Мировича, "Павлинка" Я. Купалы и др., насыщенные вокальными номерами, нар. песнями и танцами.

В 1924 был открыт белорус. музыкальный техникум, к-рый сыграл важную роль в подготовке певческих кадров для оперного т-ра (педагоги В. Цветков, П. Боначич и др.). В 1928 выпускниками техникума была пост. опера "Фауст" (Маргарита - Л. П. Александровская). В техникуме были поставлены также оперы "Русалка" (1929) и "Севиль-ский цирюльник" (1930; Фигаро - М. И. Денисов). В 1930 была открыта Гос. студия оперы и балета в Минске. В спектаклях студии "Золотой петушок" Рим-ского-Корсакова и "Кармен" выдвинулись талантливые исполнители: Л. П. Александровская, М. И. Денисов, М. Русин, В. Калиновский, И. М. Болотин. На базе студии в 1933 был создан Т-р оперы и балета Белорус. ССР. В 1933-37 т-р поставил оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Русалка", "Князь Игорь", "Риголетто", "Севильский цирюльник"; балеты "Красный мак" ("Красный цветок") Глиэра, "Коппелия" Делиба и др. В этот период, отмеченный поисками нового, оригинального сценич. воплощения классич. произв. на белорус. сцене, появился ряд новых исполнителей (А. В. Николаева, Р. В. Млодек, С. Ю. Друкер, 3. А. Васильева, С. В. Дречин). Первые опыты создания опер белорус. композиторами относятся к 20-м годам (Н. Н. Чуркин "Освобождение труда", 1922, Н. И. Аладов "Тарас на Парнасе", 1927). В 1939 состоялись премьеры опер: "Михась Подгорный" Е. К. Тикоцкого - о борьбе за установление Сов. власти в Белоруссии (Марыся - Александровская, Михась - Лапин, Зми-трок - Денисов); "В пущах Полесья" А. В. Богатыр„ва - о партизанской борьбе против белополяков (Авгинья - Друкер, дед Тарас - Муромцев, Савка Мельгун - Засецкий), в 1940-"Цветок счастья" А. Е. Туренкова - на сюжет нар. легенды о папоротнике, расцветающем в ночь на Ивана Купалу (Надейка - Млодек, Андрей - Арсенко, Конрад - Болотин). Написанные в классич. традициях, оперы отличаются мелодичностью и своеобразием нар. колорита. Они сыграли положительную роль в развитии нац. драматургии и муз. т-ра. В 1939 был поставлен балет "Соловей" М. Е. Крошнера (Зося - Николаева, Симон - Дречин), посвящ„нный борьбе крепостных крестьян против панов. Музыка балета основана на белорус. танцевальном фольклоре.

В годы Великой Отечественной войны большая группа артистов работала в Горьком, а также в Свердловске, Алма-Ате и др. городах. Осенью 1944 т-р возвратился в Минск. В декабре была пост. опера "Алеся" Тикоцкого-о героич. борьбе белорус. партизан против фашистов (2-я ред. под названием "Девушка из Полесья" была пост. в 1953). В 1947 т-р осуществил постановку оперы "Кастусь Калиновский" Д. А. Лукаса, посвящ„нной народному восстанию в

Белоруссии и Литве против царизма в 1863 (Калинов-дкий-Н. И. Сердобов). В 1955 была пост. первая белорус. детская опера "Маринка"-о героич. подвиге пионеров в годы Отечественной войны. Крупное достижение в белорус. хореографии-балет "Князь-озеро" В. А. Золотарева (1949, Ст. пр. 1950). Мастерское использование нар. танцев и песен, развитие классич. традиций музыки обусловили успех балета (балетм. Муллер;

Надейка - Николаева, Василь-Дречин, Князь-Павлов). В 40-50-х годах были пост. классич. произв. рус. и мирового репертуара, а также соч. сов. композиторов ("Молодая гвардия" Мейтуса, "Тихий Дон", "Бахчисарайский фонтан"). В эти годы в т-ре работали дириж„ры О. М. Брон, В. И. Пирадов, режиссеры Б. А. Мордвинов, В. М. Шахрай. Среди деятелей белорус. муз. т-ра-дириж„ры: Л. В. Любимов, Т. М. Ко-ломийцева; режиссеры: нар. арт. СССР Л. П. Александровская, реж. О. М. Моралев; художники: нар. художник БССР С. Ф. Николаев, засл. деят. иск-в БССР П. В. Масленников; балетмейстер К. А. Муллер; артисты: народные артисты БССР К. К. Кудряшова, С. Ю. Друкер, Р. В. Млодек, Л. М. Ря-женова, Т. Н. Нижникова, А. В. Николаева, М. И. Денисов, С. В. Дречин, И. М. Болотин, Л. Ф. Бражник. Среди нового поколения деятелей муз. т-ра - Т. Шимко, Т. Пастунина, Р. Осипенко, Н. Никеева, Н. Давиденко, В. Глазов и др. Осуществл„н ряд новых постановок: "Надежда Дурова" Богатыр„ва (1956), "Ясный рассвет" Туренкова (1958), балет "Подставная невеста" Вагнера (1959). Были пост. оперы:

"Садко", "Страшный двор" С. Монюшко, "Проданная невеста"; балет "Тропою грома" А. Кара-Караева; муз. комедии: "Кок-сагыз" (1940), "Песнь Березины" (1947) Н. Н. Чуркина, "Заречный барок" (1940) С. В. Полонского, "Алазанская долина" Ю. Бель-зацкого (пост. 1958) и др.

Лит.: Няф„д Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959; Мастацтва Совецкай Беларус?. Зборн?к арты-кула, М?нск, 1955; Декада белорусского искусства и литературы в Москве. 1955. Сборник материалов, [Минск, 1955];

Белорусское искусство. Сборник статей и материалов, Минск, 1957; Зборн?к навуковых прац, вып. 1, М?нск, 1958 (Беларуск? дзяржаны тэатральна-мастацки инстытут); Р а м а н о-в?ч Е., Першы тэатр. Каротк? нарыс, М?нсн, 1946; В у т а-ков А., Искусство жизненной правды. Театр имени Янки Купалы в 20-30-х годах, Минск, 1957; Грамыка М., Ад аматарскага гуртка да дзяржаунага тэатру, "Полымя", Менск, 1927, ј 7; Вазьнясенск? А., Друг? Беларуск? Дзяржаны Тэатр, "Узвышша", Менск, 1929, ј 6; е г о же, Сучасны беларуск? тэатр, "Узвышша", 1927, ј 3; Н е к р а-ш э в ? ч А., Беларуски першы дзяржауны тэатр 1920-1930, М?нск, [1930]; Янка Купала у беларуск?м мастацтве. Зборн?к матэрыяла, М?нск, 1958; Беларуск? рэспубл?канск? тэатр юна-га гледача, М?нск, [1957];Колас Г., Тэатры Беларускай ССР У ДРУГОЙ Прыбалтыйскай тэатральнай вясне, М?нск, 1957 (на белорус. и рус. языках); К о л а с Г., Спектакл? юб?лейнага сезона. Тэатры Беларускай ССР у Трэцай Прыбалтыйскай тэатральнай вясне, М?нск, 1958 (на белорус. и рус. языках);

Няф„д Ул., Народны артыст СССР Павел Сцяпанав?ч Малча-на, М?нск, 1958; Е с а к о у А., Уладз?м?р Крылов?ч, М?нск, 1956; Ск?бнеск? А., Народны артыст СССР А. К. ?лынск?, М?нск, 1954; Дунина С., Глеб Павлович Глебов, М.-Л., 1949; Раманов?ч Я., Народны артыст СССР Б. В. Платона, М?нск, 1954; Няф„д Ул., Народны артыст БССР У. [. Владам?рск?, М?нск, 1954; Няф„д Ул., Тэатр у вогненныя гады. Беларускае сцэн?чнае мастацтва час Вял?кай Айчыннай вайны, М?нск, 1959; Тэатральпа-дэка-рацыйнае мастацтва Совецичй Беларус?. Альбом. Складальн?к-? адтар тэксту Г. Барыша, М?нск, 1958. В. Н.Бр. С.

БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР ИМ. ЯКБА КбЛАСА

(Белорусский государственный драматический театр имени Я к у -ба Коласа) - один из ведущих театров БССР. Создан в 1926 в Витебске из выпускников Белорус. студии (Москва, 1921-26). Открылся 21 ноября 1926, пост. пьесы "В былые времена" ("У м?нулы час") И. Бэна. Затем показал драму "Царь Максимилиан" в обработке А. Ремизова. В первые годы т-р испытывал влияние эстетско-формалистич. течений. Со спектакля "Разлом" (1928; реж. Розанов) начинается борьба за утверждение реализма. В это время в т-ре активно работали А. К. Ильинский, П. С. Молчанов, К. Н. Санников, Н. А. Мицкевич, С. М. Станюта, Т. Н. Сергейчик, Е. П. Радзяловская, М. С. Белинская, Р. Н. Кошельникова, Л. И. Мозолевская, Я. К. Глебовская, Е. И. Лаговская, М. И. Сенько и др. Этапными спектаклями были: "Первая конная" Вишневского (1930), "Бойцы" Ромашова (1934), "Гибель эскадры" (1935, реж. К. А. Зубов). Большой вклад в утверждение реалистич. тенденций в творчество коллектива вн„с поэт Я. Колас, написавший для этого т-ра пьесы: "Война - войне" (1936) - о превращении империалистич. войны в войну против помещиков и капиталистов, "В пущах Полесья" (1937; Дед Та-лаш - Ильинский) - о партизанском движении в Белоруссии (оба спектакля пост. В. А. Дарвишев). В 1938 в спектакле "Человек с ружь„м" впервые на белорус. сцене был воссоздан образ В. И. Ленина (исполнитель - П. С. Молчанов). В 1940 пост. "Кремл„вские куранты". Борьбу Красной Армии против белопольских интервентов отразила постановка дра-матич. поэмы П. Глебки "Над Бер„зой-рекой" (1940;

Орджоникидзе - Звездоч„тов). В спектаклях "Пав-линка" Купалы (1936), "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича (1936), "Нестерка" Вольского (1941, реж. Лойтер; Нестерка - Ильинский, Школяр - Сергейчик) ярко проявилось нац. своеобразие белорус. театр. иск-ва, связанного с нар. творчеством. Т-р обращался и к драматургии Островского, осуществив впервые на белорус. сцене спектакли - "Бесприданница" (1936), "Лес" (1940). Из других классич. спектаклей наиболее значительны "Мещане" (1938), "Лекарь поневоле" (1940), "Привидения" (1941; Освальд - Молчанов).

В годы Великой Отечеств, войны т-р работал в Уральске (1941-43) и в Орехово-Зуеве (1943-44), где пост. пьесы "Фронт" (1942), "Русские люди" (1942), "Нашествие" (1943, реж. Мицкевич; Ф„дор -Молчанов), "Егор Булычев и другие" (1942, реж. Лойтер;

Булычев - Звездоч„тов); "Испытание огн„м" Крапивы (1943). Вернувшись осенью 1944 в Витебск, т-р создал новый репертуар, гл. место в к-ром занимают пьесы на совр. темы: "Великая сила" Ромашова (1948), "Алазанская долина" Губаревича и Дорского (1949), "Чужая тень" Симонова (1949), "Близкое" Чепурина (1950), "Когда зацветают сады" Полесского (1950), "Калиновая роща" Корнейчука (1950), "Поют жаворонки" Крапивы (1950), "В добрый час!" Розова (1955), "Персональное дело" Штейна (1955), "Битва в пути" Николаевой и Радзинского (1959). Пост. также пьесы на историко-революц. темы: "Свет с Востока" Глебки (1957), "Гроза будет" по трилогии "На ростанях" Коласа (1958, реж. Щербаков). В 1951 т-р поставил пьесу классика белорус. лит-ры Я. Купалы "Разор„нное гнездо" (реж. Скибневский), осуществил много пост. рус. классич. драматургии: "Ревизор" (1945), "Свадьба Кречинского" (1949), "Три сестры" (1951), "На дне" (1951), "Враги" (1952, реж. Раевский). Среди многочисл. пост. пьес мировой классики - "Гамлет" (1946, реж. Бебутов; Гамлет-Молчанов).

В 1945 т-ру присвоено имя Я. Коласа. Творч. своеобразие этого коллектива характеризуется остротой сценич. формы, яркой театральностью спектаклей. Т-р способствовал развитию белорус. драматургии. На его сцене впервые были пост. пьесы И. Гур-ского, П. Глебки, К. Губаревича, В. Полесского и др.

В труппе т-ра (1960)-нар. арт. СССР А. К. Ильинский, нар. арт. БССР Т. Н. Сергейчик, Н. П. Звездоч„тов, Е. П. Радзяловская, М. С. Белинская, А. Г. Ше-лег, А. М. Трус, Ф. И. Шмаков, засл. арт. БССР Я. К. Глебовская, Е. И. Лаговская, И. А. Матусе-вич, С. В. Скальский, 3. И. Конопелько, Е. П. Матисова, М. Л. Федоровский; гл. художник т-ра-засл. деят. иск. БССР Е. Д. Николаев, зав. муз. частью- засл. арт. БССР Л. А. Маркович.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1926. "Вакханки" Еврипида (пост. Смышляев, реж. Санников), "Остап" Глобы (Громов и Невский), "У м?нулы час" ("В былые времена") Бэна (пост. Афонин, реж. Мицкевич).

1927. "Возле террасы" Громыки (Марголин).

1928. "Разлом" (Розанов), "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича и "Модный шляхтюк" Каганца (Сергейчик), "Когда поют петухи" Юрьина (Мицкевич), "Рельсы гудят" Киршона (пост. Розанов, реж. Санников).

1929. "Ма„масць" ("Имущество", по повести Караваевой "Двор") (Санников), "Простые сердца" Заяицкого, Розанова и Мицкевича (Розанов), "Город ветров" Киршона (Розанов и Мицкевич).

1930. "Авангард" Катаева (Розанов и Санников), "Первая конная" Вишневского (Тезавровский).

1931. "Кочегары" Гурского (Мицкевич), "Напор" Александровича (Мицкевич).

1933. "На западе бой" Вишневского (Мицкевич), "Женитьба Фигаро" (Антокольский и Мицкевич).

1934. "Бойцы" Ромашова (Дарвишев), "Чудесный сплав" Киршона (Розанов), "Человек решает" Курдина (Дарвишев).

1935. "Игра интересов" Бенавенте (Ферман), "Гибель эскадры" (Зубов), "Отважный трус" Штока и Смеляна (Сергейчик).

1936. "Бесприданница" (Дарвишев), вечер белорусских водевилей: "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича, "Пав-линка" и "Примаки" Купалы (Молчанов), "Любовь Яровая" (Дарвишев), "Война - войне" Коласа (Дарвишев).

1937. "Дубровский" по Пушкину (Молчанов), "Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу (Великий), "Банкир" Корнейчука (Дарвишев), "В пущах Полесья" Коласа (Дарвишев), "Очная ставка" бр. Тур и Шейнина (Молчанов), "Дети Ванюшина" Найд„нова (Сергейчик).

1938. "Мещане" (Виньяр и Тамарин), "Человек с ружь„м" (Виньяр и Тамарин).

1939. "Генеральный консул" бр. Тур и Шейнина (Иванов), "Гибель волка" Самуйл„нка (Молчанов), "Павел Греков" Войтехова и Ленча (Крицберг), "Не вс„ коту масленица" Островского (Великий).

1940. "Над Бер„зой-рекой" Глебки (Акс„нов), "Лес" (Горбунов), "Кремл„вские куранты" (Акс„нов); "Лекарь поневоле" Мольера (Казимировский).

1941. "Привидения" Ибсена (Горбунов), "Иринка" Черного (Сергейчик), "Нестерка" Вольского (Лойтер), "Парень из нашего города" (Молчанов), "Семья Михайловых" Соловь„ва (Лойтер), "Осада мельницы" Муромцева (по Золя) (Лойтер и Сергейчик), "Крылатое племя" Первенцева (Лойтер).

1942. "Егор Булычев и другие" (Лойтер); "Забавный случай" Гольдони (Аноева), "Русские люди" (Лойтер), "Фронт" (Лойтер).

1943. "Нашествие" (Мицкевич); "Испытание огн„м" Крапивы (Лойтер).

1944. "Площадь цветов" Ильенкоза (Мицкевич), "Поздняя любовь" Островского (Лойтер), "Театр Клары Газуль" Ме-риме (Мицкевич).

1945. "Так и будет" Симонова (Лойтер), "Ревизор" (Лойтер).

1946. "Гамлет" (Бебутов).

1947. "На белом све"'е" Нилина (Лойтер), "Русский вопрос" (Молчанов); "Глубокие корни" Гоу и д'Юссо, "Овод" по Войнич (Осипов), "Закон Ликурга" по Драйзеру (Мозолев-ская), "Вицмундир" Каратыгина (Ильинский), "Беда от нежного сердца" Соллогуба (Ильинский).

1948. "Остров мира" Петрова (Осипов), "Центральный ход" Губаревича и Дорского (Мицкевич), "Великая сила" Ромашова (Мицкевич).

1949. "Песня наших сердец" Полесского (Мицкевич), "Я хочу домой" Михалкова (Мозолевская), "Свадьба Кре-чинского" (Скибневский); "Алазанская долина" Губаревича и Дорского (Мицкевич), "Чужая тень" Симонова (Скибневский), "Рождение мира" по А. Толстому (Мицкевич).

1950. "Накануне" по Тургеневу (Мозалевская), "Семья" Попова (Скибневский), "Когда зацветают сады" Полесского (Мицкевич), "Близкое" Чепурина (Мозолевская), "Правда хорошо, а счастье лучше" Островского (Мицкевич), "Калиновая роща" Корнейчука (Мицкевич), "Девушка с кувшином" Лопе де Вега (Скибневский), "Поют жаворонки" Крапивы (Мицкевич), "Бешеные деньги" Островского (Донатти), "Е„ друзья" Розова (Мозолевская).

1951. "Живой Труп" (Скибневский), "Три сестры (Скиб-иевский), "На дне" (Скибневский), "Разлом" (Мицкевич);

"Разор„нное гнездо" Купалы (Скибневский).

1952. "Учитель танцев Лопе де Вега (Скибневский), "Пролитая чаша" Ван Ши-фу (Скибневский), "Враги" (Раевский).

1953. "Шторм" Билль-Белоцерковского, "Жестокий свет Бруштейн по Диккенсу (Скибневский), "Васса Железновах (Мицкевич); "Любовь на рассвете" Галана (Скибневский), "Не называя фамилий" Минко (Лойтер), "Извините, пожалуйста!" Мака„нка (Скибневский), "Опасный спутник" Салынского (Лойтер).

1954. "Гаити" Дюбуа (Мицкевич), "Ночь ошибок" Голд-смита (Скибневский), "Сердце не прощает" Софронова (Лойтер). "Машека" Вольского (Скибневский), "Анна Лучинина" Трен„ва (Лойтер).

1955. "Домик на окраине" Арбузова (Ильинский и Скибневский), "В добрый час" Розова (Бровкин), "Горячее сердце" (Лойтер), "Гамлет" (Бебутов); "Персональное дело" Штейна (Скибневский), "Андрей Лобанов" Гутковича и Козовской по Гранину (Лойтер).

1956. "Крепость над Бугом" Смирнова (Лойтер), "Мораль пани Дульской" Запольской (Скибневский), "Счастье" Дорского (Лойтер), "Дама-невидимка" Кальдерона (Бровкин). "Родная мать" Алтухова (Скибневский), "Чудесный сплав. Киршона (Бровкин), "Платон Кречет" (Лойтер).

1957. "Три соловья, дом 17" Добрычанина (Бровкин), "Униженные и оскорбл„нные" по Достоевскому (Лойтер), "Вечный источник" Зорина (Скибневский), "Когда цветет акация" Винникова (Бровкин), "Свет с востока" Глебки (Скибневский), "Последняя остановка" Ремарка (Бровкин), "Юные мстители." Гутковича и Хазанского (Лойтер и Скибневский).

1958. "В поисках радости" Розова (Бровкин), "Люди и дьяволы" Крапивы (Скибневский), "Такая любовь" Когоута (Щербаков), "Начало жизни" Финна (Щербаков), "Гроза будет" по Коласу (Щербаков).

1959. "Битва в пути" Николаевой и Радзинского (Щербаков), "Тайфун" Цао Юя (Бровкин), "Юстина" Вуолийоки (Богданов).

1960. "Иркутская история" Арбузова (Щербаков), "Наследники Рабурдена" Золя (Бендерский), "Именем революции" Шатрова (Браганцев).

Лит.: Няф„д Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959;Мастацтва Савецкай Беларус?. Зборн?к артыкула, М?нск, 1955; Декада белорусского искусства и литературы в Москве. 1955. Сборник материалов, [Минск], 1955; Няф„д Ул., Тэатр у вогненныя гады, М?нск, 1959;Ск?бнеск? А., Народны артыст СССР А. К. ?лынск?, М?нск, 1954. В. Н.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница