Наши партнеры

система звукоусиления
Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-v-aeroportu-ekaterinburga/ в компании РексРент.
Магазин одеждыКупить пальто Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 41)


БАШКИРСКИЙ ТЕАТР. .История башк. профессионального театр. иск-ва начинается после Октябрьской революции. В 1919 при Башнаркомпросе (Стер-литамак) на базе кружков красноармейской самодеятельности был сформирован первый нац. т-р (ныне Академии, т-р драмы в Уфе). С историей развития этого т-ра тесно связаны имена первых башк. режиссеров - М. Магадеева и В. Муртазина, плеяды актеров старшего поколения - Г. Мингажева, X. Бухарского, А. Зубаирова, Г. Карамышева, Д. Даутовой, Т. Рашитовой, Г. Саттарова, Ф. Са-митовой, Г. Ушанова, Б. Юсуповой, Е. Сыртлановой, художника С. Никандрова. В 20-е гг. коллектив выезжал со спектаклями и концертами в рабочие клубы и сельские районы. В 1924 т-р переформировывается в Государственный передвижной. Одновременно с показом спектаклей т-р проводит большую полит.-воспитатедьную работу на селе. С 1929 становится стационарным (и работает в Уфе).

Первые башк. актеры не имели проф. подготовки. В 1926 при Башк. муз. техникуме (впоследствии Техникум иск-в) открывается театр. отделение, его выпуски подготовили группу талантливых мастеров башк. т-ра: А. Мубаряков, 3. Бикбулатова, Б. Имашев, А. Шамуков, Р. Сыртланов, В. Галимов, Т. Бик-ташева, Г. Мансурова, А. Баширова, А. Садыкова, Г. Тукаев, Л. Ахтямова, Р. Янбулатова, Р. Сауба-нова, 3. Игдавлетов. С созданием Б. т. тесно связано формирование башк. драматургии. К первому периоду истории Б. т. относится творчество башк. драматургов: X. Ибрагимова, А. Тагирова, Д. Юлтыя; в 30-е гг. на сцене т-ра с успехом шли пьесы С. Мифтахова, Б. Бикбая и др. В 1926 была пост. первая башкирская пьеса на совр. тему - "Красная звезда" Гафури.

Уже в первые годы ставилась рус. и западная классич. драматургия. В последующие годы репертуар пополняется произведениями Гоголя, Островского, Горького, Шекспира, Шиллера, Лопе де Вега. В 30-е гг. т-р ставит лучшие пьесы рус. сов. драматургии - "Бронепоезд 14-69", "Любовь Яровая". В годы Великой Отечественной войны созданы спектакли "На берегу Белой" Нигмати, "Нашествие". В конце 40-х и в 50-х гг. т-р активно работает над созданием репертуара на совр. темы, привлекая к работе молодых башк. драматургов - И. Абдуллина, Г. Ахметшина, К. Мэргена, М. Карима, Н. Наджми, М. Хайдарова. Позднее-А. Мирзагитова, Н. Асанбаева. Среди значительных пост. 50-х гг.- "Муса Джалиль" Исанбета, "Живой труп"; "Генерал Шаймуратов" Абдуллина и Насырова, "Похищение девушки" Карима, "Третья патетическая" и др.

Башк. Академич. т-р драмы сыграл большую роль в развитии колхозно-совхозных т-ров на территории республики, созданных в 30-е гг. Наиболее крупными из них являются Сибайский и Салаватский театры.

Сибайский колхозно-совхозный т-р создан в 1931 в Бай-маке, некоторое время назывался "Вторым Башк. Гос. т-ром". В создании этого т-ра активное участие приняли актеры и режиссеры: Б. Имашев, А. Мубаряков, художник Г. Има-шева. Гл. реж. т-ра долгое время был К. Байиров. Много лет работают в коллективе Г. Абзгильдина, артисты Г. Сербаев, 3. Ханов и др.

Салаватский колхозно-совхозный театр создан в 1933 из участников кружка художеств. самодеятельности в районном центре Толбазы. Первыми актерами этого т-ра были Г. Якубов, С. Кунакбаев, Б. Сафин, А. Акбашев, Б. Ягафаров, 3. Насырова. Позднее коллектив т-ра пополнялся выпускниками Уфимского театр. уч-ща (Н. Бакиева, Ф. Бахптов, Г. Ишбулатова и др.). Много сил вложила в создание этого т-ра старейшая башк. актриса Е. Сыртланова. В 1956 т-р был перебазирован в новый город республики Салават. Работает рус. т-р в Стерлитамаке.

В 1930 в Уфе был создан постоянный русский т-р, способствовавший росту театральной культуры республики.

В 1938 на базе башк. отделения при Моск. гос. консерватории был создан Башкирский т-р оперы и балета в Уфе. В состав труппы вошли оперные актеры Б. Ва-леева, Ш. Валиахметова, X. Галимов, 3. Ильбаева, М. Максутова, Г. Хабибуллин, М. Габдрахманов, В. Галкин, О. Калинина и др. Первым художеств. руководителем и гл. дириж„ром т-ра был П. Славинский. Выпускники башк. отделения Ленингр. хо-реографич. уч-ща вошли в 1941 в балетную труппу в составе к-рой: 3. Насретдинова, X. Сафиуллин, Г. Сулейманова, Ф. Саттаров, М. Тагирова, Н Вали-това, Я. Лифшиц, Т. Худайбердина и др. В т-ре работают: М. Ахметзянова, Б. Валеева, М. Салигас-карова, Г. Хабибуллин, М. Хисматуллин, А. Су-тягин, X. Галимов, 3. Ильбаева, П. Кукотов и др. Создание т-ра оперы и балета способствовало развитию муз. культуры республики. На сцене этого т-ра были пост. первые нац. оперы: "Хакмар" Валеева, "Карлу-гас" ("Ласточка") Чемберджи, "Акбузат" Заимова и Спадавеккиа, "Салават Юлаев" и "Кума" Исмагило-ва и др.; балеты: "Журавлиная песня" Степанова, "Горная быль" Ключер„ва, "Горный ор„л" Ахметова и Сабитова; произведения Чайковского, Римского-Корса-кова, Верди, "Тихий Дон" Дзержинского, "В бурю" Хренникова. В т-ре работают художники М. Арсла-нов, В. Плекунов, выросли кадры нац. дириж„ров - Н. Сабитов, Г. Муталов.

В 1932 создан рус. кукольный т-р (худ. рук. М. Н. Елгаштина, художник О. М. Штейнкопф), в 1933 - передвижной Башк. кукольный т-р (первый худ. рук. Г. Мансурова). Здесь поставлена "Волшебная палочка" А. Шамукова по мотивам башкирского фольклора, "Шурале" и "Русалка" по произв. Т. Тукая.

В Башкирии широкое развитие получило самодеятельное иск-во, в конце 50-х гг. на базе самодеятельности созданы народные т-ры Янаульский, Кигин-ский, т-ры при дворцах культуры им. Орджоникидзе и им. Калинина.

В 1955 (май-июнь) состоялась декада башк. лит-ры и иск-ва в Москве, в к-рой приняли участие Башк. академич. т-р драмы со спектаклями "Одинокая бер„за" М. Карима, "Черноликие" (по Гафури), "Дядя Ваня", "Отелло" и Башк. т-р оперы и балета со спектаклями "Салават Юлаев" Исмагилова, "Царская невеста"; "Журавлиная песня" Степанова, "Лаурен-сия" Крейна. Д. В.

БАШКИРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА - музыкальный театр Башкирской АССР. Основан в 1938 в Уфе на базе башк.-отделения Моск. консерватории. В состав труппы и оркестра, сформированного из выпускников Башк. муз. уч-ща, вошли также рус. артисты и музыканты. Среди первых солистов оперы: Б. Валеева, 3. Ильбаева, X. Галимов, Г. Ха-бибуллин, Ш. Валиахметова, М. Максутова, О. Калинина, В. Галкин, М. Габдрахманов и др. Наряду с этими артистами в дальнейшем выдвинулись певица М. Салигаскарова, певцы-М. Хисматуллин, А. Су-тягин, П. Кукотов, П. Аникиенко, М. Ахметзянова, С. Хуснияров. Первым художеств. руководителем и гл. дириж„ром был П. М. Славинский. Т-ром осуществлены постановки национальных башк. опер - "Хакмар" Валеева (1940), "Карлугас" ("Ласточка") Чемберджи (1941), "Акбузат" Заимова и Спадавеккиа (1942), "Азат" Муртазина (1953), "Салават Юлаев" (1955) и "Кума" (1959) Исмагилова, балетов- "Журавлиная песня" Степанова (1953), "Горный ор„л" Сабитова и Ахметова и др. В репертуар т-ра входят также рус. и зап.-европ. классич. оперы и балеты:

"Евгений Онегин", "Пиковая дама"; "Мельничиха" Паизиелло, "Русалка", "Царская невеста", "Князь Игорь", "Иван Сусанин", "Фауст", "Кармен", "Аида" и др.

В 1941 труппа пополнилась выпускниками башк. отделения Ленингр. хореографич. уч-ща. Были пост. балеты: "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан", "Красный цветок", "Коппелия"; "Шехерезада" Рим-ского-Корсакова, "Доктор Айболит" Морозова, "Лау-ренсия" Крейна, "Эсмеральда" Василенко и др. Солисты балета: 3. Насретдинова, Г. Сулейманова, Н. Валитова, М. Тагирова, Т. Худайбердина, Я. Лиф-шиц, X. Сафиуллин, ф. Саттаров, Ф. Ахметшин, Ф. Юсупов. Дириж„ры - Н. Сабитов, Г. Муталов; художники - М. Арсланов, В. Плекунов. Д. В.

БАШЛЕ, Б а ш е л е (Bachelet), Альфред Жорж 26. II. 1864 - 10. II. 1944) - французский композитор. Член Академии изящных искусств (с 1939). Музыке обучался у Э. Гиро. В 1890 получил Рим. пр. за кантату "Клеопатра". С 1907 работал руководителем по вокалу и пом. дириж„ра т-ра "Опера комик"

(Париж); одновременно выступал с концертами. В 1914-18 Б.- гл. дириж„р оперы; с 1919 - директор консерватории в Нанси. Композиторскую деятельность начал в конце 80-х гг. Первая опера Б. "Фиона" (1890) написана под влиянием Вагнера. Известность Б. принесла опера "Семо" (1914) на сюжет лирич. драмы Ш. Мере. В последующие годы с успехом были пост. оперы Б. "Когда зазвонит колокол" (1922) и "Сад на Оронте" (1931) - лирич. драма по роману Барре. Б. написан также балет "Ночная фантазия" (1944) на материале музыки 18 в. и др. соч. Оперы Б. ставились гл. обр. в Париже (в "Опера комик"). Для сценич. произв. Б. характерны драматизм, психо-логич. углубл„нность и лирич. выразительность. Музыка Б. отличается богатой оркестровкой, тонким гармонич. колоритом; форма и выразит, средства его муз. соч. близки традициям классич. французской музыки. , И. Ш.

"БАШМАК" - специальное приспособление, к-рым пользуются рабочие сцены при сборке павильона для поддержки верхних частей павильона, карнизов, потолочных балок, потолка и т. п. Б. представляет собой шест дл. 3-9 м, диаметром 2-2,5 см и имеет на верхнем конце перекладину 15-20 см длиной. Б. Я.

БАШНП ПОРТАЛЬНЫЕ - часть игровой портальной арки сцены ( см. Арка портальная). Представляет собой ж„сткую металлич. или деревянную конструкцию, к-рая может двигаться параллельно архитектурному порталу, если необходимо сократить ширину игрового портала. Па совр. Б. п. монтируется большое количество осветительной аппаратуры и пульты управления пом. режиссера, осветителя, машиниста сцены. Б. п. со стороны зрительного зала закрываются нейтральными или спец. драпировками, деталями оформления. В л. Б.

БАШТИ (Basti), Лайош (р. 7. XI. 1911) - венгерский актер. Засл. арт. Венгерской Нар. Республики (1950). С 1935 по окончании театр. Академии работал в т-рах "Бельвароши" и "Комедия" (Будапешт); выступал гл. обр. в пьесах совр. авторов. После освобождения Венгрии (1945) - в труппе Нац. т-ра, где проявилось реалистич. дарование Б. Роли: Банк ("Банк-бан" Катоны), Адам ("Трагедия человека" Мадача), Гамлет; Орландо ("Как вам это понравится"), Фердинанд; Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Тихон ("Гроза", пр. им. Кошута, 1955), Кидд ("Голос Америки" Лаврен„ва), Игнатов ("Таня" Арбузова) и др. С 1935 снимается в кино; работает как режиссер на радио. С 1950 вед„т педагогич. работу в Ин-те т-ра и кино.

"БАЯДЕРА","0 ie Bajadere, -оперетта И.Кальмана,зшбр. Ю.Браммера и А.Грюнвальда.Пос'г.23 дек. 1921, Вена. Впервые на сов. сцене пост. 27 марта 1923 в Москве, в Дмитровском т-ре оперетты. Рус. текст К. Грекова и Г. Ярова (принц Раджами -Бравин, Одетта Даримонд - Светланова, Наполеон Сент-Клош - Греков, Луи Филипп Ла-Туретт - Ярон, Мариэтта - Бах, граф Арман - Быстренин, Поркер - Кобрин; пост. К. Грекова, дириж„р Энкерт, художник Соколов, балетмейстер Кузнецов). Пост. также в Петрограде (т-р "Буфф", 1923) (текст Геркена, пост. Феона) и в др. т-рах. i

И з д а н и я.- "Б."-рус. пер. Е. Геркена, Л.,1926. Н. Гр.

"БАЯДЕРКА" - балет Л. Ф. Минкуса, либретто С. H.JYy-декова (о любви воина Солора и баядерки Никии). Пост. 23 янв. 1877 в Мариинском т-ре (Никия - Вазем, Гамзатти - Горшенкова, Солор-Гердт; балетм. Петипа, дириж„р Пап-ков, худ. Бочаров, Вагнер, Шишков, Андреев, Роллер, Лам-бин). Возобновлена там же в 1900. Первая пост. в Москве - 25 янв. 1904, Большой т-р (Никия - Рословлева, Гамзатти - Ф„дорова 2-я, Солор - Мордкин; балетм. Горский, дириж„р Аренде, худ. Квапп, Иванов, Ламбин, Аллегри). Возобновлена в 1911, 1916.

В сов. время пост. 31 янв. 1923, Большой т-р (Никия- Гельцер, Гамзатти - Банк, Солор - Тихомиров; постановщики Тихомиров и Горский, балетм. Смольцов и Кудрявцев, дириж„р Файер, худ. Коровин). Возобновление в 1940, 1943, там же. Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова, 1941 (Никия - Дудинская, Гамзатти - Иордан, Балабина, Солор - Чабукиани, балетм. Пономар„в, Чабукиани, дириж„р Шерман, худ. Квапп, костюмы Вирсаладзе). Возобновлена в 1948. Пост. в Театре оперы и балета им. Шевченко, Киев (1926).Пост. в театрах оперы и балета др. городов: Львова (1956), Сталине (1957), Новосибирска (1958), Харькова (1958), Саратова (1958), Перми (1958), Свердловска (1960), Улан-Удэ (1960).

И з д а н и я.-Либретто. Худеков С., "Баядерка", изд. Э. Гоппе, СПБ. 1877.

БЕБЕ (Bebe; наст. имя и фам.- Чезаре Г и л л а у-ме; Guillaume) (28. X. 1861-1942) - итальянский цирковой артист. Выступал как цирковой наездник, затем как Рыжий (клоун). Работал в цирках Ренца (Германия), Чинизелли, Саламонского (Россия). Выступал со своим братом Антонет. В 1892-99 выступал в 'Зимнем и Летнем цирках В. Франкони. Был партн„ром клоуна Хосе Руссел (Тото). Затем выступал в Лисабоне, в Юж. Америке, в цирке Кассули (номер с собакой). Имя Б. носили и др. клоуны (Ламбер и Ш. Мустье).

БЕБУТОВ, Валерий Михайлович [р. 6 (18). XII. 1885] - русский советский режиссер. Засл. арт. РСФСР (1934), засл. деят. иск-в Тат. АССР (1945). Окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1910). В 1912-17 работал в МХТ. В 1918-в Т-ре ХПСРО (Художеств.-просветит, союз рабочих организаций); был сорежиссером спектаклей "Буря" Шекспира, "Похищение из Сераля" Моцарта, "Сказки Гофмана" Оффенбаха. В 1919 Б. принял участие, совм. с В.Э.Мейерхольдом, в организации Т-ра РСФСР 1-й, участвовал в пост. спектаклей "Зори" Верхарна, "Мистерия-Буфф" Маяковского. Параллельно в„л педагогич. работу в руководимых Мейерхольдом Гос. Высших режиссерских мастерских. В 1923-24 Б. - режиссер Т-ра им. МГСПС, где им были пост. спектакли: "Театр Клары Гасуль" Мериме, "Ревизор"; "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина. В этот же период Б. руководил т-ром "Романеск", пост. здесь "Нельскую башню" (1922) и "Графа Монте-Кристо" Дюма-отца. С 1924 возглавлял Т-р муз. буффонады, переименованный впоследствии в Т-р муз. комедии. Работал здесь над осуществлением реформы оперетты, поставил спектакли: "Корневильские колокола" План-кетта (1925), "Цыганский барон" Штрауса, "Гейша" Джонса, "Гаспарон" Милл„кера (1935), а также "Дон Жуан" Моцарта (1926). Б. ставил спектакли в Моск. т-ре оперетты ("Прекрасная Елена" Оффенбаха, 1927, "Бокаччо" Зуппе, 1931), в Моск. т-ре Революции ("Спартак" Волькенштейна, 1923), Большом т-ре, Моск. т-ре им. Ленсовета ("Мария Стюарт" Шиллера, 1940), Воронежском т-ре ("Гамлет", 1940). В годы Великой Отечественной войны Б. работал в Казани; ставил спектакли в Т-ре им. Камала, Большом драм. т-ре им. Качалова ("Маскарад" Лермонтова), Т-ре оперы и балета ("Русалка" Даргомыжского, "Кармен"; "Ильдар" и "Тюляк-батыр" Жиганова). Лучшая работа Б. этого периода - "Король Лир" Шекспира (1945, Т-р им. Камала). В 1949 Б. пост. в Малом т-ре спектакль "Рюи Блаз" Гюго, в 1946 и 1955-"Гамлет" в Белорусском театре им. Яку-ба Коласа. Спектакли, пост. Б., отмечены режиссерской культурой, поисками новых выразительных средств.

БЕБУТОВА, Елена Михайловна (р. 25. I (6. II). 1892] - русская советская театральная художница. Училась в Петерб. школе Об-ва поощрения художеств. В 1917 начала работать в т-ре, писала декорации по эскизам М. В. Добужинского. Б. прошла сложный путь от условных декораций ("Нельская башня" Дюма-отца, 1922, т-р "Романеск") к реалистическим, живописно-объ„мным. Осн. работы - декорации к спектаклям: "Корневильские колокола" Планкетта (1925), "Дон Жуан" Моцарта (1926), "Гаспарон" Милл„кера (1935) - Т-р муз. буффонады (Москва); "Горячее сердце" (1935), "Мария Стюарт" (1940) - Моск. т-р Ленсовета; "Гамлет" (1946, 1955) - Белорус. т-р им. Я. Коласа, и др. АН. Ш.

БЕВИНЬЯНИ (Bevignani), Энрико Модесто (29. IX. 1841 - 29.VIII. 1903) - итальянский дириж„р. Муз. образование получил в Неаполитанской консерватории. В 1864-71 работал в различных оперных т-рах Лондона, в 1871-72 - в "Ковент-Гардене". С 1872 дирижировал в России в итал. и рус. операх, в 1885 работал в Моск. частной опере. В 1879 осуществил на сцене Большого т-ра первую пост. "Демона", в 1881- "Евгения Онегина"; в 1885 на сцене Моск. частной оперы пост. "Снегурочку" Римского-Корсакова. В 1876 дирижировал первой лондонской пост. оперы "Аида" Верди. В 1894 дебютировал в Нью-йоркском т-ре "Метрополитен-опера". Б. увлекал слушателей живостью, темпераментом, мастерством оркестрового аккомпанемента. Занимался педагогической деятельностью. О В

БЕГЙМОВ, Асан (30. VIII. 1907 - 6. V. 1958) - каракалпакский советский писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1957). В 1932 окончил Казахский педагогич. ин-т. Лит. деятельность начал в 1927. Б.один из основоположников каракалпакской драматургии. Первая пьеса - "Освобождение от гн„та" (1928). Автор пьес: "Кто это?" (1932) - о борьбе каракалпакского народа с кулаками и басмачами, "Заяц", муз. драмы "Гариб ашик"(1949, совм. с Т. Ал-ланазаровым) по нац. эпосу и др. Пьесы Б. пост. в каракалпакском т-ре (Нукус). Т. Б.

БЕГОВИЧ (Begovic), Милан (19. I. 1876 - 13. V. 1948) - хорватский писатель, драматург, поэт. Работал в т-рах Гамбурга, Вены, Загреба как драматург и режиссер. Б. - автор сценичных, эффектно построенных пьес: "Госпожа Валевская" (1906), "Стана" (1909), "Свадебный пол„т" (1923), "Авантюрист у дверей" (1926), "Санин" (1929, по Арцыбашеву), "Два кольца" (1935). Лучшая пьеса Б.- "Без третьего"; в ней играли крупные актеры-В. Подгор-ска и Д. Дуйшин. Драмы Б. впервые были пост. на сцене т-ра в Загребе. Шли в т-рах Европы и Америки. Б. известен также как драматич. переводчик.

Соч.: БеговиЬ М., Три драме, Београд, [19331. Лит.: LozovinaV., Dalmacija u hrvatskoj knjizevnosti,. Zagreb, 1936. С. И.

БЕДЗИК, Дмитрий Иванович (р. 1. XI. 1898) - украинский советский писатель, драматург. Род. в Гали-дии (Зап. Украина). Будучи студентом Харьковского ун-та, издал свои первые пьесы "Люди! Слышите?" и "Шахт„ры" (1924). Написал пьесы (указаны даты соч.):

"За кулисами церкви", "Черноз„м ожил" (1925), "Кто кого?" (1927), "Цвиркуны" (1927), "В бабусиных объятиях" (1928), "Крик земли" (1929), "Пророк" (1930),"Сян-Чен" (1932), "Андреас Орбе", "Гудит барабан" (1934). Автор ряда пьес для детей - "Кат-тян" (1935), "Арсенальцы" (1938), "Невольник" (1937), "На волю" (1939) и др. В пьесах Б. отражена революц. борьба рабочих и крестьян, классовые столкновения на селе, борьба за коллективизацию. В 20-30-е гг. пьесы Б. составляли основной репертуар рабоче-крестьянских (рабсельтеатры) и самодеятельных т-ров. В 1957 на республиканском конкурсе отмечена поощрительной премией пьеса Б. "Последний вальс".

С о ч.: Вибран? п'си (Вступ, ст. М. К. Йосипенко], Кив 1957. Р. Б.

БЕДНАЖЕВСКАЯ ( Bednarzewska), Констанция (10.IV. 1866-11.1. 1940)-польская актриса. Сценич. деятельность начала в 1892. В 1893 была приглашена режиссером Т. Павликовским в Краков, играла здесь в 1893-94, 1898-99, 1913-28. Псд рук. Павликовского работала также во Львове (1895-98, 1900-06). Роли: Ирка, Бронка, Сонка ("Золотое руно", "Снег", "Вечная сказка" Пшибышевского), Диана ("Фанта-зио" Словацкого), Татьяна ("Мещане"), Графиня ("Же-витьба Фигаро"), Регина ("Привидения"), Раутен-делейн ("Потонувший колокол" Гауптмана) и др. Игра Б. отличалась лиричностью, тонкостью нюансов. С. И.

"БЕДНАЯ НЕВЕСТА"- комедия А. Н. Островского в 3 д. Соч. 1851, пост. 20 авг. 1853 моек. Малкм т-ром; в подготовке спектакля деятельное участие принимал Островский (Незабудкина - Сабурова, Марья Андреевна - Е. Васильева, Милашин - С. Васильев, Мерич - Черкасов, Добротворский - Шумский, Беневоленский - П. Садовский, Хорькова - Акимова, Хорьков - Полтавцев). 12 окт. 1853 в бенефис А. М. Читау "Б. н." показана в петерб. Александрийском т-ре (Незабудкина - Громова, Марья Андреевна - Читау, Милашин - Бурдин, Мерич - Смирнов 1-й, Добротворский - Прусаков, Беневоленский - Мартынов, Хорькова - Линская, Хорьков - П. Степанов). В числе последующих исполнителей "Б. н.": Марья Андреевна -Федотова, Стрепетова, Незабудкина- О. Садовская, Хорькова- Стрельская, Милашин - П. Васильев, Беневоленский - В. Самойлов, Добротворский - Варламов, Мерич - Далматов и др.

На сов. сцене "Б. н." пост. Моск. т-р им. Ермоловой (1938, реж. Телешова и Герасимов, под рук. Хмел„ва). "Б. н." шла также в периферийных т-рах, в т. ч. в ТЮЗах.

И з д а н и я.-Первая публикация "Б. н." - журн. "Москвитянин", М., 1852, ј 4; Островский А. Н., Собрание сочинений, т. 1, М., 1959. д Шн

"БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК" - комедия А. Н. Островского в 3 д. Соч. 1853 (с первоначальным названием "Гордым бог противится"). Пост. 25 янв. 1854 в Малом т-ре при деятельном участии Островского (Гордей Торцов - Степанов, Пелагея Егоровна - Орлова-Синепкая, Любовь Гордеевна - Воронова. Любим Торцов - П. Садовский, Коршунов - Щепкин, Митя - Самарин, Гуслин - Калиновский, Разлюляев - С. Васильев, Анна Ивановна - Никулина-Косицкая, Арина - Акимова). 9 сент. 1854 в бенефис реж. Яблочкина состоялась премьера "Б. н. п." в Александрийском т-ре (Гордей Торцов - Григорьев 2-й, Пелагея Егоровна - Линская, Любовь Гордеевна - Читау, Любим Торцов - В. Самойлов, Коршунов - Мартынов, Митя - Бурдин, Гуслин - Калиновский, Разлюляев - Марковецкий, Анна Ивановна - Оплова, Арина - Громова). 19 авг. 1884 там же (Любовь Гордеевна - Савине); 25 янв. 1894 там же (Любовь Гордеевна - Пасхалова, Любим Торцов - Давыдов, Коршунов - Варламов, Анна Ивановна - Савина, Митя - АПОЛЛОЕСКИЙ, Пелагея Егоровна - Стрельская, Разлюляев - Сазонов). Среди позднейших постановок "Б. н. п.": Малый т-р (17 сент. 1908, Гордей Торцов - М. Садовский, Пелагея Егоровна - Садовская, Любим Торцов - К. Рыбаков, Разлюляев - Яковлев); Т-р Корша (26 сент. 1914; реж. Санин;

Пелагея Егоровна - Блюменталь-Тамарина, Любим Торцов - Борисов). "Б. н. п." часто ставилась (возобновлялась) на сцене провинциальных рус. т-ров.

На сов. сцене: Петрогр. Академич. т-р драмы (3 дек. 1921;

Пелагея Егоровна - Корчагина-Александровская, Любовь Гордеевна - Домашова, Любим Торцов - К. Яковлев, Коршунов - Корвин-Круковский, Митя - Пешков, Разлюляев - Воронов, Анна Ивановна - Потоцкая); Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1935; реж. Судаков, худ. Матрунин;

Любовь Гордеевна - Половикова, Любим Торцов - Соловь„в); мсск. Театр-студия под рук. Дикого (1936; геж. Топорков, худ. Мепыцутин); Моск. т-р им.Ермоловой (1936; реж. Те-решкович); филиал Малого т-ра (1946; реж. Никольский, худ. Кардовский; Пелагея Егоровна - Рыжова, Любим Торцов - Н. Яковлев); Театр кино-актера (1952; реж. Дикий).

"Б. н. п." ставилась во мн. т-рах РСФСР и др. республик:

Киргизский т-р драмы (Фрунзе, 1941), Туркменский т-р драмы (Ашхабад, 1952), Мордовский т-р (Саранск, 1935), "уваптский т-р (Чебоксары, 1949), Литовский т-р (Шауляй,

1949), Молдавский т-р (Кгшин„в, 1954), Удмуртский т-р (Ижевск, 1958) и др. "Б. н. п." широко ставили ТК'Зы: Ленинградский (1923, 1945 - ргж. Бгянгев, худ. Бейер); Горь-НОРСКИЙ (1929), Щкутский (1937), Куйбышевский (1945, 1958), Латышский (Рига, 1953), Центр, детский т-р (Москва, 1945) и др. Ставилась на самодеятельной сцене.

За рубежом "Б. н. п." шла: в Чехословакии (пражский Нац. т-р, 1867; перевод 3. Вавгы), в Болгарии (Нагодный т-р в Тырново, 1955, Асеновградсккй т-р, 1956) и др.

И з д а н и я.- Первая публикация Б. н. п." (с посвящением П. М. Садовскому), М., 184-отдельным изданием;

Среди последующих изданий: Островский А. Н., Собрание сочинений, т. 1, М., 1959. Д 77/м.

БЕДНЫЙ, Демьян-ем. Демьян Бедный. БЕДОЙО - вид яванского придворного театра; танец-пантомима. Исполняется девушками в сопровождении нац. оркестра (гамелан) и хорового пения.

(Если на представлении присутствует султан, в Б. принимают участие 9 танцовщиц, в его отсутствие- не более семи). Б. построен на фольклорных сюжетах (приключения спутниц' богини Южного моря Рату Лоро Кидуль). Исполняются при дворах князей и султанов. В Б. принимают участие и мальчики из княжеской семьи, переодетые в женское платье. В наст. вр. Б. исполняют также на нар. празднествах.

Лит.: М е р в а рт Л. А., Малайский театр. в кн.: Восточный театр. Сб. статей под ред. А. М. Мерварта, Л., 1929;

Grroneman J., Javaansche Tooneeldansen, "Tijdschrift van't Indisch Aardrijkundig Grenootschap", 1882, III.

Л. A. M.

БЕЖАР (Bejart) - французская актерская семья, родоначальник к-рой - Ж о з е ф Б., будучи королевским чиновником, устраивал в сво„м доме любительские спектакли; в них принимали участие члены семьи и находившийся с ними в дружбе Мольер. В 1643 по инициативе семьи Б. и Мольера был создан {Блшта?пельный театр", в труппу которого входили старшие дети Жозефа Б. - дочь и сын - Мадлен и Жозеф; позже в него вступили младшие дети Б.- Луи и Арманд.

МадленБ.(8.1. 1618- 17. II. 1672). Играла в провинциальных т-рах Франции. Вернувшись в Париж, она совместно с Мольером участвовала в организации "Блистательного театра", к-рый просуществовал с 1643 по 1645. Затем работала в труппе Мольера. Обладая ярким и разносторонним дарованием, с успехом играла как комедийные, так и трагедийные роли: Лизетта, Корина, Дорина, Мадлон ("Школа мужей", "Скупой", "Тартюф", "Смешные жеманницы" Мольере), Искаста ("Фиваиды" Расина) и др. Мадлен Б.- автор пьесы "Дон Кихот, или Волшебство Мар-лина", шедшей на сцене т-ра Мольера (1659).

Жозеф Б. (ок. 1622-25. V. 1659) - один из создателей "Блистательного театра". Выступал в ге-роич. ролях. В комедиях Мольера исполнял роли Лелия' ("Шалый, или Вс„ невпопад") и Эраста ("Любовная досада"). Выступал также в комич. партиях

Луи Б. (1630-13. X. 1678)-с 1645 работал в труппе Мольера. Исполнял роли комич. стариков, иногда старух (г-жа Пернель - "Тартюф"), простодушных слуг. Для него была написана Мольером роль Л а Флеша в "Скупом"; играл также Валера ("Любовная досада"), Дюбуа ("Мизантроп") и др. В 1670 пскинул сцену.

Арманд Б. (1645 - 30.XI. 1700) - жена Мольера. Одна из наиболее ярких актрис мольеровской тгуппы. Дебютировала в роли Элизы ("Критика "Школы ж„н"", 1663). Обладая красивым голосом и богатой мимикой, Арманд была исполнительницей большинства лирич. и лирико-комедийных ролей мсльеровских комедий: Эльмира, Анжелика, Люсиль, Гиацинта ("Тартюф", "Мнимый больной", "Мещанин во дворянстве", "Проделки Скапена") и др. После смерти Мольера Арманд Б. вышла замуж за актера И.-Ф. Герена и приняла его фамилию.

Лит.: M О К у л ь с к и и С., Мсльер, М., 1936; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 1, M., 1956; L ас ou г L., Moliere acteur. P., 1928;

Lyonnet H., Mademoiselle Moliere, P., 1925; La Fameuse comedienne, ou Histoire de la Gruerin, P., 1870. Гр. Б.

"БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ" - комедия А. Н. Ост-ронского в 4 д. Соч. 1883. Пост. 15 янв. 1884 в Малом т-ре, в бенефис Никулиной (Кручинина - Федотова, Незнамов - К. Рыбаков, Корннкина - Никулина, Шелавина - Уманец-Рай-ская, Шмага - Музиль, Муров - Южин, Галчиха - Са-довская, Дудукин - Макшеев, Миловзоров - Александров, Аннушка - Музиль-Бороздина). 20 янв. 1884 в Александрийском т-ре (Кручинина - Стрепетова, Незнамов - М. Пе-типа, Коринкина -Дюжикова, Шелавина -Хлебникова, Шмага - Давыдов, Муров - Ленский, Галчиха - Ленская, Дудукин - Зубов, Миловзоров - Каширин, Аннушка - Гусева). Среди последующих пост. "Б. в. в.": Малый т-р (4 марта 1908; реж. и исполнитель роли Дудукина - Ленский, Кручинина - Ермолова, Незнамов - Остужев, Коринкина - Яблочкина, Шелавина - Рыжова, Шмага - Сашин, Галчиха -Садовская, Муров - Рыжов, Миловзоров - Худо-леев, Аннушка - Пашенная); Александрийский т-р (7 окт. 1910; Кручинина - Савина, Незнамов - Федотов, Шмага - Петровский, Коринкина - Потоцкая, Галчиха - Шаровь-ева). "Б. в. в." часто ставилась (возобновлялась) на сценах провинциальных т-ров России. Среди исполнителей ролей:

Незнамова - П. Самойлов, Дальский, Алекси-Месхишвили (груз. сцена); Кручининой - Сирануш (арм. сцена), Жихарева, Шмагц - E. Абашидзе (груз. сцена) и др.

На сов. сцене ид„те 1919. Среди пост.: Студия Малого т-ра, Москва (1930; реж. Каверин; Кручинина-Половикова, Незнамов - Вечеслов, Шмага - Оленев); филиал Малого т-ра (1940; реж. Пашенная и Алексеев, худ. Юон; Кручинина - Пашенная, Незнамов - Цар„в, Коринкина - Гоголева, Шмага - Ильинский, Дудукин - Климов, Галчиха - Рыжова); Т-р им. Вахтангова (1937; реж. Раппопорт, худ. Гончаров, комп. Хренников; Кручинина-Орочко, Незнамов - Москвин, позднее - А. Абрикосов, Коринкина - Алексеева, Шмага -Горюнов, Дудукин - Захава); Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (1938; реж. Чужой, худ. Константиновский и Тов-бин; Кручинина - Медведева, Незнамов - Честноков, Шмага-Толубеев); Ленингр. т-р им. Ленсовета (1939); моек. Камерный т-р (1944; реж. Таиров, худ. Рындин; Кручинина - Коонен, Шмага - Гайдебуров); Т-р им. Моссовета (1948; реж. Завадский, худ. Виноградов; Кручинина-Марецкая, Незнамов - Консовский, Шмага - Абдулов).

Пост. "Б. в. в." были осуществлены почти во всех крупнейших т-рах РСФСР. В др. республиках СССР пост.: Т-р им. Франко (Киев, 1948; реж. Норд; Кручинина - Ужвий, Незнамов - Пономаренко, Шмага - Милютенко, Дудукин - Ватуля); Т-р Янки Купалы (Минск, 1938; реж. Рахленко; Кручинина - Ржецкая, Незнамов - Платонов, Шмага - Владомирский); Т-р им. Руставели (Тбилиси, 1938; реж. и исполнитель роли Шмаги - Васадзе, худ. Тевзадзе;

Кручинина - Чхеидзе, Бакрадзе, Незнамов - Давиташвили, Дудукин - Апхаидзе); Т-р им. Сундукяна (Ереван, 1939; реж. Сарян, худ. Арутчян; Кручинина - Восканян, Незнамов - Хожакян, Шмага - Аветисян, Коринкина - Гарагаш);

Т-р им. Азизбекова (Баку, 1948; реж. Шарифов, худ. Ахундов; Кручинина - Давудова, Незнамов - Дагестанлы, Шмага - Марданов); Туркменский т-р драмы (Ашхабад, 1951; реж. Каратов, худ. Кордыы; Кручинина - Гафурова, Незнамов- Карлиев, К. Дурдыев); Т-р им. Камала (Казань, 1948; реж. Сарымсаков; Кручинина - Булатова, Незнамов - Халилов, Шмага - Абжалилов) и др.

"Б. в. в." ставится коллективами худож. самодеятельности. "Б. в. в." переведены на азерб. (Р. Тахмасиб), груз. (Е. Ан-дроникашвили), узб. (А. Рахими), арм. (Т. Ахумян), туркм. (Анануров), тадж. (Улуг-заде), укр. (О. Новицкий), белорус. и др. языки.

За рубежом "Б. в. в." ставились в Англии - Корнуолл-ская театр. школа (1929), в Чехословакии - Т-р им. Неймана (Прага, 1955), т-р в Готвальдове (1956), Сливенский народный т-р (1953), в Польше-Лодзинский Рабочий т-р (1951), Калишский т-р им. Богуславского (1952) и др.

И з д а н и я.- Первая публикация "Б. в. в." - ж. "Отечественные записки", 1884, ј 1; из последующих изданий:

Островский А. Н., Собр. соч., т. 9, М., 1951.

Лит.: "Без вины виноватые". Материалы и исследования, М., 1947 (серия Б-ка т-ра Островского). Д Шн.

БЕЗА, Без (Beza ; Beze), Теодор (24. VI. 1519, Возле, Бургундия, - 13. X. 1605, Женева) - швейцарский драматург, поэт и общественно-политический деятель эпохи Реформации. Ближайший ученик и сподвижник Ж. Кальвина. С 1548 жл в Швейцарии. В 1550 Б. написал драму 9' стихах "Жертвоприношение Авраама" (пост. в 1552 в Лязанне), проникнутую антикатолич. направленностью. Б. придал традиционным библейским персонажам черты своих современников; в речах Сатаны нападки на католицизм граничат с насмешками над христианством. Стремление к созданию образной характеристики, мастерство диалога, богатство языка определили значение драмы Б. в истории швейц. драматургии.

Лит.: М о n n i e r M., Oeneve et'ses poetes du XVI siecle a nos jours, P.-Gen., 1874; Gr о d e t Ph., Histoire litteraire de la Suisse Francaise, 2 ed., Neuchatel, 1895. M. B.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница