Наши партнеры

вкс система
Выгодно аренда автомобиля во владивостоке без водителя в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 40)


БАТУШИЧ (Batusic), Славко (р. 2. VI. 1902) - хорватский писаюль, драматург, театровед, педагог, поэт. В 1921-50 был режиссером и драматургом т-ра в Загребе. С 1950 препода„т в Академии театр. иск-ва в Загребе. Написал драму "Камерное трио" (1935, Загреб-ский т-р, 1939, т-р в Брно), инсценировал роман Стейнбека "Луна зашла" (1945). Автор работ по истории югославского, в частности загребского, т-ра.

Соч. (на югосл. яз.): Горький на за-гребской сцене, Загреб, 1946; Славянские традиции и связи загребского театра, Загреб, 1947; Л. Н. Толстой на загребской сцене, Загреб, 1947; Советские писатели и актеры на загребской сцене. Загреб, 1947;

Русский репертуар на загребской сцене, Загреб, 1948; Пушкин и Загребский театр. Загреб, 1949; Без маски и костюма. Загреб, 1950; Vita teatrale nella Jugoslavia d'oggi (II ponte), Firenze, 1955; Станиславский в Загребе, Загреб, 1948; Театр в Югославии, Загреб, 1955, и др. С. И.

БАТЫРМУРЗАЕВ, Зайналабидин

Нухаевич (1897-1919) - кумыкский писатель, революционер. Род. в семье просветителя-революционера писателя Н. Батырмурзаева. Был учителем. Руководил лит.-драм. кружком "Танг чолпан" ("Утренняя звезда") в Хасавъ-юрте. Редактор большевистской газеты "Ишчи халк" ("Рабочий народ"). Первый кумыкский драматург. Написал в 1916-17 пьесы: "Даниялбек", "Наперекор муллам", "В медресе приш„л мулла", ставившиеся в любите 1ьском кружке, организованном Б. вместе с революционером С. Казбековым в 1916-17. Пьесы Б. выражают протест против социального неравенства, кровной мести, законов адата, высмеивают мулл, обманывающих бедноту. В 1919 Б. руководил партизанской борьбой в Хасавъюртовском округе. Вместе с отцом расстрелян деникинцами. М. Я.

БАТЮШКОВ, Ф„дор Дмитриевич [26. VIII (7. IX). 1857-19. III. 1920] - русский филолог и литературовед. Окончил Петерб. ун-т в 1880. Там же читал лекции по германо-романским лит-рам. В числе работ Б.: "Корнелев Сид" (1895), "Женские типы Расина" (1897), "О Расине" (1900), "Пушкин и Расин" (1900, сравниваются трагедии Борис Годунов" и "Ата-лия"). Б. принадлежат также статьи о рус. драматургах (Л. Н. Толстом, А. М. Горьком, А. П. Чехове), актерах (В. Ф. Комиссаржевской и др.), рецензии на спектакли.

В предреволюц. годы Б. был председателем Театрально-лит. комитета Александринского т-ра. Весной 1917 Временное пр-во назначило Б. гл. уполномоченным по петерб. гос. т-рам. Свои либерально-бурж. взгляды на т-р Б. изложил в статье "Ближайшие задачи государственных театров" ("Речь", май, 1917). После установления Сов. власти Б. стремился сохранить свою должность, опираясь на консервативно настроенную часть актеров, но в дек. 1917 был смещ„н по приказу А. В. Луначарского.

Соч.: Критические очерки и заметки, ч. 1-2, СПБ, 1900- 1902. Т. Р.

БАУБЕР (Bouber), Герман (р. 1885) - голландский драматург, режиссер, актер, театральный деятель. В 1911 организовал (вместе с Я. Слейтерсом) "Ансамбль Слейтерса и Баубера". Первая работа Ансамбля - спектакль "Земля" Золя. В 1919 Б. пост. написанную им пьесу "Де Янтьес" - нацио-налистич. по характеру и мелодраматич. по сюжету. Вскоре Ансамбль распался на 3 отдельные труппы, работавшие в разных городах. С одной из них Б. в 1927-28 пост. (вместе с Б. Грюнефельдом) собств. пьесу "Ж„ны моряков", в 1932 - спектакль "Человек-масса" Толлера. В 30-х гг. 20 в. Б. написал пьесы: "Чужая утка в проруби" - о жизни крестьян. и "Йорздан"-о жизни рабочих, и пост. их на сцене своего т-ра. Эти спектакли не были приняты бурж. зрителем. После 1945 коллектив Б. дважды гастролировал в Индонезии, показывая спектакли рабочей аудитории. В 1954 труппа Б. прекратила сво„ существование. С 1955 работает актером в т-ре "Пюк" (Амстердам), где играет небольшие роли. А. Вис.

БАУМАН, Рудольф (Руте) Карлович [р. 28. I (9. II). 1892] - эстонский актер. Сценич. деят. начал в 1917 в Таллинском драм. т-ре (первая роль - барон, "На дне"). В 1917-18 играл в 1-м эстонском рабочем т-ре (Таллин). В 1918-31 выступал как актер и режиссер в провинц. любительских труппах. С 1931 - актер "Рабочего т-ра" (Таллин). Творчество Б. характеризуется демократич. тенденциями. Яркий комедийный актер, Б. с большой трагедийной силой играл и роли обездоленных людей, эстонских крестьян, бродяг. Гл. тема творчества Б. - образ одинокого маленького человека из народа, переживающего тяж„лую душевную драму. Роли: Ряябизе Рейн ("Ягненок бедного мужичка" Мялка), Толари ("Сплавщики" Паккала), сапожник Тобиас ("Сапожники пустоши" Киви), садовник Сойн ("На задворках" Лутса), Йеппе ("Йеппе с горы" Л. Хольберга) и др. В 1941 оставил сцену, руководит кружками сельской с амодеятельности.

Лит.: Ed. L. Teeneline naitleja Ruts Bauman, [Tallinn], 1938- Ruts Baumani 25 aastat, "Teater", 1934, ј l, c. 26. Л. Kp.

БАУМЕСТЕР (Bouwmeester) - семья голландских актеров.

Луи (наст. имя Луи Фредерик Иоганнес) (2. VIII. 1842 - 28. IV. 1925). Род. в семье актеров Ф. Розен-фельда и Л. Бауместер. С детства выступал в разл. т-рах. В 1861 начал проф. сценич. деятельность в Амстердаме. Работал в "Салоне де варьете" и в др. небольших т-рах. В 1873-78 возглавлял труппу, созданную им вместе с театр. деятелями Боасом и Юдель-сом. В это время особенно успешно выступал в мелодрамах; среди лучших ролей - Рафаэль ("Мраморные девы" Барьера и Тибу). В 1879-1902, 1914-20 работал в "Нидерландском т-ре", где создал образы Шейлока (выступал в этой роли на гастролях в Брюсселе, Лондоне, Париже), Ричарда III, Тартюфа; Эдипа ("Царь Эдип" Софокла). С 1902 играл в "Т-ре лирик", в 1903 - в Гарлемском т-ре, затем в разл. театр. коллективах Амстердама, в т. ч. с 1913 в труппе, руководимой драматургом Г. Хейер-мансом. Среди наиболее значит, работ в 1900-е гг. - Мефистофель ("Фауст"), Геншель ("Возчик Геншель" Гауптмана), Наполеон ("Мадам Сан-Жен" Сарду). Б. был одним из крупнейших голландских актеров, получил популярность и за рубежом. С 1912 наряду с работой в т-ре снимался в кино.

Лит.: Dommelshuizen C., Louis Bouwmeester. 1842-1942, Amst., 1942. В. Дан.

Теодора, Ман н-Б ауместер (Mann-Bouw-meester) (1850-1939). Сестра Л. Бауместера. Одна из крупнейших актрис Нидерландов. С 6 лет принимала участие в спектаклях роттердамских трупп, исполняя детские роли. С 1863 выступала в "Большом т-ре" ван Лира, затем работала в опереточной труппе Прота: исполняла роль Жермен ("Корневильские колокола" Планкета). С нач. 80-х гг. 19 в. играла в "Королевском обществе нидерландского театра" в Амстердаме. Роли: леди Макбет ("Макбет"), Мария Стюарт; Медея (о. п. Легуве), Мадам Сан-Жен, Федора (о. п. Сарду), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Ханна ("Возчик Геншель" Гауптмана), Магда ("Родина" Зудермана). В 1926 оставила сцену. Занималась режиссерской деятельностью.

Соч.: M a n п-В о u w m e e s t e r. Mijn Leven, Amst., 1930. А. Вис.

Фредерик (Фритс) Адрианус Луп (1846-1906). Брат Л. Бауместера. С 10 лет выступал на сцене Роттердамского т-ра, исполняя детские роли. В 1883- 1895 работал во "Фламандском т-ре" в Антверпене. С 1896 - ведущий актер в труппе "Тиволи" (Роттердам). Роли: Марк Антоний ("Юлий Цезарь"), Наполеон ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Людовик XI ("Грен-гуар" Банвиля), Крелис Лауэн (о. п. Лангендейка), Хейн Мерсинг ("Забастовка" ван Дорне). В 1905 гастролировал в Индонезии, где и умер. А. Вис.

Лили (р. 1901). Внучка Луи Бауместера. С 17 лет выступала на сцене "Королевского общества нидерландского т-ра" (Амстердам). С 1923 играла в Роттердамском т-ре, в 1936-44 снималась в кино. В1945-49 работала в труппе Д. Вербека, с 1949 - одна из ведущих актрис Роттердамского театра. Роли:

Джессика ("Венецианский купец"), Агнесса ("Школа ж„н" Мольера), Мадам Сан-Жен ( о. п. Сарду) и др. В. Дан.

ВАУЧЕР (Bourchier), Артур (22. VI. 1863-14. IX. 1927) - английский актор и антрепренер. Образование получил в Итоне, затем Оксфорде. Один из основателей "Драм. об-ва Оксфордского ун-та" (1884), где исполнил в пьесах Шекспира роли Хотспура ("Генрих 1У"),Феста ("Двенадцатая ночь"), Фальстафа ("Виндзорские проказницы"), Брута ("Юлий Цезарь"). В 1889 дебютировал в Вулвергемптоне на проф. сцене в роли Жака ("Как вам это понравится" Шекспира). В 1889- 1894 выступал в различных т-рах Англии и США. В 1895-96 руководил "Ройялти т-ром", где его жена, актриса В. Ванбру, играла ведущие роли в комедиях и фарсах, переделанных им преим. с франц. После гастролей с женой по Америке успешно выступил в роли доктора Джонсона (о. п. Тревора, "Стрэнд т-р"). В 1900-06 Б. руководил "Гаррик т-ром". ? этот наиболее плодотворный период творчества Б. он исполнил роли Шейлока, Макбета, играл в пьесах А. Пинеро, Дж. Гилберта, Г. А. Джонса и др. В 1910 Б. вступил в труппу Бирбома Три ("Хиз мад-жестис т-р"), где лучшими его ролями были Генрих VIII и Основа ("Король Генрих VIII" и "Сон в летнюю ночь" Шекспира). После 1912 Б. вновь, выступил в качестве актера и руководителя разл. т-р(1В ("Гаррик"-1912-14, "Хиз маджестис" - 1916, "Стрэнд"- 1919-23, и др.). Б. был эмоциональным актором, но его трактовка героических ролей отличалась некоторой прямолинейностью. Ему особенно удавались яркие, характерные роли (Основа; Джон Сильвер в инсценировке "Острова сокровищ" по Стивенсону - пост. Б.). Ф. К.

БАУЭР, Мария Вениаминовна [р. 16 (29). V. 1909] - грузинская советская артистка балета. Нар. арт. Груз. ССР (1955). По национальности русская. В 1925 окончила хореографич. студию в Тбилиси. С этого же года начала сценич. деятельность в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси). В 1928- 1930 занималась в Ленингр. балетном техникуме. С 1930 - снова в Т-ре оперы и балета в Тбилиси. Партии: Гюльнара ("Корсар" Пуни), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Кукла ("Коппелия"), Одетта, Tao Xoa. C успехом исполняет характерные танцы в операх. В балете "Горда" Торадзе исполняла индийский танец (Ст. пр. 1951), в "Синатле" Киладзе - танец ширазской девушки и др. В 1935-42 вела педа-гогич. работу. Работает репетитором балета в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили. Н. Э.

БАУЭРНФЕЛЬД (Bauernfeld), Эдуард (3. I. 1802- 9. VIII. 1890) - австрийский драматург. Род. в Вене. Драматургич. деятельность начал в 20-е гг. 19 в. В начале творчества выступал последователем нем.. романтиков, писал романтич. пьесы на историч. темы. Рост революц. настроений в Европе определил обращение Б. к созданию пьес из жизни совр. об-ва.

Среди них: "Легкомыслие от любви" (1826), "Буржуазное и романтическое" (1835), "Современная молод„жь" (1868) и др., в к-рых изображается быт и нравы австр. буржуазии. Их герои - влюбл„нные девушки, простодушные юнцы, блестящие офицеры. Искусно построенная интрига, остроумный диалог способствовали успеху комедий Б. в австр. театрах в 19 в.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-12, W., 1871-73 Лит.: H o r n e r E., Eduard Bauernfelds Ausgewahlte Werke, Lpz., 1906. Д. Лоб.

БАФАТИ (Шри В а ф а т и) (р. 1923) - индийский композитор. Музыке обучался у видного инд. музыканта-фольклориста К. Хуссейна. В начале своей творч. деятельности Б. выступал как исполнитель на нац. муз. инструменте мриданге, сопровождая классич. ипд. танцы (бхарат-натъям и др.). Позднее получил известность как исполнитель-виртуоз на дхо-лаке (инд. барабан), сопровождающем исполнение танцев. Б. выступает с крупнейшими танцовщицами Индии. За исполнение на дхолаке удостоен звания устад (профессор). Как композитор работает на радио. Н. В.

БАФЙЛЛ (??????? ???????????) (2-я пол. 1 в. до н. э.) - древнегреческий актер. Род. в Александрии. Вместе с актером Пиладом способствовал превращению пантомимы в самостоят, жанр. В отличие от пантомим Пилада, приближавшихся к трагедии, пантомимы Б. были близки по сюжетам комедии или сатировской драме. Пользовался большой популярностью, впоследствии имя Б. употреблялось почти как нарицательное для обозначения талантливого актера пантомимы. С. А.

БАХ (Bach), Иоганн Христиан (5. IX. 1735 - l. I. 1782) - немецкий композитор и пианист. Сын Н. С. Баха. После смерти отца с 15 лет жил в Лондоне, где получил муз. образование у своего брата К. Баха, завоевав известность как один из лучших исполнителей на чембало. К 50-м годам относится начало композиторской деятельности Б. С 1754 Б. жил в Милане, где работал дириж„ром; совершенствовался у Падре Мартини.С 1760 Б.-органист Миланского кафедрального собора. В Италии создал и поставил первые оперы, написанные в стиле ново-неаполитанской школы: "Артаксеркс" (1761), "Катон в Утике" (1761), "Александр в Индии" (1762).

В 1762 переехал в Лондон, где пров„л последние два десятилетия жизни и где его соч. (особенно оперы) пользовались большой популярностью. В операх, написанных в Лондоне, Б. отступает от канонов итал. оперы, отказываясь от ложной патетики и внешней виртуозности. Лучшие оперы Б.: "Орион" (1763), "За-наида" (1763), "Адриан в Сирии" (1765), "Орфей и Эвридика" (1770), "Фемистокл" (1772), "Люций Сула" (1776), "Милосердие Сципиона" (1778) написаны в осн. па сюжеты древней истории, отличаются богатой и красивой мелодикой, яркой гармонией, изобретательной инструментовкой. Сценич. соч. Б. с огромным успехом ставились в Лондоне и Маннгейме, где композитор часто бывал в 1772-77, а также в Париже. Б. был также автором ораторий и кантат, арий и песен, мн. симф. и камерных произв. Музыка Б. (особенно его оперы и симфонии) оказала значит, влияние на формирование муз. стиля молодого Моцарта.

Лит.: Schwarz M., Johann Christian Bach. Sein Leben und seine Werke, L., [1901] (Sammelbanden der Internationalen Musikgesellschaft): В г e n e t M., Unfils du grand Bach

a Paris en 1778-1779, "Guide musicab, 1902: AbertII., J. Ch. Bach's italierisch Opern und ihr Einlluss auf Mozait, "Zeitschrift fur MusikwnsenschafU, Lpz., 1919,1; W e n k A. L., Beitrage zur Kenntnis des Opernschaffens von .loh. Chr. Bach (Diss.), Frankfurt, 132. Л.М

БАХ, Татьяна Яковлевна [р. 17(29). ?. 1895] - русская советская артистка оперетты. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1913 выступала в Москве в т-ре М. И. Ртищевой, в 1914 - в т-ре А. И. Арцыбушсвои, В1915-20-В Никитском т-ре E. В. Потоп-чиной (в 1917-в т-ре И. С. Зон), в 1920- 1922 - в различных опереточных театрах, с 1922-в Дмитр. театре оперетты в Москве. С 1927 Б. - артистка Моск. театра оперетты.Исполняла разнохарактерные лирические, лирико-каскадные роли: Мариэтта, Сильва ("Баядера", "Сильва"), Илона, Жюльетта ("Цыганская любовь", "Граф Люксембург" Лега-ра), Ванда ("Роз-Мари" Фримля и Стодгард-та), Марич, Кондукторша ("Вольный ветер", "Миллион терзаний" Дунаевского), Мать ("Свадьба в Малинонке" Александрова) и др. Исполнение Б. отличалось большим сценич. темпераментом и яркостью красок.

БАХМАН, Август [22. III (3. IV). 1897 - 19. VI. 1923] - эстонский режиссер и актер. В 1921- 1923 руководил экспериментальным т-ром "Утренний театр", в к-ром пост. спектакли "Вечный человек" Бруста (1921), "Люди" Газенклевера (1923). Крупнейшая пост. Б. - "Человек-масса" Толлера (1922), в к-рой он сам играл роль революционера (Безымянный). Б. был режиссером-экспериментатором, мастером массовых сцен, в его пост. центральное место занимали эпизоды, определяющие взаимоотношения героя и массы. Ставя пьесы драматургов-экспрессионистов (Э. Толлера, В. Газенклевера и др.), Б. стремился придать им совр. звучание. Н. А.

БАХРУШИН, Алексей Александрович (31. I. 1865, Москва, - 7. VI. 1929, с. Горки Моск. обл.)- русский театральный деятель. Основатель театр. музея в Москве. Принадлежал к купеческой среде. С 90-х гг. начал собирать материалы по истории рус. т-ра. В 1894 на основе своих коллекций создал частный литературно-театральный му зей (впоследствии только театральный). В 1913 Б. передал его Академии наук. С 1918 Б. - председатель музейно-архивной секции при Театральном отделе Нарком-проса. По распоряжению В.И. Ленина в 1918 театр. музею в Москве было присвоено имя его основателя, а сам Б. был назначен его пожизненным директором (см. Бахрушина музей). Б. был глубоким знатоком т-ра (в особенности русского), создателем многочисленных театр. эспо-зиций и выставок. Д. К л.

БАХРУШИНА МУЗЕЙ (Центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина). Основан в Москве в 1894 А. А. Бахрушиным передавшим его в 1913 в ведение Академии наук. После Октябрьской революции в 1918 был включ„н в сеть гос. учреждений РСФСР. По распоряжению В. И. Ленина музею было присвоено имя его основателя. За 1918-59 фонды Б. м. увеличились почти в 8' раз. Музей насчитывает около полумиллиона экспонатов и является крупнейшим в мире собранием материалов по истории русского и многонац. сов. т-ра - драматического и музыкального. В Б. м. имеются архивы и рукописи П. С. Мо-чалова, М. С. Щепкина, А. С. Грибоедова, А. Н. Островского, М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссаржевской, А. П. Ленского, семьи Садовских, Н. Н. Синельникова, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Дан-ченко, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова и мн. др. В фонде декорац. живописи хранятся эскизы декораций П. Гонзаго, А. Я. Головина, К. А. Коровина, В. Д. Поленова, М. А. Врубеля, В. М. и А. М. Васнецовых, В. А. Серова, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, В. А. Симова, Ф. Ф. Федоровского, К. Ф. Юона, П. В. Вильямса, В. В. Дмитриева и др.; в иконографическом фонде - портреты актеров, выполненные К. П. Брюлловым, О. А. Кипренским, И. Е. Репиным, Н. А. Андреевым, дружеские шаржи на театр. деятелей работы Кукрыниксов и др. Музей располагает большим количеством фотографий постановок спектаклей от 50-х гг. 19 в. до наших дней, афишами и программами, а также мемориальными вещами театр. деятелей, собранием грамофонных и магнитофонных записей крупных оперных и др. артистов.

При Б. м. имеется библиотека, насчитывающая ок. 50 тыс. томов. Важнейшей задачей музея, помимо хранения и научной обработки экспонатов, является широкая популяризация истории рус. и сов. т-ра. В наст. время (1960) Б. м. располагает двумя постоянными экспозициями - по истории рус. дореволюционного и по истории сов. т-ра и постоянной выставкой, посв. Ф. И. Шаляпину. Музеем устраиваются (как в стенах музея, так и вне его, в т. ч. и за рубежом - в Праге, Братиславе, Бухаресте, Будапеште) временные выставки, отражающие значит, явления в истории т-ра в СССР и за рубежом. Б. м. подготовил разделы сов. т-ра в ряде сов. выставок за рубежом (Париж, Брюссель, Нью-Йорк, Гаванна, Прага), на международной театр. выставке в Вене. В Б. м. вед„тся большая лекционная работа по истории рус. дореволюционного и сов. т-ра, проводятся выездные лекции в домах культуры, клубах, университетах культуры Москвы и ряда областей.

Материалами и консультациями музея пользуются актеры, режиссеры, художники моек. и периферийных т-ров, театр. учебные заведения. На базе своих фондов Б. м. издал ряд научных трудов (А. И. Южин-Сумбатов. Воспоминания. Записи. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, и др.).

Лит.: Филиппов В., Медведев Б., Театральный музей им. Бахрушина, М., 1955; Ю ж и н-С умбатовА. И., О государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина, в кн.: С у м б а т о в-Ю ж и н А. И., Записи. Статьи. Письма, 2 изд., М., 1951. С. Я., Л. Пол.

БАХУТАШВЙЛИ-ШУЛЬГИНА, Ольга Александровна [1(13).III.1876- 29. V. 1930]- груз. советская артистка оперы (сопрано) и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1942). Пению обучалась в муз. уч-ще Тбилисского отд. Русского муз. об-ва, на Высших вокальных курсах в Петербурге (1901) и Высших вокальных курсах в Милане (1907). Впервые выступила на оперной сцене в Тбилиси в 1903. Б.-Ш.-первая исполнительница женских партий в операх Палиашвили и др. груз. композиторов. Партии: Этери ("Абесалом и Этери" Палиашвили), Гульчина ("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили), Лиза ("Пиковая дама"), Чио-Чяо-сан и др. Гастролировала в Москве, Киеве, Одессе, Харькове и др. городах. С 1918 занимается педагогич. деятельностью (с 1921 - профессор Тбилисской консерватории). Одна из создательниц груз; вокальной педагогики. Автор "Опыта вокальной педагогики" (1936, на груз. яз.) и методич. пособий по пению. В 1921 работала руководителем и редактором Гос. нар. оперы Глав-политпросвета Наркомпроса. Соч.: Очерки по истории вокального образования в Грузии, Тб., 1959 (совм. с Рядновым и Вронским). Н. Э

"БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН" - балет Б. В. Асафьева, либретто Н. Д. Волкова (по поэме Пушкина). Пост. 22 сент. 1934 в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова (Мария - Уланова, Зарема - Иордан, Вечеслова, Гирей - Дудко, Вацлав - Сергеев; балетм. Захаров, дириж„р Мра-винский, худ. Ходасевич). Возобновлена там же, 1946. Первая пост. в Москве - 11 июня 1936, Большой т-р (Мария - Васильева, Зарема - Банк, Гирей - Гусев; балетм. Захаров, дириж„р Файер, худ. Ходасевич). Возобновлена в 1944 и в 1954. Пост. в т-рах оперы и балета др. городов:

Алма-Аты (1958), Ашхабада (1946 и 1950), Баку (1935 и 1950), Вильнюса (1954), Еревана (1939 и 1955), Казани (1946 и 1958), Киева (1937 и 1956), Одессы (1937), Риги (1947), Сталинабада (1946), Тбилиси (1939, 1955, 1958), Якутска (1958) и др.

За рубежом впервые пост. 19 янв. 1938 в Т-ре оперы и балета, Вильнюс; в т-ре Нар. оперы, София (1945), в Бухарестском оперном т-ре (1947), балетн. Ансамбле албанской филармонии (1951), в Нар. т-ре Тираны (1954); Силезском оперном т-ре, Бытом (1951); в Нар. т-ре, Росток -ГДР (1951); в Т-ре оперы и балета Будапешта (1952); Нац. опере в Праге (1955); Нац. финской опере (1956, 1958); в Японии - в балетной труппе "Микуко Мацуяма" (1958); Муз. т-ре Улан-Батора (1959).

Издания.- "Бахчисарайский фонтан", М., Музгиз, 1939. Д. П.

БАЦ‚ВИЧ (Bacewicz), Гражина (р. 5. II. 1913) - польский композитор и скрипачка. Композиции обучалась в Варшавской консерватории у проф. К. Сикор-ского, игре на скрипке - у проф. И. Яжембского. Совершенствовалась в Париже у Н. Буланже (композиция) и К. Флеша (скрипка). Творч. деятельность как скрипачка и композитор начала в 1934. Автор оперы "Приключения короля Артура" (впервые исполнена по радио в Варшаве, 1960), балета "Король-крестьянин" (Варшава, 1953) и др. соч. Вед„т педагогич. работу; профессор консерватории в Варшаве. Гос. премии (1950, 1952). Л. Г.

БАЦЗЫ - 1) Название различных предметов реквизита в кит. т-ре (пики, мечи и т. п.), употребляемых в сценах боя. 2) Название батальных сцен в нар. кит. т-ре.

БАЧВАНСКИЙ (Б а ч в а н с к и), Александр (1832- 26. III. 1881)сербский актер и режиссер. В 1848 организовал любительский т-р в Сегедине. Проф. сце-нич. деятельность начал в бродячей театр. труппе после 1850. Под псевдонимом Вархиди играл в Будапеште. В 1869-74 был режиссером Народного т-ра в Белграде, где до конца жизни, несмотря на слепоту, наступившую в 1874, работал как актер. Среди пост. Б.: "Венецианский купец" (1869), "Кир Яня" Стерии-Поповича, "Лекарь поневоле" (обе в 1870). Игра Б.- яркого характерного актера - отличалась правдивостью и выразительностью. Роли: Шейлок, Гарпагон; Людовик XI ("Людовик XI" Делавиня), Фарий ("Граф Монте-Кристо" по Дюма-отцу) и др. Занимался педагогической работой в актерской школе в Белграде. А г. М.

БАЧО, Киро (наст. фам. - Петров) (1835-76) - болгарский поэт, педагог, революционер. По инициативе Б. в с. Горни-Турчета в 1869 была создана нар. читальня, в к-рой с нач. 70-х гг. учщаяся молод„жь ставила любительские спектакли. Б. принимал участие в этих постановках. Одна из пьес Б. "Бедняк Танчо" (1874, по повести Л. Каравелова), написанная для пост. в нар. читальне, является образцом "хайдуцкой драмы", отражавшей революц. настроения болг. общественности.

В ней реалистически воссоздана жизнь болг. крестьян йод тур. игом, вооруж„нное выступление народа Против поработителей. Б.- один из героев Апрельского восстания 1876, был схвачен турецкой полицией повешен. Аг. М.

БАШ (наст. фам.- Б а ш м а к), Яков Васильевич (р. 8. VIII. 1908) - украинский советский писатель, драматург. Член КПСС с 1938. Род. в крестьянской семье. В 1927 написал первую пьесу "Смерть в петле", к-рую пост. районный драмкружок. Работал на строительстве Днепрогэса. В 1931 начал литературную деятельность. Учился в Харьковском (1933- 1935), затем Киевском (1935-37) ун-тах на филологич. ф-те, в 1940 закончил аспирантуру. Написал пьесы:

"Профессор Буйко" (1949, Т-р им. Франко) - о борьбе советских партизан с немецкими оккупантами в годы Великой Отечеств, войны; "Днепровские зв„зды" (1951, Запорожский т-р им. Щорса) - о восстановлении Днепрогэса в послевоенные годы; бытовую комедию "У каждого своя цель" (1956, Харьковский т-р им. Шевченко).

Соч.: П'еси, Кив, 1958. Р. Б.

БАШЕННЫЙ ТЕАТР - название декадентского театрального кружка, созданного писателем Вяч. Ивановым в Петербурге. Существовал в 1909-10. Спектакли устраивались на квартире Вяч. Иванова, расположенной в верхней части здания - башне (отсюда название). В Б. т. играли писатели и поэты М. А. Кузмин, В. А. Пяст, В. Н. Княжнин; активным участником кружка был В. Э. Мейерхольд. Известность получил спектакль Б. т. "Поклонение кресту" Кальдерона (в пер. Бальмонта; реж. Мейерхольд, художник С. Ю. Судейкин).

Лит.: Пяст В., Встречи, М., 1929, с. 166-180; Зноско-Боровский Е., Башенный театр. "Аполлон", 1910, ј 8, с. 31-36.

БАШКИРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Так же, как и башк. т-р, с развитием к-рого она тесно связана, Б. д. возникла после Великой Октябрьской соц. революции. До революции башкиры письменности на родном языке не имели. Истоком Б. д. явилось богатое наследие устного нар. творчества. Сюжеты первых пьес - "Ашкадар" (1920), "Башкирская свадьба" (1927) М. Бурангулова, "Карагол" Д. Юлтыя (1925) заимствованы из нац. фольклора. В них воспроизводились образы нар. героев, нар. быт, обряды. Первый период развития Б. д. отмечен стремлением к этногра-фич. точности в воспроизведении быта народа и некоторой его идеализацией. На развитие Б. д. заметное влияние оказала тат. драматургия, в частности пьесы Г. Камала, М. Файзи и др. В традициях этой драматургии написана бытовая комедия X. Ибрагимова "Башмачки" (1921) из жизни дореволюц. тат. купечества. Эта пьеса заложила основы популярного в башк. т-ре жанра муз. комедии. В конце 20-х годов появляются пьесы на совр. темы. Большое значение для утверждения совр. нац. драматургии имела пьеса М. Гафури "Красная звезда" (1926), показывающая молод„жь, строителей новой жизни в башкирской деревне 20-х гг. Теме современности, строительству социализма в Башкирии посв. пьесы А. Тагирова: "17- ЗО" (1929), "Урняк" (1929), "Завод" (1932). Значительным этапом в развитии Б. д. явилось творчество С. Мифтахова, обращ„нное к острым проблемам современности. В пьесах "Хакмар" (1932), "Дружба и любовь" (1939), "Дочь степей" (1940) драматург показывает новых людей башк. деревни, их отношение к семье, к труду. В пьесе "На Балкане" (1935) - тяж„лую жизнь башк. сезонных рабочих на золотых приисках в дореволюц. годы.

В 30-х-нач. 40-х гг. в драматургию приходят Б. Бикбай ["Карлугас" ("Ласточка"), 1938)], К. Даян ("Тансулпан", 1941), Р. Нигмати ("На берегу Белой", 1941, "Лес шумит", 1944).

Новый этап в развитии Б. д. начинается в конце 40-х - нач. 50-х гг. К драматургии обращаются писатели и поэты - И. Абдуллин, Г. Ахметшин, М. Карим, К. Мэрген, Н. Наджми, М. Хайдаров. Несколько позже - А. Мирзагитов, Н. Асанбаев. В послевоенном творчестве башк. драматургов большое место занимает совр. тема. О новой колхозной деревне рассказывают пьесы "Тальян-гармонь" Г. Ахметшина (1949), "На берегу Ирендэка" М. Хайдарова (1950), "Прекрасные долины Ак-Идели" И. Абдуллина (1950). В пьесе "Одинокая бер„за" М. Карима (1951, 2-й вар. 1954) показан острый конфликт между зазнавшимся, противопоставившим себя народу председателем колхоза и колхозниками, резко критикующими его, но борющимися за преодоление председателем своих ошибок. Жизнь послевоенной Башкирии отражена в пьесе К. Мэргена "Утро города" (1949) - о строительстве новых городов в республике. Пьесы И. Абдуллина "Глубокое дыхание" (1947) и "Свояки" (1952) посвящены жизни башкирских нефтяников. В пьесе "Глубокое дыхание" отражены борьба за открытие девонской нефти, столкновение новых, прогрессивных и косных, отсталых взглядов в науке. Об интеллигенции, студенчестве и молод„жи рассказывают пьесы "Мы не расстанемся" Абдуллина (1950), "Весенняя песнь" Н. Наджми (1951) и др.

Творчество башкирских драматургов 50-х гг. характеризуется разнообразием жанров. На историческую и историко-революционную тему написаны пьесы "Салават" (2-й вар. 1953) Б. Бикбая, "Огненный вихрь" А. Мирзагитова (1959). Героике Отечественной войны посв. пьеса "Генерал Шаймуратов" И. Абдуллина и Ш. Насырова (1958). К жанру пси-хологич. драмы относятся "Утерянные письма" Г. Ахметшина (1957), "Раиса" Н. Асанбаева (1958; "Он вернулся" А. Атнабаева (1956). В популярном жанре муз. комедии написана пьеса М. Карима "Похищение девушки" (1958), в жанре комедии - пьеса Н. Наджми "Парень удаль свою показывает" (1960).

Лит.: Пименов Вл. и ХарисовА., О башкирской драматургии, в кн.: Башкирская советская драматургия, М., 1954; Гайнуллин М., Драматургия Мифтахова. Из истории развития башкирской литературы, Уфа, 1959; Карим М., Некоторые вопросы развития башкирской драматургии, газ. "Советская Башкирия", 1954, 31 января, ј 26;

Байтерякова Д., Молодость не требует скидок, "Театральная жизнь", 1959, .ј 5. Д. Б.

БАШКИРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ. Создан в 1919 в Стерлитамаке на базе кружков красноармейской самодеятельности. Вначале коллектив ставил пьесы татарских драматургов, переводы рус. классич. драматургии. В репертуаре первых лет пьесы башк. авторов на фольклорном материале ("Ашкадар" Бурангулова, 1920, "Карагол" Юлтыя, 1925). Среди первых актеров т-р а:

Г. Карамышев, Б. Юсупова, Г. Мингажев, X. Бухарский, А. Зубаиров, Т. Рашитова, Ф. Самитова, Г. Саттаров, Е. Сыртланова, Г. Ушанов, Д. Даутова, композитор и драматург X. Ибрагимов. Первыми режиссерами были: В. Муртазин, М. Магадеев, художник С. Никандров. В 1922 т-р был перевед„н в Уфу, в 1924 переформирован в "Гос. передвижной т-р" для обслуживания р-нов республики. В 1929 труппа переходит на стационарную работу в Уфе, получает гос. дотацию (в летний период обслуживает р-ны республики). В последующие годы в состав труппы вливается группа молод„жи, окончившая театр. отделение Техникума иск-в ( созд. в Уфе в 1926), - 3. Бик-булатова, А. Баширова, Т. Бикташева, В. Галимов, Б. Имашев, Г. Мансурова, А. Мубаряков, А. Сады-кова, Р. Саубанова, Р. Сыртланов, Г. Тукаев, А. Ша-муков, М. Хабибуллин, муз. руководителем т-рас 1932 был композитор М. Валеев.

В конце 20-х-нач. 30-х гг. т-р обращается к пост. пьес на совр. тему: "Красная звезда" Гафури (1926),

"17-30" (1929), "Завод" (1932), "Ала-Тау" (1932) Тагирова и др. Т-р ставит рус., сов. и классич. драматургию. Большое значение для развития башк. театр. иск-ва имели спектакли: "Мятеж" (1929), "Ревизор" (1929), "Разбойники" (1929), "Овечий источник" (1930), "Без вины виноватые" (1933) и др. В 30-е гг. значительным этапом в истории т-ра явились пост. пьес С. Мифтахова "Хакмар" (1932), "Дружба и любовь" (1939), "Дочь степей" (1940), посв. совр. темам, пьесы "На Балкане" (1935) - о жизни башк. сезонных рабочих на золотых приисках. Утверждению иск-ва социалистич. реализма в эти годы способствовала пост. лучших пьес рус. советской драматургии: "Поднятая целина" по одноим. роману Шолохова (1936), "Любовь Яровая" (1937), "Бронепоезд 14-69" (1939). В 1935 т-р получил звание академического.

К концу 30-х гг. труппа вновь пополняется выпускниками Техникума иск-в, в т-р приходят артисты:

3. Арсланова, Г. Арсланов, Л. Ахтямова, С. Батыр-шина, Ф. Галимов, К. Исханова, 3. Игдавлетов, 3. Каримов, Ф. Камалетдинова, Б. Канзафаров, X. Ку-дашев, М. Лукманов, С. Саитов, Г. Сулейманов, X. Ягудина, Р. Янбулатова. Т-р ставит в эти годы пьесы "Карлугас" ("Ласточка") Бикбая (1938), "Черноликие" Амири и Галимова по одноим. повести Гафури (1938), "Тансулпан" Даяна (1941), "Егор Булычев и другие" (1934), "Доходное место" (1938), "На дне" (1939). О творческой зрелости коллектива свидетельствовал спектакль "Человек с ружь„м" (1941), в к-ром роль В. И. Ленина исполняли артисты А. Йамуков и А. Мубаряков.

К 40-м гг. т-р достиг творч. зрелости. Наряду с актерами старшего поколения выдвинулась группа талантливой молод„жи, выросла режиссура (К. Ба-киров, Б. Имашев, Р. Файзи; режиссурой занимались также актеры X. Бухарский, В. Галимов и А. Мубаряков), художники (М. Арсланов, Г. Имашев, С. Каллимулин). В годы Великой Отечеств, войны были пост. спектакли: "Нашествие" (1943); "На берегу Белой" Нигмати (1941). Но в эти годы в репертуар проникли и слабые пьесы (напр., "Идукай и Мурадым" Бурангулова), искажающие историч. прошлое башк. народа. Во 2-й пол. 40-50-х гг. т-р вед„т большую работу по созданию спектаклей на совр. темы: "Под каштанами Праги" Симонова (1946), "Герои" по роману А. Фадеева "Молодая гвардия" (1947). Были созданы спектакли, отражающие совр. жизнь республики: "Глубокое дыхание" (1947), "Прекрасные долины Ак-Идели" (1950), "Свояки" (1952) Абдуллина, "Утро города" Мэргена (1949), "Тальян-гармонь" Ахметшина (1949), "На берегу Ирендэка" Хайдарова (1950), "Одинокая бер„за" Карима (1951, 1954), "Мы не расстанемся" Абдуллина (1950) и "Весенняя песнь" Наджми (1951); историческая драма "Салават" Бикбая (1953). Театр продолжал работу над переводной советской и классич. драматургией. Пост. "Семья" Попова (1950), "Последняя жертва" (1950), "Бесприданница" (1953), "Мещане" (1952), "Разлом" (1956), "Дядя Ваня" (1954), "Отелло" (1935, 1954). В репертуаре т-ра - драматургия братских республик: "Семья Аллана" Мухтарова (1951), "Женихи" Токаева (1952). Во 2-й пол. 50-х гг. осуществлены спектакли: "Муса Джалиль" Исанбета (1956), "Живой труп" (1958); "Похищение девушки" Карима (1958), "Раиса" Асанбаева (1958), "Генерал Шаймуратов" Абдуллина и Насырова (1958), "Третья патетическая" (1959). В т-ре работают: режиссер Ш. Мурта-зина, композитор Т. Каримов. В 1959 труппа т-ра пополнилась выпускниками башк. студии ГИТИС.

Лит.: Башкирский государственный академический театр драмы (Декада башкирской литературы и искусства), М., 1955 [Вступ. статья к программе]; Успехи молодого искусства (К итогам декады башкирской литературы и искусства),

Правда", 1955, 11 июня, ј 162; Х а ф и з о в Н., Башъ-орт театр тарихе биттэренэн, "Эзэби Башкортостан", бфе, 1957, ј \\- Д. Б.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница