Наши партнеры

оборудование для концертных залов
Выгодно мурманск прокат автомобилей в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 38)


БАРВЙНСКАЯ, Феодосия Андреевна [30. V(l 1. VI) '. 1899] - украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1943). Род. в г. Сумы в семье актеров. С раннего детства участвовала в спектаклях труппы А. Су-ходольского (в к-рой служили е„ родители), где исполняла роли детей. В конце 1913 дебютировала в "Вечерницах" Нищинского и была принята в труппу. Работала в различных укр. антрепризах, товариществе "Сурма". С 1921 - актриса Т-ра им. И. Франко (Киев). Для творчества Б. характерны острота сценич. рисунка, художеств. достоверность. Среди лучших ролей Б.: Лауренсия; Мавка ("Лесная песня" Леси Украинки), Мирандолина; Йола (о. п. Жулавского), Эболи ("Дон Карлос"), Ирина Лавровна и Коринкина ("Последняя жертва" и "Без вины виноватые"), Надежда и Варвара ("Последние" и "Егор Булычев и другие"), Ванина ("Житейское море" Карпенко-Карого), Зося, Лида, Тайга, Ковшик ("Богдан Хмельницкий", "Платон Кречет", "Банкир", "Калиновая роща" Корнейчука) и др.

Лит.: Поляков А., Феодос?я Андр?вна Барв?нська, [XapKIBJ, 1940. ?. ?.

БАРД (франц. barde, от кельт, bard) - странствующий поэт и певец у кельтов, живших гл. обр. на территории нынешних Ирландии, Уэльса и Шотландии. Первые упоминания о Б.- у греч. и рим. историков 3-1 вв. до н. э. (bardus). До 15 в. Б. существовали в Уэльсе, в 15-18 вв.- в Ирландии и Шотландии. Периодически происходили сборы Б., на которых выдавались награды за лучшие песни, муз. произв. и игру на инструментах. Б. пели и декламировали стихи и баллады о нар. героях, свободе, любви в сопровождении арфы или кроуда-старинного кельтского струнного инструмента.

БАРДЙТЫ (чем. ед. ч. Bardiefc или Bardit, от лат. barditus или barri tus - род боевой песни древних германцев) - немецкие национально-патриотические драмы. Созданы Ф. Клопштоком во 2-й пол. 18 в. (всего 3). Б. "Битва Германа" (1769), "Герман и князья" (1784) и "Смерть Германа" (1787) написаны прозой, чередующейся со стихами, в них прославляется древнегерм. полководец Арминий (Герман), боровшийся против рим. самодержавия. Б. отличались тираноборческой направленностью и были восторженно приняты писателями "Бури и натиска" и деятелями революц. Франции. Но отсутствие сценичности помешало их продвижению на сцену. Темы Б. в дальнейшем разрабатывали Г. Клейст, X. Граб-бе и Р. Вагнер. Э. Г.

БАРДХАН, Шанти (1916- 54) - индийский хореограф и театр. деятель. Двенадцати лет начал учиться танцам "манипури", "катхак" и "типпера". В 1940-44 работал в хореографич. школ'е танцовщика и балетмейстера У. Шанкара в Алморе. Вместе с ним осуществил пост. танц. сцен "Дух Индии" (1945) и "Индия бессмертна" (1946), пользовавшихся большой популярностью в годы борьбы индусов за независимость. В 1947 организовал собств. труппу, с к-рой пост. хореографич. спектакль "Открытие Индии" (по мотивам книги Дж. Неру). В 1952 создал "Малый балет" - танц. труппу в Бомбее, выступавшую не только в Индии, но и за рубежом (СССР, КНР, Непал и др. страны). В этом коллективе Б. пост.: "Сцены из Рамаяны" (1952; на сюжет инд. эпоса) и "Панчатантра" (1954; по мотивам инд. нар. сказок) - синтетич. спектакли с танцами, музыкой, пением, стихотворными диалогами, сочетающие традиц. при„мы инд. классического танца и выразительные средства народного танца. Св. П.

БАРИОНИ (Barioni), Даниеле (р. 1928) - итальянский артист оперы (сначала баритон, затем тенор). Пению обучался в Милане у А. Бордонали. Дебютировал в 1954 в милан. т-ре "Нуово". В 1955 пел в Каирской опере. С 1956 - один из ведущих певцов "Метрополитен-опера". Партии: Каварадосси, Рудольф, Пинкертон ("Тоска", "Богема", "Чио-Чио-сан"), Альфред;

Туриду ("Сельская честь" Масканьи) и др. Л. М.

БАРИТОН (итал. baritono, от греч. ????? - тяж„лый, низкий и ????? - тон) - 1) Мужской голос, средний между басом и тенором. Различают Б. лирический (близок к драматическому тенору) и Б. драматический - более мужественный, сильный голос (в нижнем регистре приближается к басу). Диапазон Б. от А до al (asi). Наибольшее распространение в операх партии Б. получили в начале 19 в. Выдающимися певцами-баритонами были певцы: русские - П. А. Хохлов, Л. Г. Яковлев, И. В. Тартаков, Б. Б. Корсов, И. А. Мельников; итальянские - А. Тамбурини, M. Баттистини, А. Скотти, Титта Руффо; французские - Ж. Фор, В. Морель, M. Рено; американские- Д. Бисфем, К. Уайтхилл и др. Среди сов. певцов Б.- П. Г. Лисициан, А. А. Иванов, А. П. Иванов, С. И. Мигай, В. Р. Сливинский, П. М. Норцов, М. С. Гриш-ко, Е. Серкебаев, П. В. Амиранашвили, Т. Куузик и др. Партии Б.: Мазепа, Онегин, Игорь; Грязной ("Царская невеста"). Демон, Риголетто; Дон Жуан (о. п. Моцарта), Тельрамунд ("Лоэнгрин" Вагнера), Богдан Хмельницкий (о. п. Данькевича), Рылеев ("Декабристы" Шапорина), Фрол Скобеев (о. п. Хренникова) и др. 2) Басовый струнный смычковый музыкальный инструмент (типа виолы-бастрады). Был распростран„н в 18 в. 3) Духовой медный музыкальный инструмент.

БАРКАРОЛА (итал. barcarola, от barca - лодка) - песня лодочника, гребца; бытовой муз. жанр, особенно распростран„нный в Венеции. Б. (романс, пьеса для фп.) связана своими образами с движением по воде, катанием на лодке; обычно - мечта-тельно-лирич. характера, с плавной мелодией на фоне мерного сопровождения, подражающего всплескам волн. В операх встречаются вокальные номера, написанные в жанре Б. в "Немой из Портичи" Д. Ф. Обера, "Цампе" Л. Ж. Ф. Герольда, "Отел-ло" Д. Россини, "Сказках Гофмана" Ж. Оффенбаха, и ДР.). ,

БАРЛЕТТА (Barletta), Леонидас (р. 30.VIII.1902) - аргентинский писатель, драматург, театральный деятель. Род. в Буэнос-Айресе. Один из инициаторов создания нового нац. т-ра. В 1930 основал т. н. независимый т-р "Эль Пуэбло" ("Народный т-р") в Буэяос-Айресе, спектакли к-рого показывались по доступным для широкого зрителя ценам. В 1931 Б. создал при т-ре гастрольную труппу, разъезжавшую по всей стране. В 1931 здесь была осуществлена пост. первой пьесы Б.- "Ненависть", в 1946 - его пьесы для детей "Хозяева леса". Драма-тич. произведения Б. посвящены социальной проблематике, демократичны по своей направленности. Ал. Р.

БАРЛОГ (Barlog), Болеслав (р. 28. III.1906) - немецкий режиссер. Ученик реж. Г. Гиль-перта и К. Мартина. Начал сце-нич. деятельность ассистентом режиссера в берлинском Народном т-ре (1930-33), затем работал в кино. С 1945 руководил "Шлоспарк-театром", с 1951 "Шиллер-театром" в Зап. Берлине. Первая значит, режиссерская работа Б. в "Шлоспарк-театре" - комедия В. Геца "Фокус-покус" (1945). Среди 'пост. 40-50-х гг.: "Как вам это понравится" (1946) и "Сон в летнюю ночь" (1953) Шекспира, "Женитьба" Гоголя (1947), "Андрокл и лев" Шоу (1947), "Фауст" Г„те (1954). Б. ставит острые комедийные спектакли. Его режиссерские работы характеризуются богатством фантазии, интересом к гротескным решениям.

Лит.: 10 Jahre Schlo?park-Theater, В., 1956. В. К. БАР-МЙЛЬДЕНБУРГ (Bahr-Mildenburg), Анна (29.XI. 1872-27.1.1947) - австрийская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Венской консерватории у Р. Папир и Б. Поллини. Дебютировала в Гамбурге в 1895. В 1908-17 - солистка Венской придворной оперы. Наибольшую известность завоевала исполнением партий в операх Вагнера, в т. ч. Кундри ("Парсифаль"), Изольда ("Тристан и Изольда"), Брунгильда ("Валькирия"). Впоследствии занималась также оперной режиссурой. С 1919 Б.-M. - профессор пения в Мюнхенской муз. академии.

Лит. соч.: Bayreuth und das Wagner-Theater, W., 1912. Лит.: Stefan P., Anna Bahr-Mildenburg, W., 1922. л. м.

БАРНАЙ (Barnay), Людвиг (11. II. 1842, Пешт,- l. II. 1924, Ганновер) - немецкий актер и театральный деятель. В 1860 дебютировал под псевд. Лакруа в передвижном т-ре в Траутенау (Богемия). В 1861 поступил в Немецкий т-p Будапешта. В 1863-73 играл в т-рах Граца и Майнца, в венском "Бургтеатре", в т-рах Лейпцига и Франкфурта-на-Майне. В 1874 был приглаш„н в труппу Мейнинген-ского театра, гастролировав-шую в Берлине. Здесь Б. исполнил роль Антония ("Юлий Цезарь" Шекспира), прин„сшую ему большой успех. В 1875-77 играл в Гамбурге, периодически продолжая выступать у мейнингенцев и в др. т-рах Германии как гастрол„р. Вместе с мейнингенцами Б. совершил гастрольную поездку по Европе. К этому времени он создал осн. роли своего репертуара: Гамлет, Отелло; Вильгельм Телль (о. п. Шиллера), Валленштейн ("Смерть Валленштейна" Шиллера), Кин (о. п. Дюма-отца). Игра Б. отличалась пластичностью, подч„ркнутой патетикой.

В 1880-83 Б. гастролировал в Германии, Англии и Америке. По возвращении из гастролей принял участие в создании берлинского Немецкого т-ра, но уже в 1884 вновь вернулся к гастрольной деятельности. В 1888 Б. организовал Берлинский т-р, к-рым руководил до 1894. Этот т-р ставил невысокий по качеству репертуар, в спектаклях отсутствовал актерский ансамбль, вс„ было подчинено раскрытию дарования самого Б. С 1897 Б. - артист Висбаденского т-ра, в 1906-08-интендант (руководитель) Королевского т-ра в Берлине, в 1908-12 - Придворного т-ра в Ганновере. В 1871 Б. создал "Товарищество немецких сотрудников т-ра", президентом к-рого оставался до конца жизни. Героич. устремл„нность творчества Б., высокая артистич. культура и мастерство определили его славу как выдающегося трагич. актера Германии. Но пристрастие к сценич. эффектам, стремление привлечь к себе внимание публики, пренебрежение сценич. ансамблем свидетельствовали об отходе актера от реалистич. традиций крупнейших нем. актеров 19 в. Поэтому иск-во Б. воспринималось театр. новаторами (О. Брам и др.) как выражение консервативных тенденций.

Соч.: Erinnerungen, Bd 1-2, 2 Aufl., В., 1903; иЫг Theater und Anderes, В., 1913 (переизданные в 1954).

Лит.: L'A r г о n g e A., Deutsches Theater und deutsche Schauspielkunst, B., 1896, с. 75-77; Martersteig M., Das deutsche Theater im XIX. Jahrhundert, Lp7., 1904. В. Я.

БАРНЕТТ (Barnett), Джон (15. VII. 1802-16.IV. 1890) - английский композитор. Музыке обучался первоначально в Лондоне у Хорна, Прайса и Риса, затем во Франкфурте-на-Майне у Шнейдера. Автор опер, пост. в различных т-рах Лондона: "Горная нимфа" (на сюжет Теккерея; 1834, т-р "Друри-Лейю), "Прекрасная Розамунда" (1837, там же) "Фаринел-ли" - о выдающемся певце 18 в. (1839, .т-р "Лицеум"), и др. Опера Б. "Горная нимфа", имевшая большой успех у публики, отличалась яркими муз. характеристиками и явилась важным этапом в истории англ. оперы. Б. принадлежат популярная оперетта "Перед завтраком" (1825, т-р "Лицеум"), мн. песен и др. соч. С 1841 Б. занимался преподаванием пения. Написал школу пения (School for the voice. L., 1844). Be. T.

БАРНС (Barnes), Кеннетт Ралф (11.IX.1878- 16.X. 1957)-англ. театр. деятель. Брат актрис А. и В..Ванбру. Занимался журналистикой. В 1909-55 был директором Королевской академии драматич. иск-ва в Лондоне. Деятельность Б. способствовала превращению академии в одно из крупнейших театр. уч. заведений Англии. В 1939-46 возглавлял также Национальную ассоциацию по организации зрелищ (для обслуживания армии). Написал пьесы: "Стеклянные дома" (1909), "Сестры" (1918), "Встречные течения" (пост. студентами академии в 1921), "Буква закона" (1924) и др. Ф. Я.

БАРНУМ (Barnum), Финеас Тейлор (5.VII. 1810- 7.IV.1891) - американский цирковой антрепрен„р. Создал (1873) тр„хманежный цирк шапито в к-ром одновременно даются 3 различных представления. Изобретательный делец, Б. сумел придать своему цирку характер большого, доходного, капиуалистич. предприятия. Широкое применение рекламы сенсац. характер номеров, пышность представления, хорошая организация транспортировки, позволяющая' каждые 2-3 дня перевозить из города в город здание (вмещающее до 12 тыс. чел.), массу животных и т. д., обеспечили успех цирку Б. в Америке и в Европе. Преследуя исключительно материальную выгоду, Б. не заботился о художеств. качестве программы, демонстрировал уродов, организовывал всяческие лотереи и т. д. После смерти Б. предприятие возглавил его бывший конкурент, потом компаньон Дж. Бейли, а с 1906-бр. Ринглинг. Летом 1956 цирк Б. (Бейли - Ринглинг) прекратил существование. М. 3.

БАРОВ, Александр Александрович (1890-1920)- русский актер. В 1908-12 играл в M XT, исполнял маленькие роли (секретарь следователя - "Живой труп" и др.). В 1912 вступил в труппу H. H. Синельникова в Харькове (где работал до конца жизни), был одним из ведущих актеров этого т-ра. Превосходно владея актерской техникой, Б. достигал полного перевоплощения в таких разнообразных ролях, как Фамусов; царь Ф„дор ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Смердяков ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Штокман ("Доктор Штокман" Ибсена ) и др. Особенно большой успех имел Б. в роли Городничего. Во время захвата Харькова деникинца-ми (1919) Б. за исполнение роли Королевского брадобрея (о. п. Луначарского) был арестован и лишь благодаря усилиям товарищей спас„н от расстрела.

Лит.: Синельников Н", Шестьдесят лет на сцене [1874-1934], [Харьков], 1935. Д Цл.

БАРОМЕО (Ваготео), Чейз (р. 19. VIII. 1893) - американский артист оперы (бас). Муз. образование получил в Мичиганском ун-те (окончил в 1917), где участвовал в постановке опереточных спектаклей. В 1920-23 брал уроки пения у Кампанари в Нью-Йорке, затем у Шнейдера в Милане. Впервые выступил на оперной сцене в Миланском театре "Карка-но" в 1923. Был солистом театра "Ла Скала" в Милане (1924-26), с 1927-оперы в Чикаго, с 1935- "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Партии: Маркиз, Рамфис ("Сила судьбы", "Аида" Верди), Бартоло;

Дед-Мороз, Бермята ("Снегурочка") и др. Л. M.

BAt-Ofi (Baron), Мишель (8.X.1653, Париж,- 22.XII.1729, там же) - французский актер. Рано потеряв родителей - актеров "Бургундского отеля", начал выступать в детской труппе актрисы Резен. В 1665, во время гастролей труппы в Париже, Б. встретился с Мольером, к-рый взял его в свою труппу. Ссора с женой Мольера -Армандой Бежар - вынудила Б. уехать в провинцию. В 1670 вернулся к Мольеру, играл роли молодых любовников в его пьесах - Амур ("Психея", 1671), Октав ("Проделки Скапена", 1671), Арист ("Уч„ные женщины", 1672) и др. После смерти Мольера (1673) Б. переш„л в труппу "Бургундского отеля", где играл роли Ахилла ("Ифигения в Авлиде" Раси-на, 1674), Ипполита ("Федра" Расина, 1677) и др. С момента образования т-ра "Комеди Франсез" (1680) Б. вош„л в труппу этого т-ра. Выступая в амплуа трагич. героя, Б. следовал принципам Мольера: порвав с условно-декламационной при-дворно-аристократич. школой актерского иск-ва, он добивался естественности трагич. речи, ломал монотонную размеренность александрийского стиха, подчинял интонацию мысли, эмоции. Б. усилил жизненную достоверность поведения трагич. героя - внимательно слушал партн„ра, реагировал на его слова, выходя на сцену, сразу включался в действие. Сущность классицизма для Б. заключалась в высокой героике, в углубл„нной - мысли. Мужественное, насыщенное страстью иск-во Б. выражало новаторские устремления. Будучи актером классицистич. т-ра, он сохранил идеализацию, преувеличенное "благородство" героя, продолжал пользоваться пышным условным костюмом. В 1691, в расцвете дарования и славы, Б. внезапно покинул сцену. В 1720 он вернулся в т-р, продолжая играть роли героев: Родриго, Гораций ("Сид", "Гораций" Корнеля), Пирр ("Андромаха" Расина). Опираясь на формировавшуюся во Франции просветительскую идеологию, Б. и молодая актриса А. Ле-кувр„р повели наступление на внешне формальное, внутренне опустош„нное иск-во актеров придворно-аристократич. т-ра, боролись за психологич. правду в исполнении трагедий. Б. писал комедии, высмеивающие аристократич. нравы ("Удачливый волокита", 1686, и др.).

Лит.: С о р i n A., Histoire des comediens de la troupe de Moliere, P., 1886; M a н ц и у с К, Мольер. Театры, публика, актеры его времени, М., 1922; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, M., 1957. Е. Ф.

БАРРА (Barra), Педро де ла (р. 23.X.1912) - чилийский режиссер, актер, драматург. В 1926 начал сценич. деятельность в "Муниципальном т-ре" г. Талька. В 1934-38 руководил любительской труппой, на основе к-рой был организован (1939) "Малый университетский т-р" в Сантьяго. В 1941 основал "Экспериментальный т-р" Чилийского ун-та в Сантьяго (ныне "Институт театра"), к-рым руководил до 1958. Б. стремился создать народный национальный т-р, знакомящий зрителей с произв. чилийской и мировой драматургии. Среди пост. Б.: "Наш город" Уайлдера (1945), "Чаньярси-льо" Асеведо Эрнандеса (1953),"Вдова Апабласы" Луко Кручаги (1956). Б.- один из первых чилийских режиссеров, пропагандирующих систему Станиславского. В 1946 основал Нар. школу сценич. иск-ва. Б.-автор пьесы из жизни рыбаков-"Навстречу ветру" (1948, Лондон, в 1951 пост. "Экспериментальный т-р" Чилийского ун-та). С 1958 возглавляет "Экспериментальный т-р" ун-та в г. Консепсьон. За деятельность в области т-ра удостоен в 1952 Нац. премии по иск-ву. Л. X.

"BAPPAKA"("La Barraca", букв.- балаган)-испанский театр (передвижной). Создан в 1931 вскоре после падения монархии. Одним из инициаторов создания и первым руководителем "Б." был Гарсиа Лорка, возглавлявший т-р в 1931-33. Своей целью т-р ставил пропаганду достижений исп. культуры среди населения отсталых р-нов страны. Труппа т-ра состояла гл. обр. из любителей-студентов Мадридского ун-та- и субсидировалась республиканским правительством. Основу репертуара "Б." составляли интермедии Сервантеса, пьесы Лопе де Вега и Кальдерона. Деятельность "Б." носила студийно-экспериментальный характер, здесь пробовали свои силы молодые художники "левого направления". После ухода Гарсиа Лорки интерес к театру снизился; театр существовал до 1939. Я. Г.

БАРРИ (Вате), Джеймс Мэтью (9.V.1860-19.VI. 1937) - английский писатель, драматург. Шотландец по происхождению. Лит. деятельность начал в 1883 как журналист. С 1885 жил в Лондоне. Автор многочисл. пьес, преим. комедий и сентиментальных мелодрам. Наиболее популярная комедия Б. "Восхитительный Кричтон" (1902) содержит нек-рые элементы социальной сатиры. Мещанская среда с е„ мелочными интересами изображена в пьесах Б. "Маленький священник" (1897), "То, что знает каждая женщина" (1908) и др. Большую известность приобрела пьеса "Питер Пэн" (1904), написанная на сказочно-фанта-стич. сюжет и представляющая собой трогательную историю двух детей. Роль Питера Пэна была одной из лучших в репертуаре амер. актрисы М. Адаме. Б. написал также пьесы: "Мери Роз" (1920), "Мальчик Дэвид" (1924) и др. Пьесы Б. отличаются тонким юмором, изяществом стиля, но они сентиментальны и ограничены преимущественно психологич. и бытовыми темами. А. А.

БАРРИ (Barry), Спрейнджер (23.XI.1719-1777) - английский актер. По национальности ирландец. Дебютировал в 1743 в Дублине в роли Отелло на сцене "Смок Элли т-р"; в 1746-50 играл трагедийные роли в т-ре "Друри-Лейн": Гамлет, Отелло, Макбет и др. С приходом в т-р Д. Гаррика Б. стал его осн. партн„ром. В 1750 переш„л в т-р "Ковент-Гарден". Выступал в ролях Ромео, короля Лира, Ричарда III, б-езуспешно соперничая с Гарриком. Попытка построить т-р в Дублине (1758) разорила Б. Вернувшись в Лондон, он возобновил актерскую работу; играл вт-ре "Хеймаркет", в 1766- в "Друри-Лейн", с 1774 - в "Ковент-Гарден". Л. Л.

БАРРИ (Ваггу), Филип (18.VI.1896-3.XII. 1949) - американский драматург. Учился в Иельсском и Гарвардском ун-тах, профессор. Лит. деятельность начал в 1923 в Нью-Йорке. Автор популярных салонных комедий, ставившихся т-рами Бродвея: "Ты и я" (1923), "Самый младший" (1924), "Белые крылья" (1926), "Праздник" (1928), "Царство животных" (1932), "Весенний танец" (1936), "Филадельфийская история" (1939), "Без любви" (1942), "Глупая идея" (1945) и др. Б. писал также мистико-богоискатель-ские, фрейдистские пьесы - "В саду" (1925), "Отель Юниверс" (1930), "Сюда приходят клоуны" (1938) и др. К. Б.

БАРРИ (Barry), Элизабет (1658- 7. XI. 1713) - английская актриса. Ок. 1673 начала сценич. деятельность в т-ре "Дорсет-Гарден" (Лондон). Играла комедийные - леди Брут ("Рассерженная жена" Ванбру), и драматич. роли - Корделия ("Король Лир"), Бельвидера ("Спас„нная Венеция" Отуэя), Изабелла ("Роковая свадьба" Соутерна). Выступала вместе с актером Т. Беттертоном. Оставила сцену в 1710. Л. Л.

БАРРИМОР, Бэрримор (Barrymore),- семья американских актеров.

Морис Б. [наст. имя и фам.-Х ерберт Блайт (Blythe)l (1847-26.III. 1905). Сценич. деятельность начал с 1872. Роли: Ромео; Орландо ("Двенадцатая ночь"), Орсино ("Как вам это понравится" Шекспира). Игра Б. отличалась высокой актерской техникой, тонким юмором. С особенным успехом он исполнял комедийные роли (Абсолют - "Соперники" Шеридана). Много гастролировал по Европе. Его партн„рами были известные амер. актеры Дж. Джефферсон, Дж. Дру, Л. Уоллак, польская актриса Е. Моджеевская. В 1901 оставил сцену.

Джорджиана Б. (1856-3.VII.1893) - жена Мориса Б. Дочь известных амер. актеров М. и Дж. Дру. Дебютировала в 1872 на сцене "Арч-стрит т-р". В 1876 играла в Нью-Йорке в труппе О. Дейли. Роли: Селия ("Как вам это понравится" Шекспира), Мария ("Школа злословия" Шеридана). Была талантливой исполнительницей комедийных ролей в пьесах Дейли (гл. роли в "Разводе", "Фру-Фру" и др.). Оставила сцену в 1882.

Э т е л Б. (р. 15.VIII. 1879)- дочь Мориса иДжорд-жианы Б. Сценич. деятельность начала в 1894 на сцене "Эмпайр т-р" в Нью-Йорке в роли Джулии ("Соперники" Шеридана). В 1897-98 выступала в Англии в труппе Г. Ирвинга. С 1901 гастролировала в городах США, исполняла гл. роли в пьесах Шекспира - Джульетта, Офелия; Порция ("Венецианский купец");

Ибсена - Нора. Играла Маргариту Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др. С 1933 снималась в кино.

Джон Б. (14.II.1882-29.V.1942) - сын Мориса и Джорджианы Б. Сценич. деятельность начал в 1903 в Чикаго. В сезон 1918-19 исполнил роль Протасова ("Живой труп"). С успехом исполнял роли Гамлета и Ричарда III. Гастролировал в Англии, Австралии. С 1912 снимался в кино.

Лайонел Б. (28.IV.1878-15.XI.1954) - сын Мориса и Джорджианы Б. Родился в Филадельфии. Там же дебютировал в 1893 в "Арч-стрит т-ре". Выступал преим. в пьесах совр. драматургов (Ф. Барри, С. Бенелли и др.). Один из ведущих актеров нью-йоркских коммерч. т-ров. С 1919 начал сниматься, а в 20-х гг. целиком переш„л на работу в кино. Автор мемуаров об актерской семье Б. (совм. с Шип).

Лит.: Barrymore L. and S h i р р С., We Barrymores, N. Y., 1951; Р ow er-Wa t e r s A., John Barrymore; the legend and the man; the authorized life, N. Y., 1941, L., 1942; Fowler Q., Good night. Sweet Prince: the life and times of John Barrymore, N. Y., 1944. И Я.

БАРРб (Barrault), Жан Луи (р. 8.IX.1910) - французский актер и режиссер. Род. в семье аптекаря. Обучался на курсах живописи в Луврской школе в Париже. В 1931, бросив занятия живописью, поступил в драм. театр "Ателье", созданный и возглавляемый реж. Ш. Дюлленом. С 1932 участвовал в спектаклях театра, играя небольшие роли; одновременно под рук. актера Э. Декру изучал иск-во пантомимы, к к-рому проявил особый интерес. В 1935 Б. поставил на сцене "Ателье" пантомиму "Около матери" (по роману "В то время, как я умирал" Фолкнера), в к-рой изображал лошадь и объезжающего е„ наездника. В 30-е гг. начал сниматься в кино, сблизился с сюрреалистами, левой театр. группой "Октябрь". В 1935 Б. оставил Дюллена и организовал труппу "Чердак Августинов". В 1937 осуществил пост. патриотич. трагедии "Нумансия" Сервантеса в Т-ре Антуана, получившую горячее признание зрителей, остро переживавших события войны в Испании. В 1939 Б. играл в т-ре "Ателье" роль Сильвио в антифашистской пьесе "Земля кругла" Салакру и пост. спектакль "Голод" по Гамсуну. В 1940-46 работал в т-ре "Комеди Фран-сез", к-рый явился для Б., по его утверждению, хорошей драматич. школой. В "Комеди Франсез" играл роли Родриго ("Сид" Шекспира) и Гамлета; пост. спектакли: "Федра" Расина (1942), "Атласная туфелька" Клоделя (1943), "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1945). В 1946 Б. вместе с женой, известной актрисой М. Рено, создал собств. труппу (в здании т-ра "Мариньи"), в к-рой он являлся режиссером и гл. актером. Здесь Б. возобновил пост. "Гамлета" (1946), поставил "Ночи гнева" Салакру (1946), "Процесс" Кафки (1947), "Христофор Колумб" Клоделя (1950), "Маль-брук в поход собрался" Ашара, "Вишн„вый сад" и исполнил роли Дебюро ("Баптист" Превера), Меркурия ("Амфитрион" Мольера), Христофора Колумба, Трофимова ("Вишн„вый сад"), В 1959 возглавил "Театр де Франс" (Париж), где поставил спектакли: "Носороги" Ионеско, "Золотая голова" Клоделя, "Маленькая госпожа Мольер" Ануя, и др. Б. в совершенстве владеет мимикой, мастерством сценич. движения. Является одним из крупных совр. франц. режиссеров. Его постановки отличаются острым режиссерским видением, вниманием к декорац. решению спектакля.

Б. руководил Школой драм. иск-ва в Париже, основанной им совм. с Ж. Берто и Р. Руло. Автор "Размышлений о театре" ("Reflexions sur le theatre", P., 1949). Снимается в кино ("Дети райка", "Забавная драма" и др.).

Лит.: Salacrou A., Portrait de J.-L. Barrault, "Formes et couleurs", Lausanne, 1947, .Ne 5;Триоле Э., Жан-Луи Бар-po, "Театр", 1956, .ј 4.

БАРРОС ГРЕС (Barros Gres), Даниель (1834-1904)- чилийский писатель и драматург. Большинство драматич. произв. Б. Г. написано в жанре комедии, действующими лицами являются представители провинц. мелкой буржуазии, чиновники, служащие. В своих пьесах Б. Г. постоянно противопоставляет этих людей представителям правящих кругов, отличающихся алчностью, корыстолюбием и лицемерием. Творчество Б. Г. получило признание лишь после смерти автора. Пьесу "Как в Сантьяго" поставил в 1947 "Экспериментальный т-р" Чилийского ун-та (Сантьяго). Постановки пьес "Тупица", "Покровитель и его ученица", "Рыбак рыбака видит издалека" и "Репетиция комедии" осуществлены в 1948-49 "Средней школой сценич. иск-ва". В 1952 "Экспериментальный т-р" показал одну из лучших комедий Б. Г. "Почти женитьба, или Седина в голову, бес в ребро". Б. Г. написал также комедии "Ханжа, или Две свадьбы", "Институтка", "Идти по воду..." и ряд коротких пьес-скетчей. В дек. 1954, в связи с 50-летием со дня смерти Б. Г., в Чили были проведены 2 фестиваля, в к-рых приняли участие св. 22 театр. коллективов страны. Л. X.

БАРРЬЕНТОС (Barrientos), Мария (10.III.1884- 8.VIII.1946) - испанская артистка оперы (сопрано). В 1890-98 обучалась в консерватории в Барселоне по классам скрипки, фп. и композиции. В 1898 впервые выступила как певица на сцене оперного т-ра в Барселоне. С 1900 гастролировала в Италии, Португалии, Франции, Германии, Аргентине, США и др. странах. Партии: Лючия ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Виолетта, Джильда; Розина ("Се-вильский цирюльник"), Лакмо;

Динора (о. п. Мейербера), Амина ("Сомнамбула" Беллини) и др. В 1907 Б. оставила сцену (возвратилась в 1916). Выступала в концертах. В конце 30 - нач. 40-х гг. вела педагогич. работу в Буэнос-Айресе. Вс. Т., Иг. Ф.

БАРСАК (Barsacq), Андре (р. 24. I. 1909) - французский режиссер и театральный художник. Род. в Феодосии. В 1924-26 обучался в Школе декорац. искусств (Париж). В 1928 начал работать в качестве художника в т-ре "Ателье" (Париж), руководимом Ш. Дюлленом (первая работа - оформление спектакля "Вольпоне" Б. Джонсона). Наиболее крупная работа в этом т-ре - эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Врач своей части" Кальдерона (1935). С 1930 Б. оформлял постановки в "Труппе пятнадцати", а также в оперном т-ре ("Пер-сефона" Стравинского). В 1936 организовал (совм. с М.Жа-кемоном) "Труппу четыр„х врем„н года", где впервые (в 1937) выступил как режиссер ("Король олень" Гоцци). В 1937-38 оформил и пост. спектакли: "Жан с Луны" Ашара, "Кнок" Ромена, "Жил-был заключ„нный" Ануя и др. С этими спектаклями труппа выступала в Нью-Йорке, затем в Париже и провинц. городах Франции,в Бельгии, Бразилии. С 1940 Б. возглавляет т-р "Ателье"; автор декорац. оформления и режиссер спектаклей: "Проделки Скапена"; "Эвридика" Ануя (оба в 1940), "Братья Карамазовы" по Достоевскому, ;Ромео и Жаннета" Ануя (оба в 1946) и др. В 1948

Б. осуществил пост. спектакля "Ревизор", в 1940- "Чайка", в сезон 1958-59 - "Клоп". Работает также как художник в кино. Автор комедии "Агриппа, или Безумный день" (1947, "Ателье"). Выступает в печати по вопросам театра. В 1957 посетил Советский Союз.

С о ч.: Lois sceniques, "Revue theatrale",?., 1947,avr. I1 Б. БАРСОВА (наст. фам.- Владимирова), Валерия Владимировна [р. 1(3). VI. 1892] - русская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Член КПСС с 1940. Деп. Верх. Совета РСФСР 1-го созыва. Ученица М. В. Владимировой и У. Мазетти, по классу которого окончила Моск. консерваторию (1919). Артистическую деятельность начала в 1915, в 1917 выступала в опере Зимина (Москва). В 1920-48 Б.-солистка Большого т-ра, на сцене которого создала свои лучшие партии: Людмила, Антонида ("Руслан и Людмила", "Иван Сусанин") (была первой сов. исполнительницей обеих партий в постановке опер в 1937 и 1939), Снегурочка; царевна Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Розина ("Севиль-ский цирюльник"), Джильда, Виолетта; Леонора ("Трубадур"), Маргарита ("Гугеноты"), Чио-Чио-сан и др. Выступала во мн. городах СССР и за границей. Б.- одна из крупнейших сов. певиц. В е„ иск-ве сочетаются широкое кантиленное пение рус. вокальной школы с виртуозной школой итал. бель канто. Б. продолжает традиции рус. колоратурных певиц - 3. Кочетовой, Е. Мравиной, А. Неждановой. Голос Б.- л„гкий, подвижный, яркого красивого тембра. Исполнению Б. присущи искренность переживаний, увлеч„нность и артистизм, она создала психологически убедит., живые сценич. образы. Мн. выступала как концертная певица. В 1952 оставила сцену и занималась педагогич. деятельностью (в 1950-проф. Моск. консерватории). Ст. пр. (1941).

Лит.: Поляновский Г. А., В. В. Барсова, M.-Л., l. Bc. Т.

БАРТА (Barta), Лайош (р. 1878) - венгерский пи-счтель, драматург, театральный деятель. В 1892 начал лит. деятельность. В 1911 в "Мадьяр синхазе (Будапешт) была пост. первая пьеса Б,- "Крестьяне". После подавления Венгерской советской республики в 1919 Б. эмигрировал в Вену; до 1947 жил и работал в разл. городах Европы. Принимал участие в деятельности рабочих т-ров в Братиславе (инсценировка романа "Мать" Горького и др.), "Революционного т-ра" в Берлине, где была пост. пьеса Б. "Дни России", посв. Великой Октябрьской социалистич. революции. В 1911-19 написал драмы: "Весенний хмель", "Жу-жи" - о жизни крестьян, "Любовь", "Т„мный дом" - о тяж„лой жизни "маленьких людей". Пьесы "Любовь" и "Жужи" ставятся в т-рах Венгрии и в наст. время. За лит. и обществ, деятельность Б. удостоен в 1956 пр. Копгута.

Соч.: Szerelem es ms szinmi-'ivek, [Bp.], 1955. A. H.

БАРТАИ (Barfcay), Андраш (Эндре) (1798-4.X. 1856) - венгерский композитор. В 1829 совместно с Л. Меннером основал в Пеште школу пения. В 1838 и 1843-44 Б. - директор Нац. т-ра в Пеште. Автор первой венг. нац. оперы "Хитрость" (Нац. т-р в Пеште, 1839), опер "Аурелиа" (Немецкий муз. т-р, 1842), "Венгры в Неаполе" (Нац. т-р в Пеште, 1847), а также хоровых, камерно-инструментальных и др. соч. Оперы Б. предшествуют появлению первых опер Ф. Эркеля. В них хотя и отразилось влияние итал. и венской оперной музыки, но преобладает венг. городской муз. фольклор "вербункош". Б.- автор первой венг. научной работы в области музыки - "Венгерский Аполлон" (1834). В. И. APTEHEB - см. Антонов и Бартенев.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница