Наши партнеры

оборудование для дискотек
Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/rostov-na-donu/ в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 32)


"БАБСИНПАД" (венг.- "Babszinpad" - "Кукольная сцена") - венгерский периодический театральный сборник, выпускавшийся Институтом народного творчества. Выходил в 1952-56. Всего вышло 30 номеров.

В сборнике печатались пьесы для кукольных т-ров и освещались вопросы методики кукольного т-ра. Издавался в Будапеште. Д. Ф.

БАГАДУРОВ, Всеволод Алавердиевич [20.11(4.111). 1878-11. X.I 954] - советский историк вокального искусства, педагог и композитор, артист оперы (тенор). Доктор искусствоведч. наук (1939). Учился в Моск. и Петерб. ун-тах (последний окончил в 1901). Муз.-теоретическое образование получил у Г. Ко-нюса и Б. Яворского. Пению обучался в Москве у Н. Сперанского и Н. Миллера. В 1904-05 пел в опере в Тифлисе, в 1906-14-в Н. Новгороде, с 1914 - эпизодически в Москве (в опере Зимина). В Н. Новгороде работал в Об-ве любителей рус. музыки и Об-ве изящных иск-в, преподавал и концертировал, читал лекции, дирижировал оркестром, писал муз. рецензии в "Нижегородском листке". В 1922-50 Б. работал в Моск. консерватории (с 1940-профессор), с 1946 - также в Ин-те художеств. воспитания АПН РСФСР. Б.- автор опер "Эрос и Психея" (клавир изд. в 1916), "Дворянское гнездо" (по Тургеневу), музыки к нар. драме "Царь Максимилиан" (совместно с М. Ивановым-Борецким) и др.

Соч.: Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1, 2, 3, М., 1929, 1932, 1937; О мерах поднятия вокального искусства и педагогики, в кн.: Сборник докладов, прочитанных членами вокально-методической секции ГИМН'а на Первой Всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов, М., 1926; Учение о регистрах человеческого голоса, "Музыкальное образование", 1929, Жј 1, 3-4, 1930, ј 2; Охрана и воспитание детского голоса, в кн.:

Художественное воспитание советского школьника. Сб. статей и материалов, вып. 1, М., 1947; Музыкальная акустика. Общая ред. Н.А. Гар-бузова, [2 изд.],'М., 1954;

Очерки по истории вокальной педагогики, М., 1956.

БАГАР (Bagar), Андрей (р. 20. XII. 1900)- чехословацкий актер и режиссер. Нар. арт. Чехословацкой Республики (1955). Коммунист. актерскую Деятельность начал в любительских кружках. В 1921 вступил в труппу передвижного Словацкого Нац. т-ра. Затем обучался в консерватории. В 1923, 1928-39 играл в Нац. т-ре в Братиславе, в 1924-26-в передвижных т-рах Вост. Словакии. В 1939 за подпольную антифашистскую деятельность был арестован гестапо и отправлен в Германию в тюрьму. По выходе из тюрьмы вступил в партизанский отряд и сражался с фашистами. После освобождения Чехословакии (1945) Б. снова работает в Словацком Нац. т-ре (Братислава) (в 1949-58 не состоял в труппе, но выступал), в 1945-48 был художеств. руководителем т-ра. Творчество Б. отмечено острой мыслью и ярким темпераментом. Роли: Злобог ("Песнь нашей весны" Будского), Ирод ("Ирод и Иродиада" Гвездослава), Гамлет, Макбет; Борис, Беркутов ("Гроза", "Волки и овцы"), Грозный ["Иван Грозный" ("Смерть Иоанна Грозного") А. К. Толстого; Гос. пр. 1947 ], Войницкий ("Дядя Ваня"), Сатин, Васька Пепел ("На дне");

Дурново ("Семья" Попова, Гос. пр. 1951), Вожак ("Оптимистическая трагедия" Вишневского). Б. был первым исполнителем роли В. И. Ленина на словацкой сцене ("Кремл„вские куранты"). По инициативе Б. были созданы т-р в Мартине (1943), Фронтовой т-р (1944), т-р в Кошице (1945). С 1949 - директор и профессор Высшей театр. школы в Братиславе. Л. Сол.

БАГ‚НА (Baguena), Энрике (1886-8. VII.1930)- чилийский актер. По национальности испанец. Сце-нич. деятельность начал в Детском т-ре X. Харкеса. Исполнял гл. роли в сарсуэлах (комедии с пением и танцами), к-рые ставились псп. труппами (под руководством П. Вила, X. Монтеро и др.), выступавшими в Чили. Б. выдвинулся и приобр„л популярность как характерный актер в труппе Р. Пельисера. В 1918 вместе с А. Б„рлем Серда организовал труппу "Багена-Б„рль", с к-рой выступал до конца своей театр. деятельности (1924). Роли: старый крестьянин ("Пустой стул" Родригеса), вес„лый старик ("Паяцы уходят" Доносе), креольский актер ("Кратчайшим пут„м" Эрнандеса) и др. Б. владел мастерством сценич. перевоплощения, стремился передать нац. своеобразие создаваемых образов. Деятельность Б. как одного из руководителей созданной при его участии труппы сыграла заметную роль в развитии нац. т-ра. Л. X.

БАГЙРОВ, Мамед Таги Аббас оглы (р. 5.VII.1890)- азербайджанский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Азерб. ССР (1938). Пению обучался в Бакинской консерватории. Впервые выступил на сцене в Баку в 1909, участвовал в азерб. труппах; с 1920 - артист Т-ра оперы (ныне Т-р им. Ахундова). Партии:

Нофель, Керем ("Лейли и Меджнун", "Асли и Керем" У. Гаджибекова), Араб-Зенш ("Шах Исмаил" Магомае-ва), Шах Вел ад ("Ашик Гариб" 3. Гаджибекова), Аб-дулалибек ("Севиль" Амирова); Онегин и др. К. Кае.

БАГЛАНОВА, Роза Тажибаевна (р. 1.1.1922) - казахская советская певица (сопрано). Нар. арт. Каз. ССР (1955). Исполнительница нар. песен. Училась в педагогич. ин-те в Кзыл-Орде; пению обучалась самостоятельно. Творч. деятельность начала в 1940 в Гос. ансамбле песни и танца Узб. ССР. С 1947 Б.-солистка Казах, гос. филармонии. В репертуаре Б.- казах., рус., словацкие, польские, японские нар. песни, произв. сов., зап.-европ. и др. композиторов. Исполнительскому стилю певицы свойственны искренность, простота и проникновенность. Выступала в Австрии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Китае, Индии и др. странах. А. К.

БАГРИНОВСКИЙ, Михаил Михайлович [р. 29. IX (11.Х).1885] - русский советский дириж„р и композитор. В 1908 окончил Моск. филармонич. уч-ще. В 1910-17 дирижировал в оперном т-ре Зимина (Москва), в 1913-21 - также в Киеве и Харькове, затем в т-рах Ростова-на-Дону, Саратова, Москвы и др. городов. Под управлением Б. была исполнена впервые в Москве опера Н. А. Римского-Корсакова "Млада" (1913).

Одновременно с дириж„рской деятельностью Б. выступал как муз. критик; занимался педагогич. деятельностью (с 1934 - профессор Моск. консерватории). Б.- автор оперы "1812"год" (соч. 1918), муз. комедии "Игра с Джокером" (1927, Моск. т-р оперетты), симф., камерных и др. произв.

С о ч.: Дирижерская техника рук, М., 1947. О. В. БАГРОВ (наст. фам.Топор), Михаил Ф„дорович (р. 1864 - год смерти неизв.) - русский актер и театральный деятель (антрепрен„р). Сценич. деятельность начал в 1881 в т-ре Бренко в Москве. В 1883-98 играл в Малом т-ре, после чего переш„л на работу в провинцию. Служил актером в частных антрепризах (Н. Н. Соловцова в Киеве и др.) и сам держал антрепризу. Роли: Карл VII ("Орлеанская дева" Шиллера), Тадеуш ("Снег" Пшибышевского), Ромео; Вершинин ("Три сестры") и др. Б. создавал сильные труппы (в Одессе, Киеве и др. городах),тратил значительные средства на постановки.

Лит.: Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сце- не, Харьков, 1935. А. Кл.

БАДАЛБЕЙЛЙ, Афрасияб Бадал оглы [р. 6(19).IV. 1907] - азербайджанский советский композитор и дириж„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Член КПСС с 1945. Окончил Азерб. ун-т (1930) и Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории (1938). С 1930-дириж„р Т-ра оперы и балета в Баку. Автор опер "Гнев народный" (соавтор Б. И. Зейдман, 1941), "Низами" (1948), балета "Девичья башня" (1940) (поставлены в Т-ре оперы и балета им. Ахундова), симф. произв., музыки к спектаклям и др. соч. К. Кае.

БАДАЛБЕЙЛЙ, Ахмед Башир оглы - см. Аг-дамский.

БАДАЛБЕЙЛЙ, Шамси Бадал оглы (р.23.II.1911) - азербайджанский советский режиссер. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1943). Член КПСС с 1944. Учился в Бакинской консерватории. В 1932 начал сценич. деятельность в Т-ре им. Азизбекова (Баку) ассистентом режиссера. С 1938 в„л там же самостоятельную режиссерскую работу. Пост. спектакли "Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" Ахундова (1938), "Мертвецы" Мамедкулизаде (1940), "Счастливцы" Рахмана (1941), "Два брата" Лермонтова (1941) и др. В 1943-48 и с 1956 руководил Азерб. т-ром муз. комедии (Баку). Пост. в этом т-ре спектакли "Аршин мал алан" У. Гаджибекова (1953), "Ул-дуз" Алескерова (1948), "Радостная весть" Амирова (1946). В 1949-56 - директор Азерб. филармонии. В Т-ре оперы и балета им. Ахундова (Баку) пост.:

"Кето и Котэ" Долидзе (1947), "К„р-оглы" У. Гаджибекова (1950), "Даиси" Палиашвили (1956). С 1959-директор Т-ра оперы и балета им. Ахундова. Г.К-К.

БАДЕР (Bader), Карл Адам (10.1. 1789-14.IV. 1870) - немецкий артист оперы (тенор). Сценич. деятельность начал в 1811 по совету Э. Т. А. Гофмана. Выступал солистом в т-рах Мюнхена, Бремена, Гамбурга, Брауншвейга. В течение 20 лет (начиная с 1820) был первым тенором Берлинской королевской оперы. Особенно успешно выступал в операх Спонтини (в т. ч. в "Весталке", "Фернандо Кортесе", "Олимпии"), Россини ("Отелло"), Вебера ("Оберон"), Мейер-бера ("Роберт-дьявол") и др. В 1845 Б. оставил сцену и занимался педагогич. деятельностью. Л. М.

БАДИАЛИ (Badiali), Чезаре (1810-17.XI. 1865)- итальянский артист оперы (бас). Член Муз. академии Санта-Чечилия в Риме. Впервые выступил на оперной сцене в Триесте в 1827, после чего пел в оперных т-рах Италии, в т. ч. в Милане (1830-32), а также в Мадриде, Лисабоне, Вене, Лондоне и др. городах. Последние годы жизни пел на сцене "Гранд-Опера" в Париже. Исполнял гл. обр. партии в операх итал. композиторов, в т. ч. Граф ("Тайный брак" Чимарозы), Гесслер, Ассур, Отелло ("Вильгельм Телль", "Семирамида", "Отелло" Россини), Дон Паскуале, Эштон ("Дон Паскуале", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Банко ("Макбет" Верди) и др. Обладал голосом красивого тембра и большой силы; был выдающимся певцом-виртуозом. Л'. М.

БАДИНГС (Badings), Хенк (Хендрик, Херман) (р. 17. I. 1907) - голландский композитор. По образованию - геолог. С 1930-х гг. становится одним из ведущих композиторов Нидерландов. Б. принадлежит ряд произв. в различных жанрах, в т. ч. опера "Ночная стража" (1950), комич. опера "Любовные сплетни" (1945), радиоопера "Орест" (1954), телеопера "Сальто мортале" (1959); балеты "Балетто-гротеско" (1939, Роттердам), "Орфей и Эвридика" (1941, Амстердам), симф., вок. и др. соч. В 30-х гг. Б. находился под влиянием линеарно-полифонич. стиля П. Хиндемита. В 50-х гг. писал т. н. конкретную, электронную музыку (опера "Сальто мортале"). С 1934 Б. вед„т педагогич. работу (в 1941-45 - в Гаагской консерватории). Л. М.

БАДИРБЕЙЛЙ (наст. фам.- Джаванширо-в а), Лейла Агалар кызы (р. 8.1.1920) - азербайджанская советская актриса. Нар. арт. Азерб. ССР (1959). Член КПСС с 1945. Работала в филармонии как солистка ансамбля песни и пляски, исполняя азерб. нар. танцы. Одновременно принимала участие в спектаклях самодеятельного драм. кружка. С 1942 работает в Т-ре им. Азизбекова (Баку). Роли: Захра ("Мухаббет" Ибрагимова), Фируза ("Вэфа" Рсула Рзы), Глаша ("Гроза"), Мехрибан, Гюльнар ("Ханлар", "Вагиф" Вургуна), Алмас (о. п. Джабарлы); Дездемона и др. Образы, созданные Б., отличаются эмоциональностью, непосредственностью, жизненной правдой. Снималась в кино (Гюльчохра-"Аршин мал алан", Ст. пр. 1946). , Я. К.

БАДМАГАРВАА (р. 1919) - монгольская актриса. Засл. арт. МНР.Член МНРП. Участвовала в художеств. самодеятельности. С 1938 работает в Гос. муз.-драм. т-ре (Улан-Батор). Роли: Будэ (о. п. Намдака), Энхе ("Братья" Оюун), Долгор ("Юность Цога" Цеденжава и Баста), Бурнэ ("Врачи" Вангана), Варвара ("Гроза"), Доротка ("Волынщик из Стракониц" Тыла), Лида ("Платон Кречет"), Забелина ("Кремл„вские куранты") и др. , Г. У.

ЬАДМАЕВ, Пыден Еши (р. 5. IX. 1922) - бурятский советский артист балета. Засл. арт. Бурят. АССР (1948). Член КПСС с 1949. Один из первых бурят. танцовщиков. В 1939 вступил в труппу муз.-драм. т-ра и вскоре стал солистом балета (с 1950- в Бурятском т-ре оперы и балета, Улан-Удэ). Партии:

Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"); Колен ("Тщетная предосторожность" Гертеля), Конрад ("Корсар" Адана); Зигфрид, Дезире ("Лебединое озеро", "Спящая красавица"), Фрондосо ("Лауренсия"), Альберт ("Жизель"). Работает как балетмейстер. Пост. танцы в операх "Фауст" ("Вальпургиева ночь", 1947); "На Байкале" Книппера (1948), в муз. комедии "Проделки дядюшки Маргона" Ямпилова (1957).

Лит.: Хабаева И.М., Артисты бурятского балета, Улан-Удэ, 1959. Л. Ход.

БАДРЙДЗЕ, Давид Георгиевич [р. 23.III (4.IV). 1899] - грузинский советский артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1943). В 1926 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф. Е. А. Вронского. Начал выступать в концертах с 1923. В 1926-34 - артист Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси), в 1934-36 - Свердловского т-ра оперы, в 1936-44 - Т-ра оперы и балета в Тбилиси; в 1944-48 работал в Большом т-ре. Партии:

Малхаз ("Даиси" Палиашвили), Аробщик и Ираклий ("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили), Ираклий ("Патара Кахи" Гокиели), Котэ ("Кето и Котэ" Долидзе), Дубровский (о. п. Направника), Синодал

("Демон"), Герцог ("Риголетто"), Ленский, Фауст, Каварадосси и др. Много выступал как камерный певец. В 1948 оставил сцену. С 1952 занимается педагогич. деятельностью в Муз. ин-те им. Гнеси-ных. Ст. пр. за участие в фильме "Щит Джургая" (1950).

БАДУЕВ, Мовждин Сулейманович (р.1912) - чеченский советский актер. Нар. арт. Чечено-Ингушской АССР (1943). В 1934-35 учился в театр. студии (Тбилиси) С 1936 работал в Чечено-Ингушском т-ре (Грозный). Роли:Али("Зайнап" Саидова), Ахмед ("Тамара" Базоркина), Бублик ("Платон Кречет"), Гуре-вич ("Очная ставка" бр. Тур и Шейнина), Кикила ("Храбрый Кикила" Гам-рекели и Нахуцришви-ли), Труфальдино ("Слуга двух господ").

БАДЫРОВ, Капан У ра-лович (р. 21. IX. 1904)- казахский советский актер. Нар. арт. Каз. ССР (1942). Род. в крестьянской семье. В 1922 поступил в Казах, институт народного образования (Оренбург). Участвовал в работе кружков художеств. самодеятельности. В 1925 был принят в труппу Казахского драм. т-ра (Кзыл-Орда). После нек-рого перерыва с 1931-снова в Казахском т-ре драмы (Алма-Ата). Творчество Б. отмечено темпераментом, сильным драматизмом. Он создал монументальные героич. положительные образы, дал сильные, обличит, характеристики. Среди ролей Б.:

Сафа, Абыз, Кобланды ("Ночные раскаты", "Енлик и Кебек", "Кобланды батыр" Ауэзова), Фурманов ("Мятеж" по Фурманову), Аркалык батыр (о. п. Шанина), Громов ("Аристократы" Погодина), Хазрет, Амангель-ды ("Ахан сере и Актокты", "Амангельды" Мусрепова), Отелло, Яровой; Намыс Улы ("Гвардия чести" Ауэзова и Абишева), Абай (одноим. инсц. Айманова и Штейна, Ст. пр. 1952), Тельгара ("Одно дерево - не лес" Та-жибаева), Муравь„в ("Победители" Чирскова), Мам-лок ("Профессор Мамлок" Вольфа), Ленгдон ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо), Верейский ("Закон чести" Штейна), Батура ("Калиновая роща" Корнейчука), Везир ("Легенда о любви" Н. Хикмета).

БАЙТОВ, Муса (1902-9.V. 1949)-киргизский советский певец (тенор) и композитор-мелодист. Нар. арт. Кирг. ССР (1946). В ранней юности выступал с исполнением песен на кирг. нар. праздниках. Артистич. деятельность начал в 1934 в Кирг. муз.-драм. т-ре (ныне - Т-р оперы и балета, Фрунзе). Партии: Кульчоро, Сыргак ("Айчурек", "Манас" Власова, Малдыбаева и Фере) и др. Б. сохранил особенности исполнения нар. кирг. певцов, отражая в сво„м иск-ве традиции нац. творчества. Выступал в концертах (работал в филармонии). Автор мн. песен. Н. Л.

БАЖЕНОВ, Александр Николаевич [23.VIII(4.IX). 1835- 30. IX(12.X). 1867] - русский театральный критик. Окончил Моск. ун-т (словесное отделение). С

1859 систематически печатал театр. рецензии в различных журналах и газетах ("Театральный и музыкальный вестник", "Искусства", "Московские ведомости", "Развлечение", "Петербургские ведомости"). В 1864- 1867 издавал в Москве еженедельную театр. газету "Антракт". Б. выступал против засорения репертуара ремесленными пьесами, за обращение т-ра к классич. драматургии, в частности к Шекспиру, поддерживал реалистич. школу актерской игры. Однако его понимание реализма не обладало достаточной глубиной; лиш„нное прогрессивной идейности, оно сводилось часто к апологии самодовлеющего мастерства, внешнего бытового правдоподобия. Рецензии Б. интересны прежде всего актерскими портретами, живыми зарисовками спектаклей. В газете "Антракт" Б. помещал (под псевд. "Не поэт") юмористич. стихи о моек. т-рах. Автор неск. водевилей ("Бедовая бабушка", 1858, "Любовный напиток", 1859, и др.), с успехом шедших на петерб., моек. и провинциальных сценах. Б. принадлежат также драматич. переводы ("Осы" и "Лягушки" Аристофана) и ряд переделок с французского.

С о ч.: Сочинения и переводы А. М. Баженова, т. 1-2, M., 1869.

Лит.: Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. 2, СПБ, 1891. у. р.

БАЗЕ ДЖО (Baseggio), Ческо (наст. имя - Ф р а н-ческо) (р. 13.IV.1897)-итальянский актер. Род. в Венеции. Играет на венецианском диалекте. В 1920 начал проф. сценич. деятельность в труппе "Аре Венета", руководимой Джакетти. В 1923-25 выступал вместе с венецианским актером К. Микелуцци. В 1926 создал собств. труппу, ставившую гл. обр. комедии (на венецианском диалекте) К. Гольдони, Дж. Гал-лины, а также совр. авторов. В 1936-39 играл в труппе Дж. Дзордзи, объединявшей актеров венецианского диалектального т-ра. Принимал активное участие в организации летних фестивалей драм. т-ров в Венеции, где выступал как актер и режиссер. Пропагандист диалектальных комедий Гольдони, Б. создал галерею образов сварливых стариков, ворчунов и самодуров в пьесах "Синьор Тодеро-брюзга", "Кьоджинские перепалки", "Перекр„сток", "Самодуры", "Честная девушка", "Новая квартира", "Ворчун-благодетель" и др. Играл роль комич. старика Билоры в комедиях А. Бе-олько, в пьесах "Вдова", "Закат" Р. Симони и др. Автор (совм. с К. Лодовичи и Галеацци) ряда диалектальных комедий. В 1957 во время празднования 200-летия со дня рождения Гольдони труппы Базеджо и К. Микелуцци объединились в единую венецианскую труппу им. Гольдони. С. Мок.

БАЗИЛЙДЪС, Башилидеш (Basilides), Мария (11.XI.1888-28.IX.1946) - венгерская артистка оперы (контральто). В 1911 окончила Муз. академию в Будапеште. С этого же года Б.- солистка Будапештского оперного т-ра. Партии: Хозяйка ("Седлерские посиделки" Кодай), Азучена ("Трубадур" Верди), Фрика ("Кольцо Нибелунга" Вагнера), Графиня ("Пиковая дама") и др. Красивый тембр голоса, пси-хологич. глубина и драматизм исполнения определили значение Б. в истории венг. оперного иск-ва. Выступала также как камерная певица, пропагандировала венгерские народные песни. Гастролировала во мн. странах Европы. А. Н. "БАЗОП1И" (Basoche, старофранц. baselche, от лат. basilica - здание для судебных заседаний) - французские корпорации судейских клерков и адвокатов, организовывавшие комич. любительские представления. Возникну в в начале 14 в., "Б." выражали вольнолюбивые настроения городской демократич. массы. Корпорация "Б." была очень многочисленной и, помимо центрального парижского союза, имела кружки во многих франц. провинциальных городах (Авиньоне, Бордо, Марселе, Шартре и др.). Пародируя гос. иерархию, "Б." имели своего короля, канцлера, гл. прокурора, принцев и епископов. Б. были не только исполнителями, но и сочинителями комич. сценок; предполагается, что прославленный франц. фарс "Адвокат Патлен" (изд. 1485-86) был создан парижскими "Б.". Регулярно три раза в год "Б." устраивали представления: в масляничные дни, 1 мая и в начале июля. Эти представления отличались смелой сатиричностью, они пародировали церемонии выездов королей, проповеди епископов, словопрения судей и адвокатов. За исполнение сатирич. сценок и песен члены "Б." неоднократно подвергались публичным наказаниям и заключались в тюрьмы. В течение 15 и 16 вв. были изданы правительственные указы (1395, 1442, 1476 и др.), пытавшиеся запретить эти корпорации, но, несмотря на это, "Б." не прекращали своего существования. В 1582 усиливающаяся королевская власть, искореняя городские вольности, окончательно запретила деятельность "Б.".

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956; Petite de Julie v i 1 1 e, Les comediens en France au Moyen-ae, P., 1885;

Cohen G., Le theatre en France au Moyen-age, t. 1, P., 1928. Гр. Б.

"БАИ" ("Baj")-польский кукольный театр в Варшаве. Организован в 1928 С. Бачинским. Один из ведущих профессиональных кукольных т-ров Польши. С 1950 т-ром руководит Е. Даргель. А. Ф,

"БАЙ И БАТРАК"-драма Хаким-Заде-Нияэи Хам-зы (на узб. яз.) в 4 действиях; показывает быт дореволюц. Узбекистана, рост революц. сознания узб. народа в канун и в годы Октябрьской революции. Соч. в 1918. Пост. тогда же "Мусульманской молод„жной муз.-драматич. труппой" под рук. Хамзы (Гафур - Хамза, Бай-Кари-Якубов, Джамиля - Игамбердыев и Кузнецова). В 1919-20 "Б. и б." ставился труппой им. К. Маркса, разъезжавшей с агитпоездом Политуправления Туркестанского фронта (реж. и исполнитель роли Гафура - Уйгур).

Полной точной рукописи произведения не сохранилось; его совр. вариант воссоздан узб. драматургом К. Яшеном в 1939 на основе нескольких списков драмы и др. документальных и мемуарных материалов. В этом варианте 10 марта 1939 состоялась премьера (в 1948 - возобновление; реж. Бабаджанов, в 1958 новая пост. Т. Ходжаева) (исполнители: Гафур - Хидоятов и Бурханов, Джамиля - Ишантураева, Болтаева, Абдуллаева, Хаджиона - Хидоя-това и Кузнецова, Салихбай - Джалилов, Хольмат - Наз-руллаев и Нариманов). В 1959 во время декады узбекского иск-ва в Москве Т-р им. Хамзы показал "Б. и б.". Пьеса ставилась всеми основными т-рами Узб. ССР, в т. ч. Ташкентским т-ром рус. драмы (1939, реж. Чиркин, худ. Роберг) и т-рами др. республик СССР: Баш. т-р драмы в Уфе (1948), Казахский т-р в Джамбуле (1954), Туркменский т-р драмы им. Сталина в Ашхабаде (1956), Таджикский т-р драмы им. Лахути в Сталинабаде (1957) и др.

И з д а н и я.- Хамза. Избранные произведения, Ташкент, 1951 (пер. Л. Садердцатовой); Пьесы советских писателей. Сб., т. 1, M., 1953 (пер. И. Султанова и Л. Бать).

Лит.: Гос. ордена Ленина акад. узбекский театр драмм им. Хамзы. Ташкент, 1957, с. 193-198; Уварова Г., Узбекский драм. театр. М., 1959, с. 24-55, 141-148. А. Шн.

БАЙЕР (Bayer), Йозеф (6.III.1852-12.III.1913)-* австрийский композитор и дириж„р. В 1870 окончил Венскую консерваторию. С 1885 - дириж„р балета в Венской придворной опере. Автор мн. балетов, в т. ч. "Венский вальс" (1885), "Фея кукол" (1888), "Солнце и земля" (1889), "Танцевальная сказка" (1890), "Красное и ч„рное" (1892), "Дунайская русалка" (1892), "Свадьба в Боснии" (1893), "Студенческая любовь" (1894), "Маленький мир" (1904) и др. (поставлены в Венской придворной опере). Б. принадлежат также оперетты "Кавалер св. Марка" (1881, Нью-Йорк, т-р "Тамен"), "Мистер Менелай" (1892, Венская придворная опера), "Фрейлейн ведьма" (1898, Вена), "Начальник полиции" (1904, Вена) и др. А. В.

БАЙЕР (Bayer), Йожеф (23.XI.1851-14.XII.1919)-венгерский историк театра. Основоположник венг. театр. историографии. Автор трудов по истории венг. нац. т-ра и драматургии. В 1908-15 редактировал 3-месячный журнал "Венгерский шекспировский сборник", в к-ром печатались работы, посвящ„нные творчеству Шекспира. С 1899 был чл.-корр., с 1911действительным членом Венг. академии наук.

Соч.: A nemzeti jatekszin tortenete, v. 1-2, Bp., 1887;

A magyar drama ir oda lom tortenete a leregibb nyomokon 1867-ig, v. 1-2, Bp., 1897; Shakespeare dramai hazankban, v. l-2, Bp., 1909; Schiller dramai a regi magyar szinpadon es irodalmunkban, Bp., 1912.

БАЙЗА (Bajza), Йожеф (13.1. 1804-3.III.1858)- венгерский театр. критик, поэт и писатель. В 30-е гг. 19 в. был основателем и редактором журналов "Критические листки", "Атенеум" и "Фидельмезе", в к-рых большое место отводилось вопросам т-ра. Страстный пропагандист нац. театр. иск-ва, Б. в своих статьях выступал за утверждение реализма, за идейность драматургии и т-ра. В 1837-38 был директором "Мадьяр синхаза" (ныне Нац. т-р в Будапеште). Участник революции 1848-49. А. Гер.

БАЙИЧ (Ба?и?), Исидор (10.VIII. 1878-15.IX. 1915) - сербский композитор, педагог и музыкально-общественный деятель. Учился игре на скрипке у проф. И. Герчича. В 1901 окончил Муз. академию в Будапеште по классу проф. Кеслера. Основал в Нови-Саде первую серб. муз. школу (1909) и "Сербскую музыкальную газету" (1903). Один из организаторов Союза серб. певческих обществ. Автор оперы "Князь Иво из Семберии" на сюжет Б. Нушича (1911, Белград), оперетт "Максим" (1898), "Мена" (1902), "Страшный день" (1907), музыки к спектаклям "Деревенский повеса" (1910), "Чучук Стану", "Сазан" (1909) и др. В творчестве Б., опиравшемся в осн. на серб. нар. фольклор, сказалось влияние Чайковского, Шумана и Листа. С 1901 Б.- проф. пения в Нови-Саде.

Лит.: Milojevic M.. Isidor Bajic, Beograd, 1933. Ач. M., Ю. Ч.

БАЙКИНА, Capa (р. 1895) - татарская советская актриса. Нар. арт. Татарской АССР, засл. арт. РСФСР (1940). Сценич. деятельность начала в 1910 в любительской тат. труппе (Астрахань). С 1911 - в труппе "Сайяр" (Казань). В годы гражданской войны Б.-актриса политотдела при 4-й армии Вост. фронта. В 1920-28 работала в Т-ре им. Камала (Казань). В 1929-41 - в Крымском тат. т-ре (Симферополь). Играла в муз. драмах: Галиябану (о. п. М. Файзи), Зухра ("Тахир и Зухра" Бурнаша), Гульчахра ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова) и в драматич. спектаклях - Варвара ("Гроза") и др. X. К.

БАЙЛЕ (baile, букв.- пляска) - в испанском театре 16-17 вв. небольшая пьеса-интермедия, построенная на пении. Участники представления сопровождали пение мимикой и жестами. В Б. изображалась повседневная жизнь, действующими лицами их были студенты, нищие, искатели приключений. С. И.

БАЙОР (Ва?ог), Гизи (19.V. 1893, Будапешт,- 12. II. 1951, там же) - венгерская актриса. Нар. арт. Венг. Нар. Республики. Окончила Театр. Академию в Будапеште в 1914. В том же году дебютировала на сцене Национального т-ра (эпизодич. роль в комедии венг. классика Э. Сиглигети "Засилье женщин"). Актриса большой сценич. выразительности, творческой фантазии, владевшая даром перевоплощения, Б. с большим успехом играла в пьесах венг. авторов: Марта ("Бабушка" Чики), Аннушка (о. п. Гардоньи), Эржебет ("Кормилица" Броди), Ангел ("Белые облака" Мольнара) и др. Во время революции 1919 выступала перед нар. зрителем. С установлением в Венгрии фашистского режима Б. отходит от совр. репертуара и обращается к классике. Лучшие из созданных ею в этот период сценич. образов - героини Шекспира: Селия ("Как вам это понравится"), Титания и Пук ("Сон в летнюю ночь"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Миранда ("Буря" , Джульетта. Среди др. ролей: Керубино ("Женитьба Фигаро"), Гильда ("Строитель Сольнес" Ибсена), Нора. Новый подъ„м в творчестве Б. наступает после 1945 когда она сыграла Клеопатру ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Диану ("Собака на сене" Лопе де Вега), Зи-лию ("Немой витязь" Хельтаи). Последние значительные творч. работы Б.: Анна Каренина (в одноим. инсц. по Л. Толстому, 1949) и леди Мильфорд ("Коварство и любовь", 1950). Пр. Кошута (1950). А. Гер.

"БАЙР‚ЙТСКИЕ ЛИСТЫ" ("Bay reuther В latter" )- нем. музыкальный журнал (ежемесячник). Основан Р. Вагнером, первый редактор - Г. фон Воль-цоген. Выходил в Байр„йте в 1878-1939. Журнал освещал проблемы муз. творчества, биографию Вагнера, вопросы постановки опер и т. д. А. В.

"БАЙР‚ЙТСКИЙ ТЕАТР" ("Festspielhaus", букв.- "Дом торжественных представлений") - нем. оперный театр в г. Байр„йте (сев. Бавария), созданный по замыслу композитора Р. Вагнера для исполнения его произведений. Проект т-ра и его постройка выполнены при участии архитекторов К. Брандта, Г. Земпера и О. Брюквальда. Зрительный зал вмещает 2 000 мест, расположенных амфитеатром, к-рый заканчивается галереей (лож и ярусов в т-ре нет). Оркестр скрыт от зрителей. На сцене этого т-ра должны были ставиться синтетич. произв. иск-ва, включающие поэзию, драму, музыку, танец, живопись. Закладка здания состоялась в 1872, торжественное открытие т-ра - 13 августа 1876. В дни открытия трижды была исполнена опера "Кольцо Нибелунга" под руководством Г. Рихтера. Вскоре из-за финансовых затруднений т-р был закрыт и вновь открылся лишь в 1882 постановкой "Парсифаля" Вагнера. С этого времени в Б. т. регулярно проводятся вагнеровские фестивали, руководство к-рыми после смерти Вагнера перешло к его вдове, К. Вагнер, с 1906 - к сыну композитора, 3. Вагнеру, затем к внукам композитора. Байр„йтские фестивали - значительное событие в культурной жизни Германии, в них принимали участие крупнейшие дириж„ры: Ф. Мотль, Р. Штраус, К. Мук, В. Фуртвенглер, Г. Абендрот, А. Тосканини и др. В годы первой и второй мировых войн фестивали не проводились, с 1951 были возобновлены. Совр. постановки Б. т. характеризуются внешней помпезностью, а также символистскими тенденциями, мистикой.

См. илл. на стр. 371.

Лит.: Чайковский П.И., Байрейтское музыкальное торжество, в кн.: Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898; G l a s e n a p p C. F., Das Leben Richard Wagners" Bd 1-6, Lpz., 1904-11; "Illustrierte Zeitung:", Lpz., 1901, .No 3020; Puttkamer A., 50 Jahre Bayreuth, B., 1927. A. B.

БАЙРОН (Byron), Генри Джеймс (1834-11.IV. 1884) - английский айт„р и драматург. Сценич. деятельность начал в 1857. Работал преимущественно в Лондоне, за исключением 1867-74, когда руководил т-ром "Александра" в Ливерпуле, выступая также и как актер, гл. обр. в своих пьесах. Б.автор ок. 150 пьес, в т. ч. мелодрам, комедий - "Война ножу"

(1865,т-р принца Уэльского), "Наши мальчики" (1875, т-р "Водевиль") и др., фарсов - "Маленький дон Се-зар де Базан" (1876, т-р "Гейети") и др., бурлесков - "Фра-Диаволо, или Красавица и разбойники" (1858, "Стрэнд") и др., рассчитанных на вкусы мещанской публики. Пьесы Б., злободневные, но дал„кие от жизненной правды, отличались искусственностью комич. ситуаций. В конце 19 в. в борьбе против драматургии Б. и подобных ему авторов оформилось движение за реалистич. драму в Англии. А. Л., Ф. К.

Лит : N i с о 1 1 A., A history of late nineteenth century drama. 1850-1900, v. 1-2, Cambr., 1946, N. Y., 1947.

БАЙРОН (Byron), Джордж Ноэл Гордон (22. I. 1788, Лондон,-19. I V.I 824, Миссолунги, Греция), лорд,- английский поэт. Выдающийся представитель революц. романтизма 1-й четверти 19 в. Род. в старинной обедневшей аристократич. семье. Учился в Кембриджском ун-те. Первый сборник стихов Б. вышел в 1807. В 1813-15 был членом комитета т-ра "Друри-Лейн". В поэме "Английские барды и шотландские обозреватели" (1809) Б. дал уничтожающую характеристику драматургии, господствовавшей в то время на сцене англ. т-ра, критиковал е„ за мелодраматизм, грубую буффонаду, требовал от т-ра внимания к реальной жизни, критики нравственных пороков и воспитания гражданских чувств. В поэме "На темы из Горация" (1812) Б. проявил себя сторонником поэтики классицизма. Эти выступления Б. были связаны с его борьбой против реакционного романтизма и стремлением подчеркнуть свою идейную связь с просветительством 18 в. В драматургич. практике Б. эти принципы проводились непоследовательно, его пьесы и предисловия к ним обнаруживают противоречивость позиций Б. в вопросах поэтики драмы: "Манфред" (1817, "Ковент-Гарден" - 1834) - драматич. поэма с вольной композицией, "Марино Фальеро" (1821, "Друри-Лейн"), "Двое Фоскари" (1821, "Ковент-Гарден" - 1834), "Сарданапал" (1821, "Друри-Лейн" - 1834, в гл. роли - Ч. Кин) написаны согласно правилам тр„х единств, "Каин" (1821) и "Небо и земля" (1822), по определению Б.,"мистерии", вернее это драматич. поэмы, "Вернер, или Наследство" (1822, "Друри-Лейн" - 1830) - пьеса в духе "готических трагедий тайн", "Преображ„нный урод" (не закончена, 1822) - романтич. драма. Но несмотря на различие принципов композиц. построения, все пьесы Б. являются яркими образцами романтич. драмы. Они написаны на легендарные или историч. сюжеты, показывают конфликт человека с окружающим его миром. Философия "мировой скорби", пронизывающая драматургию Б., была выражением протеста поэта против феодально-аристократич. реакции, господствовавшей в Зап. Европе в 1-й четверти 19 в. Бросая вызов любой тирании, вплоть до тирании бога ("Каин"), Б. воспевал протест гордого, одинокого человека, презирающего вс„, что подавляет его стремление к свободе. Глубокий и мощный лиризм драм Б. делает их яркими образцами поэтич. драмы (написаны белыми стихами).

Сценическая история драм Б. крайне ограничена, они почти не ставились на сцене. В России в дореволюционные годы были пост. драмы "Сарданапал" и "Марино Фальеро" (1907 и 1912, Передвижной т-р, руководимый П. П. Гайдебуровым в Петербурге). В сов. время "Каин" в 1920 пост. К. С. Станиславский в МХАТе (Л. М. Леонидов - Каин, В. И. Качалов- Люцифер). "Сарданапал" был пост. в 1924 Гос. акаде-мич. т-ром драмы в Петрограде (в гл. роли-Ю. М. Юрьев).

С о ч.: Драмы, пер. с англ., М., 1959 (см. также ст. А. Аникста, Байрон-драматург).

Лит.: ЕлистратогаА. А., Байрон, М., 1956; К у р-г и н я и М., Байрон, М.-Л., 1958; Переводы драм Б. в многочисленных изданиях. А. А,

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница