Наши партнеры

система видеоконференции
Вологодский Магазин одежды Electra Style.

Театральная энциклопедия
(страница 26)


АРМЯНСКИЙ ТЕАТР ИМ. Г. СУНДУКЯНА (А р мянский Государственный ордена Трудового Красного Знамени драматиче-скийтеатр им.Г.Сундукяна) - крупнейший драматический театр Армении. Создан в Ереване в августе 1921 (под назв. 1-й Гос. т-р Армении). Первые спектакли -"Пэпо" Сундукяна (25 янв. 1922, реж. И. Алиханян); "Разбойники" (7 февр. 1922, реж. Л. К алан-тар). Сочетая лучшие традиции арм. дореволюц. театр. иск-ва с опытом рус. т-ра, коллектив боролся за утверждение сценич. реализма и стал центром развития театр. культуры республики. В первые годы т-р ставил преим. пьесы классич. драматургии. С сер. 20-х гг. в репертуаре т-ра утверждается сов. драматургия; ставятся пьесы: "Любовь Яровая" (1927, реж. Калантар, Любовь - Асмик, Яровой - Джанан), "Разлом" (1928, Годун - Джанан, Берсенев - Р. Нер-сесян); "Мятеж" по Фурманову (1928), "Бронепоезд 14-69" (1928); "Огненный мост" Ромашова (1929), "Поэма о топоре" (1931), "Темп" (1931) Погодина, "Первая конная" Вишневского (1930). Т-р способствует росту арм. драматургии; здесь впервые были пост. пьесы "Кум Моргана" Ширванзаде (1927, реж. Бурд-жалян), "Наполеон Коркотян" (1934), "Фосфорическое сияние" (1932) Демирчяна, "В кольце" Вагаршяна (1930, реж. Гулакян, Мелик-Ага - Р. Нерсесян, Ми-сак - Аветисян, Ашот - Джанибекян, Аслан-Ами - Вагаршян, Анна - Асмик), "Враг" Ахумяна (1931) и др. Больших успехов достиг т-р в пост. нац. классич. драматургии: "Хатабала" (1927, Замбахов - Аветисян, Наталия - Гулазян, Масисян - Джанибекян), "Пэпо" (1929, реж. Гулакян), "Разор„нный очаг" Сундукяна (1938), "Из-за чести" Ширванзаде (1939, реж. Аджемян, Элизбаров - Р. Нерсесян, Маргарит - Восканян, Сагател - Аветисян, Сурен - Вагаршян, Отарян - Малян). Много и плодотворно работает т-р над рус. классикой; в 30-х гг. на его сцене были осуществлены пост. спектаклей: "Ревизор" (1923, реж. Бурджалян), "Доходное место" (1929, реж. Р. Симонов), "Гроза", "Без вины виноватые" (1935, 1939, реж. Гулакян, Сарян; Катерина, Кручинина - Восканян, Кабаниха - Асмик, Шмага - Аветисян). Большое значение для творч. истории т-ра имели пост. пьес Горького: "На дне" (1932), "Егор Булычев и другие" (1933, реж. Захава, Егор - Вагаршян, Абелян, Шура - Вартанян, Игуменья - Асмик, Ксения - Гулазян, и др.), "Достигаев и другие" (1934, реж. Вагаршян, Достигаев - Аветисян), "Васса Железнова" (1937, Васса - Асмик). Из зап.-европ. классич. драматургии - "Женитьба Фигаро" (1933, реж. Гулакян), "Отелло" (1940, реж. Гулакян, Отелло - Р. Нерсесян, Папазян, Джанибекян, Яго - Манвелян, Аветисян, Дездемона - Вартанян).

30-е гг. отмечены также значительными пост. пьес русских сов. авторов: "Платон Кречет" (1935, реж. Гулакян, Платон - Р. Нерсесян); "Интервенция" Славина (1934, реж. Шамирханян), "Беспокойная старость" Рахманова (1938, реж. Вартанян, Полежаев- Вагаршян), "Дал„кое" Афиногенова (1936), "Человек с ружь„м" (1938); "Ленин в 1918" Каплера и Златогоро-вой (1940, реж. Вартанян, Ленин - Вагаршян, Шадрин - Аветисян). В 1937 т-ру присвоено имя Сундукяна. В 1941 гастролировал в Москве.

В годы Великой Отечеств, войны т-р создал ряд значит, спектаклей - "Фронт" (реж. Аджемян, Горлов - Джанибекян), "Русские люди" и др. Борьбе советского народа посв. спектакли: "Месть" Заряна, "В глуши леса" Саряна, "На вулкане" Араксманяна. В эти годы с новой силой зазвучала историч. драма "Страна родная" Демирчяна (1940, реж. Аджемян, Гагин-Вагаршян, Вест-Саркис - Малян). Была пост. историч. драма "Геворк Марзпетуни" по Мурацану. Т-р продолжал работу над классикой, осуществил пост. спектаклей "Ут„с" Вр. Папазяна (реж. Аджемян, Гри-кор-ага - Джанибекян), "Гамлет" (реж. Бурджалян, Гамлет - Вагаршян); "Убитый голубь" Нар-Д оса (Тусян - Малян).

В 40-50-х гг. т-р осуществил пост. пьес "Молодая гвардия" (1947, реж. Аджемян), "Русский вопрос" (1947); "Монастырское ущелье" Вагаршяна (1945) и др. Осн. внимание т-р уделяет созданию спектаклей на совр. темы, широко привлекая арм. драматургов. Были пост.: "Эти зв„зды наши" Тер-Григоряна и Кара-гезяна (1949, Ст. пр. 1950), "Опытное поле" Заряна (1953, Балабек - Сарян, Аветисян, Карсецян - Малян),"Последние гвоздики"Тер-Григоряна (1958). Пост. историке-революц. спектакли: "Под одной крышей" Бо-ряна (1957, реж.Аджемян, Арташес-Малян, Геворк- Б. Нерсесян), "Розы и кровь" Араксманяна (1958). Среди лучших пост. классики в этот период "Дядя Багдасар" Пароняна (1954, реж. Аджемян, Багдасар- Р. Нерсесян), "Намус" Ширванзаде (1955), "Хаос" по Ширванзаде (1959, реж. Аджемян, Смбат - Малян, Микаэл - Б. Нерсесян), "Маскарад" (1949, реж. Гулакян, Арбенин-Вагаршян, Папазян, Нина- Симонян), "Вишн„вый сад" (1951, реж. Аджемян), "Живой труп" (1951, Протасов - Вагаршян, Р. Нерсесян, Джанибекян). В 1956 т-р принял участие в декаде арм. иск-ва в Москве.

В разные периоды режиссерами театра были В. Аджемян (с 1953 - гл. реж. т-ра), А. Бурджалян, В. Вартанян, А. Гулакян, Л. Калантар, Т. Шамирханян и др.

В т-ре работали актеры: О. Абелян, Асмик, А. Воска-аян, В. Вагаршян, И. Алиханян, Г. Аветян, М. Ман-велян, А. Хачанян, М. Джанан, Р. Вартанян, Г. Габ-риелян. В труппе театра (1960) - нар. арт. СССР Р. Нерсесян, нар. арт. Арм. ССР А. Аветисян, О. Ава-кян, А. Асрян, Г. Арутюнян, О. Буниатян, О. Гула-зян, Г. Джанибекян, Д. Малян, Т. Сарян, засл. арт. Арм. ССР С. Аллавердян, А. Аразян, Т. Дилакян, М. Костанян, В. Маргуни, Б. Нерсесян, Г. Хажакян. В 50-е гг. коллектив т-ра пополнился молод„жью, выпускниками Ереванского художеств. театр. ин-та Х. Абрамян, М. Мурадян, Ф. Мкртчян, засл. арт. М. Симонян и Др.). С. Р.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобнах указаны фамилии постановщиков)

1922: "Пэпо" Сундукяна; "Разбойники" (Калантар); "Пото-дувший колокол" Гауптмана (.Калантар); "На дне" (Алиханян); "Гибель "Надежды"" Хейерманса (Калантар); "Зел„ный Шшугай" Шницлера; "Хозяйка гостиницы"; "Дурак" Фульды;

"Привидения" Ибсена; "Нора" (Папазян); "Вартазар" Геворкяна (Калантар); "Суд" Демирчяна (Кспантар); "Антигона" Софокла (Калантар); "Брак поневоле" Мольера (Калантар); "Дон Жуан" Мольера (Папазян); "Ученик дьявола" Шоу (Папазян).

1923: "14 июля" Сукенникова (Калантар); "Отелло" Шекспира (Папазян); "Слуга двух господ" (Папазян); "Уриэль Ако-ста" Гуцкова (Папазян); "Монна Ванна" Метерлинка (Папазян); "Саломея" Уайльда (Калантар); "Чудо св. Антония" Метерлинка (Калантар); "Из-за чести" Ширванзаде (Калантар);

"Мнимый больной" Мольера (Бурджалян); "Ревизор" (Бурджалян); "Укрощение строптивой" (Калантар); "Потоп" Бергера (Капанакян).

1924: "Освобожд„нный Дон-Кихот" Луначарского (Бурджалян), "Красная маска" Луначарского (Бурджалян); "Дон Жуан", "Проделки Скалена" Мольера (Бурджалян); "С утра до полуночи" Кайзера (Калантар); "Храбрый Назар" Демирчяна (Бурджалян); "Тартюф" Мольера (Калантар); "Гамлет" Шекспира (Бурджалян).

1925: "Анна Кристи" О'Нила (Бурджалян); "Герой поневоле" ("Нечаянная доблесть") Юрина (Бурджалян); "Павел I" Мережковского (Бурджалян); "Учитель Бубус" Файко (Калантар); "Собака садовника" ("Собака на сене") Лопе де Вега (Бурджалян).

1926: "Заговор Фиеско" Шиллера (Калантар); "Яд" Луначарского (Калантар); "Трильби" Ге (Восканян); "Злой дух" Ширванзаде (Калантар); "Торговцы славой" Паньоля и Ни-вуа (Калантар); "Мандат" Эрдмана (Бурджалян); "Венецианский купец" (Бурджалян).

1927: "Дядя Багдасар" ("Багдасар ахпар") Пароняна (Калантар); "Кум Моргана" Ширванзаде (Бурджалян); "Самум" Стриндберга; "Разор„нный очаг" Сундукяна; "Любовь Яровая" Трен„ва (Калантар); "Кровавая пустыня" Багдасаряна (Калантар); "Пурга" Щеглова (Калантар); "Хатабала" Сундукяна (Гулакян); "Рычи, Китай!" Третьякова (Фрид). .

1928: "Любовь под вязами" О'Нила (Фрид и Гулакян);

"Разлом" Лаврен„ва (Фрид и Гулакян); "Мятеж" Фурманова и Поливанова (Фрид и Гулакян); "Бронепоезд ј 14-69" Вс. Иванова (Фрид); "Высокочтимые попрошайки" Пароняна (Гулакян); "Трансатлантик" ("Норд-ост") Щеглова (Фрид).

1929: "Фриц Бауэр" Селиховой и Сац (Гулакян); "Ярость" Ахумяна по Яновскому (Гулакян); "Рельсы гудят" Киршона (Гулакян); "Горе от ума" (II акт) Грибоедова (Фрид); "Приговор" Левитиной (Бурджалян); "Пэпо" Сундукяна (Гулакян); "Турецкая трубка", "Провокатор" Вольского и Жеже-ленко (Калантар); "Город ветров" Киршона (Р. Симонов и Гулакян); "Доходное место" Островского (Р. Симонов); "Инга" Глебова (Гулакян); "Огненный мост" Ромашова (Вагаршян).

1930: "Первая конная" Вишневского (Гулакян); "У фонаря" Никифорова и Королевича (Вагаршян); "Когда поют петухи" Юрина (Шамирханян); "В кольце" Вагаршяна (Гулакян).

1931: "Прорыв" Габриеляна (Гулакян); "Ч„рный поезд" Шаповаленко; "Враг" Ахумяна (Вагаршян); "Темп" Погодина (Гулакян); "Поэма о топоре" Погодина (Сарян); "Хатидже" Каладзе (Абашидзе).

1932: "Нефть" Вагаршяна (Гулакян); "Дело чести" Ми-китенко (Гулакян); "Страх" (Сарян); "На дне" (Гулакян);

"Фосфорическое сияние" Демирчяна (Гулакян).

1933: "Разгром" по Фадееву (Вагаршян); "Мнимый больной" Мольера (Бурджалян); "Макбет" Шекспира (Гулакян);

"Егор Булычев и другие" Горького (Захава); "Женитьба Фигаро" Бомарше (Гулакян).

1934: "Интервенция" Славина (Шамирханян); "Достигаев и другие" Горького (Вагаршян); "Чужой реб„нок" Шкваркина /Гулакян); "Наполеон Коркотян" Демирчяна (Гулакян).

1935: "Пэпо" Сундукяна (Гулакян); "Шах-наме" Джанана (Гулакян); "Чудесный сплав" Киршона (Габриелян); "Гроза"

Островского (Гулакян); "Платон Кречет" Корнейчука (Гулакян); "Три песни" Саряна (Гулакян).

1936: "Дал„кое" Афиногенова (Вартанян); "Мещанин во дворянстве" Мольера (Мушегян); "Намус" Ширванзаде (Сарян).

1937: "Нора" (Сарян); "Каменный гость" Пушкина (Шамир-ханян); "Арсен" Шаншиашвили (Журули); "Васса Железнова" Горького (Вагаршян); "На заре" Гулакяна (Гулакян и Шамирханян); "Из-за хлеба" Харазяна по ром. Прошяна (Гулакян).

1938: "Разор„нный очаг" Сундукяна (Гулакян); "Коварство и любовь" Шиллера (Вагаршян); "На дне"; "Беспокойная старость" Рахманова (Вартанян); "Капутан" Демирчяна (Шамирханян и Га бриэлян); "Человек с ружь„м" Погодина (Вартанян).

1939: "Виндзорские проказницы" Шекспира (Габриелян);

"Из-за хлеба" Харазяна по Прошяну (Гулакян); "Без вины виноватые" (Сарян); "Великая дружба" Гулакяна (Шамирханян);

"Пусть цветут розы" Ацагорцяна и Худавердяна (Сарян);

"Из-за чести" Ширванзаде (Аджемян).

1940: "Ревизор"; "Хатабала" Сундукяна (Сарян); "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой (Вартанян); "Страна родная" Демирчяна (Аджемян); "Отелло" Шекспира (Гулакян);

"Клевета" Саряна (Вартанян); "Нора" (Восканян).

1941: "Высокочтимые попрошайки" Пароняна (Аджемян);

"Рыбаки" Гольдони (Шамирханян); "Профессор Мамлок" Вольфа (Шамирханян); "Измена" Сумбатова-Южина (Шамирханян); "Месть" Заряна (Аджемян); "Геворк Марзапетуни" Качво-ряна по Мурацану (Вартанян).

1942: "Гамлет" Шекспира (Бурджалян); "В глуши леса" Саряна (Шамирханян); "Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва (Аджемян); "Русские люди" Симонова (Вартанян); "Фронт" Корнейчука (Аджемян).

1943: "Дура для других, умная для себя" Лопе де Вега (Вартанян); "На вулкане" Араксманяна (Аджемян); "Свадьба по конкурсу" Гольдони (Вагаршян и Эйрамджян); "Генерал Брусилов" Сельвинского (Вартанян).

1944: "Ещ„ одна жертва" Сундукяна (Аджемян); "Лодоч-ница" Погодина (Вартанян); "Убитый голубь" Нар-Доса (Вартанян); "Ут„с" Папазяна (Аджемян).

1945: "Хатабала" Сундукяна (Гулакян); "Красное ожерелье" Сагателяна (Вартанян); "Монастырское ущелье" ("Ванкад-зор") Вагаршяна (Аджемян); "На заре" Гулакяна (Гулакян и Вартанян); "Страна родная" Демирчяна (Аджемян и Джанибекян).

1946: "Бесприданница" Островского (Джанибекян); "Дама-невидимка" Кальдерона (Габриелян); "Далеко от Сталинграда" Сурова (Аджемян).

1947: "Родные люди" Кочаряна (Гулакян и Джанибекян);

"Русский вопрос" Симонова (Вартанян); "Молодая гвардия" /инсц. и пост. Аджемян); "На высотах" Боряна (Гулакян).

1948: "Пэпо" Сундукяна (Гулакян); "Девушка Араратской долины" Чаманова и Габриеляна (Габриелян); "Великая сила" Ромашова (Вартанян); "Глубокие корни" Гоу и д*Юссо (Вартанян).

1949: "Эти зв„зды наши" Тер-Григоряна и Карагезяна (Гулакян и Вардзигулян); "Зел„ная улица" Сурова (Шамирханян);

"Московский характер" Софронова (Вартанян); "Заговор обреч„нных" Вирты (Гулакян); "Маскарад" Лермонтова (Гулакян); "Чужая тень" Симонова (Аджемян).

1950: "Семья" Попова (Гулакян); "Дерзание" Овчинникова (Вагаршян); "Илья Головин" Михалкова (Вартанян); "Чудесный клад" Боряна и Капланяна (Аджемян).

1951: "Вишн„вый сад" Чехова (Аджемян); "Рассвет над Москвой" Сурова (Мариносян); "Живой труп" Толстого (Гулакян); "Машенька" Афиногенова (Гулакян).

1952: "Егор Булычев и другие" Горького (Захава); "Микаел Налбандян" Араксманяна и Вартаняна (Аджемян).

1953: "Король Лир" Шекспира (Аджемян); "Дети солнца" Горького (Акс„нов); "Опытное поле" Заряна (Аджемян).

1954: "Любовь на рассвете" Галана (Аджемян); "Не называя фамилий" Минко (Мариносян); "Дядя Багдасар" ("Багдасар ахпар") Пароняна (Аджемян).

1955: "Ут„с" Папазяна (возобновление Аджемяна); "Хачатур Абовян" Мурадяна (Калантар); "Собака на сене" Лопе де Вега (Мариносян); "Намус" Ширванзаде (Аджемян); "Ещ„ одна жертва" Сундукяна.

1956: "Одна" Ал„шина (Капланян).

1957: "В тихом переулке" Мовзона (Арзуманян); "Доктор философии" Нушича (Джанибекян); "Под одной крышей" Боряна (Аджемян); "Деревья умирают стоя" Касоны (Мкртчян).

1958: "Розы и кровь" Араксманяна (Капланян); "Последние гвоздики" Тер-Григоряна (Мкртчян); "Порок сердца" Арутю-няна (Аджемян); "Уриэль Акоста" Гуцкова (Папазян).

1959: "Огонь твоей души" Араксманяна (Капланян); "Хаос", инсц. по роману Ширванзаде (автор инсц. и пост. Аджемян).

1960: "Весенний дождь" Тер-Григоряна (Аджемян); "Третья патетическая" Погодина (Аджемян).

Лит.: Меликсетян С., Путь нашего театра, Ереван, 1941. С.Р.

АРМЯНСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ. Основан в 1942 в Ереване. Активное участие в создании и организации т-ра приняли певец Ш. Таль-ян, композитор А. Айвазян, дириж„р А. Тер-Огане-сян, артисты и режиссеры Т. Сарян и Г. Данзас. В труппу вошли И. и Г. Данзасы,А. Тер-Абрамян, Э. Ам-барцумян, Т. Айвазян, В. Шахсуварян и др. Среди первых постановок т-ра были: произв. арм. и мировой классики ("Карине" Чухаджяна, комедии с музыкой - "Кум Моргана" Ширванзаде, "Учитель танцев" Лоне де Вега, и др.) и венские оперетты ("Сильва", "Марица", "Баядера" Кальмана). В дальнейшем над созданием арм. муз. комедий работали: А. Айвазян, В. Тигранян, В. Котоян, М. Кочарян, Н. Зарян, А. Барсегян, Г. Тер-Григорян и др. Среди лучших постановок т-ра в 40-50-х гг.: "Кадж Назар" Айвазяна и Демирчяна (1948), "Восточный дантист" Айвазяна, "Большая свадьба" Тиграняна и Папаяна (1954), "Долина любви" Котояна и Барсегяна (1956), "Золотой браслет" Кото-яна и Аджемяна (1960), а также "Вольный ветер" Дунаевского (1948), "Трембита" Милютина (1952), "Цыганский барон" Штрауса, и др. Т-р вырастил большую группу деятелей арм. муз. комедии: артисты Н. Алиханян, А. Андриасян, А. Аревшатян, В. Шахсуварян, Е. Шахназарян, С. Эйрамджян, А. Самуэлян, К. Ханчванкян, гл. режиссер Т. Варта-зарян, реж. О. Карапетян, художник Г. Геворкян, дириж„р Г. Варжапетян. Б. А.

АРМЯНСКИЙ ТЕАТР бПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. А. А. СПЕНДИАРОВА [Армянский Государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова (Спендиа-р я н а)] - крупнейший музыкальный театр Армении. Организован в Ереване в 1932. Открыт 20 янв. 1933. Здание т-ра построено в 1940 (арх. А. И. Таманян). Основателями т-ра были крупнейшие деятели арм. иск-ва: певцы - А. Даниэлян, Ш. Тальян, Л. Исецкий-Иоаннисян, А. Каратов; дириж„ры - К. Сараджев, Г. Будагян, С. Чарекян; художники - М. Сарьян, А. Арутюнян; режиссер А. Бурджалян. В 1933-36 в т-ре работали: дириж„ры В. Пирадов, С. Шатирян, М. Тавризиан, режиссеры А. Гулакян, Л. Калантар, В. Аджемян, балетмейстер И. Арбатов и др. В 1938 т-ру было присвоено имя А. А. Спендиарова. В т-ре выступали: певцы П. Лисициан, Т. Сазандарян, Г. Габриелян, Д. Погосян, Т. Шахназарян, М. Седмар, Т. Хачатурян и др.; работали: режиссер Г. Ованесян, дириж„р Р. Степанян, художники П. Ананян, М. Арут-чьян, С. Аладжалов. Вскоре после создания т-ра была организована балетная труппа, к-рая с 1935 стала давать самостоят, спектакли (первый спектакль-"Лебединое озеро"). Среди артистов балета: Л. Воинова-Ши-канян, Р. Тавризян, П. Бурназян, 3. Мурадян, Г. Ге-оргиан, С. Саркисян и др. С 1935 т-р получил настоящее наименование. Борьбе за развитие реалистич. направления в муз.-сценич. иск-ве, за воспитание нац. арти-стич. кадров способствовали пост. опер "Алмаст" Спендиарова (1933), "Ануш" Тиграняна (1935), "На рассвете" ("Лусабацин", 1938) и "Героиня" Степаняна (Ст. пр. 1951), "Аршак II" Чухаджяна (Ст. пр. 1946), "Евгений Онегин" (1933),"Пиковая дама" (1940), "Кармен" (1934), "Фауст" (1933), "Риголетто" (1934), "Травиата" (1936), "Богема" (1936); "Тихий Дон" Дзержинского (1937); балетов "Гаянэ" Хачатуряна (1947), "Раймонда" (1941), "Бахчисарайский фонтан" (1939) и др. Т-р работает и над произведениями арм. (А. Степанян, К. Зака-рян, А. Айвазян и Др.), рус., груз., азерб. и др. сов. композиторов. Спектакли в т-ре идут на арм. и рус. языках. В труппе т-ра работают (1960): нар. арт. СССР-Г. Гаспарян, Т. Сазандарян, нар. арт. Арм. ССР - Д. Погосян, Н. Ованесян, А. Петросян, засл. арт. Арм. ССР - М. Еркат, Э. Багдасарян, К. Мапкосян, А. Думанян, А. Тутунчян, гл. дириж„р С. Чарекян, режиссеры-А. Ананян, Р. Джер-башян, гл. художник А. Мирзоян.

Лит.: Театр оперы и балета Армении. Сб. статей, М., 1939;

Шавердян А., Очерки по истории армянской музыки XIX и XX вв., М., 1959; Т и г р а- н о в Г., Армянский музыкальный театр. Ер., т. 1, 1956, т. II, 1960; БарсамянА., "Алмаст" А. Спендиарова, М., 1959; Тигранов Г., Бале-ты А. Хачатуряна, М., 1960.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1933: "Алмаст" Спендиарова, "Севильский цирюльник" Россини, "Евгений Онегин"; "Фауст" Гуно (Бурджалян).

1934: "Риголетто", "Кармен", "Чио-Чио-сан", "Паяцы" (Бурлжалян).

1935: "Лебединое озеро" (Рейнке); "Ануш" Тиграняна (Гулакян); "Храбрый Назар" ("Кадж Назар") Степаняна (Бурджалян).

1936: "Богема" Пуччини; "Травиата" (Калантар); "Проказницы" ("Тщетная предосторожность") Гертеля (Пресняков).

1937: "Тоска", "Лакме", "Тихий Дон" (Бурджалян).

18 ЗН: "Русалка" (Раппопорт); "Типарникос" Айвазяна (Ад-жемяь); "На рассвете" ("Лусабацин") Степаняна (Калантар).

1й39: "Бахчисарайский фонтан" Асафьева (Арбатов); "Арлекинада" Дриго (Арбатов); "Счастье" Хачатуряна (Арбатов и Ованесян).

1940: "Алмаст" Спендиарова (Ованесян); "Ануш" Тиграня" на (Гулакян); "На рассвете" ("Лусабацин") Степаняна (Ка- лантар); "Бахчисарайский фонтан" Асафьева (Арбатов); "Ру- салка"; "Царская невеста" (Бурджалян); "Лебединое озеро (Литвиненко и Лавровский); "Пиковая дама"; "Риголетто (Волчек); "Анаит" Тер-Гевондяна (Моисеев).

1941: "Кармен" (Гулакян); "Кот в сапогах" (Волчек); "Раймонда" Глазунова (Моисеев); "Аида" (Гулакян); "Волк и семеро козлят" Коваля (Волчек); "Марджан" Закаряна (Мел-кумян); "Кон„к-горбунок" Пуни (Моисеев).

1942: "Фауст" Гуно (Волчек); "Отелло" (Гулакян); "К„р-оглы" У. Гаджибекова (Аджемян); "Иван Сусанин" (Гулакян);

"Кавказский пленник" Асафьева (Лавровский).

1943: "Севильский цирюльник" Россини (Тигранов); "Даи-си" Палиашвили (Мелкумян); "Евгений Онегин" (Волчек);

"Гугеноты" Мейербера (Гулакян).

1944: "Паяцы" (Волчек); "Чио-Чио-сан" (Мелкумян).

1945: "Намус" Ходжи-Эйнатова (Аджемян); "Хандут" на музыку Спендиарова, муз. ред. и композиция Будагяна (Арбатов); "Аршак II" Чухаджяна (Гулакян).

1946: "Богема" Пуччини (Мелкумян); "Демон" (Волчек).

1947: "Гаянэ" Хачатуряна (Анисимова); "Шехеразада" Рнм-СКОго-Корсакова (Бурмейстер); "Иоланта" (Гулакян).

1948: "Травиата" (Волчек); "Коппелия"; "Кето и Котэ" Долидзе (Цуцунава); "Флория Тоска" Пуччинп (Мелкумян).

1949: "Доктор Айболит" Морозова (Арбатов); "В лучах солнца" Тер-Гевондяна (Аджемян); "Медный всадник" Глнэра (Арбатов); "Лакме" Делиба (Мелкумян).

1950: "Мазепа" Чайковского (Смолич); "Героиня" Степаняна (Аджемян); "Давид бек" Тиграняна (Мелкумян).

1951: "Дубровский" Направника (Мелкумян); "Красный цветок" Глиэра (Язвинский).

1953: "Севильский цирюльник" Россини (Мелкумян); "Алмаст" Спендиарова (Ованесян); "Хандут" на муз. Спендиарова (Варковицкий и Мурадян).

1954 "Дон Кихот" Минкуса (Мурадян); "Дон Паскуале" Доницетти (Мелкумян).

1955: "Евгений Онегин" (Мелкумян); "Ромео и Джульетта" Гуно (Вартанян).

1956: "Севан" Егиазаряна (Арбатов); "Аршак II" Чухаджяна (Вартанян); "Давид бек" Тиграняна (Аджемян и Мелкумян).

1957: "Мармар" Оганесяна (Арбатов и Мурадян); "Трубадур" Верди (Мелкумян); "Сое и Вардитер" Тиграняна (Вартанян);

"Арцваберд" Бабаева (Вартанян, Ананян и Джербашян).

1958: "Сона" Арамяна (Габриян и Мурадян); "Фауста Гуно (Гулакян); "Травиата" (Мелкумян).

1959: "Отелло" (Гулакян); "Кост„р" Геворкяна (Мелкумян);

"Сельская честь" Масканьи (Джербашян).

1960: "Вечер балета"; "Бал-маскарад" Верди (Гулакян);

"Хачатур Абовян" Арменяна (Капланян); "Лусабацин" Степаняна (Гулакян).

Лит.: Мурадян М., Армянская советская музыкальная культура, Ереван, 1958; Ш а г и н я н М., Культура советской Армении, Ереван, 1956.

АРМЯНСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - открылся в Ереване 29 ноября 1929 спектаклем "Взрыв" Смирнова. В труппу т-ра вошли В. Мирзоян, Н. Ману-чарян, П. Сантросян, А. Агасян, С. Микаэлян"

М. Кочарян, В. Мурадбекян, С. Кочарян и др. Т-р провел большую работу по созданию арм. детской драматургии. На его сцене были пост.: "Соловей Азаран" ("Азаран бульбуль") Бейлеряна (1943), "Хачатур Або-вян" Газазяна (1948), "Когда в доме нет глаз" Араксма-няна (1956), "Музыкантская команда" Шатиряна(1957), "Золотой город" (1954) и "Ночное чудо" (1960) Ягджя-на и др. Среди лучших спектаклей т-ра: "Храбрый Назар" Демирчяна (1939), "Гикор" (по Туманяну, 1940), "Ещ„ одна жертва" Сундукяна (1954); "Ревизор" (1957), "Недоросль" (1946), "Сон в летнюю ночь" (1944), "Молодая гвардия" (1947), "Как закалялась сталь" (1938), "Разбойники" (1939); "Снежок" Любимовой (1949), "Павлик Морозов" Губарева (1953). В т-ре работали режиссеры Т. Шамирханян, С. Кочарян, 3. Татинцян, художник С. Арутчян. Театр гастролировал в Москве в 1940 и 1958. В труппе т-ра (I960):

П. Сантросян, Ж. Геворкян, Э. Вартанян, Г. Бабаджанян, Э. Касумян, Э. Элбакян, Н. Далакян, М. Тамра-зян, 3. Тер-Карапетян и др. Гл. реж. Г. Капланян. Режиссер А. Агасян, художник Г. Вартанян. Б. А.

АРМЯНСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (Ереванский художественно-театральный институт). Создан в Ереване в 1944 на базе Театр. училища им. Немировича-Данченко. До 1953 ин-том руководил В. Вартанян. В 1953 ин-т был объедин„н с художеств. ин-том и получил наименование Художеств.-театр. ин-та. Имеет актерский, режиссерский и театроведческий ф-ты. Среди выпускников ин-та актрисы- Н. Даллакян, М. Мурадян, Е. Ованесян, М. Симонян, актеры-X. Абрамян, А. Кости-кян, Ф. Мкртчян, Э. Элбакян, режиссеры - О. Авети-сян, Г. Мкртчян, 3. Татинцян, А. Торосян, Р. Хара-зян, театроведы- Б. Арутюнян, Л. Ахвердян, С. Ри-заев, Л. Самвелян, Л. Халатян и др. В ин-те работали педагоги: А. Дживилегов, Г. Габриэлян, Т. Шамирханян, Л. Калантар, В. Вагаршян, А. Гулакян. Среди педагогов ин-та (I960): В. Аджемян, В. Вартанян, Р. Зарян. Директор (с 1953) А. Саркисян. В 1956/57 учебном году в ин-те открылась Даргинская студия под руководством В. Вартаняна. Б. А.

АРМЯНСКИЙ ЦИРКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - см. Цирковые коллективы.

АРМЯНСКОЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - театральная общественная организация, существовавшая в Тифлисе в 1902-21. Осн. по инициативе драматурга Г. Сундукяна и театр. деятеля М. Туманяна. Возглавляла деятельность арм. трупп в Тифлисе. С. Мел.

АРН (Ame), Майкл (1741-14.1. 1786)-английский композитор. Музыке обучался у своего отца Т. А. Арна. В 1750 дебютировал в качестве певца в Малом т-ре (Лондон). С 1756 работал как театр. и оперный композитор. А. принадлежат оперы "Эдгар и Эммелина" (1761), "Гименей" (1764), "Альмена" (совм. с Дж. Бэттишилл, 1764), "Симон" (1767) (поставлены в т-ре "Друри-Лейн", Лондон), музыка к драм. спектаклям ("Сон в летнюю ночь" Шекспира, 1763, "Отцы" Филдинга, 1778, и Др.). Первое исполнение спенич. произведений А. состоялось в Лондоне. Благодаря простоте и доступности музыкального языка, оперы А. пользовались в сво„ время большой популярностью. Вс. Т.

АРН (Arne), Томас Августин (12. III. 1710, Лондон, -5.111.17 78, там же) - английский композитор. Доктор музыки Оксфордского ун-та (с 1759). В 1733 была пост. первая опера А. "Розамонд" (Лондон, т-р "Линкольне Инн Филдс"), принесшая ему широкую популярность. В дальнейшем А. писал музыку к "маскам" (в т. ч. к "Комусу" Мильтона, 1738, Лондон, "Друри-Лейн"). Известность приобрела песня "Правь, Британия!" из "маски" А. "Альфред" (1740, Кливден), ставшая англ. национальным гимном.

А. принадлежит музыка к драм. спектаклям, в т. ч. к произв. Шекспира "Как вам это понравится" (1740), "Двенадцатая ночь" (1741), "Венецианский купец" (1741), "Буря" (1746) (поставлены в т-ре "Друри-Лейн", Лондон). А. написал также оперы "Дидона и Эней" (1733, Лондон, "Хеймаркет"), "Любовь в деревне" (1762), "Артаксеркс" (1762) (поставлены в "Ковент-Гарден", Лондон) и др. Муз. стилю А. свойственны простота, свежесть и яркость мелодич. рисунка. Вс. Т. Лит.: Langleу Н., Doctor Arn, Cambr., 1938. АРНАУДОВ, Илия (7. VI. 1889-25. IV. 1946) - болгарский режиссер и муз. критик. С 1929 - реж. Софийской нар. оперы. Пост. на сцене этого театра спектакли: "Бал-маскарад" (1941), "Сила судьбы" (1934), "Симон Боккапегра" (1943) Верди, "Гергана", Г. Атанасова (1945) и др. А.- автор статей по вопросам истории болг. муз. т-ра. В своей режиссерской работе был последователем творческих принципов М. Рейнхардта. Аг. М.

АРНИЧЕС-И-БАРРЕРА (Arniches y Barrera), Kap-лос (11. X. 1866-15. IV. 1943) - испанский драматург. В 1898 написал два сайнете -"Именины Исидры" и "Праздник св. Антония" (муз. Т. Торрегроса; пост. в том же году, т-р "Аполо"). В дальнейшем А.-и-Б. создал ок. 300 произв. для т-ра, большинство к-рых было пост. в т-рах Мадрида. В их числе: сайнете "Арбузы и дыни" (муз. Э. Монтеро; 1900, т-р "Эслава"), "Друг Мелькиад, или Что имеем - не храним, потерявши - плачем" (муз. Вальверде и Серрано; 1914, "Аполо"), "Сливки квартала" (муз. Кальехи и Фолье-ти; 1919, там же), комедия "Это мой муж" (1921, т-р "Комедия"), фарсы "Синьорита де Тревелес" (1916, т-р "Лара"), "Только для тебя весь мир!" (1929, там же), "Трагедия простофили" (1935, т-р "Сервантес"). А.-и-Б. принадлежат либретто мн. сарсуэл, написанных в соавторстве с другими драматургами. Наибольшей популярностью пользовалась сарсуэла "Охапка роз" (муз. Р. Чапи; 1902, "Аполо"), ставившаяся в т-рах Испании и Лат. Америки. В своих пьесах А.-и-Б. дал яркие зарисовки жизни окраин Мадрида, использовал живой и образный нар. мадридский говор. С большой теплотой описывал А.-п-Б. жизнь бедняков, их мужество и бескорыстие в комедии "Маленькие люди" (муз. X. Феррано; 1913, т-р "Комико"). Характерными чертами произв. А.-и-Б. являются демо-кратич. направленность, контрасты комического и драматического, введение шуток, каламбуров в диалоги. Соч.: Teatro completo, v. 1-4, Madrid, 1948. Лит.: Perez de Ayala R., Las mascaras, v. 1-2, Madrid, 1917-19; Valbuena A., Historia del teatro espanol, Barcelona, 1956. Л. Крас.

АРНОЛДИ (Arnoldi), Хейко (Ко) (р. 1883, Гронин-ген) - голландский актер и режиссер. Сценич. деятельность начал в 1902 в Амстердаме, в Нидерландском спенич. об-ве под руководством ван дер Хорста и Терноя Апела. Исполнял роли Хаффе ("Возчик Геншель" Гауптмана), Ланселота ("Венецианский купец" Шекспира). С 1916 работал в различных амстердамских труппах, возглавлявшихся Э. Феркаде, В. Ройярдсом, Г. Хейермансом и др; в 1924-33 играл в т-ре Амстердама. В 1933 организовал (вместе с актерами Э. Маусом и Я. Мюсом) театр. труппу "Маска" (существовала до 1942). Роли: Яспер и Мельхиор ("Ева Бонар" и "Летучий голландец" Хейер-манса), Френк ("Профессия миссис Уоррен" Шоу), Жан ("Жан с Луны" Ашара), Писатель ("Обнаж„нные одеваются" Пиранделло). В 1945-55 был актером и режиссером Роттердамского т-ра. Роли: Гарпагон ("Скупой"), Гремио ("Укрощение строптивой"), Эр-харт ("Джон Габриэль Боркман" Ибсена), Бубнов ("На дне"), Джемс ("Комната для живых" Грина). В 1950 А. поставил в этом т-ре спектакль "Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта. С 1955 гастролирует, выступает по телевидению. А. Вис"

АРНОЛЬД (наст. фам. - Барский), Арнольд Григорьевич [р. 1(13). IX. 1897] - советский режиссер. Сценич. деятельность начал как актер в 1908 в Киевском т-ре "Соловцов". Работал в драм. т-рах как актер и режиссер. С 1921 - режиссер цирка, эстрады и кино. В 1943-55 - гл. режиссер Моск. цирка, с 1956 - худ. рук. Центр, студии циркового иск-ва. Осуществил пост. в Моск., Ленингр. и др. цирках: "Год четырнадцатый" (1931), пантомима "Ч„рный пират" (1928), "Эпрон" (1933), четыре программы иллюзионного аттракциона под руководством Кио, программы смотров новых номеров (сезоны 1945/46, 1954/55), программы прибалтийского цирка и др. М. 3.

АРНОЛЬД (Arnold), Ирмгард (р. 1920) - немецкая артистка оперы (сопрано). С 1951 - солистка берлинского т-ра "Комише опер". Партии: Лисичка ("Лисичка-плутовка" Яначка), Аминта ("Молчаливая жена" Р. Штрауса), Никлаус ("Сказки Гофмана" Оффенбаха) и др. Выступает также в концертах. Нац. пр. ГДР (1957). Л. М.

АРНОЛЬДСОН (Arnoldson), Оскар (4. VII. 1830- 8. VII. 1881) - шведский артист оперы (лирич. тенор). Отец С. Арнолъдсон. Пению учился в Стокгольме у Ю. Гюнтера. Впервые выступил на сцене в 1855 в Малом оперном т-ре (Стокгольм), с 1858 пел в Королевской опере (в Стокгольме). В 1870 гастролировал в Придворной .опере в Берлине. А. обладал высокой вокальной техникой и подвижным голосом ("колоратурный тенор"). Партии: Горный король ("В плену у горного короля" Хальстр„ма), Рольф ("Викерцы" Аава), Тамино ("Волшебная флейта"), Рауль ("Гугеноты"), Фауст и др. Н. Г.

АРНОЛЬДСОН (Arnoldson), Сигрид (20. III. 1861-7.11.1943) - шведская артистка оперы (ли-рико-колоратурное сопрано). Член Швед. муз. академии (с 1910). Пению обучалась в Стокгольме у своего отца О. Арнольдсона, в Берлине - у Д. Арто и Ф. Арльберга; у М. Стракоша -в Париже. Впервые выступила в концерте в 1882, на сцене оперного т-ра- в 1885 в Праге. Гастролировала в 1880-90; пела в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), в Королевской опере в Стокгольме (1882, 1897, 1902 и др. гг.), в Англии, Норвегии и др. странах. Партии: Розина;

Церлина, Керубино ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро"), Мими, Татьяна и др. В нач. 1900-х гг. А. покинула сцену. В 1922-38 преподавала пение в Вене.

Лит.: Josephson M., S[igridj A[rnoldson], "Ord осп Bild", Stockh., 1897. H. Г., Be. Т.

АРНУ (Arnould), Мадлен Софи (13.11.1740, Париж,- 22. X.I 802, там же) - французская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в городской капелле в Париже, брала уроки у М. Фель, драматич. иск-ву училась у И. Клерон. Впервые выступила на оперной сцене в Париже в 1757. С этого года (до 1774) была ведущей певицей Королевской академии музыки. Лучшие партии А.: в операх Глюка - Ифигения ("Ифигения в Авлиде") и Эвридика ("Орфей и Эвридика"), Рамо - Телаир, Ифиза ("Кастор и Поллукс", "Дарданус"), Люлли - Ориана, Эгле ("Амадис", "Тезей") и др. А. находилась в дружеских отношениях с Вольтером, Дидро, Д'Аламбером. В 1774 оставила сцену. В 1927 Г. Пьерне написал одноактную муз. комедию "С. Арну" на материале эпизодов из жизни артистки.

Лит.: Douglas R. В., Sophie Arnould. Actress and wit, L., 1898; Billy A., La vie amoureuse de S. Arnould, P., 1929. д. Лев., И. Ш. АРНУ-ПЛЕССЙ (Arnould-Plessy), Жанна Софи (4.IX.1819- 30. V.1897)- французская актриса. Род. в г. Мец в семье провинциального актера. Окончила Парижскую консерваторию (ученица театр. педагога и актера Ж. Сансона). В 1834 начала сценич. деятельность в одном из т-ров Парижа. В том же году дебютировала в т-ре "Комеди Франсез" (Париж) в роли Эммы ("Честная девушка" Дюваля) и вскоре стала одной из ведущих актрис этого т-ра на амплуа "гранд-кокет". В 1845-55 состояла в франц. труппе Михайловского т-ра в Петербурге. По возвращении во Францию снова выступала в "Комеди Франсез" до ухода со сцены в 1876. А.-П. исполняла роли в комедиях Мольера: Эльмира ("Тартюф"), Селимена ("Мизантроп") и др. С наибольшим успехом выступала в комедиях П. К. Мариво - Сильвия ("Игра любви и случая"), Анжелика ("Испытание"), А. Мюссе - Маркиза ("Дверь должна быть открыта или закрыта"), госпожа де Лери ("Каприз"), в драмах и комедиях Э. Скриба- королева Анна ("Стакан воды"), Адриенна Лекувр„р (о. п.), в пьесах Э. Ожье - Габриель (о. п.), Флоринда ("Авантюристка"), графиня де Прель ("Зять господина Пу-арье"), баронесса Пфефферс ("Сын Жибуайе"). Продолжая в сво„м творчестве традиции классицист-ского направления франц. школы актерского иск-ва, А.-П. испытала воздействие бурж. реализма, утвердившегося в 60-х гг. 19 в. во франц. т-ре и возглавлявшегося "школой здравого смысла". Игра А.-П. отличалась высоким мастерством сценич. речи, выразительностью и изяществом. Рус. театр. критика отмечала, что реалистич. убедительность иск-ва А.-П. снижалась подч„ркнутой театральностью, излишней аффектацией и манерностью.

Лит.: Игнатов С. С., История западноевропейского театра нового времени, М.-Л., 1940; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий,Л.-М., 1939; С -к а. Французская комедия двадцать пять лет назад, "Артист", 1893, JN" 31, кн. 11, с. 96-97; Вольф А., Хроника петербургских театров, ч. 1, СПБ, 1877; Samson, Memoires de Samson, de la Comedie Francaise, 3 ed.. P., 1882;

Got Ed., Journal (1822-1901), v. 1-2, P., 1910. Г. А.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница