Наши партнеры

светодиодный экран купить
Выгодно аренда машин сочи посуточно в компании РексРент.
Elctra Style магазин женской одежды.

Театральная энциклопедия
(страница 21)


АНТУАНА ТЕАТР (Theatre Antoine) - французский театр. Основан выдающимся режиссером, актером и театр. деятелем А. Антуаном в Париже. Открылся 29 сент. 1897 в помещении "Меню-Плезир" спектаклем, состоявшим из пьес "Бланшетта" Бри„ и "Бубурош" Куртелина. Труппа т-ра состояла преимущественно из актеров распавшегося в 1896 Свободного театра. В не„ входили ф. Жемье, А. Ар-кильер, Жанвье, Л. Кола, Анрио, А. Дефонтен и др. Антуан ставил перед собой те же задачи, к-рые были выдвинуты им при создании Свободного театра; основанный им т-р утверждал идеи Э. Золя, натура-листич. школы, пропагандировал произв. молодых франц. писателей и новую зарубежную драматургию, почти не проникавшую на франц. сцену, боролся против ремесленных и "кассовых" пьес. В отличие от Свободного театра, спектакли к-рого посещались узким кругом парижской интеллигенции по абонементу, А. т. давал открытые платные спектакли, рассчитанные на широкие слои зрителей. В т-ре были введены умеренные цены на билеты, составлен обширный, часто обновляемый репертуар, резко отличавшийся от репертуара др. т-ров Парижа, ставивших пустые, бессодержательные пьесы модных авторов. В репертуар А. т. входили пьесы франц. драматургов А. Бека, Э. Бри„, Э. Фабра, П. Лоти, Л. Беньера, О. Мирбо, Ж. Куртелина, М. Донне, Л. Декава и др., инсценировки произв. Г. Мопассана, О. Бальзака, Э. Золя; переводные пьесы - Л. Толстого, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Г.Хейерманса, Б. Бь„рнсона, Г. Зудермана, А. Стриндберга, А.Шниц-лера и др. В 1904 в т-ре был поставлен "Король Лир" Шекспира, к-рый до этого времени почти не был известен франц. зрителям. Значительным этапом в истории т-ра явились постановки пьес Ж. Ренара - "Рыжик" (1900), "Господин Берне" (1903) и др. Вместе с тем Антуан недостаточно последовательно проводил намеченную им вначале репертуарную линию; в А. т. ставились реакционные пьесы Ф. де Кюреля и модные боевики. В 1906 Антуан уш„л из т-ра, заняв пост директора "Одеона". Во главе А. т. стал Ф. Жемъе, к-рый руководил им до 1921. За этот период Жемье пополнил репертуар т-ра постановкой произв. Шекспира - "Гамлет" (1913), "Венецианский купец" (1916), "Антоний и Клеопатра" (1917), "Укрощение строптивой" (1918). После ухода Жемье А. т. утратил значение передового художественного коллектива, сплачивавшего молодые писательские силы, прогрессивную интеллигенцию, и превратился в рядовой т-р Парижа. Ар. Г.

АНТЬЕ (Antier), Бенжамен (21. III. 1787-25. IV. 1870) - французский драматург. Автор мелодрам, комедий и водевилей, написанных гл. обр. в соавторстве с А. Декомберусом, Г. де Пиксерекуром, Куальяком и др. Пьесы А. ставились в парижских театрах бульваров. Республиканские и демократич. черты мировоззрения А. вносили в его творчество нек-рые обличит, ноты. Написанные с участием А. мелодрама "Постоялый двор в Ад ре" (соавторы По-лиант и Ж. А. Сент-Аман, 1823, т-р "Амбигю") и са-тирич. комедия "Робер Макер" (соавторы Фредерик-Леметр, Ж. А. Сент-Аман, Оверне и М. Алуа, 1834, т-р "Фоли драматик") прославились благодаря блестящему исполнению Фредериком-Леметром роли Робера Макера. Среди др. пьес А. наиболее известны:

"Извозчик" (1825), "Рочестер" (1829), "Поджигательница" (1830), "Маска из смолы" (1855) и др.

Лит.: R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en France et a l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, 1.1,P.,1878. Е. Ф.

АНТЬЕ (Antier), Мари (1687-3. XII. 1747) - французская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Париже у М. Рошуа. Впервые выступила там же.в 1712. В 1712-41 пела в Парижской опере. Первая исполнительница главных партий в операх "Идоменей" Кампра (1712), "Телемак" (1714), "Семирамида" (1718) Детуша, "Ипполит и Арисия" (1733), "Галантная Индия" (1735), "Кастор и Поллукс" (1737) Рамо, "Медея и Ясон" Саломона (1713) и др. Выдающиеся сценич. и вокальные данные, а также особая ("царственная", по словам современников) манера держаться на сцене обеспечили А. длительный успех в операх композиторов "галантного стиля". В 1741 А. оставила сцену. Я. Ш.

АНТЭПЙРРЕМА - см. Эпиррема.

АНУЙ, А н у и л ь (Anouilh), Жан (р. 23.VI. 1910, Бордо) - французский драматург. Лит. деятельность начал пьесой "Горностай" (1932, т-р "Творчество"), в к-рой заметно влияние творчества Ф. М. Достоевского. В пьесах "Бал воров" (1932, Т-р искусств- 1938), "Дикарка" (1934, т-р "Матюрен" -1938), "Путешественник без багажа" (1937, там же), "Ужин в Санлисе" (1937, т-р "Ателье"- 1941) и др. А. в остро сатирич. или насмешливо-комедийной форме изображает противоречия бурж. об-ва, конфликт междх богатыми и неимущими.

В творчестве А. обнаруживается кризис мировоззрения современной франц. бурж. интеллигенции. В комедиях, к-рые он именует "розовыми пьесами", звучат трагич. ноты разочарования в жизни; его драмы и трагедии - "ч„рные пьесы" - проникнуты горькой мыслью о недостижимости счастья и свободы для человека. А. создал оригинальные вариации на темы античных трагедий-"Эвридика" (1939; 1941 - т-р "Ателье"), "Медея" (1946, т-р "Ателье"-1953). Среди пьес этого цикла наиболее значительна трагедия "Антигона" (1943, т-р "Ателье"), гл. мысль к-рой - лучше погибнуть, чем покориться,- прозвучала в оккупированном гитлеровцами Париже как призыв к сопротивлению против фашистского "нового порядка". Несмотря на то, что А. настойчиво декларирует свою "аполитичность", в его драмах находят отражение актуальные проблемы современности. Но творчество и мировоззрение А. крайне противоречивы. Так, в трагедии "Жаворонок" (1953, т-р "Мон-парнас"), посвящ„нной Жанне д'Арк, А. прославляет подвиг, совершаемый во имя народа. Однако в пьесе "Бедняга Битое" (1956, т-р "Монпарнас"), пародируя образ Робеспьера, А. стремится доказать, что любое насилие, в т. ч. и революционное, является злом. В комедии "Сумасброд, или Влюбленный реакционер" (1959, т-р Елисейских полей) А. сатирически осмеивает стремление заменить демократию единоличной диктатурой. Среди пьес А. на историч. сюжеты примечательны - "Маленькая госпожа Мольер" (1959, "Одеон"), "Беккет, или Честь божья" (1959, т-р "Монпарнас").

Пьесы А.- одного из наиболее популярных на Западе драматургов - входят в репертуар многих т-ров Франции, Англии, США, Италии, Польши и др. стран.

Соч.: Theatre, v. 1-2, [Р.], 1949-50; в рус. пер,-Пьесы, М., 1958.

Лит.: Б а ч e л и с Т.. Сокрушение иллюзий, "Театр", 1960, ј 2; Г а е в с к и и В., Трагический фарс Жана Ануй-ля, "Театр", 1957, ј 6; 3 л о б и н а М., Ануй и его пьесы, "Иностранная литература", 1959, ј 3. Т. Бач.

АНУФРИЕВ, Константин Тимофеевич (р. 27. XI. 1907) - нар. арт. ЯАССР (1957). Член КПСС с 1959. Сценич. деятельность начал в 1929 в Русском т-ре в Якутске. Работал там до 1935. В 1935-41 -актер т-ров в гг. Оха (Сахалин), Ворошиловск (Сев. Кавказ), Красноярск. С 1943-снова в Рус. т-ре в Якутске (в 1956-60 - также директор этого т-ра). Роли:

Белугин ("Женитьба Белугина"), Глаголев ("Кремл„вские куранты"). Воротов ("Золотопромышленники" Мамина-Сибиряка), Прохор ("Угрюм-река" по Шишкову).

"АНУШ" - опера А. Тиграняни, его же либр. по одноим„нной поэме О. Туманяна (о трагич. судьбе влюбл„нных, павших жертвой суеверия и предрассудков). Пост. 4 авг. 1912, Александрополь (ныне Ленинакан) (Ануш - Марикян, Саро - Шара Тальян, Моей - Мартиросян, мать Ануш - Тальян). 2-я редакция - Т-р оперы и балета им. Спендиарова в Ереване (1935, реж. Гулакян, дириж„р Шатирян, худ. Арутчян, балетм. Аристакесян). В 3-й редакции показана во время декады арм. иск-ва и лит-ры в Москве, 1939 (Ануш - Даниэлян, Саро - Шара Тальян, Моей - Лисициан, Сер-добов, мать Ануш - Шахназарян, мать Саро - Седмар; дириж„р Тавризиан, реж. Гулакян, худ. Ананян, хормейстер Никольский, балетм. Арбатов). 11 марта 1955-500-е представление оперы в новой пост. Т-ра оперы и балета им. Спен-дпарова. Среди исполнителей этой оперы: Гаспарян, Микае-ляп, Хачатурян - Ануш, Петросян - Саро, В. Григорян- Моей. "А." пост. также в Т-ре оперы и балета им. Ахундова, Баку (1941 и 1956).

Издания.-"А.", Ереван, Айпетрат, 1954, текст на арм. п рус. яз. (рус. пер. Н. Адамян;.

Лит.: Атаян Р., Мурадян М.,Армен Тигранян, Ереван,Айпетрат, 1955, с. 44-68 (на арм. яз.). Д\ Гр.

АНФЕСТЕРИИ ('AvOeoTcia, букв.- праздник цветов) - в древних Афинах один из четыр„х праздников бога Диониса. А. праздновались в феврале - марте и были посвящены весеннему обновлению природы. Многие обряды и нар. игры, сопровождавшие А., заключали в себе элементы драматич. действия и сыграли значит, роль в возникновении греч. т-ра.

Лит.: Латышев В. В:, Очерк греческих древностей, ч. 2, СПБ, 1889; Deubner L., Attisclie Feste, В., 1956. С. А.

АНЦЕНГРУБЕР (AnzengTuber), Людвиг (29. 'XL 1839-10. XII. 1889) - австрийский драматург. Род. в Вене. Лит. деятельность начал, работая в 1858-67 актером странствующей труппы. Драматургия А. связана с традициями венского нар. т-ра. В пьесах из крестьянской жизни - "Священник из Кирх-фельда" (1870), "Крестьянин-клятвопреступник"(1871), "Нашла коса на камень" (1877), А. ставил социальные проблемы, показывая жизнь австр. деревни, растерянность мелкобурж. кругов перед капитализмом, ломавшим патриархальные отношения. Однако, остро ощущая социальную несправедливость, А. переводил обществ, проблемы в моральный план. Разрешение противоречий он видел в укреплении нравственности, в личном совершенствовании. В драмах "Четв„ртая заповедь" (1877), "Пощ„чина" (1887) А. широко пользуется крестьянским диалектом, развивая традиции нар. комедии с куплетами. Пьесы А. отличаются нар. юмором, использованием при„мов гротеска, действие в них развивается напряж„нно, трагическое сочетается с комедийным. Пьесы А. входили в репертуар т-ров предместий. В наст. время ставятся во мн. австр. т-рах, в т. ч. в "Бург-театре".

С о ч.: Gesammelte Werke, Bd 1-10, Stutt., 1890. Лит.: М е ринг Ф., Литературцо-крптич(ские статьи, т. 2, М.-Л., "Acaclemia", 1934, с. 224-28; К I e i n b е г g A., L. Anzengruber. Ein Lebensbild, Stutt.B., 1921; Holi K., Geschichte des deutschen Lustspiels, Lpz., 1923. Л, Лоб.

АНЧАРОВ-ЭЛЬСТОН (наст. фам.- Д у б p о в-с к и и), Александр Владимирович [1867-17 (30). IX. 1901]-русский актер. Родился в дворянской семье. Учился в пажеском корпусе. Сценич. деятельность начал в 1886. В 1892-94 работал в моек. Малом т-ре. В 1896-99 играл в т-ре Солов-цова в Киеве, т-рах Лит.-художеств. об-ва (т-р Суворина) и "Фарс" в Петербурге. Выступал также в Новочеркасске, Вильно, Риге, Ростове-на-Дону (где и умер). Обладая большим природным дарованием, нервным темпераментом, блестящими внешними данными, красивым голосом, А.-Э. исполнял преим. драматич. и героич. роли: Треплев ("Чайка"), Чацкий, Незнамов, Жадов; Акоста ("Уриель Акоста" Гуцкова), Арман Дюваль ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Кин (о. п. Дюма-отца) и др.

Лит.: "БИТ", СПБ, 1901-1902, прилож. 3, с. 72; Д p lise н Н., Сорок лет театра. Воспоминания, П., (б. г.], с. 02-53. А. Шн.

АНЧИЦ (Auczyc), Владислав Людвик (12. XII. 1823, Вильно,- 28. VII. 1883, Краков) - польский драматург, поэт и публицист. Учился в Кракове. Участвовал в нац.-освободит, восстании 1846, был заключ„н в тюрьму. Лит. деятельность начал в 1849. Гл. героями народных драм А. являются крестьяне. В "Хлопах-аристократах" (1850) высмеиваются иллюзии свободы, связанные с уничтожением барщины в Галиции, в "Хлопской эмиграции" (1876) показывается стремление галицийских крестьян к эмиграции, вызванное тяж„лыми условиями жизни. Сочувствие А. на стороне крестьян, тяж„лую жизнь к-рых он рисовал с большой достоверностью, создавая яркие жанровые картины, насыщая действие нар. музыкой, пением, танцами. Для пьес А. характерен живой диалог, нар. юмор. А. написал также ряд пьес на историч. сюжеты. Наиболее значительная из них - "Костюшко под Рацлавицами" (1861), где А. показывает Костюшко как победителя в знаменитой битве под Рацлавицами. Пьесы А. пользовались популярностью; они ставились в Краковском т-ре, в них играл актер Л. Сольский ("Хлопская эмиграция", "Костюшко под Рацлавицами") и др. крупные польские актеры.

Соч.: Zycie i pisma, t. 1-6, Krakow, 1908. Б. Рос. АНШЛАГ (нем. Anschlag - афиша, объявление) - специальное объявление ("все билеты проданы"), вывешиваемое в необходимых случаях у кассы театра. Понятие "А." тождественно понятию "полный сбор".

АШШОЦ (Anschutz), Генрих (8. II. 1785-29. XII. 1865) - австрийский актер. Один из основоположников сценического реализма в австр. т-ре. Получил юридич. образование в Лейпцигском ун-те. В возрасте 22 лет начал играть в нюрнбергском т-ре, затем выступал в небольших т-рах Лейпцига, Данцига, Кенигсберга и др. городов. В 1821 был приглаш„н в "Бургтеатр" (Вена). С 1828 входил в состав комитета ведущих актеров, осуществлявших художеств. руководство "Бургтеатром". А. обладал могучим темпераментом, звучным голосом широкого диапазона, высокой культурой сценич. слова. С равным успехом он исполнял роли в трагедиях и комедиях, стремясь к раскрытию богатства чувств и мыслей своих героев. Роли: Лир, Фальстаф ("Король Лир" и "Генрих IV"), Г„ц фон Берлихинген (о. п. Г„те), Антон ("Мария Магдалина"Хеббеля). В 1864 А. оставил сцену.

Лит.: Laube H., Das Burgtheater, Lpz., 1868; С o s t e-n o b l e K. L., Aus dem Burgtheater, W., 1889; Jacobs M., Deutsche Schauspielkunst, B., 1954. JJ Лоб.

АНЬХОЙСКИЙ ТЕАТР (x о и ц з ю и) - один из видов местного китайского т-ра провинции Аньхой. Был известен с нач. 17 в. Представляет собой разновидность т-ра кит. муз. драмы, в к-ром пение преобладает над диалогом, а оркестровое сопровождение незначительно. актеры исполняют мелодии провинции Кунь-шань, сочетая местный нар. стиль с классич., что способствовало популярности А. т. (в конце 18 в.). В 1790 т-р впервые выступил в столице Китая Пекине во главе с ведущими актерами Гао Лань-цином и Ци Тянь-сю. В 90-х гг. 18 в. аньхойские актеры создали 4 труппы, к-рые стали ведущими т-рами столицы. В репертуаре А. т. было св. 1000 пьес (сохранилось ок. 50 пьес), гл. обр. исторических ("План восьми расположений", "Встреча в городе Гучэне" и др.). К сер. 19 в. из слияния А. т. с т-ром куньцюй, т-рами сычуаньским, ханьси и др. образовался новый вид кит. муз. т-ра - цзинси, к-рый известен в наст. время как театр Пекинской муз. драмы.

Лит.: Хунн Шу,Янь Ц и-т а н, Происхождение аньхойских трупп и аньхойского театра, в кн.: Местная драма Восточного Китая, Шанхай, 1953; А о к и M а с а р у, История современного китайского театра, Шанхай, 1956 ( )ое работы на кит. яз.). И.Г., Б.Р.

АОЯМА, ‚сио (р. 1903) - японский режиссер п балетмейстер. Окончил театр. школу и школу классич. танца в Токио; изучал хореографич. иск-во в Германии. В 1923 участвовал в создании т-ра Цу-кудзи (Малого т-ра) в Токио. Поставил в 20-30-х гг. пьесы Шоу, Чехова, Горького, Ибсена, Шницлера, Метерлинка. В пост. А. проявилось влияние экспрессионизма. В 1944 был одним из организаторов Современного театра {Хаю-дза). С 1.946 А.- гл. режиссер токийского оперного т-ра Фудзивара. Н. И.

АПАРТ (франц. a part, итал. a parte - в сторону) - монологи или реплики, направленные в публику (считается, что присутствующие на сцене их не слышат). При„м А. широко применялся в античной драме для объяснения мыслей, чувств и намерений действующих лиц. Оттуда он переш„л в классицистическую драму: при помощи А. автор поучал зрителей, разъяснял и мотивировал происходящие на сцене события. Позднее при„мом А. пользовались чаще всего для создания комич. положения, когда один персонаж слышал (полностью или частично) то, что другой говорил "в сторону". Реплики А. широко употреблялись еще в 19 в. (имеются в "Ревизоре", "Горе от ума" и мн. др.). При„мом А. пользуются и в совр. т-ре (Ведущие - в "Оптимистической, трагедии", хор - в "Иркутской истории" Арбузова и др.).

АПАЧ (от нем. Patsch - пощ„чина) - в цирке при„м клоунады, звонкая фальшивая пощ„чина, к-рой награждают дсуг друга клоуны.

АПЛОДИСМЕНТЫ (франц. applaudissement - рукоплескание, от лат. applaudo - рукоплещу) - выражение одобрения, приветствия. В театре - рукоплескания публики в знак одобрения исполняемого на сцене, а также для вызова актеров по окончании акта. Еще в Др. Риме существовала разработанная система А., имевших разные значения. А. сохранились в т-рах всех последующих врем„н и стран. В России А. вошли в обиход с конца 18 в.

АПОЛЛИНЕР (Apollinaire), Гийом наст. фам. и имя - Костровицкий (Kostrowicky), Гийом Альбер Владимир Александр Аполлинарий] (26. VIII. 1880-9. XI. 1918) - французский писатель, поэт, драматург. Род. в Риме. Происходил из старинного рода польских дворян. Получил образование в коллежах Монако и Канн. Лит. деятельность начал в 1897 в Ницце, где выпускал рукописную газету "Мститель" и помещал в ней стихи и фарсы. В 1900 написал одноактную комедию "Бегство постояльца". В 1903 А. приступил к созданию драмы в стихах "Сосцы Тирезия", заверш„нной им в 1917 (студия Р. Мобеля, Париж). Эта пьеса, направленная против мальтузианства, носила формалистич. характер. А. определил "Сосцы Тн-резия" как "сюрреалистическую" драму. В предисловии к пьесе А. сформулировал осн. черты нового направления в театр. иск-ве, формировавшегося в полемике с творческой практикой А. Антуана. Выступая против натуралистич. изображения действительности, А. требовал полного произвола художника в трактовке явлений жизни, настаивал на том, чтобы на сцене показывали не "кусок жизни", а "драму человечества" вообще. В пьесе "Цвет времени" (1918, т-р "Искусство и свобода" Л. Л ара, Париж), рисуя картину гибели старого мира, раздираемого непримиримыми противоречиями, А. создал сатирич. образ-макаку человека-индивидуалиста. В 1918 А. написал текст оперы-буфф "Казано-ва". Сатирико-буффонная направленность драматургии А. оказала значительное влияние на творчество Ж. Кокто, Ж. Жироду, А. Адамова.

Соч.: Oeuvres poetiques, Р., 1956. См. библ., г. 1221-35. Лит.: Aragon L., Le 24 juin 1917, "Lettres francaises", P., 1957, 27,VI-3VII. В. Вал.

"АПОЛЛО" (Apollo Theatre)-английский театр. Открыт в 1901 в Лондоне. В "А." выступали муз. и драм. труппы. В течение ряда сезонов в "А." устраивались муз. клоунские представления "Пелисье фоли" (организатором этих представлений был композитор Г. Пелисье). С 20-х гг. 20 в. в "А." ставятся пьесы англ. и зарубежных авторов. Среди спектаклей т-ра: "То, что знает каждая женщина" Барри (1923), "Восторг идиота" Шервуда (1938), "О мышах и людях" Стейн-бека (1939), "Ярко освещ„нный путь" Реттигена (1942), "Каково им дома?" Пристли (1944), "Личные жизни" Коуарда (1944), "Тигр у ворот" Жироду (по его пьесе "Троянской войны не будет", 1955). ?. ?.

"АПОЛЛО" - латышский театр. Основан в 1905 в Риге актерами Нового Латышского т-ра после его закрытия царскими властями. В годы реакции "А.", работая в трудных условиях (отсутствие материальной базы, текучесть состава), пользовался большой популярностью среди рабочих зрителей и трудовой интеллигенции. Среди лучших спектаклей "А.": "На дне" (1906); "Евреи" Чирикова (1906), "Гибель Надежды" Хейерманса (1905); т-р впервые осуществил пост. на латышской сцене пьес Чехова ("Иванов", 1906, "Дядя Ваня", 1907). Но репертуар "А." был противоречив; наряду с произведениями Горького и Чехова здесь шли и декадентские пьесы. Из труппы "А." вышли ведущие латышские актеры: Р. Берзинь, Г. ЖибалТу А. Амтман-Бриедит и др. После основания Лиепайского (1907) и Нового Рижского (1908) т-ров лучшие актеры перешли туда, т-р "А." потерял сво„ значение и был закрыт. Я. К.

АПОЛЛОДОР из Г e л ы ('??????????? ???????) (342-290 до н. э.) - представитель новой аттической комедии. Современник драматурга Менандра. Сохранились отрывки комедий А. Д. С.

АЦОЛЛОДОР изКариста ('??????????? 6 ????-?????)(??,300-260 до н. э.) - один из видных представителей новой аттической комедии. Написал около 50 произведений. Сохранились отрывки 12 из них. А. пять раз оказывался победителем на драматических состязаниях. У А. заимствовал сюжеты для двух своих пьес римский комедиограф Те-ренций.

Соч.: Frammenta, comicorum graecorum, t. IV, lirsi?. von A. Meineke, В., 1841. Д. С.

"АПОЛЛОН" - русский художественно-литературный иллюстрированный журнал декадентского направления. Издавался в Петербурге с октября 1909 (вышло три номера) по дек. 1917 (ежегодно по десяти номеров, в 1910-девять). Редакторы-С. К. Маковский и Н. Н. Врангель (в разные годы - совместно и порознь). В "А." печатались статьи и хроника по вопросам изобразит, иск-ва, лит-ры, музыки, т-ра. Помещались регулярные рецензии - обзоры постановок моек., петерб. и крупных провинциальных т-ров, краткие корреспонденции о зарубежных театр. событиях и др. В журнале сотрудничали Л. Н. Андреев, В. Я. Брюсов, А. А. Блок, Н. Н. Евреинов и др. Большинство статей в "А." основывалось на идеалистической теории "искусства для искусства". В 1909-10 журнал имел приложение - "Литературный альманах" (вышло 3 книжки). А. Шн.

АПОЛЛОНИО (Apollonio), Марио (р. 28. IX. 1901)- итальянский критик, историк литературы и театра. Профессор католического ун-та в Милане. Активная деятельность А. как историка литературы и критика развернулась гл. обр. в области изучения творчества драматургов. А. написал книги: "Метастазио" (1930), "Альфьери" (1930), "Творчество Карло Гольдони" (1932), "Шекспир" (1941), "Мольер" (1942), "Ибсен" (1944). В этих работах драматургия изучается :е только с литературной, но и с чисто театр. стороны. Но в своей оценке творчества Гольдони и др. драматургов А. придерживается консервативной, клерикальной точки зрения, присущей итал. уч„ным, связанным с Ватиканом. Большим вкладом в театроведение является труд А. "История комедии дель арте" (1930), в к-ром впервые прослежено развитие этого вида т-ра. В капитальном труде А. "История итальянского театра" (4 тома, 1938-50) да„тся ан лиз всех видов итал. т-ра от мистерии до совр. драмы. А. написал ряд драм: "Дузе" (1947, т-р "Базилика", Милан), "Алкивиад", "Апокалипсис Иоанна Богослова".

С о ч.: Storia della commedia dell'arte, Roma, 1930;

Storia del teatro italiano, v. 1-4, Firenze, 1938-50. С Мок

АПОЛЛОНОВЫ ИГРЫ (лат. ludi Apollinares) - благодарственные празднества в честь бога Аполлона в Древнем Риме. Были учреждены во время 2-й Пунической войны (218-201), устраивались как в республиканскую эпоху, так и в эпоху империи, ежегодно 5 июля. Сопровождались театральными представлениями в Большом цирке (Circus maximus). C. M,

АПОЛЛОНСКИИ, Роман Борисович (1865-1928)- русский актер. В 1881 окончил балетное отделение Театр. уч-ща в Петербурге; в том же году был определ„н в труппу Александрийского т-ра; играл здесь до конца жизни. В летние сезоны выступал в Одессе, Киеве, Харькове и др. городах. Обладая блестящей внешностью, красивым голосом, изысканными манерами, А. в молодости исполнял роли "первых любовников": Гамлет, Фердинанд, Чацкий и др. Однако свои лучшие образы он создал, когда переш„л на характерные роли. А. играл также Протасова ("Живой труп"), Тарелкина ("Дело"), профессора Сторицына (о. п. Андреева). Последняя роль вызвала восхищ„нные отзывы Станиславского. После Октябрьской революции А. был заведующим художественной частью бывшего Александрийского т-ра, затем членом директории и управляющим этого т-ра (до 1920).

Лит.: Актеры и режиссеры. "Театральная Россия", М., 1928, с. 271; Ю р ь e в Ю., Записки, ч. 1-3,Л.-М., 1948; M a-лютпн Я., Актеры моего поколения, Л.-М., 1959, с. 237-256. А. Кл.

АПОРТИРОВКА (от франц. apporter - приносить) - один из элементов цирковой дрессировки. Заключается в том, что животное (обычно лошадь) по приказу артиста-дрессировщика находит и приносит ему спрятанные на манеже (в опилках, в специальных шкатулках и т. п.) предметы. Ал. Ш.

АПОСТОЛОВ, Мефодий Максимович [р. 11 (24). V. 1915] - молдавский советский актер. Нар. арт. Молд. ССР (1952). Член КПСС с 1948. Депутат Верховного Совета Молд. ССР 4-го созыва. Сценич. деятельность начал в 1937 в Молдавском муз.-драм. т-ре (Кишин„в). Роли: Лебедев ("Гайдуки" Костаке);

Жадов, Митя ("Доходное место", "Бедность не порок"); Яровой ("Любовь Яровая"); Лазо ("Сергей Лазо" Бондаревой); Годун ("Разлом") и др. Творчество А. отмечено мастерством перевоплощения, стремлением раскрыть внутр. сущность характера героя. Д. П.

АПОСТОЛОВА, Екатерина (р. 17. XI. 1917)-болгарская артистка оперы (колоратурное сопрано). Впервые выступила на оперной сцене в Софии в 1940; с этого же года А. - солистка Софийской народной оперы. Выступала в различных по характеру партиях:

Джильда; Розина; Констанца, Сусанна ("Похищение из Сераля", "Свадьба Фигаро" Моцарта), Лючпя ди Ламмермур (о. п. Доницетти) Каролина ("Тайный брак" Чимарозы) и др. Гаст} тировала в ГДР, Чехословакии, Румынии и др. г пах. Выступает в концертах. Л. М.

АПОФЕОЗ (от греч. ???????? - обожествление) - заключительная, торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы, циркового представления. А. прославляет народ, героя, к.-л. событие и т. п. В н„м участвует большое количество действующих лиц. А. носит обычно монументальный характер, исполнен подъ„ма, мощи, величия (заключит, сцены оперы "Иван Сусанин", балета "Медный всадник" и т. п.). Может являться также самостоят, частью к.-н. зрелища (представления, празднества, шествия). Самостоят. А. (обычно без текста) строятся на выразительных группировках и позах действующих лиц ("живая картина", "немая сцена"), в них используется яркое декорационное оформление, костюмы, бутафория и т. п. Мастером эффектных самостоят. А. был в России художник-декоратор и машинист Большого т-ра К. Ф. Вальц.

АППАКОВА, Даржия Сейфулловна [18. II (2. III). 1898-28. V. 1948] - татарская советская писательница, драматург. В 1922-23 училась в драм. студии при Казанском Большом драм т-ре, в 1923-25 работала как актриса в труппе Казанского политотдела. Лит. деятельность начала в 1932 (писала преимущественно для детей). Автор пьес: "Находчивый юноша" (1945, Т-р им. Камала, Казань), "Колыбельная песня" (1949), "Ильдус" (1950), поставленных татарской труппой ТЮЗа (Казань). X. К.

АППАРАО, Гурузада (30. XI. 1861-30. XI. 1915)- индийский писатель. Один из основоположников совр. лит-ры на яз. телугу. В 1896 написал свою первую пьесу "Каньясулкам" ("Выкуп за невесту"), посв. бесправному положению женщин Андхры. Пьеса, отмеченная реалистич. характеристикой героев, написанная разговорным языком, успешно ставилась любительскими коллективами. А. принадлежат также пьесы "Кондубхаттийяму", "Биль-ханнийяму", направленные против религиозных и кастовых предрассудков. Св. 77.

АППИА (Appia), Адольф (1. IX. 1862-29. II. 1928) - музыкант, художник и теоретик театра. Род. в Женеве (Швейцария). Творч. взгляды А. формировались в 90-х гг. в кругах, близких вагнеров-скому т-ру в Байр„йте и пропагандировавших идеи музыкальной драмы. Наблюдая ремесленническую, рутинную постановку произв. оперного иск-ва на сцене, А. выступил с книгой "Сценическое воплощение вагнеровской драмы" (1895), а затем с работой более общего характера - "Музыка и е„ сценическое воплощение" (1899). А. требовал, чтобы оформление спектакля было подчинено интересам актера, к-рого должны окружать не иллюзорные живописные холсты, а подлинно тр„хмерное пространство, с планшетом сцены, разбитым на планы различной высоты, по к-рым мог бы двигаться актер. Мощным выразит. средством А. считал свет, но не рамповый и софитный, уничтожающий тени, а концентрированный, создающий тени и выявляющий объ„м. Подчиняя сценич. оформление спектакля раскрытию душевного состояния персонажа, А. требовал отказа от бытовой и историч. детализации, призывал к предельной обобщ„нности, абстрактности и условности декорации, считал, что цветовой или световой штрих способен в большей мере раскрыть эмоциональное содержание образа, чем бытовые детали. Ок. 1910 А. стал работать совм. с Э. Жаком-Далькрозом в руководимом последним Ин-те ритмической гимнастики (Хеллерау), где участвовал в создании пластич. композиций. С этих пор понятие ритма занимало вс„ большее место в его теоретич. трудах и проектах оформления спектаклей. Замыслы сценич. (пространственного и светового) воплощения муз. драм Вагнера, а позднее и др. муз. и драм. произведений (пьесы Ибсена, "Фауст" Г„те) А. фиксировал в эскизах. В 1903 в Париже по его замыслу была осуществлена пост. отрывков из симфонич. музыки Шумана к поэме "Манфред" Байрона и из оперы "Кармен". В 1912 в Хеллерау совм. с Жаком-Далькрозом А. пост. пластич. композицию на муз. оперы "Орфей и Эвридика" Глюка. В 1923 в миланском т-ре "Ла Скала" по его проектам и эскизам была пост. опера "Тристан и Изольда" Вагнера.

На теоретич. взгляды А. оказали влияние символистские тенденции, характерные для бурж. иск-ва его времени. Но искания А. во многом определили новаторские устремления передовых режиссеров и театр. художников нач. 20 в. (М. Рейнхардт. Ж. Копо, Ж. Питоев, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров и др.).

С о ч.: La mise en scene du drame wagnerien, P., 1895; Die Musik und die Inszenierung, Monaco, 189JB; Comment reformer notre mise en scene, "Revue", P., 1904, 1; Notes sur le theatre, "La vie musicale", Lausanne, 1908, 1,15 Apr.; Die Musik und das Buhnenbild, в кн.: Katalog der Zuricher Theaterkunstausstellung..., Z., 1914; L'oeuvre d'art vivant, Gen., 1921; L'art vivant ou nature morte?. P., 1923; Album de productions, Z., 1929;

Goethes "Faust", Bonn, 1929.

Лит.: Волконский С., Адольф Аппиа, в кн.: Художественные отклики, СПБ, 1912; Бабенчиков ?.,?? Анпиа и Крэга к будущему театру, "Новая студия", М., 1912, сј 10; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на пубеже XIX - XX столетий, Л.-М., 1939; S i m o n s ? n L., Adolphe Appia, в кн.: The stage Is Set, N. Y., 1946; "Theatre Arts Monthly", 1932, August; G u e r r i e r i G.,ba Appia a Gordon Craig, в кн.: La regia teatrale, Roma, 1947. А. Мое.

АППЛИКАЦИЯ в т е а т p e (от лат. applicatio -накладывание) -при„м изготовления декораций, обивки мебели, мягкой бутафории, костюмов. А. в декорациях созда„тся пут„м наложения на основу(непрозрачную- холст, просвечивающую - бязь, или прозрачную - сетка) деталей, вырезанных из материала различной плотности, фактуры и окраски. Для А. на плоских завесах применяются мягкие, л„гкие материалы (бязь, марля, тюль и др.); при апплицировании на объ„мных предметах также и более тяж„лые материалы (холст, байка, плюш и др.). Художник-исполнитель наносит на осн. материала рисунок А. Затем окрашенные куски А. нашивают или наклеивают пластическим клеем на основу (предварительно А. пропитываются огнезащитным составом и подкрахмаливаются). При подсвечивай ии сбоку и освещении сзади декорации с А. могут создавать разнообразные выразительные эффекты.

Лит.: Серебрякова Т., Мягкие и аппликационные декорации, М., 1952.

"АПТЕКАРЬ" ("Der

Apotheker")-опера И. Гайдна, либр. по пьесе К. Гсль-дони"Lо Speziale". Пост. осенью 1768, замок князя Эстергази в Зйзентптадте. Последующие пост.: Вена (1770, 1895,' 1899, 1909, 1932); Дрезден (1895);

Гамбург (1895); Амстердам (1911); Лондон (1925); Нью-Йорк (1926); Будапешт (1932). Изда ния.-"A.", W.-Lpz., A. J. Gutmann, 1895. Д\ Гр.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница