Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
https://vk.com/electrastyle35
запорная арматура

Театральная энциклопедия
(страница 20)


АНТИФАН CAvTKpvric) (ок. 408-334 до н. э.) - древнегреческий комедиограф. Жил в Афинах. Был одним из наиболее известных авторов т. н. средней аттической комедии. А. одержал 13 побед на драматич. состязаниях. Сохранилось ок. 200 названий и св. 300 отрывков его комедий.

Лит.: Comicorum atticorum fragmenta, ed. Th. Koek, v. 2, Lipsiae, 1884, д c

АНТИЧНАЯ ДРАМАТУРГИЯ (от лат. antiquus - древний) -драматургия рабовладельческих обществ Др. Греции и Др. Рима. Возникновение А. д. относится к 6 в. до н. э. Наиболее плодотворные эпохи А. д. совпадают с периодом расцвета греч. трагедии и т. н. древней аттической комедии (5 в. до н. э.), а также бытовой комедии, вначале в Греции (4-3 вв. до н. э.), затем в Риме (3-2 вв. до н. э.). А. д. явилась первым в Европе драматич. родом лит-ры, в к-ром сложились его осн. виды - трагедия и комедия дала художественно совершенные образцы поэтич. творчества. Прообразом совр. европ. драмы (не смешивать с античным термином "сатировская драма") как жанра являются нек-рые произв. представителей новой аттической комедии и е„ римских подражателей. А. д. и возникшая на е„ основе античная теория драматич. поэзии (Аристотель, Гораций и др.) оказали огромное влияние на европ. драматургию нового времени (Корнель, Расин, Мольер, Г„те, Шиллер и др.). Современный т-р, в т. ч. и советский, нередко обращается к наследию А. д. См. Древнегреческая драматургия., Древнеримская драматургия. С. Д.

АНТИЧНЫЙ ТЕАТР - понятие, объединяющее древнегреческий театра развивавшийся под его влиянием т-р нек-рых стран Ближнего Востока (входивших в круг т. н. эллинистич. культуры) и т-р Древнего Рима (см. Древне римский театр). В период развития А. т. (6 в. до н. э.- 4-5 вв. н. э.) в Европе впервые было создано подлинное театр. иск-во (см. Античная драматургия Искусство актера}, возникли первые образцы постоянных театр. сооружений, театр. машин и декорац. оформления спектакля. Опыт и традиции А. т. оказали огромное влияние на теорию и практику европ. т-ра нового времени. С. А.

АНТОДА - см. Ода.

АНТОКбЛЬСКИЙ, Павел Григорьевич [р. 19. VI (1. VII). 1896] - советский поэт, режиссер, театральный деятель. Член КПСС с 1943. С 1915 был актером Студенческой (т. н. Мансуровской) студии в Москве, руководимой Е. Б. Вахтанговым. В 1919 студийцами была пост. романтич. пьеса А. "Обручение во сне". В 1919-20 работал в др. театрах, затем (до 1934) - в Т-ре им. Вахтангова. Среди работ А. этого периода - тексты загадок и песен к "Принцессе Турандот" Гоцци, песен - к "Много шума из ничего", режиссура спектаклей "Карета святых даров" Мериме, "Коварство и любовь" (совм. с О. Н. Басовым и Б. Е. Захавой). В 1934-45 А. ставил спектакли в 4-м колхозном т-ре Горьковской обл. (впоследствии - Драм. т-р им. Чкалова). В 1942 написал и пост. в этом т-ре драматич. поэму "Чкалов". А.- автор либретто опер "Севильский цирюльник" (1933, Оперный т-р им. Станиславского) и "Тиль Уленшпигель" Лотара (Муз. т-р им. Немировича-Данченко, 1931), а также статей по вопросам театр. иск-ва (в т. ч. о Вахтангове, М. А. Чехове, о драматургии М. Горького). Ст. пр. (1946).

Соч.: Детство и юность Е. Б. Вахтангова, в кн.: В а х-тангов Е. Б., Записки. Письма. Статьи, М.-Л., 1939.

АНТОН (Anton), Вацлав (16. V. 1850-18. II. 1917) - чешский артист оперы, оперетты (баритон) и драмы, режиссер. Пению обучался в Пражской консерватории; брал уроки у И. Матеса. Впервые выступил на оперной сцене в Пльзене в 1871. С 1873- солист, с 1881 - режиссер, с 1900 - гл. режиссер оперной и опереточной трупп в Загребе. Партии: Валентин ("Фауст"), Риголетто, Тонио ("Паяцы"). Выступал в опероттах Оффенбаха, Штрауса, Целлера, исполняя характерные и комедийные роли. Участвовал в драм. спектаклях (Рагно, "Сирано де Бержерак" Ростана и др.). В 1911 А. оставил сцену. В. И.

АНТОН‚Т (Anfconefc), наст. имя и фам. - Умберто Гиллауме (Guillaume) (1872-20. X. 1935),итальянский цирковой артист; "белый клоун". Работал с братом Вебе. В 1907 выступал с клоуном Г рок. С 1919 - премьер Парижского цирка. В 1919- 1933 А. работал с А. Фредиани в номере "Антонет и Бебе". А. был инициатором всех проделок, входивших в номер, командовал своим партн„ром. Создавал образ недал„кого, самоуверенного человека. Внешний облик А.- белое от пудры лицо, карминное пятно на кончике носа и черта над левым глазом, пышный атласный костюм с причудливой отделкой из мишуры, головной убор с цветным пером.

АНТОНЙЦЕС ВАН ДЕР ГУС (Antonides van der Goes), Йоаннес (3. V. 1647-18. IX. 1684) - голландский поэт, драматург. Автор историч. трагедии "Тразил, или Застигнутый врасплох Китай" (1666), об одном из эпизодов завоевания Китая маньчжурами. Эта трагедия, отличавшаяся живостью обрисовки характеров, нарушавшая классицистские каноны, явилась вкладом в развитие голл. драматургии. А. Вис,

"АНТОНИЙ И КЛЕОПАТРА"("Ап1опу and Cleopatra")-трагедия В. Шекспира. Соч. ок. 1607. Пост. впервые 20 мая 1608 "Энтертейнмент стейшонерс холл" (Лондон). В 18-19 вв. "А. и К. о (преимущ. в различных обработках, в т. ч. в обработке Драйдена под назв. "Вс„ для любви") ставилась в лондонских т-рах "Друри-Лейн" (1890), "Олим-пик" (1897) и др. В 1908 "А. и К." по тексту Шекспира ставил т-р Манчестера. Роль Клеопатры исполняла Э. Дузе во время своих гастролей по странам мира. В 1957 "А. и К." пост. "Олд Вик", Лондон (реж. Хелпмен; Антоний - Мичелл, Клеопатра - Уайтинг); в 1953 - Мемориальный Шекспировский т-р (Стратфорд-он-Эйвон) (Антоний - Редгрев, Цезарь - Горинг, Клеопатра - Эшкрофт).

Первая пост. "А. и К." в России - 26 янв. 1887 в Малом т-ре (на сцене Большого т-ра) (перевод С. Юрьева, музыка Кленовского, худ. Вальц; Антоний - К. Рыбаков, Цезарь - Южин, Энобарб - Ленский, Клеопатра - Федотова, Лепид - Невский, Октавия - Шумская); затем- Новый т-р Яворской, Петербург (1903, реж. Н. Попов; Клеопатра - Яворская).

На сов. сцене первым поставил "А. и К."25 янв. 1923 Ленингр. т-р им. Пушкина (реж. Раппопорт, худ. Щуко; Антоний - Юрьев, Цезарь - Студенцов, Лепид - Малютин, Энобарб - Любош, Клеопатра - Тиме и Юренева, и др.). Последующие пост.: Т-р им. Марджанишвили (Тбилиси, 1951) (перевод Ма-чабели, реж. Таблиашвили, худ. Сумбаташзили, музыка Кере-селидзе; Клеопатра - Анджапаридзе, Антоний - Кобахид-зе. Цезарь - Шавгулидзе), Т-р им. Кингисеппа(Таллин, 1955; реж. Таммур, он же - исполнитель роли Помпея, худ. Рен-тер, композитор Ото; Антоний - Карм, Клеопатра - Тальви, Цезарь - А. Эскола, Лепид - Ребане, Энобарб - О. Эскола, Октавия - Кязи), Ленпнгр. т-р им. Ленсовета (1956; реж. Бромлей, е„ же перевод; Антоний - В. Лебедев, Клеопатра - Будрейко), Свердловский т-р (1957; реж. Битюцкий, худ. Ула-новский, музыка Кацмана; Антоний - Молчанов, Клеопатра - Шатрова и Малиновская, Цезарь - Гецов, Лепид - Максимов, Энобарб - Буйный), Саратовский т-р (1959; реж. Бондарев и Лядов, худ. Аредаков; Антоний - Сальников, Клеопатра - Шутова, Цезарь - Лядов, Лепид - Василевский, Энобарб - Колобаев, и др.).

И з д а н и я.-Первое изд.-1623 (на англ. яз.); первый рус-скийпер. в Приложении к "Репертуару Русского театра", 1840, ј 1, прозаич. пер. Леонтьева. Из последующих переводов: С. Кетчера - 1850; С. А. Юрьева - пер. и приспособление для сцены,журн. "Библиотека для чтенияо, 1879,ј 4; А.Н. Островского (отрывки), в Сборнике Общества любителей российской словесности, М., 1891; Суворина, П., 1910; А. Радловой, Л.-М., 1940; Б. Пастернака, М., 1944.

Лит.: Мастера театра в образах Шекспира, М.-Л., 1939, с. 99-106; Шекспировский сборник, М., 1958, с. 245-255, 424-430, 448-452, 459-461. А. Ши.

АНТОНИО (Antonio), Антонио Руис Со-л е р (р. 4. XI. 1923), - испанский танцовщик и балетмейстер. Ученик исп. педагогов: М. Реаль (испанские танцы), Фраскильо (танцы в стиле "фламенко") и А. Перисета (классич. танец). В 1930 дебютировал в "Театро дель Дуке" в Севилье. Исполнение А. характеризуется гибкостью, л„гкостью" виртуозным владением кастаньетами, акробатич. прыжками. В 40-е гг. с успехом выступал в Европе и Америке. В 1953 организовал балетную труппу. А. ставит хореографич. номера и сцены, в к-рых сочетает элементы нар. исп. танца с классич. балетом. В 1958 пост. балет "Треуголка" де Фальи и эстрадное представление "Таверна быков".

Лит.: Beaumont С. W., Antonio..., L., 1952; В г u n е 1-I е sc h i Е., Antonio and Spanish dancing. L., 1958. Ham. P.

АНТОНИО И ШЛИСКЕВИЧ - советские цир-ковые артисты; ков„рные клоуны: 1) Антонио (даст. фам. и имя - Маркунас, Антонас Игносович) (р. 18. V. 1915) - по национальности литовец. Работу в цирке начал с 1938. Засл. арт. Латв. ССР (1954). 2) Шлискевич, Алексей Карлович (р. 11. I. 1904) - по национальности латыш. Работу I цирке начале 1916. Засл. арт. Латв. ССР (1954). В Й950 А. и Ш. создали клоунский дуэт, развивающий Цэканр буффонады. Комедийное дарование артистов выявилось в их совм. работе. Они исполняют живые, Политически острые сценки и пародии. М. 3. АНТбНИУ(Апи)???и), Костаке (р. 1900) - румын-Едкий актер. Нар. арт. РНР. Сценич. деятельность начал в 1920 в т-ре в Яссах. С 1935 - актер Нац. т-ра им. ?Караджале в Бухаресте. Среди ролей раннего периода:

Думитраке, Подвыпивший гражданин ("Бурная ночь", Потерянное письмо" Караджале), Хлестаков, Осип ("Ревизор"), Подкол„син ("Женитьба"), Скапен; Сга-нарель ("Дон Жуан" Мольера). Позднее А. расширяет свой репертуар, включая в него ряд драматич. ролей: Войницкий; Прозоров ("Три сестры"), Микола ("Украденное счастье" Франко), Муромский ("Свадьба Кречинского"). С большой драматич. силой играл А. в произв. совр. драматургии: профессор Андроник ("Последняя сенсация" Себастьяна), Спиридон Хампу ("Великий день" Банущ), Черногубов ("Персональное дело" Штейна). А. Гер. АНТОНЙУ (Antoniu), Кристать (р. 1917) - албанский артист оперы (баритон). Пению обучался в Бухарестской консерватории. С 1954 А.- один из ведущих певцов Т-ра оперы и балета в Тиране. Партии: Жермон; Альфио ("Сельская честь" Масканьи) и др. Выступает в концертах. Д. А г. АНТОНОВ, Зураб Назарович [9 (21). IX. 1820, Гори (Грузия), - 13 (25). XII. 1854, Тифлис] - грузинский драматург, актер. По национальности армянин. Род. в купеческой семье. Учился в Горийском уездном уч-ще, затем служил Писцом в уездном управлении в Гори. В 1851 начал актерскую деятельность, вступив в труппу груз. проф. т-ра в Тифлисе. Работал также режиссером (в 1854 руководил т-ром). Как драматург А. принадлежал к реалистич. школе Г. Эристави. Написал пьесы: "Затмение солнца в Грузии", "Свадьба хевсуров" (1852), "Хочу быть княгиней", "Муж пяти жен" (1851), "Белый медведь паши" (пер. 1851), "Разве дядюшка женился?"

(1852), "Кер-оглы" (1853), "Путешествие литераторов на плоту", "Два постояльца" (1854) и др., пост. в т-ре, созданном Г. Эристави, а впоследствии и в др. т-рах. Был первым груз. драматургом, отразившим в своих пьесах жизнь демократич. слоев населения и создавшим образы людей из народа.

С О Ч.: о б (в) п б п з о Ъ., ЭЪоЬ гообппо Ьооотдпс'Зо (БоЭод. JSoo ЬоЭ ЭспЭдорд(т). ооооЬо, 1955.

Лит.: Б у х н и к а ш в и л и Г., Театр Георгия Эристави, Тб., 1948.

БАРТЕНЕВ - советские цирковые артисты; клоуны: 1) Антонов, Николай Александрович (р. 3. VII. 1906)-работает в цирке с 1924 сначала как акробат, затем как клоун. 2) Бартенев, Василий Михайлович (р.20. I. 1900) - работает в цирке с 1922. Яркий комедийный актер. С 1924 А. и Б. выступают как клоунская пара (ков„рные). Первое время использовали в своих антре образы популярных артистов датского кино Пата (Антонов) и Паташона (Бартенев). Были среди первых клоунов, утверждавших на манеже сов. цирка политическую сатиру. В репертуаре А. и Б.-ряд злободневных интермедий.

Лит.: Дмитриев Ю., Очень смешные клоуны, "Советский цирк", I960, ј з. М. 3.

АНТОНОВА, Елизавета Ивановна [р. 24. IV (7.V).1904] - русская советская артистка оперы (контральто). Нар. арт. РСФСР (1951). Пению обучалась у М. А. Дейши-Сионицкой и К. Г. Держинской. В 1928-29 А.-солистка Ленингр. Малого оперного театра, с 1933 - Большого т-ра. Партии: Соло-ха ("Черевички" Чайковского, Ст. пр. 1942), Княгиня ("Русалка"), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Ваня("Иван Сусанин"), Фрика ("Валькирия" Вагнера) и др. Выступала во многих оперных театрах страны.

АНТОНОВИЧ, Даниил Исидорович (наст. фам.- А н т о н о в и ч-Б у д ь к о) [р. 10 (22). XII. 1889] - украинский советский актер. Нар. арт. СССР (1954). Член КПСС с 1944. В 1919 окончил Киевский муз.-драм. ин-т им. Лысенко и вступил в труппу Киевского т-ра им. Шевченко. С 1920 работал в Киевском драм. т-ре, с 1922-в т-ре" Берез?ль", в 1923-26-в 1-м рус. рабочем т-ре в Москве, с 1926- актер т-ра "Берез?ль" (ныне Харьковский т-р им. Шевченко). А.- один из первых актеров, создавших на укр. сцене образы большевиков, раскрывавшие передовую идейность, высокие моральные качества сов. людей. Образы А. монолитны и целостны, исполнены оптимизма и высокого советского гуманизма. актер ч„тко определяет сущность мировоззрения своих героев, выражает глубокую человечность, душевное богатство, поэтичность.

Среди ролей А.: Железняк ("Гайдамаки" Шевченко), Гнат и Михайло ("Савва Чалый" и "Суета" Карпенко-Карого), Шельменко ("Шельменко-денщик" Квитко-Основьяненко), Ярослав ("Ярослав Мудрый" Кочерги), Швиденко ("Генерал Ватутин" Дмитерко, Ст. пр. 1948). Большое место в творчестве А.' занимают роли в пьесах Корнейчука: Гайдай ("Гибель эскадры"), Тарас Голота ("Правда"), Берест ("Платон Кречет"), Мирон ("Фронт"), Макар ("Макар Дубрава"), Дремлюга ("Крылья") и др. Лучшие роли в рус. советской и классич. драматургии: Кошкин ("Любовь Яровая"), Листрат ("Земля" Вирты), Хлебников и Добротворский ("Персональное дело" и "Закон чести" Штейна), Тихон, Несчастливцев ("Гроза", "Лес"), в мировой классике - Отелло; Веррина

("Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера), Монтанеллп ("Овод" по Войнич). Снимался в кино ("Броненосец Пот„мкин", "Стачка"). С 1949 вед„т педагогическую работу в Харьковском театральном институте (с1957проф.).

АНТОНОВСКИЙ, Александр Петрович (р. 1864) - 'русский артист оперы (бас-профундо). В 1882-85 обучался пению в Моск. консерватории у Д. Гальвани. Впервые выступил на оперной сцене в 1885 в Москве. В 1885-90 пел в Большом т-ре, в 1890-1900-в частных оперных т-рах Москвы, Киева, Одессы, Харькова и др. городов. В 1900-02 работал в Мариинском т-ре в Петербурге. Обладал голосом исключительно мощного звучания. Партии: Сусанин; Кончак ("Князь Игорь"), Мельник и др. В Мариинском т-ре был первым исполнителем партий Малюты Скуратова и Варяжского гостя ("Царская невеста", "Садко"). В 1904 А. оставил сцену. Я. Каз. AHTOIUEHKOB, Григорий Иванович [р. 12 (24). III.1898]-русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1954). Член КПСС с 1945. Сценич. деятельность начал в 1920 в подупроф. коллективе. В 1923-31 играл в т-рах Днепропетровска (т-р под рук. Л. К. Люд-вигова, Т-р им. Шевченко). С 1931 учился в ГИТПСе на режиссерском ф-те (окончил в 1934). В 1934-39 работал в т-рах Оренбурга, Ульяновска, Ейска, Кимр, с 1939- во Владивостокском т-ре. А. создал ряд ярких образов в пьесах Горького: Бессеменов, Бубнов, Яковлев ("Мещане", "На дне" и "Фальшивая монета"). Среди его лучших ролей также Галушка, Романюк ("В степях Украины" и "Калиновая роща" Корнейчука), Черняк ("Сергей Лазо" Бондаревой) и др. А.- остро-характерный актер. Иск-во его отмечено психологич. глубиной, стремлением к обобщениям, тонкой отделкой деталей. Создал образ В. И. Ленина в спектаклях "Человек с ружь„м" (1939), "Кремл„вские куранты" (1941);

"Незабываемый 1919-й" Вишневского (1950). Вед„т педагогич. и режиссерскую работу. И. С.

АНТРАКТ (франц. entracte, от entre - между и acte - действие) - 1) Перерыв между актами спектакля или отделениями концерта, циркового представления. Служит для отдыха исполнителей и зрителей, а также для перемены декораций. 2) Муз. пьеса, являющаяся вступлением к одному из действий (кроме 1-го) оперного или драм. спектакля

(А. в опере "Кармен", А. из музыки Чайковского к пьесе "Снегурочка" и т. п.). Исполняется обычно после перерыва, непосредственно перед поднятием занавеса.

"АНТРАКТ" - русская еженедельная газета. Предназначалась для чтения во время антрактов. Выходила в Москве сначала вместе с ежедневной газетой "Театральные афиши и Антракт" (1864 - 65), потом - самостоят. изданием (1866-68). Редактор - А. Н. Баженов, в 1868-В. II. Родиславский. В "А." печатались рецензии об отдельных спектаклях и концертах Москвы, Петербурга и провинции, театр. фельетоны и др. А. Шн. АНТРАКТНАЯ МУЗЫКА - музыка, исполнявшаяся в 18-19 вв. в зале или фойе театра в перерывах между актами для развлечения публики.

АНТРАША (франц. entrechat, от итал. intrecciato- сплет„нный) - в классич. танце род скачкообразного прыжка, во время к-рого ноги скрещиваются в воздухе (заноска), ударяя икрой об икру. А. делятся на ч„тные (royal, quatre, six, huit) - прыжок с двух ног на две, и неч„тные (trois, cinq, sept) - прыжок с двух ног на одну.

Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд., М., 1948; M ори ц В., Тарасов Н., Чекры-г и н А., Методика классического тренажа, M.-Л., 1940;

Blasts G., Traite elementaire, theorique et pratique de la danse, Milan, 1820; e г о ж e, The code of Terpsichore, L., 1830.

AHTPE [франц. entree - вход, вступление, выход (на сцену)] - 1) В ср.-век. Европе - торжеств. вступление, выход в пиршественный или бальный зал костюмированных персонажей. Участники А. обычно отплясывали мореску, выход сопровождался песнями, игрой на муз. инструментах. А. во Франции, Италии, Испании явились прообразами балета, а также интрады в 'инструментальной танц. сюите. 2) В 17-18 вв.- выход одной или неск. групп танцовщиков (с ч„тным числом участников), представлявших посредством танца и пантомимы часть действия балета, комедии-балета, оперы-балета. С конца 17 в. А. наз. также самостоят, часть балета или оперы-балета, имеющая собств. наименование (напр., "Празднества Гебы" Рамо, 1739, состоит из пролога и тр„х самостоятельных А.).3) В балете 19-20 вв.-вступительная часть разв„рнутого па-де-де (па-де-труа, па д'аксъон), общий выход танцовщицы и танцовщика (напр., в па-де-де в 3-м и па д'аксьон в 1-м актах балета "Спящая красавица", в па-де-труа в 1-м акте балета "Лебединое озеро"). 4) Клоунский номер, обычно комич. разговорная сценка или пантомима. Первое время А. называли всякое появление клоунов на манеже. А. связано с выступлениями клоунов амплуа Августа.

АНТРЕПРЕН‚Р (франц. entrepreneur - предприниматель) - владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия: театра, цирка и пр. За рубежом А. именуется: менеджером (в Англии), импрессарио (в Италии), продюсером (в Америке).

А. существуют с момента возникновения профессиональных трупп. Известен, напр., контракт, заключ„нный А. французом Л'Эпероньеромс актрисой М. Фере еще в 1545. Наряду с А., для к-рых театр был только источником дохода (напр., Ф. Хенсло - крупнейший театр. предприниматель Лондона врем„н Шекспира, владелец т-ров "Роза", "Фортуна", "Надежда"), всегда были и А., творчески связанные с т-ром. В конце 16-нач. 17 вв. это были-Дж. Б„рбедж и егосын, знаменитый англ. актер Р. Б„рбедж (возглавляли лондонские т-ры-"Театр", "Блэкфрайерс", "Гло-М)ус"), во 2-й пол. 17 в.-великий франц. драматург, ре- жисс„р и актер Мольер, в 18 в.- выдающийся англ. актер Д. Гаррик, возглавлявший совм. с антрепрен„ром Лейси т-р "Друри-Лейн" в Лондоне, нем. актеры в режиссеры К. Нейбер, И. Ф. Ш„неман, К. Аккер-ман; в 19 и 20 вв.- Ч. Кин, Г. Ирвинг, Ф. Бенсон, супруги Банкрофт и С. Фелпс в Англии; Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Дузе, Э. Де Филиппе - в Италии;

М. Рейнхардт, Э. Пискатор - в Германии; А. АН-туан, Ф. Жемье, Ж. Л Барро, Питоевы - во Франции; Д. Беласко - в США и т. д.

В 19 и 20 вв. широкое развитие получает также деятельность А., творчески не связанных с т-ром и являющихся лишь владельцами или арендаторами театр. зданий, организаторами гастрольных турне трупп и отдельных актеров-гастрол„ров (в США - бр. Фро-ман, глава крупнейшей театр. фирмы "Шуберт"; во Франции - М. Карсенти, Ломброзо, Жанвье и др.). В наст. время в зарубежных странах антрепризы вс„ более вытесняются различными компаниями, трестами и т. д.

В России появление профессиональных А. относится к 18 в. и связано с зарубежными предпринимателями: Я. Кунст, О. Фюрст-в Москве (10-е гг.), Манн (20-е гг.)-в Петербурге. В последующие периоды оперные, балетные, драм. труппы возглавляли: Фу-зань (30-е гг.), Сериньи (40-е гг.) - в Петербурге;

Локателли (50-60-е гг.) - в Москве. В 1779-83 в Петербурге антрепрен„р К. Книпер соорудил т. н. Деревянный т-р на Царицыном лугу, в к-ром играла драм. труппа под рук. И. А. Дмитревского. В 1782 здесь впервые был пост. "Недоросль". В Москве после Локателли в 1765-69 антрепризу держал рус. офицер Титов, с 1772-итальянец Гроти; в 1776 начал сво„ существование т-р Медокса.

В Москве и Петербурге, в силу монополии императорских т-ров (установлена официально в 1854, но фактически проявлялась значительно раньше), деятельность А. проходила гл. обр. в загородных дачных т-рах, клубах; А. выступали также организаторами цирковых зрелищ и эстрадных представлений. Но в провинции, свободной от монополии каз„нных т-ров, появилось огромное число театр. предпринимателей. Среди А. были и помещики, превратившие свои крепостные т-ры в коммерч. предприятия (граф Каменский в Орле, Есипов в Казани, кн. Шаховской в Нижнем Новгороде и др.). С 70-х гг. возникают попытки организации актерских товариществ без А.

К 1-й пол. 19 в. относится деятельность А., сыгравших заметную роль в истории рус. провинциального т-ра: И. Ф. Штейна, О. И. Калиновского, К. Зелинского и в особенности Л. Ю. Млотковского. Во 2-й пол. 19 в. появляется несколько выдающихся А., сочетавших организационную и творч. работу, способствовавших развитию рус. провинциального т-ра. Среди них: А. А. Рассказов, П. М. Медведев, Н. Н. Соловцов, Н. Н. Синельников, Н. И. Соболъ-щиков-амарин, П. П. Гайдебуров (и Н. Ф. С карская). В числе видных А. 2-й пол. 19 в. также И. Я. Сетов, Дюковы, П. П. Струйский, 3. А. Малиновская, актер и режиссер Н. К. Милославский, А. С. Суворин. Среди виднейших московских А.- А. А. Бренко, К. Н. Незлобии, С. И. Зимин, С. П. Дягилев, Ф. А. Корт.

Значит, роль в истории театр. культуры сыграли А.-меценаты (напр., в России С. И. Мамонтов - инициатор и организатор Моск. частной русской оперы; в Англии Э. Флауэр - инициатор и организатор Мемориального шекспировского театра, и др.).

Среди выдающихся цирковых А.- англичанин Ф. Астлей, многочисл. представители потомственных цирковых "династий": Франкони - во Франции, Ренца - в Германии, Чинизелли - в Италии, бр. Никитины - в России.

В Сов. Союзе частные антрепризы прекратили существование после издания декрета о национализации т-ров (1919).

Лит.: Островский А. Н., Записка об авторских правах драматических писателей (1869), в сб.: О театра. Записки, речи, письма, общ. ред. и вступ. ст. Г. И. Владыкина, Л.-М., 1941, с. 38-49; М о к у л ь с к и и С. С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939, с. 8с, 255, 376, 388, 436 (и ряд других); А н т у а н А., Дневники директора театра, [пер. с франц.], М.-Л., 1939; Жемье Ф., Театр. Беседы, собранные II. Гзеллем, [рус.. nep.J, М., 1958;

Данилове. С., Очерки но истории русского драматического театра, М.-Л., 1948, с. 71-81, 82-89, 143-149, 216- 224, 409-433; Ашукин Н. С., В с е в о л о д с к и й-Гернгросс В. Н. и Соболев Ю. В., Хрестоматия но истории русского театра XVIII-XIX веков, Л.-М., 1940, с. 256-276; Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене. Записки, Харьков, 1935; Собольщиков-Самарин Н. И., Записки, [Горький], 1940; Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931. А. Шн.

АНТРЕПРИЗА (франц. entreprise, от entreprend-ге - предпринимать) - театральное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем- антрепрен„ром. См. также Товаригцество.

АНТРОПОВ, Лука Николаевич [16(28). X. 1843- 14(26). IX. 1881]-русский писатель. Окончил юридич. ф-т Петербург, ун-та (1863). Как драматург А. дебютировал комедией-мелодрамой "Блуждающие огни", пользовавшейся большим успехом благодаря своей сценичности, "выигрышным" ролям (1873, Малый т-р - бенефис Федотовой, исполнявшей роль Лидии; в 1874 в этой пьесе выступила Ермолова, игравшая роль Лели, в Петербурге в этой же роли дебютировала Савина). А. принадлежат также пьесы "Ванька-ключник" (по повести Аверкиева, 1880, Малый т-р; Дашутка - Ермолова), "Очаровательный сон" (по повести Достоевского "Дядюшкин сон", 1878, Малый т-р). А. был также театр. рецензентом (газеты "Голос", "Московские ведомости" и др.), автором ряда театр.-критич. статей.

С о ч.: Блуждающие огни, М., 1878, СПБ, 1890. Лит.: Б о б о р ы к и н П., За полвека, М.-Л., 1929;

Венгеров С., Критико-биографический словарь руссьпх писателей и уч„ных, вып. 1, СПБ, 1889, с. 689. А. Шн.

АНТТИ (АпШ), Ауне (р. 23. XII. 1901) - финская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в консерватории в Хельсинки, а также в Париже, Вене и Берлине. Впервые выступила на оперной сцене в Хельсинки в 1931. Гастролировала в Скандинавских странах, США и др. Партии: Елизавета ("Тангейзер"), Маргарита ("Фауст"), Недда ("Паяцы"), Микаэла и др. Выступает также как камерная певица. Занимается педагогич. деятельностью. С. Л.

АНТУАН (Antoine), Андре (31. I. 1858, Лимож,- 9. X. 1943, Полигон) - французский режиссер, актер, теоретик театра. Родился в семье мелкого служащего. С юных лет увлекался театр. иск-вом, и, чтобы иметь возможность посещать спектакли, работал в т-ре "Комеди Франсез" клакером, затем - статистом. А. удалось устроиться в частную театр. школу "Жимназ де ла Пароль", где он дебютировал как актер в роли Давида Зихеля ("Друг Фриц" Эрк-мана-Шатриана). А. пытался поступить в класс декламации Парижской консерватории, но потерпел неудачу на экзамене. Работая (с 1883) клерком в Газовом об-ве в Париже, сблизился с одним из любительских театр. кружков - т. н. Гальским кружком. Вскоре А. становится во главе этого кружка, завязывает знакомство с писателями, группирующимися вокруг Э. Золя (А. Доде, А. Век, Э. Гонкур и др.), и делается горячим поклонником и пропагандистом эстетич. принципов школы натурализма Золя.

В 1887 на основе Гальского кружка А. организовал в Париже Свободный театр. в к-ром работал до 1894. В 1897 он создал Т-р Антуана (см. Антуана театр) и руководил им до 1906; в 1906-14 А. был директором т-ра "Одеон", в эти годы он перестал выступать на сцене и целиком отдался режиссуре. Во время 1-й мировой войны А. читал лекции о т-ре в различных странах Европы и в США. После 1914 отош„л от практич. деятельности в т-ре, работал в области театр. критики и в кино.

Создавая Свободный т-р, А. решительно выступил против мелодрамы, мещанской драматургии, "ловко ркроенных пьес" В. Сарду и др. Разделяя позиции Э. Золя, А. считал, что т-р должен правдиво показывать жизнь, ставил пьесы Э. Бри„, Ж. Ансе, Ж. Куртелина, Ж. де Порто-Риша и др., в которых вместо трафаретных персонажей "любовников", "героев", "неврастеников", заполнявших сцены ака-демич. т-ров, действовали живые люди - простые крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой А. являлась также пропаганда передовой иностр. драматургии, доступ к-рой на франц. сцену был крайне затрудн„н. А. впервые во Франции поставил "Власть тьмы" (1888); "Привидения" (1890) и "Дикую утку" (1891) Ибсена, "Нахлебника" Тургенева (1890), "Ткачей" Гауптмана (1893) и др. В то же время он провозгласил принцип "либерального эклектизма", допускавший беспрепятственное введение в репертуар т-ров произведений писателей всех направлений. Поэтому наряду с реалистическими, социально-значительными пьесами А. ставил пьесы натуралистические и иногда мистико-символистские.

В области актерского и режиссерского иск-ва А. исходил из положения, что "новый т-р требует и новых исполнителей"; учил актеров тщательно разрабатывать внешний рисунок роли, раскрывать психологию действующего лица, добивался естественности, простоты исполнения, выступал против холодной, условно-декламац. манеры игры актеров "Комеди Франсез", боролся с "премьерством", ремесленничеством, ратовал за постоянный состав труппы, за спаянный актерский ансамбль. Наиболее полно эстетич. принципы А. были воплощены в его собственном актерском творчестве. А. был замечательным характерным актером. Среди его лучших ролей:

Аким ("Власть тьмы"), Освальд ("Привидения"), Кузовкин ("Нахлебник"). В своих постановках А. ломал академические театр. каноны, строил смелые для своего времени, естественные мизансцены (напр., актер мог говорить, стоя спиной к зрительному залу, и т. п.), вводил в спектакль шумовые эффекты (ветер, дождь и т. д.), новые принципы освещения сценич. пространства (уничтожение света рампы, применение верхнего света, оправданного обстановкой действия). Однако в нек-рых спектаклях А. проявились натуралистич. тенденции (напр., использование настоящих мясных туш в спектакле "Мясники" Икра, 1888). В постановках массовых сцен А. отказался от использования невыразительной толпы статистов, создавал мизансцены, в к-рых каждый из участников был надел„н индивидуальным характером, имел определ„нную сценич. задачу. Благодаря этому массовые сцены становились жизненными и художественно-правдивыми. Деятельность А. способствовала поднятию сценич. культуры, улучшению оформления спектаклей. Он требовал изготовления спец. декораций и костюмов к каждой постановке. Выступал против "дежурных" павильонов, в к-рых шли. классич. и совр. пьесы, призывал смело применять разнообразные постановочные средства, помогающие создавать подлинную, жизненно-достоверную атмосферу на сцене.

Для того чтобы открыть доступ в театр широкому зрителю, А. считал необходимым значительно удешевить цены на билеты, стремился к тому, чтобы в здании общедоступного т-ра не было неудобных мест.

А. понимал т-р как средство пропаганды и истолкования лит-ры. актерское творчество он подчинял замыслу автора-драматурга и режиссера, лишая актера права мыслить самостоятельно. Впоследствии это привело А. фактически к отрицанию самостоятельности актерского творчества.

Литературное наследие А. обширно и представляет собой большую теоретич. ценность, его "Дневники..." являются одним из ценных документов по истории франц. т-ра, театр. жизни конца 19 - нач. 20 вв.

А работал в кино, широко используя натурные съ„мки. Поставил фильмы: "Братья-корсиканцы" по Дюма-отцу (1917), "Труженики моря" по Гюго (1917), "Арлезианка" по Доде (1922). В 1897 А. с группой артистов Свободного т-ра гастролировал в странах Европы, в т. ч. в России (Петербург, Москва, Киев, Одесса).

Творчество А. оказало большое влияние на франц. и мировой т-р. А. развивал реалистич. тенденции в театр. иск-ве, боролся с рутиной и штампами, господствовавшими на сцене в конце 19 в., утвердил режиссерское иск-во как самостоятельную область сценич. творчества.

Соч.: Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur le Theatre Antoine et sur l'Odeon, P., 1928; рус. сокращ. изд. Дневники директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.-Л.,1939; La vie amoureuse de Francois-Joseph Talma, P., 1925; Le theatre, v. 1-2, P., 1933-34.

Лиги.: Мовшенсон А., Вступ. статья в кн.: АН-т у а н А., Дневники директора театра, сокращ. пер. с франц., М.-Л., 1939; Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958, с. 174-178; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Очерки, М.-Л.. 1939, с. 77-104; К оvatchevitch M., La vie, l'oeuvre, l'influence et le prestige de Andre Antoine, fondateur du Theatre Libre, dans fe monde, Clermont-Ferrand-P., 1941; Roussou M., Andre Antoine, P., [1954]; Sarcey F., Quarante ans de theatre (Feuilletons dramatiques), v. 5-7, P., 1901 - 1902, p. 239-317. Ар. Г

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница