Наши партнеры

вкс система
Магазин одежды в Вологде Electra Style!

Театральная энциклопедия
(страница 19)


АННЕНКОВ, Юрий Павлович (р. 11. VII. 1890) - русский театральный художник, живописец, график. Окончил художеств. уч-ще А. Л. Штиглица в Петербурге, затем учился в Париже. В 1913 начал работать в т-ре "Кривое зеркало" (Петербург). Осн. работы:

"Гимн рождеству" Диккенса, "Скверный анекдот" по Достоевскому (1914, 1915, Т-р i м. Ксмиссаржев-ской, Москва), "Нос" по Гоголю (1915, т-р "Кривое зеркало"), "Бунт машин" А. Толстого (1924, Большой драм. т-р, Ленинград). Оформлял массовые инсценировки в Петрограде ("Взятие Зимнего дворца", 1920, и др.). Выступал также как режиссер ("Первый винокур" Л. Н. Толстого, 1919, Эрмитажный т-р), пропагандировал формалистич. теории (см" ст. А. в "Вестнике театра", 1921, ј 93-94). С 1924 жив„т за границей (Германия, Франция). Работает художником в кино.

Лит.: Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917-X-1927, Л., 1927. АН. Ш.

АННЕНКОВА-БЕРНА?, Нина Павловна (1864- 1933) - русская актриса. Училась в драматич. классах В. В. Самойлова. Выступала на сцене с 1880"

Играла в провинции (Вильно, Казань, Оренбург, j Самара и др., до 1888), в т-ре Горевой в Москве (1889), в Александрийском т-ре в Петербурге (1890-93). Актриса лирико-драматич. дарования, отличавшаяся большим сценич. обаянием, А.-Б. исполняла роли Негиной ("Таланты и поклонники"), Нины ("МасIй карал"), Королевы ("Дон Карлос"), Юдифи ("Уриэль Акоста" Гуцкова). Оставив сцену, А.-Б. занималась преим. лит. работой. Написала пьесу "Дочь народа" (1914, театр Нар. дома, Петербург). После Октябрьской революции жила в Оренбурге, где нек-рое время руководила молод„жной театр. студией. Л. Кл.

АННИНСКАЯ, Маргарита Матвеевна [р. 18 (30). VII. 1896] - русская советская актриса. Нар. арт. Азерб. ССР (1956). Сценич. деятельность начала в 1916 в тифлисском Нар. доме, затем играла в т-ре Артистич. рус. театрального об-ва (АРТО) и в др. т-рах Тифлиса. Рожи: Диана ("Собака на сене" Лопе де Вега), Консуэлла ("Тот, кто получает пощечины" Л. Андреева), Сакунтала (о. п. Калидасы), Ио ("Гибель Надежды" Хейерманса) и др. Работала в т-рах Армавира и Тулы. С 1930 - актриса Бакинского рус. т-ра. Роли: Панова ("Любовь Яровая"), Надежда Е ("Последние" Горького), Эльвира ("Тартюф"), Анна Каренина; Оливия ("Двенадцатая ночь") и др. Среди ролей, сыгранных А. в 50-х гг.: Мария Александровна ("Семья" Попова), Клавдия Васильевна ("В поисках I радости" Розова), Бабушка ("Деревья умирают стоя" 1 Касоны). Положит. сценич. образы, созданные А., наделены ясным умом, душевной силой, обаянием, юмором. Игра е„ отличается естественностью, теплотой. Г. К.-К.

АННЕНСКИЙ, Иннокентий Ф„дорович [20. VIII (1. IX). 1856-30. XI (13. XII). 1909] - русский поэт, переводчик, драматург, критик. Перев„л на рус. язык и прокомментировал все произв. Еврипида. Написал неск. модернизированных стилизованных драм на еврипидовские сюжеты: "Меланиппа-фило-соф", 1901; "Царь Иксион", 1902, и др. Драма А. "Фамира Кифаред", написанная в стиле символистской поэзии, была пост. в 1916 в моек. Камерном т-ре. Соч.: Стихотворения и трагедии, Л., 1959.

Лит.: Зелинский Ф. Ф., Из жизни идей. Научно-популярные статьи, 2 изд., СПБ, 1908; Т а и р о в А., Записки режиссера, М., 1921; Архипов Е., Библиография Иннокентия Анненского, М., 1914. Т. Р.

АННУНЦИО (Annunzio), Габриеле - см. Д'Ан-нунцио, Габриеле.

АНОНС (франц. annonce - публичное оповещение, объявление) - предварительное объявление о спектакле. В 17-18 вв., преим. во франц. т-ре, А. представлял собой краткое обращение со сцены к публике перед началом спектакля (и отдельных его актов) с сообщением о предстоящем показе, о действующих лицах, исполнителях; по окончании представления - о значении развязки и пр.; одновременно рекламировались последующие спектакли т-ра. А. являлся органич. элементом спектакля и исполнялся лучшими актерами труппы. Исполнители А. ("анон-wpbt") выступали в особых костюмах, делая публике при выходе на сцену т. н. комплименты (3 поклона - прямо, влево и вправо). Анонсирование строилось обычно на импровизации, сопровождалось остротами, шутками и пр. Впоследствии А. стали носить характер обычной информации и произносились инспектором сцены, помощником режиссера или дежурным администратором. В наст. время А. наз. предварительная, без подробных сведений афиша, объявляющая о спектакле, выступлении, концерте и т п.

АН-ПВ‚ - вид бирманских музыкальных комедийных представлений. В А.-п. принимают участие танцовщица и 2 комика, к-рые в перерывах между танцами разыгрывают вес„лые сценки, ведут шутливый диалог. Постановки А.-п. отличаются от классно бирманской драмы более свободной формой, танец сочетается в них с песней (гл. обр. исполняются совр. популярные песни). Отличит, особенностью А.-п. является высокая техника сольного женского. танца. Исполнительницы танцев обучаются с детства;; проходят спец. школу. Св. Л/.

AHF (Ассоциация новых режиссеров) - объединение советских режиссеров, существовавшее в Москве в 1925-31. До 1928 наз. Ассоциацией режиссерского молодняка (АРМ). В 1931 была реорганизована в Ассоциацию работников. революц. т-ра (АРРТ), к-рая в том же году распалась. А. возникла и находилась под влиянием В. Э. Мейерхольда. Вначале АНР имела нек-рое положит. значение в борьбе против режиссерской рутины. Декларируя борьбу за новые формы революционного, театра, режиссеры АНР в своей практической работе. часто проявляли формалистич. и вульгарно-социоло-гич. тенденции.

Лит.: Ассоциация новых режиссеров. Бюллетень, М., 1928, Жј 1, 2, 3-4 (стеклогр.); "Рабмс", М., 1932, .No 9-10';' газ. "Советское искусство", М., 1931, 28 мая, ј27. Д. Шн.

АНСАМБЛИ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ (и, танца, иногда - А; народной песни и пляски, или танца) - вид концертно-эстрадные худо-. жественных коллективов. Ансамбли вступа,ют с. программами, включающими песенные та,нцеваль-. ные, инструментальные, часто - и литературные, жа-нры. Обычно программа А. п. и п. содержит элемен-. ты театрализации. В качестве самостоят, художеств. формы, завоевавшей прочное место в советской, а потом и зарубежной эстраде, этот жан утвердило под непосредств. воздействием Ансамбля красноар-. мейской песни и пляски (Центральный дом Ррасной, Армии, Москва, 1928; организаторы и первые, руко-. водители - А. В. Александров и П. И. Ильин), ныне - Ансамбль песни и пляски Советской Армии. Вслед за этим коллективом были созданы др. ан-1 самбли при военно-морском флоте, военных округах, отдельных армейских частях, на ж.-д. и водном транспорте, профсоюзные, школьные, пионерские. Ансамбли, пропагандирующие творчество народов СССР, были созданы во мн. союзных и автономных республиках СССР.

В репертуар ансамблей входят произв. советских и передовых совр. зарубежных композиторов и поэтов, старинные и совр. образцы пеенно-танце-вального и инструментального фольклора, классич. произведения рус. и зарубежных композиторов. А. п. и п. являются не только исполнителями, но и активно собирают фольклорные материалы. Программа ансамбля может объединяться сквозной темой или представлять, собой совокупность самостоятельных номеров. А. п. и п. исполняют также сюжетные вокально-хореографич.. композиции.

В А. п. и п. входят: хор (мужской - для А. п. и п, военных, смешанный - для остальных), таиц. груп-. па, оркестр нац. нар. инструментов. В каждой группе. имеются свои руководители. Ансамбль, возглавляет художеств. руководитель. А. п. и п. имеют солистов. и группы солистов (дуэты, трио, квартеты). В А. п. и п. привлекаются, как правило, особо одар„нные испол-. нители из участников художеств. самодеятельности, отбираемые на спец. конкурсах, и артисты-профессионалы.

Существуют также ансамбли народного танца, специализирующиеся на исполнении образцов народ-. ного танц. иск-ва СССР и др. стран... Среди них:

Ансамбль народного танца СССР, Ансамбль народного танца Грузии, Государственный хореогра-фич. ансамбль "Бер„зка" [см. Нароноц, пе,снц и пляски (танца) ансамбли}, Д Ши

АНСАМБЛЬ (франц. ensemble, букв. - единство, созвучие, согласованность) - 1) В театральном искусстве - стройность и согласованность игры актеров. А. служит раскрытию замысла сценич. произведения, осуществлению стилевого единства спектакля. В А. проявляется особая природа театр. действия как иск-ва синтетического и коллективного. Наличие в спектакле А. определяется умением каждого актера сочетать свой замысел и сценич. задачи с задачами др. актеров, добиться гармоничности, согласованности исполнения, поддерживать на сцене общий тон, ритм и настроение. А. возникает в результате длительной работы актеров в одном коллективе или принадлежности их к одной художеств. школе. Напр., исключительным по А. ("концертным") исполнением мн. спектаклей славился франц. т-р "Комеди Франсез", в России-моек. Малый т-р, позднее-МХТ.

Понятие А. претерпело значит, изменения в процессе историч. развития т-ра. В 16 в. в игал. комедии делъ арте принцип свободной импровизации актеров поддерживался органич. взаимосвязью партнеров, породившей принцип творчески согласованной игры. В период господства классицизма (17 в.), с его строгой регламентацией поведения актера на сцене, А. был призван подчеркнуть главенствующее положение героев, ч„тко ограничить сферу действия второстепенных лиц и создать единый общий фон в массовых сценах. Требование внутренней психоло-гич. связи между исполнителями выдвигал в своих теоретич. работах Д. Дидро. Борьбу с актерским индивидуализмом в„л в 18 в. англ. актер и реж. Д. Гар-рик, также добивавшийся постоянной связи актера со своими партн„рами. В немецком т-ре 18 - нач. 19 вв. принцип А. утверждал К. Экгоф. Единомышленник Лессинга, руководитель Гамбургского национального т-ра Ф. Л. Шредер требовал соответствия трактовки каждой роли общему смыслу драматич.. произведения. Проблему А. разрабатывали А. В. Иф-фланд (Германия) и Г. Лаубе (Австрия). Значит, развитие принцип А. получил в режиссерской деятельности И. В. Г„те, стремившегося не только к согласованной игре актеров, но и к гармоничному сочетанию всех изобразительно-живописных средств т-ра.

Становление реализма и возросшее в связи с этим значение режиссера (см. Искусство режиссера) как интерпретатора и организатора спектакля углубили и расширили возможности А. Стали различать внешний А.- слияние воедино всех компонентов спектакля (декорации, цвет, свет, звук, рисунок мизансцен, ритм и др.), и внутренний А.- общий идейный замысел, определяющий трактовку характеров, взаимодействие игры всех актеров. Уже в конце 19 в. требование А. стало необходимым условием сценич. реализма и легло в основу работы режиссера со всеми участниками спектакля, вплоть до исполнителей массовых сцен. Большое внимание уделялось А. в практике нем. Mейнин венского театра. Руководитель т-ра- реж. Л. Кронек-стремился найти особый постановочный стиль для каждой пьесы, добивался слаженности всех элементов спектакля, заботился об А. в массовых сценах, поручая эпизо-дич. роли известным акторам. Естественности и согласованности игры, внутреннего А. требовали представители натуралистич. направления в т-ре - франц. режиссер А. Антуан и нем. режиссер О. Брам.

В России проблему А. как основы формирования труппы актеров-единомышленников выдвигал еще Ф. Г. Волков. Большое внимание уделял ансамблю М. С. Щепкин, заботившийся о "внутренней гармонии" и согласованной игре исполнителей. В. Г. Белинский теоретически обосновывал необходимость А., идейной и художественной общности актеров. А. Н. Островский мечтал о высокой культуре А. актеров реалистич., подлинно нар. т-ра (статьи и записки). К созданию А. стремились мн. крупные актеры - Г. Н. Федотова, В. Н. Давыдов, А. И. Южин и др. А. П. Ленский в Новом т-ре, осуществляя реформу сценич. иск-ва, требовал усиления репетиционной работы, добивался стройного А. исполнителей. Решающее значение приобр„л А. в творч. жизни МХТ. Являясь существ, особенностью школы МХТ, А. достиг в творческой практике т-ра наибольшей полноты и совершенства. Руководители т-ра К.С.Станиславский и В.И. Немирович-Данченко создавали сложную партитуру спектакля, объединявшую в целостный А. все его разнообразные компоненты. В спектаклях МХТ впервые были гармонично слиты воедино элементы внешнего и внутреннего А., помогавшего раскрыть тончайшие особенности стиля автора, передать эмоциональную и социально-бытовую атмосферу, воссоздать эпоху. Идейное и психо-логич. содержание каждой роли неразрывно связано в спектаклях МХТ с общим замыслом постановки.

В сов. т-ре, где каждый театр. коллектив объединяет актеров, режиссеров, художников, воспитанных согласно принципам и традициям данного т-ра (МХАТ, Малый т-р, Т-р им. Вахтангова и др.), выражающих своеобразие нац. искусства (т-ры Грузии, Армении, Украины, Узбекистана, Латвии, Эстонии и др. республик), принцип А. становится основой творческой практики. Система Станиславского, принятая в большинстве театр. коллективов (см. Станиславского система) включает понятия общения, взаимодействия и внутр. связи актеров в круг осн. вопросов сценич. мастерства. Замочат, по своему А. спектакли были созданы К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, режиссерами Е. Б. Вахтанговым, К. А. Марджанишвили (Марджано-вым), В. М. Аджемяном, Л. С. Вивьеном, Ю. А. Завадским, М. Н. Кедровым, М. М. Крушельницким. А. Д. Поповым, Р. Н. Симоновым, Э. Я. Смилги-сом и мн. др. А. Ц.

2) В музыке - а) совместное исполнение муз. произв. несколькими участниками; б) муз. произведение для небольшого состава исполнителей - инструменталистов или вокалистов; принадлежит к области камерной музыки (инструментальной или вокальной). А, входят в состав опер, ораторий, кантат. Оперные А. играют важную роль в драма-тургич. развитии действия. В зависимости от количества исполнителей различают следующие ансамбли: дуэт (2 участника), трио, или терцет (3), квартет (4), квинтет (5), секстет (6), септет (7), октет (8), нонет (9), децимет (10) и т. д.; в) хоровые или оркестровые коллективы уменьшенного состава или объедин„нные группы хора, оркестра и балета (см. Ансамбли песни и пляски).

АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА ГРУЗИИ (Г о сударственный заслуженный ансамбль народного танца Грузинской С С Р) - один из крупнейших хореографич. коллективов СССР. Организован в Тбилиси (1945). Руководители и первые солисты - нар. арт. Груз. ССР Н. Рамитеили и нар. арт. СССР И. Сухишвили. В программах ансамбля - нар. танцы различных р-нов Грузии и театрализованные сюжетные постановки (муз. сопровождение - группа нац. муз. инструментов). Среди номеров программ - танцы "картули", женский танец "самая", мужской' "мхе-друли", аджарская и хевсурская сюиты. В ансамбле работают (1960) засл. арт. Груз. ССР: М. Мхеидзе, В. Купарадзе, Г. Сурвиладзе, Н. Лордкипанидзе, Г. Николозпшвили, Ш. Барамидзе, В. Каландадзе, И. Такайшвили. Ансамбль выступал во всех республиках СССР, в Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР,

Дании, Италии (1958), Польше, Румынии, США, Финляндии, Франции (1957), Чехословакии (1958), Англии, Бельгии, Люксембурге, Канаде (1959), США, Мексике, Кубе, Венесуэле, Колумбии (1960).

Лит.: Х у ч у а П., Государственный заслуж. ансамбль народного танца Грузии, ТО., 1958- Ев. М.

АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА СССР (Г осударственный ансамбль народного танца СССР) - один из крупнейших хореографических коллективов СССР. Осн. в 1937, после Всесоюзного фестиваля нар. танца (Москва, 1936), продемонстрировавшего богатство и разнообразие хореографич. фольклора народов СССР. Первоначально состоял из 30 танцоров и небольшого оркестра нар. инструментов. Руководитель ансамбля с момента его организации-нар. арт. СССР И.А. Моисеев. Стремясь глубоко раскрыть содержание нар. танцев, развить и усовершенствовать их форму, коллектив отказался от механич. воспроизведения образцов нар. хореографич. творчества. Изучая иск-во, особенности быта и труда народов СССР и др. стран, сохраняя основу нар. хореографии, музыки и костюма, ансамбль обогащает свои постановки средствами драматургии, танц. техники, актерского мастерства. В соответствии с образами и композицией танца обрабатываются нар. мелодии - муз. основа танца, созда„тся сценич. вариант нар. костюма.

В репертуаре ансамбля: танцы народов СССР, развивающие установившиеся традиции и при„мы (байновская кадриль, рус. перепляс, белорус. "Лявониха", гуцульский "Аркан", дагестанская лезгинка, нанайская "Борьба двух малышей", таджикский танец с ножами и др.), новые танцы и танц. сюиты, созданные на основе нар. хореографии и музыки (белорусский "Бульба", сюита из старинных рус. танцев, укр. сюита "Веснянка", молдавская сюита "Жок"), хореографич. картинки, воплощающие образы прошлого и жизнь сов. людей ("Подмосковная лирика", "Старинная городская кадриль", "Два Пер-вомая", "Футбол", "Партизаны", морская сюита "День на корабле", 1942), танцы стран народной демократии (чеш. сюита, польские танцы краковяк, "оберек", рум. "брыул", венг. "понтозоо", кит. танец с лентами, "саньчакоу", корейские, болгарские и др.), вошедшие в программы "Танцы славянских народов" (1945) и "Дружба и мир" (1953). В составе ансамбля большая группа артистов балета и малый симфонич. оркестр, дополненный нар. инструментами. При ансамбле работает Отделение нар. танца хореографич. уч-ща Большого т-ра СССР.

Постоянное место работы - Москва. Коллектив гастролировал во всех республиках СССР, в МНР (1942), Финляндии1 (1945, 1952), Болгарии, Югославии (1946), Румынии (1945, 1956), Чехословакии (1946, 1947, 1956), Австрии (1946, 1951), Венгрии (1946, 1951, 1954, 1960), Польше (1946, 1947, 1954), ГДР (1950, 1954, 1960), Китае (1954), Англии, Франции (1955), Египте, Ливане, Греции (1957), США, Канаде, Бельгии, Люксембурге (1958), Японии (1959). Руководителю и основному постановщику ансамбля, нар. арт. СССР И. Моисееву трижды присуждена Ст. пр. (1942, 1947, 1952). В 1952 Ст. пр. удостоены 12 творческих работников ансамбля. В составе ансамбля (1960): нар. арт. РСФСР Т. Зейферт, И. Карташев, Л. Голованов и засл. арт. РСФСР Т. Голованова, Н. Кузнецова, И. Конева, Л. Скрябина, В. Савин, С. Цветков; дириж„р-засл. деят. искусств РСФСР С. Гальперин. Ев. М.

АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ СОВЕТСКОЙ АРМИИ (Краснознам„нный имени А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии) - художественный коллектив, объединяющий в своих программах музыкальное, вокальное и хореографическое иск-во. Призван способствовать политическому, воинскому и культурному воспцтанию личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота. Был создан в 1928 при Центральном доме Красной Армии им. М. В. Фрунзе под названием "Ансамбль красноармейской песни" (состоял вначале из 12 чел.); руководитель - проф. А. В. Александров. На первом этапе деятельности гл. роль играли муз.-литературные монтажи с участием хористов, чтецов и оркестра ("Первая Конная в песнях", "Особая Дальневосточная", "Песнь о Магнитострое" и др.); с 1933 существует как самостоят, коллектив в составе 300 чел. Ансамбль состоит пз мужского четыр„хголосного хора, оркестра и хореографич. группы. Коллектив широко пропагандирует произв., воспевающие подвиги сов. народа, его героич. прошлое; сочинения сов. и зарубежных композиторов; песенное народное творчество и произв. классиков. Группируя вокруг себя лучших композиторов-песенников (В. Соловь„в-Седой, А. Новиков, М. Блантер, Б. Мокроусов и др.), ансамбль за годы своей работы создал и популяризировал ряд песен, получивших общенародное признание и широкую известность. Мн. песни записаны на граммофонные пластинки. Хореографич. группой создан ряд плясок, из к-рых наиболее известны "Солдатский перепляс", "Казачья кавалерийская", "Русская пляска" и др. А. п. и п. С. А. положил начало развитию ансамблей песни и пляски - нового типа массового, нар. иск-ва. Совершая многочисл. поездки, ансамбль давал концерты перед трудящимися всех союзных республик и во многих воинских частях. В период Великой Отечественной войны регулярно выступал перед воинами действующей армии. Ансамбль неоднократно выезжал в заграничные гастрольные поездки: во Францию (1937, 1960), Чехословакию (1937, 1946, 1948, 1951, 1955), Польшу (1946, 1951, 1958), Румынию (1946), Болгарию (1946, 1947), Венгрию (1947, 1956, 1957), Финляндию (1945), ГДР (1948), Китай (1952, 1953), Англию (1956), Бельгию (1958) и другие страны. В 1935 был награжд„н поч„тным Красным Знаменем с орденом Красной Звезды на н„м. В 1950 группа руководителей и участников' ансамбля была удостоена Сталинской премии. С 1946 (после смерти А. В. Александрова) нач. и художеств. руководитель ансамбля - нар. арт. СССР полковник Б. А. Александров. В составе ансамбля (I960): нар. арт. РСФСР В, М. Беляев, К. П. Виноградов, А. Т. Сергеев, засл. деят. иск-в РСФСР В. А. Александров, засл. арт. РСФСР Н. А. Абрамов, Г. Я. Андрющенко, И. С. Бук-реев, В. И. Бычеев, К. П. Герасимов, И. А. Диденко, В. И. Жуков, Б. М. Иванов, Г. А. Коженков, В. И. Никитин, И. И. Савчук, Б. С. Феоктистов, А. В. Шилов, В. А. Шу барин и др.

АНСАМБЛЬ СОВЕТСКОЙ ОПЕРЫ-см. Советской оперы ансамбль.

АНС‚ЛЬМИ (Anselmi), Джузеппе (16. XI. 1876- 27. V. 1929) - итальянский артист оперы (тенор) и композитор. Обучался в Катании композиции и игре на скрипке (в 1890 давал концерты -в Турине и Афинах). В 1894 начал систематически заниматься пением у Л. Манчинелли, в 1896 дебютировал на сцене Афинского т-ра оперы и балета. С 1896 А.- солист оперных т-ров в Каире и Александрии. Гастролировал в Англии, России и других странах. Обладал голосом красивого тембра и большой силы; был одним из ярких представителей иск-ва бель канто. С особым успехом выступал в операх Верди и Пуччини: Герцог, Альфред, Каварадосси ("Риголетто", "Травиата", "Тоска") и др. Л. М.

АН СОН ХИ (р. 31. VII. 1932) - корейская танцовщица. Засл. арт. КНДР (1957). В 1947 начала сце-нич. деятельность. В 1952-56 обучалась в СССР (в Хореографич. уч-ще при Большом т-ре и на балетмейстерском отделении ГИТИСа им. Луначарского). По возвращении в Корею вступила в труппу Государственного хореографического т-ра (Пхеньян). Исполняет танцевальные номера: "Пастух и девушка", "Детская душа", "Восторг", "Танец шаманки", "Танец мочен", "Танец с жемчугами" и др. Выступает также как постановщик.

АНТАДЗЕ, Додо Константинович (р. 10. X. 1900)- грузинский советский режиссер, театр. деятель. Нар. арт. Груз. ССР (1940).Член КПСС с 1940. В 1919 учился в театр. студии Г. Джабадари (Тифлис). Ученик К. А. Марджанишвили, А. участвовал в создании 2-го Гос. т-ра драмы в Кутаиси (ныне Т-р им. Марджанишвили в Тбилиси). В 1933-38 - худ. рук. и директор Т-ра им. Марджанишвили, в 1938- 1952-Кутаисского т-ра им. Л. Месхишвили, в 1952- 1957 - Рус. т-ра им. Грибоедова в Тбилиси;с 1957-' директор Т-ра им. Руставели (Тбилиси). Пост. спектакли: "Землетрясение в Лисабоне" Какабадзе (1925)- в Т-ре им. Руставели; "Десять дней, которые потрясли мир" по Риду (1927) - в Тбилисском рабочем т-ре;

"Немые заговорили" Баазова (1932), "Гурия Нпно-швили" (инсценировка повестей Ниношвили, 1934), "Дал„кое" Афиногенова (1936), "Ицка Рижинашвпли" Баазова (1937) - в Т-ре им. Марджанишвили; "Ревизор", "Отелло", "Король Лир"; "Из искры", "Вчерашние" Дадиани, "Киквидзе" Дарасели и др.- а Кутаисском т-ре; "Хевисбери Гоча" Шаншиаш-"али-в Т-ре им. Грибоедова.

Соч.: О творчестве К. А. Марджанишвили, в кн.:

Марджанишвили (M a p д ж а н о в) К. А., Творческое наследие (в 2-х тт.), т. 1, Тб., 1958. Д Д

AHTAPOBA, Конкордия Евгеньевна [13(25). IV.

1886-6. II. 1959] - русская советская артистка оперы (контральто). Засл. арт. РСФСР (1933). Окончила историко-филологич. ф-т Высших женских курсов в Петербурге. Пению обучалась в Петерб. консерватории у П. П. Прянишникова. Впервые выступила на оперной сцене в Петербурге в 1907. В 1908-36 А. работала в Большом т-ре. Партии:

Ваня, Ратмпр; Княгиня ("Русалка"), Лель; Графпня ("Пиковая дама"), Фрика ("Валькирия" Вагнера), Марта ("Оле из Норланда" Ипполитова-Иванова) и др. Выступала как концертная певица, вела педа-гогич. работу. В 1918-22 изучала мастерство актера под рук. Станиславского в'студии Большого т-ра. А.- автор книги "Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922 гг. Записаны заслуженной артисткой РСФСР К. Е. Антаровой" (1-е изд.; 1947, 3-е изд., 1952).

АНТВЕРПЕН (флам. Antwerpen; франц. Anvers) - город в Бельгии (617 тыс. жит. с пригородами на 1957). Начало драматического т-ра в А. восходит к позднему средневековью (15-16 вв.). Инициаторами первых театр. представлений были "камеры риторов", ставящие на площадных подмостках мистерии, моралите и фарсы.

Совр. т-р возник в А. из благотворительных спектаклей, к-рые организовывались здесь с конца 17 в. В 1708 в А. было выстроено одно из самых крупных в Европе того времени театр. зданий "Таписьерспапд", предоставлявшееся для спектаклей "камерам риторов" и театр. антрепризам. Представления, гл. обр. муз., давались на фламандском языке. После революции 1830 и провозглашения Бельгии самостоят, государством возросла потребность в нац. т-ре. Этой потребности в значит, мере ответил построенный в 1829 т-р "Ван Верехейденхеден". В его помещении выступали различные фламандские труппы. В 1853 В. Дриссенс и Я. Тиллеманс основали здесь т-р под назв. "Национальная сцена", продолживший традиции спектаклей "камер риторов" и ставивший гл. обр. пьесы на нац. темы. В нач. 20 в. "Национальная сцена" А. переименовывается в Королевский Нидерландский городской т-р и переключается в основном на пост. камерных оперных спектаклей. С 1922 во главе этого т-ра стоял Я. О. Гр„й-тер, он вв„л в репертуар пьесы Ибсена, Стриндберга, Бь„рн-сона, стремился в своих пост. использовать опыт Станиславского и Мейерхольда. В 1945 этому т-ру было возвращено первонач. наименование: "Национальная сцена".

В 1834 в А. был открыт "Т-р Руаяль", существовавший д(r) 1933. В его репертуаре были гл. обр. оперы итал. и франц. композиторов, позднее также венские оперетты. В 1868 открыто первое кабаре "Ле Буфф Анверсуа", где шли водевили, одноактные пьески, скетчи и т. п. В 1893 возник "Нидерландский лирический т-р", в к-ром чередовались драм. и оперные спектакли. В 1896 здесь состоялась премьера "Трактирной принцессы" Я, Блокса - фламандской оперы, вошедшей в репертуар нидерландских т-ров. В 1907 пост. той же оперы открылся новый музыкальный т-р А. - Королевская Фламандская опера. Во время первой мировой войны он был закрыт и возобновил свою деятельность в 1918. В 1924 в этом т-ре создана балетная труппа. В 30-е гг. пост. первые нац. фламандские балеты. Начиная с 1947 в А. почти ежегодно проводились фестивали танца, во время к-рых ставились целые балетные спектакли. Кроме перечисл. т-ров, в А. работают "Т-р для молод„жи", "Передвижной народный т-р", а также кукольные т-ры и многочисл. любительские труппы. Подготовка молодых актеров в А. вед„тся драм. школой Королевской Фламандской консерватории и студией при т-ре "Национальная сцена".

Лит.: M o n t e у n e L., De koninklijke Nederlandsche Schouwburg van Antwerpen, Antw., 1942:

Denis V., Bref apercu histori-crue sur les theatres de Bruxelles, Oand.Liee et Anvers, Brux., 1950.

АНТЕШ (Anthes), Дь„рдь (12. III. 1863-23.II. 1922)- венгерский артист оперы (драматич. тенор) и режиссер. Музыкальное образование получил во Франкфурте-на-Майне, Творческую деятельность начал в качестве концертного певца'в 1881. С 4889 лея У-Дрезденской опере, в 190L' - в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк); с 1903 - в Будапештском оперном т-ре. А. периодически гастролировал во мн. странах. Лучшие партии А.: Тангейзер; Зигмунд ("Валькирия"), Зигфрид ("Зигфрид"), Лоэнгрин - в операх Вагнера, а также Рауль ("Гугеноты"), Фауст и др. С 1913 А.-профессор Высшей муз. школы в Будапеште.. С 1920 был гл. режиссером Будапештской оперы. В. И,

"АНТИГОНА" ('Av-'-Yoij)- трагедия Софокла (по др.-греч. мифу). Соч. и пост. в 442 до н. э. (театр Диониса, Афины). В последующие века была впервые осуществлена, по инициативе герм. эллиниста Б„ка, на нем. яз. в 1844 в Берлине (музыка Мендельсона). 21 мая 1844 состоялась пост. "А.' в т-ре "Одеон" (Париж) в переводе Мериса и Вакери; 2 янв. 1845 - в т-ре "Ковент-Гарден" и 21 янв. 1845 - в т-ре "Хеймаркет" (Лондон); в 1846 - в Дрезденском т-ре (Антигона - Байер, Креон - Винтер, Тиресий - Порт); 1 мая 1850 - в т-ре "Друри - Лейн" (Лондон); в 1858 - в Карлсруэ (Германия);

6 ноября 1890 - в т-ре "Кристал палас" (Лондон); 21 ноября 1894 - в "Комедй Франсез", Париж (Антигона - Барте, Креон - Муне-Сюлли, Тиресий - Поль Муне. Музыка Сен-Санса). 3 авг. 1897 "А. в том же составе была показана в Оран-же (юг Франции), на развалинах древнего т-ра.

В России "А." была пост. впервые 12 янв. 1899 Художественно-общедоступным т-ром (ныне МХАТ) в Москве, в переводе Мережковского (реж. Санин, худ. Симов, музыка Мендельсона; Антигона - Сав'ицкая, Креон - Лужский, Гемон - Дар-ский, Тиресий - Мейерхольд). Следующая пост. на рус. сцене - 14 янв. 1906, Александрийский т-р. (реж. Санин, худ. Головин; Антигона - Лачинова, Креон - Ге, Гемон - Ходотов). В 1908 (в 1924 возобновлена) - в Общедоступном передвижном художественном т-ре под рук. Гайдебурова и Скарской (реж. Брянцев; Антигона - Скарская, Корифей-чтец - Гайдебуров, Гемон - Таиров).

"А." ставилась также любителями в 19 - 20 вв., особенно часто - учащимися гимназий Тифлиса, Петербурга, Варшавы, Харькова, Риги, Оренбурга, Владимира и др. городов (обычно на греч. яз.).

На советской сцене "А." пост. в 1922 1-й Гос. т-р Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна) (реж. Калантар, Антигона - Восканян). В 1959 "А." показал учебный театр-студия Моск. дома нар. творчества.

В странах нар. демократии "А." была пост.: в "Берлине? ансамбле" (ГДР) (1948; обработка и реж. Брехта, худ. Неер;

Антигона - Вейгель), в драм. т-ре в Мишколъце (Венгрия) (1956; Антигона-Зольнаи), в софийском Нар. т-ре им. Крыстю Сарафова [1958; реж. Музенидис (ставивший "А." у себя на родине, в Греции)], в румынском Т-ре молод„жи (Бухарест, 1958; Антигона - Тудораке).

Издания- Первая публикация "А." на греч. яз.- 1502 (в сб.: "Трагедии Софокла, изданном в Венеции Альд'ом Ману-цием). Основные рус. переводы: В. Водовозов ,П., 1884; Д. Мережковский, П., 1906; Ф. Зелинский, в кн.: Софокл. Драмы, т. II, М., 1915; В. Нилендер и С. Шервинский, в кн.: С о-ф о к л. Трагедии ,М., 1936; С. Шервинский, в кн.: Софокл. Трагедии. Пер. с древнегреческого, [M, 1958J. А. Шн.

АНТИПОДЙСТ (от греч. 1 - против итсоос, род. п. тгоос";-нога)-цирковой и эстрадный исполнитель. А., л„жа на спине на спец. приспособлении под названием "тринк.а" или подушка, жонглирует ногами: поддерживает и подбрасывает различные предметы (бочонок, ящик, шары) и др.

АНТИСТРОФА (греч. 'avtiotoocpTJ, от 'a vti'- против и отоофт] - строфа) - в античной трагедии ч„тная строфа хоровой песни, повторявшая по ритму предшествовавшую ей (неч„тную) строфу. А. сопровождала ритмич. движение хора слева направо (с запада на восток), а строфа - соответствующее движение-справа налево. Если хор состоял из двух полухо-риев, А. исполнялась вторым полухорием. Ритмич. разнообразие каждой пары строф придавало большую-выразительность переживаниям героев, сценич. действию. Примерами строфич. и антистрофич. пострее?-ния являются хоровые песни в "Прикованном Про-метее" Эсхила, "Царе Эдипе" Софокла и др. античных трагедиях. Д' С'

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница