Наши партнеры

профессиональные дисплеи
Женское Пальто Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 12)


АЛИМОВ САЙФЙ (р. 1901) - узбекский советский актер. Нар. арт. Узб. ССР (1950). Сценич. деятельность начал в 1918 как актер труппы при старогородском Отделе народного образования в Ташкенте. С 1919 - актер Т-ра им. К. Маркса. Один из старейших актеров узб. т-ра. Исполнял характерные роли: Салихбай ("Бай и батрак" Хамзы), Султанбек ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова), Миллер ("Коварство и любовь"). В 1924-27 учился в театр. техникуме в Баку, с 1927 - актер Т-ра им. Хамзы (Ташкент). Роли:

Джами ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова), Ку-ропаткин ("Заря Востока" Сафарова), Земляника ("Ревизор"), Прорицатель ("Юлий Цезарь" Шекспира). С 30-х гг. занимается режиссурой; был режиссером Хорезмского узб. т-ра, с 1937 - Республиканского колхозно-совхозного т-ра. Пост. спектакли:

"Бай и батрак" Хамзы, "Два коммуниста", "Честь и любовь", "Сожж„м" Яшена, "Женитьба" и др. А. Р.

АЛЙППИ (Alipp), Элиас (20. II. 1885 - 3. V. 1942) - аргентинский актер, режиссер, драматург. Род. в Буэнос-Айресе. В 1903 начал выступать на сцене в труппе X. Подесты. В 1916 организовал театр. труппу совм. с актером и театр. деятелем Э. Муиньо, позднее с Б. Подеста. В 1931 возглавлял собств. труппу. Затем вновь объединился с Муиньо. А. написал комедии, сайнете, с успехом ставившиеся в аргент. т-рах - "Белокурый индеец" (1912), "Опьян„нная танго" (1921), "Вы также хороши" (1929), либретто оперы "Красный город" (1936). Среди пост. А.: "Ка-ландрия" Легисамона, "Мартин Фьерро" по Гутьер-ресу (1929 - 32; Национальный театр комедии, Буэнос-Айрес). Снимался и работал как режиссер в кино. Ал. Р. "АЛИХАНЯН, Исаак Сем„нович [7. II. 187(Г, Душе-тп (Грузия), - 15. III. 1946, Тбилиси] - армянский советский актер. Нар. арт. Арм. ССР (1923). Род. в семье служащего. В 1896 окончил арм. духовную семинарию Нерсесян в Тифлисе. Сценич. деятельность начал в 1897, работал в труппах Баку (1897-1903, 1907-09), Тифлиса (1903-06, 1910-21), Ростова-на-Дону (1906-07). Участвовал в гастролях арм. трупп в Москве и Петербурге (1912). После Октябрьской революции принял активное участие в строительстве сов. арм. т-ра, был одним из организаторов

(1921) 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). С 1922 работал в Тбилисском арм. т-ре.. Иск-во А. характеризуется правдивостью, эмоциональностью, волнующей искренностью. Претворяя в сво„м творчестве традиции арм. и рус. реалистич. т-ра, А. был последователем психологич. актерской школы. Играл роли героев и характерные:

Хлестаков (1903), князь Мыш-кин ("Идиот" по Достоевскому, 1903), Сатин, Барон (1910, 1922), Освальд (1909);

Ф„дор ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого, 1910), Протасов ("Живой труп", 1912), Берсенев ("Разлом", 1928); Принчивале ("Монна-Ванна" Ме-терлинка, 1943), Платон Кречет (1935), Пэпо (о. п. Сундукяна, 1938), Арсен (о. п. Шаншиашвили, 1938), Элизбаров ("Из-за чести" Ширванзаде, 1939), Анют Еркат ("Геворк Марзпетуни" по Мурацану, 1942)

ЛИТ.: U** шршщЬтшЪ) vhuutwlf U,/i/uwbju/b"t

Ь[,Ц.шЪ, 1958, С. Мел.

АЛЙШ АБДУЛЛА (наст. фам. и имя А л и ш е в Аб-дулла) [2(15). IX. 1908 - август 1944] - татарский советский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1931. В октябре 1941 под Брянском А. был взят в плен и брошен в концлагерь, где встретился с поэтом Мусой Джалилем. Принимал участие в подпольной антифашистской деятельности. Был казн„н в Моабит-ской тюрьме. Написал пьесы "Маленький узник", "Болтливая утка" (Казанский т-р кукол). Совм. с Абдуллой Ахметом написал в 1934-35 пьесы "Соседи" и "Звезда". X. Я.

АЛК‚У ('AGIL'OI)), наст. фам.- Т и в е р и у (Tipeo'roi)), Сапфо (1877-22. I. 1951),- греческая актриса. Род. в Константинополе. С детства участвовала в спектаклях. В 1895 начала проф. сценич. деятельность (Афины). Играла в различных театр. труппах; с 1932 -актриса афинского Нац. т-ра. Обладала большим обаянием, реалистич. мастерством перевоплощения. Исполняла гл. обр. характерные роли в пьесах нац. драматургов - Катина ("Подросток" Хорна), Лебесена ("Обручение" Богриса) и др. Играла также роли Озе ("Пер Гюнт"), Марты ("Фауст"), Марты Оуэн ("Анна Кристи" О'Нила) и др. Д. С.

АЛЛАМУРАТОВА, Сулу (р. 15. VIII. 1918) - советская каракалпакская актриса. Нар. арт. Кара-Калпакской АССР (1957). С 1936 работала в Кун-градском колхозно-совхозном т-ре (Кара-Калпакская АССР), .выступая гл. обр. как солистка в концертах. С 1940 - актриса Каракалпакского т-ра (г. Нукус). Исполняет характерные роли в нац. муз. драмах и муз. комедиях: Гулсанем, Айжамал ("Насильно мил не будешь", "Бахыт" Ходжаниязова), Назигуль ("Девушка, нашедшая себе равного" Утепова), Бабитхон ("Бердах" Аймурзаева), Хамробиби в комедии Каххара "Новая земля" ("Ш„лковое сюзане"). Т. Б.

АЛЛАНАЗАРОВ, Тореш [р. 29. VIII (11. IX). 1916] - каракалпакский советский актер, режиссер, драматург. Засл. арт. Кара-Калпакской АССР (1944) и Узб. ССР (1957). Член КПСС. В 1939 окончил Каракалпакскую студию ГИТИСа и вступил в труппу Каракалпакского т-ра (г. Нукус). Роли: Сильвестр, Скапен ("Проделки Скапена"), ведущий ("Первая конная" Вишневского) и др. С 1940 начал работать как режиссер. В 1945-51 занимался на режиссерском ф-те Ташкентского театр. ин-та. Пост. в Каракалпакском т-ре спектакли: "Васса Железнова" (1940): "Проделки Майсары" Хамзы (1941), "Лейтенант Елмура-тов" Аймурзаева (1943), "Русские люди" (1942).

Перев„л и пост. пьесы: "Голос Америки" Лаврен„ва (1951), "Украденное счастье" Франко (1954), "Тар-тюф" (1956) и др. Реалистич. выразительностью отмечены пост. А. пьес каракалпакских и узб. драматургов: "Сердечные тайны" Рахманова (1954), "Больные зубы" Каххара (1955), "Равшан" Аймурзаева (1956), "Бахыт" Ходжаниязова (1957). Автор муз. драм: "Гариб ашик" (совместно с А. Бегимовым), "Равшан", "Сорок девушек" (совместно с Д. Ай-мурзаевым). Т. Б.

АЛЛАН-ДЕПРЕО (Allan-Despreaux), Луиз Розали (20. II. 1810-22. II. 1856) - французская актриса. Род. в Монсе в семье директора т-ра. Воспитанница актера Ф. Ж. Тальма. С 10 лет играла детские роли в парижском т-ре "Комеди Франсез". В 1827 окончила драматич. класс консерватории. В 1827-30 выступала в "Комеди Франсез", в 1831-36 - в т-ре "Жимназ" (Париж). В 1837-47 играла во франц. труппе петерб. Михайловского т-ра. По возвращении во Францию А.-Д. становится одной из лучших актрис "Комеди Франсез" на амплуа "гранд-кокет". Была блестящей исполнительницей ролей в пьесах А. де Мюссе - мадам де Лери ("Каприз", 1847), маркиза ("Нужно, чтобы дверь была открыта или закрыта", 1848), графиня Вернон ("Всего не предусмотришь", 1849), Жаклина ("Подсвечник", 1850) и др., а также Э. Скри-ба - Коринна ("Пуфф", 1848), герцогиня Бульонская ("Адриенна Лекувр„р", 1849), графиня д'0тре ("Дамская война", 1850) и др. Привлекала аристократич. зрителей Франции и России изысканностью и элегантностью манер, умением изящно носить театр. костюм.

Лит.: De Manne E.D. et Menetrier С., (Galene historique de la Comedie-Francaise pour servir de complement a "la Troupe de Talma", Lyon, 1876; L y о n n e t Ch., Dictionnaire des comediens francais, P., 1912-1913. E. Ф.

АЛЛАРИ (Allarie), Пьеретта (p. 1919) - канадская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у 3. Шуман. Одна из крупнейших проф. канадских оперных певиц. На оперной сцене выступила впервые в Монреале в 1945. С этого же года пела на сцене "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и одновременно - в "Гранд-Опера" и "Опера комик" в Париже. Гастролирует в театрах Канады и США. В репертуаре А. - колоратурные и лирич. партии, в т. ч. Керубино ("Свадьба Фигаро"), Миньон (о. п. Тома), Лакме (о. п. Делиба), Оскар ("Бал-маскарад" Верди) и др. Наибольшую известность завоевала исполнением партий в операх Моцарта. Выступает также как концертная певица. Л. М.

АЛЛЕГРО (итал. allegro - вес„лый; как муа. термин - весело, живо) - 1) В музыке - быстрый темп и связанный с ним оживл„нный (первоначальновес„лый) характер исполнения. 2) В балете - быстрая часть па-де-де, па-де-труа, па даксъон, гран па или разв„рнутый массовый заключит, танец акта. 3) Часть урока клас-сич. танца, включающая упражнения, выполняемые в быстром темпе. Способствует развитию техники прыжка и различных быстрых вращений (пируэтов, туров и др.).

АЛЛЕЙН (АПеуп), Эдуард (1566-25. XI. 1626)- английский актер. В 1583 играл в труппе лорда Вус-тера, с 1587 - в труппе "Слуги лорда адмирала" (Лондон), выступавшей в 1594-97 в т-ре "Роза" антрепрен„ра Ф. Хенсло.

С 1600 - владелец т-ра "Фортуна". А. - крупнон-ший актер-трагик, прославившийся исполненном ролей титанич. героев в трагедиях "Тамерлан" и "Фауст" Марло. Его соперником был Р.Б„рбедж, игравший в труппе Шекспира. Предполагают, что иронич. замечание Гамлета о трагике, к-рый "рв„т страсть в клочки", Шекспир направил в адрес А. А А

АЛЛЕН (Alien), Виола (27.X.1869-9. V. 1948)- американская актриса. Дебютировала в т-ре "Мэдисон-сквер" (Нью-Йорк) в 1882, в пьесе Ф. Вернет "Эсме-ральда" (по Гюго), где исполняла заглавную роль. В 1886 успешно выступала вместе с Т. Сальвини во время его гастролей в США. В 1893--98 работала в труппе Ч. Фромана, была одной из ведущих актрис "Эмпайр сток компани". Роли: Виола, Гермиона, Пердпта ("Двенадцатая ночь", "Зимняя сказка") и др. Оставила сцену в 1916.

Лит.: О d е 1 1 . С. D., Annals of the New York stace, N. Y., 1927-30.

АЛЛИН (Allin), Норман(р. 19. XI. 1884) - английский артист оперы (бас). Пению обучался в Муз. колледже в Манчестере у Дж. Эктона. Один из основателей (в 1922) и директоров Британской нац. оперной компании. Впервые выступил на оперной сцене в Лондоне в 1916. А.- один из популярных англ. певцов, его исполнение отличается строгостью, сдержанностью, точным следованием замыслу композитора. Партии: Борис Годунов; Зарастро ("Волшебная флейта"), Гурнеманц ("Парсифаль" Вагнера), барон Оке ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Досифей ("Хованщина)) и др. Выступает в концертах, занимается педагоги ч. работой (с 1944 - профессор по кл. пения Муз. академии в Лондоне). Л. А/.

АЛМА-АТА - столица Казахской ССР с 1929 (456 тыс. жит. на 1959).

До 1920-х гг. (б. гор. Верный) постоянных т-ров не было. В 1928 из Кзыл-Орды в А.-А. перевед„н Казах, республиканский т-р. В 1933 создан рус. т-р, труппа к-рого формировалась каждый сезон заново; позднее в рус. т-ре сложился постоянный коллектив. В 1933 организован Казах, муз. т-р. В 1936 в А.-А. перевед„н гастролировавший в республике рус. оперный т-р, к-рый вскоре был объедин„н с Казах, муз. т-ром. В 1944 создан т-р для детей и юношества.

В А.-А. работают (I960): Казах, т-р драмы; Рус. т-р (оба т-ра в одном помещении), Т-р оперы и балета им. Абая (здание построено в 1941); Т-р для детей и юношества (казах. и рус. труппы), Казах, филармония им. Джамбула. В составе АН Казах. ССР имеется сектор искусствоведения, к-рый вед„т работу по изучению театр. иск-ва Казахстана.

АЛМА-АТИНСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ

(Государственный республиканский русский театр драмы Казах. ССР) - организован в 1933. С 1938 носит наст. наименование. В 1941 объедин„н с Казах, т-ром. С 1*960 работает самост. Худ. рук. т-ра с основания до 1938 был Ю. Л. Рутковский; в 1945-57 - гл. реж. Я. С. Штейн, в 1957-59 M. В. Сулимов, с 1960- А. И. Лакшин. Наряду с пост. русских классич. и совр. пьес т-р стремился создавать спектакли из жизни Казахстана. В 1935 (к 15-летию республики) и в 1943 (к 10-летию т-ра) была осуществлена пост. спектакля "Мятеж" по Фурманову. Из пьес казах. драматургов пост. "Ночные раскаты" (1937), "Любовь и честь" ("Кобланды", 1946) Ауэзова. В содружестве с драматургами республики т-р создал спектакли о целинниках Казахстана: "От всего сердца" Анова и Штейна (1956), "Наследники" Анова (1958); о становлении Сов. власти в Казахстане: "Степное зарево" Шашкина и Гольдблата (1957). В 1958 т-р принимал участие в декаде лит-ры и иск-ва Казах. ССР в Москве со ' спектаклями "Наследники" Анова, "Джордано Бруно" Окулевича, "Платонов" Чехова, "Битва в пути" по Николаевой. В коллективе т-ра (I960): нар. арт. СССР В. Б. Харламова, нар. арт. Казах. ССР С. П. Ассуиров, Е. Я. Диордиев, Е. Б. Кручинина, Л. Я. Майзель, засл. арт. Казах. ССР - М. Б.

Азовский, Б. Э. Дэльвин, А. Я. Закк, Л. П. Кюн, Ю. Б. Померанцев, Н. И. Трофимова и др., гл. художник - И. Б. Бальхозин.

Лит.: Канапин А., Варшавский Л., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958. Д\ JJ

"АЛМАС" - драма в 5 актах, 7 картинах Дж. Джа-барлы (о столкновении передовых людей деревни с кулачеством). Соч. 1930 (на азерб. яз.). Пост. 13 апр. 1931 в Т-ре им. Азизбекова, Баку (реж. Туганов, в пост. принял участие автор;

Алмас - Гаджиева, Мирза Самандар - Алиев, Ибад-Санани, Фатьманиса - Мамедова, Гаджи Ахмед - Тахмасиб, Шариф- Идаятзаде и др.). "А." прочно утвердилась в репертуаре Азерб. т-ра, неоднократно возобновлялась. В 1957 пост. в том же т-ре (реж. Алекперов, худ.- Фатуллаев, композитор Рустамов, Алмас - Бадирбейли, Мирза Самандар - Курбанов, Ибад - Салаев, Фатьманиса - Мамедова, Шариф - Санани, Оджах-кули - Велиханлы). "А." ставилась также в Кировабадском азерб. (1950-51) и др. т-рах.

И з д а н и я.- Первое изд. (на рус. яз.): Алмас. Драма в 5 акт., 7 к., М., 1935; из послед, изд.: Д ж. Д жаб а р л ы, Соч , в трех томах, т. 2, Баку, 1957 (на азерб. яз.); Пьесы советских писателей. Сб., т. 2, М., 1953.

Лит.: Джафаров Дж., Азербайджанский ордена Тр. Кр. Знамени Гос. драматич. театр им. М. Азизбекова, М., 1951, с. 158-163. А. Шн.

АЛМАСЗАДЕ, Гамэр Гаджи Ara кызы (р. 10. III. 1915) - азербайджанская советская артистка балета, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1959). Член КПСС с 1945. Творч. деятельность начала в 1930 в Т-ре оперы и балета им. Ахундова (Баку). Была первой балериной-азербайджанкой. Дебютировала в 1931 в роли Тао Хоа. Училась в Бакинской студии. В 1936 i окончила Ленингр. хореогра-фич. уч-ще (педагог М. Ф. Романова-Уланова). С 1936солистка Т-ра им. Ахундова. Яркостью характеристики отличаются партии, исполненные А. в нац. балетах: Гюльянак ("Девичья башня" Бадалбейли, 1940), Гюлыпен ("Гюлыпен" С. Гаджибекова, Ст. пр. 1952), Айша ("Семь красавиц" Караева, 1952). А. создала образы, исполненные драматизма и поэзии. Выразительная пластика, мягкость сочетаются в иск-ве А. с движениями, присущими азерб. нар. танцу (игра плечами и кистями рук, "плывущая" походка и т. д.). Тонкостью, лирикой отмечены партии в классич. балетах: Одетта-Одиллия; Маша ("Щелкунчик"), Мария, Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Раймонда. С 1953 А.- гл. балетмейстер Т-ра им. Ахундова: пост. спектакли:

"Девичья башня" Бадалбейли (1940), "Гюлыпен" С. Гаджибекова (1950), "Красный цветок" (1954), "Лауренсия" Крейна (1956) и др. В 1936-37 руководила танц. группой Азерб. ансамбля песни и пляски, ставила нар. танцы. С 1936 вед„т педагогич. работу в Бакинском хореографич. уч-ще. Автор ряда статей по азерб. балетному иск-ву.

"AJIMACT" - опера А. Спендиарова, либр. С. Парнок по поэме О. Туманяна "Взятие Тмкаберда" (окончат, редакция партитуры и дополнения-М. Штейнберга). Пост. 23 июня 1930, филиал Большого т-ра (Надир-шах - Г. Пирогов, Алмаст - Максакова, Татул - АН. Иванов. Дириж„р Штейнберг, пост. Шарашидзе); Одесский т-р оперы и балета (1930; на укр. яз.; дириж„р Столерман, пост. Гречнева, худ. Сарьян, балетм. Моисеев); Т-р оперы и балета, Тбилиси (1932; на груз. яз.; дириж„р Столерман, реж. Цуцунава); 20 янв. 1933 т-р оперы и балета им. Спендиарова (Ереван, на арм. яз., пост. на открытии т-ра).Либр. Парнок и Ахумяна, дириж„р Столерман (последующими спектаклями дирижировал Будагян) (реж. Бурд-жалов, худ. Сарьян). В 1939 опера была показана тем же т-ром на декаде арм. иск-ва в Москве (во 2-й редакции) (Татул - Лисициан, Алмаст - Сазандарян, Рубен - Пого-сян, Надир-шахИсецкий-Иоанисян, Шейх - Гусельников, Ашуг - Габриэлян, Шут - Багдасарян. Дириж„р Будагян, пост. Ованесяна, худ. Сарьян, балетм. Арбатов, хормейстер Никольский). Среди исполнителей в последующие годы: Шара Тальян, Сердобов - Татул, Шахназарян, Аветисян - Алмасти др. В 1953 опера была пост. в Т-ре оперы и балета им. Навои (Ташкент).

И з дания.- М., изд. Гос. театров оперы и балета, 1930. Лит.: Абасова Э., Опера "Алмаст" А. Спендиарова, Баку, 1958; Тигранян Г., Александр Афанасьевич Спен-диаров, М., 1959, с. 221-306. Я. Гр.

АЛМЕЙДА (Almeida), Франсишку Атониу д' (г. рожд. неизв.-ум. 1755)-португальский композитор. Основоположник португ. нац. оперы. Музыке обучался в Лисабоне и Италии. Автор первой португ. оперы "Терпение Сократа" (Лисабон, 1733), опер "Хитрая сумасшедшая" (Лисабон, 1735), "Спинальба, или Старый безумец" (Лисабон, 1739), ораторий и др. соч.

Лит.: Vieira E., Diccionario biografico de musicos portuguezos, v. l, Lisboa, 1900. Иг. Ф.

АЛМЕЙДА-ГАРРЕТ (Almeida Garrett), Жуан Бап-тишта да Силва Лейтан (da Silva Leitao) (4. II. 1799-9. XII. 1854) - португальский писатель и драматург, общественно-политический деятель. Род. в Порту. В 1816 поступил на юридич. ф-т ун-та в Коимбре. Для университетского т-ра А.-Г. написал свои первые трагедии "Лукреция", "Ксеркс" (1819), "Меропа" (1820) и др., явившиеся подражанием др.-греч. классикам. В 1820 А.-Г. написал первую драму на нац. сюжет - "Афонсу д'Албукерки". В 1821 в Лисабоне была пост. трагедия А.-Г. "Ка-тон", проникнутая идеями революции 1820, борьбы против англ. оккупации и феод. реакции. В конце 30-х гг. 19 в. А.-Г. разработал план создания нац. португ. т-ра. По его инициативе были открыты школы драматич. иск-ва и начато строительство Нац. т-ра в Лисабоне (открыт 1846). Работая в 1836-42 генеральным инспектором т-ров, А.-Г. боролся за создание нац. репертуара, за. вытеснение второсортных переводных пьес, господствовавших в то время на португ. сцене. В этот период А.-Г. написал пьесы: "Ауту Жила Висенте" (1838, т-р "Руа душ Кондиш" Лисабон), "Дона Филиппа ди Вильена" (1840), "Оружейник из Сантарена" (1842), "Брат Луиж ди Соуза" (1843, т-р "Квинта ду Пиньейру" в Ларанжейраше; самА.-Г. играл роль Телмо). Эти пьесы посв. различным периодам истории Португалии, связанным с борьбой против исп. завоевателей; в них созданы яркие характеры суровых, стойких, гордых героев, порой погибающих в тяж„лой борьбе. Пьесы А.-Г. исполнены поэзии, написаны со знанием законов сцены; оказали значит, влияние на последующее развитие порту г. т-ра.

Соч.: Obras completas, v. l-2, Rio de Janeiro - Lisboa, 1904. Ал. С.

АЛМИ (Almi), Алфонс (р. 20. VIU. 1904) - финский артист оперы (драматический тенор). Пению обучался в Хельсинки у X. Гранфельт. Впервые выступил на оперной сцене в 1931 в Сортавала. С 1934 А.- ведущий певец "Финской оперы". Партии: Ше-мейкка, Антти ("Юха", "Северьяне" Мадетои), Тристан ("Тристан и Изольда" Вагнера), Канио, Хозе, Радамес, Герман и др. Выступает в концертах. С 1938 А. - активный участники руководитель различных фин. театр.-обществ. организаций. А. С., С. Л.

АЛОГИЗМ (от греч. a - частица отрицания и Кбуос - разум) - литературно-стилистический при„м, характеризующийся логич. разрывами речи, нарушением логич. связи между речевыми оборотами, фразами, отд. частями диалога. Применяется обычно для большего ко-мич. эффекта. А. - существенный элемент народной драмы, употребляется нередко и "в профессиональных лит.-драматич. произведениях. Особенно значительна роль А. в эстрадно-цирковой драматургии (в клоунских репризах, диалогич. конферансах, сатирич. монологах и пр.). А. является осн. при„мом в эксцентрике (в цирке, на эстраде). Л. Шн.

АЛОНСО (Alonso), Алисия (наст. фам. М а р т и-н e с, Martinez) (р. 21. XII. 1921) - кубинская артистка балета. Училась хореографич. иск-ву в Гаване, затем в Нью-Йорке. В 1941-42, 1943-48, 1951-56 работала в труппе "Балле тиэтр" (Нью-Йорк), исполняла гл. партии в т. н. "психопатологических" балетах ("Подводное течение" на муз. Шумена и др.). А. выступала также и в классич. балетах: Коппелия, Жизель, Одетта-Одиллия и др. Среди др. партий А.:

Терпсихора ("Аполлон" Стравинского), Флоринда ("Синяя Борода" Оффенбаха), партия балерины ("Темы и вариации" на муз. Чайковского) и др. Исполнение А. отличается ч„ткостью танц. рисунка, большой драматич. насыщенностью, остротой решения образов. Однако натуралистич. детали, к-рыми изобиловали балеты репертуара "Балле тиэтр", наложили нек-рый отпечаток и на творчество А. В 1948 А. совм. с танцовщиком Ф. Алонсо организовала кубинскую труппу "Балет Алисии Алонсо" (в наст, время "Балет Кубы"). Работала также как балетмейстер. В 1958, 1960 гастролировала в СССР.

Лит.: A m b e r g (т., Ballet in America, N. Y., 1949. Ham. P.

АЛПЕРС, Борис Владимирович [р. 11 (23). III. 1894] - русский советский театровед. Доктор искусствоведения (1946). Окончил юридич. ф-т Петроградского ун-та (1918). Был художеств. руководителем т-ра Новой драмы в Петрограде (1921-24), зав. лит. частью в Моск. т-ре Революции (1924-27). Лит. деятельность начал в 1921. Занимается гл. обр. рус. дореволюционным и сов. театром. Автор ряда статей и книг. Осн. работа А. - "Актерское искусство в России" (1945). С 1925 вед„т педагогич. работу (с 1939 - в ГИТИСе). Профессор (с 1943).

Соч.: Театр Революции, М., 1928; Театр социальной маски, М.-Л., 1931; М. С. Щепкин, М., 1943; Актерское искусство в России, т. 1, М.- Л., 1945; Путь советского театра, М., 1947; Творческий путь МХАТ, "Сов. театр", 1931, "ј 6; "Беспокойная жизнь" (о В. Билль-Белоцерковском), "Лит. критик", 1935, ј 6; Б. В. Щукин, "Сов. театр", 1936, ј 9; Островский в постановках Мейерхольда, "Театр", 1937, ј 1; "Сердце не камень" и поздний Островский, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956. Я. Лит.

"АЛТЫНЧЕЧ" ("Золотоволосая") -опера Н. Жиганова, либр. М. Джалиля по его поэме (о героич. борьбе тат. народа против монг. ханов-поработителей). Пост. 12 июля 1941, Татарский оперный т-р, Казань (Алтынчеч - Кайбицкая, Джик - Даутов. Дириж„р Са-дрижиганов, режиссеры Бара-тов и Сафин, худ. Матрунин). 24 мая 1957 опера была показана на Декаде тат. иск-ва и лит-ры в Москве (Алтынчеч - Билялова, Джик - Насретдинов, Тугзак-Булатова, Кара-каш -Хисматуллин, Тансы-лу-Тимирова, Хан-Аполлонов, Урмай - Альмеев, Бу-раш - Галкин. Дириж„р Сад-рижиганов, пост. Даутова, худ. Людмилин, хормейстер Гай-мерль, балетм. ГаскаровиБай-давлетов). Н. Г р.

АЛУНАН, Адольф Петрович [29. IX (11. X). 1848, Елгава, - 22. VI (5. VII). 1912] - латышский актер, режиссер, театральный деятель и драматург. Основоположник латыш. театра. Сце-нич. деятельность начал в 1866; работал актером в нем. т-рах в Дерпте (Тарту) - 1866. в Ревеле (Таллин) - 1867 и 1869- 70, в Петербурге в 1868- 69. Исполнял гл. обр. комедийные роли. В 1870 вернулся в Латвию и организовал первый нац. театр при Рижском латыш. об-ве (Рижский латышский т-р), работал директором, режиссером и актером. А. пропагандировал рус. классич. драматургию. В 1870 пост. "Ревизор" и с большим успехом играл Хлестакова. Среди пост. А.:

"Ленора" Голтея (1880), "Скупой рыцарь" Пушкина (1882), "Редактор" Бь„рнсона (1883), "Женитьба" Гоголя (1884) и др. Роли: Барон ("Скупой рыцарь"), Жевакин ("Женитьба"), Ицик ("Ицик Мозес" Алунана). Труппа под рук. А. гастролировала по стране. Под воздействием этого т-ра в латыш. городах и с„лах возникают в 70-х гг. драм. кружки. Первые латыш. актеры - Б. Румниеце, А. Бригадер-Майя, Ю. Скай-дрите, Ф. Лепшевиц и др. - были учениками А.

А. явился также основоположником латыш. драматургии. Сатирич. одноактная комедия А. "Доморощенный" (1869) - первая латыш. оригинальная пьеса. Для созданного им т-ра А. написал комедии:

"Радость и горе" (1871), "Бондарь и его жена" (1872), "Ицик Мозес" (1874), сатирическую пьесу "Джон Ней-ланд"(1881), высмеивающую латышскую буржуазию, и др.

Демократич. воззрения А. встречали сопротивление со стороны официальных руководителей Рижского латыш. об-ва и в 1885 ему пришлось уйти из т-ра. А. организовал в Елгаве передвижную труппу, работавтую в уездных латыш. городах. В эти годы А. особенно плодотворно работал в области драматургии, поднимая в своих пьесах общественно-политич. вопросы. Написал пьесы: "Старейшины Лиелпилской волости" {1888), отразившую классовое расслоение в латыш. деревне, "Кто без солнца песню пел" (1888), показывающую противоречия между крестьянством и помещиками, "Шесть маленьких барабанщиков" (1889) о расслоении крестьянства, выделении деревенской буржуазии, историческую пьесу "Наши предки" (соч. 1890, пост. 1905), пьесы "Плачет вся моя родня" (1891), "В зажиточности и в нищете" (1893), позднее-комедию "Благотворительный базар" (1911). Пьесы А., отражавшие жизнь народа, его быт, отмечены романтической устремл„нностью. А. положил начало реалистич. направлению в нац. театр. иск-ве, противостоявшему реакционным тенденциям.

Написал ряд статей по т-ру и воспоминания. В 1904 оставил сцену.

Соч.: А 1 1 u n a n s A., Atminas par latviesu teatra izcelsanos, Riga, 1924.

Лит.: Kundzins К. E., Latviesu teatra re-pertuars lidz, 1940, 2 izd., Riga, 1955. A. B.

АЛЧ‚ВСКИЙ (Чередниченко), Василий Иванович [р. 26. IV (9. V). 1904] - русский советский артист оперетты. Народный артгст РСФСР 1959). Член КПСС с 1940. Сценич. деятельность начал в Ростове-на-Дону в 1923. В 1923-37 работал в передвижных т-рах муз. комедии, выступал в городах Крыма, Сибири, Дальнего Востока и др. С 1937 А. - артист Моск. т-ра оперетты. Роли: Черевук ("Сорочинская ярмарка" Рябова), Нечипор и Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Филипп, Наконечников ("Вольный ветер", "Белая акация" Дунаевского), Филимон Шик ("Трембита" Милютина), Барабашкин ("Москва, Чер„мушки" Шостаковича), Дежурный ("Летучая мышь" Штрауса), Франсуа ("Фиалка Монмартра" Кальмана).

А. обладает ярким комедийным дарованием. Созданные им образы отмечены мягким юмором, изяществом, пластич. выразительностью. О. В.

АЛЧ‚ВСКИЙ, Иван Алексеевич [15(27).XII. 1876, Харьков,-27. IV(IO.V). 1917, Баку] - русский артист оперы (драматический тенор). Окончил Харьковский ун-т. Пению обучался у своего брата Г. А. Алчевского, затем в Париже. Уже будучи солистом, А. занимался у вок. педагога и режиссера О. Па-лечека и др. педагогов. Впервые выступил на оперной сцене в Мариинском т-ре в Петербурге (1901), где пел до 1905; в 1908-10-в "Гранд-Опера" (Париж), в 1910-14 - в Большом т-ре. Выступал также в качестве гастрол„ра в различных оперных т-рах России, Европы и США. Партии: Собинин ("Иван Сусанин"), Дон Жуан ("Каменный гость" Даргомыжского), Садко; Рауль ("Гугеноты" Мейербера), Фауст, Хозе и др. Одна из лучших работ А. - партия Германа, исполнявшаяся артистом с большой экспрессией.

Пение А. отличалось мастерством, высокой художественной культурой и выразительностью. А. обладал голосом широкого диапазона, красивого тембра. Был известен также как исполнитель камерной музыки.

Лит.: Яголим Б., Вдохновенный мастер (Жизнь и творчество И.А.Алчевского),"Советская музыка",! 949, J\e 10. О.В.

АДЬБАН‚ЗИ (Albanesi), Личия (р. 22. VII. 1914)- американская артистка оперы (сопрано). По национальности итальянка. Училась пению у Д. Бальдассаре-Тедески. Впервые выступила на оперной сцене в 1935 в Парме*. С 1940 - солистка "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Исполняла гл. обр. лирич. партии в операх франц. и итал. композиторов: Чио-Чио-сан; Мими ("Богема" Пуччини), Маргарита ("Фауст"), Норма (о. п. Беллини), Джильда, Виолетта; Розина ("Севильский цирюльник") и др. Гастролировала в т-рах Милана, Лондона, Парижа, Мадрида, Чикаго, Сан-Франциско и др. городов. Л. М.

АЛЬБАНИ (Albani), Эмма (наст. имя и фам. - Мари Луиз Сесиль Л а ж „ н е с;

Lajermesse) (1. XI. 1847-3. IV. 1930)-канадская артистка оперы (драматич. сопрано). По нац. француженка. Пению обучалась у Ж. Дюпре в Париже и Ф. Ламперти в Милане. Впервые выступила на сцене оперного т-ра в Мессине в 1870. Пела в различных городах Италии, а также в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Петербурге (сезоны 1873-74 и 1877-79), Африке, Австралии и др. странах. Обладала красивым голосом, производившим особенный эффект в колоратурных пассажах, славилась иск-вом пения "мецца воче". Партии: Амина ("Сомнамбулам Беллини), Дездемона ("Отелло"), Эльза, Елизавета, Изольда ("Лоэнгрин", "Тангейзер", "Тристан и Изольда" Вагнера)идр. Пользоваласьизвестностьюкак испольнительница партий в ораториях. В 1896 оставила сцену. С 1911 занималась педагогич. деятельностью.

Л и т. соч.: Forty years of song, L., 1911. Лит.: Edwards H. S., The Primadonna, L., 1888. Bc.T.

АЛЬБЕНИС (Albeniz), Исаак (29. V. 1860, Кам-сродон,- 18. V. 1909, Камбо-ле-Бен) - испанский композитор и пианист. Основоположник новой исп. музыки. Музыке обучался в Париже (у А. Мармон-теля), Мадриде (у Э. Комп-та), Лейпциге (у С. Ядассона и К. Рейнеке) и Брюсселе (у А. Дюпона и Ф. Геварта); брал уроки у Ф. Листа. Автор популярной лирич. оперы "Пепита Хименес" (1896, Барселона, т-р "Лисео"), а также опер "Волшебный опал" (1893, Лондон, т-р "Лирик"),. "Генри Клиффорд" (1895, Барселона," т-р "Лисео"), трилогии "Король Артур" ("Мерлин", "Ланцелот", "Джиневра", соч. 1897-1906, не пост.), написал ряд муз. комедий, в т. ч. "Сан

Антонио" (1894, Мадрид, т-р "Аполо"), сарсуэл, в т. ч. "Каталонцы в милости", "Песня спасения" (не были пост.), музыку к "Библейским легендам" А. Сильвестра (пост. с участием Сары Бернар, Лондон, 1892), неск. номеров к оперетте "Бедный Ионафан" (1893, Лондон), а также мн. фп., симф. и др. соч. На музыку А. в 1940 в Лондоне Дж. Крэндалл пост. балет"Испанская сатира". А. был одним из первых исп. композиторов нового времени, положивших в основу своего творчества нар. исп. музыку с е„ характерными ритмами и интонациями. Вместе с тем в творчестве А. сказалось известное влияние импрессионизма.

Лит.: Heras A. de las, Vida de Albeniz, Barcelona, 1940; S a g a r d i a A., Isaac Albeniz, B. Aires, 1951; L a p l a-ne G-., Albeniz, Geneve, 1956. Вл О

АЛЬБЕР (Albert), Эжен д'(10. IV. 1864-3. IIL 1932) - немецкий композитор и пианист. Родился в Глазго (Шотландия). По нац. француз. Музыке обучался в Лондоне, Вене, Веймаре (у Ф. Листа). Крупнейший представитель веризма в Германии. Автор 20 опер, в т. ч. "Рубин" (1893, Карлсруэ), "Гис-монда" (1895, Дрезден), "Отъезд" (1898, Франкфурт-на-Майне), "Каин" (1900, Берлин), "Флейта-соло" (1905, Прага), камерно-инструментальных и др. соч. Лучшая опера А. - "Долина" (1903, Прага, Немецкая опера) на характерный для веризма мело-драматич. сюжет с социальной окраской (столкновение между землевладельцем и батраком). А. был одним из блестящих пианистов-виртуозов своего времени. Лит.: H eisig H., D'Alberts Opernsciiaffen, Lpz., 1912;

R a up p W., Eugen d'Albert.., Lpz., 1930.

АЛЬБЕРГАТИ-КАПАЧЕЛЛИ (Albergati Capacelli), Франческо (29. IV. 1728-16. III. 1804) - итальянский писатель, драматург, актер-любитель. Происходил из знатной семьи. В сво„м поместье Цола (близ Болоньи) выстроил т-р (на 300 мест), в к-ром выступал в качестве актера. Для этого т-ра К. Гольдони, друг

А.-К., написал 5 комедий, герой одной из них ("Остроумный кавалер") напоминал самого А.* К. Комедии, написанные А.-К., насыщены просветительскими идеями. Среди них наибольшей известностью и успехом пользовался "Злой сплетник". А.-К. пытался работать и в др. драматич. жанрах (сентиментальная и роман-тич. драма, комедия-сказка), но без особого успеха. А.-К. был известен своим вольнодумством, разделял взгляды франц. просветителей, в частности Вольтера, с к-рым был дружен. После образования И.тал. республики А.-К. отказался от титула маркиза и принял пост сначала цензора (1800), а затем инспектора театр. зрелищ (1801).

Лит.: Mas 1, E., La vita, i tempi e gli amici di Francesco Albergati.... 2 ed., Bologna, 1888.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница