Наши партнеры

Выгодно аренда авто в казани жд вокзал в компании РексРент.
Electra Style Магазин женской одежды в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 11)


АЛЕКСАНДРОВ (наст. фам.-Ф едотов), Александр Николаевич (р. 1901) - советский цирковой артист; дрессировщик хищных зверей. Засл. Артист РСФСР (1939). Учился в школе живописи и ваяния. В годы гражд. войны был командиром пулем„тного эскадрона, затем - пом. командира полка. В цирке работает с 1927, сначала в качестве джигита, затем - воздушного гимнаста. Ряд лет успешно выступал с номером, построенным на демонстрации виртуозной стрельбы. В 1939 подготовил сначала группу дрессированных леопардов и пантер, затем бенгальских и уссурийских тигров. Характерной чертой иск-ва А. является глубокое понимание психики животных, смелость и находчивость в работе с ними. М. 3.

АЛЕКСАНДРОВ, Анатолий Николаевич [р. 13 (25). V. 1888]- русский советский композитор и педагог. Засл. доят. иск-в РСФСР (1946). Учился в Моск. ун-те (1906-10). В 1916 окончил Моск. консерваторию (по классу композиции - С. Н. Василенко, по классу фп. - К. Н. Игумнова). В 1907-Ю брал уроки теории музыки у С . И. Танеева. Автор опер "Два мира" (соч. 1916) по драме Майкова, "Сорок первый" по рассказу Лаврен„ва (1935, неоконч.), "Бэла" по повести Лермонтова (1941, 2-я ред. 1945, пост. в 1946, Большой т-р), "Дикая Бара" (соч. 1958). Одна из лучших опер А. "Бэла" продолжает традиции рус. оперной классики. Поэтич. по своему характеру, она написана в лирико-психологич. жанре. А. принадлежит музыка к спектаклям: "Арианна и Синяя борода" Метерлинка (1920, Показательный т-р, Москва), "Адриенна Лекуврер" Скриба и Легу-ве (1920, Камерный т-р), "Ромео и Джульетта" (1921, там же); "Заговор Фиеско" (1924, Малый т-р), "Дон Карлос" (1933, там же) Шиллера, "Собор Парижской богоматери" по Гюго (1925, там же); к фильмам - "Ленин в Октябре","Тринадцать", "Красная шапочка", а также камерно-инструмент., вок. и др. соч. А. вед„т педагогическую работу; с 1926-профессор Моск. консерватории; доктор искусствоведения (1941). О. В.

АЛЕКСАНДРОВ, Борис Александрович [р. 22. VJI (4.VIII). 1905]-русский сов. композитор и дириж„р хора. Нар. арт. СССР (1958).Полковник.Член КПСС с 1943. Сын А. В. Александрова. В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу композиции проф. Р. М. Глиэра. В 1929-30 - дириж„р, в 1930-37 - дириж„р и зав. муз. частью Центр, т-ра Сов. Армии, в 1937-46 - зам. нач. Ансамбля песни и пляски Советской Армии по муз. части; с 1946 - начальник и Д- РУ1- ансамбля. Автор балета "Левша" (1955, Свердловский т-р оперы и балета), оперетт, в т. ч. "Свадьбы в Малиновке" (1937, Моск. т-р оперетты), проникнутой интонациями народной, преим. украинской, и массовой сов. песни, "Год спустя" (1940, Москва), "Девушка из Барселоны" (1942, Моск-ва), "Моя Гюзель" (1946, Москва), хоров, песен и др. соч. Творчество А. способствовало утверждению сов. тематики в жанре оперетты, йт. пр. (1950).

АЛЕКСАНДРОВ, Николай Григорьевич (21. XII. 1S70 - 3. XI. 1930) - русский советский актер. Заслуженный артист РСФСР (1928). С 1895 играл в Обществе иск-ва и лит-ры. С момента основания МХТ (1898) А. вош„л в его труппу. К. С. Станиславский высоко ценил А. как исполнителя небольших эпизодических ролей (Артемьев - "Живой труп", Яша - "Вишн„вый сад", актер - "На дне") и как превосходного помощника режиссера. В 1913 А. вместе с актерами МХТ Н. О. Массалитиновыми Н. А. Подгорным открыли школу драм. иск-ва, на основе к-рой впоследствии была создана Вторая студия МХТ. П. М.

АЛЕКСАНДРОВА, Нина Георгиевна [р. 29. IX (11. X). 1885]-русский советский педагог и певица (сопрано). Обучалась пению в консерваториях Петербурга и Женевы. Работает в области муз.-сценич. воспитания. Педа-гогич. деятельность по музыкальной ритмике начала в 1909 в Москве; преподавала в муз.-учебных заведениях (в консерватории и в т-рах, в т. ч. в МХАТе). В 1930-х гг. ставила сцены с движением и музыкой в спектаклях моек. т-ров (Малом т-ре, Студии под рук. Р. Н. Симонова и др.). В 1915-35 выступала как камерная певица. С 1941 - проф. Моск. консерватории по классам ритмики для вокалистов и дириж„ров; в 1946-56 преподавала ритмику в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных в Москве.

АЛЕКСАНДРОВА-ДУБРбВИНА, Любовь Александровна [1839-21. VI (4.VII).1915] - русская актриса. Сценич. деятельность начала в 1852 в Харькове в антрепризе Н. Н. Дюкова. Выступала в провинции св. 50 лет - в Харькове, Казани, Саратове и др. городах (16 лет работала в антрепризе М. М. Бо-родая). Исполняла драматич. и комедийные, бытовые и салонные роли. Особенно А.-Д. удавались роли женщин с сильным и властным характером: Мур-завецкая ("Волки и овцы"), королева Елизавета ("Мария Стюарт"), Княгиня ("Чародейка" Шпажин-ского) и др. А. К л.

АЛЕКСАНДРОВА-КОЧЕТОВА (урожд„нная - Соколов а, по мужу -Кочетов а, по сцене- Александров а), Александра Дормидонтовна (13 (25). X. 1833, Петербург,- -4(17). XI. 1902, Москва] - русская артистка оперы (ли-рико-колоратурное сопрано) и педагог. Музыке и пению обучалась сначала в Берлине (у Тешнера), потом в Петербурге (у Ронкони). Вначале выступала только в концертах. В 1865 дебютировала в Большом театре, где работала до 1878. Партии: Надежда ("Аскольдова могила" Вер-стовского), Антонида, Людмила, Маргарита, Норма и др. А.-К.обладала красивым, подвижным голосом, выдающейся музыкальностью. Была поборником и активным пропагандистом русской оперной культуры. В 1867 выступала в Праге в операх Глинки (партию Людмилы пела по-чешски). В 1866- 1880 А.-К.проф.

-Моск. консерватории. Среди учеников А.-К.

- видные рус. певцы:

П. А. Хохлов, Е. П. Кадмина, М. М. Корякин и др.

Лит.: Александра Дормидонтовна Алексан-дрова-Кочетова гнекро-лог],"ЕИТ". Сезон 1903- 1904 гг., вып. 14 (Приложение), СПБ, [б. г.].

АЛЕКСАНДРОВ-ДАЙТОН - см. ДайтОН.

АЛЕКСАНДРОВ-СЕРЖ, Александр Сергеевич (р. 23. XI. 1892)-советский цирковой артист; жокей-наездник и режиссер. Засл. артист РСФСР (1939). Сын и внук цирковых артистов, А.-С. начал выступать в цирке с 6 лет. С 1919 выступал в Петрогр. цирке (б. Чинизелли) как наездник, эксцентрик и воздушный гимнаст.

Был артистом в т-ре "Народная комедия". В 1924-25 создал новый по трюкам и композиции жокейский ансамбль. Исполнял акробатич. номера на спине бегущей лошади. В 1938 А.-С. пост. пантомиму "Кон„к-горбунок". В годы Великой Отечеств, войны руководил фронтовой цирковой бригадой, поставил пролог-парад "За Родину!". В 1945 организовал в Иванове детскую конно-акробатич. студию. Воспитал плеяду артистов цирка (наездников). В номере А.-С., кроме него, участвуют: Ю. А. и С. А. Александровы-Серж, В. М. Логинов, Г. М. Утехин, В. С. Теплов, 3. Г. Хохлова, Ю. Н. Тамарин-Лукьянчиков.

Лит.: Амасович А., А. Александров-Серж, М., 1951.

М. 3. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, Екатерина Владимировна [р. 11(24).Х. 1898] - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Дочь актеров Е. П. Корча-гпной (Корчагиной-Александровской) и В. В. Александровского. В 1918, окончив Школу русской драмы в Петербурге (по классу Ю. М. Юрьева), успешно дебютировала в Александринском т-ре (Николь - "Мещанин во дворянстве" Мольера); работала в этом т-ре до 1926. Затем играла в Большом драм. т-ре. С 1941 - в труппе Ленингр. т-ра драмы им. Пушкина. Остро характерная актриса, А. создала образы, проникнутые народным юмором, задушевностью. Среди е„ лучших ролей: Кукушкина, Домна Пантелевна ("Доходное место", "Таланты и поклонники"), Марфа Тимофеевна ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Бессеменова ("Мещане"), санитарка Христина ("Платон Кречет"), Евдокия Ивановна ("Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой) и др.

Соч.: Из воспоминаний о моей матери, в сб.: Е. Л. Корчагина-Александровская, М.- Л., 1955. С, 77.

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, Лариса Помпеевна [р. 2 (15). II. 1904] - белорусская советская артистка оперы (сопрано), режиссер и общественный деятель. Нар. арт. СССР (1940). Член КПСС с 1942. Кандидат в члены ЦК КП Белоруссии (с 1952). Деп. Верх. Совета СССР 2-4-го созывов. Впервые выступила как певица в 1920 в т-ре Главполитпросвета Зап. фронта. В 1930 поступила в труппу Гос. студии оперы и балета в Минске (с 1933 - Белорусский театр оперы и балета); ученица В. А. Цветкова и А. П. Боначича. Партии: Марыся, Алеся ("Ми-хась Подгорный", "Девушка из Полесья" Тикоцкого), Надейка ("Цветок счастья" Туренкова), Татьяна, Лиза, Любаша, Кармен и др. А. обладает сильным голосом мягкого тембра и широкого диапазона [исполняет партии от Ярославны ("Князь Игорь") и Маргариты ("Фауст") - до Кармен]. Образы, созданные артисткой, отличаются искренностью, глубиной, яркой характерностью. Проникновенный лиризм исполнения

А., задушевность, простота придают особое обаяние е„ иск-ву. С 1951 А. - гл. режиссер Белорусского театра оперы и балета (Минск). Пост. спектакли:

"Запорожец за Дунаем" (1951), "Борис Годунов" (1954), "Аида" (1953); "Страшный двор" Монюшко (1951), "Девушка из Полесья" Тикоцкого (1953), "Надежда Дурова" Богатыр„ва (1957) и др. Выступает как концертная певица с исполнением белорус. нар. песен. Ст. пр. (1941).

Лит.: Л у к а с Д., Л. П. Александроуская, в сб.: Ма-стацтва совецкай Беларус?, М?нск, 1955, стр. 279-87; М о-д э л ь М., Ларыса Пампееуна Александроуская, М?нск, 1945;

Р у з о в Г., Л. П. Александровская, М.- Л., 1950. Вр. С.

АЛЕКСЕЕВ (наст. фам. - Л и ф ш и ц), Алексей Григорьевич [р. 4 (16). VII. 1887] - советский артист эстрады и режиссер. Один из создателей (вслед за Н. Ф. Балиевым) нового в России эстрадного жанра - конферанса. Окончил юридич. ф-т Киевского ун-та. Артистич. деятельность начал в Одессе в 1909. Выступал в качестве актера, конферансье, режиссера в т-рах миниатюр Одессы, Киева и др. городов. С 1915 - в Петрограде ("Литейный т-р" и т-р миниатюр "Pavilion de Paris"). Приобр„л популярность как остроумный конферансье-импровизатор. В своих первых выступлениях А. создавал образ светского молодого человека, пресыщенного и высокомерного. После Октябрьской революции работал в т-рах миниатюр "Гротеск" (Киев - Москва), "Кривой Джимми" (Москва), в "Свободном т-ре" (Ленинград); был худ. рук. и режиссером Моск. т-ра сатиры (1924-28), реж. Моск. т-ра оперетты. Автор неск. комедий и либретто к опереттам, в т.ч. "Людовик ...надцатый" (муз. Ю. С. Сахновского). М. S.

АЛЕКСЕЕВ, Александр Иванович [20. Х (1. XI). 1895-2. VII. 19391 - русский советский артист оперы (ли-рич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1937). Пению обучался в 1922-23 в оперной студии Большого театра. В 1923-25 работал в Муз. студии МХАТа, в 1925-27 -в Большом т-ре, в 1927- 1928-в Московском т-ре оперетты, в 1928-29 -в Тбилисском оперном т-ре. С 1929 А. - солист Большого т-ра. Партии:

Ленский, Лоэнгрин, Альфред, Рудольф; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Джеральд ("Лакме" Делиба) и др. А. обладал голосом красивого тембра, особенно ярко звучавшим в верхнем регистре.

Лит.: Г р о ш е в а Е., А. И. Алексеев, М.- Л., 1949. Вл.О.В.Д.

АЛЕКСЕЕВ, Борис Алексеевич [р. 13(26). IV. 1911] - чувашский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1960), нар. арт. Чув. АССР (1943). Член КПСС с 1944. С 1932 - в труппе Чувашского акад. т-ра (г. Чебоксары). Играет разнообразные роли:

Корчагин ("Как закалялась сталь"), Яго, Счастливцев, Хлестаков; Энтип (о. п. Ржанова), Тохтаман ("Нарспи" по поэме К. В. Иванова), Перчихин ("Мещане"). Создал на чуваш, сцене образ Ленина в спектакле "Человек с ружь„м" (1947). Ф. Р.

Лит.: Родионов Л., Б. Алексеев, журн. "Ялав" ("Знамя"), 1940,ј2-3, с. 44-45; Романова Ф., Алек-сеев-Перчихин, "Театр", 1956, ;Nb 7, с. 155-56.

АЛЕКСЕЕВ, Владимир Сергеевич [30. Х (11. XI). 1861-8. II. 1939] - русский советский режиссер. Засл. арт. РСФСР (1935). Брат К. С. Станиславского. Творч. деятельность начал в 1877 в любительском кружке, руководимом Станиславским (Алексе-евский кружок). Был муз. руководителем кружка; осуществил здесь пост. оперы "Микадо" Салливена. Ставил спектакли в Моск. частной опере С. И. Мамонтова ("Филимон и Бавкида" Гуно и др.). В 1918-39 А.- режиссер и педагог Оперной студии, затем Оперного т-ра им. Станиславского. Участвовал в постановке (совм. с К. С. Станиславским) спектаклей: "Царская невеста" (1926), "Майская ночь" (1928) и "Золотой Петушок" (1932) Римского-Корсакова, "Богема" Пуччини (1927).

АЛЕКСЕЕВ, Иван Павлович [р. 26. IX (9. X). 19131 - русский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. РСФСР (1956). В 1941 окончил Ленингр. консерваторию. В этом же году впервые выступил в Ленинграде на оперной сцене. В годы Великой Отечеств. войны работал в Ансамбле Политуправления Ленингр. фронта. С 1945 А. - солист Ленингр. т-ра им. Кирова. Партии: Демон; Мазепа (о. п. Чайковского), Веденецкий гость ("Садко"), Фигаро; Ре-нато, Жермон ("Бал-маскарад", "Травиата" Верди) и др. Участник первых постановок сов. опер, пел партии Рылеева ("Декабристы" Шапорина), Степана ("Семья Тараса" Кабалевского), Колесникова ("Ф„дор Таланов" Дехтерева) и др. Образы, созданные А., отмечены лиризмом и в то же время драматич. силой, мужественностью. Выступает как концертный и эстрадный певец. О. В.

АЛЕКСЕЕВ, Леонид Андреевич (р. 25. X. 1915) - русский советский художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). Окончил художеств. уч-ще. С 1940 работал театр. художником в т-рах Петропавловска-на-Камчатке, Прокопьевска. С 1952 - гл. художник Хакасского т-ра (Абакан). Оформил в этом т-ре спектакли: "Кремл„вские куранты"; "Порт-Артур" Степанова и Попова, "Поднятая целина" Шолохова, "Хребты Саянские" Сартыкова, "Одураченный Харх-ло" Топанова, "Медвежий лог" Кильчичакова, "Барабанщица" Салынского.

АЛЕКСЕЕВ, Павел Алексеевич - советский цирковой артист - см. Павел Алексеевич.

АЛЕКСЕЕВА, Елизавета Георгиевна [р. 9(22). VI. 1901 j - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1947). Училась в школе МХТ и в студии Е. Б. Вахтангова. В этой студии в 1922 начала сценич. деятельность. После преобразования студии в Т-р им. Вахтангова (1926) А.- актриса этого т-ра. В иск-ве А. драматич. темперамент сочетается с простотой, мягкостью исполнения. В 1925 в спектакле "Виринея" Сейфуллиной и Правду хина А. создала глубокий образ крестьянки Виринеи, духовно выросшей под влиянием революции. С большой теплотой и искренностью сыграла А. простую русскую женщину - Глафиру в пьесе "Егор Булычев и другие" (1932, 1951, Ст. пр. 1952). Среди ролей А. также: Катерина ("Гроза"), Надежда ("Человек с ружь„м") и др. А. играет и комедийно-бытовые роли (Сваха, Анна Андреевна - "Женитьба" и "Ревизор"). С 1930 А. вед„т педагогич. работу в Театр. уч-ще им. Щукина. С 1946-профессор.

АЛЕКСЕЕВА, Лариса Филологрвна (р. 1907) - белорусская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. БССР (1944). Окончила муз. техникум им. Гнесиных в Москве (1936). С 1937 - солистка Белорус. т-ра оперы и балета (Минск). Партии: Марфочка ("Алеся" Тикоц-кого), Марфа ("Царская невеста"), Снегурочка, Виолетта, Джильда и др.

Лит.: М о д э л ь М., [Л. Ф. Алексеева], в сб.: Народпьтя артысты БССР, М?нск, 1048, с. 22-29. Бр. С.

АЛЕКС‚ЕВА-М‚СХИЕВА, Варвара Владимировна (р. 1. II. 1898) - русская советская актриса. Засл. арт. Груз. ССР (1943). Сценич. деятельность начала в 1916. Выступала в Моск. драм. т-ре (1916- 1918), Т-ре им. МГСПС, Центр, т-ре Красной Армии (1930-34) и др. Обладая блестящей актерской техникой, А.-М. с большим задором и темпераментом играла сорванцов-подростков и травести. Роли:

Дон Хиль и Марта ("Дон Хиль - Зел„ные Штаны" и "Благочестивая Марта" Тирсо де Молины), Поскет ("Опасный возраст" Пннеро) и др. В 1942-44 А. была актрисой Русского т-ра им. Грибоедова в Тбилиси (Тугина - "Последняя жертва" А. Островского и др.). Я. М.

АЛЕКСЕЕВ-ЯКОВЛЕВ, Алексей Яковлевич (1850-1939) - русский режиссер, художник и драматург. Деятельность А.-Я. была связана с нар. т-рами. В 1870-97 работал режиссером в народных (балаганных) т-рах Петербурга. В 1880-97 руководил т-ром "Развлечение и польза" на Марсовом поле. Ставил здесь феерич. представления. Значит, место в репертуаре т-ра занимали произв. классич. лит-ры. А.-Я. инсценировал, пост. и оформил здесь спектакли "Русалка" по Пушкину, "Тарас Бульба", "Майская ночь", "Кузнец Вакула" по Гоголю, "Дон Кихот" по Сервантесу, "Кон„к-Горбунок" по Ершову и др. С 1898 А.-Я. был режиссером, с 1901 - гл. режиссером и зав. театр. частью Петербургского попечительства о народной трезвости, ставил феерии, водевили, оперы. В 1918 А.-Я. организовывал массовые инсценировки на петерб. площадях.

Лит.: Русские народные гулянья (по рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева). В записи и обработке Евг. Кузнецова, Л.-М., 1948. М. И.

АЛЕКСЙД ("Aegig) (ок. 372-276 до н. э.)- древнегреческий комедиограф. Род. в Туриях. Жил в Афинах. Писал в жанре средней аттической комедии. Обучал иск-ву писать комедии своего племянника - драматурга Менандра. Сохранились названия и отрывки ок. 130 его пьес.

А. первым на афинской сцене вывел образ параси-та, получивший разработку еще в сицилийской комедии Эпихарма.

Лит.: Comicorum atticorum fragmenta, ed. Th. Kock, v. 2, Lipsiae, 1884. Д С.

АЛЕКСЙДЗЕ, Димитрий Александрович [р. 23. II (8. III). 1910J - грузинский советский режиссер. Нар. арт. Груз. ССР (1955). Член КПСС с 1954. Род. в Тифлисе в семье врача. В 1934 окончил режиссерский факультет ГИТИСа. С 1936 - режиссер, с 1959 - гл. режиссер (худ. рук.) Т-ра им. Руставели (Тбили-си), в к-ром пост. спектакли: "Хозяйка гостиницы" (1936), "Невеста из афиши" Гольдони (1942), "Герои Крцаниси" Шаншиашвили (1943), "За тех, кто в море" Лаврен„ва (1946), "Глубокие корни" Гоу и д'Юссо (1947), "Первый шаг" по Г. Церетели (1948), "Нико-лоз Бараташвили" Мревлишвили (1949), "Семья" Попова (1950), "Пэпо" Сундукяна (1951), "Васса Желез-нова" (1954); "Кваркваре Тутабери" Какабадзе (1959). В пост. трагедии Софокла "Царь Эдип" (1956) и "Бахт-риони" Гачечиладзе по Важа Пшавела (1960) ч„тко определились особенности творчества А.: тонкое чувство сценич. формы, внимание к раскрытию дарований актеров. А. создал монументальные спектакли, новаторски претворяющие на сов. сцене античную драматургию и нац. классику. С 1939 А. вед„т педагогич. работу в Груз. театр. ин-те (зав. кафедрой актерского мастерства). Автор книги "Вопросы воспитания актера" (на груз. яз., 1956). Л. П.

АЛ‚КСИ-МЕСХИШВЙЛИ (Алексеев-М„с-хиев,Ладо Месхишвил и), Владимир Сар-дионович [16(28). II. 1857, Тифлис,- 24.XI. 1920, там же] - грузинский актер и режиссер. Нар. арт. Груз. ССР. Род. в семье врача. Учился в Моск. ун-те (на медицинском ф-те). Не окончив ун-та по болезни, вернулся на родину и занялся педагогич. деятельностью. Одновременно принимал участие в рус. любительских спектаклях. В 1881 вступил в Тифлисскую груз. драм. труппу. В 1887-90 и в 1906-10 работал в рус. т-рах (в 1906-07 - в МХТ). В

1890-96 и с 1910 руководил Тиф лисским, в 1897-1906 - Кутаис ским груз. драм. т-рами. А.-М горячо откликнулся на револю цию 1905; ставил и исполняв гл. роли в спектаклях, выражав ших идеи протеста против социальной несправедливости, идея революц. борьбы ("Кай Гракх:

Монти, "Ткачи" Гауптмана и др.) выступал на митингах с чтением революц. стихов, принимал уча стие в боях на баррикадах. Е сво„м героико-романтич. творчестве А.-М. выражал передовые нац.-освободит, и революционно-демократич. устремления сов р. ему общества. Создал значит, трагедийные образы. Яркая эмоцио-нальйость сочеталась в игре А.-М. с реалистич. разработкой, глубоким анализом ролей. Среди лучших работ А.-М.: Леван Химшиа-швили ("Родина" Д. Эристави), Гоча ("Коварная Тамара" Церетели), Гайоз Пагава ("Брат и сестра" Гуния), Юсов ("Доходное место"), Незнамов; Расплюев ("Свадьба Кре-чинского"), Франц Моор, Гамлет, Отелло; Эдгар ("Король Лир"), Кай Гракх (о. п. Монти), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Тартюф. С 1890 А.-М. занимался режиссерской деятельностью, первый на груз. сцене поставил вопрос о значении ансамбля. Был видным педагогом, воспитавшим многих мастеров груз, т-ра. Выступал на эстраде с чтением "Записок сумасшедшего" Гоголя и др. В 1916-18 снимался в кинофильмах ("Отцы и дети", "Бог мести"). Перев„л на груз. яз. ряд пьес. В 1930 (десятилетие со дня смерти) А.-М. посмертно было присвоено звание Нар. арт. Груз. ССР. Имя А.-М. носит Кутаисский драм. т-р п одна из улиц в Тбилиси.

Л И Т.: CQ о о з :) с)'" С? ЭдЬЬоЭз00" ooowo-Lo, 1938; b'o'Sioo o., rocnbo Зсп(ДпДо, ODO-obo, 1949; 3 о (n 3 ., opc ЭоЬЬозоо, cr?o"o-bo. 1957; б"() о Э о б г з о Ъ., оо ЬпЪспЕю ЭпЬЬозо"-cr)?, oooobo, 1957.

Б у х н и к а ш в и л и Г., Грузинский театр в период революции 1905-1907 гг., в сб.: Первая русская революция п театр. Л., 1956. Г. Б.

АЛЕКСИС (Alexis), Поль (16. VI. 1847-28. VIL 1901) - французский писатель, журналист, драматург. Еще в коллеже начал писать стихи, позднее сотрудничал в газетах и журналах. Ученик и последователь Э. Золя, участник сб. "Меданские вечера" (1880)- манифеста натуралистов. Деятельность А. тесно связана со "Свободным театром" А. Антуана, творч. искания к-рого он поддерживал в печати и для к-рого инсценировал свою новеллу "Конец Люси Пеллегрен" (изд. 1880; пост. 1888), роман "Братья Земгано" бр. Гонкур (1890), написал комедию "М-ль Помм" (1879). В 1890-х гг. 19 в., в период усиления во франц. т-ре антиреалистич. тенденций, А. выступал в защиту натурализма. В это время он написал пьесу "Служанка про все" (La Bonne a tout faire; 1891, т-р "Варьете"), инсценировал роман "Шарль Демайи" бр. Гонкур (1893, т-р "Жимназ") и др.

Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.- М., 1939; А н т у а н А., Дневники директора театра. 1887-1906, [пер. с франц.], М.- Л., 1939. .if

АЛЕКСЮТОВИЧ, Константин Антонович [8 (20). V. 1884-26. II. 1943 J - белорусский советский балетмейстер. Пропагандист белорус. нар. танцев. В 1907 окончил Петерб. балетную школу. В 1921-37 работал балетмейстером белорус. драм. т-ров. В 1937- 1941 - гл. балетмейстер ‚елорус. ансамбля песни и танца. В 1922-28 пост. в 1-м Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Купалы) спектакли "Коппелия" Делиба, "Очарованный лес" Дриго. Бр. С.

АЛЕЙТТИ (Aleotti), Джованни Баттиста (1546, Арджента,- 12. XII. 1636, Феррара) - итальянский архитектор и инженер-гидролог. Ученик А. Палла-дио. Двадцать два года состоял на службе у герцога Альфонсо 11 д'Эсте. В 1598 был избран городским архитектором Феррары, где по его проекту в 1606 построен т-р при "Академии неустрашимых", считавшийся в то время одним из красивейших в Италии (сгорел в 1679).

Имя А. получило мировую известность в связи с постройкой в 1618-19 по его проекту Театра Фарне-зе в Парме во дворце герцога Рануччо I Фарнезе (см. Фарнезе театр). В. Мюл.

Лит.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра, сост. и ред. С. Мокульского, т. 1, 2 изд., М., 1953;

Лукомский Г. К., Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания, т. 1, СПБ, 1913; Проблемы архитектуры. Сб. материалов, т. 2, кн. 2, М., 1937.

АЛЕСК‚РОВ, Сулейман Эйюб оглы (р. 22. II. 1924) - азербайджанский советский композитор и дириж„р. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1960). Член КПСС с 1948. В 1948 окончил Бакинскую консерваторию по классам проф. Б. И. Зейдмана и проф. У. Гад-жибекова. Творч. деятельность начал в 1941. В 1944-48 - гл. дириж„р и зав. муз. частью Азерб. т-ра муз. комедии. Автор муз. комедий "Цветок любви" (1945, Т-р муз. комедии, Баку), "Улдуз" ("Звезда") (1948, там же), музыки к спектаклю "Забота" С. Ахундова (1945, Т-р им. Азизбекова, Баку), симф., камерно-инструментальных, вок. и др. соч. Занимается педагогич. работой (с 1956-старший преподаватель Бакинской консерватории). К. Кае.

АЛЕССАНДР‚СКУ (Alessandrescu), Альфред (14. VIII. 1893-1959) - румынский дириж„р, композитор и пианист. Засл. деят. иск-в РНР. Музыке обучался в Бухарестской консерватории у Кастальди, совершенствовался как музыкант в Париже уВ.дЭнди и П. Видаля. В 1921-26 работал дириж„ром оперного т-ра в Бухаресте, где поставил ряд произв. рум. и зап.-европ. композиторов. С 1933 А. - гл. дириж„р этого т-ра. Выступал в концертах как пианист. Был одним из основателей Общества рум. композиторов. Автор симф., камерно-инструментальных, вокальных и др. соч. Нац. пр. (1915). Я. Р.

АЛ‚ШИН (наст. фам.- К о т л я р), Самуил Иосифович [р. 8(21). VII. 1913] - русский советский драматург. Окончил Военную академию моторизации и механизации (1935). Кандидат технич. наук (1946). Лит. деятельность начал в 1941. Пьесы А. - "Директор" (1950, Моск. т-р им. Маяковского), "Строгая девушка" (1953, Ленингр. Большой драм. т-р), "Одна" (1956, Т-р им. Вахтангова), "Все оста„тся людям" ("Факел", 1959, МХАТ), "Точка опоры" (1960, МХАТ) - посвящены совр. советской действительности. Большое место уделяется в них вопросам социалистич. морали, новым этич. нормам сов. общества. А. принадлежат также пьесы "Гоголь" (1952, Моск. т-р им. Пушкина), "Человек из Стратфорда" (1954), "Дон Жуан" ("Отмщение командора", 1960). Пьесы А. ставятся в Польше, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Вевгрии и др. странах.

Соч.: Пьесы, М., 1958. С. Д.

АЛЕШКОВСКИЙ, Михаил Алексеевич (р. 1918)- pycl ский советский актер. Нар. арт. Удм. АССР (1958). С 1941 в Ижевском рус. т-ре. Роли: Ал„шка ("На дне"), Бобчинский ("Ревизор"), Моисей ("Испанцы" Лермонтова), Андрей ("В добрый час!" Розова).

АДЙ ХАЙДАР (АН Haydar) (1836-1914) - турецкий драматург. Получил образование в Париже. С нач. 1860-х гг. обратился к лит. деятельности. Автор стихотворных пьес: "Приключение Первиз", "Эрзас II" (обе в 1866), "Комедия сна" (1876), "Роза Китая, или От слез к смеху", "Ловкость врачей, или Театр в театре", "Бехчет-бей". А. X. впервые вв„л на сцену тур. т-ра трагедии в стихах, написанные им под влиянием творчества Расина и Корнеля. Л. Л., Л. Ай.

АЛИАЙ (Aliaj), Агрон (р. 1933) - албанский артист балета. С 1945 выступал в самодеят. коллективах, исполняя нар. алб. танцы. В 1950-56 учился в Хороографич. уч-ще при Большом т-ре (Москва). По окончании был принят в балетную труппу Тиран-ского т-ра оперы и балета. Партии А.: Колен ("Тщетная предосторожность"), Ромео ("Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского), Пабло ("Лола" Василенко), Шурале. С успехом выступает также в характерных партиях. Д. Аг.

АЛЙ-БЕЙ (Ali Веу), Мехмет (1844-98)-турецкий драматург. Занимал видные административные должности. Ок. 1870 начал лит. деятельность как театр. журналист. Написал пьесы: "Госпожа спит" (1870), "Гавоминар и компания" (1875), "Колокольчик", "Болтливый парикмахер", "Нежелательный гость", переделал для тур. т-ра произв. Мольера, Гольдони. А.-б. был одним из первых тур. драматургов. Его деятельность имела большое значение для формирования нац. т-ра. Пьесы А.-б. входили в репертуар т-ра "Гедик-паша", он обучал актеров-армян, игравших на тур. яз., правильному произношению, преподавал дикцию; входил в состав лит. части т-ра. Л. Д., Л. Ай.

"АЛИБ‚РТИ" (Aliberti) - театр в Риме. Открыт в 1720 (около пл. Испании). Построен (на средства А. Алиберти) театр. арх. Ф. Биббиена. В 18 в. здание "А." было одним из самых больших в Риме (имело 6 ярусов, в каждом по 36 лож). По форме зал представлял собой треугольник с усеч„нными углами. Часто "А." называли также "Театром дам". В "А." выступали различные труппы; сначала здесь ставились драм. спектакли, в 1718-60 - "серьёзные оперы", с 1760 до нач. 19 века - комические оперы. В 1798 на сцене "А." впервые появились женщины - певицы и балерины, выступать к-рым в папском Риме раньше воспрещалось. "А." постоянно соперничал с театром "Арджентина". В 1843 здание было перестроено, в 1863 сгорело. С. Мок.

АЛИ-ВАД (наст. фам. и имя - Вадиме в-М а р к е л о в, Александр Алексеевич) (р. 30. VI. 1895)- советский цирковой артист; иллюзионист и манипулятор. В течение 12 лет был драм. актером. В 1928- 1956 выступал в цирке, изобр„л ряд новых трюков. А.-В. не ограничивался демонстрацией фокусов и создавал, используя иллюзионные трюки, сатирич. обозрения, насыщенные злободневным политич. содержанием. Написал книги "Искусство фокуса" и "Фокусы на клубной сцене" (М., 1959), в к-рых излагает проф. при„мы фокусников. ' М. 5.

АЛИГ‚Р, Маргарита Иосифовна [р. 24. IX (7. X). 1915] - русская советская поэтесса, драматург. Член КПСС с 1942. Окончила Лит. ин-т им. Горького в Москве (1937). А. - автор драм. поэм о партизанах Великой Отечеств, войны: "Сказка о правде" - о Зое Космодемьянской (Ст. пр. 1943, 1945, Куйбышевский т-р, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола) и "Первый гром" (1947, Центр, т-р Советской Армии). Для пьес А., воспевающих героику патрио-тич. подвига, характерны романтич. пафос, лиризм, поэтичность. Перевела пьесу "Каменный хозяин" Леси Украинки.

С о ч.: Сказка о правде. Драм. поэма, М.-Л., 1947. Лит.: Театральный альманах, кн. 7, М., 1948, стр. 86-87. А. Шн.

АЛИЕВ (псевд. - В а ц и л у), Минкаил Алиевич [р. 13(26).V. 1907]-лакский советский писатель, драматург. Член КПСС с 1940. Учился в педагогич. ин-те в Орджоникидзе. Преподавал лакскую лит-ру. В 1932 написал первую пьесу "Зулейха осталась одна". С 1954 - директор Лакского т-ра (Кумух). Автор пьес: "Брат и сестра" (1934), "Партизан Магомед" (1935), "Аздар" (1939), "Не забудь меня" ("Дорога к счастью"), "У нас в горах" (1948), "Семья Рамазано-вых" (1950), "В нашем селении" (1959), "Парту Пати-ма" (1957), одноактных пьес "Роза" и "Жизнь фермы". Пьесы А., посв. прошлому и совр. жизни Дагестана, судьбе женщины-горянки, подвигам советских людей в Великой Отечеств, войне, шли на сцене Лакского т-ра (Кумух). М. Я.

АЛИЕВ, Мирза Ага Али оглы (1883, сел. Говсан,- 25. X. 1954, Баку) - азербайджанский советский актер. Нар. арт. СССР (1949). Член КПСС с 1934. Род. в семье крестьянина. Впервые выступил на сцене в 1901. Проф. сценич. деятельность начал в 1906 в Баку. Был учеником одного из основоположников азерб. сценич. иск-ва Дж. Зейналова и глубоко воспринял реалистич. принципы его творчества. Работал в группе "Ниджат" (в Баку). В 1910-18 гастролировал в Тифлисе, Астрахани, Нахиче-вани, Иране. Был одним из организаторов (1906) и участников труппы "Гамийет". С успехом исполнял комедийные и характерные роли в произв. азерб. драматургов, в муз. комедиях У. и 3. Гаджибековых. После уста-. нослония в Азербайджане Сов. власти (1920) принял активное участие в строительстве азерб. сов. т-ра, был одним из организаторов и актеров Бакинского свободного сатир-агиттеатра1921-24). В 1920 вступил в труппу Т-ра им. Азизбекова (Баку). Творчество А. развивало лучшие традиции азерб. и русского реалистич. сценического иск-ва, было отмечено подлинным реализмом и народностью. Сочная, бытовая окраска ролей, мягкий юмор и простота, задушевность исполнения - осн. черты дарования А. Среди лучших ролей А.:

Гаджи Кара, Везир ("Гаджи Кара", "Везир ленко-ранского ханства" Ахундова), Султанбек, Мешади ибад ("Аршпн мал алан", "Не та, так эта" У. Гаджи-бекова), Пскендер ("Мертвецы" Мамедкулизаде, 1916), Оддамди, Мирза Самандар, Саламов ("Невеста огня", 1928, "Алмас", 1931, "В 1905 году", 1931, Джабарлы). Высокую мораль советского человека А. раскрыл в образе Мешади Гулам Гусейна ("Му-хаббет" Ибрагимова, 1942, Ст. пр. 1943). Дарованию А. была свойственна также сатиричность: Наджаф-бек ("Утро Востока" Мамедханлы, 1947, Ст. пр. 1948), Керемов, Бербер-заде ("Свадьба", 1939, "Счастливцы", 1941, Рахмана). А. создал ряд реалистич. образов в рус. классич. драматургии: Лука (1925); Осип ("Ревизор", 1908), Кнуров ("Бесприданница", 1939). Снимался в кино (фильмы "Гаджи Кара", "Огни Баку", "Алмас"). А. написал неск. одноактных пьес ("Мешади женится", "Там так, тут эдак" и др.), ставившихся в 1922-24 в Бакинском сатир-агиттеатре.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница