Наши партнеры

светодиодные экраны
задвижки вентили

Театральная энциклопедия
(страница 3)


АБХАЙДЗЕ, Шалва Николаевич (р. 2.VIII. 1894)- грузинский советский писатель, театральный критик. Лит. деятельность начал в годы 1-й мировой войны. Автор рецензий, критич. статей и монографий о грузинском т-ре и его деятелях, работ об А. Хорава, В. Анджапаридзе и др. Совм. с Н. Швангирадзе написал очерки о т-ре им. Руставели (1958).

Соч.: Абхаидзе Ш., Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина театр имени Руставели, Тб., 1958. Д. Д.

"АБЦ" (Divadio АВС) - чехословацкий драматический театр. Организован в 1955 в Праге (под назв. Т-ра сатиры). Т-р возглавил Я. Верих, один из создателей "Освобожд„нного meamDa". С 1957 называется т-ром "АБЦ". Верих и его партн„ры (с 1955 его основной партн„р - М. Горничек) по ходу спектакля ведут остроумные диалоги (осн. на импровизации), непосредственно не связанные с сюжетом пьесы, но обогащающие спектакль, придающие ему подчас остро злободневный характер. В репертуаре т-ра пьесы Я. Вериха и И. Восковца - "Цезарь" (1956), "Баллада пз тряпья" (1957), "Тяж„лая Барбара" (1958), муз. комедия Лабиша и Мартина "Соломенная шляпка" в обработке Я. Вериха (1959), "Визит старой дамы" Дюр-ренматта (1959), "Насреддин" Незвала (1959) и др. В труппе т-ра (I960): Я. Верих, М. Копецкий, С. Зав-ворнова, И. Адамова и др. С 1959 т-р возглавляет М. Горничек. Л. Сол.

"АВАДЗИ" - японский традиционный театр кукол. Существует св. 400 лет. Наименование получил от названия небольшого острова, на к-ром расположен. В т-ре"А." - ширма невысокая, закрывающая только нижнюю часть ног актеров. Каждой куклой (размером в 3/ человеческого роста) управляют 3 актера на глазах у зрителей. Почти все актеры одеты в ч„рные одежды и ч„рные маски, обозначающие, что якобы кукловодов на сцене нет. Текст ролей читают под аккомпанемент сямисена певцы-музыканты, сидящие сбоку на сцене на виду у зрителей. В репертуаре т-ра св. 200 пьес, из к-рых постоянно исполняется ок. 50. Эти пьесы написаны в 16-18 вв. на основе древних наг. легенд. Среди них: "Клятва на мосту Годзио", "Сражение на берегу моря Сумануора", "Песнь паломницы", "Лисица с семью лицами". актеры "А." - крестьяне, к-рые в свободное от полевых работ время работают в т-ре. Иск-ву кукольного т-ра они обучаются обычно с 10-12 лет. В числе деятелей "А." - реж. Хидэо На-кацубо, актеры Вакатакэ Гисабуроо, Тоиода Ки-ция, Катаяма Иосио, Такэмото Симаносукэ, художник Иосихико Мацуо. В 1958 группа "А.", возглавляемая Хироси Исигуро, гастролировала в Москве и Ленинграде. А. Ф.

АВА1\ЯЛ. Ованес Степанович [р. 25.Х(7.Х1). 1900] - армянский советский актер. Нар. арт. Арм. ССР (1950). Сценич. деятельность начал в 1924 в 1-м Гос. т-ре Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). Исполнитель драматич. и характерных ролей: Зим-зимов, Осеп ("Пэпо", "Разор„нный очаг" Сундукяна), Гиж Данэл ("Злой дух" Ширванзаде), Карл Моор;

Левинсон ("Разгром" по Фадееву), Чибисов ("Человек с ружь„м"), Онисэ ("Арсен" Шаншиашвили) и др. Б.А.

В4ЛИШВЙЛИ, Георгий Иоаннович (1769- 1850) - грузинский политический деятель, писатель. Получил образование в России. В 1791, объединив любителей сцены из высшей знати, организовал в Тбилиси, при дворе царя Ираклия II, первый груз. светский т-р, существовавший до разгрома Тбилиси иранцами (1795). Автор историч. пьесы "Царь Теймураз" (1791), отразившей сближение Грузии с Россией. Переводил пьесы А. Сумарокова. А. ставил перед театром просветительские цели; созданный им т-р был близок классицистич. направлению. А. выступал за смягчение крепостного гн„та, обличал взяточничество, обскурантизм и др. пороки феодального общества. После присоединения Грузии к России (1801) А. переселился в Москву, где занимался литературной деятельностью.

АВАЛИШВЙЛИ, Николай Яковлевич (1844-1929) - грузинский театральный деятель. В 70-х гг. руководил любительскими драм. кружками в Тифлисе, положившими начало возрождению груз. т-ра. Здесь выступали В. Абашидзе, М. Сапарова-Абашид-зе и др., ставшие впоследствии крупнейшими мастерами груз. т-ра. Перев„л на груз. яз. трагедии Ф. Шиллера ("Разбойники", "Коварство и любовь", "Заговор Фиеско"), "Измену" Сумбатова-Южина, и др. Н. Мик.

АВАЛИШВЙлИ-ХРХЕУЛИДЗЕ. Варвара Андреевна [22. VII(3.VIII).1851 - 26.IX (9.XII). 1900]- грузинская актриса. Впервые выступила в любительском спектакле в 1868 в роли Машико ("Сначала скончались, потом повенчались" Р. Эристави). С 1881 выступала в груз. труппе в Тифлисе, где исполняла драматич. роли: Мерфа ("Кваркваре Атабеги" Г. Эристави), Кетеван ("Родина" Д. Эристави), Марине ("Брат и сестра" Гуния), Амалия ("Разбойники"), Юдифь ("Ури-эль Акоста" Гуцкова) и мн. др. Т. И.

АВАЛЯН (наст. фам. - Мелик-Авалян), Мкртич (1850-1909) - армянский актер и переводчик. Сценич. деятельность начал в 1873 в Тифлисе, выступал в тифлисской арм. труппе. Один из основоположников арм. т-ра нового времени.

Играл характерные и драматич. роли: Саркис, Парсиг ("Ещ„ одна жертва", "Разоренный очаг" Сундукяна), Муромский ("Свадьба Кречинского"), Клавдий ("Гамлет") и др. Б. А.

АВАНЛОЖА (от франц. avant - впереди и loge- маленькая комната, ложа) - небольшая комната перед ложей, где зрители оставляли верхнее платье и отдыхали в антрактах. А. характерны для т-ров, сооруж„нных в 18-19 вв. со зрительным залом, ярусы к-рого разделены на ложи. Возникновение А. связано с тем, что ложи прежде абонировались целиком отдельными семьями. В т-рах, построенных в 20 в. (где количество лож сведено к минимуму), А. имеются гл. обр. nJ)H ложах дирекции. v И .Ф.

АВАНСЦЕНА - передняя часть сцены-коробки. Занимает пространство, равное по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы. В качестве игровой площадки А. широко использовалась в оперных и балетных спектаклях. В драм. т-рах А. служит преим. местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связующим звеном между осн. картинами спектакля. Отдельные режиссеры выносили на А. основное действие, расширяя тем самым игровую сценич. площадку за пределы портальной арки. Однако обычная А., с е„ относительно небольшими размэрамн, для этой цели не подходила. К концу 19 в. относятся поиски новой планировки сцены с сильно развитым просцениумом, который используется с тех пор в самых различных вариантах. И. Ф.

АВАНЦЯНУС (Avancmus), Николаус (1611-85)- австрийский драматург. Профессор этики, риторики и философии в иезуитских коллегиях. Наиболее известны его пьесы "Иосиф" (1650), "Побеждающее благочестие" (1659), "Кир" (1673). Пьесы А. на историч., мифологич. и совр. темы, проповедовавшие покорность католич. церкви и габсбургской монархии, ставились в иезуитском т-ре. Спектакли отличались обилием сценич. эффектов, сопровождались хором и балетом. Для произведений А. характерно сочетание изображения реальной жизни с элементами фантастики. Эту особенность творчества А. развивали австр. драматурги А. Глейх, Ф. Раймунд, Ф. Грильпарцер.

Лит.: Резанов В. И., К истории русской драмы. Экскурс в область театра иезуитов, Нежин, 1910; Fie m-m i n W.. Greschichte des Jesuitentheaters in den Landern deutscher Zunge, B., 1923. Д. Лоб.

АВАРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. ГАМЗАТА ЦАДАСЫ- создан в 1935 в сел. Хунзах Даг. АССР. С 1943 работает в Буйнакске. Среди основоположников т-ра - А. Магаев, Д. Халилбеков, 3. Набиева, Б. Инусилов, П. Хизроева, С. Алибеков, Г. Гусейнов, Г. Гимбатов, А. Омаров. Т-р открылся 15 марта спектаклем "Хаким дохтур" Малачханова. На сцене т-ра были осуществлены спектакли: "Честь" Мдивани (1936), "Тулпар" Абдуллаева (1937), "Ай-демир и Умагайнат" Цадасы (1938), "Любовь Яровая" (1938); "Горцы" Фатуева (1939). Спектакли эти отражали борьбу народа за Сов. власть, обличали косность, пережитки прошлого, религиозные предрассудки и т. д.

В годы Отечеств, войны были пост. спектакли:

"Вазалай" Цадасы, "Широкий путь" Абдуллаева, "Суровые дни" Хуршилова - о борьбе с фашизмом;

"Хочбар" Капиева - о легендарном герое, "Аршин мал алан" У. Гаджибекова. Лучшие спектакли 40-50-х гг.:

"Вдохновенная певица" Залова, "Сапожник" Цадасы, "Отелло", "Проделки Скапена". Т-р обслуживает районы и аулы Аварии, ок. 6 месяцев в году работает в Буйнакске.

В 1935-39 режиссерам т-ра был А. Магаев, с 1939- П. П. Шияновский, в 1954-57 - П. В. Джапаридзе. С 1957 гл. реж. театра - Б. Т. Борукаев. В труппе т-ра (I960): нар. арт. РСФСР 3. Набиева, засл. арт. РСФСР П. Хизроева, А. Мамаева, Б. Инуси-лов, нар. арт. Даг. ССР А. Курбанова, М. Аба-сов, М. Абдулхаликов и др. В 1955 в состав т-ра вошла группа молодых актеров, окончивших ГИТИС. В 1960 т-р принимал участие в Декаде дагестанского иск-ва и лит-ры со спектаклями "Горянка" Гамзатова и "По горным дорогам" Закарьяева и Даудова. Эти спектакли показали стремление коллектива к искренней реалистич. игре, поэтич. изображению жизни народа. М. Я.

АВГУСТ - клоунское амплуа в западноевропейском цирке; в русском цирке носит название рыжий. Первые исполнители этого амплуа, развлекавшие публику в паузах между номерами, создавали образ бестолкового, суетливого рабочего манежа (униформиста), получившего наименование "глупого А." (нем. Dummer August, отсюда и возник термин "А."). Неловкие движения А. ещ„ больше подч„ркивали быстроту и слаженность действий настоящих униформистов, подтянутых и расторопяых. Постепенно образ А. приобр„л самостоят, значение, не связанное с работой униформистов. В конце 19 в. клоуны Т. Беллинг, Дж. Гюйон, Уиддиком, выступавшие как А., разыгрывали в паре с белым .клоуном спец. маленькие пантомимы и сценки (антре). В этих сценках А. представал грубоватым, но детски-наивным хвастуном и неудачником, UP лиш„нным хитрости. Однако эти черты существенно изменялись в трактовке различных артистов. Костюм и грим А. приобрели условный характер: неестественно широкие бесформеннме брюки и длинный пиджак, огромные ботинй1, буффонный грим. Кю-мизм достигался также' особыми движениями, восклицаниями, интонацией, карикатурным смехом и плачем. Игра 1 А. строилась на контра стах. Рядом с партн„ром - белым клоуном, одетым в усыпанный бл„стками стилизованный костюм, с белым от пудры лицом, элегантным и высокомерным, увалень и вес„лый растяпа А. казался особенно нелепым и смешным.

Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931. M.S.

АВЕЛЛАН (Avellan), Карола (12.VII.1853-10. VIII. 1930) - финская актриса. Дебютировала в 1876 в роли Леа (о. п. Киви) в Финском т-ре. Была одной из ведущих актрис этого т-ра. В 1879 совершенствовала сво„ иск-во в Копенгагене и Парижской консерватории. Среди лучших ролей А.Елизавета ("Мария Стюарт"). В 1887-1904 преподавала художеств. чтение и технику речи в уч-ще при Финском т-ре. Написала учебник по художеств. слову. С. Д.

АВЕЛЬЯНЕДА (Avellaneda), Гертрудис Гомес де - см. Гомес де Авельянеда.

АВЕНДАНЬО (Avendano), Франсиско де (гг. рожд. и смерти неизв., 16 в.) - испанский драматург. А. приписывается введение деления исп. драмы на 3 хорнады (действия), к-рое он впервые осуществил в своей пьесе "Комедиа Флорисеа" (1551).

Лит.: P f a n d l L., Die "Comedia Florisea" von 1551 "Zeitschrift fur romanische Filologia", 1917, XXXIX. H.T\

АВЕРКИЕВ, Дмитрий Васильевич [3O.IX (12.X). 1836 - 7(20).1.1905] - русский писатель, драматург и критик. Род. в Екатеринодаре в купеческой семье. В 1859 окончил естеств. факультет Петерб. ун-та. С 1860 писал фельетоны в "Русском инвалиде" под псевд. К. Рьянов. В 1-й пол. 60-х гг. сблизился с Ап. .Григорьевым. Был сотрудником консервативного журн. "Эпоха", в к-ром в 1864 было опубл. его первое драм. произв.- "Мамаево побоище" (1865, Александрийский т-р, Петербург). Пьесы А. идеализируют рус. старину, е„ быт, в них много мелодраматизма, ходульного пафоса. Лучшие драмы А. - "Каширская старина" (1871, моек. Малый театр с участием Г. Н. Федотовой; 1872 - Александрийский т-р) и "Комедия о российском дворянине Фроле Ско-бееве" (1868, Александрийский т-р). "Каширская старина" с огромным успехом ставилась также в провинции, сохранилась в репертуаре т-ров до наст. времени (1946, моек. Т-р драмы и комедии). Написал также пьесы: "Василий Т„мный и Шемяка" (1872, московский Малый театр), "Трогирскмй воевода"

(1883, Александрийский т-р, моек. Новый т-р Лентовского), "Столичный слеток" (1884, Александринский т-р), "Теофано" (1889, моек. Малый т-р) и др. А. принадлежит либретто оперы "Рог-неда" Серова (1865). Много выступал как театр. критик. В 70-х гг. был постоянным театр. рецензентом "Московских ведомостей", в нач. 80-х гг. - "Голоса" и "Нового времени". А. придерживался реакционных политич. убеждений, но в своей театр. критике был сторонником реализма, требовал от исполнителей бытовой характерности. Выступал против каз„нной системы управления т-рами, сыграл положит. роль в подготовке реформы т-ров в 1882, являясь в этом вопросе единомышленником А. Н. Островского. В 1885-86 А", издавая ежемесячный журн. "Дневник писателя", состоявший исключительно из его произведений - драм, повестей, рассказов, критич. статей о т-ре. А. принадлежит работа "О драме", в к-рой автор излагает теорию драмы от Аристотеля до Лессинга (1877-78, отд. изд. 1893).

С о ч.: Драмы, т. 1-3, СПБ, 1887-1896, 2 изд., т. 1-2 СПБ, 1906; О драме, 2 изд., СПБ, 1907; Вильям Шекспир, "Эпоха", 1864, ј 5, 6, с. 201-221.

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1904-1905, СПБ, 1905, с. 267-88 В е н г е р о в С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. 1, СПБ, 1889.

АВЕРЧЕНКО, Аркадий Тимофеевич (1881-13.III. 1925) - русский писатель и драматург. Автор фельетонов, юмористич. рассказов. С 1908-сотрудник, позже редактор журн. "Сатирикон", затем редактор "Нового сатирикона". А. писал юмористич. пьесы-миниатюры, водевили, сценки, ставившиеся на сцене Литейного т-ра в Петербурге (1912-16, "Двойник", "Дамы", "Молодость", "Красивая женщина" и др.), в т-ре "Кривое зеркало" ("Коготок увяз - всей птичке пропасть", "Четверо", 1910), в т-ре "Аквариум" ("Без ключа", 1911), в Троицком т-ре (1913-16, "Женщина, достойная уважения", "Искусство любить" и др.).

После Октябрьской революции А. эмигрировал за границу, жил в Париже. Сборник рассказов А. этого периода В. И. Ленин охарактеризовал как талантливую книжку, но написанную с позиций "озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца" (см. Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 33, с. 101).

Соч.: Восемь одноактных пьес, СПБ, 1911; Записки театральной крысы. Предисловие В. Э. Мейерхольда, Л., 1926. Я. ф.

АВЕТИСЯН (наст. фам. -Восканян), Авет Маркосович [р. 12(24).XI.1897] - армянский советский актер. Нар. арт. Арм. ССР (1938). Член КПСС с 1942. Род. в Тифлисе в семье ремесленника, до 1914 учился в духовной семинарии. Сце-нич. деятельность начал в 1917. Работал в т-рах Баку и Тифлиса. В 1921 вступил в труппу А. Харазяна, обслуживавшую города и районы Армении. В 1922 был приглаш„н в 1-й Гос. т-р Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна), на сцене к-рого А. создал колоритные, подлинно народные образы. Творчеству А. свойственно стремление к острой сатиричности, сочный юмор. Мастер выразит, жеста, сценич. речи, А. тщательно работает над ролями, добиваясь новых красок и после выхода спектакля. Игра его отмечена искренностью эмоций, темпераментом. В то же время А. обладает сдержанной, мягкой манерой исполнения, хорошим чувством меры, лаконичностью в выборе выразит. средств.

Среди многочисл. ролей, созданных А. в арм. драматургии: Замбахов, Пэпо, Парсиг, Саркис ("Хатаба-ла", 1927, "Пэпо", 1929, "Разор„нный очаг", 1938, "Ещ„ одна жертва", 1944, Сундукяна), Бархудар, Са-гател ("Намус", 1936, "Из-за чести", 1939, Ширван-заде), Сако ("Храбрый Назар" Демирчяна, 1924), Мисак ("В кольце" Вагаршяна, 1930), Амо ("На заре" Гулакяна, 1937), Матвей Егорович ("Ут„с" Папазяна, 1944), Балабек ("Опытное поле" Заряна, 1953), Дед Симон, Врам ("На высотах", 1947, "Под одной крышей", 1957, Боряна). В переводной классич. и совр. драматургии - Яго (1940), Городничий (1925); Шмага, Ку-лигин, Робинзон ("Без вины виноватые", 1939, "Гроза", "Бесприданница", 1946), Достигаев ("Егор Булычев и другие", 1933, "Достигаев и другие", 1934), Берест, Колос ("Платон Кречет", 1935, "Фронт", 1942), Шадрин ("Человек с ружь„м", 1938), Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва, 1942), Глоба ("Русские люди", 1942). С 1926 снимается в кино - фильмы "Зангезур" (Спарапет, Ст. пр. 1941), "Пэпо" (Зимзимов).

Лит.: В е л ь т м а н С. Л., Авет Аветисян, М., 1939. С. Мел.

АВЕТЯН, Григор Карапетович [8(20).1.1870- 15.V.1946] - армянский советский актер. Нар. арт. Арм. ССР (1935). Сценич. деятельность начал в 1888. Организовывал труппы, гастролировавшие по России (гл. обр. в Тифлисе, Баку и др. городах Закавказья), Турции, Румынии. С 1923 - актер 1-го Государственного т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им.1 Сундукяна). Сподвижник выдающихся арм. артистов О. Абеляна Сирануйги, А. способствовал своим творчеством росту нац. театр. культуры, игра его была отмечена непосредственностью, юмором, скупостью и точностью жестов, интонаций. Создал ряд ярких комедийных и характерных образов. Среди них: Гико ("Пэпо" Сундукяна), Сагател, Циплицатур ("Из-за чести", "Намус" Ширванзаде), Ма-нук-ага ("Высокочтимые попрошайки" Пароняна), Лука ("На дне"), Бобчинский ("Ревизор"), Бублик ("Платон Кречет"), Горностаев ("Любовь Яровая"). Снимался в фильмах: "Пэпо", "Зангезур" и др. А. занимался режиссурой. Перев„л на арм. яз. ряд пьес, в т ч. "На дне". Написал театр. мемуары "45 лет на армянской сцене". С. Мел.

АВИНЬОН (Avignon)-город во Франции,центр средневековой французской театральной культуры. С конца 14 в. в А. по праздникам проводились театрализованные шествия, разыгрывались мистерии. В 15 в. были пост. "Покорность благословенной Девы Марии" Филиппа де Мезьера, "Игра страстей Господа нашего", народная мистерия "Осада Трои" и др. В 17 в. в А. ставились спектакли в иезуитских школах, бродячие комедианты выступали на площадях города, в залах для игры в мяч. В 18-19 вв. А. переста„т играть заметную роль в театр. жизни Франции. В построенном в 1847 "Муниципальном т-ре" играли случайные труппы. Возрождение театр. жизни А. относится к 1947. С этого времени в А. проводятся т. н. Авиньонские фестивали драматического искусства.

Лит.: Duhamel L., Le theatre d'Avignon aux XVII et XVIII siecles, в кн.: Annuaire-de Vaucluse, [s.l.], 1890.

АВИНЬОНСКИЕ ФЕСТИВАЛИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА - театральные фестивали в г. Авиньоне (Франция). Первый фестиваль был организован Ж. Виларом в 1947 (в бывшем папском дворце). С этого года труппа Национального народного т-ра, руководимая Виларом, ежегодно летом играет в Авиньоне 3 пьесы. В 1947-58 театр показал свыше 30 спектаклей, среди них: "Ричард II", "Генрих IV", "Макбет" Шекспира, "Цинна" и "Сид" Корнеля, "Дон Жуан" и "Скупой" Мольера, "Генрих 'IV" Пиранделло, "Триумф любви" Мариво, "Рюи

Блаз" и "Мария Тюдор" Гюго, "Лорензаччо" и "Капризы Марианны" Мюссе, "Царь Эдип" Жида, и др. Сцена, на к-рой устраиваются спектакли, представляет собой открытые подмостки в глубине двора папского дворца; сам двор служит зрительным залом. Представления происходят под открытым небом, занавес и декорации отсутствуют. Фестивали в Авиньоне привлекают большое количество туристов.

Лит.: В и л а р Ж., О театральной традиции, пер. с франц., М., 1956; Триоле Э., Жан Вилар, "Театр, 195У ј ?Я. В\

АВЛОВ, Григорий Александрович [13 (25). XI. 1885 - 6. II. 1960] - русский советский театральный деятель, режиссер, критик и педагог. Засл. арт. РСФСР (1941). Один из организаторов художеств. самодеятельности; автор ряда книг и статей по вопросам самодеятельного т-ра. С 1956 был зав. кафедрой искусствоведения и художеств. самодеятельности Ленингр. высшей школы профдвижения ВЦСПС.

Соч.: Как поставить спектакль в деревне, M.- Л. 1926;-Клубный самодеятельный театр, Л.-М., 1930- Театральные агит-проп-бригады в клубе, M.-Л., 1931. А Коз

АБРАМОВ, Иван Иванович (р. 6.X.1915) - коми советский актер. Нар. арт. Коми АССР (1953), заел арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1944. В 1932 вступил в труппу Коми передвижного т-ра. В 1933 учился в Моск. театр. техникуме им. Крупской, в 1934-36 - в Ленингр. театр. техникуме. В 1936-37 и с 1945 работал в коми драматическом театре (Сыктывкар).

Исполняет героич. и характерные роли: Орлов ("Свадьба с приданым" Дьяконова),Про-копий ("Сельские вечера" Ле-канова), Борейко ("Порт-Артур" Попова и Степанова), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Яго; Ананий ("Горькая судьбина" Писемского), Мыш-кин ("Идиот" по Достоевскому).Играет также комедийные роли (Карташов, "Миллион за улыбку" Софронова). С. П.

АВРАНЕК, Ульрих Иосифович [26.XII.1853, м. Ключе-нице (Чехия),-12.VIII.1937, Москва] -советский хормейстер оперы и дириж„р. По национальности чех.Нар. арт. РСФСР (1-932). Герой труда (1934). Окончил Пражскую консерваторию по классу виолончели и классу теории (1870); работал артистом оркестра в немецкой опере в Праге. С 1874 - виолончелистом и дириж„ром в России, в провинц. оперной труппе П. М. Медведева (Казань, Нижний Новгород, Саратов, Самара, Екатеринбург, Харьков и др. города). С 1882 А. - дириж„р и гл. хормейстер Большого т-ра (Москва), в к-ром работал св. 50 лет. Под руководством А. на сцене Большого т-ра пост. оперы: "Князь Игорь" (1898); "Ночь перед Рождеством" (1898), "Моцарт и Сальери" (1901) Рим-ского-Корсакова, и др. Были возобновлены оперы: "Маккавеи" Рубинштейна (1889), "Волшебная флейта" (1900); "Вер-тер" Массне (1907), "Аскольдова могила" Верстовского (1883) и др. Деятельность А. сыграла видную роль в повышении проф. мастерства хора Большого т-ра и -в общем подъ„ме рус. хоровой оперной культуры. С 1883 А. в„л педаго-гич. работу.

Лит.: Ремезов И., У. И. Авранек, "Советская музыка", 1937, ј 12.

АВСТРАЛИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ - драматические произведения на английском языке, создаваемые в Австралии. До сер. 19 в. драматургия занимала в австрал. лит-ре незначит. место. Самые ранние произв. А. д. - анонимные мелодрамы нач. 19 в., бытовавшие в устных и рукописных вариантах. Авторами их были участники любительских спектаклей из числа каторжан и первых поселенцев. Эти пьесы, следовавшие англ. и ирл. образцам, пользовались успехом благодаря своей демократич. направленности (протест против власть имущих, сочувствие отверженным) но были примитивны по форме. В 30-50-х гг. появляются: мелодрама "Беглые каторжане" Э. Д. Берна (1829, "Каледониан т-р", Эдинбург), посвящ„нная австрал. Робин Гуду - Мэтью Брейди, "Трагедия Донохыо" Ч. Харпура (изд. 1835), прославляющая мужество и героизм каторжан, и дидактич. мелодрама актера Ф. Белфилда "Кара, или Проклятие пьяницы" (1849, "Куинс т-р", Мельбурн). В 70-80-е гг. количество мелодрам и комедий возрастает. Ставятся:

"Добро за зло" (1876, "Принсесс т-р", Данедин, Новая Зеландия), "Вс„ за золото, или Пятьдесят миллионов" Ф- Хопкинса (1877, "Виктория т-р", Сидней), "Вдалеке от могилы" (1878), "Сосланный на пожизненную каторгу" (1878), "Солнечный юг" (1884) Дж. Даррелла и сатирич. комедии, посв. социальным и политич. темам,- "Класс" Банстера (1878), "Счастливая страна" М. Кларка (1879), "День выборов, или Добивавшиеся и победившие" Б. Хора (изд. 1883). Не отличаясь значительными художеств. достоинствами, австрал. мелодрамы и комедии были сильны демократич. направленностью, злободневностью, динамичностью своих сюжетов. Язык этих пьес воспроизводил обычную разговорную ре, изобиловал жаргонными выражениями. В 80-90-х гг. в Австралии стали появляться инсценировки реалистических произведений австрал. романистов - "Пожизненное заключение" М. Кларка, "На нашей ферме" С. Радда, "Вооруж„нный грабеж", "Право рудокопа" Р. Болд-ревуда. Авторами сценич. обработок этих произв. были обычно актеры-постановщики - А. Дампир, Г. Уолч и др. Посвящ„нные англ. колониальной каторге, смелым и честным каторжен ш, находившимся вне закона, трудной доле мелкого фермера, инсценировки завоевали большую популярность. В Австралии развивается и т. н. литературная или по:)тич. драма на историч. и легендарные сюжеты:

'Регул" (изд. 1842) и "Любовь королевы" (1846-47, т-р "Ролял Виктория" в Сиднее) Э. Д. Берна, "Тарк-впний Гордый, или Падение тирании" С. П. Хилла (изд. 1843), "Реймонд, правитель Милана" Э. Рива (изд. 1851, пост. в т-рах Сиднея в 1863), "Эдуард - Ч„рный принц" Д. Слейдена (изд. 1886), "Тиберий" Ф. Адамса (изд. 1894) и др. Широкое распространение получили и т. н. рождественские пантомимы, сопровождавшиеся чтением текста, муз. аккомпанементом, пением. Тексты песен и диалоги к пантомимам нередко создавали крупные писатели Австралии:

М. Кларк ("Леденцовые башмачг.и", 1870, "Т-р Ройял", Мельбурн; "Альфред Великий", 1878, Муз. академия), П. Мари, Г. Уолч. Большую роль в становлении А. д. сыграли пьесы и статьи А. Адамса.

В 1909 в Мельбурне по инициативе драматурга и критика У. Мура была создана первая в истории Австралии литературно-театр. орг-ция "Ежегодные вечера, посвящ„нные австралийской драме" (существовала до 1912), ставившая целью содействие развитию нац. А. д. В 1922 в Мельбурне писатели В. Пал-мер, Л. Эссон и С. Макки создают аналогичное объединение - "актеры-пионеры" (существовало до 1926). В нач. 30-х гг. в Сиднее возникло движение "Народный т-р", возглавляемое Керри Теннант. Этими объединениями впервые были пост. пьесы: Л. Эссона - "Укротительница", "М„ртвые деревья" и "Священное место" (изд. 1911), "Час еще не настал" (изд. 1912), "Гуртовщики" (изд. 1920), "Южный крест", "Боец", "Мать и сын" '(изд. 1946); К. При-чард - "Взломщик" (1910), "Человек с большой буквы", "Пионеры" (изд. 1937); У. Мура - "Девушка из кафе" (изд. 1910), "Таинственный лунный свет" (1912); К. Уотсон-"Если бы юность знала" (1912);

А. Адамса - "Миссис Притти и премьер" (1914, в т-рах Мельбурна); В. Палмера - "Счастливое семейство", "Путешественники", "Т„мная лошадка" (изд. 1924); С. Макки - "Западня" (изд. 1937) и др. В этих пьесах отражена жизнь и борьба австрал. народа, они воссоздают жизнь людей в мельбурнских трущобах, на одиноких фермах, на безлюдных территориях страны, в золотоносных пустынях.

Заметную роль в развитии А. д. сыграла написанная в 20-х гг. 20 в. пьеса Э. Дэвидсон "Юрика-оборона" (о героич. восстании золотоискателей Балларата в 1854) и ряд др. е„ пьес, основанных на австрал. легендах. В 1936 был издан сб. пьес С. Томхолта под общим назв. "Холодный рассвет". В конце 30-х гг. с успехом ставились пьесы Дж. Дэнна: "Фимиам не воскурили" [1937, "Независимый т-р" ("Индепендент т-р") в Сиднее и мельбурнский "Клуб драматургов"] и "Каролина Чишольм" (1939, "Репертуарный т-р" в Брисбене).

40-50-е гг. ознаменованы усилением реалистич. тенденций в А. д., особым интересом к современности, стремлением осмыслить события 2-й мировой войны, разобраться в причинах социального и экономич. неравенства. О войне, несущей смерть и разрушение, о тяж„лых судьбах простых солдат-патриотов говорится в пьесах А. Т„рнера "Австралийские станции" (изд. 1944; пост. на радио), "Соседи", "Путешествие на Запад"; в народной драме С. Локк-Эллиота "Трубы заржавели" (1948, "Независимый т-р", Сидней); в стихотворной драме К. Данкан "Сыновья утра" (изд. 1946); в пьесах Д. Къюзвк "Вечные муки", "Неси на себе Атлантов груз" (изд. 1950). Теме расовой дискриминации посв. драмы: "Вдали от родников" Дж. Дэнна (изд. 1944, пост. в т-рах Австралии в 40-х гг., в т-рах Англии и Уэльса - в 1950); "Я датчанин" А. Т„рнера; "Если бы у нас было достаточно жизненного пространства", "Небо без птиц", "Западная граница" О. Грей. В пьесах "Тихоокеанский рай" Кью-зек (1955, "Нью т-р", Сидней) и "Накануне завтрашнего дня" Р. Троссела (пост. в Канберре и на радио) выражен протест против угрозы атомной войны. Обличению колониализма и расизма посвящены пьесы М. Врэнд: "Под нашим небом" (1948, "Нью т-р", Мельбурн) и "Чужие в стране" (изд. 1954; пост. в Австралии, СССР, ГДР и др. странах). О социальных проти-воречиях борьбе простых австралийцев против обществ. несправедливости говорится в пьесах: "Дом, который построил Джек" Дж. Фарвелла, "Незримый круг" Локк-Эллиота (изд. 1946), "Утреннее жертвоприношение" Кьюзек (изд. 1943), "Маленький городок" К. Кэрролл, "Мечтатели" М. Уэста, "Переменчивое сердце" Р. Бейнона (пост. в т-рах Брисбена, Мельбурна, Сиднея, Перта и в 67 любительских т-рах Австралии). Обличит, направленность носит пьеса "Без особых ограничений, или Не такой уж тихий американец" М. Брэнд (1958, "Нью т-р", Сидней). Ряд произв. совр. А. д. построен на историч. материале: "Солнце красно по утру" Кьюзек (изд. 1942), "Рассвет" К. Ше-перд (изд. 1942), "Нед Келли" Д. Стюарта (изд. 1943), "Привет тебе, завтра!" В. Палмера (изд. 1947), "Что посеешь..." Э. Баркли, "Кровь на акации" Л. Хейлена (изд. 1948) и др. Мн. из этих пьес посвящены демократич. революц. традициям прошлого Австралии.

В А. д. с 30-х гг. получил распространение жанр радиодрам. Многие драматурги Австралии пишут одновременно для т-ра и для радио (Г. Мередит, М. Эффорд, А. Тсрнер, К, Шеперд, К. Данкан, Д. Стюарт, Т. Мур и др.). Однако радио часто пропагандирует пьесы, буржуазные по идеологии, ремесленнические по форме, подражающие худшим амер. образцам.

Популяризации лучших произведений А. д. содействует "Консультативный совет драматургов". В 1956 на ежегодном конкурсе пьес, устраиваемом советом, первую премию завоевали пьесы, с успехом идущие в т-рах Австралийского Союза: "Потоки" О. Грей и "Лето семнадцатой куклы" Р. Лоулера (1956, "Юни-он т-р", Мельбурн, и "Елизаветинский т-р", Сидней;

1956-57, Лондон, 1957-58, Нью-Йорк).

Лит.: The Australian Encyclopaedia, v. 3, Sydney, 1958 (v. 3 - "Drama"); Miller M., Australian literature. A bibliography to 1938. Extended to 1950 by F. Macartney, Sydney - L.- [a. o.], 1956; Rees L., Towards an Australian drama, Sydney-L., 1953; его же, New hope for Australian drama, "Overland", 1956, Autumn - Winter, ј7;

I. T., Richard Beynon and "The shifting heart" (an interview), "Overland", 1958, Winter, .No 12; в рус. пер.- Брэнд M., Чужие в стране, M., 1955; е„ же, Под нашим небом, M., 1956; Лоулер Р., Лето семнадцатой куклы, М, 1958. Л К

АВСТРАЛИЙСКИЙ ТЕАТР. Коренное население Австралии театра не знало. Однако элементы театр. действия входили в быт народа (изустная передача мифологич. преданий, имитация трудовых и бытовых сцен, повадок животных в магич. тотемич. обрядах и т. д.). Своеобразными зрелищными представлениями были и т. н. "корробори" - церемониальные пляски, сопровождавшиеся пением и рит-мич. аккомпанементом муз. инструментов. В "корробори" находила отражение жизнь коренного населения Австралии.

Театр. представления среди первых колонистов и каторжан, прибывших в Австралию из Англии, относятся к концу 80-х гг. 18 в. Первый спектакль состоялся в Сиднее 4 июня 1789 (каторжане пост. в бараке комедию Дж. Фаркуара "Офицер-вербовщик"). В течение нескольких лет возникло много любительских театр. трупп, выступавших в бараках ссыльных, в воен. поселе-ниях.на палубах кораблей. актеры-любители из числа каторжан, солдат и моряков разыгрывали на англ. языке примитивные мелодрамы собств. сочинения. Женские роли в этих спектаклях обычно исполняли мужчины. Первая проф. австрал. театр. труппа в 1796 давала спектакли в Сиднее, в специально оборудованном для этого помещении. В 1798 этот т-р был закрыт по предписанию губернатора. В 1800 его спектакли возобновились, но ненадолго. В 1832 антрепрен„р Б. Леви построил в Сиднее первое постоянное театр. здание, получившее название "Ройял т-р".режиссером-постановщиком и ведущим актером этого т-ра был К. Ноулс. В репертуар т-ра наряду с комедиями, фарсами и мелодрамами входили пьесы Шекспира ("Ричард III", "Макбет"). Значит, место в спектаклях уделялось муз. сопровождению и танцам. В антрактах и в конце спектаклей исполнялись короткие хореогра-фич. сценки, песни, арлекинады. Это определяло син-тетич. характер иск-ва актеров.

В 30-40-х гг. 19 в. в крупных городах, выросших из поселений, возникли постоянно действующие т-ры- в Хобарте "Ройял т-р" (1837), в Сиднее "Ройял Виктория т-р" (1838), в Аделаиде также "Ройял Виктория т-р" (1839), в Мельбурне - "Павильон", он же "Ройял т-р" (1842). Основу трупп т-ров составляли местные любители, ведущие же актеры приглашались обычно из Англии. Они приезжали со своим репертуаром, составленным гл. обр. из произв. классич. драматургии (Эсхил, Еврипид, Шекспир, Мольер, Гюго и др.), нередко шедших в сокращ„нных и упрощ„нных вариантах. Наиболее популярные актеры этого периода, в течение длительного времени игравшие в А. т. и нередко соединявшие в сво„м лице также режиссера-постановщика и театр. предпринимателя,- Ф.Нез-бцтт, Дж. Коппин Э. Уинстэнли С. Кемерон, Т. Стюарт, К. Ноулс.

Ъ 1833 в Сиднее была осн. первая школа танца под рук. К. де Кастелла. В это же время при "Ройял т-ре" (Сидней) открылись балетные классы, к-рые возглавлял танцовщик и педагог-хореограф Ф. Уайт. В 30-е гг. в Австралии выступали танцовщики: Филлипс, Фицджералд, Тонинг, Далль-Касе и др., танцовщицы - Джонс и Вельбе. В 1834 в "Ройял т-ре" пост. первый оперный спектакль-"Клари" Г. Бишопа. В 40-х гг. на сцене этого т-ра было пост. много итал. опер, "Опера нищих" Гея и Пепуша и неск. опер совр. ирл. и англ. композиторов ("Богемская девушка" M. Балфа, "Ночные танцоры" Лодера). Т-р пост. и первые муз.-сценич. произведения австрал. композиторов: комич. оперы "Вес„лые проказы" (1844) и "Дон Джон Австрийский" (1847) А. Натана, "Маритана" У. Уоллеса (1849) и др.

"Золотая лихорадка", вызванная открытием в 1851 золота в Австралии, привлекла поток иммигрантов. Население увеличилось более чем в 2 раза. Следствием этого явилось и оживление театр. жизни. 1850-1900 - период подъ„ма А. т., к-рый выразился прежде всего в резком увеличении количества проф. театр. коллективов (в Сиднее, напр., открылось 7 новых т-ров, в Мельбурне - 6). В состав трупп по-прежнему привлекались гл. обр. артисты, приезжающие из Англии, Ирландии, США.

Во 2-й пол. 19 в., с развитием капиталистических монополий в стране, мелкие антрепрен„ры разоряются и их т-ры вливаются в тресты. Создаются театр. монополии, во главе к-рых стоят крупные театр. деятели Австралии (Дж. Коппин и др.). В 1882-90 существовало крупное театр. предприятие, возглавлявшееся актерами Дж. Уилъямсоном, А. Гарнером, Дж. Масгровом. В пего входили т-ры: в Мельбурне ("Ройял т-р", "Принсесс т-р"), Сиднее ("Ройял т-р") и Аделаиде ("Аделаида ройял т-р"). Здесь ставились произв. австрал. драматургов и иностранные классич. комедии, оперы и оперетты. В 1886 была создана популярная театр. компания во главе с известными актерами Д. Бусико (младшим), его сестрой - Н. Бу-сико, супругами Браф и Дк. Тайфреджем. Эта компания владела т-рами в Сиднее и Мельбурне. В репертуаре т-ров значительное место занимали комедии Шекспира, Шеридана, Уайльда, пьесы ирл. авторов. Большим успехом в 90-е гг. пользовался передвижной т-р актера и реж. Д. Барри, выступавший в различных городах и пос„лках Австралии с постановками классич. произведений и совр. австрал. пьес. В большинстве т-ров Австралии силами одного и того же коллектива ставились драматич. и оперные спектакли, давались эстрадные представления.

В нач. 50-х гг. в Сиднее была основана компания во главе с дириж„ром Л, X. Лавеню, ставившая исключительно оперы (Россини, Верди, Доницетти и др). Компания гастролировала по городам Австралии. Оперные коллективы возникали в Австралии в течение всей 2-й пол. 19 в. В последние десятилетия 19 в. особенной известностью пользовались австрал. певцы: А. Л. Прингл, Э. Рассел, А. Янсен, Ч. Тил-бери, Л. Арене, М. Юджин, Р. Бакмен и др.

В 1889 Дж. Уильямсон организовал труппу танцовщиц, участвовавшую в танц. сценах и пантомимах в оперных спектаклях, а в 1897 открыл в Мельбурне балетную школу. Одна из участниц его труппы, педагог школы М. Эверетт, открыла в 1909 свою балетную школу в Сиднее.

Значит, событием в театр. жизни Австралии 2-й пол. 19 в. были гастроли крупнейших драматич. актеров Европы и Америки. В 60-х гг. в Австралию приезжали Ч. Кин, У. Монтгомери, Ч. Мэтьюс, М. Глед-стон, Дж. Карден, показавшие постановки пьес Шекспира. В 70-90-х гг. проходили гастроли Сары Берна?, А. Ристори, Дж. Джефферсона и др.

Несмотря на оживл„нную театр. жизнь и большое количество театр. трупп, А. т. в течение всего 19 в. не получил самостоятельного развития и следовал по пути англ. т-ра. Произв. австрал. драматургов (комедии Банстера и Хора, освещавшие жизнь Австралии, и др.) т-рамп не ставились. По мере роста нац. самосознания народа Австралии возрастали его требования к т-ру - отражать жизнь страны, е„ прошлое и настоящее. Отвечая на запросы демокра-тич. зрителя, драматург, актер, режиссер и театр. предприниматель А. Дампир поставил в т-рах Сиднея и Мельбурна несколько написанных им мелодрам, собственных инсценировок романов австрал. писателей-реалистов - М. Кларка, С. Радда, Р. Болдре-вуда, пьесы Ф. Хопкинса.

В нач. 20 в. коммерч. т-ры Австралии переживают кризис, вызванный конкуренцией иностр. коллективов, гастролировавших в Австралии. Начинается погоня за прибылью, художеств. уровень репертуара резко снижается; классика ид„т вс„ реже, ставятся бессодержательные муз. комедии и сенсационные, часто реакционные пьесы.

В период 1-й мировой войны, временно ослабившей в Австралии иностр. конкуренцию, деятельность коммерч. т-ров вновь активизировалась. Посещаемость возросла в связи с постановкой пьес, отражающих совр. политич. события. Ведущими актерами А. т. этого периода были: Дж. Маклерен, Ф. Хави, А. Фриф, М. Фейн, Д. Брайтон, С. Мод, Ф. Янг, М. Мур и др.

В первой четверти 20 в. буржуазным коммерч. т-рам противостояла деятельность вновь созданных прогрессивных лит.-театр. объединений и т-ров: "Ежегодные вечера, посвящ„нные австралийской драме" (1909-12), "Клуб любителей т-ра" (1918), "актеры-пионеры" (1922-26) в Мельбурне, "Народный т-р" под рук. Керри Теннант (1929) в Сиднее, домашний т-р Э. Дэвидсон (20-е гг.) в Окли. Эти организации, выдвинувшие лозунг: "За национальную драму и народный театр!", впервые поставили пьесы австрал. авторов Л. Эссона, К. Причард, У. Мура, К. Уотсон, В. Палмера, С. Макки и др. режиссерами спектаклей выступали сами драматурги, исполнителями - актеры-любители. Деятельность этих объединений имела большое значение в формировании реалистич. нац. А. т., однако они не могли противостоять коммерч. т-рам из-за отсутствия проф. актеров, а также из-за финансовых трудностей.

Значит, вклад в развитие демократич. А. т. внесли т. н. "репертуарные т-ры" - небольшие полупроф. и любительские театр. коллективы, возникшие в 10-х и 20-х гг. 20 в. (в Мельбурне, Сиднее, Перте, Хобар-те, Брисбене, Аделаиде). "Репорту арные т-ры" ставили пьесы австрал. драматургов (А. Сомервилл, Б. Дейвис, М. Эффорд, X. Дрейк-Брокман, К. Данкан) и зарубежных авторов (Ибсен, Синг, Йитс, Шоу, Голсуорси, Моэм). В 1915 актер А. Уилки приехал в Мельбурн со своей шекспировской труппой, к-рая работала здесь до 1926, постепенно пополняясь австрал. актерами. Эта труппа ставила пьесы Шекспира, пытаясь реставрировать спектакли эпохи Возрождения. В 1928 появилась другая прогрессивная труппа - Д. Рибуша, пропагандировавшая систему К. С. Станиславского.

Популярными жанрами А. т. в 20 в. продолжали оставаться опера и балет. На развитие австрал. муз. т-ра значит, влияние оказали гастроли ряда крупных европ. оперных артистов и, в пер'вую очередь, Ф. И.Шаляпина (1929). В 20-е гг. в Сиднее организовалась "Оперная лига", способствовавшая развитию нац. оперы. Среди исполнителей - Н. Мелба, первая австрал. певица, гастролировавшая в т-рах Европы и Америки, певцы: Бедфорд, Р. Иттлер, Д. Маккинес. В 30-е гг. широкую известность получила австрал. певица М. де Ганст. В первой половине 20 в. австрал. композиторы создали новые музыкально-сценич. произведения: оперы "Эндимион" Дж. Антилла, "Джованни", "Леди Долли", "Девушка-мавританка" А. Хилла (либретто многих из этих опер основаны на легендах племени маори); комич. оперы "Примадонна" и "Дьявол е„ возьми" А. Бенджамина; балеты "Балетная сюита корробори" Дж. Антилла, "Терра Ау-стралис" и "Морская легенда" Э. Роуф, "Трагедия моды" Гуссенса, "Фауст" X. Крипса, "Трилогия Жанны д'Арк", "Сфинкс", "Маска Люцифера", "Каин и Авель" М. Лорбера, "Калейдоскоп" и "Эурока" Дж. Пенберти, "Аркаринга" Г. Купера. Значит, часть этих произв. построена на австрал. сюжетах.

Для развития австрал. хореографии большое значение имели гастроли А. Жене (1913) и труппы А. Павловой (1926 и 1929). Со 2-й пол. 20-х гг. были открыты балетные школы, руководимые рус. танцовщиками (А. Долинов - в Сиднее, 1926; Л. Саранова- в Мельбурне, 1928). В 1929 М. Бурлаков (танцовщик труппы А. Павловой) и Л. Лайтфут основали "Первый австралийский балет", выступавший в Сиднее в "Са-вой т-ре" со спектаклями "Лебединое озеро", "Коп-пелия"; "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова, "Петрушка" Стравинского и балетами австрал. композиторов: "Роксанда" Р. Малинга, "Плод забвения" Р. Пенникуика. В 1937 в Аделаиде при "Университетском т-ре Гилд" организовалась балетная труппа во главке с Дж. Зибертом, просуществовавшая до 1950. В 1941 был создан "Южно-австралийский балетный клуб" под рук. Дж.Приста. В 1939 в Мельбурне открылась балетная школа ("Балетная академия Борован-ского"), в к-рой была сформирована балетная труппа, с успехом выступавшая во мн. городах Австралии и Новой Зеландии. С 1938 значит, роль в развитии австрал. балета играла "Балетная студия национального театр. движения", поставившая св. 60 балетов. На базе этой студии в 1949 была организована "Национальная балетная труппа" (просуществовала до 1952) в составе: Дж. Грим, Л. Гоулдинг, Р. Рид, М. Скотт, балетмейстеры - Л. Мартин, Дж. Александер, Дж. Прист и др. Труппой руководили Э. Борованский и В. Тви-ди.

Совр. австрал. балет следует традициям классич. хореографии. Но существуют и модернист, труппы, пропагандирующие "абстрактный" танец (труппа Г. Боденвейзер и др.).

Обострение обществ, противоречий в Австралии вызвало еще в нач. 30-х гг. попытки организации демократич" театр. коллективов, противостоящих господствующим бурж. тенденциям. В 1932 в Сиднее и Мельбурне возникли драматич. секции при "Рабочих художественных клубах" - первые полупроф. рабочие т-ры. Они ставили пьесы австралийских (К. Причард, В. Пал-мера, К. Данкан), франц., англ. драматургов и произв. русских и советских писателей ("Бронепоезд 14-69", "Враги"; "Разгром" по Фадееву, пьесы Гоголя, Чехова, Билль-Белоцерковского, Афиногенова и др.). В 1936 рабочие театр. коллективы объединились в "Лигу нового т-ра", развернувшую активную деятельность в период 2-й мировой войны. "Лига" способствовала появлению т. н. "новых т-ров" ("нью т-р"), в создании к-рых большую роль сыграли австрал. коммунисты. После 2-й мировой войны "новые т-ры", среди к-рых ведущее место занимает "Новый т-р" в Сиднее, превратились в крупные стационарные полупроф. т-ры. Кроме спектаклей в закрытых помещениях, труппы выступают также и на улицах городов, в рабочих пос„лках, на фабриках и заводах. Они ставят пьесы совр. прогрессивных австралийских писателей (М. Брэпд, Р. Лоулера, Л. Риса), пьесы, написанные актера?, я и являющиеся откликом на происходящие в стране обытия, пьесы советских авторов (Горького и др.), пьесы писателей др. социалистич. стран ("Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни, пьесы Л. Круч-ковского и др.), произв. англ. и амер. авторов (О' Кей-си, Мальца, Стейнбека, Гоу и д'Юссо, Миллера и др.).

Наряду с "новыми т-рами" в Австралии возникли т.н. "малые т-ры" ("литл т-р") - полупроф. театр. коллективы, объединяющие передовую интеллигенцию. Популярностью пользуется любительский студенческий т-р Мельбурнского ун-та, среди пост. к-рого пьесы и инсценировки рассказов Чехова (на рус. яз.). Созданы новые проф. т-ры, театральные объединения: в 1951 в Сиднее организована Нац. оперная компания Юж. Уэльса, к-рая в 1952 слилась с Мельбурнской оперной компанией. Объедин„нная труппа да„т регулярные спектакли в крупных городах страны. В 1954 создана творч общественная организация - "Австралийский елизаветинский театр. трест", задачей к-рого является развитие всех жанров нац. проф. А.т., продвижение на сцену и субсидирование пост. пьес, отмеченных на ежегодных конкурсах "Консультативного совета драматургов" Австралии (напр.,"Лето семнадцатой куклы" Лоулера в "Юнион т-ре" в Мельбурне, "Переменчивое сердце" Бейнона в "Университетском т-ре Гилд", "Смотри, ягуар" Нэша в "Керне литл тиэтр" и др.).

Т. о., хотя общее организационное состояние А. т. препятствует росту этого вида нац. культуры (театр. коллективы, как правило, не имеют пост. помещений, материально не обеспечены, многие актеры вынуждены искать работу в т-рах Англии и США), передовые деятели, выдвигая требование обществ, и государств. поддержки нац. т-ра, стремятся освободить его от подражательности, эпигонского следования образцам европ. и амер. иск-ва.

Лит.: II р и ч а р д К., Австралийский театр. "Интернациональная литература", 1939, ј 12; The Australian Encyclopaedia, v. 1 - Ballet and the Dance, v. 6-Music, v. 8-- Theatre, Sydney, 1958; I. T. Richard Beynon and "The Shif-tina: heart", "Overland", 1958, Winter, ј 12; К a r d о s s J., A brief history of the Australian Theatre, Sydney, 1955; М с Gr u i r e P., The Australian theatre, L.- Melb., 1948; Moore W., The Development of Australian drama, в кн.: Best Australian One-act Plays, Sydney, 1937; New Theatre. 15 years of production, Sydney, 1948; New Theatre proves that Art is a Weapon, "Tribune"", 1952, June 25; P h i 1 1 i p s A. A., Delia Ribush and the Australian Theatre, в кн.: P h i 1 11 p s A.A., The Australian Tradition, Melb., 1958; Rees L., Towards an Australian drama, Sydney - L., 1953; Rees L., New hope for Australian drama, "Overland-, 1956, Autumn-Winter, ј 7; Gr a r 1 i n J., Australian notes on the Ballet, Sydney, 1951; Orchard W. A., Music in Australia, Melb., 1951. Д. Я. Л. М.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница