Словарь пловца

Словарь пловца

АКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ в плавании - сопротивление вызываемое частями тела, участвующими в подготовительных и рабочих движениях пловца.

БАТТЕРФЛЯЙ - самый вычурный и самый красивый способ плавания. При освоении требует большой предварительной плавательной подготовки и необходимой степени атлетизма. При освоении баттерфляя не стоит гнушаться применения ласт.

БРАСС - способ плавания, принципиально отличающийся от других. В брассе подготовительные движения рук и ног производятся в воде и вызывают существенно большее, нежели в других способах плавания, активное сопротивление. Кроме того, в брассе наивысшие из всех способов плавания внутрицикловые колебания скорости.

В этой связи при освоении брасса наиглавнейшим является освоение правильной координации движений. Совершенствование отдельных движений в первую очередь должно быть подчинено главной задаче.

Брасс считается самым экономичным способом плавания, это справедливо при малой скорости, пока 'крылышками машешь, но не летишь'.

Отдельного разговора заслуживает работа рук в брассе. Брассисты высокого уровня осуществляют принципиально быстрое выведение рук, теоретически это фаза называется подготовительной, но в современном брассе она выполняется сверхактивно. Ускорение в гребковой части движения постоянно, и слитно продолжается в выведении рук.

В этой связи считаю, что для правильного понимания современного брасса выведение рук и непосредственно гребок необходимо объединить в одну фазу - рабочую, подготовительной считать лишь фазу наплыва.

ВДОХ

Вдох пловца осуществляется ртом. Вдох пловца должен быть быстрым. Скорость вдоха дельфина - 20 литров в сек.

У человека скорость вдоха выше скорости выдоха. И это не случайно, физиология такова - существенные мышечные усилия 'на вдохе' не делаются. В этой связи 'быстрый вдох' проще гармонизировать с техникой плавания.

ВНУТРИЦИКЛОВЫЕ КОЛЕБАНИЯ СКОРОСТИ - изменения скорости плавания в каждом цикле движений. Рабочие движения увеличивают скорость, подготовительные уменьшают скорость.

Уменьшение внутрицикловых колебаний - обязательное условие совершенствования техники плавания.

ВОДА - любимая среда обитания пловца.

ВОЛНЕНИЕ (предстартовое) - естественное состояние спортсмена перед стартом. Без волнения (без выброса адреналина, без должной капиляризации...) войти в состояния максимальной работоспособности нельзя. Другое дело, волнение должно быть организованным и контролируемым. Само слово волнение несёт в себе правильный настрой, в нём угадываются нарастающие волны энергии. Не приемлю, когда пловцы перед стартом говорят - 'боюсь'. Боятся - значит давать бой себе, раздваиваться. Мне кажется, 'боюсь' - психопатическое слово. Аеред стартом нужна цельность.

Есть другое слово, характеризующее одно из проявлений неконтролируемого волнения - 'страшно'. Но, и оно должно исчезнуть из лексикона пловца в предстартовом состоянии.

- это, когда разрешается плыть любыми способами, при необходимости меняя их в произвольном порядке.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Восстановление, также как и нагрузка - инструмент учебно-тренировочного процесса. Без своевременного и должного восстановления тренировочная нагрузка в физиологическом аспекте - бессмысленна. Главный (можно сказать - священный) критерий восстановления (некая ватерлиния) - состояние иммунитета.

ВЫДОХ

Выдох пловца - протяжный (медленный) с резким возрастанием скорости (выдоха) непосредственно перед вдохом. Объясняется это тем, что в момент выдоха в воду, равно как и при натуживании или стоне, в лёгких создаётся некое избыточное давление. Это облегчает газообмен. Выдох пловца осуществляется и ртом, и носом.

В этой связи, для быстрого восстановления на тренировке или после заплыва, дыхание с выдохами в воду более эффективно.

ГОМЕОСТАЗ - одно из проявлений здоровья. Способность организма поддерживать постоянство внутренней среды (кислотно-щелочной баланс, кровяное давление, сахар в крови, температура тела...).

У спортсменов во время соревновательной деятельности, при нарушении гомеостаза, например, при закислении внутренней среды - происходит отказ от работы по болевым ощущениям. 'Отказ от работы' у разных людей наступает при разных параметрах гомеостаза.

ГРЕБОК - продуктивное движение пловца рукой.

Эффективность гребка зависит: от оптимальности ускорения гребкового движения (в основном определяется 'чувством опоры'), от оптимальности трансформаций положений гребущих поверхностей в зависимости от фазы гребка. Эффективность гребка также зависит от физиологических аспектов (умение расслаблять мышцы, умение использовать при гребке крупные мышцы).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - основа человеческой жизни.

ДЛИНА БАССЕЙНА

Короткая вода - 25м, длинная вода -50м.

Доминирующее в плавательном мире мнение, что тренировки на 'длинной' воде дают пловцам в сравнении с тренировками на 'короткой' воде существенное преимущество уходит корнями глубже 70-х, когда высокостатусные соревнования на 'короткой' воде не проводились.

Сейчас ситуация изменилась. Проводятся Чемпионаты Мира, Европы, России... на 'короткой' воде. У пловцов высокого уровня, в зависимости от индивидуальных качеств, зачастую возникает специализация, связанная с длиной бассейна.

При подготовке пловцов на 'короткой' воде необходимо учитывать некоторые обстоятельства. Если поворот считать поводом для послабления нагрузки, неким отдыхом, то конкурировать с пловцами, тренирующимися на 'длинной' воде будет сложно. Но, если поворот рассматривать, как дополнительный тренировочный фактор - картина будет другая.

ДЫХАНИЕ

условным, второе - безусловным. И гармония здесь случается далеко не всегда. Гармонизация безусловных и условных рефлексов - одно из проявлений психологически зрелой личности.

ЗДОРОВЬЕ - это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям.

КОЛОБАШКА (поплавок, зажимаемый между ног) - классическое приспособление для плавания на руках. Также используется в качестве тормозящего средства, чаще в брассе и дельфине.

КРОЛЬ - вид плавания на животе, в котором левая и правая часть тела совершают гребки попеременно. Каждая рука совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, во время чего ноги, в свою очередь, тоже попеременно поднимаются и опускаются. Лицо плывущего находится в воде, и лишь периодически во время гребка голова поворачивается, чтобы сделать вдох. Кроль считается наиболее быстрым способом плавания. На соревнованиях по плаванию вольным стилем большинство спортсменов отдают предпочтение именно кролю, поэтому «вольный стиль» и «кроль» стали практически синонимами.

КРОЛЬ НА СПИНЕ - не обгонит кроль на груди, так как по природе человеческой (прежде всего ментальной) грести под себя удобнее, чем от себя.

Кроль на спине - реликтовый способ плавания. Возможность упрощённого в сравнении с другими способами плавания дыхания делает его незаменимым в самом начале освоения плавания.

В кроле на спине, как и в кроле на груди - минимальные внутрицикловые колебания скорости. Быстрым ему бы, как кроль на груди быть, но этого нет, предполагаю, по следующим причинам:

- Из-за анатомической невозможности осуществить 'копьеобразное' вкладывание рук, т. е. в дистальной последовательности, начиная с кисти, продолжая предплечьем и заканчивая плечом, что в кроле на груди существенно уменьшает активное сопротивление при вкладывании рук. А также, из-за анатомической и идеомоторной затруднённости выполнять столь качественный 'захват', как в кроле на груди.

При попытке минимизации активного сопротивления вкладывания рук, в кроле на спине, за счёт подъёма плечевого сустава в проносе (не только осевым вращением) увеличивается угол атаки спины, что в определённый момент становится нецелесообразным.

- В связи с 'боковыми' гребками увеличивается 'рыскание' т. е. горизонтальные колебания тела.

- Ладони во время гребка в этих способах плавания находятся на разной глубине (плотность воды около ладоней разная)

Есть ещё отличие (утверждать однозначно, что оно существенно влияет на скорость плавания - не могу):

- В кроле на груди рабочие поверхности ног находятся в потоке перемещающимся относительно тела быстрее скорости плавания (в предварительно сдвинутом гребками относительно общей массы воды потоке). При плавании на спине такого нет.

ЛАСТЫ

При начальном обучении ласты облегчают выполнение новых упражнений.

Основное предназначение ласт в спортивном плавании - увеличение скорости плавания, что помогает совершенствованию обтекаемости. В физиологическом аспекте ласты способствуют развитию митохондрий в мышцах, что способствует аэробной производительности. Существенный минус применения ласт - ухудшение 'хлыстообразности' в работе ног (при передозировке).

ЛОВКОСТЬ (координация движений)

ДЮСШ по плаванию). В плавании координация движений - очень важна. Эффективность гребка, обтекаемость и соединение одного с другим невозможны без хорошей координации движений. К тому же, в заплыве на установление личного рекорда пловец сталкивается с новыми физическими условиями. Адекватно приспособиться к ним можно только при наличии запаса координационных возможностей.

ЛОПАТКИ (аквапластины)

Лопатки - важнейший инструмент в тренировке пловца. У них исключительная роль в развитии 'чувства опоры'.

Распространённое мнение, что лопатки предназначены исключительно для развития силы гребка и силовой выносливости - ошибочно. Сила и силовая выносливость развивается в основном на суше.

Лопатки способствуют переносу силы и силовой выносливости в качество гребка. Причём, успешнее это будет происходить в различных сочетаниях с гидротормозами и ластами, и при правильном подборе упражнений. Переносу силы на воду также служит и плавание на привязи. Такой перенос возможен в связи с улучшением 'чувства опоры'.

Если сравнить плавание с заданной скоростью в лопатках и без лопаток, то лопатки - очевидно замедляют гребок и относительно воды и относительно тела пловца, одновременно возрастает гребковое усилие. Таким образом, плавание в лопатках создаёт несколько облегчённые условия для того, чтобы почувствовать опору о воду с помощью мышечных проприорецепторов.

При использовании разных размеров лопаток и лопаток с разной степенью перфорированности - увеличивается вариативность условий 'скорость/сила' гребка. Всё это способствует совершенствованию функционирования нейромышечной цепочки, обеспечивающей мышечное сокращение при гребке, включая мышечные проприорецепторы.

Повторяю, вариативность условий 'сила/скорость' гребка многократно увеличивается с применением гидротормозов, в т. ч. одновременно с лопатками.

'Тормоза' замедляют гребок относительно тела, соответственно, замедляя и усиливая мышечное сокращение. При плавании с 'тормозами' возникает дополнительный фактор тренировки - эффект 'уплотнения воды' в связи с увеличением скорости гребка относительно воды.

Комбинированное применения лопаток и 'тормозов', а иногда ласт вместо 'тормозов', при изменениях интенсивности плавания, даёт неисчислимую вариативность режимов - 'сила/скорость' гребка.

Таким образом, чувство опоры о воду эффективно совершенствуется. И, как следствие - перенос силы на воду облегчается.

В физиологическом аспекте, при уменьшении скорости гребка и увеличении усилия (читаем физиолога Силуянова) смешанные мышечные волокна работают в окислительном режиме, увеличивается количество митохондрий в миофибриллах... Как следствие - меньшая 'закисляемость' при плавании. Такой же физиологический эффект достигается при плавании на ногах в ластах.

МАСТЕРСТВО - это лёгкость в тяжёлом.

МОТИВАЦИЯ - устойчивое желание, основанное на совокупности причин, заниматься какой-либо деятельностью. 'Нет мотивации - нет спортсмена' - сказал однажды великий футбольный тренер В. В. Лобановский. Мне кажется, можно обобщить - 'нет мотивации - нет человека'.

МЫШЦЫ - это то, что Бог дал пловцу, чтобы плыть быстро. Без них он, максимум, не тонет.

МЫШЕЧНАЯ РАДОСТЬ

МР - возможна на пике спортивной формы.

НАТАСКИВАНИЕ - это не фатально необходимое использование средств в угоду сиюминутному результату, без учёта отставленных негативных эффектов.

ОБТЕКАЕМОСТЬ

Хорошая обтекаемость - способность пловца уменьшать сопротивление водной среды.

Главная задача пловца - знать, чувствовать и использовать особенности гидродинамики для минимизации сопротивления встречных потоков воды. А также, для увеличения сопротивления гребковым поверхностям.

Качество обтекаемости пловца, безусловно, зависит от его тактильной чувствительности, координации движений (ловкости) и атлетизма для поддержания обтекаемого положения тела.

Тактильная чувствительность (ТЧ) помогает ощущать изменения потоков и возмущений воды. ТЧ 'запускает' координационные способности пловца, его умение с помощью точного управления опорно-двигательным аппаратом оптимально встраиваться в постоянно меняющиеся встречные потоки воды. ТЧ - это основная чувствительность пловца, дающая некий путеводный 'сигнал маяка', определяющий рациональность движений пловца. ТЧ помогает оптимизировать активные сопротивления, т. е., задаёт некие рамочные критерии для выполнения всего комплекса технических действий пловца.

ОПОРА пловца (чувство опоры)

Качество гребковых усилий определяется - 'чувством опоры'.

Скорее всего, качество функционирования проприорецепторов и определяет (ЧВ), о котором мы договорились не упоминать. А в разговоре об эффективности гребковых усилий тонкие ощущения определяющие превосходство одного пловца над другим правильнее называть - 'чувством опоры'.

Проприорецепторы - словно некие датчики на пружинах, указывающие степень сжатия этой пружины (мышцы). Как только меняется плотность воды, проприорецептор фиксирует изменения в работе мышечного волокна, и, через ЦНС, даётся команда на изменение вектора усилий (на включение других мышечных волокон).

ОТДЫХ - возможность для восстановления. Отдых - не только безделье, но и смена деятельности. Отдых - часть тренировочного процесса.

ПЕРВЕНСТВО - соревнование среди ограниченного определёнными условиями состава участников, например, по возрасту, по ведомственной принадлежности и т. д.

ПИК ФОРМЫ - это не только высокая специальная работоспособность, но и быстрое восстановление после специальной работы.

- Спортивное плавание - это не дать себе остановиться после хорошего толчка от бортика.

- Плавание от слова плавно... или наоборот.

- Плавание - способ перемещения в зыбкой среде.

- Плавание - это не отталкивать воду от себя, это отталкиваться от воды.

- Плавание сродни полёту.

ПЛАВУЧЕСТЬ

Плавучесть, если она не за счёт атлетизма и обтекаемости, - помощник спортивного пловца.

При высокой скорости плавания (когда пловец становится 'ракетой') недостаток плавучести компенсируется возникающими дополнительными подъёмными силами.

Плавучесть пловца определяется в соответствии с законом Архимеда. Природная плавучесть пловца зависит от антропометрических данных. Например, таких как: тонкокостность, количество жировой компоненты, объём лёгких...

Плавучесть зависит от положения тела. Чем больше частей тела торчит над водой, тем меньше 'Архимедова сила' (подъёмная сила). Например, вес головы нормального человека составляет примерно 7% от общего веса тела. В этой связи высокое положение головы существенно уменьшает подъёмную силу.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - это стабильность мастерства в профессии.

ПСИХИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ... некоторым не даётся до старости. Психическая зрелость во многом тождественна зрелости личностной. Психическая зрелость - состояние и качество психологически зрелой личности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ сродни совершенству. Подросткам совсем неплохо быть - психологически 'зреющей' личностью.

Вот направления, в сторону которых надо сначала 'зрить', и по которым надо обязательно 'зреть'. Итак, психологически зрелая личность:

- Берёт на себя всю ответственность за свою жизнь, за свои успехи и поражения, за качество собственной жизни (хотя тут нужно учесть, что если вас не понимают, то вполне может оказаться - болван совсем не вы).

- Умеет подчиняться безусловным (врождённым) рефлексам и умеет сдерживать их.

- Хорошо подумав, не спрашивает, что верно, а что нет. Решает это сама, исходя из собственного мироощущения и целей.

- Доверяет себе. Доверяет своим эмоциям, потребностям, разуму. Знает, что если появилось желание что-то делать - это не случайно.

- Не заводит незыблемых правил.

- Естественна. Естественно проявляет свои чувства и эмоции. Если желает рыдать - рыдает. Если злится - не прячет этого. При необходимости может управлять своими чувствами.

- Заботится о своём физическом здоровье.

- Способна мыслить не только о собственных потребностях, но и о потребностях других.

- Вероятнее всего, - религиозна. Но не ортодокс. Просто вера в правду делает человека неоднократно сильнее и чище. Например, это проявляется в отношении к смерти. На самом деле, вера позволяет решить один из самых мучительных вопросов - вопрос о смерти.

- Не стремится поменять (воспитать) других людей, а изменяется сама в наилучшую сторону. Личный пример - лучший воспитатель.

- Занимается увлекательной творческой деятельностью, приносящей удовлетворенность. Потому добивается огромных высот в собственной профессии.

- Знает, чего желает от жизни. Умеет ставить цели, планировать и достигать их. Доводит начатое дело до конца (не считая случаев, когда возникают обстоятельства неодолимой силы).

- Уравновешивает в себе стремление к начинаниям и стремление завершать начатое.

- Принимает во внимание свои самые потаенные желания. Отыскивает возможность воплотить их приемлемым образом.

- Не мучается от лишней скромности.

- Не имеет времени на такие низкие вещи, как маленькая мстительность, злопамятность, обидчивость.

- Умеет сказать 'нет'.

- Не опасается одиночества, а рассматривает его как возможность развивать свои возможности.

- Умеет быть признательной.

- Умеет любить и принимать любовь.

- Верит в себя. Верит в свои возможности, в своё умение принимать правильные решение, в свою способность расставить ценности по своим местам. Одним словом, доверяет жизни, доверяет людям, доверяет себе.

- Умеет быть практичной, но не возводит прагматизм в ранг религии. Прагматик порой не замечает, как подменяет добро выгодой, а не выгоду злом.

- Стремится расширить и углубить свои знания.

- Умеет выстраивать благожелательные отношения с людьми.

- Не ставит впереди себя мистических целей (подчинить для себя кого-либо, всем нравиться, считать себя идеальным, быть всегда правым).

- Умеет разделять рабочие и личные дела.

- Стремится отличать второстепенное от главного.

- Умеет управлять своими эмоциями и чувствами. Имеет развитую чувственность. Обладает артистизмом. Когда это необходимо, может быть ужасной, очаровательной и т. п.

- Мыслит позитивно. В любой трудности старается видеть и положительные стороны.

- Умеет хорошо распоряжаться своим временем. Не теряет его зря. Ей не бывает скучновато.

- Умеет находить опору в самой себе, когда тяжело.

- Умеет прощать.

- Честно признаётся себе в своих слабеньких и сильных сторонах. Умеет расставлять ценности в делах и отношениях.

- Способна к долговременной концентрации внимания.

- Держится подальше от нытиков, пессимистов и завистников. Не воспринимает их 'дружеских советов'.

- Обладает хорошей речью, может передавать свои мысли обычным и понятным языком. Ясно говорит, следовательно - ясно мыслит.

- Может иметь свою 'изюминку', особенность. Дела ведёт, не обязательно подражая другим, и не смущается этого. Может иметь свои способы либо другие, странноватые, на сторонний взор, неординарные методы действовать. Не исключает эксцентричный стиль жизни.

- Для зрелой личности типичнее сожаление, что жизнь коротка и что не достаточно много можно успеть сделать, нежели ощущение скукотищи и неведение, как уничтожить время.

- Знает, что всему своё время.

- Умеет держать удар. Это означает, не сдаётся, когда тяжело на пути к поставленным целям. Критику воспринимает правильно. Устойчива к критике, если она несправедлива, и воспринимает критику, если она справедлива.

- Интенсивно отыскивает ответы на свои вопросы. И почти всегда находит.

- Обладает чувством юмора. Другими словами, способна созидать и осознавать забавное, а время от времени и похохотать в трудной ситуации. Может относиться с юмором и к себе.

- Способна организовать своё финансовое благополучие. В то же время не связывает ценность собственной личности с размером счёта в банке. Это очень шаткая опора для чувства собственного достоинства.

- Обладает проницательностью, способна осознавать настоящую подоплёку происходящего. Благодаря этому замечает автоматизм действий других (действий по привычке даже там, где следует поразмыслить).

- Не пользуется возможностью унизить другого, даже если она есть. Унизить другого - это унизить себя.

- Не даёт советов, если их не спрашивают.

- Не идеализирует действительность, а воспринимает её таковой, какая она есть.

- Способна без помощи других быстро принимать решения.

- Знает, что мечты - принципиальная часть жизни. Мечты есть движущая сила в труде и творчестве. При этом не забывает, что грезить мало, нужно ещё и интенсивно действовать.

- Умеет быть ребёнком, взрослым и родителем. Знает когда и кем быть.

- Способна встать над ситуацией, оценить её со стороны. Предпочитает не 'купаться' в неконструктивных чувствах.

- Имеет привычку получать отдачу от собственных усилий. Не позволяет им пропасть даром.

- Если имеет детей, то знает, что воспитание и обучение - это различные вещи. Причём, воспитывать сложнее, потому что нужно самому соответствовать своим требованиям.

- Знает, что подарками не получают прав.

- Знает - чтобы оказать человеку благодеяние, нужно оставить его в покое.

- Осознает, что время от времени приходится драться, вести войну, отстаивать свои права. Старается поддерживать внутри себя несгибаемый воинский дух.

- Отличается цельностью жизни. Дела, мысли и слова объединяются вокруг одного стержня. Беспокоится, когда что-то уже случилось, а не до того.

- Не считает, что у неё всегда и всё должно получаться. Но проблема - не повод для отступления.

- Время от времени бывает в нерешительности и смятении. Рассматривает это как акты движения и развития души. Осознает, что кризисы - это естественные процессы роста, развития, переоценки.

- Почитает собственных праотцев, понимая, что без этого она сама не достойна уважения.

- Знает, что возраст и мудрость - это не одно и то же.

- Знает, что нет универсальных методик быть счастливым. У каждого собственный путь, свои происшествия, собственный багаж. Потому в каждом случае нужно мыслить, как при решении физических задач. В физике даже очень похожие снаружи задачки могут иметь совсем разные методы решения.

Видите, перечень достаточно длинный. Да, созреть в психическом аспекте - это большая работа над собой. И лучшего метода вести эту работу, как через каждодневные маленькие заслуги нет. Просто берите любой пункт из списка и практикуйте. Результаты затмят ваши ожидания. Будьте успешны и непременно созревайте!

ПОБЕДА в плавании - приближение к идеалу.

Единственный способ побеждать в плавании - совершенствоваться. В плавании невозможно побеждать за счёт прямого сдерживания соперника. Среди болельщиков бытует такое восприятие событий, что побеждает всегда спортсмен, а проигрывает тренер. Великий Российский борец А. А. Карелин сказал: 'Побеждаешь благодаря всем - тренеру, родителям, друзьям, соперникам... проигрываешь в одиночку!' Это - философия Чемпиона.

РАЗМИНКА 'Сильному - разминка не нужна, слабому - разминка не поможет' - это классическая шутка юмористов от спорта.

На самом деле, роль разминки и предстартовой, и тренировочной - очень важна.

Предстартовая разминка помогает войти в стартовое состояние, 'разгоняет' обмен веществ, 'включает' специфические механизмы энергоснабжения и капиляризацию, помогает справится с излишним волнением.

Тренировочная разминка, прежде всего, готовит организм к интенсивной работе и уменьшает травмоопасность.

РИТМИКА (чувство ритма)

Чувство ритма - одно из проявлений ловкости (координации движений). Чувство ритма - одно из важнейших качеств в любом циклическом виде спорта, особенно в спринте.

CОПРОТИВЛЕНИЕ воды

Лобовое, турбулентное, силы 'трения'.

Лобовое (фронтальное) сопротивление создаётся встречным движением воды.

Турбулентное (вихревое) сопротивление образуется водой, которая заполняет пространство позади плохо обтекаемых частей тела, и пловцу приходится тащить за собой некоторую массу воды.

Активное сопротивление - смотрите выше.

СОРЕВНОВАНИЕ ('Старт' - в спортивном просторечии) - основное спортивное действие.

Соревнование возможно в первую очередь благодаря природному стремлению психически и физиологически здорового человека к состязательности. В современных тенденциях развития спортивного плавания имеет место значительное увеличение количества стартов в сезоне (на всех этапах подготовки пловца, с максимумом на этапе высших достижений).

Соревновательный метод подготовки пловца - радикально действенный, но жёсткий. Увеличение количества стартов целесообразно только до того момента пока не исчезает радость состязания, пока не угасает та самая природная тяга к состязательности.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД тренировки - это, когда мастерство пловца совершенствуется на соревнованиях.

Можно выделить следующие аспекты:

- умение рассчитывать силы на дистанции;

- умение 'выкладываться' (терпеть сдвиги гомеостаза);

- умение не ломать технику на фоне усталости;

- умение физиологически и, прежде всего - координационно приспосабливаться к новым скоростям;

- умение контролировать и правильно использовать эмоциональное возбуждение, умение входить в стартовое состояние;

- умение приспосабливаться к вариативности соревновательных обстоятельств...

СПОРТ

Спорт, прежде всего, - соревнования, но также специальная практика подготовки к соревнованиям. Успешная соревновательная деятельность и, главное, успешная подготовка к соревнованиям возможны только на основе высокой физической культуры.

СУПЕРКОМПЕНСАЦИЯ

Суперкомпенсация - основа спортивной тренировки.

Суперкомпенсация проявляется через некоторое время после тренировки, и характеризуется ростом показателей тренируемой функции относительно первоначальных значений. Именно в фазе суперкомпенсации целесообразно продолжить работу над тренируемой функцией, на этом строится грамотная спортивная тренировка.

В работе с детьми до определённого возраста (есть индивидуальные особенности) системно работать с учётом суперкомпенсации - невозможно.

Тактика заплыва бывает двух видов: 'рекордная' и 'на победу' (из классического курса ТФВ). В спринтерских заплывах, за исключением предварительных заплывов, присутствует исключительно 'рекордная' тактика. В стайерских - доля тактического варианта 'на победу' возрастает.

ТАКТИЛЬНАЯ чувствительность

Показатели тактильной чувствительности косвенно указывают на особенности нервной системы. У женщин тактильная чувствительность несколько выше, чем у мужчин.

Но есть некая загадка, связанная с ТЧ. Что помогает слышать сигнал ТЧ при изматывающей физической нагрузке, при финишной соревновательной 'агонии'?.. Может быть, сила ТЧ, чёткость её сигнала, а может быть, некая концентрация 'координационного внимания', присущая тому или иному типу нервно-психической организации, может быть, - мотивационная стойкость?.. Наверное - всё вместе.

Скорее всего, инструментальные показатели ТЧ говорят не о 'чувстве воды', а о неких особенностях нервной системы, её более 'тонкой' организации. И если говорить о 'гребковых усилиях', то, скорее всего, ТЧ косвенно указывает на более высокое качество деятельности мышечных проприорецепторов.

ТЕМП

Темп - проверяется количеством циклов в секунду или временем цикла. Во время прохождения дистанции темп в идеале должен быть постоянным (что свидетельствовало бы о правильной раскладке сил, любой сбой в темпе говорит о включении компенсаторных заменителей оптимальности.)

На практике по ходу заплыва чаще всего темп падает, так как при закислении спортсмены в большинстве своём, не жертвуя длинной шага, уже не могут сохранять мощность гребка.

У брассистов темп по ходу заплыва обычно возрастает. Это объясняется необходимостью учащения дыхания. А также у стайеров по тактическим причинам.

ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ

Техника плавания - это способ координации качественных 'гребковых усилий' и обтекаемости в сочетании с физиологией пловца.

Если говорить о технике упрощённо, то её можно разделить на три составляющие: обтекаемость, 'гребковые усилия' и координация первого и второго.

Но, ещё существует физиологичность техники. В циклическом виде спорта - это, прежде всего, своевременность вдоха и постоянство темпа. А также, приоритетное использование крупных мышц и умение расслаблять мышцы-антагонисты.

К общим задачам совершенствования техники плавания, в первую очередь относится приобретение навыка варьирования стереотипами техники плавания в соответствии со скоростью плавания на основе безусловного стремления к уменьшению внутрицикловых колебаний.

ТРЕНЕР

Хороший тренер сродни хорошему анестезиологу - оба пытаются добиться нужного результата меньшими средствами.

Тренер - умелый помощник воды и наставник пловца. А ждать ему, как вода 'обтачивает' пловца некогда.

Главное условие успешной работы тренера - доверие спортсмена. И чем выше уровень подготовки, тем выше степень доверия.

УГОЛ АТАКИ

ФАРТЛЕК - игра со скоростью.

В плавании это всевозможные ускорения. Например, перед поворотом или на определённом отрезке при дистанционном плавании.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура невозможна без спорта. Даже если человек совершенствуется, не соревнуясь с другими, так или иначе он 'соревнуется' с самим собой. Спорт - одна из главных мотивационных составляющих физической культуры.

ЦИКЛ

Цикл, в плавании - комбинация согласованных движений, составляющих целое для постоянного повторения.

В баттерфляе и брассе термин 'цикл', для благозвучности, можно было бы заменить 'шагом'.

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВИДЫ СПОРТА

В циклических видах спорта основным физическим качеством является - выносливость.

ЧЕМПИОН - спортсмен, который сумел оптимально подготовиться, но прежде всего, который сумел себя реализовать. Будущий чемпион обязательно стремится к психологической зрелости.

Установлено при статистически достоверном опросе первых тренеров чемпионов, что независимо от вида спорта всех будущих чемпионов в детстве отличало неуёмное стремление к борьбе и опережению.

- 'Победишь себя - победишь всех!' ('победить себя', конечно, в широком смысле слова, например: изучить себя, войти в гармонию с собой, победить свои слабости...)

- 'Здесь и сейчас!' - имеется в виду полная концентрация всех сил и возможностей на выполнении соревновательного действия.

- 'Чтобы насладиться победой, надо научиться наслаждаться трудом!'

- 'Умение концентрироваться (аккумулировать) усиливается умением расслабляться!'

ЧЕМПИОНАТ - соревнование, в котором участвуют, в отличии от Первенства, абсолютно сильнейшие спортсмены, без каких либо ограничений, например, по возрасту.

ЧУВСТВО ВОДЫ - самый загадочный и чаще всего дискутируемый термин в плавании (когда договариваются о терминах, споры чаще всего прекращаются).

Иногда говорят, что 'чувство воды' пловца в разные периоды времени бывает лучше или хуже. 'Чувство воды' не пропадает, но пловец не всегда физиологически (прежде всего - мышечно) готов эффективно его реализовывать.

ЭГО (на лат. ego - 'Я') Чемпиону эго надо укреплять. И, если это делать без угнетения окружающих и созидательно, в эгоизм эго не впадёт.