Словарь каратэ-до сито-рю
СТОЙКИ (ТАТИ-ВАДЗА)
Сико–дати – широкая стойка;
–дати – передняя стойка;
Мото–дати – основная стойка;
–дати – естественная стойка;
Мусуби–дати – ритуальная стойка;
Сото–хатидзи–дати – естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп наружу;
Ути–хатидзи–дати – естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп внутрь;
Хэйко–дamu – параллельная стойка (стопы параллельны друг другу);
Ути–хатидзи–дати – естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп внутрь;
–дати – кошачья стойка;
Тэйдзи–дати – естественная стойка (Т-образная);
Рэнодзи–дати – естественная стойка (Г-образная);
Кокуцу–дати – оборонительная (задняя стойка);
Фудо–дати – «прочная, непоколебимая» стойка;
Коса–дати – скрестная стойка;
Сантин–дати – стойка «триединство» («песочные часы»);
Сагиаси–дати (цуруаси-дати) – стойка журавля (цапли) на одной ноге;
Камаэ – это реальные боевые позиции. Понятие включает в себя отношение подготовки к бою: ментальное муко-но-камаэ и физическое юко-но-камаэ. Камаэ ката включает в себя положение рук, ног и защиты. Все камаэ выполняются как со сжатыми кулаками, так и сжатыми кистями и комбинировано; положение рук в разных сочетаниях занимают оборонительное положение на разных уровнях (дзёдан, тюдан и гэдан);
Сэнтай – противостояние противников друг относительно друга фронтально;
– противостояние противников друг относительно друга полу фронтально в противоположных стойках;
Дотай – противостояние противников друг относительно друга полу фронтально в одноименных стойках.
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ (ИДО)
Аси–но–хакоби – перемещение ног в каратэдо;
Аюми–аси – простой шаг вперёд (естественное движение), перемещение задней ногой вперёд со сменой стойки;
Саси–acu (коса-acu) – скрещивающийся шаг;
Ёри–аси (сурикоми) – «ёру» – приближаться, подходить, скользить), перемещение «скольжением» вперёд или назад, вначале передвигается нога, которая ближе к нужному направлению (вперед передняя, назад – задняя), затем передвигается другая нога. Стойка (и сторона) при этом не меняется;
Цуги–аси – «погоняющий» (преследующий) шаг, задняя ступня приближается к ступне выдвинутой вперед до тех пор, пока не ударится об её пятку;
Коса–аси – скрещивающийся шаг;
Хики–аси – отход на шаг назад;
маэ–ни –
йоко–ни – направление в сторону;
усиро–ни – направление назад;
Дэ–аси – выполнение шага в сторону и назад;
Ой–аси – выполнение большого шага вперёд сзади стоящей ногой и подтягивание к ней другой ноги с восстановлением длины стойки;
Тай– – «управление телом», уходы корпусом с линии атаки;
Тай–сабаки 1: встать в стойку дзэнкуцу-дати, выполнить гэдан-барай и сразу же после этого гьяку- цуки-тюдан, затем развернуться (маварэ-аси) на 180 градусов встать в стойку дзэнкуцу-дати, выполнить гэдан-барай и сразу же после этого гьяку-цуки-тюдан;
Тай–сабаки 2: встать в стойку дзэнкуцу-дати, выполнить гэдан-барай, затем, шагая аюми-аси, встать в стойку дзэнкуцу-дати и выполнить удар ои-цуки-тюдан, развернуться (маварэ-аси) на 180 градусов, встав в стойку дзэнкуцу-дати, выполнить гэдан-барай, затем, шагая аюми-аси, встать стойку дзэнкуцу-дати и выполнить удар ои-цуки-тюдан;
Тоби–аси (тобикоми) – прыжковый шаг (стремительное сближение);
Тоби–аси гяку или ой – цуки – удар гяку или ой – цуки впрыгиванием в зону благоприятную для нанесения удара;
Тэни (тэнсин) – перемена положений или направления движения. Перемена направлений движения может быть вперёд, назад, в сторону, по диагонали. При этом необходимо сохранять равновесие;
Фумикаэ–аси – смена стороны или ног;
Хираки–аси – открытый шаг;
–аси – топающий (сверху вниз) шаг.
ТЕХНИКА РУК (ТЭ-ВАДЗА)
Сэйкэн–тёку–цуки – прямой удар перед собой попеременно обеими руками;
Ои–цуки – прямой удар с шагом одноименной ногой;
Гьяку–дзуки – противоположный (разноимённый) удар, выполняемый рукой разноимённой выдвинутой вперёд ногой.
Положение бёдер:
Дзэн (сёмэн) – фронтальное;
Ханми – основное (45 градусов по отношению положение Дзэн);
Гяку–ханми – скрученное (90 градусов по отношению к положению Ханми);
Ми–ханми – боковое.
Уракэн–ymu (йоко, маэ) – «обратный удар», удар тыльной стороной кулака (вбок, вперёд).
Хики–тэ – от японского слова «хики (каэсу)» – возвратиться обратно. Возврат руки после удара в исходное положение.
Ура–цуки – – на среднем, дзёдан – на верхнем уровне;
Татэ–цуки – вертикальный удар, в начальной и конечном положении кулак обращен тыльной стороной в сторону;
Тэтцуй (или кэнцуй)- ути – удар «молот», основание сжатого кулака;
Эмпи ути – удар локтем;
маэ – прямой вперед;
агэ – по восходящей дуге снизу вверх;
–
йоко – прямой в сторону;
отоси –
усиро – прямой, назад;
Хидзи–атэ–гохон – пять ударов локтем последовательно друг за другом одной, потом другой рукой: маваси, усиро, агэ, отоси, йоко;
Сюто – «рука-сабля»;
Сюто–ути – удар ребром ладони;
Сюто–ути–гохон – пять ударов ребром ладони попеременно одной, затем другой рукой: снаружи внутрь на уровне тюдан, затем изнутри наружу также на уровне тюдан, после этого снаружи внутрь на уровне дзёдан и изнутри наружу также на уровне дзёдан и завершающий сверху вниз (отоси).
– «рука-копьё» (пронзающая рука);
ёнхон– – четырех пальцевая «рука-копьё» (большой палец прижат к основанию указательного пальца);
нихон– – двух пальцевая «рука-копьё» (вытянуты только указательный и средний палец);
иппон– – одно-пальцевая «рука-копьё» (вытянут только указательный палец);
нукитэ–цуки – «рукой-копьём»;
Рётэ–цуки – удар двумя руками;
Каги–цуки – удар-«крюк». Выполняется согнутой рукой на близкой дистанции на уровне тюдан;
Тэйсё–рётэ–цуки – удар основанием ладоней двух рук. Проводится на уровне дзёдан и тюдан, руки располагаются на одной вертикальной линии;
Ва–рётэ–тэтсуи–ути (или хасами-ити) – удар по криволинейной траектории двумя руками «железным молотом» – основанием сжатого кулака (или удар «ножницы»);
Хира––цуки – прямой удар кистью “ножницами”: кисть имеет форму арки – три пальца сжаты, а большой и указательный пальцы разведены в разные стороны. Удар наносится в шею противника. Разновидность юби-хасами-цуки – указательный и большой пальцы разведены, а остальные три сильно согнуты, ударная поверхность в этом случае захватывает и среднюю фалангу среднего пальца кисти;
Хайто–ути – удар по криволинейной траектории “рукой-саблей”, ребром ладони со стороны указательного пальца.
Маэ–гэри – фронтальный удар ногой прямо перед собой: дзёсокутэй (или коси) – основанием пальцев стопы;
Кеагэ – восходящий круговой удар ногой снизу-вверх; Кэкоми – прямой, толчковый (проникающий) удар ногой.
Маэ–гэри – фронтальный удар ногой прямо перед собой сжатыми пальцами стопы;
Маэ–гэри какато (или гэ-сокутэй) – фронтальный удар ногой прямо перед собой пяткой стопы;
Йоко–гэри – кэкоми – боковой проникающий удар ногой;
– внешнее ребро стопы ближе к пятке. При ударе пальцы стопы направлены вниз, большой палец оттянут на себя.
Хики–аси – возврат ноги после удара в исходное положение.
–гэри – круговой удар в горизонтальной плоскости, перед собой; дзёсокутэй (коси)- основание пальцев стопы; куби – подъём стопы;
Усиро–гэри– – проникающий (толчковый) удар пяткой или ребром стопы назад;
Коси–но–кайтэн – вращение бёдер;
Дзэн – – прямое вращение: из положения ханми (полу фронтального) в дзэн (сёмэн) – фронтальное.
Гяку–кайтэн – обратное вращение: из фронтального положения (дзэн) в полу фронтальное (ханми). Основу разрушительного удара составляет мощное, амплитудное вращение бёдер;
Нагэ–вадза – техника бросков. Основная схема броска: защита, контратака, бросок, добивающий удар. Например – первый бункай-кумитэ из ката пинъан ёндан: защита от удара дзёдан ои-цуки котэ-укэ, контратака другой рукой сюто-ути в шею, шаг задней ногой к противнику и бросок с захватом одной рукой предплечья атакующей руки, другой шеи противника, добивание ударом гяку-цуки;
Маэ и маваси хидза–гэри – удар коленом (фронтальный и круговой);
Йоко–фуми (кэри)- коми – боковой удар наружным ребром стопы (сокуто) сверху вниз;
Кари–вадза – «подрезающая техника». В ней используются удары подбивы по нижней части голеней противника с целью выведения его из физического равновесии;
Аси–барай (сото, ути) – «сметающие» удары подошвой стопы (подсечка снаружи внутрь и изнутри наружу). Разновидность кари-еадза;
Ура––гэри – обратный круговой удар ногой.
ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ (УКЭ-ВАДЗА)
Гэдан–барай – «сметающий» блок предплечьем, сверху вниз;
Йоко–укэ (или ути-удэ-укэ) – блок внутренней стороной предплечья хё-котэ изнутри наружу;
Сото–ути–укэ – блок внешней стороной предплечья ура-котэ снаружи внутрь;
Агэ–укэ – «восходящий» блок внешней стороной предплечья снизу-вверх;
Сюто–укэ – «защита ребром ладони», траектория изнутри наружу;
Сюто–барай – «сметающий» блок ребром ладони («рукой-ножом»);
Отоси–ути–укэ – блок-удар по криволинейной траектории;
Йоко-барай – боковой «сметающий» блок предплечьем;
Нагаси–укэ – «пустить по течению», отводящий блок;
(сасаэ)- укэ – блок двумя руками (с подпоркой одной руки другой), внутренней стороной предплечья.
Нино–удэ–укэ – блок снаружи внутрь наружной стороной согнутой в локте руки (пять см. ниже и выше локтя).
Дзюдзи (коса)- укэ – блок скрещенными руками (с открытыми ладонями или со сжатыми кулаками) на уровне дзёдан и гэдан;
Котэ–укэ – блок тыльной стороной открытой кисти (не согнутой в лучезапястном суставе) по дуге снизу-вверх и изнутри наружу.
Рё–тэ–укэ – одна рука выполняет дзёдан йоко-укэ, а другая рука гэдан-барай;
Дзёдан–йоко–барай–укэ – «сметающий» блок предплечьем прямой руки изнутри наружу.
Моротэ–йоко–укэ – блок ёко-укэ двумя руками;
Маваси–укэ – круговой блок. При выполнении локоть должен быть близко к телу, открытая кисть тыльной стороной наружу и предплечье описывают круг изнутри наружу;
Сукуй–укэ – «сукуй» – черпать, подхватывающий блок кистью или предплечьем;
Сётэй (“или тэйсё) – осаэ–укэ – давящий блок ладонью (основанием ладони);
Сукуй–томэ–укэ – останавливающий блок-«черпак», выполняется рукой;
Рётэ–агэ–укэ – «восходящий» блок внешней стороной предплечья снизу-вверх двумя руками одновременно.
Какэтэ–укэ (Итосу-ха) – блок крюк (по автору Итосу); выполняется внешней стороной кисти (ребром), согнутой в запястье (пальцами наружу) вместе с наружной стороной предплечья (зоной запястья).
Фурисутэ–укэ – блок «встряхиванием» (отбрасыванием), выполняется рукой;
Кэн–сасаэ–укэ – блок кулаком снаружи вовнутрь (вторая рука поддерживает первую открытой ладонью с внутренней стороны руки в области кулака);
–гэри–укэ – «полумесяц», блок-удар ногой, движение по восходящей дуге снизу вверх, похоже на траекторию движения, как и при ударе маваси-гэри, но в отличие от него наносится плоско всей стопой;
Ура––укэ – выполняется также, как и микадзуки-гэри-укэ, но наносится тыльной стороной стопы;
Нами–аси – «волна» – нога. Выполняется следующим образом: нога, согнутая в коленном суставе движется внутрь, стопа при этом располагается в одной плоскостью с голенью. Используется при уходе от подсечки противника и для защиты от прямого удара ногой;
Хайто–йоко–укэ – боковой блок ребром ладони со стороны указательного пальца.
Хайсу–укэ – блок тыльной стороной ладони;
– блок-крюк, выполняется вначале внутренней стороной кисти вместе с внутренней стороной предплечья (зоной запястья), затем сразу же после соприкосновения с рукой противника, рука разворачивается на внешнюю сторону кисти (ребра);
Кури–укэ – блок наружной стороной предплечья изнутри наружу по полукругу: локоть начинает защитное движение со средней линии тела сверху вниз и в сторону;
Кокэн–укэ – блок внешней стороной сильно согнутого запястья;
Тэйсё–осаэ–укэ – давящий блок сверху вниз основанием ладони;
1). Ракка – «падение», «опадающие цветы». Отбивать руку противника, оставаясь на месте, как земля без всякого движения принимает опадающие цветки. Типичный пример блок гэдан-барай;
2). Рюсуи – «проточная вода». Направлять силу атаки противника в том же направлении отклонением. Типичный пример блок нагаси-укэ;
3). Тэн–и – «смена положения». Защита от атаки противника изменением положения тела, уход может быть вперёд, назад, в сторону, по диагонали;
4). Куссин – «наклоняться и выпрямляться» или «сжиматься и вытягиваться». Способ уклонения от атаки противника путём сгибания и выпрямления коленей в стойках. Типичный пример: переход после защиты в контратаку из стойки нэкоаси-дати в мото-дати или из кокуцу-дати в дзэнкуцу-дати;
5). Хангэки – «контратака, контрнаступление, ответный удар». Это прием, при котором удар наносится без блокирования, он является и защитой, и атакой одновременно. Типичный пример: цуки-укэ, при котором контрудар достигает цели, пересекаясь с ударом противника и отклоняя этот удар;
Ура–укэ – блок обратной стороной ладони изнутри наружу;
–укэ – «раздвигающий» блок, выполняется двумя руками, разворачивая предплечья вокруг своих продольных осей, раздвигать в стороны сначала локти, а затем кулаки.
Хиракэн–укэ – блок «плоский» кулак, выполняется сверху вниз костяшками фаланг четырёх пальцев.
Хидза–укэ – защита коленом.
Хайсоку–аси – защита подъёмом стопы по восходящей траектории.
Тэйсоку (или сокутэй)-аси-томэ-укэ – защита остановка подошвой стопы.
Рэн–цуки – связка из нескольких прямых ударов руками.
Дан–цуки – повторный удар той же рукой.
– (схватка, спарринг, поединок);
Кихон– – «основной кумитэ»;
Гохон–кумитэ – формальный бой на пять шагов;
– верхний уровень тела (шея и голова);
тюдан – средний уровень тела (от шеи до пояса);
гэдан – нижний уровень тела;
– нападающий партнёр;
Укэтэ (Укэ) – защищающийся партнёр;
Бункай– – анализ (разбор) ката в применении с партнёром;
Якусоку– – договорной спарринг;
Кихон–иппон– – обусловленный спарринг на одно запрограммированное действие – атаку;
Дзию–иппон-кумитэ – свободный поединок с выполнением одного любого технического действия. При этом роли сэмэтэ и укэтэ заранее распределены. Сэмэтэ атакует когда угодно и как угодно только одним атакующим ударом рукой или ногой, обманные движения запрещены. Укэтэ выполняет один любой приём защиты и последующей контратаки, включая броски;
Дзию– – свободный, вольный поединок по определённым правилам. Правила соревнований – в них оговариваются все моменты, связанные с проведением соревнований. Соревнования проводятся по программе дзию-кумитэ и ката;
КАТА
Ката – формальное упражнение;
Эмбусэн – траектория передвижений в ката;
– «первопричина», «великий предел»; подготовительные ката (всего их пять);
Хэйан (или пинъан) – – мир и покой;
Сантин – «триединство», дыхательно-энергетическое ката группы Хигаонна-ха;
Дзюроку–но–ката – «шестнадцать», ката создано Кенва Мабуни;
Найфанти седан – происхождение ката неизвестно, предположительно из Китая. Один из важнейших моментов – линейный эмбусэн: все движения выполняются из стороны в сторону;
Бассай–дай – «рубка (леса)», «преодоление преград». Относится к группе Сюри-тэ. Автор неизвестен;
– «подавление отступления». Относится к группе Наха-тэ, происхождение из Китая.
Тэнсё – «вращающаяся ладонь». Относится к группе Наха-тэ. Создано Тёдзюном Мияги на основании изучения им китайской формы Роккисю;
Дзион – относится к группе Сюри-тэ. Китайского происхождения, по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно практиковалась эта ката;
– «десять рук (приёмов)». Относится к Сюри-тэ.
ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Ритуал– зал для занятий каратэдо;
Рэй – поклон;
Додзё–рэй– поклон залу (при входе и выходе);
Рицу–рэй – ритуальный поклон стоя;
Отогай–ни–рэй – взаимный поклон;
Дза–рэй – ритуальный поклон сидя;
– положение, сидя на пятках, поза для медитации;
Сэйдза – команда сесть в Дзадзэн;
– команда закрыть глаза, приступить к медитации (само настрою);
Мокусо–ямэ – команда открыть глаза, закончить медитацию.
Хара – живот;
Тандэн – – по
Мэцукэ –
Сэнсэй – учитель, преподаватель;
– старший ученик;
Кохай –
Мааи – дистанция (тика-ма – короткая дистанция; ути-ма – нормальная, средняя дистанция; то-ма – увеличенная дистанция).
Кю –
Кюсё – слабые места (точки, зоны) тела человека, которые в случае поражения достаточно сильным (мощным) ударом приведут к возникновению острейшей боли, возможно, потере сознания и даже смерти.
Основные точки (зоны):
Передняя часть тела:
Тэнто – макушка головы
Микэн – место соединения надбровных дуг с лобной костью;
Бито – кончик носа;
Бисэн – гребень носа;
Касуми – виски;
Ганко – глаза;
Дзинчу – верхняя губа;
– нижняя часть челюсти;
Микадзуки– угол нижней челюсти;
Рё кабатокэ – впадина ниже уха;
Нодоботокэ– адамово яблоко;
Хичу – шейная впадина;
Кёкоцу – грудина;
Ганка – район грудной клетки ниже сосков;
Дэнко – район грудной клетки;
Суйаэцу – солнечное сплетение;
Тандэн – живот;
– яички;
Яко – район паха;
Инадзума – бок живота;
Фу сито – район середины внешней стороны бедра;
Сицо–то– коленная чашечка;
Кокэй – кромка голени большой берцовой кости;
Сокко – подъем стопы;
Хидзи – локоть;
Хайсу – тыл ладони;
Задняя часть тела:
– позвоночник;
– затылок;
Кэйто – тыльная сторона шеи (точка между 3 и 4 шейными позвонками);
Усиро дэнко– почки;
Киби – кончик позвоночника (копчик);
Хидза – тыльная сторона стопы;
Куру–буси – лодыжка;
Кокю–вадза – техника дыхания;
Атэми–вадза – атэ – удар, ми – тело, вадза – техника;
силы обратно пропорциональна поверхности её приложения -чем последняя меньше, тем мощнее будет действие удара, важна точность приложения удара, удар должен быть направлен точно в жизненно важные точки человеческого тела; от скорости, когда масса перемещается, небольшое увеличение скорости даёт большую поражающую силу. Скорость в свою очередь зависит от правильной координации мышц, от стабилизации массы на её траектории, длины этой траектории;
Кондзё – «характер», «дух»;
вадза – смертельная техника;
Дзюмби–ундо – подготовительные упражнения;
Сэйри–ундо –
Ходзё–ундо – дополнительные упражнения
Макивара – традиционный снаряд для отработки ударов, представляет собой доску маки с привязанным к ней рулоном соломы вара.