Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
Sale of bouncy castle
Беспроцентные кредиты

МАРКЕТИНГ

ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА

Одно из ведущих направлений в коммерческой деятельности шоу-бизнеса.

Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена, поскольку тому, кто хочет что-то продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, перевозить, договариваться о ценах и т.д. Основными понятиями сферы маркетинга являются: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

В более широком смысле понятие «маркетинг» означает систему мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения производства и сбыта произведенной продукции. Применительно к шоу-бизнесу маркетинг-менеджер изучает интересы региона, где предстоит работать коллективу или исполнителю, выявляет спрос на тех или иных артистов, или групп, определяет заказ на создание художественной продукции (шоу-программы, видеокассеты, аудиоальбома и т.д.), техническое оформление (свет, звук) и продвигает эту продукцию на исполнительский рынок, рынок культурных услуг, предварительно разрекламировав ее различными средствами (печать, радио, телевидение, презентации).

Следует отметить, что с расширением рыночных отношений многие фирмы, компании, объединения (как видно из таблиц №№ 2 и 3), особенно крупные, вводят в состав своего управленческого аппарата специальные службы маркетинга. Практики отмечают, что это способствует большему успеху в развитии фирмы, поскольку управление маркетингом это, прежде всего, управление спросом. Менеджер, занимающийся маркетингом, должен уметь воздействовать на уровень, время и характер спроса, так как сушествующий спрос может не совпадать с тем, которого ожидает для себя фирма. В научной литературе рассматриваются различные виды спроса и знание их поможет более эффективно продвигать свои коллективы, аппаратуру, инструменты на рынок культурных услуг. Так, в книге Ф. Котлера «Основы маркетинга» изложены следующие виды спроса: отрицательный спрос, отсутствие спроса, скрытый спрос, падающий спрос, нерегулярный спрос, полноценный спрос, чрезмерный спрос, нерациональный спрос. Для их учета и выполнения маркетинговой работы ведущие зарубежные и отечественные службы разработали четыре системы. Так, в отделе маркетинга крупной фирмы функционируют группы: маркетинговой информации, планирования маркетинга, организации службы маркетинга и маркетингового контроля, а в малой — эти функции выполняет один человек. Структура отдела зависит от организации — крупная или маленькая, но вычленение этого направления в деятельности фирм, компаний является желательным, поскольку необходимо проанализировать ситуацию на конкретном рынке и предвидеть изменение спроса, дать рекомендации по отбору исполнителя или группы с учетом возрастных, национальных и социально-культурных интересов аудитории.

НОВАТОРСТВО ИЛИ НОВАЦИЯ

Новаторство или новация — открытие новых талантов, создание новых коллективов, новой продукции — является одной из ведущих задач в организации маркетинга. Безусловно, это связано с риском, особенно при создании нового проекта, коллектива или «раскрутки» нового имени.

Мой опыт и опыт моих коллег позволил выявить основные этапы продвижения продукции на рынке услуг. Применительно к музыкальному шоу-бизнесу это выглядит следующим образом:

— формирование идей создания проекта в целом;

— отбор идеи по созданию коллектива, звезды, определение их стиля, имиджа;

— разработка замысла стратегии маркетинга;

— анализ продвижения продукта на исполнительский рынок, рынок культурных услуг;

— проверка продукта в условиях конкуренции: отборный концерт, рынок аппаратуры, музыкальных инструментов;

— дальнейшее развитие успеха, популярности, роста рейтинга художественной продукции.

Удачным проектом маркетинга может служить проект Б. Алибасова по созданию и продвижению на рынок группы «На-На» как с творческой, так и с коммерческой точек зрения.

ЦИКЛЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА

При разработке перспектив нового проекта (создание коллектива, открытие новых талантов, производство новой аппаратуры, музыкальных инструментов) следует учитывать основные циклы его функционирования.

Практика показывает, что в типичном жизненном творческом цикле любого исполнителя или группы можно отчетливо выделить четыре этапа:

1. Этап выведения на рынок — период медленного роста популярности, спроса на исполнителя, группу, аппаратуру по мере выхода на рынок. В связи с большими затратами по подготовке номера, программы, компакт-диска, видеокассеты, технического оборудования, инструментов и т.д., прибыли на этом этапе еще нет.

2. Этап роста — период быстрого роста популярности, спроса на исполнителя, аппаратуру, компакт-диски, видеокассеты и т.д. и быстрого роста прибылей.

3. Этап зрелости — период стабильности в связи с тем, что коллектив, исполнитель, продукция получили широкую популярность, пользуются большим спросом. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту от конкурентов.

4. Этап упадка — период, характеризующийся резким угасанием популярности, падением спроса и снижением прибыли.

Знание этих циклов особенно важно для учета в прогнозировании развития проекта, поскольку различные этапы творческого цикла группы, отдельного исполнителя, моральный и физический износ аппаратуры требуют использования различных стратегий маркетинга. Фирма должна стремиться постепенно изменять имидж артиста, группы, совершенствовать их исполнительское мастерство, обновлять репертуар, костюмы, оснащать их более совершенной аппаратурой и инструментами, грамотно организовывать рекламу, снижать цены на аппаратуру или билеты, а иногда сознательно создавать «скандальную» ситуацию с тем, чтобы снова привлечь внимание зрителей к артисту, группе, продукции в целом.

ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА

Сотрудники отдела маркетинга или менеджеры, занимающиеся маркетинговой деятельностью, выполняют ряд очень важных функций:

1. Исследовательская работа: сбор информации, необходимой для планирования и продвижения на рынок художественной продукции — концертных программ, компакт-дисков, аудиоальбомов, видеоклипов, видеокассет, теле- и радиопрограмм, аппаратуры и музыкальных инструментов, другой продукции.

2. Стимулирование продвижения продукта на рынок (исполнителя, группы, аппаратуры, дисков, видеокассет и т.д.), всех видов рекламы (печать, радио, телевидение, выставки, презентации).

3. Установление контакта с концертными организациями, площадками, средствами массовой информации.

4. Учет возрастных и социально-групповых интересов аудитории и выбора исполнителя.

5. Проведение переговоров: согласование цен и прочих условий для осуществления концертной деятельности, сдача в аренду технического оборудования, продажи кассет компакт-дисков, аппаратуры и инструментов, другой продукции.

6. Принятие рискованных решений: принятие на себя ответственности за функционирование исполнителя, группы, реализации дисков, кассет, аппаратуры, инструментов и другой продукции.

Вернуться к оглавлению