Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
Новый способ направления командной работы
Беспроцентные кредиты

Психобиологическая психотерапия

X. ГИПНОТЕРАПИЯ И ЭРИКСОНОВСКАЯ ТЕРАПИЯ

1. ЭРИКСОНОВСКИЕ ПОДХОДЫ

Эрнест Л. Росси

Определение

В психобиологической перспективе психотерапия понимается как средство получения доступа к тем связанным с психологическими состояниями процессам в психике и теле, которые служат кодировкой проблем, для их последующего рефрейминга (реструктурирования) в терапевтических целях. Под влиянием эмоций, стресса и травм, с которыми связано большинство переживаний нашей жизни, из множества клеток нашего тела выделяются информационные субстанции (молекулы-посыльные), кодирующие память, научение, поведение, психологические комплексы и психосоматические проблемы в зависимости от состояния. Эти же информационные субстанции регулируют и биологию тела на клеточном и генетическом уровнях, что обусловливает состояния здоровья и болезни. Мы можем с помощью новых, процессуально ориентированных форм психотерапии получить доступ к этим информационным субстанциям, которые представляют собой связующее звено между психикой и телом, чтобы облегчить достижение оптимальных уровней интеграции ума и тела.

Краткая характеристика

Если мы сделаем логические выводы из результатов новейших исследований в области психобиологии, то сможем получить решение проблемы дуализма психики и тела, связанной с именем жившего несколько столетий тому назад Декарта. Общим знаменателем для психики и тела выступает информация. Жизнь — это кибернетический процесс передачи информации. Психотерапевт может дать следующее определение психики: это саморефлексивный процесс преобразования информации. Речь идет о преобразовании или циркуляции информации между различными модальностями опыта, такими, как слова, метафоры, образы, эмоции, ощущения, поведение, симптомы и т.д.

Большинство исследователей полагают, что психологический опыт и поведение закодированы в сети нейронов головного мозга. Но действительно новой является идея о том, что под влиянием стресса (любой формы эмоционального или нового, непривычного переживания) в теле распространяется множество несущих информацию веществ. Многие из них могут достичь нейронных сетей мозга и закодировать опыт нашей жизни в зависимости от испытываемых нами психологических состояний. Иными словами, то, что мы помним, чему научаемся и что переживаем, зависит от различных психологических состояний, закодированных в головном мозге несущими информацию веществами. Те же самые несущие информацию вещества, кодирующие психологический опыт, одновременно регулируют биологию обмена веществ в клетке на молекулярно-генетическом уровне. Эти несущие информацию вещества представляют собой новый мост между психикой и телом. Таким образом, любой жизненный опыт, нарушающий ход процессов гомеостаза, от которых зависят здоровье индивида и его подверженность болезням, может быть закодирован этими информационными субстанциями на многих уровнях. Ощущения и восприятие, настроение и поведение, психологические комплексы и психосоматические проблемы связаны этой общей сетью передачи информации на молекулярном уровне. С позиций психобиологии, цель всех форм психотерапии — начиная с гипноза и психоанализа и заканчивая когнитивным, поведенческим и телесно-ориентированным направлениями — заключается в создании условий для прохождения информации по различным путям, связывающим психику и тело.

Дэвид Чик и автор настоящей статьи недавно опубликовали тридцать трехшаговых схем эриксоновского гипноза для стимулирования процесса передачи информации при решении психическо-телесных проблем, начиная от традиционных проблем психосоматической медицины (стресс, сексуальные нарушения, расстройства настроения) до гуманистически ориентированных процессов самореализации. Предлагаемый здесь подход является чрезвычайно общей трехшаговой процедурой, которую большинство психотерапевтов легко смогут интегрировать в свою практику.

Первый шаг заключается в доступе к источнику проблемы. Врач в возрасте примерно сорока пяти лет, перегруженный работой, обратился ко мне с жалобами на головные боли, боли в спине и на ригидность затылочных мышц, усиливавшиеся в последние несколько лет. Треть времени на первой сессии я просто слушал его непрерывный рассказ о том, как он понимает происхождение своих проблем (на уровне сознания). Когда с отчаянием на лице он сделал паузу, чтобы перевести дыхание, я поднял и развел руки (как если бы держал ими большой резиновый мяч) и сказал: "Поднимите руки вот так. Пусть расстояние между ними будет примерно восемь дюймов. Если ваше бессознательное знает что-нибудь о причинах и путях решения этих проблем, вы обнаружите, что ваши руки сами по себе начнут сближаться. В противном случае они начнут расходиться".

Вначале он отнесся к сказанному с недоверием, но когда его руки начали медленно сближаться, скепсис сменился восторгом. А когда руки наконец сошлись, он казался полностью зачарованным.Я, между тем, продолжал: "И если ваше бессознательное готово поделиться с вами пониманием причин этих проблем, чтобы решить их здесь и сейчас, вы обнаружите, что ваши глаза закрываются сами по себе". Несколько раз моргнув, он закрыл глаза, глубоко вздохнул, а затем мышцы его лица расслабились.

Вторым шагом является психотерапевтический рефрейминг проблемы, связанной с определенным психологическим состоянием. Я продолжал: "И если ваше бессознательное может вспомнить всю историю этих проблем, не разглашая ее, оставляя воспоминания в пределах вашего разума, одна из ваших рук начнет сама по себе медленно опускаться, по мере того как одно за другим начнут приходить важные воспоминания". Одна рука клиента стала медленно опускаться на колено, в то время как его лицо выразило целую гамму эмоций: оно покраснело, на глаза навернулись слезы. Я добавил:

"Очень внимательно приглядитесь ко всем вашим симптомам и обратите внимание на те изменения, которые будут происходить, по мере того как к вам одно за другим станут приходить важные воспоминания".

Когда его рука наконец опустилась на колено, я сказал: "И если ваше бессознательное может помочь вам осуществить внутренние и внешние изменения, чтобы вы больше не нуждались во всех этих симптомах, то по мере того как вы будете видеть себя осуществляющим эти изменения, ваша вторая рука станет медленно двигаться в сторону колена". Когда рука начала движение вниз, что его явно обрадовало, я добавил: "Наслаждайтесь этими приятными эмоциональными состояниями. Вы будете испытывать их при осуществлении необходимых изменений, трансформирующих вашу жизнь".

Третий шаг заключается в том, чтобы способствовать продолжающемуся самоисцелению. Когда его рука коснулась колена, я спросил, испытывает ли он сейчас комфорт. Он утвердительно кивнул в ответ. Тогда я объяснил ему, что в течение дня бывают периоды, когда в интересах здоровья важно сделать паузу и расслабиться. В заключение я сказал: "Когда ваш разум — бессознательный и сознательный — убедится в том, что он может продолжать свое внутреннее целительство, вы обнаружите, что пробудились и почувствуете себя восстановившим силы, активным".

Клиент "пробудился" и подтвердил, что и в самом деле не испытывает прежних симптомов. Он спросил: "Было ли это гипнозом, хотя я, кажется, все время бодрствовал?" Я ответил: "Не знаю, было ли это гипнозом или просто процессом эмоциональной трансформации, когда информация, блокированная в ваших симптомах, преобразовалась в инсайты, которые позволят вам осуществить необходимые изменения". Я рассказал ему об описанной в моих работах "ультрадианной реакции восстановления" как о возможности самоисцеления, доступной каждому из нас каждые полтора часа, если мы делаем в это время паузу для того, чтобы позволить нашим системам — вегетативной нервной, эндокринной, иммунной и нейропептидной — выполнять свою внутреннюю работу. Он поразился этому, но сказал, что будет делать все, что необходимо для поддержания хорошего самочувствия.

Критические замечания

Критика психобиологического подхода сводится к трем основным положениям:

1. Мы недостаточно хорошо изучили биологию и не вправе связывать ее с психикой и поведением.

2. Любые попытки свести психику к биологии и физике необоснованны.

3. Исследования взаимосвязи между несущими информацию субстанциями и психикой все еще не дают однозначных результатов, и никакие исследования не подтвердили, что в работе с людьми возможен психотерапевтический подход, основанный на связи психика-ген.

Мы недостаточно хорошо изучили биологию. Большинство поразительных открытий в науке и терапии является результатом синергического слияния двух или большего числа направлений исследований. Сегодня, однако, большинство форм психотерапии все еще не может выйти из сферы феноменологии, так же как не могли сделать этого такие основатели глубинной психотерапии, как Жанэ, Фрейд и Юнг. Все они видели, что психологические процессы не могут быть отделены от физиологии тела, но признавали, что невысокий уровень развития физиологии не позволяет соединить ее с психологией. Теперь дело обстоит иначе. Я бы даже сказал, что сегодня подлинным новатором является тот, кто приходит в психологию из молекулярной биологии, те, кто открыл существование сложных отношений между психикой и молекулой. Назову лишь некоторых из них, — тех, кого может понять любой критик психобиологического подхода.

Джеймс Мак-Го, психофизиолог, опубликовал в 1983 г. работу, подводящую итог исследованиям, продолжавшимся более десяти лет в ряде ведущих лабораторий. Эти исследования выявили, как гормоны (информационные субстанции), выделяемые телом во время стресса, могут влиять на память, процессы Научения и поведение. Таким образом, психологические состояния зависят от наличия или отсутствия этих информационных субстанций, обусловливающих кодирование опыта в головном мозге.

Френсис О. Шмитт является пионером молекулярной биологии. Это ему принадлежит выражение "информационная субстанция". В опубликованной в 1984 г. статье, получившей широкое признание, он подвел итоги работы целого поколения исследователей, занимавшихся молекулярными регуляторами функций головного мозга. Используя метафору из области компьютеров, можно сказать, что информационные субстанции могут считаться программным обеспечением, постоянно меняющимся в ходе творческого взаимодействия с окружением, в то время как нервная система является относительно постоянным техническим обеспечением.

Кендейс Перт руководит исследованиями в области биохимии мозга в Национальном институте психического здоровья. В

1985 г. она вместе со своими сотрудниками опубликовала основополагающую статью, где показана, как множество нейропептидов (информационных субстанций) могут связывать друг с другом ощущения, восприятия, эмоции и поведение. Эти нейропептиды и их клеточные рецепторы образуют психосоматическую сеть, которая может считаться новой информационной сетью, координирующей отношения между психикой и телом.

Эрик Кандел, психиатр-исследователь из Колумбийского университета, был первопроходцем в изучении внутриклеточных молекулярных процессов научения и их значения для клинической медицины. Кандел установил, как стимулы из окружающей среды передаются информационными субстанциями на клеточный уровень, а затем в клетках функцию переноса выполняют "вторичные посыльные", которые могут включать или выключать особые гены, регулирующие клеточный метаболизм.

^

Психику нельзя сводить к молекулам. Я дал обзор процессов, охватывающих психику и тело, которые я называю "связью между психикой и геном". Обзор отражает дух современных психобиологических исследований уже упомянутых мной авторитетных ученых. Именно "связь между психикой и геном" служит молекулярной основой всех форм целительства, осуществляющегося по принципу психика-тело, начиная с древних шаманских практик и кончая современной психосоматической медициной. Оглядываясь назад, мы можем понять, что многие фундаментальные процессы, гипнотерапии и психоанализа — диссоциация, вытеснение, психологические комплексы, травмы и стресс — поддаются осмыслению в рамках более широкой системы психика-тело. Но это не означает, что мы сводим психику к молекуле! Впервые мы располагаем действительно научной основой для изучения способов влияния психики и ее состояния на материю и наоборот. В настоящее время психология и биология ждут многого от новой синергии, новой психобиологии, которая их объединяет, а основой такого объединения служат концепции информации и коммуникации.

Не существует исследований, подтверждающих наличие связи между психикой и геном. Это серьезная критика. Основу моего психобиологического подхода составляет новый синтез импликаций имеющихся данных. Пока еще не были проведены непосредственные проверки гипотез, касающихся связи психика-ген. Недавно я составил план исследований, необходимых для выявления связи между психикой и информационными субстанциями вплоть до генетического уровня. Этот план включает 128 исследовательских проектов. Я уже помогаю нескольким аспирантам, которые пишут на эту тему докторские диссертации, и готов помочь любому другому исследователю данной проблемы.

Одно из преимуществ психобиологического подхода заключается в том, что он позволяет добиться более высокого уровня понимания и жизни, и психотерапии, а также объединить их. В XIX веке наука уподобилась Вавилонской башне: ученые разных специальностей с трудом понимали друг друга. Еще меньше понимали их простые смертные. Объединение, осуществленное в XX веке с помощью концепции информации, дает возможность исследователям, работающим в чрезвычайно удаленных друг от друга дисциплинах, без труда общаться друг с другом, с клиницистами и вообще со всеми, кто занимается вопросами физического здоровья. Всех нас объединяет одна цель — способствовать нашему общему благосостоянию с помощью процессов коммуникации и самореализации.

Биография

Эрнест Л. Росси в настоящее время является частнопрактикующим психотерапевтом в Малибу, Калифорния. Он издает журнал "Психологические перспективы: идеи Юнга и его последователей". Росси получил ученую степень бакалавра по биохимии, а затем стал доктором психологии в 1962 г. в Темпльском университете. Стипендия, полученная им после защиты докторской диссертации от Государственного общества здравоохранения США, позволила ему два года изучать психосоматическую медицину под руководством Франца Александера. Росси является автором или составителем пятнадцати книг по психотерапии, снам и психобиологии целительства. Обладая большим опытом юнгианского анализа, он входит в состав классификационного совета Института К.Г. Юнга в Лос-Анджелесе. Его перу принадлежат работы, посвященные гипнотерапии Милтона Эриксона, совместно с которым он написал четыре книги. Кроме того, Росси подготовил к изданию и издал четыре тома собрания трудов Эриксона, а также принимал участие в издании четырех томов лекций М. Эриксона и стенограмм его семинаров.

Литература

Erickson, М., & Rossi, Е. (1989). The February man: Evolving consciousness and identity in hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel.

Kandel, E. (Ed.). (1987). Molecular neurobiology in neurology and psychiatry. New York: Raven Press.

McGaughJ. (1983). Preserving the presence of the past: Hormonal influences on memory storage. American Psychologist, 38(2), 161—173.

Pert, С., Ruff, M., Weber, R., & Herkenham, M. (1985). Neuropeptides and their receptors: A psychosomatic network. Journal of Immunology, 135(2), 820s—826s.

Rossi, E. (Ed.). (1980). The collected papers of Milton H. Erickson on hypnosis (4 vols.). New York: Irvington. Rossi, E. (1982). Hypnosis and ultradian cycles: A new state(s) theory of hypnosis? American Journal of Clinical Hypnosis, 25(1), 21—32.

Rossi, Е. (1986а). Altered states of consciousness in everyday life: The ultradian rhythms. In B. Wolman (Ed.), Handbook of Altered States of Consciousness (pp. 97—132). New York: Von Nostrand.

Rossi, E. (1986b). Hypnosis and ultradian rhythms. In B. Zilbergeld, M. Edel-stein, & D. Araoz (Eds.), Hypnosis questions and answers. New York: Norton.

Rossi, Е. (1986с). The psychobiology of mind-body healing: New concepts of therapeutic hypnosis. New York: Norton.

Rossi, E. (1990). Mind-molecular communic'ation: Can we really talk to our genes? Hypnos, 27, 3-14.

Rossi, E., & Cheek, D. (1988). Mind-body therapy: Methods of ideodynamic healing in hypnosis. New York: Norton.

Rossi, E., & Ryan, M. (1986). Mind-body communication in hypnosis: Vol. 3. The seminars, workshops, and lectures of Milton H. Erickson. New York: Irvington.

Schmitt, F. (1984). Molecular regulators of brain function: A new view. Neuroscience , 13, 991-1001.

Вернуться к оглавлению