Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
inflatable tent
Беспроцентные кредиты

"Диаклектическая" психотерапия

VIII. СИСТЕМНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

4. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНИКИ

Флоренс У. Каслоу

Определение

В основе моей преподавательской и психотерапевтической деятельности лежит убеждение в том, что психотерапия представляет собой процесс целительства. Этот процесс происходит, если психотерапевт и клиент сумеют установить прочный терапевтический альянс. Клиенты могут исследовать свои установки, ценности, поведение, демонов, фантазии и цели — любой беспокоящий их аспект своей интрапсихической и межличностной жизни.

Моя "диаклектическая", интегративная модель позволяет выбирать такие модальности психотерапевтической работы и такую психотерапевтическую персону, которые лучше всего подойдут для того, чтобы помочь клиенту противостоять потерям (внутренним и в межличностных отношениях), страхам и т.д.

Краткая характеристика

Диаклектическая модель постулирует: ни одна модель, теория или стратегия интервенции не может служить психотерапевтической панацеей для всех клиентов, проблем или синдромов. Человеческое интерактивное поведение, особенно в его дисфункциональных или патологических формах, вызывается многими причинами и, будучи сложным, редко поддается одним лишь упрощенным оценкам и интервенциям, основанным на стандартных рецептах. Наши клиенты — не роботы на сборочном конвейере, к которым можно применять заранее заготовленные рецепты.

Люди приходят к психотерапевту со своими чертами (как общими для всех, так и присущими только им), характеристиками, чувствами, устремлениями, паттернами взаимодействия и поведения. Чтобы оказать наиболее эффективную помощь, мы должны кое-что знать о том, как они воспринимают себя и семейную систему (а также других членов семьи), частью которой являются. Психотерапевтическая работа должна проводиться строго индивидуально с учетом таких факторов, как количество времени и усилий, которые клиенты готовы уделить психотерапии, характер симптоматики (острый или хронический), цели пациента, острота и характер проблем, а также доступные ресурсы — то, что окажет клиенту наиболее действенную помощь в данный момент.

Теоретическая ортодоксия, согласно которой любой теоретический подход и любой вид психотерапевтической работы является правильным и наилучшим, ведет к контрпродуктивной ригидности. Поэтому я пытаюсь как можно лучше ознакомиться с многочисленными теориями и техникам психотерапии и семейной терапии и пользоваться ими. Руководствуясь здравым смыслом, я постоянно заимствую что-нибудь из удивительного богатства существующих подходов или же, при необходимости, создаю новые. Это не какая-то атеоретическая или нетеоретическая парадигма. Это, скорее, говорит о расширении параметров, о поиске новых форм синтеза различных теоретических систем в поиске наилучшего понимания затруднительного положения клиента и более совершенных психотерапевтических средств.

Термин "диаклектическая" был предложен "для того, чтобы показать, что эта "немодельная" модель выборочно и эклектически прибегает к заимствованиям из многих источников и ищет новый, более совершенный диалектический подход к анализу трудностей, существующих в семье, и облегчения выхода из трудных ситуаций и устранения нарушений. В результате психотерапевтическая работа бросает вызов психотерапевту и клиенту, совместно проводящим исследование, настраиваясь друг на друга (на осознаваемые и неосознаваемые процессы), а также осуществляя вербальную и невербальную коммуникацию" (КаслоуФ.У. "Диаклектический" подход к семейной терапии и практике. Журнал семейной терапии и терапии супружеских пар, 1981, № 7(3), с. 348.) Таким образом, в зависимости от обнаруженных нарушений или от моих планов, я могу использовать "круговые вопросы", рефрейминг, предписание симптома и другие парадоксальные стратегии, поведенческое предписание или подкрепление, прояснение или интерпретацию, проигрывание роли или семейную скульптуру или же сочетание интервенций, выбранных из множества возможных. Такой широкий подход к миру психотерапии позволяет объединить все лучшее, что есть в науке и искусстве психотерапии.

Критические замечания

Эклектизм обычно осуждают за ненаучность и недостаточную точность. Многие считают его винегретом и полагают, что психотерапевты, использующие этот подход, не стоят на твердой почве теории, техники, методологии исследований и недостаточно знакомы с имеющимися данными. Пуристы считают отклонение от классической традиции их школы мышления ересью, проявлением мятежной нелояльности по отношению к основателям школы. Продолжительные динамические изменения, позволяющие отказаться от старых представлений, совершенствовать и расширять теорию, иногда даже (если осуществляется новый синтез) включать в нее на первый взгляд противоположные идеи из соперничающих школ, — все это приводит "правоверных" в замешательство. Кроме того, преподавать динамическую теорию, находящуюся в постоянном развитии, труднее, чем теорию статическую, развитие которой, как полагают, уже завершилось.

Другой вызывающий смятение аспект: любой метод, провозглашающий уникальность и индивидуальный подход к планированию психотерапевтической работы и интервенций, предоставляет большую свободу действий психотерапевту, который может наделать ошибок. О таких критиках можно сказать следующее: они полагают, что если человек следует по дороге, вымощенной желтыми кирпичами, то она всегда приведет его в страну Оз, к магическому исцелению.

Далее. Эклектизм критикуют за то, что он может вызвать еще больший хаос в головах как у клиентов, так и у психотерапевтов. Однако личность психотерапевта и качество терапевтического альянса являются критическими факторами, определяющими успех или неудачу психотерапии. И сводить к нулю значение стиля психотерапевта означало бы преуменьшать силу, необходимую для мобилизации энергии клиента и желательных изменений. Золотая середина находится где-то между непреклонным "Вот как это следует делать" и вызывающим хаос лозунгом "Занимайся своими делами". Диаклектический подход ищет эту чашу Святого Грааля.

Биография

Флоренс У. Каслоу является директором Института семьи и пар в Вест Палм Бич, штат Флорида, профессором медицинской психологии в Университете Дьюка и профессором психологии в Институте технологии в Мельбурне. Степень доктора философии она получила в 1969 г. в колледже Брин Мор. Каслоу лауреат многочисленных премий, в том числе премии американской психологической ассоциации 1986 г. Она является первым президентом Международной ассоциации семейной терапии.

Каслоу автор или составитель двенадцати книг, свыше 100 статей и глав в книгах. Она состоит в редакционных советах шестнадцати американских и иностранных журналов.

Литература

Kaslow, F. W. (1981). A "diaclectic" approach to family therapy and practice: Selectivity and synthesis. Journal of Marital and Family Therapy, 7(3), 345—351.

Kaslow, F. W., & Schwartz, L. L. (1987). Dynamics of divorce: A life cycle perspective. New York: Brunner/Mazel.

Вернуться к оглавлению