Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
inflatable ads
Беспроцентные кредиты

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

VI. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ ФИЛОСОФСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ

2. ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

Ролло Мэй

Определение

Психотерапия представляет собой такую форму отношений между людьми, которая становится желательной, когда тот или иной аспект психологического и эмоционального существования оказывается блокированым для индивида. Индивид, вначале не способный к конструктивным человеческим отношениям (дружба, любовь) и к конструктивному труду (творчество, продуктивность), обретает такую способность за счет того, что приходит к пониманию себя. Это достигается с помощью другого человека — терапевта. Термины терапия и клиент неадекватны, но более подходящими в настоящее время мы не располагаем.

Краткая характеристика

Психотерапия представляет собой форму поведения, к рассмотрению которой следует подходить с учетом ее исторического контекста. Начало психотерапии относится не к нашему столетию. В истории уже были подобные периоды, например, в Греции во II веке до н.э. или в Европе в XIV веке н.э. Эпоха психотерапии наступает тогда, когда культура претерпевает радикальные изменения и люди теряют ощущение безопасности, необходимое для того, чтобы заниматься трудом и строить отношения, основанные на дружбе и любви. В XIX и XX столетиях о такой ситуации говорилось в работах Кьеркегора, Ницше и Фрейда. Фрейд и положил начало теперешней эпохе психотерапии. Тот из нас, кто не считает себя фрейдистом, является, тем не менее, постфрейдистом, и нам следует понимать, что именно работы Фрейда положили начало процессу, который привел к возникновению различных форм современной психотерапии.

Двадцатое столетие справедливо называют веком тревоги, столетием, в котором смысл существования был в значительной мере утерян. Отсюда сходство, существующее между психотерапией и экзистенциализмом, говорящем о нашем столетии как о времени, когда большие массы людей потеряли смысл своего существования и способность любить и трудиться.

Современные формы психотерапии имеют сходство с религией: обычно в психотерапии один человек (называемый психотерапевтом или консультантом) оказывает помощь другому (называемому пациентом или клиентом), испытывающему трудности в любви и работе. Позиция Фрейда во многих отношениях была похожа на позицию католического священника. Он как бы оставался скрытым, сидя позади человека, делающего свои признания. Цели психотерапии заключаются в том, чтобы посредством терапевтических отношений помочь человеку, испытывающему трудности в установлении отношений любви и творчества. Достигается это главным образом путем устранения препятствий, мешающих любить и созидать, что в дополнение к обычной человеческой чуткости требует специальной психотерапевтической подготовки.

Главной формой отношений в психотерапии является эмпатия между двумя участниками этого процесса (в групповой психотерапии их может быть больше). Эмпатия включает в себя сензитивность, благодаря которой отношения приближаются к телепатии, и является одной из форм переноса и контрпереноса. Мы не располагаем адекватными словами для того, чтобы описать эти важные аспекты психотерапии. Я считаю, что термин интервенция не является точным или полезным, поскольку отношения начинаются уже тогда, когда клиент впервые задумывается о психотерапевте. То же самое можно сказать о мыслях психотерапевта относительно клиента.

Концепция тревоги — основного симптома блокирования способности к любви и конструктивной работе — центральное понятие в любом направлении психотерапии, но особенно важное место оно занимает в экзистенциально-гуманистической психотерапии. Примерно до 1950 г. [года, когда вышла в свет моя книга "Значение тревоги" ("The meaning of Anxiety")] было принято такое определение психического здоровья: "Жизнь без тревоги". Но теперь мы понимаем, что тревога имеет конструктивные аспекты — например, в искусстве, литературе и творчестве. Теперь многими принимается утверждение, что тревога может быть как деструктивной, так и конструктивной. Экзистенциалистское движение, оказывающее влияние на психотерапию, пытается уменьшить иррациональную тревогу, помочь клиенту перевести тревогу в ее нормальную форму. Нормальной форме тревоги присущи следующие четыре черты: она соразмерна существующей угрозе; не вызывает интрапсихического конфликта (вытеснение); не требует механизмов защиты;

продуцирует новые инсайты.

Критические замечания

Критику, обвиняющую экзистенциально-гуманистическую психотерапию в том, что она является философской, можно не принимать во внимание: любое направление психотерапии имеет ту или иную философскую основу, и единственное, что мы можем сделать, это принять решение: станем мы вытеснять свою философию или же будем конструктивно ее использовать.

Критические утверждения, что экзистенциально-гуманистическая психотерапия пессимистична по своей природе, нельзя считать справедливыми. Эта критика обычно исходит от тех, кто сам не верит в существование людских пороков или трагических аспектов человеческого существования. Трагедия способна порождать самые замечательные творения, примером может служить "Гамлет" Шекспира. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия исходит из того, что устранение препятствий, мешающих труду и человеческим отношениям, может раскрыть в человеке потенциал, доступный творческому использованию. Ценность экзистенциально-гуманистической психотерапии заключается в том, что она переводит энергию, прежде находившую проявление в невротических симптомах, в русло творческой активности в сферах любви и труда.

Биография

Ролло Мэй — один из основоположников гуманистического направления в психотерапии. Степень доктора философии он получил в 1949 г. в Колумбийском университете. Он является автором или соавтором четырнадцати книг, лауреатом многочисленных премий. Ролло Мэй больше, чем кто-либо другой, способствовал распространению в Америке европейского экзистенциализма в той его форме, которая может найти применение в психотерапии.

Вернуться к оглавлению