Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
Sale of bouncy castle
Беспроцентные кредиты

Теоретические разработки Хассана

Введение

Особенно убедительны наблюдения американского исследователя Ихаба Хассана, выявляющего своеобразие постмодернизма именно путем сопоставления его с модернизмом. Выстраиваемая им система оппозиций" настолько наглядна и убедительна, что "цитируется" из работы в работу. Приведем ее и мы.

Модернизм

Постмодернизм

закрытая замкнутая форма

открытая разомкнутая антиформа

цель

игра

замысел

случай

иерархия

анархия

мастерство/логос

исчерпывание/молчание

предмет искусства/законченное произведение

процесс/перфоманс/хеппенинг

дистанция

участие

творчество/тотальность/синтез

деконструкция/антисинтез

присутствие

отсутствие

центрирование

рассеивание

жанр/границы

текст/интертекст

семантика

риторика

парадигма

синтагма

метафора

метонимия

селекция

комбинация

корни/глубина

ризома/поверхность

интерпретация/толкование

противоинтерпретация/неверное толкование

означаемое

означающее

чтение

письмо

повествование/большая история

антиповествование/малая история

основной код

идиолект

симптом

желание

тип

мутант

фаллоцентризм

полиморфность/андрогинизм

паранойя

шизофрения

истоки/причины

различие/след

Бог-Отец

Святой дух

метафизика

ирония

определенность

неопределенность

трансцендентное

имманентное [см. 176].

Если суммировать основные признаки постмодернизма, выделенные Хассаном, выстраивается следующая их классификация:

"1) Неопределенность, включающая в себя все виды неясностей, двусмысленностей, разрывов повествования, перестановок. <...>

2) Фрагментарность. Художник-постмодернист занимается деконструкцией, предпочитает коллаж, монтаж, используя готовый или расчлененный литературный текст. <...>

3) Деканонизация, относящаяся ко всем канонам и всем официальным условностям. <...>

4) Безличность, поверхностность. П<остмодернизм> отказывается от традиционного "я", усиливает стирание личности, подчеркивает множественность "я".

5) Непредставимое, непредставляемое. Искусство П<остмодернизма> ирреалистично и антииконографично. Литература П<остмодернизма> ищет пределы, обыгрывает свое "истолщение", приговаривая себя к молчанию. <...>

6) Ирония. <...>

7) Гибридизация, или мутантное изменение жанров, порождающее неясные формы: "паралитература", "паракритика", "нехудожественный роман". <...>

8) Карнавализация. <...> Карнавализация означает центробежную силу языка, "веселую относительность" предметов, участие в диком беспорядке жизни, имманентность смеха. <...>

9) Перфоманс, участие. <...> Театр становится действующей нормой для деканонизирования общества.

10) Конструктивизм... П<остмодернизм> ... конструирует реальность. <...>

11) Имманентность. <...> При помощи новых технических средств стало возможным развить человеческие чувства — охватить мир от тайн подсознания до черных дыр в космосе и перевести его на язык знаков, превратив природу в культуру, в имманентную семиотическую систему" [203, с. 381-382].

Именно в трудах Хассана постмодернизм "выделился" из постмодерна, "отделился" от модернизма, теория постмодернизма получила системное оформление.

Умберто Эко в «Заметках на полях "Имени розы"» рассматривает постмодернизм не только как историческую, но и как трансисторическую категорию.

Вернуться к оглавлению