РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха посредством слогов (ударений).
РАЁШНЫЙ СТИХ(фразовик) - акцентный стих с парной рифмовкой. Употреблялся в балаганных прибаутках, народных драмах и т. д. Был распространен в русской поэзии 17-18 вв. Как стилизация - «Сказка о попе...»А. С. Пушкина.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда…
(А. С. Пушкин)
РАЗВЯЗКА – заключительная часть произведения с разрешением художественного конфликта.
РАССКАЗ – малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.
РЕДИФ - в восточной поэзии слово или группа слов, неизменно повторяющиеся в стихах после рифмы в конце строки.
Тот усердствует слишком, кричит: «Это – я!»
В кошельке золотишком бренчит: «Это – я!»
Но едва лишь успеет наладить делишки -
«Это – я!»
(О. Хайям)
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (позднелат. reminiscentia — воспоминание) – то, что кажется знакомым и наводит на воспоминание о чём-то уже известном; результат невольного заимствования автором чужого образа, мотива и т. п.
РЕФРЕН (припев) – стих или строфа, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении; повторяющаяся часть куплета песни, обычно её последняя строка.
Ваше благородие, госпожа удачи,
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов, сердце, постой не зови:
Не везёт мне в смерти – повезёт в любви. 2 раза
(Б. Окуджава)
РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.
РИТМИКА стиля, эпохи.
РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. "Без рифмы стих расплывается" (В. Маяковский).
РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение. Основные способы рифмовки: смежная, перекрёстная, кольцевая(опоясывающая), холостая, смешанная(вольная).
РИФМОЗЫ «рифма» и «метаморфозы») – цепочка рифм между двумя словами, изначально не рифмующимися между собой. Каждое новое слово в цепочке представляет собой другую грамматическую форму предыдущего. Удачными считаются такие рифмозы, в которых путь от одного слова к другому минимален. Вот несколько примеров:
Ручей - море Ручей - лучей Лучам - шатрам Шатёр - простор |
Белое - чёрное Белое – спелое Спел – ел Едим – звеним Она – спорна Спорное - чёрное |
Дым - огонь |
РИФМОИД – стих с очень приблизительными рифмами. Термин употребляется редко.
И на вас замахивается перо–рука,
То я, как говорится, добыл это кровью,
Я больше вашего рифмы строгал.
(В. Маяковский)
- небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
РОНДО (франц. rondeau – круг) – твёррдая форма; стихотворение, в котором в каждой строфе повторяется одна и та же строка, являющаяся в тоже время и началом стихотворения. Популярно в поэзии барокко и рококо, где состоит из 15 строк. В русской поэзии рондо трактуется более свободно.
Не лучше ль умереть, ты часто рассуждаешь,
Успехов в чём-нибудь когда не обретёшь;
Не лучше ль умереть?
(А. А. Ржевский)
РОПАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИХ (греч. ropalicos - палица, дубина) – стихотворение c постепенным наращиванием кол-ва слогов. Ропалический стих (ропалик) был впервые замечен у Гомера: в его гекзаметре каждое слово в строке имело на 1 слог больше. В последующем некоторые античные стихотворцы взяли этот приём на вооружение и пытались писать такими строками целые стихотворения
Дни суда глубоких ожиданий...
(В. Брюсов)
РУБАИ (араб. - учетверенный) - философско-афористическое четверостишие в восточной поэзии, написанное по схеме ААВА (реже AAAA). Классик жанра рубаи – Омар Хайям.
Бог даёт, Бог берёт - вот и весь тебе сказ,
Сколько жить, сколько пить - отмеряют на глаз,
Да и то норовят недолить каждый раз.
(Омар Хайям)