Онуфриев В.В.: Словарь поэтических терминов в примерах
Ф-Х-Ц-Ч-Ш

ФАБУЛА (лат. fabula -басня, рассказ) - цепь событий, о которых повествуется в сюжете.

ФАНТАСТИКА  (греч. phantastike - искусство воображать) – произведение, основанное на фантазии и художественном вымысле. Часто, описывающее прогнозированное будущее, других миры.

ФАРД – жанр восточной поэзии, воплощённый в одном бейте, лаконично передающем смысл стихотворения.

Тогда лишь слово в ход пустить – твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
                                                             (Саади)

ФИГУРНЫЙ СТИХ (vers figures) – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет - звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского - древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами: первые фигурные стихи в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в XVII веке, когда стихотворная "алхимия" была в большой моде. В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий. В XVIII-XIX вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем к фигурным стихам проявляют интерес символисты и авангардисты (Брюсов, Кирсанов, Вознесенский и др.). В целом, фигурные стихи - не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало. Как пример, стихотворение-треугольник Апухтина:  

О, где же те мечты? Где радости печали,
           Светившие нам столько долгих лет?
                От их огней в туманной дали
                     Чуть виден слабый свет…
                           И те пропали,
                                Их нет.

                                            (А. Апухтин)

ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ – см. Стилистические фигуры

(греч. phone - звук) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию речи.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ (фразеологизм) - см. Идиома.

ФРАЗОВИК (раёшный стих) - несимметричный интонационно-фразовый свободный стих.

ХАЙКУ (хокку) - жанр японской поэзии; нерифмованное трехстишие, произошедшее от танка и состоящее из 17 слогов (5+7+5). Первоначально стихи назывались хокку ("начальные стихи"), но позже за ними закрепилось название "хайку" (комические стихи), так как они носили шуточный характер. Со временем хайку стали лирическим жанром, но название сохранилось. Хайку зародились в 16 веке в период необычайного расцвета дзэн-буддизма, имевшего государственный статус. Хайку и дзэн-буддизм неразрывно связаны - целью последнего является просветление (сатори), внезапное озарение, которое невозможно передать долгими описаниями - можно только запечатлеть с помощью короткой и яркой мысли, облачённой в стихи. Тем не менее, писать истинные хайку мог только подготовленный мастер, прошедший долгий путь совершенствования и оттачивания литературного мастерства. Поэзия, проникнутая духом дзэн, представлялась как часть специфической духовной практики, направленной на достижение полной гармонии с окружающим миром - знание хайку и умение их сочинять со временем стали неотъемлемой частью воспитания японского воина-самурая, который должен был обладать невозмутимостью духа, отрешённостью и умением восхищаться красотой бренного мира. Хайку - это философский взгляд на мир в хрупкой и изысканной форме. Простота, изящество, небывалая поэтичность и ясность изложения ставят хайку в один ряд с наиболее популярными стихотворными жанрами современности. Классиками японской поэзии, создавшими непревзойдённые образцы хайку, были Басё (1644-1694) и Рансэцу (1654-1707).

На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
                       
С шелестом облетели
Горных роз лепестки…
Дальний шум водопада.
                              (Басё)

Переменила русло
Небесная река.
                      (Рансэцу)
Луна так ярко светит!

Слепец - и засмеялся...
              (Ессано Буссон)

В жанре японских трёхстиший писали и русские поэты-классики. Хайку нередко можно встретить и в современной русской поэзии.

Вот девушка с газельими глазами

Зачем Колумб Америку открыл?

                                     (Н. Гумилёв)

ХИАЗМ (греч. chiasmos) - вид параллелизма; расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»). 

– способ чередования рифм в строфе, при котором вторая и четвёртая строки рифмуются, а первая т третья – нет (АВСВ)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною

            (А. Н. Плещеев)

ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Схема «  Онуфриев В.В.: Словарь поэтических терминов в примерах Ф-Х-Ц-Ч-Ш ».


Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
                          (А. С. Пушкин)

– совокупность общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве; единство мировосприятия и эстетических взглядов, определяющих конкретное литературное направление. К художественным методам относятся: классицизм, реализм, романтизм, сентиментализм, натурализм...

ЦЕЗУРА (лат. caesura - рассечение) – пауза, делящая строку на части.

(«Зима!…ü Крестьянин, торжествуя…» А. С. Пушкин).

ЦЕНТОН (лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков) – юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного, в основном, из заглавных строк стихов Пушкина.

Я помню чудное мгновенье, -
Три сестрицы под окном.

Всё ходит по цепи кругом
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами...
Беги , сокройся от очей!

Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой красавица при мне,
Подруга дней моих суровых.

Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!

ЦИКЛОПАЛИНДРОМ

Онуфриев В.В.: Словарь поэтических терминов в примерах Ф-Х-Ц-Ч-Ш

(С. Федин)

ЧАСТУШКА - народная рифмованная припевка; четверостишие или двустишие лирического или сатирического содержания в задорно-шутливой форме.

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

                                                      (В. Маяковский)

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.  

Попрыгунья Стрекоза

Оглянуться не успела,
Как зима глядит в глаза.
                                   (И. А. Крылов)

ШАРАДА – стихотворение - загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово.

Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда.
   
Начало слова – зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
    

ШЕСТИСТИШИЕ (секстина) - строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
                               (А. С. Пушкин)