РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.
МЕТР (греч. metron – мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов(сильных и слабых мест) в стихе, общая схема звукового ритма.
РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т. д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:
Двустопный ямб |
Четырёхстопный ямб |
Играй,/ Адель, |
О па/мять сер/дца! Ты /сильней/ |
Двустопный хорей |
|
Аты-/баты, |
Буря / мглою/ небо/ кроет, |
Двустопный амфибрахий |
Трёхстопный амфибрахий |
Пусть сосны /и ели |
Средь шумно/го бала /случайно, |
Трёхстопный анапест |
Четырёхстопный дактиль |
Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу |
Утро ту/манное, /утро се/дое, |
Дактиль, амфибрахий и анапест поочерёдно |
|
Вовсе не сложные дактиль |
В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге "Студия стиха" Илья Сельвинский:
Одностопный ямб |
Двустопный ямб |
|
Весна |
Весна идёт. |
Весна идёт. Она поёт, |
Трёхстопный ямб |
Пятистопный ямб |
|
Весна идёт. Она |
|
В духе примеров И. Сельвинского можно продемонстрировать также разностопный и вольный ямб:
Разностопный ямб (вариант: 2-3-2-3) |
Вольный ямб (вариант: 2-1-4-3) |
Весна идёт |
Весна идёт. |
Пример сверхдлинного размера (12-стопный хорей):
Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В. Я. Брюсов)
- размер, в котором строки стихотворения состоят из различного кол-ва стоп (например, чередование строк, написанных двухстопным и трёхстопным дактилем или четырёхстопным и пятистопным амфибрахием, и пр.).
Разностопный ямб отличается от вольного ямба более чёткой и предсказуемой организацией строк с различным количеством стоп. Кроме того, в разностопном ямбе строки состоят, как правило, из двух или максимум трёх вариантов кол-ва стоп (например, схемы: 4-3-4-3 или 5-6-6-4 и т. п.).
Вольный ямб в большинстве своём предполагает стихи, состоящие из строк, которые часто никак не организованы и кол-во стоп в них может колебаться значительно и бессистемно. Как пример, схема басни Крылова "Моська и слон": 4-3-6-5-6-6-4-4-4-6-6-1-6-4-5-3-5-4-4-3.
Чётностопный размер - вариация разностопного размера с исключительно чётным кол-вом стоп во всех строках стихотворения (например, комбинации строк, написанных двухстопным ямбом со строками, написанными четырёхстопным ямбом, и пр.).
Пример чётностопного ямба: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, 6 К нему не зарастёт народная тропа, 6 Вознёсся выше он главою непокорной 6 Александрийского столпа. 4 (А. С. Пушкин) |
Пример чётностопного хорея: Левой, правой, кучерявый, 4 Что ты ерзаешь, как черт? 4 Угощение на славу, 4 Музыканты - первый сорт. 4 Вот смотри: 2 Раз, два, три. 2 (Саша Чёрный) |
Нечётностопный размер - строки с исключительно нечётным кол-вом стоп (например, строки с трёхстопным и пятистопным хорееем, и пр.).
Пример нечётностопного ямба:
Пример нечётностопного ямба: Отсталых туч над нами пролетает 5 Последняя толпа. 3 Прозрачный их отрезок мягко тает 5 У лунного серпа. 3 (Афанасий Фет) |
Пример нечетностопного анапеста: Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет; 5 Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут 5 На рассвете в долинах теплом и черемухой веет, 5 Соловьи до рассвета поют. 3 (Иван Бунин) |
ИКТ (лат. ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.
– единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где « - » - ударный слог, а «» - безударный.
Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники).
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники).
Четырёхсложные стопы: пеон (четырёхсложники).
ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Cхема « - ». Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный и разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А. С. Пушкин)
ХОРЕЙ
Cхема « - ».
Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А. С. Пушкин)
ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец)– трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Схема «- ».
В рабстве спасённое
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное!
(Н. А. Некрасов)
АМФИБРАХИЙ
Схема « - ».
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она.
(М. Ю. Лермонтов)
АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т. е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Схема « - ».
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- ), 2-й( - - ) и 4-й слог стопы ( -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.
Спите полумёртвые увядшие цветы, Так и не узнавшие расцвета красоты, Близ путей заезженных взращённые творцом, Смятые невидевшим тяжёлым колесом (К. Д. Бальмонт) |
Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймёшь, наверное, - Свистят они, как пули у виска, Мгновения, мгновения, мгновения. (Р. Рождественский) |
ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А. В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Схема « - »
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
(А. В. Кольцов)
ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А. С. Пушкин)
ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).
АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.
ü Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М. Ю. Лермонтов)
- ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М. Ю. Лермонтов).
Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)
СПОНДЕЙ
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пу
И смерть, и ад со всех сторон.
(А. С. Пушкин)
УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).
ины
Спят во тьме ночной;ü
Тихие долины
Полны свежей мглоü
(М. Ю. Лермонтов)
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К. Ф. Рылеев)
ГЕКЗАМЕТР имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до н. э.), Вергилия "Энеида", а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.
Примеры схем:
- - - // - - ; - - // - - - (" " - безударная часть, "-" - ударная часть, "//" - словораздел)
В русскую поэзию гекзаметр ввёл В. К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич (перевод "Илиады"), В. А. Жуковский (перевод "Одиссеи"), А. Дельвиг.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
«Илиада». Пер. Н. Гнедич)
ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
Схема: - - - -. В чистом виде пентаметр не употреблялся.
ЛОГАЭД (греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.
Будем жить и любить, моя подруга,
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)
Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.
Губы мо/и прибли/жаются
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В. Я. Брюсов)
БРАХИКОЛОН
Бей |
Сед Шёл Дед. След Брёл Вслед. |
Вдруг Лук Трах! Рысь В прах. (И. Л. Сельвинский) |