Онуфриев В.В.: Словарь разновидностей рифмы
Термины Р-У

РЕДУКЦИЯ - ослабление звучания гласных звуков в безударном положении. Именно редукция лежит в основе понятия «гласица».

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства; регулярный звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической, строфической и смысловой композиции стихотворного произведения; один из основных элементов художественного стиля в системе выразительных средств поэзии; важнейший приём инструментовки стиха.

Определение Тредиаковского: "Рифма - согласие конечных между собой в стихе слогов."

Определение В. М. Жирмунского: "Рифма есть всякий звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической композиции стихотворения".

Определение Д. Самойлова: "Рифма есть созвучные слова, расположенные в заданной последовательности в конце ритмических периодов и выполняющие одновременно функции смысловой и звуковой организации стиха".

Определение Ю. Лотмана: "Рифма есть звуковое совпадение слов или их частей в конце ритмической единицы при смысловом несовпадении".

Определение В. Онуфриева: "Рифма - звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов".

"Без рифмы стих расплывается" (В. Маяковский). Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы, она режиссёр в театре поэзии, подчиняющий себе и ведущий за собой. Являясь центральным звеном каждого стиха, кульминацией его строк, рифма, как правило, несёт на себе основную смысловую нагрузку. " Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало" (В. Маяковский). Рифма "возвращает вас к предыдущей строке… заставляет все строки, оформляющие одну мысль держаться вместе» (В. Маяковский). Выступая в организационном качестве, рифма акцентирует концы стихов, образует после себя паузы, дающие возможность осмыслить строки и насладиться благозвучием слов.

Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна.

(М. Ломоносов)

"Слова, которые служат рифмами в <детских> стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы..."(К. И. Чуковский).

Рифма выполняет в стихе несколько функций: смысловую, ритмическую, эвфоническую, мнемоническую, эвристическую.

русском стихосложении является совпадение ударных гласных. Однако одной ударной гласной недостаточно для образования полноценной рифмы, хотя есть и такие случаи (боа-амплуа, ау-МГУ, бои - рубаи...). Если слова созвучны между собой, то говорят, что они рифмуются. На самом деле рифмуются не слова и даже не звуки внутри слов (и тем более не буквы), а фонемы и их комбинации. Фонема является самой мелкой единицей языка и представляет собой наиболее точную реализацию звука. В русском языке - 5 гласных и 34 согласных фонемы. Традиционно, всё же, рифму принято рассматривать именно как звуковой повтор.

Русская рифма произошла от традиций параллелизма в русском фольклоре, когда в конце стихов располагались одинаковые части речи, которые и порождали созвучия. Такие рифмы назывались однородными (грамматическими). Со временем в рифме стали применяться слова, принадлежащие к различным частям речи, а также всевозможные неточные рифмы. В настоящее время существует пять классификаций и несколько десятков разновидностей рифмы.

Русские стиховеды, изучавшие и разрабатывавшие теоретические основы рифмы: В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, В. В. Маяковский, В. Брюсов, В. М. Жирмунский, М. Л. Гаспаров, Д. Самойлов, Б. В. Томашевский, В. Е. Холшевников, М. П. Штокмар, Ю. М. Лотман, В. Онуфриев.

- предсказуемое ожидание созвучий слов в определённых местах стихов или строф, заложенное в самой природе поэзии. В момент непосредственного восприятия пассивного слова память сохраняет его звуковой образ и - особенно - его ритмического окончания (клаузулы). С появлением активного слова, если его окончание совпадает с тем образом, который хранится в памяти, возникает рифма как ощущение звукового единства и гармонии слов. В зависимости от местоположения рифм, память самостоятельно настраивается (это происходит уже в первых строках или строфах) на сохранение образа пассивного слова и сопоставление его с активным словом в определённых местах стиха или строфы. Чем больше промежуток времени между рифмующимися словами и количество слов между ними, тем размытей становится образ. Это свойство и лежит в основе приблизительных рифм, создающих иллюзию родства слов. Вышеизложенное правило ещё в большей мере относится к песенному жанру, где слова организованы мелодически и растянуты во времени намного больше, чем в стихах.

– рифмообразующая часть слова с центром - ударной гласной. Подобно морфеме, являющейся единицей смысла в слове, рифмент – это единица рифмы. Рифмент отождествляет собой (и в этом его универсальность) близкие по звучанию клаузулы:

Рифменты Клаузулы и примеры  

1) «ОР» >> ОР ор, гор), ЁР (тапёр, спёр).
  «АД» >> АД (лад), ЯД (ряд), АТ (солдат), ЯТ (стоят).
  3) «АЖ» >> АЖ , ЯЖ (саквояж), АЖЬ (блажь), ЯЖЬ ,
                      АШ (наш), ЯШ (гуляш), АШЬ (гуашь).

 

Исходя из этого, ещё одно, «техническое» определение самой рифмы:

Рифма – это наличие, как минимум, двух слов с одинаковым рифментом. Найти рифму - значит подыскать слово с таким же рифментом, как у исходного. Рифменты слов образуют одноимённую рифму (см. классификация рифм по происхождению).

В отличие от клаузулы, объединяющей исключительно точные рифмы (вето - лето, ч -прелестный, гость - кость...), рифмент объединяет как точные, так и приблизителдьные рифмы: вето - карета, ч - чудесный, гость - гроздь, ива - красивый, лужа - уже, хлеб - степь, тише - слышу, ворочая - многоточие, колкий олке, весить - грезить,...

Существуют 11 типов рифментов: базовый, окончательный, гласный, согласный, мультирифмент, переходный, связующий, сложный, двоякий, ложный, первичный.

РИФМОВКА - порядок чередования рифм в стихах, их взаимное расположение. Существуют 5 основных типов рифмовки: перекрёстная, смежная, кольцевая, холостая и смешанная. Рифмы, образованные вышеперечисленными способами рифмовки, носят одноимённые названия.

– список слов на одну рифму в словаре рифм.

РИФМОПАРА – два рифмующихся слова. Так, "дело - смело" и "хохот -грохот" - это две рифмопары.

– объединение слов в рифме, «рифмование» слов (но не рифмовка). В отличие от рифмовки, не подразумевается положение рифм в стихе.

РИФМОТИП СЛОВА - обобщённая информация о количестве и соотношении звуков в ритмическом окончании слова. Рифмотип слова обозначается символами «х» (согласный звук) и «о» (гласный звук). Рифмотип слова «сон» - ох, «рама» - охо, «тонус» - охох, «черёмуха» - охохо, «визг» – охх, «точный» – оххох, «оборудование» - охохохохо и т. д.

Каждое слово имеет свой рифмотип, который указывает на положение слова в рифмословарной иерархии и на звуковую структуру слова, определяющую его совместимость со словами других рифмотипов. Так, говоря о том, что связующие рифмы могут рифмоваться с мультирифмами, подразумевается сходство их рифмотипов. Рифмотипы называются по именам основных рифментов, но отличаются от них тем, что не конкретизируют роды, виды и пр. В иерархии рифм (и соответственно в словаре) слова располагаются по их рифмотипам в порядке увеличения числа послеударных звуков. Подробнее см. Лаборатория § 16.

СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ потомки-потёмки, ложа-лёжа, блуза-блюза, томен-тёмен; убор - упор, избушки - из пушки, кидая- Китая, морс- мёрз... В качестве таких слов могут выступать и сходнозвучащие паронимы: топор - тапёр, граблю- грабли... Классификация по родственным оношениям.

(рифмовник, рифменник, рифмарь) – сборник рифм, организованный по окончаниям слов, начиная с ударного гласного. В отличие от обратных словарей и словарей созвучий, объединяющих слова по графическому сходству окончаний слов, словари рифм также включают в себя слова, сходные по звучанию. Рифмовники составляются на основе других языковых словарей: орфографических, частотных, обратных, и могут включать в себя различное кол-во словарных единиц. Наибольший интерес представляют полные словари, содержащие максимальное количество слов, присущих конкретному языку. Такие словари рифм, кроме общей лексики, могут включать в себя собственные имена, сленг, речевые конструкции и т. п. Словари рифм предназначены в первую очередь поэтам, но представляют несомненную ценность и для переводчиков поэтических текстов, филологов, составителей рекламных текстов, деятелей шоу-бизнеса, массовиков-затейников и пр. Существуют и узкоспециальные сборники - словари рифм отдельных авторов или произведений.

УРОВНИ РИФМЫ - сходные по рифмотипу и звуковому составу различные грамматические формы неоднородных слов. Все базовые рифмы в русском языке имеют, как минимум, два уровня. Как правило, это выражается в разделении на слова мужского и женского (+ среднего) рода. В основных грамматических формах эти слова не рифмуются между собой, но в большинстве других образуют рифму.

Пример из рифмента «ОВ»:

клёв слово

улов основа

засов… подкова

Пример рифмосочетания слов женского(+среднего) и мужского рода на 1 уровне:

– обнов – слов - основ - подков...

На 2 уровне слова рифмуются между собой практически во всех грамматических формах:

– основы, засове – подкове…

Исключение – творительный падеж «овом овой» (уловом – основой).

В данном случае это уже конфликтная связующая рифма.

С каждым уровнем рифмующиеся слова имеют на один послеударный слог больше.

уловами – подковами…

Дополнительные примеры:

Танк ≠ осанка, но: – осанку, танке – осанке, танками-осанками…; Волк ≠ ёлка, но: волка – ёлка и т. п..

«суть» и «смута».

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.

В сердечной смуте.

(Б. Пастернак)

Понятие уровней рифмы вместе с системой ссылок и мультирядами позволяют словам не повторяться в их многочисленных грамматических формах.

Онуфриев В.В.: Словарь разновидностей рифмы Термины Р-У