ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА - эпифора; слово рифмуется само с собой.
|
||
«Всё моё», - сказало злато; «Всё моё», - сказал булат. «Всё куплю», - сказало злато; «Всё возьму», - сказал булат. (А. С. Пушкин) |
О тебе я хочу думать. Думаю о тебе. О тебе не хочу думать. Думаю о тебе. О других я хочу думать. Думаю о тебе. Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе. (Лев Озеров) |
Если до сих пор нигде вы Не встречали королевы,- Поглядите - вот она! Среди нас живет она. (Агния Барто) |
при котором в конце стихов располагались слова одинаковых частей речи (особенно часто глаголы) в одинаковых грамматических формах.
З добрымъ бо думцею думая
князь высока стола добудетъ,
а с лихимъ думцею думая,
меншего лишенъ будетъ.
(Даниил Заточник, "Моление", 13 век)
Сродни тавтологическим рифмам существуют и т. н. полутавтологические рифмы: ждать-подождать, царил-воцарил, какой - никакой, люби-возлюби, бег-забег, нас - вас, кто - никто, свои - твои...
Пуская твои небрежные напевы
Изобразят уныние моё,
И, слушая бряцание твоё,
Пускай вздохнут задумчивые девы.
(А. С. Пушкин)
ТВЁРДО-МЯГКАЯ РИФМА – двоюродная рифма, внутри которой мягкая согласная противостоит твёрдой.
Горы – море, рады - ради, молния – полная, час - озлатясь, Панкратий-косматый, мир ырь, стол – моль, жизни - отчизны, зрит - разделить, дыра - моря…
Верный конь, узды не чуя, Шагом выступал: Гриву долгую волнуя, Углублялся вдаль. (А. С. Пушкин) |
Пачками колец Сатурн расшуршался в балетной суете. Вымахивает за туром тур он своё мировое фуэтэ. (В. Маяковский) |
Может думает обо мне… (С. Есенин) |
Бренчит частушка, как медаль, (Роберт Рождественский) |
ТОЧНАЯ РИФМА - общее название рифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. В отличие от графических рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое сходство.
Сеть – мечеть, гроза – слеза, лик – старик, жареный – подаренный, ноль – позволь, едко – метко, резче – хлестче, око - дока…
Вплоть до конца 20 века под точной рифмой подразумевались любые созвучные на слух рифмующиеся слова. «Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами эпохи, более свободными или более требовательными» (В. Жирмунский, "Рифма, её история и теория", 1923 г.)
ТРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на третьем слоге от конца. Второе название – гипердактилическая рифма. Понапружился - понатужился, радуга – надолго, Греция - Венеция, розовый – берёзовый, крутится – беспутица…
О вы размеры старые,
Захватанные многими,
Банальные , дешёвые
Готовые клише!
Звучащие гитарою
И с рифмами убогими -
Прекраснее, чем новые,
( И. Северянин)
ТРОЙНАЯ РИФМА - рифма из трёх слов в сложных строфах.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
(Ф. И. Тютчев)
На тройных рифмах строятся все секстины (АВАВАВ).
УСЕЧЁННАЯ РИФМА – базовая равносложная рифма, в которой пассивное слово заканчивается на согласную (или две), а активное - на гласную.
Унылый - мило, тополь – Европа, омут- другому, стильный – обильно, кречет – вече, дальний - спальня…
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…
( М. Ю. Лермонтов)
Противоположность усечённой рифме – надстроечная рифма.
УСТОЯВШАЯСЯ РИФМА – часто употребляемая связка не совсем сходных по звучанию слов.
Жизнь = держись, вниз, ввысь…, грусть = Русь, вернусь…, любви = твои, свои, соловьи…, люблю = пою, мою, твою
Уноси моё сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль; В этих звуках на жаркие слёзы твои Кротко светит улыбка любви. (А. А. Фет) |
Жди меня, и я вернусь, |
ХОЛОСТАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при холостом способе рифмовки, при котором некоторые стихи (наиболее часто - первый и третий в четверостишии. Схема рифмовки - АВСВ) не рифмуются. Т. о., под условным понятием "холостой рифмы" следует понимать её частичное отсутствие внутри строфы.
Лесом чистым и дремучим, |
Воды Плавно текут. Люди премудрые Тихо живут. (А. С. Пушкин) |
ЧЕТВЕРНАЯ РИФМА - рифма из четырёх слов в строфе.
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А. С. Пушкин)
- рифма из слов с ударением на четвёртом слоге от конца.
Второе название – гипердактилическая рифма.
Суужинами, божеественная, свидетельница – благодетельница, заночёвывая – приторго…
Стоят серебряными блюдечками
Кувшинок мокрые цветы
Иду, помахивая у
На обомшелые плоты.
(Г. Шенгели)
ШЕСТИСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на шестом слоге от конца.
– супергипердактилическая рифма.
Жульничающие – богохульничающие, трапезничающий - я
- разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах; двустишие, в котором вторая строка состоит всего из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.
Где земля, и где закон, чтобы землю выдать к лету? –
Нету!
Что же дают за февраль, за работу, за то, что с фронтов не бежишь? –
Шиш!
(В. Маяковский)