Онуфриев В.В.: Словарь разновидностей рифмы
Рифмы Р-С

РАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с равным количеством послеударных слогов. Основная рифма в стихосложении. Верю – потеря, ясно - сладострастно, дом – идём, весне - старине, там – цветам, я - твоя, кипарис - разрослись…

Противоположность неравносложной рифме.

Время, о! время,
Что ты? Мечта,
Век наш есть бремя,
Всё суета...
       (М. Херасков)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
                                  (Ф. И. Тютчев)

РАЗНЕСЁННАЯ РИФМА – рифма, образуемая словами, стоящими в различных местах стиха.

Шаля,
               такие ноты наляпаны,
что с зависти
           Лопнули б все .
                                 (В. Маяковский)

РАЗНОРОДНАЯ РИФМА – рифма из слов, принадлежащих к различным частям речи.

Вода – сюда, мотылёк – промок, дней - сильней, какаду – найду, истома – дома, склеп – слеп, вы - увы, гибкой - улыбкой, сдача – иначе, послушна - равнодушно, рать - умирать, княжна - скромна…

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
                                   (К. И. Чуковский)

РАЗНОСЛОВНАЯ РИФМА - рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая. Солнце - сон целое, судорог - разнесу дорог, раб расти - храбрости, тех, кто рушаещееся - архи, шёпот - хорошо под, за сто и - глазастые...(В. Маяковский) 

Один взойду на помост
Росистым утром я,
Пока спокоен дома
строгий судия.
(Фёдор Сологуб)

РАЗНОУДАРНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с ударением на различных слогах от конца: вдребезги - ни зги, волны - полны...

Молодой человек,
встань на коробочку!
Лучше на бочку!
(В. Маяковский)

небе – себе, ночи – молчи, сидит – ходит, трава – снова, просил – бросил, я – красивая… "Молодость моя - Белоруссия..."

РАССЕЧЁННАЯ РИФМА – рифмосочетание слов, основанное на внутрисловном переносе: последнее cлово в строке "разрывается" и переносится в следующую строку.

зна(мя) - казна, живуч ям(б) - созвучьям, нигде - приведе(ние), ксива - красивы(ми), палачу - чу(вствую), Химер - мер(цаньи)...

Пальцы корявой руки
Буквы непослушные гнут:
"Врангель оп-
                 раки -
                 нут..."
                         (В. Маяковский)

Раскланялись все, осклабились враз;
кто басом фразу, кто в дискант дьячком.
- С праздничком!
         С праздничком!
                                      С праздничком!
                                                С праздничком!
                                                                    С праз-
                     нич-
         ком!
                       (В. Маяковский)

А кто до того к подписям привык,

что снова к скале полез,-

у этого всегда закрывается лик-
  без.
                       (В. Маяковский)

- см. Рифма с чередованием.

РИФМЫ ДАЛЬНЕЙ СТЕПЕНИ РОДСТВА - рифмы, образуемые словами, клаузулы которых совпадают только в начале. К рифмам дальней степени родства относятся ассонансные рифмы, конфликтные рифмы, корневые рифмы и пр.

РИФМА С ВКЛИНЕНИЕМ – рифмосочетание слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу после ударной гласной. Противоположность рифме с выпадением.

Медь – сельдь, брег - поверг, год - лорд, литры - фильтры, вас – вальс, клетка – студентка, радугой - играть дугой...

Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
(М. В. Ломоносов)

РИФМА С ВЫПАДЕНИЕМ - противоположность рифме с вклинением.

Зонтика – экзотика, горе – двое, отвёртка – уборка, пусть - путь

ездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
(М. Цветаева) 

РИФМА С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (перестановкой) - рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. Ксерокс – вереск, рифма - нимфа, юрта - утро, алиби – грабили, Карла - крала, прут- труп, схема - смеха, пёстрый – разношёрстый, прискорбно – подробно…

РОДНАЯ РИФМА - точная рифма, наиболее созвучная на слух. К родным рифмам относятся:

- рифмы с полным совпадением клаузул: Пасть - масть, сок – обмок, клей – смелей…

- объективные акустические рифмы: - стального, конечно - успешно

- рифмы с адекватной гласицей: лето - карета, новый – подковой, узел - контузил… (см. Гласица).

Чудная картина,
Как ты мне родна
Белая равнина,
Полная луна
(А. Фет)

СВЯЗУЮЩАЯ РИФМА – словарная разновидность рифмы; двухсложная или трёхсложная рифма, состоящая из первичного рифмента(корня), гласицы и фиксирующей согласной. Рифмотипы: «ОХОХ»(1 уровень) и «ОХОХО»(2 уровень). Ужин - дюжин, могучий - гремучей, осень - просинь, хижины - обижены, едет - бредят, впрочем - пророчим, синий - иней, пробуя - особая, повар - говор, рынок- финик, серые - веруя, повешен - черешен, охать - похоть...

Голос – боролас– гладиолус – полис – полюс - мусолясь.

Связующие рифмы объединяют в себе слова различных частей речи, группы слов из различных семейств и сами слова в разных грамматических формах. Например:

Палата (сущ.) Печатать (глаг.) Заклятый (прилаг.)

Палатой – печатай – заклятый.

Здесь в связующей рифме объединены части речи. Следующий пример демонстрирует объединение различных групп существительных:

Корона, операционная, влюблённый, ладонь, беззаконие, посторонний, колония.

Короной – операционной - влюблённый - ладоней – беззаконий - посторонний – колоний.

Различные группы глаголов:

Ходить, верховодить. Ходят - верховодит– верховодите.

В русском языке 720 наименований связующих рифм.

Что ты ржёшь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызёшь своих удил?

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем

  (А. С. Пушкин)

СЕМИСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма из слов с ударением на седьмом слоге от конца.

Второе название – супергипердактилическая рифма. В поэтической практике не применяется.

Рассекречивающиеся – увековечивающиеся, выгравированные - выдрессированные,
оглядывающиеся - отгаовывающимися - разочаровывающимися...

Ветви тёмным балдахином свешивающиеся,
Шумы речки с дальней песней смешивающиеся...
(В. Брюсов)

СКВОЗНАЯ РИФМА - рифма, проходящая через всё стихотворение наряду с другими меняющимися рифмами.

АНГЕЛ
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон, мрачный и мятежный,
Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.

"Прости, - он рек, - тебя я видел,
ял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал.
(А. С. Пушкин)

СЛОЖНАЯ РИФМА – многосложная рифма из слов, основная грамматическая форма которых имеет, как минимум, три послеударных слога с фиксирующей согласной.
Разв/едывать, тр/уженик, б/абочка, м/изерный, п/окатом, ск/азывать, обор/удование…

Дополнительный пример: маленький и черёмухам. Слово «черёмухам» также, как и «маленький» имеет 3 слога, однако может быть и двухсложным – «черёмух», поэтому относится к связующими рифмам (ОМ●Х), а «маленький» - к сложным рифмам. Клаузулы сложных рифм, как правило, совпадают: Мелочный – отделочный, важничать - бродяжничать, вдовушка – коровушка

Надо мной певала матушка,
Колыбель мою качаючи:
"Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи"
(А. Н. Некрасов)

Категория «сложные рифмы» является словарной и важна для понимания организационной структуры рифм в словаре.

СЛОГОРИФМА – созвучие слогов в различных словах в стихе или соседних стихах; совпадение частей слов как первый признак звукового тождества. "Слог - единица низшей рифмы" (Б. Томашевский). Слогорифмы наиболее созвучны, если приходятся на ударные позиции в словах. В примере ниже, кроме основной рифмы «царица-девица», есть ещё две слогорифмы: кабыя бырица – говорит (ри-ри)

Кабы я была царица, -
Говорит одна девица...
(А. С. Пушкин)

СЛУЧАЙНАЯ РИФМА – см. авторифма.

СМЕЖНАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при смежном способе рифмовки ААВВ.

Всю жизнь хотел я быть, как все,
Но мир в своей красе
Не слушал моего нытья
И быть хотел - как я!
(Б. Пастернак)

СМЕШАННАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах. Образуется при смешанном способе рифмовки в сложных строфах.

А всего иного пуще
Не прожить наверняка -

Правды, прямо в душу бьющей
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
                             (А. Твардовский)

Стихи должны поэту сниться
По сотне памятных примет.
Как пешеходу в зной - криница,
Глухому - утренняя птица,
Слепому - утренний рассвет.
                (Маргарита Алигер)

СОГЛАСНАЯ РИФМА - вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В согласных рифмах последнему ударному гласному предшествует только согласный звук, который является опорным и несёт на себе основную нагрузку в рифме. Примеры: уха - чепуха, игру - гуру, всегдада, хожу - гляжу, неси – мерси, бубня - меняты- мечты, чело - весло

Вдоль деревни, от избы и до избы,
Зашагали торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода, -
Мы такого не видали никогда.
                           (М. Исаковский)
В мире как в море: не спят рыбаки,
Сети готовят и ладят крючки.
В сети ли ночи, на удочку дня
Скоро ли время поймает меня?

                      (Расул Гамзатов)

СОСТАВНАЯ РИФМА - рифма с участием союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными: небо – мне бы, жива ли - увяли, боже – кто же, неволишь – одно лишь, невод - э-вот, вдаль - тогда ль, все мы - темы, голова и - Гаваи, счёты - кто ты, петли - нет ли, корявы - якоря вы, прелесть - апрель есть, глав нам - главным, существую - листву и...

имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и неординарные рифмы.

Поверхность всей моей усадьбы
Сегодня к утру снег покрыл…
Подметить всё и записать бы, -
Так первый снег мне этот мил!

  (А. М. Жемчужников)

Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.
            (С. Есенин)
Дружной колонной шагают эпитеты, -
Вот они лучшие в мире стрелки!
Эй, бездарности! Если хотите, то
Снайперы вправят вам ваши мозги!

                                       

СТЫКОВАЯ РИФМА – разновидность рифмы по положению в стихе; конец одного стиха зарифмован с началом последующего.

    Реет тень голубая, объята
     Ароматом некошенных трав;
     Но упав, на зелёную землю,
     Я объемлю
                                     (В. Брюсов)
Зачем луна, поднявшись, розовеет,
И ветер веетполн,
И чёлн...

                    (М. А. Кузмин)

СУПЕРГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - второе название всех шести-, семи-, восьми- и девятисложных рифм; рифмы из слов с ударением на шестом, седьмом, восьмом или девятом слогах от конца. В отличие о гипердактилических, в стихосложении не применяются.

ательствующие – благожелательствующие (6 сл.) Рассекречивающиеся – увековечивающиеся(7 сл.)